Старение древесины. Как состарить дерево: основные моменты

При создании интерьера дизайнеры с удовольствием используют древесину. Для одних она позволяет создать определенный стиль лаконично и четко, другие могут формировать облик пространства, обращая внимание на мелкие подробности и нюансы.

Модным направлением в оформлении жилого пространства принят сельский быт, получивший французское название Прованс (дословно провинциальный). В нем могут быть использованы мотивы из Франции. Однако, не многие знают, что там не было того изящества, о котором так много говорят (только в южных областях можно найти изысканные варианты, северные районы всегда существовали существенно скромнее и беднее). Гораздо интереснее немецкий или русский сельский стиль. В них присутствует гораздо больше красок, оттенков и изделий из дерева.

Обязательные атрибуты сельского стиля – это несколько грубоватые лавки, массивные столы, отдельные табуреты, тумбы и полки над ними. Топорные изделия выполнялись с довольно тщательной отделкой. Только время меняло облик деревянных конструкций. Из-за интенсивного использования ярче проявляется структура, глубже виден рисунок волокон.

Для досок, существующих не одно десятилетие характерно наличие серебристого налета, а также почернения отдельных зон. Время по-своему раскрашивает незащищенную от осадков древесину. Есть даже желающие приобретать поделочный материал, который в течение длительного периода служил в качестве подсобного сооружения на участке. Старые доски везут за сотни, а иногда и за тысячи километров, чтобы в руках современного мастера использовать их в качестве конструкционного материала под старину.

На самом деле не обязательно искать старый сарай, чтобы из его досок изготовить мебель под старину. Есть способы, с помощью которых можно придать доскам и брускам вид, словно их применил в изделиях еще прадедушка:

  • браширование – так называется способ выявления глубокой текстуры с помощью механического воздействия на поверхностный слой;
  • окрашивание дает возможность смоделировать нахождение древесины под действием атмосферных осадков в течение длительного времени;
  • обжиг и иная термическая обработка, с помощью которой создается эффект использование леса после огневого воздействия;
  • химическая обработка, позволяющая придать современной мебели вид, какую создавали пару веков назад.

Чаще всего применяют не один выбранный способ состаривания, а комбинируют их между собой, добиваясь еще более заметного эффекта присутствия в помещении XII…XIX веков. Оказалось, что мебель под старину востребована на рынке. Некоторые пользователи рассказывают, что на этом стуле еще в n-ном году восседал предок, участвовавший в Бородинском сражении, или участник иного исторического события, например, ветеран Куликовской битвы. Слушатели с восторгом прикасаются к творению мастера средневековья, восхищаясь, насколько сумели сохранить изделие из глубины веков.

Браширование – метод состаривания древесины

Искусственное состаривание легко выполняется на древесины хвойных пород. Ее отличает наличие мягких волокон в поверхностном слое. Проявить текстуру можно, удалив часть мягких волокон, с помощью щетки с жестким металлическим ворсом (рис. 1). Проведя многократно движение вдоль волокна, несложно удалить мягкую составляющую. Останутся только структурные жесткие фрагменты.

Рис. 1 Металлическая щетка для браширования древесины

Одну-две доски несложно обработать с помощью подобной щетки. Если же нужно заготовить определенное количество леса, то придется воспользоваться средствами механизации труда. Тут помогут электродрель или углошлифовальная машинка (болгарка). На них устанавливают механическую радиальную щетку (рис. 2).

Рис. 2 Механические щетки: а – для электродрели; б – для углошлифовальной машинки (болгарки)

Внимание! Торцевые механически щетки для электродрели и болгарки могут быть полезны только для обработки торцов брусков и досок. При работе нужно использовать средства защиты: перчатки, респираторы и защитные очки, лучше маску.

Перед началом браширования следует прострогать весь пиломатериал. Многим кажется это требование по подготовке лишним, на самом деле мастера всегда уважали свой труд, а также людей, для которых они изготавливали предметы мебели. Всегда использовали строганные доски и бруски. Некоторые столяры умели с помощью топора придать заготовкам такой вид, что иные современники не сумеют сделать даже с помощью современных рубанков или станков.

Процесс выполняется в следующей последовательности:

  1. Доску (брусок) фиксируют на рабочем столе (верстаке). Здесь удобно использовать гребенку или фиксирующий клин;
  2. Включают электроинструмент и ведут щеткой вдоль волокна, направление движение на упор.
  3. При работе стараются сильно не надавливать сверху, щетка сама выберет то, что сумеет удалить с поверхности.

После трех-четырех проходов осматривают результат. Здесь не нужно переусердствовать. Получив глубину всего 0,4…0,6 мм, следует остановиться. Начало процессу положено. Через пару дней канавки сами углубятся, так как произошло разрушение в структуре древесины. Видимый эффект можно только усилить последующей обработкой лаками или маслами.

Покраска дерева под старину

Наверное, все видели, что старые доски имеют сероватый налет, придающий им вид легкого серебрения. С помощью красок можно придать подобный цвет любому деревянному изделию. Для этого применяют акриловые краски (рис. 3). Но они белого цвета. Поэтому к ним добавляют колеровочную пасту (рис. 4). Меняя концентрацию колера, можно добиться разных оттенков серого цвета.

Рис. 4 Колеровочная паста для придания оттенков древесине

На практике мебельщики применяют и более сложные способы окраски, чтобы придать дереву старинный вид. Есть способ, получивший название патинирование. Эффект подобной обработки заключается в нанесении не сплошного покрытия, а только налета бронзовой пленки. При такой обработке возникают блестящие бронзой фрагменты. На рис. 5 представлен один из способов патинирования древесины. Кроме нанесения бронзового (золотого) оттенка использованы добавки, создающие эффект старины. Кракелюры – это макронеровности, специально создаваемые на поверхности.

Рис. 5 Патинированный фрагмент фасада

Для придания изделиям вида старого дерева не обязательно окрашивать изделия полностью и покрывать непрозрачной краской. На практике используют лаки, которые после их нанесения на поверхность покрываются мелкой сеточкой.

Комбинируя прозрачную и непрозрачную отделку, можно добиться эффекта состаривания дерева до такой степени, что будет казаться – эта мебель пришла из далекого прошлого (рис. 6). Здесь есть патинирование отдельных фрагментов, есть и обработка лаками, которые придали вид антиквариата.

Рис. 6 Тумбочка под старину

Обжиг дерева под старину

Громадные возможности открывает термическая обработка. С ее помощью на дерево наносится:

  • свой неповторимый рисунок, ведь любой срез создается природой, которая никогда не повторяет себя ни в чем;
  • при обжиге меняются оттенки, появление частичек угля придает больше выразительности древесине;
  • используя старые доски, с которых огневым методом удалили старую краску, добиваются реального состаривания изделия на несколько десятилетий.

Обжиг выполняется с помощью инструментов, представленных в таблице.

Химическая обработка дерева под старину

Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см 3 . Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.

По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.

Рис. 8 Серная кислота

Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.

На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.

Рис. 9 Современная мебель под старину

Видео: Патинирование фасада. Мастер-класс от итальянца

Выбирая подходящий дизайн помещения, стало модным придавать изделиям из дерева эффекта старины. Существует несколько технологий, которые визуально добавят возраста и сделают детали декора уникальной ручной работой.

Они просты в применении, поэтому можно справиться своими силами, экономя деньги из семейного бюджета.

Для чего нужен такой вид обработки?

Весь окружающий мир человека наполнен электронными помощниками, искусственными материалами. В этих условиях не удивительно, что среди городских жителей стало популярно использовать дерево в оформлении интерьера, чтобы хоть немного приблизиться к природе.

Выполняя обработку доски или бруса под старину, владелец получает эксклюзивное изделие, ведь каждое дерево имеет свой уникальный рельеф.


Кроме того, технология состаривания в разы увеличивает прочность сырья, в отличие от естественного воздействия среды и времени.

А благодаря покрытию дерева защитными растворами и лаками продлевается его срок службы, кроме этого краска или лак препятствуют попаданию насекомых, предупреждают процесс гниения древесины.

Такой вид декоративной отделки используется для потолочных балок, укладки пола, мебели.

Однако важно понимать, что не все пиломатериалы пригодны для этого типа работ. Нельзя использовать технику старения для следующих видов дерева:

  • вишня, груша (другие фруктовые виды);
  • клен;
  • ольха.

Поэтому для обработки дерева под старину лучше приобрести твердые породы древесины, отлично подойдет:

  • орех;
  • ясень;
  • лиственница;
  • сосна.

А выполнив качественную тонировку изделия, можно получить имитацию дорогой породы древесины, взяв за основу бюджетную по стоимости сосну или ясень.

Важно! Старые деревья требуют более тщательной обработки, поскольку имеют множество слоев с разной плотностью. Поэтому, чтобы точно определить возраст сырья, нужно обратить внимание на количество колец на срезе: чем их больше, тем старше дерево.

На какие способы состаривания стоит обратить внимание?

Создать из мебели антиквариат можно тремя методами, к ним относятся:


Но также выделяют и патинирование древесины, когда на сырье в несколько слоев наносятся специальные краски, воск или морилки, которые впитываясь, визуально придают поверхности изделия возраста.

Мастерам, которые впервые будут своими руками практиковать такую имитацию, рекомендуется немного потренироваться на кусочках досок или бруса, чтобы четко понимать все нюансы процесса.
Сразу нужно заметить, что если необходимо обработать готовое изделие, то правильно будет изначально разобрать его, чтобы вся поверхность имела равномерное покрытие.

А для создания авторского шедевра стоит обратить внимание на слегка поврежденную насекомыми, внешней средой древесину, где имеются сучки, сколы, ведь в итоге такое изделие будет выглядеть роскошно. Поэтому отлично дополнит кухню, веранду, гостиную в стиле «Кантри», «Прованса».

Тематический материал :

Механический способ

Такой вид состаривания называют брашировкой древесины, поскольку brush в переводе с английского – это щетка. Именно этот строительный элемент выполняет основную массу работ.


С помощью щеток с поверхности дерева убираются мягкие слои, и материал приобретает рельеф. Однако нужный эффект получится лишь в случае, когда зачищенное сырье обрабатывают краской или лаком, подчеркнув и придав контраст рисунку.

Важно! Для браширования необходимо выбирать дерево с четко выраженной волокнистой структурой, иначе весь процесс обработки может сойти на нет.

Для проведения этого способа состаривания нужно иметь под рукой следующие инструменты:

  • болгарка;
  • электродрель;
  • жесткая и мягкая металлическая щетки;
  • наждачная бумага;
  • малярные кисти;
  • морилка;
  • акриловая краска;

А чтобы не нанести вред здоровью все операции требуется выполнять в открытом пространстве, придерживаясь, правил техники безопасности.

Важные этапы браширования

Механическая имитация состаривания состоит из 3 основных шагов. Среди них:

  1. Черновой . На болгарку устанавливается насадка из металлической щетки в форме круга. Поверхность обрабатывается вдоль волокон, при этом давление руки не должно меняться, чтобы не повредить рельеф материала.
  2. Чистовой или шлифовка . Электродрель оснащается латунной щеткой, подойдет и болгарка с менее жесткой металлической щеткой, при этом обороты вращения инструмента нужно убавить. Обрабатывается вся поверхность, в результате чего различные заусенцы, шероховатости должны быть устранены. А чтобы древесина стала приятной на ощупь лучше еще пару раз пройтись сверху наждачной бумагой.
  3. Окраска и полировка . Завершающий шаг, благодаря которому изделие приобретает ожидаемый старинный вид. На материал наносится слой морилки, затем аккуратно смывается тряпкой, за счет чего цвет приобретают лишь мягкие части сырья. При желании можно добавить краску ярких тонов. После высыхания древесину полируют и лакируют.

Вариантом для состаривания изделий может стать использование кракелюрного лака. После нанесения этого лака на поверхности появляются трещины, в которые можно втереть краску и сырье приобретает контрастный рисунок.

Обжиг дерева

Воздействие высокой температуры огня на необработанный материал позволяет достичь эффекта старины за короткое время.

В качестве инструмента лучше взять горелку на газу, поскольку паяльная лампа будет сильно коптить, чем может испортить обрабатываемую поверхность.


Порядок работы:

  1. Материал прожигается горелкой на глубину до 3 мм равномерно по всей площади. При этом следует внимательно смотреть, чтобы дерево не загорелось.
  2. Обуглившийся слой сырья снимается металлической щеткой.
  3. Поверхность шлифуется наждачной бумагой.
  4. Покраска в этом случае не обязательна, на изделие можно просто нанести прозрачный лак.

Но нужно понимать, что проводить обжигание в закрытом помещении запрещено и опасно для жизни.

Химический способ

Если решено использовать такой метод обработки нужно сразу запастись резиновыми перчатками и защитной маской для лица, дабы ядовитые испарения от растворов не стали причиной отравления.

Как основное вещество подойдут щелочи, такие как средства для мытья кухонных плит. Дерево покрывается раствором в несколько слоев и оставляется так примерно на 12 часов, не дольше, в зависимости от вещества и породы дерева. Затем тщательно промывается раствором уксуса. Его концентрация составляет не более 1 ч. л. на 200 мл воды. Когда поверхность подсохнет, ее нужно отшлифовать. На обработанный материал наносят акриловую краску либо лакируют.

Сколько стоит состаривание древесины?

Средняя цена на браширование составляет от 350 до 1 тыс. рублей за 1 м 2 . Стоимость услуг зависит от региона, породы и размеров материала. К примеру, обработка 1 м2 неокрашенных лиственных досок обойдется на 50–100 рублей дороже, чем такого же пиломатериала из сосны либо ели.



Если же клиент хочет заказать сразу и покраску сырья, то стоимость работ можно смело умножать на 2. Фото предлагаемых услуг потребитель может найти на любом сайте интересующего предприятия.

Конечно, цены на такую имитацию старины высоки. Поэтому можно запастись необходимым набором инструментов, терпением и сделать антикварный шедевр из дерева в домашних условиях, качество которого не будет уступать заводским аналогам.

Дерево – универсальный материал, он подходит как для строительства и ремонта, так и для создания декоративных поделок, украшений и предметов интерьера. Современные технологии позволяют выбирать различные варианты обработки, позволяющие создать разнообразные художественные композиции. В последнее время всё чаще появляется тяга к стилю ретро как в отделке стен и потолка, так и уже готовых деревянных предметов.

Настоящие старинные вещи имеют очень высокую стоимость, далеко не для каждого бюджета она подходит. Однако есть выход – состарить дерево искусственно. По внешнему виду отличий от старины не будет никаких, а денег потрачено гораздо меньше. Далее, будет рассказано об основных способах, которые позволят легко и быстро решить эту задачу.

Обработка химическими растворами

С помощью этого варианта прекрасно обрабатываются лиственные деревья. Среди химических веществ могут применяться аммиак, уксусная кислота, морилка, а также готовые специальные растворы.

Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Дерево тщательно очищается от пыли, грязи, посторонних налётов.
  2. После этого отшлифовывается наждачной бумагой, для создания нужной композиции.
  3. Затем идёт химическая обработка, в результате которой, древесина темнеет.
  4. Завершающий этап – покрытие лаком, которое поможет создать защиту от влаги и микробов.
Состаренное дерево в интерьере

Обжиг

Хороший метод для хвойных деревьев. Осуществляется с помощью воздействия огня.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Обработка огнём, которая заменяет в данном случае обычную очистку.
  2. Далее, обгоревшая поверхность очищается с помощью металлической щётки, а затем отшлифовывается мелкой наждачной бумагой.
  3. Для подчёркивания естественной красоты и нужного оттенка при необходимости можно нанести немного морилки.
  4. После этого наносится воск.

Обжиг, браширование и пропитка маслом сосновой доски в этом видео:

Браширование

С его помощью хорошо обрабатываются мягкие породы древесины – липа, сосна, орех и другие.

  1. На начальном этапе дереву наносятся искусственные повреждения с помощью стамески, топора или молотка.
  2. Следующий шаг – обработка металлической щёткой и обычной, для удаления лишних волокон.
  3. Далее идёт шлифовка.
  4. Дерево готово к нанесению краски на основе акрила или морилки, сразу после этого окрашенный слой протирается тканью, для сохранения естественного рисунка.
  5. После высыхания обрабатывается лаком.

Пошаговая видео-инструкция:

В данной статье узнаете способы старение древесины. Для ремонтных работ в квартире годится далеко не всякая древесина — бруски и доски требуются ровные, прямые, без сучков и сухие. Последнее требование может быть даже главным — сырая древесина, использованная для работы, после высыхания даст усадку и даже может привести к изменению формы — брусок может скрутить винтом, а из доски сделать корыто.

Поэтому для всех ремонтных работ используем только сухое дерево. Последнее время кроме цельнодеревянных реек и балок все шире используются заготовки клееные в виде столярных щитов и досок, склеенных под давлением из отдельных реек — ламелей. Такие заготовки значительно удобнее (и дороже), так как менее подвержены различным изменениям формы и размеров.

Деревянные балки и другие деревянные изделия и заготовки могут использоваться в первозданном неотделанном виде, но чаще все же древесина подвергается обработке.

Морение древесины

Кроме простой окраски и лакирования крупные деревянные детали чаще всего подвергаются
специальным видам декоративной обработки — обработке морилками и искусственному старению поверхности.
Оба эти приема позволяют изменить внешний вид деталей, придавая им вид более темной и более дорогой древесины или создать иллюзию изделия, изготовленного много лет назад.
Эти приемы получили такое распространение при ремонтных работах в помещениях, что нередко эти приемы даже путают — обработку морилкой считают старением древесины, а старение принимают за составную часть процесса морения. Для этого, правда, есть некоторые основания — старение древесины почти всегда сопровождается морением для придания «более старого» вида.

Как проморить древесину

Следует заметить, что морение древесины — очень старый прием изменения внешнего вида деревянных изделий, и поэтому для проведения этого процесса существует множество приемов и
материалов. Но это не меняет существа процесса и мало сказывается на его технологии.
Изменение цвета древесины в процессе морения происходит за счет химических реакций клетчатки и вводимых реагентов, а отсюда великое множество рецептур и режимов. Поэтому дать готовый рецепт довольно трудно, хотя в продаже вы встретите готовые растворы
«под орех», «под дуб», «под черное дерево» и даже «под карельскую березу». Но каждый химический состав действует по-своему на различную древесину. Поэтому перед тем, как отделывать изделие, опробуйте процесс на невидимой стороне изделия и подождите результата.

В большинстве случаев процесс изменения цвета древесины происходит не сразу, поэтому при использовании морилок запаситесь терпением.
Кроме того, на практике применяются другие материалы для изменения цвета поверхности древесины в виде разного рода пропиток, создающих окрашивание поверхностного слоя без химического взаимодействия с клетчаткой. Пропитки даже удобнее морилок, так как дают более быстрый и предсказуемый результат.

Для химического изменения цвета поверхностных слоев древесины можно использовать даже всем знакомые подручные средства: йод, зеленку, марганцовку. Все эти средства есть в домашней аптечке, и каждый может попробовать себя в качестве отделочника — на досуге и на ненужном куске доски.

Получаемый результат сильно зависит от сорта древесины, концентрации реагента и времени выдержки, поэтому пробы неизбежны.
Все составы используют в виде разбавленных водных растворов, поэтому, разводя для пробы йод или марганцовку, постарайтесь запомнить (записать) концентрацию раствора. Сильно разбавленные растворы дают (как правило) слабое окрашивание, а более концентрированные — более интенсивное.

На поверхность древесины раствор наносят кисточками. В зависимости от степени разведения при нанесении на поверхности образуется окрашенный слой различной интенсивности — это сильно зависит от химической активности реагента. Наиболее мягко работает зеленка (бриллиантовая зелень), наиболее агрессивно — марганцовка (марганцовокислый калий). Йод на различных породах дерева ведет себя по-разному, но тоже достаточно агрессивно, создавая темную окраску. Для сравнения можно на одном куске древесины попробовать не только различные концентрации реагентов, но и сравнить действие различных веществ.
Очень большое влияние на получаемый результат оказывает состояние обрабатываемой поверхности. Чем ровнее эта поверхность, тем предсказуемое результат обработки. Если поверхность детали гладкая, шлифованная, то можно получить равномерное окрашивание всей поверхности.

Но эти особенности — неравномерность цвета при обработке грубой поверхности — используют для создания дополнительных декоративных эффектов, например имитации старого дерева.

Примеры из практики

Отделаем морилкой деревянный брус.
Готовим поверхность.
Пример 1.

Перед использованием морилки поверхность древесины обрабатываем — строгаем и шлифуем. Строгание выполняем электрическим рубанком — это позволяет получить достаточно чистую и ровную поверхность.
Иногда этого бывает достаточно для использования морилок.
Но более надежные результаты можно получить после шлифовки поверхности — убирая все микронеровности, мы получаем более равномерное окрашивание волокон. Для шлифования применяется наждачная бумага мелкой зернистости, причем зернистость бумаги очень сильно зависит от твердости (от породы) древесины. Как и строгание, шлифование производят только вдоль волокон, так как только при этом получается максимально гладкая поверхность с минимумом ворсинок. Для выполнения процесса шлифовки можно использовать брусок, обернутый наждачной бумагой, и работать вручную (рис. 2) .
Но лучше использовать электрическую шлифовальную машину позволяющие получать наиболее гладкую поверхность.

Очень важно после строгания и шлифовки тщательно удалить древесную пыль с поверхности, подготавливаемой под морилку, — частицы пыли могут дать неустранимые пятна. Поэтому не случайно рядом со шлифовальным бруском с наждачной бумагой соседствует мягкая кисть, удаляющая пыль.

И только после этого на поверхность мягкой кистью наносят морилку. Мягкий тампон из хлопчатобумажной безворсовой ткани дает даже лучшие результаты по сравнению с кистями.
Результат процесса сильно зависит от концентрации морилки, наличия неравномерностей и натеков состава, поэтому вслед за кистью с морящим составом используется чистый тампон или тряпка, которыми снимают излишки.
Последнее время в продаже появились морилки, обладающие тиксотропными свойствами — желеобразный состав прекрасно растекается по поверхности и не образует натеков (и капель). Использование тиксотропных морилок упрощает работу — после нанесения состава использовать тряпку или тампон не требуется.

Пример 2.

Для повышения выразительности деревянных деталей, в особенности при использовании светлой морилки, применяют прием прорисовки кисточкой рисунка древесины обычной гуашевой краской.
На поверхность бруса с прорисованным рисунком наносят морилку и сразу снимают излишки состава тампоном или тряпкой.
Морилкой обрабатывают многие детали интерьера помещения и различные детали оформления: рамки 5 картин, молдинги, карнизы и проч.

Способы старение древесины

Морилка дает возможность придать обычной сосновой доске видимость «породистого» дерева, притемнить его и даже в некоторой степени имитировать старое дерево, но для более ощутимого результата поверхностный слой древесины подвергается специальной обработке.

Как правило, используется обработка поверхности круглой металлической щеткой (шарошкой). Такая щетка используется в слесарном деле для зачистки поверхности металла от ржавчины перед окраской.
Шарошку закрепляют в патроне электродрели и, двигая вращающуюся шарошку вдоль волокна древесины, удаляют из поверхностного слоя древесины наименее прочные, мягкие волокна, а более твердые волокна остаются.
Таким образом получается имитация старение древесины.
Структура древесины выявляется за счет более твердых оставшихся волокон), но эти волокна не образуют ровной поверхности, и для ее выравнивания поверхность пр ошлифовывают наждачной бумагой.
Шлифование можно производить вручную, держать наждачную бумагу пальцами не рекомендуется — и пальцы обжечь можно, и ровную поверхность получить трудно.
Удалив пыль с поверхности древесины, можно приступать к морению древесины- кисточкой наносят тиксотропную морилку, не требующую последующего снятия излишков.

Морилка притемняет цвет древесины и способствует дополнительному выявлению рисунка. Сочетание искусственного состаривания поверхности дерева шарошкой и использования морилки дает более ощутимый результат по сравнению с использованием морилки без состаривания.
Обработанные морилкой и морилкой в сочетании с механическим состариванием деревянные заготовки широко используют при создании в помещении «сельских» мотивов.

Деревянные балки, обработанные морилкой или состаренные и проморенные, часто применяют для отделки потолков. Но древесину с удаленными мягкими волокнами после шарошки нередко используют без выравнивания выступающих прожилок — считается, что такая грубая поверхность еще лучше имитирует старую древесину.

Собственно само старение древесины процесс достаточно долгий и зависит от условий начальной обработки, условий эксплуатации и окружающей среды. Поэтому тут опишу несколько видов имитации старой древесины и соответственно мебели, которая из нее сделана или делается.


Можно выделить два направления техник и технологий искусственного старения (состаривания) древесины :

Механическое воздействие на древесину

Игра с цветом

Механическое воздействие на древесину

Можно подразделить на следующие имитации, которые сами по себе не обеспечивает правдоподобность и поэтому применяются совместно с цветовым решением:

* рельефной текстуры старой древесины (браширование);

* разрушительного воздействия древесных вредителей (короедов, личинок…)

Удары по древесине мешочком/носком/перчаткой с гвоздями

Просверливание отверстий-червоточин и "рисование" бороздок-червоточин сверлом 1-5 мм

* случайных механических повреждений при эксплуатации (при переноске мебели, упало, может, что или стукнулись о мебель…)

* стертости в местах частого соприкосновения с одеждой, обувью, руками, и др. частями тела (например, как старые стертые деревянные ступеньки лестницы)

* старых и ручных методов обработки:

- "кривой" распил

Неровная поверхность дерева (можно УШМ с абразивной насадкой неаккуратно снять верхний слой с поверхности мебельного щита или любой деревянной заготовки)

Следы инструмента

- "ошибки" столяра…

Игра с цветом

Тут имитации такие:

* ценных пород дерева (это к старению не относится, но к игре цветом - вполне)

* изменения цвета древесины в неблагоприятных условиях окружающей среды (потемнение, пожухлость фактуры древесины, загрязнение древесины, "патина", синева, гниль)

* старения самих лакокрасочных поверхностей (например, образование сети трещин /техника кракле, кракелюр / или имитация стертости ЛКМ)

* перекраски (когда через "новое" покрытие просматриваются старые слои... в статье много фотографий с ней)

* само по себе использование натуральных масел и воска может подчеркнуть "древность" состаренной мебели

И еще несколько фотографий окрашенной древесины, которая живет на улице:

Экстремальный метод - использование горелки. Нужные участки поджигаются до нужной кондиции и лишние "угли" снимаются до получения нужного эффекта. Естественно мягкие волокна выгорают глубже.

Химическое старение древесины

Есть конечно энтузиасты, которые травят дерево активными химическими веществами, вроде щелочи, аммиака и разных кислот (дуб, например, советуют травить купоросом). Такая обработка изменяет цвет и обычно "съедает" мягкие волокна древесины, а в твердых породах выявляет поры.

Обычно наносят в виде гелей, вымачивают или травят на пару.

Подробнее можете посмотреть тут:

Красителями и пигментами в сочетании с лаками, красками, маслами и восками можно "старить" древесину, как самостоятельными методами, так и подчеркивая механически "состаренную" древесину. О том, какие масла полимеризуются, можно почитать в статье о стабилизации древесины .

Вот один из удачных примеров искусственного старения древесины (фото 1200*900):

И еще подборка реальных примеров искусственного старения древесины:

Давно обещал рассказать, как старить древесину на конкретном примере . Пример такой:

1. Создание базовой поверхности механического старения древесины:

Сглаживание и вышлифовка острых углов в местах вероятного наибольшего использования

Этим приемом пользуются и в других местах, все равно наше подсознание ассоциирует такие места как очень изношенные и старые

Нанесение следов механической обработки

В моем случае это следы от абразивного инструмента.

2. Шлифовка мелким абразивом (180) всей поверхности

3. Нанесение базового ЛКМ покрытия. Это может быть обычный бесцветный или колерованный лак для тонирования. На фото верхняя доска.

Делается это для того, чтобы дерево не пересыхало и создало промежуточный слой для «патины».

Колерованный лак наносится, и сразу стираются излишки сухой тряпкой для выявления текстуры древесины, механических повреждений и оставления мазков от тряпки.

4. Более детальное механическое старение древесины:

Разметка и сверление червоточин

Доработка и/или добавление крупных повреждений (стертости, удары, царапины)

Добавление сети мелких повреждений мешочком с гвоздями, шурупами, гайками, шариками и прочим металлическим "мусором"

5. Щадящая шлифовка (400)

6. Нанесение "патины ". В кавычках, потому что это не патина, а имитация старых "вековых" загрязнений, которые похожи на патину, образующуюся на металле

Наносится так же, как и колерованный лак, только более тщательно. Должна попасть во все углубления и повреждения и оставить живописные разводы. "Рисуем" потемневшие участки дерева возле скопления червоточин...

Если на этом этапе сошлифовать верхний слой ЛКМ, получится такой эффект как на второй фото. На третьей фото то же, но с тонированием.

7. Щадящая шлифовка (400) и сошлифовка патины на внешних углах и местах частого использования (нижняя доска на фото в пункте №3).

8. Нанесение тонированного лака. Наносится творчески, чтобы были видны неравномерные прокрасы и мазки.

Справа тонированный лак, слева "патина".

9. Щадящая шлифовка (400)

10. Обычная защитная лакировка с межслойным шлифованием. Можно задуть краскопультом.

11. Нанесение разведенной «патины» . Втираем во все щели. Ждем пока подсохнет и полируем поверхность по верхам так, чтобы патина осталась только в повреждениях, углублениях и внутренних углах.


На второй фото слева готовая доска из состаренной древесины с "патиной", справа без нее.

Готово.

Что вспомню еще - добавлю. Что вспомните - тоже добавляйте в комментариях.



[комментарии/обсуждение]

елена (14:04 29.01.2019)
http://master-san01.ru/starenie-drevesiny-svoimi-rukami/#more-34
елена (13:53 29.01.2019)
если брать краску в спец магазинах, там могут подсказать порядок работы, что с чем смешивать не стоит и как добиться определенного результата. образцы тоже имеются.http://master-san01.ru/starenie-drevesiny-svoimi-rukami/#more-34
Andrew (08:39 15.07.2014)
Если правильно понял, то
- сначала тонировать пол в "пепельный" цвет
- потом лак (возможно несколько слоев)
- нанесение черной краски и стирание ее с твердых волокон древесины (или есть специальные патины, которые стираются в высохшем состоянии)
- еще лак (возможно несколько слоев)
Конкретную технику лучше подбирать экспериментально с теми ЛКМ, которые думаете использовать.
ИГОРЬ (22:29 14.07.2014)
ДОБРОЙ НОЧИ! Ознакомился С Вашей технологией окраски брашированной древисины
пока еще не практиковал. хочу Вам задать конкретный вопрос как покрасить брашированную сосну,ель под пепельный с черными прожилками дуб хотелось чтобы прожилки четко были выражены а твердые структуры были белесые как это выполнить
я в квартире дубовый паркет покрывал колерованым (орех) пенотексом тикурилой а потом 2 слоя б.ц лак selko - структура выразилась но это дуб а вот с сосной елкой как быть
внутренняя поверхность покраски около 250 м2 тут какая-то технология (и желательно бюджетна) нужна если не составит труда прошу подсказать заранее благодарен.

Что еще почитать