Как правильно покрасить батареи отопления своими руками? Покраска чугунных радиаторов отопления в домашних условиях Чем покрасить чугунную батарею отопления.

Радиатор отопления прекрасно сочетается с обстановкой в квартире, если он равномерным слоем окрашен блестящей эмульсией. Старые же батареи, покрытие которых выцвело и стало пузыриться, портят интерьер. Поэтому их важно время от времени обновлять, крася в цвет, идентичный тону стен в комнате. Правда, этот процесс бывает затруднителен для работы своими руками.

Сложности покраски батареи в квартире

Нередко при обновлении радиаторов отопления появляются проблемы, но все они имеют решение:

  • Бывает, что красящая эмульсия намазывается неровно. В таком случае работу требуется прервать. Когда уже нанесённая эмульсия засохнет, процесс надо возобновить, начав с забытого этапа - удаления старого слоя и обработки батареи растворителем;
  • Некоторые элементы радиатора отопления зачастую не прокрашиваются. С этой проблемой можно столкнуться, используя неподходящие инструменты. Труднодоступные места покрывают не поролоновым валиком или обычной кистью, а специальной изогнутой кисточкой небольшого размера. Ещё для окрашивания внутренних элементов батареи подходит простая зубная щётка;
  • Обновлять покрытие радиатора отопления всегда неудобно. Дабы полностью облегчить задачу, стоит демонтировать окрашиваемый предмет. Такая хитрость позволит попасть обмакнутой в краску кистью абсолютно во все места, казавшиеся недоступными. Но это совсем не значит, что батарею обязательно надо снимать со стены. В этом деле следует ориентироваться на форму радиатора и сложность демонтажа;
  • Краска может не ложиться на поверхность аккуратным слоем, образуя разводы, или пузыриться. Такая проблема часто бывает вызвана окрашиванием горячего радиатора отопления. Чтобы новое покрытие было ровным, нужно обновлять только холодную батарею. Если ремонт радиатора отопления пришёлся на зиму, надо перекрыть доступ нагретой воды в него и подождать, когда он станет холодным.

Следует сразу отметить, что не всегда есть смысл покрывать батарею новым слоем красящей эмульсии. Заняться обновлением радиатора отопления стоит в том случае, если он создан из чугуна. Будучи облупленным и блёклым, такое отопительное оборудование отрицательно повлияет на качество теплоотдачи. Также рекомендуется периодически окрашивать конвекторы, имеющие вид закруглённой трубы, подающей горячую воду, с добавленными к ней ребристыми элементами.

К покраске батареи не стоит приступать, если она алюминиевая. Покрытие на радиаторе отопления из такого металла вряд ли получится обновить аккуратно. Заводской способ окрашивания отопительного оборудования не сравнится с нанесением эмульсии обычной кистью. Поэтому алюминиевый радиатор отопления, краска на котором от времени потрескалась и поблёкла, целесообразнее накрыть декоративным элементом.

Нюансы выбора краски и расчёт

На то, как радиатор отопления будет выглядеть после обновления его поверхности, ощутимо влияет качество краски. Поэтому она должна быть невосприимчивой к воздействию высокой температуры (до 100 градусов), устойчивой к истиранию и не выделяющей токсичные вещества.

Также на итоге работы по окрашиванию батареи сказывается тип красящей эмульсии. Каждый имеет свои особенности:

  • Акриловая краска легко берётся кистью и не стекает по обрабатываемой поверхности, так как по консистенции она одинакова со сметаной. Батарея, покрытая ею, приобретает равномерный глянцевый оттенок, который не стирается и не сереет долгое время. Пока это красящее вещество сохнет, в воздухе может ощущаться слабый запах ацетона;
  • Алкидная краска выбирается многими из тех, кто решил обновить радиатор отопления. Она имеет такие выгодные характеристики, как высокая термическая устойчивость, стойкость к изнашиванию и огромный спектр оттенков. Но такая красящая эмульсия засыхает не один день и пахнет чем-то едким, поскольку в её состав включён растворитель Стоддарда;
  • Водно-дисперсионная краска. Она так названа, потому что при нанесении первого слоя требует добавления воды. Такая эмульсия высыхает на батарее в течение дня, а главное, - от неё не исходит резкий запах;
  • Масляная краска. Она считается пережитком прошлого, отчего почти никем не применяется. Это красящее вещество не подходит для покрытия радиаторов отопления, так как оно спустя некоторое время становится блёклым, теряет блеск и испещряется трещинами.

Как рассчитать необходимое количество материала

Сколько красящей эмульсии потребуется на обработку поверхности радиатора отопления зависит от её площади. Одна секция радиатора отопления из чугуна равна 0,254 м 2 . Примерный расход краски на 1 м 2 производители непременно указывают на этикетке банки, ведь у каждой эмульсии своя консистенция. На батарею из 9 рёбер обычно тратится больше половины банки, имеющей вес 0, 9 кг.

Инструменты

Кроме теплоизоляционной краски, для предстоящей работы необходимо приготовить следующие инструменты и средства:

  • Мягкую и неширокую кисть для покрытия видимых участков радиатора отопления;
  • Небольшую и изогнутую кисточку, облегчающую покраску внутренних элементов батареи;

Размер кисти очень важен, поскольку процесс окрашивания радиатора отопления требует особой аккуратности. Этот показатель инструмента может соответствовать половине ширины одной секции батареи. Слишком узкая кисть сделает работу долгой и плохо промажет многие участки оборудования системы отопления.

  • Болгарку, которую не тяжело держать в руках, с насаженной на неё железной щёткой;
  • Ручной ёршик, чистящий металл;
  • Грунтовку, предназначенную для обработки радиаторов отопления;
  • Растворитель, чтобы обезжирить поверхность батареи.

Инструкция по правильному нанесению краски своими руками

В процессе покрытия радиатора отопления новым слоем краски надо выполнить следующие действия:

  • Очистить поверхность от предыдущего пласта эмульсии, на внешних участках применяя болгарку с железной щёткой, а на внутренних - ручной ёршик по металлу;

Снятие старой краски осуществляется с надетыми на лицо защитными очками и респиратором. Это нужно, чтобы не вдыхать большое количество поднимающейся пыли.

  • Увлажнить небольшой отрезок ткани и протереть им отскобленный радиатор отопления до совершенно чистого состояния;
  • Обработать поверхность батареи растворителем, чтобы обезжирить и защитить металл от коррозии;
  • Через несколько часов, когда растворитель впитается, надо нанести на все секции радиатора отопления грунтовку, отличающуюся термостойкостью и препятствующую появлению ржавчины. Без неё не удастся замаскировать все пятна, образовавшиеся из-за коррозии металла, даже обработав батарею несколько раз;

При желании, в строительном магазине можно найти красящую эмульсию, в состав которой уже добавлены и обычная грунтовка, и жидкость против ржавчины. При её применении предыдущий пункт можно не выполнять.

  • Постелить под радиатор отопления картон из разделанной коробки или плёнку, чтобы капли краски не попали на пол. От пятен эмульсии можно обезопасить и стену, засунув за батарею бумагу;
  • Перемешать красящее вещество, чтобы размять образовавшиеся комочки;
  • Приступать к окрашиванию батареи, начиная с её внутренних элементов. Если первым делом приняться за обработку наружных участков, то позже, при нанесении эмульсии на труднодоступные участки, можно испачкаться и испортить ручкой кисти уже окрашенные места;

Краска ляжет на поверхность идеально, если сначала наносить эмульсию на верх батареи, а затем на низ. Оборудование отопления нельзя мазать густым и толстым слоем краски, потому что из-за этого на ней появятся неровности.

Окраска радиаторов иногда довольно важна. Ведь вы можете их привезти и повредить, это относится к радиаторам нового поколения. Но так же периодически приходится красить и старые чугунные.

Сегодня мы расскажем, как делается покраска радиаторов и в какой последовательности. Так же вы получите информацию по правильному выбору красителей и на видео в этой статье получите дополнительную информацию по этому вопросу.

Вся работа может быть сделана полностью своими руками. Тогда и ее цена будет не значительной. Здесь есть и своя последовательность, которой стоит придерживаться.

Внимание: Некоторые не делают подготовки поверхности к покраске. Это не правильно. Ведь тогда вам придется делать покраску каждый год.

Выбираем краситель

От точного выбора цвета краски зависит внешний вид. Ведь радиаторов вы особо не спрячете.

Существует необходимость учета требований, предъявляемых к краске для батарей и отопительных систем, а именно:

  • Краска радиаторная должна быть термоустойчивой (не меньше 100°С);
  • Стабильность к враждебным средам;
  • Устойчивость к истиранию;
  • Отсутствие токсичности при нагреве.

Внимание: Есть и радиаторная краска без запаха, только перед покупкой должна быть изучена инструкция и материал должен отвечать параметрам, которые изложены выше.

Особые краски, которые предназначены для покраски батарей, подразделяются на подвиды:

Акриловые Изготовляются на основе органических растворителей, вследствие этого их подсыхание сопровождается источением характерного резкого запаха. Изделие приобретает приятный зеркальный блеск, который имеет свойство сохраняться на протяжении многих лет.
Алкидные Поверхность батареи, выкрашенная подобной краской, неизменна к высоким температурным режимам и истиранию.
  • Такая краска изготавливается довольно обширного цветового ассортимента. Существует возможность отдать предпочтение любому понравившемуся тону, поэтому такие эмали довольно прославленны между потребителями.
  • Ее изъяном является непривлекательный запах, сохраняющийся несколько суток после покраски, но при воздействии повышенных температур запах может восстановиться.
Водно-дисперсионные краски Предпочтение в сторону таких красок считается оптимальным, так как их состав не имеет специфического запаха и период их высыхания немного интенсивнее. Необходимо обращать внимание на маркировку упаковки, должно быть надпись: «Для покраски трубопроводов и отопительных систем».
Масляные краски Этот материал сегодня не так и часто применяется. Хотя она довольно не плохая. Прекрасно выдерживает повышенную влажность и хорошо держит глянец. Цена ее самая не большая. Поэтому с точки зрения экономии это наилучший вариант.

Какая из красок лучше для батарей отопления? Любая из них имеет свои минусы и плюсы, так что предпочтение в любом случае остается за потребителем.

Конвекторы и батареи

Стоит оговорить небольшую особенность. Во многих нынешних квартирах в качестве прибора отопления смонтированы конвекторы (ребристые трубки). Вы спросите: как проводить их окраску?

Такие устройства (в особенности с густым расположением алюминиевых ребер) не окрашивают, так как краска может негативно повлиять на их теплоотдачу.

Устройство конвекторной установки

Кроме теплоносителя, в него помещается съемный корпус, который можно покрасить, для улучшения внешнего вида. В случае если конвектор сполна устарел – тогда неплохо просто заменить его новым.

Итак:

  • Старые добротные батареи – это чугунные радиаторы (отечественные ветераны), которые чаще всего требуют покраску. Они отлично проявили себя в период эксплуатации, и потребители часто отказываются менять их на новые отопительные приборы не только из-за дефицита денег, но и попросту не видя такой надобности – греют такие конвекторы достаточно хорошо, и на них подходит сушить небольшие вещи.
  • Весьма нередко устаревшие батареи отопления из металла укрыты бессчетными наслоениями краски, причем нижние слои давно превратились в «античные сталактиты», от которых в обязательном порядке необходимо освободиться перед нанесением краски.

Как провести подготовку к покраске

Существует несколько способов подготовки радиатора, а именно: целиком убрать всю прежнюю окраску, или же особенным методом обработав прежнее покрытие перед покрытием новой краской.

Рассмотрим подробней данные способы:

  • Снятие прежних слоев происходит с помощью химсредств – смывок таких как: АСЕ, Dufay, Б52, СП-6 и другие, как отечественных, так и многих зарубежных фирм. Смывка с основой из жирных кислот и ацетона приводит к размягчению старой краски, отъединяя ее от металла. Ее следует наносить на всю поверхность, где есть краска и оставить на кое-какое время, неодинаковое для различных видов смывок (от 15 мин. до 5 часов).
  • После полного размягчения покрытия, его снимают грубой щеткой или жестким скребком. Чем больше пластов старой краски нанесенной на прибор – тем большее количество раз необходимо повторно наносить смывку. В период очистки конвектора непременно позаботьтесь о достаточном проветривании помещения, а в иных эпизодах (при применении особо сильных составов) может сгодиться любое средство защиты дыхания.

Внимание: Запомните, что некоторые сплавы, из которых производятся радиаторы, могут войти в реакцию со смывкой. Исключением есть чугун – это один из немногих сплавов, которые позволяют длительное время сохранять температуру содержимого, которому не опасны растворители. Если прибор изготовлен не из вышеуказанного материала учтите риск приобретения не совсем безукоризненной поверхности по завершению очистки.

  • Еще есть такой нюанс, на который надлежит обратить ваше внимание: большая часть нынешних смывок плохо управляются с масляными красками произведенные в 60-ых годах 20 столетия. Что связано с применением природных компонентов в их составе (именно поэтому подобные краски часто именуют «натуральными»).
  • После полного удаления прежней краски, плоскость зачищают наждачкой. Чугунные радиаторы покрыты так именуемыми «бугорками», поэтому для улучшения эстетики лучше всего попробовать зачистить хотя бы фасадную сторону прибора – эта работа довольно трудоемкая, где основное – не перестараться, поскольку наиболее крепким у чугунных отливок считается верхний слой и, взявшись чересчур ревностно за зачистку, можно сделать прибор не в меру хрупким. Вслед за освобождением слоя краски могут открыться места с ржавчиной, которые необходимо будет обработать специальным средством от металлокоррозии.
  • Далее поверхность надо загрунтовать, к примеру, средством ГФ-021 или ее заменителями, которые неплохо наносить под отечественные краски марки МА и ПФ. Если вы хотите наиболее долгосрочного последствия, тогда нет необходимости экономить – выбирайте грунтовой материал зарубежного производителя, таких марок как Deluxe, Sigma Coatings, АСЕ и подобных.
  • Еще один метод подготовки плоскости состоит в том, что покраска происходит по старому покрытию. Если «столетние пласты» на конвекторе отсутствуют, а старое покрытие держится довольно прочно – не лукавьте, красьте сверху по нему. До окраски нужно скрупулезно помыть поверхность, произвести обезжиривание и дать ей как следует подсохнуть. Чаще всего, в таком случае, нет надобности даже в грунтовании.

Важно:

  • Следует знать, что отдача тепла чугунного прибора повышается на три – четыре процента при наложении масляной краски сверху грунтовки.
  • Краски, содержащие в своем составе тяжелые металлы (свинец либо алюминий), понижают теплопроводимость, в отличие от масляных.
  • На тепловую отдачу не оказывают влияния три слоя наложенной краски, но каждый последующий понижает теплоотдачу на один процент.

Окраска изделий

Перед проведением покраски прибора надлежит выключить систему отопления. Чрезмерно быстрому высыханию покрытия способствует тепло работающего радиатора и труб отопления, и она не успеет нормально распределиться, что приводит к появлению неравномерностей на поверхности (замершие капли и ручейки, следы от кисточки).

Если нет вероятности отключить систему отопления, можно попробовать нанести краску тонким слоем, что делать нежелательно.

  • В торговле встречаются краски различных изготовителей, обозначенные как специально разработанные для радиаторов отопления. Тем не менее, отечественные специалисты-отделочники настаивают на том, что это лишь ход в системе маркетинга, так как температурный режим батарей обыкновенно не превышает 80 о С. Подобное тепло прекрасно переносится безупречными лакокрасочными материалами.
  • Радиаторы рекомендуется покрывать в основном алкидными эмалями, которые неплохо переносят даже температуры до 90 o по Цельсию, храня свою крепость и выносливость к износу. Еще можно окрашивать батареи такими эмалями как акриловые и акрилатные, которые имеют свойства быстрого высыхания и не имеют слишком резкого запаха.

Если, по намерению покупателя цвет радиатора должен совпасть в тон со стеновыми обоями (см. Отделка стен обоями в правильном исполнении), то для решения данной задачи имеется несколько вариантов.

  • Наилучший, это выбрать краску для радиаторов в тон к обоям, или же при покупке произвести ее колеровку (см. Как заколеровать краску: подбираем вариант).
  • Другая версия – выкрасить радиатор краской в гамму к интерьеру, перед тем покрыв прибор подобранной грунтовкой. Однако, при выборе этого способа, не следует забывать, что краска для стен при нагревании теряет свою устойчивость. А так же сушить влажные вещи на отопительных приборах, выкрашенных стеновой краской, не советуется – возможен скол (отшелушивание) покрытия.

Радиаторы алюминиевые и биметаллические

Подобные приборы изначально окрашиваются в производственных условиях порошковой краской, а их домашняя окраска в основном связана либо с закрашиванием царапинок, возникших при перевозке или монтаже прибора, либо же с полным видоизменением неприемлемого цвета.

  • Добиться такого же гладкого нанесения подручными методами сравнительно сложно. Поэтому, если возникший вопрос заключен только в подборе оттенка – сразу купите радиатор необходимого цвета.
  • Если же такая возможность отсутствует, то имеется два способа решить возникшую проблему. Один из них – поверх фабричного покрытия выкрасить прибор качественной алкидной эмалью. Перед этим радиатор необходимо обработать одной из спецгрунтовок. Основное в этом месте – начальная и последующая тщательная обработка основания от частичек мусора и ее полное обезжиривание.
  • Другой вариант относится к тем случаям, когда на производственной покраске присутствуют сколы и иные дефекты – оптимальнее будет зачистить поверхность батареи до основания при помощи шлифмашинки. После этого металл обрабатывается с применением грунта по цветмету, затем он окрашивается алкидной краской.
  • В роли подручного инструмента для покраски можно подобрать качественную профессиональную кисточку либо аэрозоль. Однако при использовании аэрозольных баллонов возникают некоторые затруднения, им нелегко окрасить полости обрабатываемого прибора внутри и стену, на которой закреплена батарея необходимо закрывать, в непременном порядке, чтобы не перепачкать краской. На заметку стоит взять и финансовую сторону проблемы – стоимость аэрозоля гораздо выше эмали. Таким методом удобно красить съемные детали конвекторов, причем применять можно краски для барбекю, терпящие устойчивую до 400 о С температуру.

Как покрасить решетку радиатора вы теперь прекрасно знаете. Так что посмотрите фото и можете приступать к работе. Применяйте только качественные красители, тогда покрытие не потребует замены на довольно большом участке времени.

Сегодня нам с уважаемым читателем предстоит разобраться, как покрасить чугунную батарею. Мы узнаем, какие краски могут применяться для окрашивания, как подготовить поверхность радиатора, и как нанести краску на подготовленную поверхность. Приступим.

Прежде, чем приступить к работе, давайте выясним: а стоит ли результат затраченных усилий?

Покраска противопоказана

Окраска чугунных батарей лишена всякого смысла в трех случаях:

  1. Если радиатор (новый или простоявший на отоплении несколько лет) будет закрываться декоративным экраном или устанавливаться в закрытый короб. Окраска выполняет сугубо декоративные цели, поскольку чугун - коррозионно-стойкий металл, и лишний слой покрытия лишь уменьшит теплоотдачу;

Стоит уточнить: автор категорически против несъемных экранов, закрывающих большую часть поверхности батарей, и тем более против установки отопительных приборов в глухие короба. Помимо резкого падения теплоотдачи, владелец получает в придачу серьезные проблемы с доступностью соединений при устранении течей между секциями и на подводках к отопительному прибору.

  1. Если радиатор течет между секций. Слой краски не прекратит течи, а ржавые потеки будут еще более заметны на новом покрытии. Перед нанесением декоративного покрытия следует устранить течь, поменяв межсекционные прокладки или подтянув ниппеля;

  1. Если часть секций радиатора не греет в течение нескольких лет. Причиной этого обычно является заиливание крайних секций, причем за 10-15 лет без промывки ил приобретает прочность камня и удаляется из радиатора только при отжиге, о котором мы расскажем чуть позже.

Покраска желательна

В каких случаях покраска батарей - чугунных или стальных - способна радикально изменить их внешний вид?

  • Если часть покрытия отслоилась или имеет следы истирания;

  • Если краска пожелтела от длительного нагрева;

Справка: изменение цвета характерно для красок с цинковыми белилами ZnO . Начиная с 2007 года их производство прекращено: окись цинка вытеснена более стабильными и менее токсичными титановыми белилами TiO2.

  • Если многократная покраска чугунных батарей отопления поверх старого покрытия дала неопрятные наплывы.

Выбор краски

Теперь давайте выясним, чем покрасить чугунные батареи.

Главным условием является термостойкость покрытия: в системе централизованного отопления температура теплоносителя в пик холодов может достигать 95 градусов. На соответствие красителя этому требованию указывает надпись “термостойкая” или “для радиаторов” на упаковке.

Ищите слово “термостойкая” на упаковке

Стоит уточнить: чугунные радиаторы используются не только на водяном, но и на паровом отоплении. В системах парового отопления температура перегретого пара может достигать 150-400 градусов по шкале Цельсия. Однако в наше время такие системы сохранились лишь в промышленных условиях, на предприятиях старой постройки.

Приведем несколько примеров соответствующих красок:

Внешний вид упаковки и название Описание

  • Связующее - смесь алкидной и меламинформальдегидной смолы в органическом растворителе;
  • Разбавители - ксилол и сольвент;
  • Окрашенная поверхность сохраняет цвет при нагреве до +80 градусов, прочность - при нагреве до 120 градусов;
  • Для чистки можно применять любые бытовые моющие средства (кроме абразивных);
  • Защищает окрашенное основание от коррозии и может наноситься по ржавчине (после очистки от рыхлого корродировавшего металла);
  • Допускается нанесение на основание с температурой до +60 градусов;
  • Время сушки - не больше 6 часов на слой;
  • Расход - до 140 г/м2;
  • Цена - от 300 р/кг.

  • Связующее - акриловые смолы;
  • Разбавитель - вода;
  • Краска полностью лишена запаха при нанесении и сушке;
  • Долговременная эксплуатационная температура - до +75 градусов с кратковременным нагревом до +120°С;
  • Расход - 100г/м2 при нанесении одним слоем;
  • Фактура окрашенной поверхности - полуглянцевая;
  • Время сушки слоя - до 6 часов;
  • Набор полной прочности покрытия занимает 14 дней;
  • Покрытие устойчиво к мытью бытовыми моющими средствами и сухому истиранию;
  • Цена килограмма - от 280 рублей.

  • Связующее - силиконовая смола;
  • Разбавитель - композитный растворитель Тиккурила №1031 (смесь ксилола, этилбензола, Н-бутанола и 1-метокси-2-пропанола);
  • Фактура - полуматовая;
  • Расход - до 70 г/м2 на один слой;
  • Время высыхания - 30 минут;
  • Набор полной прочности - 1 час при температуре +230°С;
  • Термостойкость - до 400°С;
  • Совместимые основания - сталь, чугун, цветные металлы (без грунта);
  • Цена - от 1800 р/кг.

  • Основа - модифицированная алкидная смола, металлические и минеральные жаростойкие пигменты;
  • Разбавители - ксилол, №650, №646;
  • Термостойкость - 400 градусов;
  • Расход - до 65 г/м2 на слой;
  • Совместимое основание - металл без грунта;
  • Цена - от 1200 рублей.

Подготовка радиатора

Как правильно красить батареи - чугунные или стальные?

У части производителей инструкция по применению красок (например, последних двух в нашем мини-обзоре) прямо указывает, что они должны наноситься непосредственно на металл. И даже в том случае, если это требование отсутствует, старое покрытие нужно зачистить.

Тому есть три причины:

  1. Чем толще покрытие, тем ниже теплоотдача радиатора;
  2. Краски совместимы между собой лишь в пределах одного семейства: например, алкидная эмаль плохо держится на основании, окрашенном масляной краской. Между тем вы далеко не всегда знаете тип краски, нанесенной на батарею при прошлом ремонте;

  1. Старые покрытия нередко украшены неопрятными потеками, от которых лучше избавиться.

Как своими руками зачистить старую краску? Вот несколько способов разной сложности.

  • Лицевую (находящуюся на виду) поверхность радиатора можно очистить до металла металлической щеткой (ручной или изготовленной в виде насадки для электроинструмента);

  • Наслоения старой краски легко снять шпателем, предварительно обработав батарею универсальной смывкой и завернув на десяток-другой минут в полиэтиленовую пленку;

  • Вместо смывки краску можно размягчить, разогревая каждую секцию феном или паяльной лампой;

Этот способ имеет серьезный недостаток: нагрев приведет к выгоранию межсекционных прокладок и подмотки резьб на подводке к радиатору. Пользоваться паяльной лампой или феном стоит лишь в том случае, если вы собираетесь перебирать радиатор.

  • Наконец, самое радикальное решение - отжиг батареи в костре. Несколько демонтированных отопительных приборов обкладываются дровами и прокаливаются в течение часа.

При этом на поверхности полностью выгорает краска, а окаменевшие отложения ила внутри вертикальных каналов и коллекторов превращаются в окалину, которую легко выбить из радиатора резиновой или деревянной киянкой.

Капитан Очевидность подсказывает: в этом случае после отжига остывший радиатор перебирают с заменой прокладок. Отожженные ниппели откручиваются с минимальным усилием.

Если на поверхности зачищенной от краски чугунной батареи остались жировые или масляные пятна, они удаляются любым растворителем (бензином, ацетоном, сольвентом и т.д.). Производители алкидных эмалей обычно рекомендуют наносить их по грунту; в этом случае чугун грунтуется одним-двумя слоями глифталевой антикоррозийной грунтовки ГФ-021.

Покраска

Если иное не оговорено производителем краски, отопительный прибор окрашивается холодным: в противном случае покрытие будет сохнуть чрезмерно быстро, и даст неопрятные наплывы. Инструмент - узкая кисть или краскопульт; в последнем случае батарею нужно снять или как минимум надежно защитить от окрашивания пол и стены, закрыв их полиэтиленом. Краска наносится как минимум двумя тонкими равномерными слоями с промежуточной сушкой.

Видео в этой статье более наглядно покажет вам, как красить чугунные батареи.

Внимание: если при нанесении очередного слоя на батарее остались потеки - после просушки зашлифуйте их, а потом нанесите еще один слой. Потеки обычно дает чрезмерно густая (не разбавленная перед применением) или нанесенная толстым слоем краска. Ее нормальная вязкость должна соответствовать вязкости жидких сливок.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет вам вернуть вторую молодость старым отопительным приборам. Успехов!

Практически в каждой квартире установлены обогревательные приборы. Если же квартира только что куплена, у счастливых обладателей жилья возникает множество вопросов связанных с ремонтом. Например, как покрасить батарею отопления и в какой цвет?

Что такое батарея отопления?

  1. Во-первых – это обогревательный элемент, создающий необходимую комфортную температуру в помещении;
  2. Во-вторых – это металлический прибор, подверженный коррозийным процессам;
  3. В-третьих – это элемент, который, так или иначе, бросается в глаза. А это означает, что он должен быть оформлен надлежащим образом.

Выполнив все мероприятия по монтажу системы отопления в квартире, многие задаются вопросом, какой краской покрасить батареи отопления? Ведь не хочется как у всех. В таком случае необходимо понять, что нужно сделать для самостоятельного выполнения поставленной задачи.

В нашей статье пойдет речь о том, чем и как обновить батарею отопления, а также, каким образом выполнить работу самостоятельно.

Выбор цветового оформления

Обычно отопительное оборудование окрашивают в самые скучные тона:

  • зеленые,
  • синие,
  • желтые и т. д.

Данные цвета отнюдь не радуют глаз некоторых людей. Наоборот, отталкивают своим примитивным оформлением.

В какой цвет покрасить батареи отопления — решать вам. Но, выбирая краску для обновления отопительных приборов, лучше ориентироваться на светлые, менее бросающиеся в глаза цвета. Например, белый или слегка сероватый оттенок.

НА ЗАМЕТКУ! Для того чтобы понять, как оригинально покрасить батареи, лучше всего ориентироваться на заранее составленный дизайн-проект. Но в любом случае нужно помнить, что приборы, окрашенные в светлые цвета, хорошо отражают тепло! Поэтому целесообразно применить в качестве оформления радиатора именно светлые оттенки.

Выбираем материалы

К выбору материалов для обновления отопительных приборов своими руками необходимо подойти с некой долей ответственности. Для покраски радиаторов и батарей необходимо подбирать соответствующие материалы, учитывая, что приборы обогрева подвергаются колоссальному диапазону температурных перепадов. ().

В целом, материалы должны соответствовать следующим критериям:

  • Отличная стойкость к температурным скачкам (жаростойкость);
  • Высокая степень цепкости лакокрасочных материалов с обрабатываемым основанием;
  • Защита металла обогревательного элемента от воздействия жестких коррозийных процессов.

Рассмотрим, какие именно материалы соответствуют вышеперечисленным требованиям:

  • Материалы на масляной основе – пережиток прошлых времен. Еще выпускаются и применяются в некоторых случаях. Могут подойти для обновления поверхности радиаторов или других элементов. Но в любом случае уже достаточно устарели, так как им на смену приходят более высокотехнологичные составы.
  • Составы на алкидной основе – при температурном воздействии свыше 90°C, отлично сохраняют свою структуру. Достаточно прочно сцепляются с основанием. Менее подвержены к механическому воздействию, но имеют неприятный специфический запах. Цена на материал сравнительно высокая.

  • Составы на акриловой, водно-дисперсионной основе – после нанесения моментально схватываются. Практически не имеют особо ощутимого, неприятного запаха. Подходят для работ внутри помещений.
  • Составы на акриловой основе с добавлением химических растворителей. Возможно нанесение на предварительно не загрунтованную основу (что не рекомендуется), Высокие показатели влагостойкости и сохранения первоначального цвета. Имеют глянцевую структуру. Отлично подойдут для выполнения подобных работ.
  • Также можно применить огнезащитные краски по металлу Полистил. Или как вариант, может подойти электропроводная краска Zinga. Эти типы материалов отлично подходят для защиты металлических элементов от процессов коррозии и перепадов температур.

Как видите, подобрать необходимый материал несложно, учитывая богатый ассортимент.

Красим батарею самостоятельно

Выполняя мероприятия по покраске той или иной поверхности, ее необходимо предварительно подготовить. И обогревательные элементы здесь не исключение.

Подготавливаем поверхность батарей

Инструкция по подготовке батареи перед окрашиванием следующая:

  1. Удаление старого отслаивающегося лакокрасочного покрытия с помощью строительного фена и жесткого ;
  2. Тщательная зачистка поверхности наждачной бумагой (крупнозернистая);
  3. Удаление пыли после выполненных работ обычной тряпкой или пылесосом;
  4. Грунтовка поверхности специальными жаропрочными составами, предназначенными для подобных целей.

Надеемся, вы поняли, как подготовить батарею к покраске. Переходим непосредственно к самой покраске.

Для работы понадобится собственно сама краска и кисть, либо электрический краскопульт. Также следует подготовить чистую тряпку и перчатки. Наносить краску необходимо тонкими слоями минимум за два раза. Причем каждый слой необходимо тщательно высушить.

Если работа проводится на горячих радиаторах, то красить нужно очень быстро, так как существует вероятность моментального схватывания материала. Однако красить данную поверхность очень желательно в неотапливаемое время.

СОВЕТ: Выполняя работы, не забудьте проветривать помещение посредством открывания оконных форточек и включением кондиционера. Если работы проводятся, например, в ванной — включите вытяжку и откройте двери.

Если есть возможность обновить обогревательный элемент, не снимая со своего места и не разбирая, то для вас вся работа может значительно упроститься.

Что следует учесть

Отметим, что покраска алюминиевых радиаторов современных образцов, изначально выкрашенных в заводских условиях, не самый лучший вариант. Все дело в том, что на заводе краску на приборы отопления наносят определенным образом с помощью специального оборудования, позволяющего методом напыления равномерно покрыть поверхность обогревательного элемента тонкой, особо прочной пленкой, которая в свою очередь, обеспечивает равномерную отдачу тепла.

А в случае самостоятельного нанесения краски на поверхность радиатора вы, так или иначе, нарушите теплопроводные характеристики элемента обогрева.

СОВЕТ: Красить радиаторы лучше всего методом распыления с помощью электрических пульверизаторов. Данные приборы позволяют нанести тонкий слой материала, прокрашивая при этом труднодоступные места промеж реберных пластин и не оставляя наплывов и подтеков материала.

Резюме

Теперь вы знаете, как правильно покрасить батареи отопления в квартире. Покрашенный старый отопительный прибор практически ничем не будет отличаться от нового, если соблюдена технология выполнения работ при самостоятельном обновлении ().

Чтобы окончательно разрешить данный вопрос, в качестве альтернативы предлагаем посмотреть видео в этой статье.

У вас в квартире установлены чугунные радиаторы, которые славятся своей теплопроводностью. Правда, единственное, что удручает это их внешний вид (особенно если они установлены несколько десятков лет назад). Замена таких радиаторов дело очень трудоемкое и затратное, а проводить замену нет особой надобности. Батареи вполне исправно работают и хорошо греют. Для придания им нового и красивого внешнего вида их внешний вид можно улучшить, например, просто перекрасив. Вы спросите: а как покрасить чугунные батареи?

Стоит отметить, что стоимость краски также будет значительно отличаться от цены обычных эмалей. Поэтому чтобы не переплачивать за покрасочные средства нужно просто рассчитать необходимое количество. Давайте рассмотри более подробно все тонкости и нюансы покрасочных работ для чугунных радиаторов.

Подготовительные работы

Красивые чугунные батареи не могут выглядеть идеально в нише, которой требуется ремонт. Поэтому первым делом нужно определить объем работ, который потребуется произвести. Первым делом внимательно осмотрите место под подоконником, где установлены батареи. Небольшой ремонт не помешает? Тогда обязательно включаем его в список работ, ну и конечно непосредственная окраска самих радиаторов.

Расчет необходимых материалов выполняем, исходя из объема требуемых работ. В них входят:

  1. качественный ремонт ниши, в которую установлены батареи.
  2. покраска чугунных радиаторов.

Очень важно: покраска чугунных батарей должна выполняться в то время, когда отопительный сезон уже закончился. Красить горячие радиаторы нельзя. Дело ведь еще и в том, что при ремонте ниши и самих батарей их желательно снять со стены, а это требует обязательного отключения от системы центрального отопления.

Если такой возможности нет, и вы по каким-то причинам не можете ждать, пока закончится отопительный сезон, то придется потратить несколько больше сил на ремонтно-покрасочные работы. В частности приобретаемая вами краска для чугунных радиаторов отопления должна иметь высокие температурные показатели.

Подготовка батареи к покраске

  • Первым делом выполняют тщательное снятие старой краски, которая уже наверняка растрескалась и пожелтела. Для удаления старого слоя краски можно воспользоваться щеткой с металлическими щетинками, крупной наждачкой или шпателем.
  • Выбирая краску, обращайте внимание на то, что она должна выдерживать повышенные температуры. Если вы проигнорируете данное требование, то рискуете получить очень нежелательный эффект. Некоторые эмали или краски под воздействием высоких температур, теряют свой цвет. Таким образом, есть вероятность получить вместо идеального кристально белого радиатора, желтую неприглядную батарею в самом начале отопительного сезона.

  • Тщательно выбирайте кисточки, с помощью которых вы собираетесь покрасить чугунные радиаторы отопления. Не покупайте слишком дешевые кисти. Очень часто они начинают «линять» во время покрасочных работ, оставляя некрасивые ворсинки на окрашиваемой поверхности. Обязательно приобретите специальную загнутую кисть. Она поможет прокрасить вам труднодоступные места в батарее.

Окраска чугунных радиаторов производится в два слоя. Не нужно делать больше, поскольку потом очень трудно сделать так, чтобы краска ложилась ровным слоем, без разводов. Обязательно разбавьте покрасочный материал, в случае его чрезмерной густоты. Но если вы будете покупать специальную краску, то ее консистенция соответствует норме и не требует дополнительного разбавления.

Если вы сомневаетесь в том, правильно ли вы разбавили покрасочный материал, попробуйте покрасить небольшой участок батареи. Так вы сможете определить нужную вам консистенцию. О том, чем можно разбавлять краску, обычно указано на самой банке с краской.

После подсыхания первого слоя краски его рекомендуется слегка обработать наждачной бумагой (мелкой). Это позволяет нанести второй слой более равномерно и улучшает сцепление между слоями.

Ремонт подоконной ниши

Покраску подоконной ниши также требуется начинать с подготовительных работ. Первым делом потребуется полностью удалить старый слой штукатурки. Иногда бывает и так, что в нише имеются значительные трещины. Их потребуется тщательно заделать.

Для этого нужно удалить плохо держащуюся штукатурку в местах трещин. Если трещины глубокие и уходят в стену, их заделывают обычным цементным раствором. Остальные работы можно продолжать только после полного высыхания цемента.

Мелкие трещинки легко устранить, используя специальную грунтовку. Она позволяет укрепить основание и в дальнейшем избежать трещин и сколов. После высыхания грунтовки желательно нанести слой финишной штукатурки. Ее мелкая консистенция легко ложится, делая поверхность ровной. Теперь можно приступать непосредственно к окраске.

Окраска чугунных радиаторов начинается с покрасочных работ места их дальнейшего монтажа, то есть подоконной ниши. Итак, основание стены подготовлено, можно приступать к покраске. Выбирая краску, также помните о необходимости предпочтения тех материалов, которые способны выдержать высокие температуры, не теряя своего цвета. Дел в том, что находясь рядом с радиаторами отопления, стена может сильно нагреваться, поэтому выбираем стойкие покрасочные материалы.

Если вы надумали отдекорировать стену плиткой или кафелем, попробуйте заранее представить, как она будет выглядеть вместе с радиаторами. Этот вид отделки очень требователен к сочетаемым цветам и поверхностям. Самым лучшим вариантом является отделка стены краской или декоративной штукатуркой. Обязательно учитывайте цвет батарей. Для того чтобы не получилось цветных ляпов, нежелательно делать нишу цветной. Нейтральный белый цвет, это, пожалуй, наиболее оптимальный выбор, особенно если вы будете красить батарею в цвет, подчеркивающий интерьер вашей комнаты.

Последний штрих

Последним этапом является непосредственный декор радиатора отопления. Многие задаются вопросом, как украсить чугунную батарею. Для этого достаточно проявить немного воображения. Сделать батарею необычной поможет ее покраска в необычный цвет.

Например, на радиаторах в детской комнате можно нарисовать забавных мультяшных героев, используя шаблоны. Можно придумать рельефный узор и закрасить его другим цветом. Рассмотрим некоторые варианты более подробно.

Для создания рельефного узора на батарее вам понадобятся бумажные жгутики. Их можно накрутить из салфеток, бумага должна быть тоненькой. Делаете столько бумажных заготовок, сколько вам потребуется для узора. Желательно разложить весь рисунок предварительно на подоконнике.

В настоящее время очень актуально оформление предметов с эффектом «старины». Если ваш интерьер позволяет, то можно, к примеру, закрасить радиатор черной краской и при помощи губки с золотой или бронзовой краской, нанести легкие штрихи. Эффект потрясающий.

Если не хочется мучиться и вырисовывать разные узоры можно воспользоваться декоративными экранами. Есть стандартные варианты защитных экранов, есть уникальные модели с красивыми ажурными вставками. Цвета самые разнообразные. Вы в любом случае сможете подобрать для себя подходящий вам вариант. Таким образом, вы можете с легкостью сделать красивые чугунные радиаторы.

Очень красиво смотрятся деревянные экраны. Если ваша батарея расположена не под окном, то верх экрана можно использовать, расставив на нем красивые рамки с фотографиями, статуэтки. Только не ставьте цветы, им будет там слишком жарко. Такие экраны могут в дополнение быть оснащены небольшими ящичками, с одной или с каждой стороны экрана.

Идеальное решение для небольших комнат: красивый экран, эффектно скрывающий батарею плюс удобная полочка и тумбочка, в которой можно хранить любые вещи. Стоит отметить, что использование защитных экранов практически не сказывается на тепловом эффекте от батарей.

Что еще почитать