Хронологические рамки Средневековья: сер. V – сер. XV вв. Особенность периода: соприкосновение западной и восточной культур, взаимозаимствование научно-технических и культурных достижений. Специфической традицией средневековой культуры была передача технических знаний и умений по наследству. С ростом населения и городов начинается специализация мастеров и объединение их в цехи, что приводит к массовому производству, в то же время уменьшались возможности для внедрения технических новаций, так как право делать изобретения принадлежало мастерам, а они, используя подмастерьев, не нуждались в усовершенствовании производства.
Технические достижения средневековой Европы и Византии. После гибели античной цивилизации Европа затормозилась в своем развитии. Многое из античного наследия было забыто, утрачены навыки и умения. Ремесленные навыки сохранялись в металлургии, в изготовлении орудий труда и оружия, производившихся в ремесленных мастерских, работавших на новых заказчиков в соответствии с их вкусами. Сохранялись местами античные машины для подъема тяжестей, насосы для перекачивания воды, водяные мельницы, иногда дополненные новыми приспособлениями.
При преобладании ручной техники появлялись и некоторые механические приспособления, затем первые машины. Двигателем служила сила человека и животных, вода, ветер. Для нужд строительства, горнорудного производства требовались подъемные, дорожные, землеройные механизмы (подъемные приспособления, ручные и ножные или педальные станки: токарные, точильные, прядильные и ткацкие).
Первыми машинами можно считать мельницу и часы. Римлянам была известна водяная мельница, использование которой возрождается в Европе с VI в. Эта машина была модифицирована, что позволило увеличить ее КПД. Ее использовали для откачивания воды, как двигатель для работы станков и других механизмов. Позднее, с Востока, проникла ветряная мельница, которую стали использовать сначала в арабской Испании, затем во Франции, Англии, Голландии. Переворот в технике связан с механическими часами, которые стали первым автоматом. Сначала появились колесные часы с боем, в XIII в. используется гиревой механизм с подтяжкой груза, храповик как регулятор хода. В 1335 г. были созданы башенные часы на дворце Висконти (Милан), к XV в. появляются карманные часы.
Часть нововведений стала следствием заимствований у других народов, преимущественно у арабов. К таким новациям относится порох, появление которого привело к созданию производства пороха, разработке технологии гранулирования пороха. Немецкий алхимик Бертольд Шварц создал из селитры, серы и древесного угля порох. Появилось первое европейское огнестрельное оружие. Это оружие изменило способы ведения войны и привело к развитию новых технологий в литейном деле.
В период крестовых походов (1096-1261 гг.) в Европу проникли: технология изготовления красок, бумаги, дамасской стали, рис, сахарный тростник и др. Были организованы новые производства, например, заимствование бумаги (XII в.) привело к появлению собственных мастерских по ее изготовлению. С бумагой связано книгопечатание, создавшее новые возможности для обмена информацией массовое изготовление документов и книг, карт. Был создан комплекс средств для книгопечатания (разборный металлический шрифт; формы для стандартной отливки литер; сплав свинца, сурьмы и олова для литер; пресс с системой его обслуживания). В Европе книгопечатание было введено в 40-х годах XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.
К XI в. на Западе возродилась техника изготовления оконного стекла, искусство мозаики и росписи стен. Особенно славилась Венеция, где было налажено производство стеклянных зеркал, которые экспортировались во все страны Европы. На основе стеклоделия возникла шлифовка линз, а с XIV в. - изготовление оптического стекла для очков.
Прогресс в естествознании и технике связан с развитием городов. Появившись в результате роста производительных сил феодального общества, разделения труда, отделения ремесла от сельского хозяйства, город становится средоточием ремесла и торговли. Города быстро растут из-за массового притока крестьянства, порывающего с сельским хозяйством.
Развитие европейских стран требовало совершенствования всех видов сообщения. Отсюда широкое использование лошади, изобретение стремени привело к распространению верховой езды. Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне, вместо быков. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством сухопутного транспорта. Потребности экономики способствовали оживлению морского судоходства. На Средиземном море стали строить вместительные парусные корабли, а изобретение магнитного компаса (XII-XIII вв.) расширило возможности мореплавания.
Из характерных черт архитектуры можно отметить широкое использование обожженного кирпича, черепицы, цемента. Разрабатывается новый архитектурный стиль. В XI-XII веках распространение получает готика, родиной которой стала Франция. Крупнейшим памятником готики является собор Парижской Богоматери. В готической архитектуре изобретена новая конструкция свода, отличающаяся легкостью, ажурностью и многообразием форм.
Закат античной цивилизации в Европе почти не затронул Восточно-римскую (Византийскую) империю. Во многих технических достижениях, из-за более стабильной обстановки и близости с Востоком, Византия опережала Европу. Подхватив традицию античного изготовления кожи «по-пергамски», византийцы наладили производство писчего материала «пергамента», который с VI века заменил папирусные свитки.
В городах при сооружении крупных зданий продолжали исходить из античных традиций. Знаменитой постройкой является Софийский собор в Константинополе. Планировка, строительный материал, технологии, приспособления, система застройки – все хранило черты античного строительного дела.
Византийцы познакомили Европу с шелком, когда им удалось разрушить монополию китайцев. Переработанный в мастерских Константинополя шелк-сырец экспортировался на Запад. Позднее шелковое дело начнем развиваться в Италии и Франции. Но изготовление более дорогих тканей оставалось византийской прерогативой, например, золототканая парча.
Византия славилась ремесленными изделиями, изготовляемыми по античным рецептам: стекло, керамика, мозаичная смальта, эмали и краски. Сохранив военное искусство предыдущей эпохи, византийская армия располагала первоклассной боевой техникой и вооружением, также Византия смогла сохранить боеспособный военный флот. Особенную славу и могущество давало изобретение смеси, известной как «греческий огонь». В его состав входили сера, льняное масло, каменная соль, смола, нефть, негашеная известь, толченый спекшийся песок, деготь и селитра. Византийцы в VII в. соорудили для выплескивания этой жидкости катапульту с тремя настильными фонтанировавшими трубами. Состав «греческого огня» держался в тайне, а это изобретение надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях.
Средневековая наука Европы. Наука Средних веков отличалась от предыдущего этапа, причиной было распространение христианства. Религия являлась доминирующей формой постижения бытия, поэтому в средние века значительных прорывов в науке не произошло. С другой стороны, церкви и монастыри являлись проводниками грамотности и образования. Именно в монастырских библиотеках сохранялось научное наследие. Но эта монополия на ученость и образование провоцировала научное мышление, ограниченное религиозными догмами и склонное к схоластике. Источником познания для средневекового ученого являлось божественное Слово. Наиболее достойной изучения становится наука о божественном, в то время как все остальные науки, подчиняются ей, т.е. становятся «служанками теологии». Но при всех сложностях развития научного знания шло соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки. Этому способствовало развитие механики, вызванное эволюцией ремесленного производства и зарождением мануфактур.
Едва ли не самыми значительными науками в этот период были алхимия и астрология, хотя они противоречили христианству. Алхимики Западной Европы пытались превратить обычные металлы в драгоценные и получить эликсир молодости. В процессе поиска чудесного средства были открыты или усовершенствованны способы получения стекла, эмали, красок, лекарств. Алхимия положила начало появлению химии как науки. Родиной алхимии был Восток, европейцы познакомились с ней через арабов, захвативших испанские территории. Идеи арабских ученых подхватили исследователи ‑ Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы, Раймонд Луллий и др. Они умели химически разделять вещества на составные, осуществлять возгонку, очищение, последовательное соединение исходных реактивов в более сложные вещества. В итоге сложились технологии и навыки получения ряда химических веществ, нашедших применение в быту и производстве: кислоты, спирт, эфирные масла, зажигательные составы, мыло из смеси жиров с моющими ингредиентами, порох и краски.
После крестовых походов с Востока стали проникать научные идеи и воззрения. Труды арабских ученых переводили на латинский язык. Латынью пользовались при написании документов, составлении отчетов, писем и научной литературы, латынь была общеевропейским «научным» языком. Однако применение латыни способствовало тому, что долгие годы эта литература была достоянием привилегированной верхушки феодального общества.
В конце XII – нач. XIII в. популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. В Средние века университеты называли studium, что значило учебное заведение с универсальной программой. В основе образования лежало три основных направления: владение словом (красноречие, искусство убеждения, искусство толкования текста ‑ грамматика, риторика, диалектика); построение связной и достаточно наглядной картины мира в рамках христианского вероучения (теология); обоснование праведной жизни (этика, экономика, право, политика). Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было 4 факультета: общеобразовательный (факультет искусств); медицины; права; теологии. Первые университеты Европы образовались в Болонье, Париже, Оксфорде.
В Византии античная традиция никогда не прерывалась. Рукописи античных авторов собирались, из них делались выдержки, через Византию сочинения греческих авторов распространялись в восточные страны. К образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением. Многие императоры хотели считаться просвещенными, поэтому оказывали покровительство ученым и помогали сохранять наследие античной науки. Но церковь вывела на видное место в системе знаний богословие, что ограничивало развитие наук. Но были исключения, например, деятельность византийского ученого Льва Математика привела к закладыванию основ алгебры, появлению передовых идей, в частности светового телеграфа и хитрых механизмов для императорского дворца в Константинополе. В середине IX в. под его началом была открыта высшая школа. Преподаватели этой школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги. Знаменитый грамматик Фотий составил сборник с пересказами 280 античных рукописей.
В средние века изменяется сознание человека, возникает идея, что человек – господин мира, и он может этот мир переделывать под свои нужды. Происходит отход от созерцания к эксперименту и практике. Начинается систематизация и классификация знаний, появляются энциклопедии. Тягу к знаниям поощряли средневековые школы и университет, все это привело к высокому уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья.
Итого:
При определенной однобокости развития европейского общества и гибели Византийской империи в XV в., достижения цивилизации Средних веков в области техники были велики. Важным рубежом явились X-XI вв., связанные со становлением городов как центров ремесленного производства и торговли. Новый рывок в развитии производительных сил сделан в XIV-XV вв., когда технические достижения распространились по континенту, а прогресс ремесла подталкивал развитие сельского хозяйства.
Средневековая наука уступала античной, но постепенно в ней стали развиваться прогрессивные тенденции. Определенную роль играли открытия, которые находили применение в производстве. Например, книгопечатание сыграло революционизирующую роль, став важным фактором технического, социального и интеллектуального прогресса. Наряду с ткацкими станками, мельницами и оптическими приборами часы образовали технический фундамент, на котором стала зарождаться «систематическая экспериментальная наука». Основными итогами развития науки и техники в средневековье являются: соединение науки с практикой, развитие механики, развитие ремесленного производства и появление мануфактур. Расширяется сфера применения водяных и ветряных мельниц. В военном деле применяют метательные, стенобитные и осадные башни, зажигательные и взрывчатые средства, порох, огнестрельное оружие. Совершенствуется производство бумаги, разрабатывается алфавит, печатаются книги.
Таким образом, в средние века в Европе количество изобретений и открытий увеличивалось в нарастающем темпе, формировались квалифицированные технические кадры. Несомненно, что технические достижения средневековья обусловили развитие научной мысли в эпоху Возрождения.
Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.
Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.
Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».
Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.
Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.
В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.
Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.
Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.
Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.
Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.
В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.
Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.
Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.
Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.
Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.
Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.
Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.
Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.
Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.
Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.
Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.
Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.
Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.
В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.
Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».
Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.
В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.
Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.
Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.
Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.
Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.
Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.
Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.
Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.
Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.
Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.
Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.
Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.
Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.
Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.
В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.
Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.
Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.
С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.
Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.
Вопросы
1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.
2. Особенности византийской науки.
3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.
4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.
5. Материально-технические достижения Византии.
6. Образование в Византии.
Достигли успехов византийские географы: они умело чертили карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии не замирало научное творчество. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики. Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий (326-403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные выводы и обобщения автора.
После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. - школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой образованности. В конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.
С утверждением позиций церкви наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI в. монах Косьма Индикоплов написал "Христианскую топографию", в которой признал систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии. По представлению Косьмы, форма Земли - плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай. Это сочинение было распространено не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси.
В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками "божественного эликсира", с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло - изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели "греческий огонь" - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. "Греческий огонь" широко применялся при осаде крепостей в VII-XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (IX в.). Имелся ряд произведений исторического плана, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.
Введение………………………………………………… ……………
3 стр.
1. Византия-Хранительница
древних знаний………………………. 5 стр.
1.1 Византийская
империя ……………………………………………
5 стр.
1.2 Образование
и наука………………………………………………
6 стр.
1.3 Изобретения
и достижения ………………………………………
12 стр.
2. Грамматик
Фотий ………………………………………………….
16 стр.
3. Лев
Математик …………………………………………………… …21
стр.
Заключение
…………………………………………………………….
25 стр.
Список
использованной литературы………………………………….26
стр.
Введение
Европейское
средневековье долго считалось эпохой
дикости, невежества и технического застоя.
Между тем, именно этой эпохе человечество
обязано таким выдающимся достижениям,
как изобретение книгопечатания, механических
часов, массовому внедрению в производство
водяных мельниц, разработки технологий
дальнего мореплавания и многое другое,
без чего были бы невозможны ни географические
открытия XVI в., ни научная революция
XVII в., ни промышленная революция XVIII в..
Это были
времена, когда укрепленный замок,
знаменовавший власть, служил убежищем...
Когда паломники и крестоносцы устремлялись
на Восток... Когда в Европе строились монастыри
и соборы... Когда за городскими стенами
шумели ярмарки и свирепствовала чума...
Когда возникшая из волн Венеция создала
на торговле морскую империю.
Наука
в средние века, как и в любой
другой период своей истории, существовала
одновременно в двух ипостасях: в
виде безличной системы знаний о
мире и как одна из сфер духовной
жизни общества. В качестве последней
она не могла не подвергнуться
воздействию других сфер общественной
жизни.
Говоря
о социокультурном влиянии на
науку, следует различать влияние
двоякого рода. Изменения в способах
производства, технические усовершенствования,
сдвиги в социальной структуре, рост
народонаселения, развитие коммуникаций,
политические и идеологические движения
оказывают сильнейшее влияние на науку,
поставляя ей проблемы для исследования,
фокусируя внимание ученых на решении
тех или иных задач и одновременно предопределяя
социальную организацию научных исследований,
предпосылки и условия научной работы.
Поскольку
христианство определяло систему ценностных
ориентаций, характерную для средневекового
общества, оно накладывало свой отпечаток
на любой вид деятельности, в том
числе и на само отношение человека
к труду. Средневековый ученый в Западной
Европе - это, как правило, монах или клирик.
Почти все авторы натурфилософских трудов
писали сочинения на богословские темы.
Естественно, что человек, одновременно
являвшийся и богословом и ученым, был
способен перенести формально-упорядочивающие
принципы и интуиции, выработанные в рамках
одной системы знания, в другую, подобно
тому как одни и те же методы математики
используются в настоящее время в разных
дисциплинах.
Динамичное
развитие технических усовершенствований,
введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном
производстве новых технологий не могло
не сказаться на духовном климате средневековья,
в том числе и на научном творчестве. Но
это влияние не было прямым. Наука в средние
века была в основном книжным делом, она
опиралась главным образом на абстрактное
мышление, при непосредственном обращении
к природе она пользовалась, как правило,
методами наблюдения, крайне редко - эксперимента,
видела свою роль не в том, чтобы способствовать
преобразованию природы, а стремилась
понять мир таким, каким он предстает в
процессе созерцания. В этом отношении
средневековая наука была антиподом как
науки нового времени, так и средневековой
техники. Поэтому не технические достижения
и проблемы не имели непосредственного
влияния на средневековую науку, не она,
в свою очередь, не оказывала сколько-нибудь
заметного воздействия на развитие техники.
Но опосредованное влияние техники и технологии
на развитие науки было огромным. Во-первых,
были созданы предпосылки для расширения
социальной базы науки. Слой буржуазии,
растущий в процессе урбанизации Европы,
оперативно утилизируют технические нововведения.
Благосостояние населения, несмотря на
затяжные периоды экономического спада,
возрастают. Все это постепенно подготавливает
условия для последовавшего в XVI - XVII вв.
взрыва научной активности. Во-вторых,
создавалась особая атмосфера предприимчивости,
формировались новые практические установки
по отношению к природе, новые ценностные
регулятивы.
На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.
Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.
Долгое время язычество существовало наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV-V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы. Так, видный богослов и епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (ок. 330-379) получил образование в высшей языческой школе в Афинах. В своих сочинениях он с большим уважением отзывался об античном культурном наследии и убедительно доказывал, что античная литература во многом предвосхитила появление христианства. Более того, Василий Великий и другие раннехристианские писатели указывали на необходимость получения христианами светского образования: по их мнению, оно способствовало бы лучшему пониманию «Писания» и истолкованию его с помощью приемов и средств античной образованности. Называя себя ромеями, а свою империю – Ромейской, византийцы-христиане гордились тем, что хранят культурное наследие Эллады и Рима, – столь могущественна была историческая инерция античного мира. Однако из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля («Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др.). Все они неоднократно комментировались ранневизантийскими авторами, чтобы сделать их доступными для читающей публики.
Своеобразными энциклопедиями естествознания в ранневизантийский период стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Основная цель «Бесед на Шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении физических теорий античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разработкой философско-богословских проблем и полемизируя с древними писателями, они заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, сухопутных животных и т. д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда – тезис о непорочном зачатии и т. п.).
Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии содержатся в XI книге «Христианской топографии» (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (т. е. «Плавателя в Индию»). Наряду с этим в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая небесным сводом, где находится рай.
Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня