Всероссийский центральный исполнительный комитет. Вцик и снк рсфср как центральные органы государственной власти

Исходным моментом создания новой российской государственности явилась передача II съездом Советов всей полноты власти в руки Советов и создание высших органов Советского государства - Совета Народных Комиссариатов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов.

На II съезде советов был утвержден состав Совета народных комиссариатов - Временного рабоче-крестьянского правительства.

Председателем был избран В.И. Ленин, а в его состав вошли народные комиссары (название Народный комиссар принадлежит - Л.Д. Троцкому):

нарком внутренних дел - Рыков,

земледелия - Милютин,

труда - Шляпников.

Комитет по военным и морским делам возглавил Антонов-Овсеенко, Крымико, Дыбенко.

Нарком промышленности возглавил - Ногин,

Нарком просвещения - Луначарский,

Нарком финансов - Скворцов-Степанов,

Нарком юстиции - Оппоков (Ломов),

Нарком по иностранным делам - Троцкий,

Нарком почт и телеграфов - Авилов (Глебов),

Нарком по делам национальностей - Сталин.

Совет народных комиссаров собрался на свое первое заседание сразу же после окончания II съезда Советов 27 октября в 6 часов утра в полном своем составе за исключением наркома финансов Скворцова-Степанова. (Он в это время находился в Москве).

В тот же день состоялось 2-е заседание СНК на котором был принят декрет о печати и постановление о созыве Учредительного собрания в назначенный срок.

Протоколы заседаний СНК тогда не велись. Только 3 ноября был составлен 1-ый протокол. Нет документов и нескольких последующих заседаний. Поэтому очень трудно восстановить деятельность этого высшего органа государственной власти в первые дни его существования, а это очень важно. Специалистом в этой области являлся Эдуард Викторович Клянов. Большой интерес в этом плане представляет его книга "Ленин в Смольном".

На II съезде Советов в состав ВЦИК избрано 101 чел., которые по партийному составу делятся следующим образом:

большевики - 62

левые эсеры - 29

представители других партий - 10.

правые эсеры и меньшевики не были представлены во ВЦИК.

Временным председателем ВЦИК был избран Каменев.

В строительстве нового государственного аппарата большевикам пришлось столкнуться с большими трудностями:

1. Развернувшийся почти повсеместно саботаж старых чиновников,;

2. Осложнения внутри ЦК большевиков по вопросу создания Советского правительства. В ЦК выступила группа поддержавшая ультиматум эсеро-меньшевистского Всероссийского исполнительного комитета железнодорожников (Викжель). Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников предъявил требование приступить к созданию "Однородного социалистического правительства" (с привлечением представителей все так называемых социалистических партий) . В противном случае он обещал приостановить работу всех железных дорог.

Большевики не были принципиально против участия других партий в правительстве. 29 октября ЦК признал возможным расширения состава правительства, но в случае признания другими партиями решений II съезда Советов. Было решено вступить по этому вопросу в переговоры с Викжелем (Протоколы ЦК РСДРП (август 1917 - февраль 1918 гг.) М. 1958, с.122)

Вести переговоры было поручено Каменеву и Сокольникову. Когда представители большевиков явились на заседание Викжеля были предъявлены следующие требования:

1. Отказ от власти Советов;

2. Создание правительства из представителей всех "социалистических" партий;

3. Назначение на пост председателя правительства вместо Ленина лидеров правых эсеров В.М. Чернова или Н.Д. Авксентьева;

4. Прекращение военных действий против войск Керенского-Краснова.

Каменев и Сокольников признали эти требования. Более того, Каменев подписал соглашение о прекращении военных действий. Но военные действия прекращены не были, а 1-2 ноября войска Керенского-Краснова были разгромлены отрядами Красной Гвардии.

2 ноября ЦК партии большевиков было принято решение осуждающее поступок Каменева и Сокольникова. Во второй части резолюции ЦК подтверждалось готовность большевиков на соглашение с другими партиями по вопросу о вхождении в правительство на базе признания решения II съезда советов.

Центральный комитет потребовал выполнение своих решений. В ответ эти пять человек (Каменев, Зиновьев, Рыков, Ногин, Милютин) заявили о своем выходе из ЦК.

4 ноября Ногин, Рыков, Милютин, Теодорович заявили о выходе из Совнаркома, т.е. по сути дела сложился правительственный кризис. 8 ноября Каменев был отозван с поста председателя ВЦИК, и на этот пост был назначен Я.М. Свердлов. Наркомом внутренних дел вместо Рыкова Г.И. стал Петровский (депутат от большевиков IV Государственной думе); заместителем наркома земледелия - А.Г. Шлихтер (вместо Милютина), а позднее он становится наркомом продовольствия вместо Теодоровича.

Большевики направили свои усилия против колебаний левых эсеров. В период подготовки и проведения октябрьского вооруженного восстания левым эсерам было предложено войти в правительство. Но они отказались принять участие в правительстве сформированном на II съезде Советов, но в состав ВЦИК вошли ЦК большевиков проводил линию на укрепление блока с левыми эсерами. Однако левые эсеры по словам Ленина продолжали колебаться "как невеста с приданым".

По инициативе Ленина пост наркома земледелия был предложен А.Л. Колегаеву. Левые эсеры отказались принять участие в обсуждение этой кандидатуры. Поэтому на втором заседании Совнаркома 15 ноября был поставлен вопрос о министерстве земледелия. Совнарком предложил левым эсерам "ультимативно взять завтра министерство земледелия или предоставить его большевикам и не тормозить работу". Левые эсеры не дали ответа и на следующем заседании СНК, 16 ноября 1917 г. был вновь поставлен вопрос "о письменном ультиматуме левым эсерам о посте наркома по министерству земледелия". Поскольку вопрос был чрезвычайно важным, Совнарком постановил: "предложить Шлихтеру с 17 ноября приступить к энергичной работе по министерству земледелия". Однако 17 ноября левые эсеры согласились принять пост наркома земледелия. Результаты переговоров были оформлены решением ЦИК от 17 ноября 1917г об изменении состава Совнеркома. По этому соглашению: 1)народный комиссариат земледелия "полностью передавался левым эсерам"; 2)левые эсеры назначали своего наркома и формировали коллегию комиссариата; 3)в коллегию Наркомзема, состоящую из левых эсеров, большевики вводили своего представителя.

24 ноября 1917 г. ВЦИК утвердил левого эсера А.Л. Колегаева на пост народного комиссара земледелия, а в состав коллегии комиссариата вошли левые эсеры:Н.Н. Алексеев, С.Ф. Рыбин, Л.Л. Костин, М.С. Животовский, Г.М. Иващенко, Н.С. Арефьев, И.Ф. балыков, В.М. Капмнский, П.И. Мелков, Н.Д. Пряжников, М.Н. Аношин, Г.Д. Рыкин, А.Е. Феофилактов, П.Н. Яценко. Однако левые эсеры продолжали колебаться. Первое учредительное заседание коллегии состоялось 21 ноября и только 11 декабря коллегия собралась во второй раз, да и то в неполном составе. Нарком земледелия А.Л. Колегаев Отсутствовал на 12 заседаниях Совнаркома и лишь 5 декабря включился в совместную работу с другими наркомами.

9-10 декабря было подписано новое соглашение с левыми эсерами, по которому в состав Советского правительства входило 7 левых эсеров.

Левым эсерам были отданы посты:

наркома юстиции - Штейнберг;

наркома почт и телеграфов - Прошьаян.

Создано 2 новых поста:

народный комиссариат по местному самоуправлению возглавил Трутовский;

народный комиссариат имуществ - Карелин.

2 левых эсера введены в состав наркомата внутренних дел со статусом наркомов без портфелей на основании соглашения с левыми эсерами им предложили войти и во ВЦИК.

В ноябре в состав ВЦИК введено 108 делегатов от Всероссийского съезда крестьянских депутатов (работал с 26 ноября по 10 декабря 1917 г.). Съезд избран новый ЦИК Советов крестьянских депутатов, который слился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Создание единого ВЦИК позволило Советской власти в значительной степени ослабить влияние правых эсеров на крестьянские советы.

Кроме того в состав ВЦИК было введено 100 представителей от солдат и матросов плюс 50 представителей от профсоюзов, и всего в составе ВЦИК стало 366 человек! (Подробнее см. А.И. Разгон. ВЦИК Советов в первые месяцы д.н. М., 1977). Произошли изменения и в партийном составе ВЦИК. В связи с этими всеми изменениями было время когда силы большевиков почти уравновешивались представителями других партий. Однако большевики имели большинство и в окончательном составе ВЦИК

Как бы там ни было, с большими трудностями, но все же блок с левыми эсерами был заключен. Это имело важное значение в упрочении влияния большевиков. Однако правительственный блок с левыми эсерами не был продолжительным.

Левые эсеры, выступили против ратификации IV Всероссийским съездом Советов Брестского мирного договора, отозвали своих представителей из Совнаркома. Выйдя из СНК, левые эсеры остались во ВЦИК, и во всех центральных и местных советских учреждениях. И только после мятежа 6 июня 1918 г. левые эсеры были выведены из всех центральных государственных учреждений, но в местном аппарате оставались до конца 1918 г.

Одним из принципиальных вопросов государственного строительства отрабатываемых в первые месяцы советской власти был вопрос о соотношении законодательной и исполнительной власти.

Классический буржуазный парламентаризм предлагает разделение законодательных и исполнительных функций. По идее Ленина Советы соединяют исполнительную и законодательную власть (сами принимают решение и организуют их исполнение).

Эсеры и др. представители мелкобуржуазных партий хотели сосредоточить законодательные функции только во ВЦИК, большевики - законодательную и исполнительную функции не разделять. По их мнению и законодательные и исполнительные функции должны иметь и ВЦИК и СНК.

И действительно до Учредительного Собрания право издавать законы имел СНК Закон вступал в силу со времени опубликования его в газете. ВЦИК имел право изменить, дополнить всякое постановление правительства.

Однако левые эсеры выступили против этого.

И 17 января был принят документ определяющий взаимоотношение ВЦИК и Совнаркома, согласно которому Правительство (Совнарком) имеет право разрабатывать и принимать законы, но они подлежат утверждению ВЦИК.

Одновременно в этом документе было предусмотрено, что по вопросам борьбы с контреволюцией СНК имеет право принимать единоличные решение. На первых порах так и было: Совнарком сам принимал решения по вопросам не терпящим отлагательства (без утверждения ВЦИК, под свою ответственность).

Постепенно создавался аппарат высших и центральных органов Советского государства.

1 ноября 1917г - СНК утвердил В.Д. Бонч-Бруевича управляющим делами СНК, а Горбунова - секретарем Совнаркома. (Практически первые дни весь аппарат СНК и составил из этих 2-х человек).

Известно, что к 15 ноября в штаб аппарата СНК входило уже 21 чел., а к концу января 1918 г. аппарат СНК в основном сложился и имел следующую структуру: секретариат, приемная, бухгалтерский и финансовый отделом, бюро переписи, печати и вырезок. Общее число сотрудников Совнаркома на 31 января 1918 г. составило 58 человек.

Сложным делом было укомплектование аппарата народных комиссариатов. первую группу сотрудников составили, как правило, нарком и в редких случаях 1-2 большевика, рекомендованных к работе в данном ведомстве. С этой небольшой группы и начиналось работа каждого отдельного комиссариата. В задачу ее на первых порах входило - привлечь к работе в комиcсариате лояльно построенных по отношению к Советской власти работников министерств Временного правительства, но они как правило, саботировали. Комплектовать же собственные кадры чиновников из рабочих и крестьян было очень трудно - не было опыта, шла война).

Во II половине ноября 1917 г. аппарат народных комиссариатов начал функционировать. В начале все комиссариаты располагались в Смольном. Только в конце ноября было принято решение о перенесении деятельности народных комиссариатов в здания бывших министерств.

Уже первые шаги в деле строительства нового государственного аппарата показали утопичность ленинского плана создания новой государственности, которая обходилась бы без бюрократического чиновничьего аппарата и на самоуправляемости народа. В первые месяцы после победы Октябрьской революции весь расчет делался на энтузиазм и инициативу революционных масс, способных будто бы овладеть техникой управления страной. Здесь, как и в области экономических отношений большевики надеялись опередить время. Ускоренными темпами двигаться в коммунистическое будущее.

Однако скоро выяснилось, что управленческая самодеятельность масс не может заменить собой постоянный государственный аппарат, состоящий из профессионалов. Поэтому правящая партия вынуждена была взять курс на массовое привлечение к управлению страной буржуазных специалистов. К осени 1918 г. удельный вес старых чиновников достигал в наркомате финансов 97,5 % , в наркомате госконтроля - 80 % , в наркомате путей сообщения - 88,1 % . Вопрос об использовании прежних управленцев особенно остро стоял в сфере экономики. Рабочее самоуправление в силу своей некомпетентности не смогло остановить упадок производства. В 1917 г. продукция фабрично-заводской промышленности сократилась на 36,4 % . Таким образом в ходе событий все более обнаруживалась невозможность осуществить на практике ту модель пролетарской государственности, которую Ленин представлял как непосредственную власть вооруженных и организованных рабочих.

Но в течении всего времени не налаженности деятельности народных комиссариатов жизнь в стране не прекращалась. требовалось управлять огромной массой населения, налаживать по- новому хозяйственный организм. Кто же, какие органы осуществляли эти функции?

Большую роль в этом деле играл Военно-революционный комитет (ВРК). В дни Октябрьской революции это орган вооруженного восстания. После победы советской власти он стал функционировать как орган государственной власти. Но продолжал действовать и как военный орган. Армии в то время фактически не было. К тому же появились новые функции ВРК, например, борьба с контрреволюцией. Кроме этого ВРК выполнил организационную работу по налаживанию продовольственной работы, охране общественного порядка.

По мере организации наркоматов функции ВРК переходили в руки народных комиссариатов.

5 декабря 1917 г. - ВРК известил население о выполнении всех своих задач и передаче своих функций соответствующим наркоматам.

Одновременно шел процесс создания и других органов государственного управления. 28 октября - принято решение о создании рабочей милиции, 22 ноября - декрет о народных судах, 20 декабря - декрет о создании ВЧК.

Первоначально большевики не планировали создание каких-либо органов насилия, подавления сопротивления свергнутых классов. Подобно тому как в области военной предполагалось оборонять республику в случае опасности всеобщим вооружением народа, так и в случае возникновения внутренней угрозы ожидалось, что существующие органы народовластия - Советы, выборные суды, народная милиция вполне справляться с этой задачей. Надежды на это не сбылись. Постановлением СНК от 20 декабря 1917 г. при нем была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Из названия видно, по какому поводу был создан этот чрезвычайный орган. Возглавлял коллегию ВЧК большевик польского происхождения Ф.Э. Дзержинский. Однако объем деятельности ВЧК стал очень быстро возрастал за рамками наспех сформулированных функций комиссии. ВЧК очень быстро стала обретать образ грозного и беспощадного орудия советской власти в борьбе со своими противниками.

Главную роль при этом играли формы и методы работы комиссии, отсутствие законной основы ее деятельности. Рассказы об ужасных расстрелах, тюрьмах и концлагерях, которые якобы с самого начала были характерны для ВЧК, сильно преувеличены. "Карающий меч диктатуры пролетариата" разворачивался по мере обострения обстановки. В арсенале средств борьбы ВЧК, согласно постановлению, были конфискация имущества, выдворение за пределы Советской республики, лишение продуктивных карточек, включение в список "врагов народа". В положении о революционных трибуналах, которыми ВЧК должна была передать задержанных, максимальное наказание, которое было предусмотрено, - до 4 лет тюремного заключения. Однако не было гарантий против злоупотребления властью. ВЧК и местные чрезвычайки были органами, которые должны были формироваться преимущественно из рабочих, но, вследствие своего особого положения, они, как магнит, стали притягивать массу разнородных, случайных, своекорыстных элементов.

Пожалуй, быстрее всего был развенчан миф о возможности обойтись без регулярной армии, опираясь только "на вооруженный народ", поскольку большевики пришли к власти в момент противостояния современных армий. Отряды Красной Гвардии, находившиеся в распоряжении ВРК, не могли выполнять функции защиты государства. Поэтому встал вопрос о судьбе старой армии и не только ее, но и всего огромного военно-регулирующего механизма старой России в лице министерств, штабов, военно-учебных заседаний. особых совещаний и т.д. Сразу же отпал вопрос об использовании старой армии, поскольку в нее самими большевиками был запущен вирус разрушения. После Октября никакие попытки не могли уже остановить процесс ее полного распада. Только состояние мирных переговоров с Германией и ее союзниками, достигнутое большевиками перемирие позволяли в какой-то мере удерживать фронт.

В декабре 1917 г. СНК признал необходимость создания новой армии, а 15 января 1918 г. специальным декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах. В апреле была организована сеть военных комиссариатов на местах. К маю РККА насчитывала в своих рядах около 300 тыс. человек. РККА, как выясняется сегодня, возникла на обломках старой армии за счет ее кадрового состава. Поляризация сил, характерная для российского общества, коснулась и профессиональных военных. Кроме того, в рядах любой армии, имеется немалое число людей совершенно индифферентных к политике, для которых главное - стабильность положения и определенные гарантии. Определенная их часть оказалась в Красной Армии, продолжала работать в военных учреждениях. Чтобы обеспечить революционный классовый характер в строительстве новых вооруженных сил проводился процесс их политизации через институт политкомиссаров. Управление военным ведомством - было сосредоточено в руках коллегии Народных комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоена), политическое управление - создано несколько позже - Революционного военного совета (Реввоенсовета, РВС). Во главе обоих учреждений стал человек сугубо гражданский, но чрезвычайно популярный в стране Л.Д. Троцкий. Его вклад в строительство Красной Армии еще далеко не изучен. С его именем связан дальнейший процесс профессионализации РККА, отмены принципа выборности командиров, привлечения военных специалистов, учреждения и преобразования системы военно-учебных заведений, отказа от добровольности и перехода на всеобщую воинскую обязанность.

При оценке Л.Д. Троцкого уместно было бы освободить от позднейших оценок и напластований, политических штампов, за которыми исчезает личность. С этой точки зрения любопытных документов эпохи являются "Революционные этюды", написанные одним из большевистских комиссаров - нарком просвещения А.В. Луначарским в 1919 г., где дается характеристика видным вождям большевистской революции и прежде всего Ленину и Троцкому. Вот некоторые из них:

Огромная властность и какое-то неумение быть сколько-нибудь ласковым и внимательным к людям, отсутствие того очарования, которое всегда окружало Ленина, осуждали Троцкого как вождя на некоторое одиночество...

Для работы в политических партиях Троцкий казался мало приспособленным, зато в океане исторических событий, где совершенно не важны личные организации, на первый план выступали положительные стороны Троцкого...

Главное дарование Троцкого его ораторский и писательский талант...

Троцкий несомненно более ортодоксален, чем Ленин, всегда руководствуется буквой революционного марксизма. Ленин чувствует себя творцом и хозяином политической мысли и очень часто давал совершенно новые лозунги, которые на всех ошарашивали, которые казались нам дикостью и которые давали богатые результаты. Троцкий такой смелостью мысли не отличается...

О Троцком принято говорить, что он честолюбив. Это, конечно, совершеннейший вздор... В нем нет ни капли тщеславия. Он совершенно не дорожит никакими титулами и никакой внешней властью... Ему бесконечно дорога... его историческая роль. Ленин тоже нисколько не честолюбив. Он никогда не оглядывается на себя, никогда не смотрится в историческое зеркало, никогда не думает, что о нем скажет потомство, он просто делает свое дело. В отличие от него Троцкий часто оглядывается на себя, чрезвычайно дорожит своей исторической ролью и готов бы был принести какие угодно жертвы, не исключая вовсе и самой тяжелой - жертвы своей жизнью, чтобы остаться в памяти человечества в ореоле трагического революционного вождя...

Не надо думать, однако, что второй вождь русской революции во всем уступает своему коллеге. Троцкий более блестящ, более ярко, более подвижен. Ленин как нельзя более приспособлен к тому, чтобы сидя в председательском кресле Совнаркома, гениально руководить мировой революцией..., но не мог бы справиться с той титанической задачей, которую взвалили на свои плечи Троцкий...

Когда происходит великая революция, то великий народ всегда находит на всякую роль подходящего актера. Одним из признаков величия нашей революции является то, что она выдвинула из своих недр или заимствовала из других партий столько выдающихся людей и двоих сильнейших среди самых сильных Ленина и Троцкого.

Таким образом в короткий срок после II Всероссийского съезда Советов был новый государственный аппарат.

Второй Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил создание республики Советов. Высшим органом власти провозгласили Съезд Советов. В перерывах между съездами высшим органом считался формируемый съездом Всероссийский Центральный Комитет (ВЦИК). Съезд назначил временное правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). На местах власть должна была перейти органам местных Советов.

2. Учредительное собрание. Важным моментом в сломе старого государственного аппарата стали выборы в Учредительное собрание) должны были состояться 12 ноября - фактически продолжились в течение ноября, а в некоторых местностях даже в декабре).

Избирательная комиссия была образована при Временном правительстве. Списки депутатов тоже составлялись в условиях господства Временного правительства.

Выборы в Учредительное собрание дали значительный перевес партии эсеров. Из 715 членов Учредительного собрания эсеры получили 412 мест; большевики - 183; все остальные партии получили - 114 мест. Большевики получили большинство голосов в столицах и крупных промышленных центрах: в Петрограде - 45 % голосов, Москве - 50 %, в гарнизонах Петрограда и Москвы - около 80 % , Иваново-Вознесенске - 64 % . Большое количество голосов в пользу большевиков дали фронты: северный фронт - 61 %, балтийский флот - 57 % .

Но функции учредителя власти уже выполнены. Однако просто так отменить учредительное собрание тоже нельзя, до революции большевики агитировали за Учредительное собрание с целью разоблачения временного правительства, которое оттягивало его выборы.

Как выйти из создавшегося положения?

Ленин подготовил тезисы по Учредительному собранию, где заявил, что российская революция ушла вперед от буржуазной демократии к демократии пролетариата. Лозунг "Вся власть Учредительному собранию в условиях победившей Социалистической революции означал бы уничтожение власти Советов". Выход виделся им или в быстрых перевыборах Учредительного собрания или Учредительное собрание признает Власть Советов. Остановились на 2-м варианте.

С этой целью была разработана "Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа. В этой декларации в обобщенном виде записаны все основные завоевания Советской власти. Заключительная часть Декларация заканчивалась словами: "Поддерживая Советскую власть и декреты Совета Народных комиссаров, Учредительное собрание считает, что его задачи и ограничиваются установлением коренных оснований социалистического переустройства общества" (Полное Собрание Сочинений Ленина В.И., Т.35, с.223). Учредительное собрание приняв эту декларацию, объявляло бы, что его функции уже выполнены.

5 января 1918 г. назначено было открытие учредительного собрания. По поручению ВЦИК, открыл его Я.М. Свердлов. Он огласил собравшимся текст "Декларация прав трудящихся и эксплуатирующего народа". Однако эсеровское большинство уклонилось от обсуждения декларации.

Председателем собрания был выбран правый эсер В.М. Чернов. Затем начались выступления. В противовес "Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа" правые эсеры предложили свою декларацию. Большевистская фракция Учредительного собрания отклонила эту декларацию и покинула зал заседаний. В ту же ночь Совнарком принял декрет о роспуске Учредительного собрания и внес его на обсуждение ВЦИК. Эсеровские депутаты продолжили выступать. Поздно ночью покинули зал заседаний левые эсеры. Заседание оставшейся части собрания продолжалось почти всю ночь. Утром 6 января матрос Железняков, начальник караула, заявил: "Караул, устал!"

Как оценить происшедшее? В настоящее время некоторые исследователи задают себе вопрос, не являлось ли это простым тактическим маневром в борьбе за массы. Дело в том, что лозунг "Вся власть Советам"!, который определял главную задачу революции, противоречил идее всесловного, демократически избранного форума, полномочного решать восставшие перед страной проблемы. Как показал ход событий, обещание большевиков созвать после прихода к власти Учредительное собрание действительно обеспечило им поддержку широкой демократической общественности. Что касается судьбы этого представительного учреждения, то она предопределена не только позицией Ленина и его сторонников, считавших советскую форму организации власти несравненно более демократичной, чем всесловный парламентизм, но и рядом важных социально-политических факторов.

Это прежде всего факт безусловного ликвидирования на выборах правосоциалистических партий и весьма скромного успеха большевистских кандидатов. В литературе это объяснялось тем, что избирательные списки составлялись еще до победы Октябрьской революции, когда соотношение сил не благоприятствовало социалистическому выбору. Видимо, дело в другом: именно меньшевики и эсеры выступали носителями наиболее популярной в массах идеи всенародного представительства в высшем органе власти, в то время как большевики отстаивали принцип диктатуры пролетариата. Кстати, итоги выборов современные исследователи рассматривают как показатель того, что и в послеоктябрьский период меньшевики и эсеры пользовались в народе большим влиянием.

Так или иначе, но большевикам пришлось иметь дело как раз с таким Учредительным собранием, которое могло противопоставить себя советской власти, стать оплотом политических сил, отвергавших законности Октябрьского вооруженного восстания. По традиционному мнению, собрание действительно заняло крайне антисоветскую позицию. Это и предопределило его разгон, также последующую конфронтацию правящей партии с учредиловцами. Но сегодня существует и другая исследовательская позиция. Она состоит в том, что имелась реальная возможность совместить два института власти, выработать единую программу проведения революционно-демократических преобразований, тем самым предотвратить гражданскую войну. Расхожее представление о том, что Учредительное собрание не признало советской власти и ее декреты о земле и мире, документально не поддерживаются. Более того. Были приняты резолюции, прямо обязывающие социалистов сотрудничать с большевиками в осуществлении демократических реформ (см.: Вопросы истории. 1992, № 1).

Почему эти факты остались неизвестными? Дело в том, что не большевики, поспешившие разогнать Учредительное собрание, ни учредиловцы, вставшие на путь вооруженной борьбы с Советами, не хотели говорить правду, которая ставила под сомнение правомерность последующих действий.

Сейчас в литературе совершенно справедливо подчеркивается полная необоснованность прежнего взгляда на последствия антидемократической акции большевистского руководства. Неверно, что она не оказала никакого влияния на ход революции. Напротив, разгон Учредительного собрания способствовал в числе других причин колебаниям мелкобуржуазных масс, породил движение "демократической" контрреволюции, возглавленное учредиловцами, привел к широкомасштабной гражданской войне. Было бы, однако, неправильно полагать, что борьба с советской властью, развернувшаяся под флагом Учредительного собрания, носила исключительно вооруженный характер, во всяком случае, со стороны меньшевиков.

Имеются неоднократные заявления меньшевистского руководства о неучастии РСДРП в организации антисоветских мятежей. Создание меньшевистско-эсеровских "областных правительств" оказывается было делом рук местных организаций партии, которые стояли правее своего ЦК. Официальная же тактика социал-демократов заключалась в том, чтобы, используя недовольство трудящихся трудностями революции, ошибками и просчетами правящей партии, добиться мирного установления власти диктатуры пролетариата и замены ее Учредительным собранием.

Большевики же разогнав Учредительное собрание решили противопоставить ему "подлинно народный орган" - III съезд рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 10 января 1918 г., через 3 дня после роспуска Учредительного собрания и III съезд крестьянских депутатов, который начал свою работу 13 января. На 1-ом же заседании крестьянского съезда было принято решение об объединении крестьянского и рабоче-солдатского съезда и из здания Смольного съезда перенес свою работу в Таврический дворец.

На съезде с отчетом о работе ВЦИК выступил Я.М. Свердлов, с отчетом о работе правительства - В.И. Ленин. Советское правительство отчитывалось о своей работе за 2 месяца 15 дней. Сравнивая сделанное Советской властью с Парижской коммуной, существовавшей 72 дня, Ленин остановился на всех крупных социально-экономических мероприятиях советской власти. Съезд полностью одобрил доклады Свердлова и Ленина. Съезд утвердил, написанную Лениным "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Это был 1-ый конституционный акт Советской власти закреплявший основы Советской власти и нового общественного строя. III съезд Советов утвердил Положение о новом обозначении существующей государственной власти. Слово "временное" из официального названия правительства решено было снять. Закончился 1-ый этап в создании новой советской государственности.

Вопросы для самоконтроля:

  • 3.Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
  • Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917-1937 гг.).

    На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях. Российской республики», а затем - первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституции 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов - по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

    Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов - через делегатов городских Советов, Выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

    Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР - Всероссийского съезда Советов - подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

    Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917-1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

    ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК - представительный орган трудящихся - избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

    Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г, он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Совет - не менее трех раз в год.

    С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

    Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

    Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

    С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4раза, в неделю, затем до 21/11 1918 г.- 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2-3 раза в неделю.

    В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

    По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИКа. Он избирался ВЦИКом очередного созыва.

    Рабочим аппаратом ВЦИКа и его Президиума были отделы; военный (1917-1918 гг.), финансовый {1917-1938 гг.), хозяйственно-продовольственный (1917-1938 гг.), автомобильный (1917-1922 гг.) крестьянский (1918-1922 гг.), кассационный (1918 - 1922 гг.), казачий (1918-1921 гг.), советской пропаганды (1918 г.), национальностей (1919-1937 гг.). связи (1919-1922 гг.), врачебно-санитарный (1917 г.), справочный стол (1917-1918 гг.), управление Кремлем и домами ВЦИКа (1919-1921 гг.). Сначала большинство отделов не имело четких и законодательно оформленных положений о своей работе. Постановлением Президиума ВЦИКа 13/VI 1921 г. его аппарат был реорганизован. Он состоял из управления делами ВЦИКа (секретариаты Президиума ВЦИКа и Председатели ВЦИКа, общий, финансово - учетный и хозяйственный отделы, архив), организационного отдела (подотделы: связи с местами, организационный, статистический, редакционный), отдела частных заявлений, транспортного отдела, комендатуры Кремля, клуба, библиотеки и автобоевого отряда. В дальнейшем эта структура неоднократно менялась и к 1937 г. приняла следующий вид: секретариат Президиума ВЦИКа, приемная Председателя ВЦИКа, финансовый отдел, сектор кадров, хозяйственный отдел инструкторско-информационная группа.

    В связи с принятием новой Конституции в 1936 г. ВЦИК. Президиум ВЦИКа и аппарат Президиума ВЦИКа были ликвидированы 3/XII 1938 г.

    В разное время при ВЦИке, Президиуме ВЦИКа были созданы временные и постоянные органы:


    Комиссия по проверке советских служащих.

    Образована 21/ХII 1917г. для проверки личного состава работников аппарата ВЦИКа и наркоматов. Закончила работу в 1918 г. и была ликвидирована.

    Комиссия по выработке Конституции. Образована 3/IV 1918 г. Закончила работу 18/VII 1919 г.

    Центральное агентство ВЦИКа по снабжению и распространению произведений печати. Образовано 23/XI 1918 г. В состав Агентства вошли Контрагентство ВЦИКа а отдел распространения издательства ВЦИКе. Постановлением Президиума ВЦИКа 10/IX 1919 г. передано в веление Государственного издательства.

    Комиссия по ликвидации эвакуированных Советов. Образована в 1918 г. для учета и приема имущества советских учреждений, эвакуированных из оккупированных районов. Ликвидирована 7/Y 1919 г.

    Ликвидационная комиссия ВЦИКа по делам Бакинского совнаркома. Образована 21 /IX 1918 г.. Комиссия собирала сведения о бакинских советских организациях, о бакинских работниках, расстрелянных английскими интервентами, а также сведения о денежной отчетности, имуществе и товарах, эвакуированных из Баку и захваченных интервентами. Ликвидирована в 1919 г.

    Административная комиссия при Президиуме ВЦИКа. 2I/IX 1918 г. при Президиуме ВЦИКа была создана Административная комиссия по установлению областных единиц советской республики из представителей ВЦИКа, НКВД, НКФ, НК труда, ВСНХ, НКЗ и Госконтроля.

    Для разработки вопроса о новом административно-хозяйственном делении РСФСР согласно решению VII Всероссийского съезда Советов была образована новая Административная комиссия, первое заседание которой состоялось17/1 1920 г. Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

    К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

    Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

    Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особоуполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

    Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения я военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

    Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказ 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предмета клялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвовании внутри России и за границей.

    В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям и России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

    Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

    Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

    Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была обрадована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность век военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западною фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

    Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

    Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

    Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

    Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы" документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. Совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

    Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

    Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на пес возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

    Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две, недели. Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе,

    Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

    1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;

    2) о местных органах власти;

    3) по национальным республикам и областям;

    4) по бюджету.

    Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

    Комиссия поземельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

    Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампании в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Ликвидирована 10/II 1937 г. в связи с принятием новой Конституции РСФСР.

    Комиссия по восстановлению в правах гражданства. Образована в 1925 г. Решения Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Ликвидирована 3/XII 1938 г.

    Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов по муниципализации строений при Президиуме ВЦИКа. 24/V 1926 г. при Президиуме ВЦИКа была образована Комиссия по демуниципализации домовладений. В ее состав вошли представители наркоматов юстиции и внутренних дел. 4/VI 1926 г. она стала называться Комиссией по рассмотрению жалоб на муниципализацию домовладений при Председателе ВЦИКа, 6/VIII 1927 г. - Комиссией по рассмотрению ходатайств о муниципализации строений при Президиуме ВЦИКа, 27/VIII 1927г. - Комиссией по предварительному рассмотрению вопросов по муниципализации строений. Решения Комиссии входили в силу после утверждения ил Президиумом ВЦИКа. Она пользовалась его аппаратом. Ликвидирована 10/VIII 1933 г. в связи с окончанием работ.

    Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок при Президиуме ВЦИКа. 20/IX 1926 г. при Президиуме ВЦИКа была образована Комиссия по улучшению труда и быта трудящихся женщин для общего руководства работой по организации и расширению применения труда женщин, массовому вовлечению их в социалистическое строительство, повышению культурного уровня и переустройству их быта. В состав Комиссии входили представители наркоматов просвещении, здравоохранения, юстиции, социального обеспечения, финансов, ВСНХ и ВЦСПС. 30/V 1930 г. она была преобразована в К-т по улучшению труда и быта работниц и крестьянок, который обслуживался аппаратом Президиума. Состав К-та был значительно расширен: в него вошли представители наркоматов просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, труда, земледелия, юстиции, РКИ, ВСНХ, Госплана, ВЦСПС, Деткомиссии ВЦИКа, женского сектора ЦК ВКП(б), Коммунистической академии, Моссовета, Центросоюза и Колхозцентра.

    20/XI 1929 г. на Комитет были возложены функции по руководству борьбой с проституцией, для осуществления которых постановлением Президиума ВЦИКа. При Комитете был создан Центральный тег по борьбе с проституцией. Местными органами Комитета являлись одноименные комитеты при президиумах ЦИКов АССР край (обл. рак) исполкомах. Ликвидированы местными органами 10/VII 1932 г., а функции переданы вновь образованным секторам по работе среди женщин в составе орготделов президиумов ВЦИКа и ЦИКов АССР, край (обл., райисполкомов).

    Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИКа. Образована 8/IV 1929 г. из представителей наркоматов внутренних дел, юстиции, просвещения, ВЦСПС, уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР 30/V 1931 г. было утверждено положение о Комиссии, на которую возлагалось предварительное рассмотрение проектов законов о культах, вопросов о закрытии молитвенных зданий, учет религиозных объединений. Ей предоставлялось право издавать обязательные постановления по вопросам культов. Все ведомства РСФСР обязаны были согласовывать свои мероприятия в области культов с Комиссией. Ее рабочий аппарат состоял из ответственного секретаря и консультантов. Местными органами Комиссии являлись одноименные комиссии при ЦИКах АССР и край(обл)-исполкомах. Ликвидирована 20/IV 1934г. в связи с образованием, при Президиуме ЦИКа СССР одноименной комиссии.

    Совет культурного строительства при Президиуме ВЦИКа. Образован 30/IV 1931 г. под председательством наркома просвещения из представителей наркоматов финансов, РКИ, Колхозцентра, общества "Долой неграмотность", ЦК Союза железнодорожников и ЦК Союза рабочих земледельческих совхозов. Совет работал сессионно, собираясь не реже 4 раз в год, и пользовался аппаратом Президиума ВЦИКа. Совет бил тесно связан с Комитетом по всеобщему обучению при СНК РСФСР. Ликвидирован 1/IX 1934 г. в связи с образованием одноименного совета в составе Наркомата просвещения РСФСР.

    Комиссия по предварительному рассмотрению ходатайств о присвоении знаний Героя Труда. Образована 13/III 1931 г. Ликвидирована 20/VII 1937 г.

    Комиссия ВЦИКа по вопросам оседания кочевого и полукочевого населения. Образована 20/IV 1934 г. из представителей Наркомата земледелия, Госплана, Киргизской и Казахской АССР. Комиссия проверял работу по оседанию кочевого населения и помогала местным учреждениям Казахстана и Киргизии в организации этой работы. Ликвидирована 31/VIII 1934 г. в связи с ее завершением.

    Комиссии по руководству ходом соревнования городов. Образована 1/IV 1934г. В состав Комиссии вошли 9 членов ВЦИКа. Ликвидирован, 20/V 1936 г.

    Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о присвоении званий народных артистов РСФСР и заслуженных деятелей искусства, науки и техники. Образована 20/V 1934 г. Ликвидирована 20/VII 1937 г.

    Комиссия по распределению фонда им. А.С. Бубнова. Образована в 1935 г. для оказания денежной помощи работникам народного образования. Ликвидирована 2/XI 1938 г.

    Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 27/VI1 1936 г. Ликвидирована в конце 1936 г.

    Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о присвоении почетных званий РСФСР. Образована 20/V11 1937 г. из Комиссии по присвоению званий народных артистов РСФСР и Комиссии по присвоению званий Героя Труда РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

    Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

    Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)
    Тип
    Тип Исполком Всероссийского съезда Советов
    Государство РСФСР РСФСР ( -)
    Делегаты от других республик:
    Украинская ССР Украинская ССР (до )
    Белорусская ССР Белорусская ССР (до )
    ЗСФСР ЗСФСР (до )
    История
    Дата основания
    Дата упразднения
    Предшественник Временный совет Российской республики и Временное правительство России
    Преемник Президиум Верховного Совета РСФСР
    Структура

    Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

    Общая характеристика

    Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

    Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

    Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

    Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

    Состав

    Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

    В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

    Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

    Законодательная деятельность

    Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917—1937 гг.)

    На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской республики», а затем — первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституция 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов — по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

    Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов — через делегатов городских Советов; выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

    Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР — Всероссийского съезда Советов — подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

    Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917—1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

    ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК — представительный орган трудящихся — избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

    Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г. он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Советов — не менее трех раз в год.

    С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

    Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

    Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

    С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4 раза в неделю, затем до 21/11 1918 г.— 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2—3 раза в неделю. В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

    По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями

    Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

    К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

    Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

    Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особо уполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

    Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения в военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

    Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказанием помощи. 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предотавлялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвованиях внутри России и за границей.

    В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям в России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

    Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

    Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

    Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была образована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность всех военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западного фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

    Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

    Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

    Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI. 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

    Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы, документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

    Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии. 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

    Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на нее возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

    Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две недели.

    Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе, Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

    1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;
    2) о местных органах власти;
    3) по национальным республикам и областям;
    4) по бюджету.

    Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

    Комиссия по земельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

    Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампаний в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась

    Текущая версия страницы пока не проверялась

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 17 августа 2018; проверки требуют.

    Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр. : офиц. ВЦИК ; ВЦИК РСФСР [ ] ) - высший после Всероссийского съезда Советов , законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в - годы и РСФСР с по 1937 год .

    Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

    Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

    Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

    Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

    Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

    Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

    В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

    Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

    В январе 1918 года избрал ВЦИК в составе 326 человек, среди которых было 169 большевиков, 132 левых эсера, 5 эсеров-максималистов, 5 правых эсеров, 4 анархиста, 4 меньшевика-интернационалиста, 2 меньшевика (Ф. Дан и Ю. Мартов).

    ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

    Сформирован на заседании ВЦИК 2 ноября 1917 года в качестве постоянно действующего оперативного органа власти. С переходом ВЦИК на сессионный порядок работы фактически стал органом верховной власти в период между сессиями. Конституционно положение о Президиуме ВЦИК было закреплено 9 декабря 1919 года декретом «О советском строительстве» VII съезда Советов. Согласно нему Президиум руководил заседаниями ВЦИК, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума ВЦИКа, наблюдал за выполнением его постановлений. 29 декабря 1920 года декретом «О советском строительстве» VIII съезда Советов Президиуму ВЦИК было дополнительно предоставлено право отменять постановления СНК РСФСР, издавать постановления от имени ВЦИК и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

    По Конституции РСФСР 1925 года Президиум ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. Избирался ВЦИК очередного созыва. Ликвидирован 3 декабря 1938 года.

    Первоначально аппарат Президиума ВЦИК состоял из отделов, в большинстве своем не имевших четких и законодательно оформленных положений. В состав аппарата Президиума в 1917-1921 годах входили следующие подразделения:

    В дальнейшем структура аппарата неоднократно менялась. К моменту расформирования она имела следующий вид:

    Вопрос о кандидатуре на пост председателя ВЦИК рассматривался на Пленуме ЦК РКП(б) 25 марта 1919 год . Были предложены кандидатуры Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина , Н. Н. Крестинского , А. Г. Белобородова , В. И. Невского и представителя облисполкома Западной области и фронта Иванова. За кандидатуру Калинина проголосовало 7, против - 4, воздержалось - 2.

    Что еще почитать