Составление общих и индивидуальных планов подготовки для легкоатлетов. Индивидуальный план спортсмена как помощь при сборах на соревнования

20Л. Общие положения технологии планирования

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-

ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

398

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

Групповой годичный план тренировки

Группа занимающихся

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­ дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­ вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­ стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача

II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при­ мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе­ но, что средствам тренировки отводится времени: 5 - много, 3 - сред­ не, 1 - мало)

Основные задачи Основные Месяцы

тренировки средства -i 1 1 1-i-i 1 1-i 1 1

тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII

Физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Волевая подготовка

400

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образ­цы месячного и недельного планов тренировки.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-

ства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны вклю­чать в себя:

    данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

    целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

    показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

    тренировочные и воспитательно-методические указания;

    сроки соревнований, контрольного тестирования, спортив­но-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируе­мых показателей с планируемыми, можно своевременно обнару­жить отклонения в применении средств и методов тренировки. Од­новременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию под­готовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуаль­ные особенности развития спортивной формы отдельного спорт­смена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфи­ческие особенности долговременной адаптации организма к дан­ному виду мышечной деятельности;

6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тен­ денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер­ жания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближ­них тренировочных эффектов нагрузок различной величины и пре­имущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объе­ма, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к

разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы. На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам - соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механи­ческому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизмен­ным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годо­вые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно пере­числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тре­нировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-

рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее коли­чественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с сис­темой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл мо­жет состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными ин­тервалами между ними, которые определяют набор и чередова­ние периодов.

При планировании двух- и трехцикловой подготовки необхо­димо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицирован­ных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового пла­нирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1-2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии доста­точных оснований для этого.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцик­лов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировоч­ного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Да­лее также распределяются общие объемы тренировочных на­грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив­ных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестиро­вания, динамика спортивных результатов, сроки тренировоч­ных сборов, основные направления восстановительных мероп­риятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической по­вседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

При разработке годичных планов необходимо учи­тывать следующие организационно-методические положения:

Рациональное соотношение нагрузок различной преимуще­ ственной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

Последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так­ тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак­ торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной фи­зической и технической подготовки рекомендуется придержи­ваться следующей наиболее целесообразной последовательно­сти: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через ос­новные средства подготовки в избранном виде спорта; от широ­кого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцен­том на совершенствование определенных двигательных способно­стей, играющих решающую роль в достижении высоких спортив­ных результатов.

При планировании средств специальной физической подго­товки следует переходить от специальной выносливости к повы­шению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (бы­строе напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к кон­тролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа ша­гов для создания максимальной скорости); от проработки веду­щих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и гра­диента силы при рабочих (в соответствии с параметрами сорев­новательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревно­вательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является плани­рование вариативности тренировочных нагрузок по всем компо­нентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движе­ний, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-

ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число за­нятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение за­нятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что осо­бенно важно для достижения необходимой адаптации систем орга­низма спортсмена.

20.4. Оперативное планирование

Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана. Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

20Л. Общие положения технологии планирования

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-

ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

398

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

Групповой годичный план тренировки

Группа занимающихся

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­ дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­ вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­ стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача

II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при­ мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе­ но, что средствам тренировки отводится времени: 5 - много, 3 - сред­ не, 1 - мало)

Основные задачи Основные Месяцы

тренировки средства -i 1 1 1-i-i 1 1-i 1 1

тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII

Физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Волевая подготовка

400

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образ­цы месячного и недельного планов тренировки.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-

ства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны вклю­чать в себя:

    данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

    целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

    показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

    тренировочные и воспитательно-методические указания;

    сроки соревнований, контрольного тестирования, спортив­но-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируе­мых показателей с планируемыми, можно своевременно обнару­жить отклонения в применении средств и методов тренировки. Од­новременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию под­готовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуаль­ные особенности развития спортивной формы отдельного спорт­смена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфи­ческие особенности долговременной адаптации организма к дан­ному виду мышечной деятельности;

6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тен­ денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер­ жания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближ­них тренировочных эффектов нагрузок различной величины и пре­имущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объе­ма, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к

разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы. На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам - соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механи­ческому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизмен­ным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годо­вые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно пере­числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тре­нировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-

рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее коли­чественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с сис­темой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл мо­жет состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными ин­тервалами между ними, которые определяют набор и чередова­ние периодов.

При планировании двух- и трехцикловой подготовки необхо­димо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицирован­ных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового пла­нирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1-2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии доста­точных оснований для этого.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцик­лов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировоч­ного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Да­лее также распределяются общие объемы тренировочных на­грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив­ных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестиро­вания, динамика спортивных результатов, сроки тренировоч­ных сборов, основные направления восстановительных мероп­риятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической по­вседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

При разработке годичных планов необходимо учи­тывать следующие организационно-методические положения:

Рациональное соотношение нагрузок различной преимуще­ ственной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

Последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так­ тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак­ торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной фи­зической и технической подготовки рекомендуется придержи­ваться следующей наиболее целесообразной последовательно­сти: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через ос­новные средства подготовки в избранном виде спорта; от широ­кого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцен­том на совершенствование определенных двигательных способно­стей, играющих решающую роль в достижении высоких спортив­ных результатов.

При планировании средств специальной физической подго­товки следует переходить от специальной выносливости к повы­шению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (бы­строе напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к кон­тролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа ша­гов для создания максимальной скорости); от проработки веду­щих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и гра­диента силы при рабочих (в соответствии с параметрами сорев­новательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревно­вательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является плани­рование вариативности тренировочных нагрузок по всем компо­нентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движе­ний, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-

ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число за­нятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение за­нятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что осо­бенно важно для достижения необходимой адаптации систем орга­низма спортсмена.

20.4. Оперативное планирование

Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана. Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

Сталкивается с рядом проблем. Помимо сложностей (в виду отсутствия практики) в организации тренировочного процесса, приходится осваивать заполнение различной тренерской документации. Для того чтобы облегчить тренеру жизнь, мы решили написать ряд статей посвященных данной теме, в которых постараемся предельно просто объяснить все нюансы тренерской документации.

Какие именно документы должен заполнять тренер? Ответ на этот вопрос Вы узнаете в этой статье.

1.Самым главным документом тренера является Программа по виду спорта, по которой он будет работать. Каждый тренер самостоятельно составляет программу, причем для каждого года обучения, пишется отдельная программа. По какому бы виду спорта программа не была, она должна выдерживать определённую структуру. Подробнее об этом мы остановимся в следующей статье.

2.Календарно-тематическое планирование, составляется на основании программы по виду спорта.

3.Поурочный план-конспект, составляется исходя из календарно-тематического планирования.

4.Перспективный план работы, в котором отражается ожидаемый результат от спортсмена.

5.План воспитательной работы, предполагает проведения всевозможных мероприятий посвященных развитию личности ребенка. Ведь тренер, не только обучает виду спорта, но и развивает личные качества ребенка. Подобные беседы и мероприятия влияют на становление личности.

6.Журнал учета групповых занятий спортивной подготовки группы. В этом журнале заполняется расписание занятий группы, учебный план-график и ведется учет посещаемости.

7.Личные дела спортсменов изначально оформляются у секретаря, а после зачисления учащегося, их продолжает вести тренер. В личном деле спортсмена должны быть следующие документы: заявление о принятии в ДЮСШ, заявление на обработку персональных данных, копия свидетельства о рождении, личная карточка спортсмена, справки и приказы о присвоении разрядов, приказы о переводе на следующий год обучения.

8.Личные карточки спортсмена (хранятся в личном деле) заполняется тренером. В ней тренер отражает спортивные достижения учащегося, сдачи нормативов по физической подготовке и переводы из группы в группу.

9.Индивидуальный план работы (ВАЖНО! Ведется только для групп спортивного совершенствования). Заполняется помесячно на каждого ребенка.

10.Журнал по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в котором записываются инструктажи на начало учебного года с последующим повтором через полгода, также инструктажи при выезде на соревнования.
Хотя на первый взгляд, создается впечатление, что документов очень много, на самом деле большинство из них заполняются довольно просто.

ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В БОКСЕ

Боевая характеристика . Боксер имеет высокий рост. Быстр и подвижен в бою. В основном действует на дальней дистанции. Предпочитает атаковать прямыми ударами, наносит их резко и точно. Умело играет на изменении дистанции для дезориентации противника и хорошо выбирает моменты для неожиданных атак. Может вести бой как, наступая, так и отступая Энерги­чен и активен в бою. Волевые качества высоки, смел, решителен и стоек в трудных ситуациях. Физически хорошо развит. Опытный турнирный боец. К недостаткам следует отнести излишнюю напряженность. Пропускает удары в голову.

Задачи

Средства

1. Повысить общую и спе­циальную выносливость

В систематической тренировке широко использовать общеразвивающие упражне­ния, бегать на средние дистанции, играть в баскетбол, волейбол, грести на лодке.

В специальной боксерской тренировке применять многораундовые условные бои, упражняться в нанесении ударов по меш­ку и груше

2. Увеличить силу плечевого пояса и брюшного пресса

Практиковать в тренировке упражнения с гирями, гантелями, на гимнастических снарядах, в метании легкоатлетических снарядов, в борьбе с партнером, гимна­стические упражнения без предметов

3. Уплотнить раунды актив­ными действиями

Стремиться в вольных боях действовать активно. Повысить общий темп боя с партнерами. Избегать пауз в бою, соче­тать защиты с встречными и ответными ударами. Постоянно сохранять инициа­тиву в бою. Подготавливать атаки фин­тами. Пользоваться контратаками для пе­рехватывания инициативы боя у партнера

4.Совершенствоваться в на­ступательной тактике

В тренировочных боях всегда стремиться быть хозяином положения, удерживая инициативу боя в своих руках. Сковы­вать действия партнеров финтами, пре­дупреждая и разрушая их атаки встреч­ными ударами, заполняя паузы боя лег­кими прямыми ударами

5. Совершенствоваться в уме­нии наносить удары при от­ходах

Упражняться с тренером в нанесении ударов по лапам на отходах сериями и с акцентом.

Совершенствоваться в тактике нанесе­ния ударов сериями на отходах при уп­ражнениях с партнерами в условном и вольном бою

6. Совершенствоваться в активной защите

Стремиться улучшать умение защи­щаться в упражнениях с партнерами в условном бою. Обратить особое внима­ние на упражнения в защите головы в одностороннем условном бою

7. Устранить излишнюю напряженность мышц в процессе боя

При упражнениях с лапами под тща­тельным контролем тренера научиться мгновенно расслаблять мышцы после нанесения удара. При упражнениях в вольном бою и с боксерскими снарядами ра­ционально соразмерять свои усилия

8. Совершенствоваться в уме­нии рассчитывать дистанцию в бою

При упражнениях с партнерами по­свящать отдельные из них исключительно дальней, средней и ближней дистанциям.

Упражняться в придании резкости уда­рам с различных дистанций

9. Совершенствоваться в умении легко передвигаться по рингу во время боя

Посвящать отдельные раунды условного боя действиям с различных дистанций и переходам с одной дистанции на другую

Упражняясь в «бою с тенью», посвящать отдельные раунды исключительно манев­ренным передвижениям.

Контролировать свои действия в бою на дальней дистанции в плане умения поль­зоваться всем пространством ринга

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ГОДИЧНОЕ)

Годовой план тренировки составляется в соответствии с ка­лендарем состязаний. Календарь, в свою очередь, должен со­ставляться таким образом, чтобы не было противоречий с систе­мой планирования по периодам (рис. 119).

Календарь должен строиться так, чтобы вначале было отве­дено время для постепенной подготовки к соревновательному периоду и чтобы после этого периода боксер получил основатель­ный отдых. Если календарь составляется без учета периодиза­ции тренировки, то неизбежно подготовка боксера будет слу­чайной, что не содействует повышению спортивного мастерства.

Длительные промежутки, свободные от состязаний, боксер использует для активного отдыха и занятий по общефизической подготовке.

Подготовительный период

Непосредственно после длительного отдыха в переходном периоде наступает подготовительный. Основная цель его - по­степенно подготовить боксера к интенсивной тренировочной дея­тельности и большим нагрузкам в соревновательном периоде.

Важнейшие задачи подготовительного периода тренировки боксера - развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости, совершенствование комплекса технических средств.

Подготовительный период делится на два этапа.

Первый этап направлен на достижение хорошей общей фи­зической тренированности. В нем боксер широко использует упражнения, развивающие силу, быстроту, ловкость. Особое вни­мание уделяется развитию выносливость. Продолжительность первого этапа, в зависимости от физического состояния боксера, около двух месяцев.

Второй этап направлен на достижение специальной трениро­ванности. Боксер, достигший высокой общей тренированности на первом этапе, имеет прочную основу для достижения спе­циальной тренированности и обезопасит себя от перетренированности в соревновательном периоде.

Специальная тренированность достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, лов­кости, выносливости, которые на втором этапе преобладают над общеразвивающими.

Соревновательный период

Соревновательный период - время основных состязаний. Активно участвуя в них, боксер сохраняет и совершенствует свою тренированность.

Соревновательный период состоит из ряда микропериодов, определяемых календарем состязаний. В каждом из них спорт­смен готовится к состязаниям, участвуете них и отдыхает. Но на всем протяжении соревновательного периода боксер неуклонно совершенствует технические навыки, тактические приемы, раз­вивает физические (силу, быстроту, ловкость и выносливость) и волевые (инициативность, уверенность, смелость, решитель­ность и стойкость) качества.

Тренируясь систематически, боксер получает возможность подходить к началу каждой непосредственной подготовки к те­кущим состязаниям в отличном состоянии.

Секрет спортивного долголетия выдающихся мастеров люби­тельского ринга заключается не только в их талантливости, но и в том, что в систематической тренировке они постоянно совер­шенствовали свое спортивное мастерство.

Тренируясь регулярно, рационально чередуя тренировочную работу и отдых, боксер перед каждым состязанием сосредото­чивает свое внимание на тактической подготовке к бою с опре­деленным противником, развитии быстроты реакции, способности вести бой неутомимо, в быстром темпе. В предсоревновательной тренировке он достигает нужного уровня боеспособности.

Основные средства предсоревновательной подготовки - спе­циальные боксерские упражнения. Используются и общеразвивающие, но нагрузка в них должна быть такой, чтобы не ме­шать специальной тренировке и не подменять ее.

Переходный период

Этот период, являющийся как бы промежуточным между двумя большими периодами тренировки, в основном посвящен отдыху спортсмена. Продолжается он около месяца и отличается тем, что боксер сохраняет свою физическую подготовленность, придавая отдыху активный характер. Такой отдых дает боксеру возможность уверенно подойти к новому циклу тренировки.

Задача переходного периода - снять утомление, полученное боксером после „соревновательного периода в целом.

Основное содержание периода - физическая подготовка, в ко­торой используются упражнения неинтенсивного развлекатель­ного характера. Они выполняются со специальными боксер­скими упражнениями без партнера, не требующими больших напряжений. Боксерские упражнения служат лишь для поддер­жания боевых навыков боксера.

В переходном периоде значительно снижается общая нагруз­ка, благодаря чему снижается и состояние тренированности. Но тем значительнее будет ее повышение в подготовительном периоде.

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (МЕСЯЧНОЕ)

Оперативное планирование тренировки - это разработка и осуществление системы тренировки к конкретным состязаниям. К такой тренировке боксер приступает обычно за месяц, сосре­доточивая внимание на задачах предстоящего турнира или матчевой встречи.

Перед ее началом тренер составляет общий план трени­ровки, в котором отражается содержание всей работы. Чтобы подготовка была действительно всесторонней, она должна со­держать упражнения физической, технической, тактической и психологической подготовки боксеров

В общем плане обычно предусматривается подготовка боксе­ров к определенному сроку с учетом характера состязания (командная встреча, турнир и т. д.) и особенностей соперников (если они заранее известны). Планируются содержание трени­ровки по дням, интенсивность и задачи занятий на каждом этапе подготовки.

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕДЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В предсоревновательной тренировке принято планировать за­нятия по недельным циклам, в которых рационально чередуются тренировка и отдых.

Установившейся традицией у спортсменов стали тренировки через день (например, тренироваться по понедельникам, средам и пятницам, а активно отдыхать по вторникам, четвергам и суб­ботам; воскресенье - выходной день).

Этот простейший, повторяющийся цикл тренировки дает воз­можность спортсмену один день тренироваться с полной нагруз­кой, а другой - последующий - восстанавливать свои силы. Так, постепенно увеличивая нагрузку в занятиях, спортсмен дости­гает нужной тренированности.

Мастера спорта, стремящегося к высшим достижениям в боксе, уже не может удовлетворить та ритмичная тренировка через день, которая раньше в какой-то мере обеспечивала ему нужную подготовленность к состязаниям.

При современных требованиях к боксеру для трудной тур­нирной борьбы нужны новые, увеличенные, нагрузки. Поэтому к ритмичному чередованию тренировочных занятий в недельном цикле добавляются дополнительные для достижения большего совершенства в спортивном мастерстве боксера.

Определяя количество и последовательность занятий в цикле по их содержанию и задачам, следует сохранить ритмичное че­редование трех основных занятий в неделю. Дополнительные занятия по общей физической подготовке на воздухе или по ин­дивидуальному совершенствованию в технике должны иметь меньшую нагрузку и не мешать восстановительным процессам в организме после больших нагрузок в основных занятиях не­дельного цикла.

В практике предсоревновательной тренировки принято опре­делять содержание дней недели по следующей направленности:

Понедельник - боевая практика

Вторник - физическая подготовка

Среда - совершенствование техники

Четверг- отдых, баня

Пятница - боевая практика

Суббота - физическая подготовка

Воскресенье - отдых

Недельное планирование может быть очень вариативным, ни­когда не следует возводить план тренировки в догму. Постепенно уменьшая объем и повышая интенсивность нагрузки, нужно подходить индивидуально к каждому боксеру, сообразуясь с его самочувствием и данными врачебного контроля.

Боксеры совместно с тренерами должны вести график не­дельной тренировки.

Упражнения

Дни недели

Общая физическая подготовка

Упражнения на дороге

Ходьба на лыжах

Гимнастика

Борьба

Упражнения с гирями

Баскетбол

Волейбол

Спринтерский бег

Прыжки Метания

Физическая работа

Специальная подготовка

Вольный бой

Условный бой

«Бой с тенью»

Упражнения:

с лапами

с мешком

с грушей

В соответствующих графах боксер отмечает дозировку каж­дого упражнения. В числителе указывает количество времени, а в знаменателе - интенсивность упражнений по трехбалльной системе (малая интенсивность - 1 балл, средняя - 2, боль­шая - 3).

ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ БОКСЁРА

Чтобы лучше организовать тренировку, сделать ее разнооб­разной и эффективной, используются различные формы занятий.

Основными формами служат: 1) утренняя зарядка, 2) теоре­тические занятия (собеседования); 3) общая физическая подго­товка; 4) тренировка на дороге; 5) специальная физическая под­готовка; 6) совершенствование техники; 7) боевая практика.

Эти занятия имеют различные содержание, объем и интен­сивность, в зависимости от этапов и задач тренировки.

УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА

С утренней зарядки начинается трудовой день боксера, независимо от периода тренировки. Зарядка - необходимое гигие­ническое средство, имеющее целью возбудить после сна функ­циональную деятельность организма спортсмена.

В обычные дни боксер проделывает зарядку дома. В этом случае она содержит комплекс упражнений, составленный таким образом, чтобы вовлечь в работу все группы мышц тела, посте­пенно возбудить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

В период подготовки к состязаниям боксер проделывает утреннюю зарядку на прогулке.

Физическая нагрузка на организм во время утренней зарядки должна быть небольшой. Основная нагрузка дается в часы общей физической и специальной тренировки: в середине дня (перед обедом) и вечером (перед ужином), т. е. в то время, когда проходят и состязания на первенство.

Не следует смешивать утреннюю прогулку с тренировкой на дороге, которая относится к общей физической подготовке и проводится не утром, а днем, дает большую физическую нагруз­ку и преследует цель выработать выносливость.

Утренняя прогулка - это зарядка повышенного типа. Она проводится летом и зимой по ровной дороге или тропинке. Костюм для прогулки должен быть легким, не стесняющим дви­жений.

Прогулка начинается с ходьбы. Далее выполняются упраж­нения типа зарядки, возбуждающие функциональную деятель­ность организма. Можно проделывать на ходу без большой.на­грузки движения, имитирующие боксерские удары. Прогулка продолжается 30-40 мин. и заканчивается легким бегом и спо­койной ходьбой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Современный уровень достижений в любом виде спорта очень высок. Поэтому активная деятельность спортсмена стала теперь немыслима без глубоких знаний в вопросах, связанных с его тренировкой и участием в состязаниях.

Мастер спорта, как человек, достигший высокого совершен­ства в избранном виде спорта, должен много знать из области физической культуры и смежных наук, чтобы уверенно и пра­вильно решать задачи тренировки. Он должен знать основы ги­гиены спорта, правила соревнований, до тонкости разбираться в технике и тактике бокса. Ему необходимо понимать те функцио­нальные изменения, которые происходят в организме под влия­нием тренировки. Он обязан хорошо знать средства и методы спортивного совершенствования.

Самостоятельная работа спортсмена над литературой - пря­мое выражение принципа активности в тренировочном процессе.

Групповые занятия с тренирующимися боксерами проводятся систематически, для повышения их спортивно-технической гра­мотности, привлечения их внимания к вопросам текущей трени­ровки. На них разбираются вопросы, связанные с организацией и содержанием тренировки, просматриваются и обсуждаются хроникальные фильмы, изучаются особенности будущих сопер­ников, рассматриваются вопросы тактической подготовки неко­торых участников команды, разбираются факты нарушения дис­циплины.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЁРА

Эти занятия занимают большое место в тренировке боксера. Они помогают ему всесторонне решать задачи тренировки, спо­собствуют общему физическому развитию и повышают общефи­зическую тренированность.

Занятия по общей физической подготовке строятся на мате­риале гимнастических спортивно-вспомогательных упражнений. Чем разнообразнее будут занятия, тем лучших результатов до­стигнут спортсмены.

Как уже отмечалось, содержание каждого тренировочного занятия определяют задачи, которые ставит тренер в дни пла­нируемой им тренировки. В связи с этим он использует необхо­димые упражнения для развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.

Занятие по общей физической подготовке может быть, на­пример, полностью посвящено той или иной спортивной игре; либо построено на легкоатлетических упражнениях, гребле, тяжелой атлетике; либо быть комбинированным: различные упражнения могут в нем чередоваться в определенной последо­вательности.

Занятия по общей физической подготовке различны по про­должительности и интенсивности. В свободное от состязаний время они используются довольно широко, но по мере прибли­жения состязаний уступают место занятиям по совершенствова­нию техники бокса и боевой практике. На заключительном этапе предсостязательной тренировки общеразвивающие упражнения должны содействовать успешному проведению специальных бое­вых упражнений. Их нагрузка, интенсивность зависят от плана тренировки на каждый день недели (один день может быть посвящен в основном упражнениям в вольном бою, дру­гой- совершенствованию техники, третий - исключительно фи­зической подготовке, четвертый - отдыху и т. д.), состояния тре­нированности боксера, самочувствия, индивидуальных особен­ностей.

ТРЕНИРОВКА БОКСЁРА НА ДОРОГЕ

Большой популярностью у боксеров пользуется так называе­мая тренировка на дороге. Этот вид занятий по физической под­готовке сформировался во время длительных прогулок, когда боксер начал перемежать ходьбу с бегом на длинные дистанции для выработки выносливости и бегом на короткие дистанции для выработки быстроты. В дальнейшем традиционная боксерская прогулка приняла комбинированный характер.

Теперь в тренировке на дороге используются самые различ­ные упражнения, выполняемые на ходу (для развития быстроты, ловкости, силы). Но главное назначение тренировки на дороге - выработка выносливости, необходимой для состязаний.

Лучшее место для тренировки - ровная мягкая проселочная дорога, позволяющая боксерам выполнять различные упражне­ния для ног, построенные на передвижениях, подобных передви­жениям боксера на ринге (рис. 120).

Начинается тренировка со спокойной ходьбы, постепенно втягивающей организм в интенсивную работу. Затем боксер вы­полняет упражнения для ног, делая быстрые шаги во всех на­правлениях. В сочетании с шагами он имитирует движения удара и защиты. Упражнения проделываются и во время легкого бега мелкими шагами, с поворотами в различные стороны. Они отлично развивают специфическую ловкость боксера.

Последующая часть занятий может содержать быстрые рывки в беге на 30-50 м, прыжки, метание камней, гимнастические упражнения, борьбу, толкания с партнером, упражнения с на­бивными мячами. Основным упражнением в тренировке служит бег на 1-2 км (в зависимости от периода тренировки).

Тренировка заканчивается спокойной ходьбой.

Общая продолжительность тренировки 40-60 мин. Время проведения ее и длительность зависят от служебной занятости и степени тренированности занимающихся.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЁРА

Особенность этих занятий состоит в том, что в них полностью отсутствуют боевые упражнения с партнером в перчатках и пре­обладают специальные имитационные упражнения и упражне­ния в нанесении ударов по снарядам. Дополнительно (в незна­чительном количестве) применяются общеразвивающие упраж­нения (со скакалкой и набивным мячом).

Цель таких занятий - предоставить боксеру возможность тренироваться с большой физической нагрузкой, исключив нерв­ное напряжение, обычно вызываемое упражнениями в перчат­ках с партнером.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БОКСЁРА

Групповая разминка

Упражнения с ходьбой по кругу 10 мин.

Борьба с партнером в стойке 1 раунд

«Бой с тенью» 1 »

Имитационный бой с партнером без ударов (упражнения в финтах) 1 »

Постановка ударов по снарядам

Упражнения с тренером - удары по ляпам (атаки и контратаки с последующим развитием их сериями ударов) 2 раунда

Слитное нанесение ударов по мешку, соразмеряя силу ударов 1 раунд

То же по груше 1 »

Произвольные упражнения с пневматической грушей 1 »

Упражнения с предметами

Упражнения со скакалкой в быстром темпе (с непрерывными изменениями способов прыгания) 1 раунд

Упражнения с партнером - перебрасывание набивного мяча раз­личными способами 5 мин.

Упражнения без предметов

Для развития силы, на растягивание и расслабление (стоя, сидя, лежа) 10 мин. ..

Что еще почитать