Киевская русь. Численность населения Руси в начале XIII века - Вопросы истории

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Все раннесредневековые авторы, писавшие о славянах, отмечали их чрезвычайную многочисленность. Но эти отзывы надо воспринимать в контексте резкой убыли западноевропейского населения в эпоху раннего Средневековья вследствие войн, эпидемий и голода.


Демографическая статистика IX - X вв. для древней Руси крайне условна. Назывались цифры от 4 до 10 млн. человек для Восточной Европы в целом (в т.ч. для Чехии, Венгрии и Польши - 2,5 млн.) [История крестьянства в Европе. В 2-х тт. М., 1985. Т. 1. С. 28]. Следует учитывать, что в состав древнерусского населения входило более двух десятков неславянских народов, но в процентном отношении восточные славяне, бесспорно, преобладали. Плотность населения в целом была невысока и неодинакова в разных частях страны; наибольшая концентрация приходилась на днепровские земли.

Демографическому росту препятствовал целый ряд природных и социальных факторов. Войны, голод и болезни забирали, по оценкам исследователей, около трети населения. «Повесть временных лет» сохранила известия не менее, чем о трех тяжелых голодовках в XI в. На деле их было больше (см.http://simbir-archeo.narod.ru/klimat/barash2.htm), а прежде они случались, вероятно, еще чаще. Ведь даже в долине Рейна - одном из наиболее освоенных районов Европы с давно устоявшейся системой производства материальных благ - на рубеже I и II тысячелетий сильные голодовки возобновлялись с периодичностью в три-четыре года. По сообщению арабских писателей, голод в славянских землях возникал не от засухи, а, наоборот, вследствие обилия дождей, что полностью согласуется с климатическими особенностями этого периода, отмеченного общим потеплением и увлажнением.

Что касается болезней, то главной причиной массовой гибели людей, особенно детей, были рахитизм и различного рода инфекции. Арабский историк аль-Бекри оставил известие, что славяне особенно страдают от рожистых воспалений и геморроя («едва ли найдется между ними свободный от них»), однако достоверность его сомнительна, поскольку никакой строгой связи между этими заболеваниями и санитарно-гигиеническими условиями жизни того времени не существует. Среди сезонных заболеваний у восточных славян аль-Бекри особо выделил зимний насморк. Это весьма банальное для наших широт недомогание настолько поразило арабского писателя, что исторгло у него поэтическую метафору. «И когда люди испускают воду из носа, - пишет он, - то бороды их покрываются слоями льда как бы стеклом, так что нужно их ломать, пока не согреешься или не придешь в жилье».

Вследствие высокой смертности средний срок жизни восточного европейца составлял 34 - 39 лет, притом что средний женский возраст был на четверть короче мужского, так как девушки быстро теряли здоровье из-за раннего вступления в брак (между 12 и 15 годами). Результатом подобного положения вещей была малодетность. В IX в. на каждую семью приходилось в среднем один-два ребенка.

При отсутствии многолюдных городов, которые в более позднее время ослабляли брачную изоляцию крестьянского общества, круг лиц в славянских поселениях, вступавших в брачный союз, был весьма ограничен, что дурно влияло на наследственность. Чтобы избежать генетического вырождения, отдельные племена прибегали к похищению невест. Согласно летописи, этот способ женитьбы был в обычае среди древлян, радимичей, вятичей и северян.

В целом довольно медленный демографический рост стал ощутим только в X в., когда заметно увеличилась плотность населения, особенно в речных долинах. Вызванный развитием производительных сил, этот процесс, в свою очередь, стимулировал их дальнейший прогресс. Увеличившаяся потребность в зерновых повлияла на переход в земледелии от рала к плугу в лесостепной полосе и от рала к сохе в лесной, с одновременным внедрением двуполья. А прибыток рабочих рук способствовал более широким расчисткам в лесах и распашке новых земель.

С ростом населения постепенно менялся и древнерусский ландшафт. Леса Приильменья в значительной степени поредели именно после того, как к массе туземного финского населения добавились славянские поселенцы. А в Северном Причерноморье, где сосновые леса сводились еще скифами и сарматами, с размещением здесь восточнославянских племен лесная граница отступила еще дальше на север.

НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ

...из истории Киевской Руси

    г. – Убийство Олегом киевских князей Дира и Аскольда и
    вокняжение в Киеве.

    г. – Покорение Олегом племени древлян. Отвоевание у
    Хазарского каганата племен северян, полян, радимичей.

907 г. – Поход Олега на Константинополь. Взимание им дани с Византии.

911 г. – Подписание первого договора Киевской Руси с Византийской империей.

915 г. – Приход печенегов на Русь. Мир князя Игоря с печенегами.

920 г. – Его поход против печенегов.

944 г. – Договор князя Игоря с Византией о мире, союзе, торговле. Убийство князя древлянами после повторного сбора им дани.

945 – 946 гг. – Упорядочение сбора дани княгиней Ольгой после наказания ею древлян.

955 г. – Поездка княгини Ольги в Константинополь и ее тайное крещение.

955 г. – Разгром князем Святославом Хазарского каганата. Завоевание на Северном Кавказе племен ясов и касогов, завоевание Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества.

958 г. – Завоевание Святославом 80 городов Придунаиской Болгарии, разгром печенегов под Киевом.

980 г. – Языческая реформа князя Владимира.

981 г. – Война князя Владимира с польским королем за города Червень, Перемышль и др.

988 г. – Поход князя Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) после нарушения византийским императором Василием II военного союза с Киевской Русью. Подписание мирного договора с Византией, крещение Владимира.

988 – 990 гг. – Крещение Руси.

1016 г. – Взятие Святополком Киева при помощи поляков. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019 гг. – Война Ярослава со Святополком. Бегство последнего к печенегам.

1023– 1026 гг. – Война Ярослава с братом Мстиславом Тмутараканским. Раздел Киевского княжества между братьями по Днепру.

1034 г.– Разгром Ярославом Мудрым печенегов, осадивших Киев.

1046 г. – Заключение Ярославом мира с Византией после неудачного византийского похода в 1043 г. его сына Владимира.

1051 г. – Назначение Ярославом Священника Иллариона Киевским митрополитом без согласования с константинопольским патриархом.

1068 г. – Нашествие на Русь половцев. Поражение русских князей в битве с половцами.

1097 г. – Любечский съезд русских князей, их договор о владении «отчинами», без покушения на чужие владения.

1103 г. – Долобский съезд князей по вопросу о походе против половцев. Разгром половцев князьями Святополком II и Владимиром Мономахом.

Около 1113 г. – Составление монахом Киева – Печерского монастыря Нестором «Повесть временных лет».

1136 г. – Изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича, отказ от подчинения великому князю Киевскому и установление в Новгороде феодальной боярской республики.

1147 г. – Первое упоминание в летописи о Москве.

из истории европейских стран

843 г. – Верденский раздел империи франков.

868 г. – Захват датчанами северо–восточной Англии и создание «области датского права».

889–898 гг. – Завоевание венграми–мадьярами Предунайской низменности и основание Венгерского королевства.

911 г. – Основание викингами Норманнского королевства на севере Франции.

962 г. – Коронование папой римским императорской короной германского короля Оттона I. Основание Германской Священной Римской империи.

966 г. – Крещение первого польского короля Мечеслава (Мешко) и его дружины по западному образу.

1117 – 1035 гг. – Северное государство Канута Датского, объединившее Швецию, Норвегию, Англию, Данию и Шотландию.

1054 г. Разделение Христианской церкви на западную–католическую и восточную–православную.

1066 г. – Завоевание Англии Вильгельмом Норманнским.

1077 г. – Хождение германского императора Генриха IV в Каноссу – резиденцию Папу Римского Григория.

1086 г. – Проведение первой переписи населения в Англии.

1090 – 1099 г. – Первый крестовый поход.

1130 г. Образование Нормандского королевства обеих Сицилий.

1147 – 1149 г. – Второй крестовый поход.

X – XI века – Завершение складывания феодальных отношений в европейских странах, начало второго разделения труда.

ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

IX век – период массового исхода жителей Скандинавского полуострова

«Именем варягов … называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX веке, среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычу и грабили, где могли… в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже Южную Европу: они напали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию».

Великие киевские князья и годы их княжения

879 – 912 гг. – Олег.

912 – 945 гг. – Игорь.

945 – 957 гг. – Ольга.

957 – 972 гг. – Святослав.

972 – 980 гг. – Ярополк.

980 – 1015 гг. – Владимир Святой.

1019 – 1054 гг. – Ярослав Мудрый.

1054 – 1078 гг. – Изяслав I.

1078 – 1093 гг. – Всеволод I.

1093– 1113 гг. – Святополк II

1113 – 1125 гг. – Владимир Мономах.

1125 – 1132 гг. – Мстислав I.

1132 – 1139 гг. – Ярополк II Владимирович.

1139 – 1146 гг. – Всеволод II.

1146 – 1154 гг. – Изяслав II..

1154 – 1157 гг. – Юрий Долгорукий.

1157 – 1174 гг. – Андрей Боголюбский.

Некоторые славянские дохристианские имена

Первые упоминания крупных городов Киевской Руси

Время прихода славян на средне – русскую равнину

«Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в., постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки».

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч. I. – М., 1994. – С. 59.

Численность восточно – славянских племен и их расселение

«Историки насчитывают 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в VIII – IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – в верховьях Западной Двины, Волги, Днепра; дреговичи – между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и Москве–реке; радимичи – на Сеже и Десне; северяне – на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне – на Припяти и Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бутане, волыняне, дулебы – на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи – на самом юге, у Черного моря и у Дуная».

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярные очерки (IX – середина XV века). – М., 1992. С. 10

Организация государственного управления в Киевской Руси

«Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял Великий Князь. Он имел при себе Совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старшин дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани податей, судебными делами и взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники–мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и Т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники –– посадские и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение («тысячу»). Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече».

Заичкин И.А., Почкаев И.Н.

Указ. С. – С. 26.

Организация вооруженных сил

«Княжеская дружина не была многочисленной: даже у старших князей она составляла 700–800 человек.… Дружина княжеская составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – «смерды».

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – С. 48.

Попытка создания князем Владимиром
государственной религии на основе язычества

«Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, свого рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна…, Хорса, Даждь–бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. С его стороны это была попытка превратить государственную религию с культом Перуна во главе. Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила князя Владимира».

Заичкин М.А., Почкаев И.Н. Указ. соч.. – С. 46 – 47.

Время распространения христианства на Руси после ее крещения в 988 году

«Христианство утвердилось в основном примерно за 100 леТ. Крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет».

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко–библиографические очерки. – М., 1991. – С. 92.

Численность населения Киевской Руси и европейских стран в Х веке

Количество ремесленных специальностей на Руси

«В эпоху Киевской Руси происходит настоящий расцвет ремесленного производства. В IX – XII веках на Руси были известны ремесленники 40–60 различных специальностей».

Чунтлов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтлов А.В., Тюшев В.А. Экономическая история СССР. – М., 1987. С. 17

Свидетельства о Киеве конца XI – начала XII века

«Поляки, побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева… В большом городе, который был столицей этого государства, находилось более 400 церквей, 8 торговых площадок и необычное скопление народа…».

История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия I. – М., 1966. – С 518.

«Среди городов первое место занимал Киев – мать городов русских, с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей».

Чунтлов В.Т. и др. Указ. соч. – С.18.

Рост численности русских городов в X–XIII веках

«Сопоставление археологических данных и известий письменных источников позволило определить, что в конце X – начале XI века на Руси было 20–25 поселений городского типа, в XI – первой половине XII века около 70, к середине XIII – около 150 феодальных городов».

Учебное издание «История Отечества»/ Под ред. Проф. – Е.П. Иванова – Псков, 1994. –С.22.

Сравнительная численность населения европейских стран
на рубеже X – XI веков

«В 60–х г.х X века самой сильной державой была Византия. Население ее составляло 20 – 24 млн храбрых жителей, организованных на основе многовековой традиции и управляемых из одного центра – Константинопольского синклита. …Для сравнения …на 1000 год: Франция – 9 млн, Италия – 5 млн, Сицилия – 2 млн, Киевская Русь – 5,36 млн (в 970 году было меньше половины этого); Польша, Литва, Эсты – 1,6 млн; Степь, от Дона до Карпат – 0,48 млн; Англия – в 1086 году – 1,7 млн».

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. С.229–230

Количество военных походов русских князей на Византию

Ключевский В.О. Сочинения в 9 Т. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. – М., 1987. – С. 176.

Даты византийских походов по В.О. Ключевскому:

«860 г. – поход князя Аскольда

907 г. – поход князя Олега

941 и 944 г. – походы князя Игоря

971 г. – поход князя Святослава

1043 г. – поход князя Ярослава».

Там же. – С. 176.

Династические браки киевских князей

«Одним из показателей дипломатических достижений Древнерусского государства были династические браки, породнившие киевский великокняжеский дом со многими дворами Европы. При Ярославе Мудром русские княжны стали французской, венгерской, норвежской и датской королевами, а сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав, Всеволод – были женаты на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах… Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном византийской принцессы, деверем германского императора, племянником венгерской и датской королев – дочерей Ярослава Мудрого, пасынком половецкой княжны».

Бушуев С.В., Миронов Г.Е.

История государства россий-ского. Историко–библиографические очерки. –С.63.

Летописи складывания древнерусской народности
из восточнославянских племен

«… поляне последний раз упоминаются в летописи под 944 год, древляне под 990 год, словене – под 1018 год, кривичи – под 1127 год, дреговичи – под 1183 год, вятичи, дольше других жившие без князей – под 1197год».

Заичкин И.А. Почкаев И.Н. Указ. соч. – С. 12.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ

Русская правда
Краткая редакция

(Текст по Академическому списку

Перевод Б.Б.Кафенгауза)

Правда Роськая (Закон русский)

    Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого. Если убитый – русин, Гридин, купец, ябедник, мечник, или же изгой, или словенин, то уплатить за него 40 гривен.

    Если придет на суд человек, избитый до крови или в синяках, то не надо искать свидетеля, но если не будет на нем никаких следов побоев, то он должен привести свидетеля. Если он не может привести его, то делу конец. Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного 3 гривны и сверх того плату лекарю.

    Если кто ударит кого – либо палкой, жердью, рукой, чашей, рогом или мечом, то он платит 12 гривен; если потерпевший не настигнет его и не отомстит, то виновный платит штраф, и этим дело кончается.

    Если ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то платит 12 гривен штрафа.

    Но если кто кого ударит по руке, и рука отвалится или отсохнет, то платить 40 гривен.

    Если же ударит мечом по руке или по ноге и осечет руку или она станет сохнуть, или нога остается цела, но начнет хромать, тогда пусть мстят его дети или с виновного взыскивается 40 гривен.

    Если кто отсечет какой–нибудь палец, то платит 3 гривны штрафа.

    А кто вырвет усы или бороду, платит 12 гривен.

    Если кто обнажит меч, но не ударит, платит гривну.

    Если пихнет муж мужа от себя или к себе, то должен платить 3 гривны, если на суд приведет двух свидетелей. При этом варяг 1 или колбяг 2 не приводит свидетелей, но сам идет к присяге.

    Если челядин бежал и скроется у варяга или у колбяга и тот не вернет его в течение трех дней, то господин, опознав его на третий день, может отобрать челядина, а с укрывателя взыскивается 3 гривны штрафа.

    Если кто поедет на чужом коне без спросу, пусть уплатит 3 гривны.

    Если кто украдет чужого коня, оружие или одежду и хозяин опознает пропавшее в своем миру, то он берет свое, а вор платит 3 гривны штрафа.

    Если кто опознает у кого–либо свою пропавшую вещь, то нельзя отобрать ее, и не говори «это мое», но скажи ему так: «пойди на свод, укажи, где ты ее взял». Если тот не пойдет, пусть представит поручителя в том, что явится на свод 3 не позднее 5 дней.

    Если где будет иск к кому–либо об уплате займа, то идти ему на судебное разбирательство при 12 свидетелях. И если окажется, что должник злонамеренно не отдавал его деньги, как следовало по условию, то с него взыскивается 3 гривны штрафа.

    Если господин узнает своего пропавшего челядина и захочет его отнять, то вести его к тому, у кого он был куплен, а тот пусть ведет к предыдущему продавцу, и когда дойдут до третьего, то скажи ему: «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле».

    Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы 4 своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанеТ.

    А если кто сломает копье, щит или испортит одежду и хозяин захочет удержать у себя, то он получает доплату деньгами за порчу, но если собственник отказывается от сломанной вещи, то пусть ему будет заплачено, сколько он дал при ее покупке.

    Если убьют огнищанина 5 умышленно, но без корыстных намерений, то с убийцы взыскивается 80 гривен, а люди не обязаны помогать убийце в их уплате; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.

    А если убьют огнищанина по–разбойничьи умышленно и с целью грабежа, а убийцу люди не ищут, то виру 6 платит вервь 7 , где найден убитый.

    Если убьют огнищанина у клети 8 , у коня или у стада, или во время кражи коровы, то убьют огнищанина, как пса; тот же закон при убийстве тиуна 9 .

    А за убийство княжеского тиуна взыскивается с убийцы 80 гривен.

    А за старшего конюха при стаде также 80 гривен, постановил Изялав, когда дорогобужцы убили его конюха.

    За княжеского сельского старосту 10 или смотрителя за полевыми работами платить 12 гривен.

    А за княжеского рядовича 11 5 гривен.

    А за убитого смерда 12 или холопа 5 гривен.

    Если убита рабыня–кормилица или кормилиц, то платить 12 гривен.

    А за княжеского коня с пятном взыскивается 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны; за кобылу платить 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетку 15 кун, за годовалую скотину полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка и барана по ногате.

    А если уведут чужого раба или рабыню, то платить 12 гривен штрафа.

    Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

    А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 резан, если он был один; если воров было 10, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан.

    Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

    За самовольное истязание смерда, без княжеского повеления, платить 3 гривны штрафа. За истязание огнищанина, тиуна или мечника 13 платить 12 гривен.

    А если распашут полевую межу или срубят межевой столб, то платить 12 гривен штрафа.

    А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю.

    А за голубя и курицу 9 кун. А за утку, гуся, журавля или лебедя платить 30 резан хозяину и 60 резан штрафа князю.

А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то платить 3 гривны штрафа.

    Если убьют вора на своем дворе или у клети, или у хлева, то за это не отвечают как за убийство, если же вора держали до рассвета, то привести его на княжеский двор на суд. Но если вора убьют, а люди видели его связанным, то надо платить за него.

    Если украдут сено, то платить 9 кун, за дрова также 9 кун.

    Если украдут овцу, козу или свинью и при том было 10 воров, то хотя бы они одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан штрафа. А кто привел вора, получает 10 резан.

    При штрафе в 3 гривны сверх того мечнику платить 15 кун, за десятину – 15 кун, а князю – 3 гривны. При штрафе в 12 гривен, тот, кто привел виновного, получает с него 70 кун, а в десятину платить 2 гривны, а князю 10 гривен.

А вот устав для сбора вир: вирнику 14 взять на неделю 7 ведер солоду, кроме того, барана или полтуши мяса, или деньгами 2 ногаты, а в среду резана и три сыра, в пятницу столько же; хлеба и пшена сколько смогут съесть, а в скромные дни давать по 2 курицы на день. Пусть поставит 4 коней, и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 16 гривен, 10 резан и 12 веревиц (мелких денежных единиц), и при въезде в округ гривну. Во время поста дать ему рыбу или 7 резан. Все это составит 15 кун в неделю, а хлеба давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Таков устав Ярослава.

    А такова плата мостникам 15: когда построят мост, то пусть возьмут по окончании своей работы ногату и от каждого устоя моста по ногате, столько же при починке ветхого моста, хотя бы несколькими досками, 3–мя, 4–мя или 5–ю.

«Правда Русская», ч. I, изд–во АН СССР, 1940г., – С. 397–400;

«Правда Русская», ч. II, изд–во АН СССР,1947г., – С. 15–238.

С древнейших времен до наших дней . Материал изложен в хронологическом порядке, ...

  • История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ

    М., 1961-76; Отечественная история . История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия... 1-3-, М., 1996-97-; История Сибири с древнейших времен до наших дней , т. 1-2, Л., 1968-69; История СССР. С древнейших времен до наших дней , т. 1-11, М., ...

  • ИСТОРИЯ РОССИИ Название учебного предмета История России с древнейших времен до конца XVI века Название раздела учебного предмета

    Урок

    С древнейших времен до конца XVΙ века. 6 класс: дидактические материалы., - Волгоград «Учитель», 2008 г. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней ...

  • история россии с древнейших времен до наших дней учебник

    Список учебников

    Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина История России с древнейших времен до наших дней УЧЕБНИК Орлов А. С., Георгиев В. А., ... к историческим и культурным ценностям отечественной истории . Широко пропагандировалась деятельность Александра...

  • Что еще почитать