Государственное и муниципальное управление: что это за профессия.

Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности чаще всего с выплатой заемщиком процентов за пользование ссудой.

Гос. и мун. кредит - денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Гос. и мун.кредит включает в себя следующие отношения :

-гос.-ое и мун.-ое кредитование - государство или муниципалитет являются кредитором;

-гос-ое. и мун.-ое заимствование - государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

-гос.-ые и мун-ые гарантии - государство или муниципалитет являются гарантом.

Формы:

1) кредиты кредитных организаций, полученные органами исполнительной власти;

2) государственные займы, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг;

3) другие долговые обязательства, в том числе в форме Договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный (муниципальный) долг на основе принятых фед.законов;

5) соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет

БК выделяет (виды):

Кредиты кредитных организаций;

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

Кредиты иностран. государств, включая целевые иностран.кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц.

Принципы :

●добровольность, государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4 ст. 75 Конституции государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, БК установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов

Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

o вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;

o в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что в этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БК долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок от одного года до 30 лет.

Принцип целевой направленности государственных кредитных средств закреплен БК и означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения.

Например, органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств (см. ст. 93.2 БК, Закон г. Москвы от 14.11.2007 № 43 "О государственном долге города Москвы", Закон Тюменской области от 26.09.2006 № 494 "О государственном долге Тюменской области"). Средства федерального бюджета в качестве бюджетного кредита субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета субъекта РФ. Например, в 2008 г. Правительство РФ было наделено правом предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов, а также на осуществление мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий (см. ст. 16 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.).

Государственный и муниципальный долг

Понятие гос и мун заим-й. Формы заим-й. Опр-е гос и мун займов, их классиф-я. Программа гос внешних и внутр заим-й РФ. Понятие гос долга. Состав гос долга РФ. Гос внутр долг: опр-е, стр-ра, динамика. Гос внеш долг: опр-е, верхний предел. Опр-е капит, осн-о и тек гос долга.

Гос заимст-я - займы и кредиты, привлекаемые от физ и юр лиц, иностр-х гос-в, м/унар фин орг-й, по кот возникают долговые обяз-ва РФ и суб РФ как заемщика ДС или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Гос (мун) заим-я использ-ся как способ привлеч-я ДС для покр-я бюд дефицитов на всех уровнях БС РФ - фед, рег и местном.

Формы внутренних гос заим-й:

Гос займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Договоры и соглашения о получении РФ бюд ссуд и бюд кредитов от б-в других уровней БС РФ;

Договоры о предоставлении РФ гос гарантий;

Соглашения и договоры, заключ-е от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долг-х обязат-в РФ прошлых лет.

В завис-ти от дифференциации; по видам заим-я и формир-го портфеля долговых обяз-в гос внешние заим-я подразделяются на иностр-е кредиты (ссуды) и заим-я, осущ-е путем эмиссии гос цб.

Формой гос и мун заим-й явл-ся кредиты, привлек-е органами гос-й власти и органами МСУ для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены гос и комм банками, др КО, иностр гос-ми, их банками и фирмами, м/унар-ми фин орг-ми. По методам проведения гос и мун заим-я подразделяются на добровольные и принудительные.

Гос. и мун. займы - это ден. ресурсы, привлек-е от физ. и юр. лиц, иностр гос-в, м/унар-х фин. орг-й на основании заключ-х договоров, по кот возникают долговые обяз-ва РФ, субъекта РФ, МО как заемщиков или гарантов.

Договор гос. или мун. займа закл-ся путем приобр-я инвестором выпущ-х гос. либо мун. Цб, удовлетв-х право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы им-ва, установленных %.

Гос. и мун. займы классифицируются по ряду признаков :

1. по праву эмиссии: размещаемые центральными, субфедерал и местн органами упр-я.

2. по признаку держателей ц/б займы классиф-ся на размещаемые только среди населения, только среди юр. лиц, и универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.

3. по срокам погашения займы подразделяются на краткоср-е (до 1 года), среднеср-е (от 1 до 5 лет) и долгоср-е (5 лет и выше).

4. по месту размещения различают внутр займы (в нац. валюте) и внешние, размещаемые на заруб ден рынках (в валюте страны-кредитора, гос-ва-заемщика или третьей страны).


Гос. внутр и внеш заим-я осущ-ся в соотв-и с Программами, утв-ми на очер фин. год совместно с Законом о ФБ.

Гос.внешние заимств-я РФ : выпуск ЦБ от имени РФ, кредиты от: Кред.орг-й,иност.гос-в, иностр.юр.лиц и междун..орг в иностр.валюте!!. Государственный внут.заим-я РФ : выпуск ЦБ,кредиты от: бюджетов, Кр.орг-й, междунар.орг-й в валюте РФ.

Гос.внешние заимс-я суб-та : выпуск ЦБ,кредиты от иностр.банков в валюте иностр; Гос.внут.заимс-я суб-та : выск ЦБ, кредити от бюджетов, кр.орг-й и и междунар.орг-й в валюте РФ;

Мун.заимствования МО : выпуск ЦБ, кредиты от бюджетов и кр.орг-й.

Программа гос внешних заим-й пред-т собой перечень внеш заим-й РФ на очер фин год с разделением на несвязанные (фин) и целевые иностр заим-я. При этом для несвязанных займов и кредитов указ-ся источники привлечения, суммы заим-я и сроки погаш-я, а для цел-х иностр заим-й - конечный получатель, цели заим-я и направления использ-я, источники и суммы заим-я, сроки погашения, гарантии 3х лиц по возврату средств в ФБ (если такой возврат предусм-н), оценка объема использ-х ср-в до начала фин года и прогноз объема использ-я средств в очер фин году.

Программа гос внутр заим-й , суб-в РФ, МО предст-т собой перечень внутр гос и мун заим-й на очер фин год по видам заим-й, с указанием общего объема заим-й, направ-х на покрытие дефицита бюджета и погашение гос, мун долговых обязательств.

Программы гос внутр и внеш заим-й представляются исполнит органами в соответств. за-конодат. (представит.) органы власти вместе с проектом закона о бюджете на очер фин. год.

Гос. или мун. долг – обязат-ва, возникающие из займов принятых на себя РФ, суб РФ и органами местной власти, гарантии по обяз-вам 3-х лиц, др. обяз-ва. Или сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам.

Гос. долг РФ – долг-е обяз-ва РФ пред физ. и юр. лицами, иностр гос-ми, м/унар орг-ми и др. суб м/унар-го права. Он обеспечивается всем находящимся в фед. Соб-ти им-вом, состав-м гос. казну.

Гос. долг подразделяется на внеш и внутр. Критерием такого деления в России явл-ся вид валюты, в котором представлены обязательства гос-ва.

Внеш долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутр долгом -обязательства, выраженные в валюте РФ (рублях).

В зависимости от сроков погашения выделяют виды долг. обязательств: краткоср. (до 1 года), среднеср. (от 1 года до 5 лет) и долгоср. (от 5 до 30 лет).

Сроки погашения опред-ся условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Для обязательств МО определен максим. срок погашения 10 лет.

Состав гос. долга РФ пред-т собой групп-ку долг-х обязат-в РФ, которые сущ-т как обязат-ва по:

1) кред-м, привлеч-м от имени РФ как заемщика от кред. орг-ций, иностр гос-в, м/унар фин. орг-ций, иных субъектов м/унар права, иностр-х юр. лиц;

2) гос. цен. бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюд кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов б.с.РФ;

4) гос. гарантиям РФ;

5) иным долговым обяз-ми., ранее отнесенным в соотв. с законодат.РФ на гос. долг РФ.

В объем гос. внутр долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен.бум. РФ, обяз-ва кот. выражены в валюте РФ;

2)объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраж-е в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по гос. гарантиям, выраженным в валюте РФ.

Внутр долг включает в себя следующие элементы:

· Рыночные долг обяз-ва – эмитированные гос-м и свободно обращающиеся в внутр рынке ГЦБ.

· Нерыночные долг обяз-ва – обяз-ва, кот не могут свободно продаваться и покупаться (задолж-ть Прав-ва РФ по кредитам, получ-м от ЦБ РФ, включая задолж-ть предприятий отдельных отраслей, переоформленная в гос внутр долг)

В объем гос. внешнего долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен. бум. РФ, обяз-ва по кот. выражены в иностр. валюте;

2) объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраженые в иностр. валюте, в т.ч. по целевым иностр. кредитам (заим-м),

3) объем обяз-в по гос-м гарантиям РФ, выраж-м в иностр валюте.

При принятии бюджета на очер фин год опредся:

· Верхний предел гос внешнего долга РФ

· Верхний предел гос внешнего долга перед РФ.

· Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер гос внешних заим-й не должен превышать год объем платежей по обслуж-ю и выплате основной суммы гос внешнего долга.

Государственный долг бывает:

1. Капитальный (долг с процентами)

2. Основной (номинальная стоимость долга)

3. Текущий (те расходы, которые выплачиваются постоянно)

В абсолютном выражении росс внеш гос долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов

2. Управление государственным и муниципальным долгом.

Управления гос и мун долгом: понятие, задачи, эфф-ть. Хар-ка основных методов управления гос и мун долгом. Методы совершенствования системы управления гос и мун долгом.

Управление гос. долгом – сов-сть меропр-й гос-ва по выпуску и размещению долг-х обяз-тв, выплате % по ним, по погашению займов и опр-ю усл выпуска новых гос. ц/б.

Цель: нахожд-е оптим состояния м/у потреб-ми гос-ва в допол фин ресурсах и затратами по их привлеч-ю, обслуж-ю и погаш-ю.

Задачами управления долгом являются:

Сохран-е объема ГД на эк безопасн ур-не;

Сокращ-е ст-ти обслуж-я ГД РФ;

Обесп-е испол-я обяз-в гос-ва в полном объеме по как можно >низкой ст-ти на средне и долгосроч перспективе.

В широком смысле: управление долгом – это 1 из направлений фин политики гос-ва (МО), осущ-ое компетентными органами власти и упр-я и связанное с обяз-вами гос-ва (МО) в качестве заемщика или гаранта.

В узком смысле: упр-е долгом – это сов-сть действий, связ с подготовкой к выпуску и размещению долговых обяз-тв гос-ва (МО), действий по регулир-ю рынка гос. (мун) ц/б, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обяз-в и предоставлению гарантий.

Осн принципы упр-я ГД:

Безусловность – обесп-е точного и своевремен выпол-я обяз-в гос-ва перед инвесторами и кредиторами без выставления доп условий;

Единство учета – учет по всем видам кредитов и займов должен иметь место в обязат порядке;

Единство долг политики – обесп-е единого подхода к политике упр-я гос долгом на всех ур-нях гос власти;

Согласованность – обесп-ет мах возмож-ть гармонизации интересов кредитора и гос-ва-заемщика;

Сниж риска – выпол-е всех необх действий, позвол снизить риски кредитора и инвесора;

Оптимальность –создание такой стр-ры гос зимств, чтобы выпол-е обяз-в по ним было сопряжено с мин затратами и мин рисками и оказыв наимен отриц воздействие на эк-ку;

Гласность-предостав-е своеврем достовер и полной инф-и в параметрах займа всем заинтерес пользователям.

Управление гос. долгом РФ осущест Прав-вом РФ, гос. долгом субъекта РФ – органом исполн власти данного субъекта, муниц долгом – уполномоченным органом МСУ.

Упр-е ГД имеет 4 состовл: прогноз-е; план-е; анализ; контроль.

Методы упр-я ГД:

1. рефин-е –погашение части ГД за счет вновь привлеч ДС;

2. конверсия – измен-е доход-ти займа;

3. консолидация – превращ-е части задол-ти в новую задолж-ть с более длит сроком погаш-я;

4. новация-соглашение м/у гос-вом-заемщиком и кредитором по замене обяз-в в рамках 1 кредит договора;

5. унификация-реш-е гос-ва об объедин-и неск-ких ранее выпущ займов;

6. отсрочка-консолидация при одновремен отказе гос-ва от выплачен дохода по займам;

7. дефолт-отказ гос-ва от выплаты ГД.

Реструктуризация- основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, состав-х ГД, с заменой указ-х долг-х обяз-в иными долговыми, предусм-ми др условия обслуж-я и погаш-я обяз-в.

Муниципальное управление, являясь формой публичной власти, предусматривает наличие и деятельность в системе разного рода служащих и чиновников, которые обеспечивают решение проблем местного значения. В современном состоянии бытовой, социально-культурной и экономической инфраструктуры всех населенных пунктов без привлечения в административный аппарат профессионалов соответствующих инстанций невозможно обеспечить эффективное руководство хозяйством. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет муниципальное управление.

Общие сведения

Конституция, разграничивая государственное и муниципальное управление, сформировала предпосылки для создания соответствующих институтов. Местная власть реализуется посредством деятельности специально образованных служб. Государственное и муниципальное управление охватывают разные сферы. Однако оба этих института существуют в интересах общества. Понятие и общие критерии формирования местной власти, правовые аспекты деятельности служащих сформулированы в Законе №25 "О муниципальной службе".

Основные понятия

Муниципальное управление представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на соответствующей должности. Она не является выборной. По закону под должностью следует понимать служебное положение, предусмотренное в уставе муниципального образования в рамках региональных нормативных актов субъекта. Она предполагает определенные полномочия, касающиеся в первую очередь проблем местного значения. Муниципальные должности предусмотрены в соответствующих местных органах власти, сформированных в соответствии с уставом МО. Для каждого служебного положения устанавливается собственный круг обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данной инстанции, а также ответственность за их реализацию.

Классификация должностей

Все они разделяются на выборные и прочие. Первые могут замещаться на основании муниципальных выборов, в соответствии с решением представительного или иного органа местной власти. Избрание касается, например, депутатов. Замещение прочих муниципальных должностей осуществляется посредством заключения трудового договора. Законом предусмотрена общая классификация. В соответствии с ней, должности могут быть:

  • Высшими.
  • Главными.
  • Ведущими.
  • Старшими.
  • Младшими.

Региональными законами утверждаются специальные реестры. В них приводится конкретный список наименований должностей муниципального управления по данному субъекту. Они классифицируются по функциональным признакам, группам, избирательным комиссиям, инстанциям. При разграничении учитываются исторические и прочие особенности территории.

Поступление на службу

Для граждан, желающих получить ту или иную должность, устанавливаются определенные требования. Поступить на службу могут лица, которые достигли 18-летнего возраста, владеют государственным языком РФ и обладают соответствующей квалификацией. Требования к профессиональной подготовке граждан установлены в ФЗ №25 . Поступить на муниципальную службу могут лица, не имеющие ограничений, указанных в ст. 13 данного закона. При принятии граждан на должности, а также в процессе профессиональной деятельности, впоследствии не допускается установление никаких прямых или косвенных преимуществ или лимитов в зависимости от расы, пола, происхождения, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным группам, должностного или семейного положения и прочих обстоятельств, не касающихся профессиональных и деловых качеств служащих.

Правовой статус

В качестве муниципального служащего признается гражданин, который в порядке, установленном соответствующими актами в рамках ФЗ и законов региона, исполняет обязанности по должности за денежное содержание. Оно выплачивается из местного бюджета. Лица, которые осуществляют техническое обеспечение деятельности местных инстанций, избирательных комиссий МО, не могут замещать указанные должности и не являются служащими соответствующих учреждений. Законом установлен особый правовой статус лиц, осуществляющих муниципальное управление.

Ограничения

Нормативными актами местной власти устанавливаются обязанности и права служащих, а также гарантии их деятельности и ограничения, связанные с выполнением работы. В процессе проведения выборов и референдума должностные лица не могут пользоваться своим статусом и привлекать подчиненных или находящихся в иной рабочей зависимости к осуществлению ими во время исполнения ими своих трудовых обязанностей деятельности, которая способствовала бы избранию либо выдвижению: сбор подписей, проведение агитации в период командировок. Для муниципальных служащих не предусмотрено преимущественное право доступа к СМИ, они не могут использовать организационно-технические и материальные средства, которые обеспечивают исполнение их полномочий, при проведении предвыборной агитации и сбора подписей. Должностные лица, зарегистрированные в качестве кандидатов, на период их участия в избирательной кампании освобождаются от выполнения профессиональной деятельности.

Муниципальное управление: органы

Местная власть реализуется в МО. В качестве него выступает сельское, городское поселение, их части, несколько пунктов, которые объединены общей территорией, или иная местность с жителями, в которых осуществляется муниципальное управление. Местными инстанциями являются выборные и прочие формирования, которые наделены полномочиями на решение проблем местного значения. Органы муниципального управления не входят в систему госучреждений. Перечень местных инстанций в каждом конкретном МО определяется его уставом.

Представительными муниципальными органами могут образовываться внебюджетные целевые фонды на условиях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Местная власть в соответствии с нормами права РФ может выпускать лотереи и займы, выдавать кредиты, формировать банки и прочие финансовые учреждения. В качестве координирующего элемента структуры муниципального управления выступает глава МО. В его задачи входит, кроме прочего, обеспечение согласованной деятельности нижестоящих звеньев системы. Структурные подразделения – это управляющие элементы. Они формируют низший уровень администрации и осуществляют непосредственное взаимодействие с исполнительными местными инстанциями. В качестве последних выступают унитарные предприятия. Они исполняют определенные функции: производят какую-либо продукцию или оказывают услуги. Комплексная и целенаправленная деятельность исполнительных элементов МО является основой его функционирования.

Роль в социально-экономической системе

Местная власть осуществляет муниципальное управление собственностью. В ее состав входят бюджетные средства, запасы внебюджетных фондов, природные ресурсы, земли. К ней также относят муниципальные организации и предприятия, их имущество, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и пр. В местный бюджет зачисляются налоги, штрафы, сборы, а также отчисления от федеральных, региональных и прочих платежей в соответствии с нормативными актами РФ. В случаях, которые предусмотрены в законодательстве, муниципальное управление собственностью осуществляет непосредственно само население.

Хозяйство

На муниципальном уровне в его состав входят ЖКХ, учреждения бытового обслуживания, строительная промышленность, предприятия общественного питания, торговли и так далее. Однородные производства формируют соответствующие отрасли. Функции по управлению предприятиями в зависимости от содержания разделяются на межотраслевые и отраслевые. К первым относят организацию труда и его оплаты, долгосрочное прогнозирование и планирование, материально-техническое обеспечение, бухучет и прочее. Функции межотраслевого характера по своему содержанию практически не зависят от специфики предприятий. Муниципальное управление имуществом осуществляется соответствующими комитетами. В их ведении находятся доли (паи, акции) хозяйственных обществ смешанных форм, а также АО, сформированных в ходе приватизации. Муниципальное управление имуществом, представленным в виде инвестиций из бюджетных средств, а также привлеченных от физических и юрлиц, осуществляет глава МО.

Культурная сфера

Эта сфера деятельности включает в себя решение проблем здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и прочих отраслей. Культура представляет собой область духовной жизни. Ее систему в МО составляют такие учреждения, как театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы. Муниципальное управление образованием представляет собой сравнительно самостоятельную, территориально обособленную часть. Она взаимодействует с прочими отраслями. Муниципальное управление города обеспечивает деятельность учреждений здравоохранения, социальной защиты.

Пон, принципы и характерные черты гос(мун) управления. Управление и власть, разд властей.

Гос. Управление –юридич властная деят-ть всех органов гос-ва, исп власти РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Общие принципы:

Демокр–народ единст источн власти;

Законнос–соблюден и исполн К и з-в,

Объективность–адекватно восприят происходящих процессов;

Научность–примен научных методов, в ходе принятия решений;

Конкретность– управления строиться с учетом конкр жизнен обстоятельств;

Разделение властей – разд гос. власти на зак., исп. и суд. с закреплением конкретных функций;

Федерализм – деят-ть органов исп власти на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

Эффективность –достиж целей осущ-ся при мин затратах сил, ср-в и врем.

Организационные принципы:

Отраслевой–осуще-е управленческой деятельности с учетом общности объекта управления, кот образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом);

Территор–формир системы управлен на тер. основе (адм-тер делении);

Функциональный–органы и аппараты исп. власти осуществляют общие подведомственные функции;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы принимаются коллегиально, а оперативные, не требующие кол рассмотрения, решаются единолично.

Черты:

1.Выполнение общезначимых функций: прогнозир ; планирование ; организация ; надзор ; контроль .

2.Нормативно-распорядительное регулирование, осущ-ся при помощи з-в, указов, постановл и др н/п актов.

3.Деят-ть органов исп власти носит подзаконный характер, осуще-ся на основе исполнение закона.

4.Использ в своей деят-ти властных полномочий.

5.Непрерывный характер гос дея-ти, повседневн руков-во всеми сферами.

6. Высокий профессионализм гос служащих.

Адм-пр отношения. Виды адм прав.

Адм-пр отнош –общ. отношения, урегулированные нормами АП, возникающие на основе юр.фактов в сфере исп. власти (гос управления).

Признаки : являются публичными правоотношениями; носят властный характер; являются организационными; в случае нарушения АП отношений наступает адм ответственность.

Структура : объект; субъект; юр. Факты содержание; метод АП регулирования; способы защиты адм-пр отношений (самозащита, администра, судебный).

Виды адм-пр отношений:

1)по характеру правоотношений:

Материальные, основанные на нормах материального права;

Процессуальные, возникающие с практической реализ матер норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:-горизонтальные – при взаимодействии властных структур между собой, отсутствует соподчиненность;

Вертикальные –одна сторона правоотношений подчинена другой;

Субординационные – соподчинение;

Координационные–властные полномочия совместной деят-ти нескольких управляющих субъектов;

3)по целям: регулят; охранительные.

4) по направленности:

Возникающие в рамках внуто деят-ти органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распредел обязанностей работников управленческого аппарата.)

Возникающие в рамках внеш сферы управления, в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

Система гос и мун управления. Соц-пр и организ принципы управления.

Система ГМУ - органы и учреждения, должности управления, органа публичной власти и аппарата управления на гос и мун уровнях; пр нормы и индивидуал управленческие решения, технич ср-ва и инфо в управлении,функциональ деят-ть и отношения, взаимодействие должност лиц, работников орг власт и управл.

Признаки:

1.Целостность системы ГМУ: взаимод всех органов и уровней управления.

2.ГМУ функционирование нескольких сложных соц систем.

3.Структурность-внутрен строение системы, форма ее организации.

Подсистемы и их компоненты ГМУ:

-Институциональная подсистема , Институты власти и управления: институт Президента РФ, ФС РФ, Пра-во РФ, судебные органы: КС РФ, ВС РФ.

-Нормативно-пр подсистема - совокуп пр норм и методов, регулирующих организ и порядок де-ти орг вла и упр.

-Коммуникативная подсистема . информац связи суб управления.

-Функционально-структурная подсистема. Госу и мун органы в своих управлен функциях различ по предм, содерж, способу, объему воздействия.

Соц-пр принципы :

-Законность ,соблюдение и исполнение всеми суб и объектами гос управления пр. предписаний.

-Объективность . Научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования гос управления. -Конкретность , осуществление гос. управления применительно к конкрет жизненным обстоятельствам.

-Эффективность , достижение целей гос. управления с применением мин затрат сил, ср-в и времени.

-Разграничение предметов ведения между фед органами гос. управления и органами власти суб РФ осущ на основе К (статьи 71 и 72). признает и гарант функционир орг мест самоупр, в пределах своих полномочий самост решают вопросы местного значения.

Организационные принципы :

-Отраслевой . образуются органы для реализации опр вида гос-управленч деят-ти (здрав, культуры).

-Территор , формиров аппарата гос (исп) власти в соответ с адм-тер делен.

-Линейный . каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функц управления.

-Функциональный : управление в рамках конкретной функции.

-Рациональное распределение полномочий между субъектами исп деят-ти: юр закрепление задач, обязанност и прав за каждым органом и работником.

-Ответственность субъектов исп дея-ти за результаты работы.

-Сочетание единоначалия и коллегиальности ; решение важнейших вопросов коллегиальными органами.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Государственное и муниципальное управление долгое время является одной из популярных специальностей обучения в ВУЗе. Не все представляют, куда можно идти работать с таким образованием. Но стремление быть во власти двигает многих на получение соответствующего диплома.

Как давно учат государственному и муниципальному управлению?

Государственное и муниципальное управление или ГиМУ возникло как направление обучения в конце 1990-х годов. Тогда же профессия приобрела популярность у абитуриентов. В этот период стало понятно, что специалистов, занятых в государственных и муниципальных структурах, реализующих исполнительную или законодательную функции власти, нужно обучать по-новому.

В современной практике такая специальность стала частью другого блока программ обучения. Профессии менеджеров покрывают потребности не только государственного или муниципального секторов экономики, но и коммерческого.

В рамках программы обучения развиваются компетенции, которые позволяют успешно реализовать себя в будущей профессии:

  • экономические знания;
  • юридические основы;
  • общекультурные знания;
  • умение осуществлять самоконтроль, самомотивацию, саморазвитие.

До этого подобные знания можно было получить только по партийной линии в специальных школах и на курсах при ВУЗах и ССУЗах.

Почему престижно получить такую профессию?

Популярность профессии ГиМУ вызвана несколькими факторами

  • В период экономических реформ сфера государственного и муниципального управления кажется наиболее надёжной и стабильной, позволяющей быть уверенным в том, что все права и обязательства со стороны работодателя будут выполнены.
  • Многие ошибочно считают, что, получив такое образование, сразу открывается прямой путь на самый верх властных структур. Фактически карьера чиновника является обычно поступательной, как и в других сферах.
  • Существует миф о том, что чиновники имеют высокие заработные платы. Хотя в сфере муниципального управления оплата труда специалистов колеблется на уровне 13–20 тыс. рублей в месяц.
  • Работающие в соответствующих структурах органов власти должны повышать свою квалификацию и иметь профильное образование.
  • Бизнесмены, которые желают лоббировать свои интересы в органах власти, заинтересованы в том, чтобы иметь соответствующее образование.
  • Такое образование не теряет своей актуальности во времени, потому что чиновники нужны всегда. В случае необходимости можно пройти повышение квалификации, чтобы ознакомиться с новыми изменениями в законодательстве.
  • Некоторые регионы, заинтересованные в чиновниках, работающих в глубинке, подписывают договоры с ВУЗами и направляют туда желающих бесплатно учиться.

Кем можно работать?

Профессия ГиМУ достаточно универсальна. Она даёт возможность проявить себя в разных областях. Ведь функции, которые реализуют федеральные, региональные и местные органы власти, очень разнообразны. Человек с таким образованием может работать:

  • в законодательных органах власти любого уровня в качестве помощника депутата;
  • в надзорных органах (прокуратора, налоговая инспекция);
  • в структурах пенсионного фонда;
  • в органах социальной защиты населения;
  • в структурах исполнительной власти любого уровня;
  • в структурах по связям с общественностью.

Профессия позволяет успешно работать и в коммерции. Ведь управленческие и другие навыки там также востребованы. Знания законодательства всегда являлись слабым звеном у тех, кто получил образование по коммерческим специальностям. Управление бизнесом к тому же предполагает активное взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти.

Требование о том, чтобы у соискателя по вакансии в органах государственной и муниципальной власти была такая профессия, звучит в большинстве случаев.

Профессия может быть освоена выпускниками школ, а также теми, кто уже реализовал себя на рынке труда. В современной системе существует несколько форматов, позволяющих получить высшее образование по ГиМУ. Многие из них позволяют работать и учиться одновременно.

Среди них:

  • Программы бакалавриата. Это базовое образование, которое реализуется на очной и заочной форме обучения. Может быть организовано дистанционно. Относится к высшему образованию. Начальная ступень может стать отличным стартом в будущей профессии или подспорьем при построении чиновничьей карьеры.
  • Программы магистратуры. Для тех, кто хочет более глубоко изучить вопросы государственного и муниципального управления, предлагаются двухлетние программы обучения. При этом человек может уже иметь базовое образование ГиМУ или же использовать знания, полученные в ходе освоения других специальностей.
  • Программы профессиональной переподготовки. Обычно их реализуют в течение года. Любой специалист с высшим образованием может обучиться профессии ГиМУ.
  • Программы повышения квалификации. Органы государственной и муниципальной власти обязаны отправлять на повышение квалификации своих сотрудников минимум 1 раз в 5 лет. Если человек имеет другое образование (экономическое или юридическое), он всё равно располагает правом на повышение квалификации по профессии ГиМУ. Управление данными вопросами возложено на кадровые службы.

К услугам специалистов также программы обучения в аспирантуре и докторантуре. Получение учёной степени в области государственного и муниципального управления позволяет повысить свой статус среди коллег. Этот вид обучения направлен на серьёзное продвижение по .

Государственное управление подразумевает, что его представители должны хорошо разбираться в материале с позиции научных подходов. Поэтому аспирантская или докторская деятельность позволяют освоить эти компетенции.

Где лучше учиться?

Для того чтобы стать лучшим в профессии, имеет значение то, где ты получаешь своё образование. Не все ВУЗы или научные центры одинаково хороши в подаче материала.

Поэтому при выборе программы и базы обучения, нужно проанализировать ряд показателей.

  • Сколько лет реализуется обучение на базе этого ВУЗа.
  • Какова позиция ВУЗа в общенациональном рейтинге.
  • Сколько насчитывается выпускников по программам, какова доля их трудоустройства, есть ли известные личности среди окончивших ВУЗ.
  • Наличие лицензии и ближайшая дата аттестации ВУЗа.
  • Наличие партнерских программ с государственными и муниципальными органами власти.
  • Существует ли направление студентов для прохождения практики в организации, где реализуется государственное и муниципальное управление.
  • Стоимость обучения. Она не может быть низкой, т. к. привлечение высококвалифицированных специалистов в процессе обучения является дорогим удовольствием. Если важен сам факт получения корочек, для того чтобы работать на существующей позиции, данный показатель можно не принимать во внимание.

Какие качества помогут в обучении и в работе?

Учитывая, что данная профессия подразумевает получение знаний в разных областях, индивид должен постоянно расширять свой кругозор. Если человек ориентирован на управление своей карьерой в области ГиМУ, ему нужно:

  • работать над совершенствованием ораторского искусства и коммуникационных навыков;
  • изучать психологию личности, в т. ч. способы управления общественным мнением;
  • заниматься личным имиджем;
  • быть готовым работать на низших позициях или в качестве волонтёра, чтобы обрести нужные компетенции и связи;
  • уметь вовремя высказывать личное мнение.

Получение образования по направлению ГиМУ не гарантирует успешного трудоустройства. Но если личность планомерно идёт к заветной цели, то подобные программы обучения могут хорошо помочь в будущей трудовой деятельности.

Что еще почитать