Какие предметы нужны для архитектора. Необходимые профессиональные навыки и знания

    В российской системе образования разработана комплексная программа подготовки будущих архитекторов . Поэтому, уже при поступлении в большинство вузов страны, необходимо подготовиться по предметам сразу из нескольких областей науки.

    В 2014 году, для того чтобы поступить на специальность Архитектура , нужно сдавать следующие экзамены : математика, являющийся профильным, русский язык, и историю. Также обязательно будет дополнительный - творческий экзамен , которым может быть: живопись, композиция, рисунок, черчение, или история мировой художественной культуры.

    Когда-то давно, в юности, я сама хотела поступать учиться на архитектора, был огромный интерес к архитектуре, но жизнь распорядилась иначе, конечно же, я об этом не жалею. А сдавать на архитектора , к примеру, в СПб в Архитектурно-Строительный Университет нужно :

    математику ,

    русский язык ,

    и дают 2 любых дополнительных задания , как правило, это творческие задания , поступающий не знает, какие, могут предложить и что-то даже и начертить.

    Сдавать экзамены при поступлении в ВУЗ на специальность архитектор абитуриентам нужно по математике и русскому языку. Но решающее значение имеет творческое задание. Обычно оно состоит из композиции и рисунка головы (иногда лепка головы).

    Чтобы поступить в одно из высших учебных заведений на архитектурное отделение, необходимо сдать ряд вступительных экзаменов по предметам, один из которых периодически меняется. Но в основном к этим предметам относятся, в первую очередь, русский язык и математика; и не менее важные профилирующие предметы - черчение, рисунок и композиция. Иногда математика меняется на историю или географию (в разные годы).

    Чтобы сдать вступительные экзамены на архитектурный факультет абитуриенту в обязательном порядке сдать русский язык (сочинение) и математику, а также профильные предметы. Это рисунок архитектурной детали и объмная композиция

    Сейчас обязательными предметами при поступлении в университет на специальность архитектор являются математика и русский язык, могут добавить историю или географию. Плюс творческий экзамен - рисунок, черчение или комплексный экзамен.

    Если сдавать экзамен на специальность Дизайн архитектурной среды, то кроме русского и математики надо будет сдавать аналитический рисунок или плоскостную колористическую композицию как дополнительное творческое испытание.

    Согласно опубликованному на Федеральном портале Перечню вступительных испытаний в вузы в 2014 году, вполне вероятно, что какое-либо учебное заведение может выбрать и обществознание в качестве вступительного экзамена.

    Общий список экзаменов выглядит обычно так:

    Математика

    Русский язык

    Дополнительный экзамен

    Учитывая такой разброс мнений в ответах, я бы посоветовала Вам обратиться с этим вопросом непосредственно в то учебное заведение, которое Вы выбрали. Можно зайти в примную комиссию, а можно и на сайт. И не будет сомнений.

    В Российской Федерации достаточно ВУЗов, которые готовят архитекторов. Перечень вступительных экзаменов, включает предметы обязательные (результаты ЕГ) и дополнительные испытания, которые сдаются непосредственно в ВУЗе.

    Абитуриентам, поступающим в архитектурный ВУЗ, нужно будет для поступления сдать:

    • результаты ЕГЭ по русскому языку ,
    • результаты ЕГЭ по математике ,
    • дополнительное творческое испытание - рисунок (2 задания),
    • дополнительное профессиональное испытание по черчению .

    А вот, что нужно сдавать в Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет:

    • Рисунок архитектурной детали.
    • Объемная композиция из геометрических тел.
    • Математика (результаты ЕГЭ).
    • Русский язык (по результатам ЕГЭ).
  • При поступлении в высшее учебное заведение по направлению Архитектура на базе 11 классов срок обучения на очном отделении составит 5 лет. Список экзаменов и необходимый средний балл при поступлении можно увидеть ниже:

    Русский язык

    математика

    1. Рисунок архитектурной детали
    2. Объемная композиция из геометрических тел
  • Сейчас в ВУЗЫ поступление происходит на основании ЕГЭ, поэтому нужно сдавать ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по математике, а также ЕГЭ по информатике. Уж не знаю, зачем архитекторам информатика, наверное, чтобы пользовались современными технологиями при решении архитекторских задач.

Строить - одно из самых нужных, уважаемых и интересных занятий на земле. Архитектор - человек, от которого во многом зависит, как будет выглядеть здание, будет ли оно надежным, безопасным и удобным для людей.

Конкурс среди поступающих в вузы, готовящих таких специалистов, всегда велик, и знать, какие предметы нужно сдавать на архитектора, желает большое число будущих абитуриентов.

Инженер и художник

Эта профессия - одна из самых сложных. Результаты работы зодчего оказывают большое влияние на условия жизни человека, на облик небольших поселений и огромных мегаполисов. Пример великих архитекторов прошлого говорит, что достичь успеха в этой профессии нельзя без гармоничного сочетания художественного вкуса, огромной культуры и большого объёма теоретических знаний и практических умений в строительном деле.

То, какие предметы нужно сдавать на архитектора, во многом определяется нахождением этой специальности на стыке гуманитарных и точных наук. К хорошей подготовке по математике и геометрии, по другим естественным наукам добавляется необходимость владеть изобразительными навыками. Настоящий архитектор мыслит только с карандашом в руке. Ему не обойтись без умения делать свои идеи видимыми и понятными для других, поэтому поступающим на «чистую» архитектуру предстоит выполнить на вступительных экзаменах в вуз творческое задание. Содержание этого испытания примерно одинаково у ведущих учебных заведений такого профиля.

Дом, интерьер, город, ландшафт

Создание комфортной среды для жизнедеятельности людей - главная цель человека, чья профессия - архитектор. Какие предметы нужно сдавать, чтобы начать обучение по этой специальности, определяют нормативные документы Министерства образования РФ. Государственные стандарты обозначают основные специалистов такого профиля, которым в документах присвоены соответствующие коды:

  • 07.03.01 - Архитектура. Профили: архитектурное проектирование, градостроительное проектирование, реставрационное проектирование.
  • 07.03.02 - Реконструкция и реставрация архитектурного наследия.
  • 07.03.03 - Дизайн архитектурной среды.
  • 07.03.04 - Градостроительство.
  • 35.03.10 - Ландшафтная архитектура.

Выпускников вузов, прошедших обучение по этим направлениям, и принято называть архитекторами и дизайнерами.

Предусмотрено две ступени квалификации - бакалавр и магистр. Они имеют свои учебные программы, рассчитанные на разные сроки обучения. Некоторые специализации (реставрация и градостроительство) обычно имеют только двухгодичный магистрат, и приступить к их углубленному изучению можно, только став бакалавром. Успешно проучившись 4 года, узнав, какие предметы сдавать на архитектора со и пройдя творческий конкурс, можно достичь после освоения учебного курса наивысшего уровня профессиональной подготовки.

На примере столичного вуза

Всего российских институтов и строительных академий, где готовят специалистов-архитекторов, более 20. Рейтинг таких образовательных учреждений меняется ежегодно и во многом определяется результатами приёма абитуриентов и выпуска дипломников.

Они различаются уровнем преподавания, условиями для обеспечения учебного процесса, имеют свою историю и традиции. Но есть и общее - то, какие предметы нужно сдавать на архитектора, дизайнера, какие творческие испытания проходят абитуриенты.

Типичные условия можно показать на примере одного из самых знаменитых вузов России - МАРХИ. Столичный архитектурный институт, называемый теперь Государственная академия, имеет четвертьвековую традицию подготовки зодчих самого высокого профессионального уровня. Учиться здесь престижно не только из-за расположения вуза в центре Москвы. Среди его выпускников - много выдающихся личностей, ярко проявивших себя, и не только в области архитектуры.

Программа вступительных экзаменов в МАРХИ

Сочетание творческого и инженерного начала в будущей профессии определяет для абитуриентов, подавших заявление в приёмную комиссию МАРХИ, какие предметы нужны для поступления на архитектора. На главное направление подготовки - «Архитектура» - предусмотрены по русскому языку и математике, которые проводятся по результатам ЕГЭ, и дополнительные испытания творческой и профессиональной направленности - рисунок и черчение. Поступающие на «Дизайн архитектурной среды» должны сдать такие же экзамены, но программа творческого испытания (рисунок) отличается.

Для всех экзаменов предусмотрена 100-балльная система оценки. Минимум по русскому языку - 36 баллов, по математике - 27, по дополнительным испытаниям - 20 баллов. При равенстве числа баллов, набранных абитуриентами, преимущество в конкурсе на зачисление у тех, кто лучше проявил себя в творческих дисциплинах, причем лучший результат в черчении - более весомый аргумент.

Творческое испытание - рисунок

Для «чистой» архитектуры экзамен по рисунку представляет собой два задания. В первый день поступающие рисуют «голову» - гипсовый слепок с головы античной скульптуры. Антиной, Цезарь, Афродита, Сократ - эти имена знакомы тем, кто хоть раз занимался и заранее знает, какие предметы нужны для поступления на архитектора.

Вид модели, ракурс - дело случая: претенденты работают по десять человек в комнате, за строго определенным мольбертом. На листах плотной бумаги размером 30х40 см нужно за 6 часов показать умение правильно скомпоновать рисунок, без искажений построить и выразить объем модели, передать соотношения света и тени.

На втором экзамене по рисунку для специальности «Архитектура» предлагаются модели геометрических тел - куб, призма, конус, шар и т.д. Из заданных объектов, два из которых обязательные, нужно за 4 часа выполнить воображаемую объёмную композицию. Сохраняются все линии построения тел - видимые и скрытые, участки их пересечения и перспективные сокращения. На листе должно быть несколько эскизных вариантов композиции. Штриховка - лишь вспомогательное средство для придания выразительности рисунку.

На направлении «Дизайн архитектурной среды» первая часть творческого экзамена - рисование натюрморта, композиции из нескольких предметов геометрической и природной формы. Используется графитный или угольный карандаш, на работу отводится 6 часов. Второе 4-часовое испытание - плоскостная цветовая композиция, выполняемая на основе предлагаемой экзаменаторами постановки определенного колорита. Техника - кроющие краски на водной основе (гуашь или темпера) по бумаге.

Проверка умения чертить

Пространственным воображением должен обладать любой, кого привлекает профессия "архитектор". Какие предметы нужно сдавать - это можно узнать и заранее подготовиться, но если нет практических навыков в выполнении ортогональных проекций по предлагаемой аксонометрии, шансов поступить мало.

Современные чертежи выполняются в специальных компьютерных программах, и умение проводить линии, пользуясь рейсшиной или циркулем, кажется архаикой. Но кроме этих профессиональных навыков, на экзамене по черчению за 4 часа нужно показать умение представлять по аксонометрическому изображению, как выглядят план и боковые виды объекта, с сечением на одном из видов. Оцениваются и теоретические знания по грамотному оформлению чертежа, выполнению надписей и т.д. Важна скорость работы - карандашные линии необходимо обвести тушью. Неслучайно для многих прошедших вступительные экзамены и задолго знавших, какие предметы нужно сдавать на архитектора, черчение оказалось самым трудным этапом.

Разные вузы, сходные требования

Требования к будущим студентам, желающим заниматься «чистой» архитектурой, высоки: на бюджетные места в МАРХИ в 2015 году - 328. Несмотря на это, количество заявлений, подаваемых в приёмные комиссии профильных вузов, внушительно. Многих интересуют и родственные зодчеству области творчества. Имеются особенности в правилах приёма на на подобные специальности. Например, какие предметы нужно сдавать на архитектора-ландшафтника? Логично, что к русскому языку и математике по усмотрению ученого совета вуза добавляется биология или география.

Существует мнение, что настоящими архитекторами становятся к 50 годам. Слишком большой багаж знаний и умений надо приобрести, чтобы достичь вершин в этой важнейшей профессии. При современном темпе жизни не следует терять времени. Если заранее поинтересоваться, какие предметы нужны, чтобы поступить на архитектора, и начать готовиться за 2-3 года до окончания средней школы, можно получить ощутимый импульс в самом начале пути к успеху.

Современная образовательная система предлагает будущим абитуриентам самые различные профессии. Сегодня, каждый человек может стать кем угодно и выбрать себе специальность по вкусу и финансовым возможностям. Одной из самых ярких и перспективных профессий в наше время считается архитектор. Поэтому, если Вы являетесь талантливым художником и имеете неплохую базу знаний инженера, можете смело поступить в один из украинских Вузов и получить диплом высококвалифицированного специалиста в области создания самых разных оригинальных архитектурных объектов.

Но, прежде, чем поступить, Вы должны знать, какие предметы нужно сдать чтобы стать архитектором?

Начнем с того, что эта профессия требует от специалистов определенных знаний о строительных нормах проектирования, инновационных технологиях, современных строительных материалах. Архитектор должен, также, обладать огромным творческим потенциалом, изучать разную нормативную литературу и создавать поистине уникальные оригинальные сооружения, которые будут полностью отвечать запросам и пожеланиям заказчика.

В наше время спрос на специалистов в данной области достаточно большой. Благодаря им, в Украине за последние годы появилось много новых сооружений и многоэтажных жилых домов.

К примеру, возьмем новостройки Ирпеня, которые предлагает компания «Комфорт Лайф». Здесь каждый желающий сможет купить однокомнатную квартиру Ирпень на самых выгодных условиях. У Вас появится уникальная возможность переехать в собственное жилье, о котором Вы так давно мечтали. А менеджеры данной организации помогут ускорить этот процесс.

Как оказалось, стать студентом престижного украинского архитектурного Вуза не так просто. Дело в том, что конкурс в те институты, которые готовят будущих архитекторов очень большой, и каждый абитуриент должен знать, какие предметы нужно сдать чтобы стать архитектором. Здесь все будет зависеть от конкретной специальности. Сегодня самыми популярными является «Общий дизайн» и «Архитектура».Первая специальность включает углубленное изучение эстетических и культурных аспектов, а вторая – больше приближена к самому строительству. Если Вы решили стать архитектором ландшафта и интерьера, готовьтесь к сдачи экзамена по:

  • украинской литературе;
  • украинскому языку;
  • истории Украины.

Также, сюда входит творческий экзамен по черчению, рисунку и композиции.

Для получения профессии архитектора общего профиля (реставратор, реконструктор) нужно сдать:

  • математику;
  • украинскую литературу;
  • украинский язык;
  • творческий экзамен (рисунок, черчение, композиция).

После окончанию Вуза, Вы сможете получить профессию помощника архитектора. Должность эта является не высокооплачиваемой, но, а что Вы хотите сразу после окончания Выша. Зато, если Вы окажетесь высококвалифицированным специалистом и хорошо себя зарекомендуете, то сможете в будущем стать начальником проекта. Все зависит только от Вас.

Украинские архитектурные Вузы

В Украине функционирует не так много университетов, которые готовят отличных архитекторов. Как правило, вступительные экзамены в эти Вузы включают результаты ВНО и дополнительные конкурсы, которые проводит непосредственно высшее учебное учреждение. Какие предметы нужно сдать чтобы стать архитектором Вы уже знаете, теперь мы предлагаем перечень существующих архитектурных Вузов Украины на 2016 год.

Строить всегда было престижно и уважаемо в обществе. Каждый человек понимает в своей жизни важность воспроизведения новых проектов, строительства недвижимости и развития современных городов. Ни одно здание и сооружение не сможет обойтись без опытного проектирования и разработки профессионала. Таким образом, это делает архитектурное дело одной из древнейших профессий.

Различные здания, храмы, соборы, мосты и ратуши считаются частью культуры. Сегодня мы можем наблюдать различные виды этого искусства в самых разных уголках мира, наблюдая, как прогрессировало сознание и воображение людей в определённые периоды времени. Каждый творец пытался внести в свою работу что-то индивидуальное и отличительно от других. Великая красота сооружений до сих пор тревожит умы молодых деятелей, поэтому эта профессия до сих пор считается одним из популярных выборов абитуриентов.

Раньше не требовалось сдачи экзаменов, чтобы стать архитектором. Не проводили курсов обучения и не было специальных институтов, как сейчас, которые могли научить желающих этому интересному делу. Архитектурная деятельность обычно передавалась семьями или близкими людьми, опыт давался по ходу, поэтому мало кто из тогдашних архитекторов действительно знал, что он делает. Сейчас каждый желающий и имеющий способности принести что-то в культуру может попытать себя в этой работе.

Архитектурное дело в современном мире

Мы можем заметить, как с каждым годом к каждой профессии приписывают всё больше и больше требований. Технический прогресс заставляет людей приспосабливаться к изменениям. Теперь недостаточно иметь некоторый опыт в архитектурном деле, чтобы быть мастером. Сегодня каждый уважающий себя архитектор должен закончить специальное высшее учебное заведение, где за 4–5 лет он научится всему самому основному.

Но основные задачи для работников и любителей в этом деле остались такими же, какие были и несколько сотен лет назад. Архитектор должен уметь проектировать и создавать макет безопасного и рационального здания, которое, кроме общей функциональности, должно быть красивым и уникальным. Многие считают , что эта профессия идеально подходит людям, которые любят проявлять себя в творческих сферах жизни и развиваться в техническом направлении. Архитектура объединяет в себе навыки и умения двух противоположных сфер жизни, что одновременно делает её сложной и интересной.

Проекты утверждаются только в том случае, если сооружение будет действительно эффективным, красивым и максимально комфортным для человека. Хоть и дизайнерское оформление очень важно в архитектурном деле, оно должно уступать практичности.

Какие виды архитекторов существуют

Любая современная профессия имеет различные направления и виды. Это характеризуется тем , что со временем на специалиста наваливается слишком много задач и не во всех он действительно может быть мастером. Таким образом, можно представить несколько видов архитекторов:

Где учатся на архитектора и какие предметы необходимо сдавать

Нельзя точно сказать, какие предметы и институт стоит выбрать человеку, что хочет заниматься архитектурным делом. Институты бывают разные и не все подходят определённому типу архитекторов. Сейчас многие люди выбирают факультеты дизайна и архитектуры, хотя человеку для занятия этим делом можно поступать и на другие специальности. Предметы и подробности творческого конкурса зависят только от нужного факультета и направления. Сейчас можно услышать много советов о том, что необязательно поступать в высшее учебное заведение, чтобы получить полный объём знаний об этой деятельности.

Конечно, это является правдой. Но не стоит забывать, что именно институт позволяет человеку влиться в профессиональное общество своего любимого дела. Вопрос поступать абитуриенту или подождать всегда является сложным, но всё же рекомендуется не запускать обучение в высшем учебном заведении хотя бы ради получения диплома.

Дизайн даёт общее представление об искусстве и умении представить хорошую картинку человеку, а архитектура позволяет углубиться в строительный процесс.

Для поступления на архитектора интерьеров и ландшафтов необходимо сдавать такие вступительные экзамены в институт:

  1. Язык (профилирующий в стране).
  2. Литература.
  3. История.
  4. Творческий конкурс.

Кроме этого, поступать на архитектора такого типа можно и после девятого класса, и после одиннадцатого класса, что даёт более обширные возможности при поступлении.

Для поступления на архитектора другого типа (к примеру, реставратора), будут необходимы другие вступительные экзамены в институт:

  1. Математика.
  2. Язык.
  3. Информатика или история.
  4. Творческий конкурс.

На некоторых факультетах действуют специальные программы для обучения молодых специалистов. Юный студент может попробовать себя в роли профессионала в разных компаниях, представляя свои проекты. Кроме этого, он может учиться у более опытных мастеров. К сожалению, для поступления в институт на архитектора можно сдавать экзамены только после одиннадцатого класса.

Обучение на архитектурной специальности в институте даёт огромные преимущества для желающих развиваться в этом направлении. На самом деле, необязательно поступать и сдавать экзамены, чтобы быть мастером своего дела и в современном мире. Однако, большинство компаний и фирм требуют у специалистов наличия документа, подтверждающих их уровень образования, в частности, профессионального. Это делает обучение в институте практически необходимым.

Где-то полгода назад я написал статейку в небольшой журнал на тему архитектурного образования. Отправил и забыл, так что не знаю ее дальнейшей судьбы, собственно, и не особо интересно. Спустя время, признаю что это далеко не лучший материал для абитуриента, но может кому и понадобится. А профессионалам - так ради праздного интереса. Заранее прошу не корить за ошибки и ляпы.

- кому подходит профессия;

Профессия архитектор охватывает настолько большое поле деятельности, что в ней сможет себя найти почти любой человек. Тут важен вопрос мотивации освоения этой профессии. В двух словах, опишу мотивации, с которыми стоит идти в архитектуру, а с которыми нет. №1 - творческие амбиции, без них делать в архитектуре - нечего. Должно присутствовать желание постоянно создавать что-нибудь новое, причем, самое лучшее. Очень важно желание быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Норманна Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Герри - все они публичные люди. Важно не только желание создать, но и рассказать об этом всему миру. Еще одна мотивация - желание быть разносторонне развитым человеком. Профессия архитектора находится на стыке инженера и художника. Желание «знать все» будет сильно помогать будущему специалисту.

Теперь то, что может сильно помешать. Во-первых, поиск «легкого пути». В архитектуре 5% - талант, а остальное - работа. Это действительно очень тяжелая специальность. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были даже смертельные случаи. Надо быть к этому готовым и не бояться. Во-вторых, желание заработать много денег, и по возможности сразу. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. В начале, он стоит очень дешево, но спустя годы работы - становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки будут, но путь к ним достаточно долгий. В-третьих, излишняя восприимчивость будет сильно мешать в профессии. Количество критики всегда превышает количество похвалы. Особенно в начале пути. Надо уметь все спокойно воспринимать. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, из какого места у него растут руки, какая у него солома в голове, и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу.

Исходя из вышесказанного, думаю, будет не сложно создать портрет человека, кому подходит эта профессия и примерить его на себя.

- краткий обзор вузов;

Выбор вуза для получения архитектурного образования, конечно важен, но не критичен. Специфика учебы на архитектора такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное - преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы вузов и архитектурных факультетов примерно похожи. Единственный большой плюс престижных вузов, как МАрхИ, например, больший шанс встретить отличного преподавателя.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Лучший вариант - подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека «с нуля» до сдачи экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если до этого абитуриент нигде не учился рисунку. Преподавателю проще сразу поставить правильную технику, чем исправлять «ошибки школы». Сильно заранее готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы будущий студент «набрал форму» к экзамену и не сильно утомился от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка - попытка поступить в один вуз в течении нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз не дадут никаких знаний в архитектуре. Надо всегда помнить, что цель - стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении - путь к профессии, который может быть более тернистым, чем ожидается.

- как проходит учеба;

Когда я учился в МАрхИ, ходила поговорка: «Вылететь из института намного сложнее, чем поступить». Доля правды в этом есть. Можно, конечно, много говорить о том, что учиться тяжело, бывают конфликты с преподавателями, но получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того - является студент «физиком или лириком». Дело все в том же стыке инженера и художника. Все предметы можно «грубо» разделить на 3 вида: творческие, инженерные и общеобразовательные. Традиционно студенты ходят на творческие предметы - проект, рисунок; время от времени появляются на инженерных - конструкции, сопромат, архитектурная физика; очень редко вспоминают про общеобразовательные предметы - философия, социология. Это плохая традиция. В программе нет случайных предметов. Все знания, которые дает институт, пригодятся в профессии, но в одном случае это очевидно - проект, конструкции, материаловедение; а в другом нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал 2-3 раза за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодятся в архитектурной практике. Получал свой трояк на зачете и был доволен. Спустя годы, в аспирантуре я проходил курс «философия науки». Только там я увидел, насколько глубоки философские корни в архитектуре и работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение учебников и рвать волосы от досады, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый важный предмет - архитектурное проектирование. По сути, все остальные предметы программы служат для продвижения студента в этом предмете. Многие мои коллеги вспоминают институтский проект, как «золотое время». Все потому, что фантазия архитектора ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, занудливых заказчиков, неуступчивых смежников. Это лучшая возможность проявить свой творческий потенциал. Не случайно, при приеме на работу очень часто просят институтские работы. Работая над клубом, музеем, пожарным депо, надо понимать что он для вас, скорее всего, единственный проект на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на проект. Именно тогда закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и «звезды» архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

- логика карьеры профессионала;

Сейчас подавляющее большинство студентов начинает работать уже на 2-м, 3-м курсе. Я считаю - это хорошо, но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически подготавливает к будущей работе. Но не стоит забывать, что №1 - все равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно - просто, как к возможности попрактиковаться. Заниматься только учебой можно, но судя по практике, у таких студентов если и начинается карьерный рост, то с большим опозданием.

Я уже писал, что поле деятельности архитектора очень велико. Важно настроить себя на то место в архитектуре, где человек будет чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно не обязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором. Гнаться за большими объектами. Хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора. Можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами - всем чем угодно, если это «твое». Быть в этой области успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Но в то же время, очень сложно «заработать состояние», занимаясь только архитектурой.

Карьера архитектора может развиваться совершенно в любом направлении, но для успешного развития необходима постоянная работа над собой. Прежде всего - самообразование; активное участие в общественной архитектурной жизни: посещение лекций, семинаров, выставок.

- трудовые будни, взаимодействие с инженерами;

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов - инженеров, конструкторов. Характер работы нагляднее всего можно рассмотреть на примере. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ - индивидуальный жилой дом (в простом языке - коттедж). Архитектор получает заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект - чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации. На этом, как кажется, работа архитектора заканчивается, но по архитектурному проекту нельзя построить дом. Нужны строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами, или, по крайней мере, консультироваться на этапе архитектурного проектирования. Даже после выполнения всех смежных проектов, работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольших - приезжает человек с чертежами и рулеткой, и с умным видом ходит по стройплощадке. Зачастую, окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства, когда архитектура не на бумаге, а ее можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки очень полезно для понимания всего процесса создания архитектуры. При проектировании и строительстве крупных объектов, все усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть на работе с 9-ти до 6-ти; можно работать в свободном графике; ездить по объектам, согласующим организациям, смежникам; работать дома как частный архитектор - кому как больше нравится. В архитектурной деятельности, на мой взгляд, самое главное - результат, хорошая архитектура, а как она получилась, не так важно. Можно за 5 минут нарисовать «на коленке», а можно месяцами просиживать у монитора.

- ситуация в профессии сегодня, тенденции.

Сегодня российская архитектура переживает глубочайший кризис. Это признают и профессионалы и обычные люди, которым не безразлично то, что происходит в стране. Под кризисом я подразумеваю следующее: архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразная (достаточно сравнить то, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, очень тяжело идет смена поколений (особенно среди преподавателей вузов).

Профессиональная среда находится тоже в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточные. Хорошие должности в больших организациях достаются родственникам или знакомым, и пробиться через стройные ряды «своих» людей очень сложно даже классному архитектору. В частных мастерских тоже тяжело. Там большая конкуренция и не всегда честная. Работать частным архитектором можно, но рынок частных архитекторов настолько сильно наводнен непрофессионалами, что очень сложно хоть немного подняться из этого болота. Сейчас в архитектурной деятельности, если у тебя нет родственников или высоких покровителей, всего приходится добиваться «потом и кровью».

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, «поднять» российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировки за рубежом. Я верю, из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный институт вырастут наши Кендзо Танге и Ричард Роджерс.



Что еще почитать