Правовой статус казенного предприятия. Казенное предприятие

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" и "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)". Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной компетенцией. В его уставе определяются виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять; источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, а том числе контроля за целевым использованием имущества. Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года. План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

ГК РФ предусмотрена обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Следствием установления правила о субсидиарной ответственности собственника является также норма ст. 65 ГК РФ, определяющая невозможность признания казенного предприятия несостоятельным (банкротом).

В настоящее время в отечественной экономике создается множество новых организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Одной из таких форм является казенное предприятие. Правовым основанием формирования в нашей стране подобных предприятий является, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 113, 115, 296, 297), в котором в обобщенной форме определены два вида унитарных предприятий, одним из которых является федеральное казенное предприятие.

Спецификой, выделяющей унитарное предприятие из других организационно-правовых форм коммерческих организаций, является то, что: оно не наделяется правом собственности на закрепленное имущество; его имущество является неделимым, не распределяемым по вкладам (долям, паям).

Порядок создания (образования) казенных предприятий в перспективе предполагается осуществлять на основе закона о государственных и муниципальных предприятиях. Однако пока такой закон не принят и создание казенных предприятий осуществляется на основе подзаконных актов. К ним относятся Указ Президента Российской Федерации № 1003 от 23 мая 1994 года "О реформе государственных предприятий" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 908 "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия".

Казенные предприятия могут создаваться на базе ликвидированных федеральных государственных предприятий различных отраслей экономики. Однако преобладающими отраслями, где могут быть созданы подобные предприятия, являются промышленность и сельское хозяйство. Для вынесения решения о ликвидации конкретного предприятия и создании на его базе казенного предприятия необходимо его соответствие следующим критериям:

  • 1. Осуществляет свою деятельность исключительно для государственных предприятий.
  • 2. Преобладающим (более 50 процентов) потребителем его продукции (работ, услуг) является государство.
  • 3. Относится к числу предприятий, приватизация которых запрещена законодательством.

После установления названных критериев определяется одно из оснований, согласно которому может быть принято соответствующее решение правительства. К таким основаниям, перечень которых является исчерпывающим, относятся:

  • 1. Нецелевое использование предприятием выделенных ему федеральных средств.
  • 2. Отсутствие у него прибыльности по итогам последних двух лет.
  • 3. Распоряжение недвижимым имуществом без разрешения уполномоченного государственного органа (аренда, передача в пользование, продажа и т.д.).

В период создания конкретного казенного завода действуют социально-экономические гарантии, выражающиеся в установленных правовых запретах:

  • 1. Не допускается сокращение количества рабочих мест.
  • 2. Запрещен отказ в приеме на работу работников ликвидированного предприятия.
  • 3. Не допускается передача хотя бы части имущества ликвидированного предприятия юридическим или физическим лицам.

Ликвидация предприятия и образование на его базе федерального казенного предприятия порождают возникновение правопреемства, в соответствии с которым вновь созданное предприятие является правопреемником ликвидированного и, следовательно, несет ответственность по всем ранее возникшим обязательствам.

Правовой статус казенного предприятия условно можно подразделить на следующие блоки прав и обязанностей: определяющие общий правовой статус; устанавливающие правовой режим имущества; регламентирующие организацию деятельности; определяющие компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации и реорганизации.

Он предполагает, что данное предприятие создается в качестве юридического лица, ему предоставляется право иметь расчетный или текущий бюджетный счет в банке. В связи с тем, что казенное предприятие относится к категории коммерческих организаций, оно должно иметь фирменное наименование, право на которое возникает с момента государственной регистрации предприятия. Право на фирменное наименование является личным неимущественным правом, которое не может быть использовано кем-либо без согласия предприятия. В случае же нарушения этого права казенное предприятие, как и любая коммерческая организация, может требовать от причинителя вреда прекращения использования наименования и возмещения убытков.

Помимо фирменного наименования к личным неимущественным правам казенного предприятия относятся права на товарный знак и знак обслуживания. Данные права возникают у предприятия с момента его регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации и действуют в течение десяти лет, по прошествии которых могут продлеваться каждый раз на этот же срок.

В случае нарушения прав на товарный знак, знак обслуживания они подлежат защите в том же порядке, что и права, связанные с фирменным наименованием. Несмотря на то, что казенное предприятие не является собственником имущества, закрепленного за ним, оно определено в качестве хозяйствующего учреждения (коммерческой организации), самостоятельно несущего ответственность по своим обязательствам. На собственника данного предприятия, то есть государство, может быть возложена лишь субсидиарная ответственность, но лишь в том случае, если недостаточно средств предприятия.

Являясь юридическим лицом, казенное предприятие может осуществлять деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Объем этой деятельности определяет Правительство Российской Федерации.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, имущество которой является собственностью её учредителя, остаётся неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между её работниками (ст. 113 ГК РФ). В форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Правовое положение казенных предприятий, режим имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 02.07.2010 г.) постановлениями Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казённых предприятий» и Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 года № 205 «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения».

В уставе казенного предприятия определяются цели и предмет его деятельности, в частности основные виды деятельности и виды самостоятельной хозяйственной деятельности, которые предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного правительством РФ органа; источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, в том числе контроля над целевым использованием имущества.

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение об его реорганизации и ликвидации.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом закрепляемого за ними имущества. Права владения, пользования, распоряжения казенные предприятия осуществляют:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Непосредственно Гражданским кодексом для казенного предприятия установлены пределы по распоряжению закрепленным за ним имуществом: казенное предприятие имеет право распоряжаться как движимым, таки недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовывать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Государством как собственником определен и порядок использования прибыли предприятия.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.

При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

Предприятие вправе осуществлять заимствования только при условии согласования с уполномоченным органом объема и направлений использования привлекаемых средств.

Уполномоченный орган в недельный срок с даты обращения предприятия дает согласие на осуществление предприятием заимствования либо выдает мотивированный отказ в согласовании.

Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

Не более 25 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

Не менее 75 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 65) казенные предприятия процедуре банкротства не подлежат.

Правовое положение казенных предприятий, ре­жим имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время постановлениями правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 «Об утверждении Типово­го устава казенного завода (казенной фабрики, казен­ного хозяйства), созданного на базе ликвидированно­го федерального государственного предприятия» и от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (ка­зенных фабрик, казенных хозяйств)».

В уставе казенного предприятия определяются цели и предмет его деятельности, в частности основные виды деятельности и виды самостоятельной хозяйственной деятельности, которые предприятие вправе осуществ­лять с разрешения уполномоченного правительством РФ органа; источники формирования и режим исполь­зования имущества, переданного предприятию; осно­вы учета, отчетности, контроля за деятельностью пред­приятия, в том числе контроля за целевым использо­ванием имущества. Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном поряд­ке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает Устав федерального казенного предприятия, прини­мает решение об его реорганизации и ликвидации. Особенности правового положения казенного пред­приятия во многом обусловлены правовым режимом закрепляемого за ними имущества. Права владения пользования, распоряжения казенные предприятия осуществляют:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Непосредственно Гражданским кодексом для казенного предприятия установлены пределы по распоряжению закрепленным за ним имуществом: казенное предприятие имеет право распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовывал только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми акта

Государством как собственником определен и порядок использования прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйствен ной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, ос­тающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. По такому типу предприятий государство несет субсидиарную ответственность по долгам (если иму­щества предприятия не хватает). В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 65) казенные предприятия процедуре банкротства не под­лежат.

Что еще почитать