Культура руси в домонгольский период. Культура киевской руси домонгольского периода

Развитие культуры Древней Руси не остановило даже нашествие монголов и установившееся иго. Какие направления развивались особенно интенсивно? Что характерно для развития культуры Руси этого периода?

1. Устное народное творчество

Фольклорное творчество Древней Руси, уходящие своими корнями в языческие обряды восточных славян, было чрезвычайно разнообразным.Ноособое место в устном народном творчестве всегда занимали былины, или старины , которые стали настоящими шедеврами древнерусского фольклора. К числу древнейших русских старин, созданных в IX-ХII вв., большинство историков (Б. Рыбаков, И. Фроянов, Р. Липец, В. Кожинов) относят цикл былин об Илье Муровлянине (Муромце), Микуле Селяниновиче, о Соловье-разбойнике, былины «Добрыня и змей» и «Добрыня-сват», «Иван — гостиный сын», «Михайло Потык», «Сухан», «Алеша Попович и Тугарин»и др.

Рис. 1. Соловей-разбойник. Юдин Г. ()

2. Возникновение и развитие письменности

В современной исторической науке до сих пор не прекращается спор о времени появления письменности в Древней Руси. Одни историки и филологи (Ф. Буслаев, А. Шахматов, А. Кузьмин) утверждают, что она появилась одновременно с процессом официального крещения Руси в конце Х — начале XI вв. Их оппоненты (В. Истрин, Д. Лихачев) говорят о том, что есть неоспоримые свидетельства о существовании восточнославянской письменности задолго до крещения Руси. Но как бы то ни было, подавляющее большинство ученых связывают появление русской письменности с именами знаменитых солунских братьев Кирилла (827-869 гг.) и Мефодия (815-885 гг.), создавших две древнейших славянских азбуки — глаголицу и кириллицу .

Среди письменных памятников Древней Руси, сохранившихся до наших дней, особое место занимают «Путятина Минея» (1130 г.), Остромирово Евангелие (1056/57 гг.), «Изборники» Святослава (1073 и 1076 гг.), Архангельское Евангелие (1092 г.) и Мстиславово Евангелие (1115 г.).

Рис. 3. Остромирово Евангелие ()

Распространение письменности и грамотности на Руси сопровождалось созданием первых русских библиотек. Самыми крупными хранилищами книг были Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, Киево-Печерский и Юрьевский монастыри, а также частные собрания князей Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Ярослава Осмомысла, княгинь Ефросиньи Полоцкой и Ефросиньи Суздальской, архимандрита Феодосия Печерского и митрополита Климента Смолятича.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде ()

3. Древнерусское летописание и литература

Развитие письменной культуры Древней Руси дало мощный импульс зарождению такого оригинального жанра русской литературы, как летописание , которое, по мнению большинства авторов (Л. Черепнин, Д. Лихачев, Б. Рыбаков, А. Кузьмин), возникло в конце X — начале XI вв. К большому сожалению, первые русские летописи не сохранились, но они дошли до нас в составе трех редакций знаменитой «Повести временных лет» (ПВЛ), созданных монахами Нестором, Сильвестром и Иоанном в 1113 г., 1116 и 1118 г.

К числу наиболее значимых литературных памятников Древней Руси следует отнести такие разножанровые произведения, как «Слово о законе и благодати», «Исповедание веры» и «Слово к брату-столпнику», написанные митрополитом Иларионом, «Память и похвалу Владимира» Иакова Мниха, «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», автором которых был монах Нестор, «Житие княгини Ольги», «Повесть об ослеплении князя Василька Теребовльского», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Мстислава Великого», «Моление Даниила Заточника», «Похвала Роману Галицкому», «Хождение 40 новгородцев ко граду Иерусалиму», «Хождение игумена Даниила в Святые места», «Поучение к братии» Луки Жидяты и многие другие.

Широкое распространение на Руси получили и разнообразные светские сочинения Античности и раннего Средневековья, в частности «Хроники» Иоанна Малалы, Георгия Амартола и Георгия Синкела, «Летописец вскоре» византийского патриарха Никифора, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повесть о Василии Дигенисе Акрите», «Повесть об Акире Премудром», «Повесть о Варлааме и царевиче Иоасафе», «Христианская топография» Кузьмы Индикоплова и др.

4. Архитектура Древней Руси

О высоком уровне развития архитектуры Древней Руси можно судить по многим культовым постройкам той поры, в основу которых был положен старовизантийский стиль . Среди самых значительных памятников древнерусского зодчества следует назвать: Десятинную Богородичную церковь (989-996 гг.), Софийский собор (1037-1054 гг.), Золотые ворота (1037 г.) и церковь Ирины и Георгия (1037 г.) в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке (1065 г.), кафедральные соборы в Дмитриевском (1070-1075 гг.), Выдубицком (1070-1088 гг.), Михайло-Златоверховском (1085 г.) и Кирилловском (1089 г.) киевских монастырях, Великий Успенский собор (1075-1078 гг.), Надвратную (1106 г.) и Михайловскую (1108 г.) церкви в Киево-Печерском монастыре, Георгиевский собор Юрьева монастыря (1120 г.), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117-1119 гг.) и церковь Николы на Ярославовом дворище (1113 г.) в Новгороде, Борисоглебский собор (1128 г.) и церковь Пятницы на Торгу (1130-1133 гг.) в Чернигове и др.

Рис. 5. Десятинная церковь в Киеве

5. Живописное искусство Древней Руси

Строительство крупных храмовых, монастырских и дворцовых комплексов в разных городах Древней Руси сопровождалось бурным развитием монументальной и станковой живописи.

Монументальное искусство Киевской Руси (мозаики, фрески и темперная живопись) наиболее ярко было представлено в Киевской Софии, Десятинной церкви, Киево-Печерском Успенском соборе, Спасо-Преображенском храме, кафедральном соборе Михайлово-Златоверхого монастыря и других культовых постройках той поры

К древнейшим раритетам станковой живописи Киевской Руси, созданных во второй половине XI — XII в., следует отнести такие знаменитые иконы, как «Владимирская богоматерь», «Боголюбская богоматерь», «Устюжское благовещение», «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы», «Георгий Победоносец» и многие др.

1. Истрин В. И. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988

2. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997

3. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977

4. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1989

5. Липец Р. С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969

6. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое наследие. Л., 1947

7. Рыбаков Б. А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963

8. Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979

9. Фроянов И. Я. Русский былинный эпос. СПб., 1995

1. Российский общеобразовательный портал ().

3. Русская Православная Церковь ().

Культура Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказалохристианство.

Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Хотя письменность получила большое распространение только после принятия христианства, существуют археологические данные о том, что славянская письменность существовала еще в начале X в. Но только с XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан.

Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения. Книги тогда стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами.

Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Многие предания вошли в «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси.

Она была написана монахом Киево-Печорского монастыря Нестором в 1113 г. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1046г.митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов Церкви.

Получила распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир.


Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр.


Русские ювелиры, используя сложнейшие техники — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства.

К харак­терным чертам славянской культуры домонгольского периода относятся: оформление и развитие общекультур­ного пространства на основе объединения восточнославянских племен под эгидой древнерусской государственности; синтез язы­чества и христианства; формирование раннесредневековой город­ской культуры; становление и расцвет важнейших жанров и направлений в литературе и искусстве, их тесная связь с устным народным творчеством.

Господствующим стилем эпохи являлся монументальный историзм - стремление рассматривать изображаемое как бы с боль­ших расстояний (пространственных, временных, иерархических), представлять его в крупных величественных формах, через приз­му своеобразного «панорамного зрения». Его отличали динамич­ность, интерес к истории, торжественная церемониальность, ан­самблевый характер. Схожие явления наблюдались в средиземноморской и европейских культурах - византийский и романский стили.

Формировавшаяся русская культура испытывала влияние с юга, из Византии (проявлялось как продолжение развития древних связей с северочерноморской греческой культурой; с конца Х в. усилилось болгарское влияние); со скандинавского севера; со стороны кочевников юго-восточных степей; со стороны западных и северо-западных славян; со стороны германских народов. Осо­бая роль в трансплантации культурных традиций извне принадле­жала древнеболгарской культуре. Важнейшим фактором ее явля­лись единые для южных и восточных славян церковнославянский язык и письменность в виде кириллицы (в меньшей степени в виде глаголицы).

В своем развитии культура домонгольской Руси прошла три этапа. 1-й этап (IX-Х вв.). Завершение формирования восточнос­лавянской племенной языческой культуры и ее кризис в связи с возникновением нового типа политической организации общества (раннефеодальной монархии). Для ее закрепления и дальнейшего развития требовался и новый тип религиозно-идеологической ор­ганизации общества (церковь). Проникновение на Русь христиан­ства в виде византийского православия завершилось в конце Х в. введением христианства в качестве официальной религии, что неизбежно повлекло за собой переориентацию в сфере культуры.

2-й этап (XI-нач. XII вв.). Расцвет относительно единой куль­туры периода Киевской Руси с преобладанием двух центров: Киева на юге и Новгорода на севере.

Становление русской литературы характеризовалось как раз­витием переводов с греческого, латинского, древнееврейского языков (византийские Хроники Георгия Амартола и Иоана Малалы, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повести об Акире Премудром», многочисленные богослужебные и четьи кни­ги, в т. ч. жития святых, творения отцов церкви, апокрифы - памятники иудейской и раннехристианской литературы, не вклю­ченные в библейский канон), так и созданием оригинальных литературных произведений (летописей, в том числе «Повести времен­ных лет» Нестора, проповедей, в т. ч. «Слова о Законе и благодати» митрополита Иллариона, Сказания о Борисе и Глебе, Жития Феодосия Печерского, «Поучения к детям» Владимира Мономаха и др.).

Высокий уровень образования населения подтверждало разви­тие книгописания с использованием пергамента - особым обра­зом выделанной кожи и грамоты на бересте.

В архитектуре значительное развитие получило каменное стро­ительство. Наиболее известными памятниками этого периода были Десятинная церковь в Киеве (конец Х в.), собор Спаса в Чернигове (1036г.), храм Софии в Киеве (1037 г.), храм Софии в Новгороде (1045-1050 гг.), Золотые ворота в Киеве.

Широко использовались мозаики и фрески. В живописи пре­обладало иконное писание, книжная миниатюра. Прикладное ис­кусство отличала высокоразвитая техника перегородчатой эмали, черни, филиграни, зерни, поливной керамики, резьбы по Кости.

В данный период происходит оформление важнейших жанров фольклора и прежде всего - былинного эпоса.

В музыке используется заимствованная из Византии система знаменной нотации, которая применялась в практике церковных песнопений и в певческой рукописной традиции вплоть до конца XVII в.

3-й этап (XII-нач. XIII вв.). Развитие культуры в условиях политической дезинтеграции Киевской державы и возникновения новых центров - Владимира-Залесского, Суздаля, Ростова, Смо­ленска, Галича, Владимира-Волынского и др.

В литературе и искусстве появляются новые черты и темы, усиливается разнообразие жанров, злободневность и публици­стичность. Продолжается традиция литературных переводов («Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Девгениево деяние», географические, естественнонаучные, философские со­чинения). Создаются новые летописные своды, отражавшие мес­тные политические интересы. Развивается торжественное красно­речие (творчество Кирилла Туровского и Климента Смолятича). К числу наиболее выдающихся литературных произведений того времени относятся «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника.

Резко возрастает число церквей и каменных построек, их насчитываются тысячи. Среди них выделяются Кирилловская цер­ковь, храм Успения на Подоле -в Киеве; собор Пятницкого мона­стыря в Чернигове; церковь Спаса Нередицы в Новгороде; замок Андрея Боголюбского на Клязьме, храм Покрова на Нерли, Ус­пенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Продолжается развитие фресковой живописи, прикладного искусства. В целом общий уровень культуры Руси был сопоставим с европейским и средиземноморским.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими, другими славянскими народами и государствами.

В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное момент ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианский и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастье. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась разработанная двумя болгарскими монахами -- Кириллом (827 - 869) и Мефодием (815 - 885) -- славянская азбука -- кириллица. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIII веках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности к культуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и его приближенные, но и купцы, и ремесленники. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д., текст в них писался «уставом» -напоминающий современный печатный шрифт.

Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства и сосредоточилось оно в монастырях. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в. Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет».

Литература - Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати». Нестор создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. В начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Он прошёл путь - до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

Архитектура. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя, позже на её месте воздвигнут храм Святой Софии. Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы - большого плоского кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

Искусство. Перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи пре вращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. На Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.


Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусс. народности и складывания единого русс. лит. языка. Огромное влияние на культ. в целом оказало христианство.

Письменность . Слав. письменность существовала еще в начале X века (глиняный сосуд с надписью на славянском языке – конец 9 века, договор князя Олега с Византией – 911 год, азбука Кирилла и Мефодия). После принятия христианства в 11 веке грамотность распространяется среди князей, бояр, купечества, богатых горожан (сельское население неграмотное). При церквях и монастырях открываются первые школы. Яр. Мудрый создал в Новг. школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек.

Лит-ра. Важнейшим памятником древнерусс. культуры являются летописи – погодное изложение исторических событий. 1 летопись – конец 10 века – Рюриковичи до введения христианства. 2 – при Яр. Мудром, 3 и 4 сост. митрополитом Илларионом при князе Св. 1113 год – Повесть временных лет (монах Киево-Печ. монастыря Нестор). В начале повести ставит вопрос: «Откуда есмь пошла Русс. земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть? + «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» автор Нестор. Помимо летописей еще и другие жанры. 1049 год – «Слово о законе и благодати» автор митроп. Илларион: славит новые идеи и понятия христианства, Русь, русский народ, князей. В конце 11 века – «Поучение детям» Вл. Мономаха, главная цель – необходимость борьбы с княж. междоус. «Слово о полку И.» - рассказ о походе князя Игоря Св-ча в 1185 году против половцев.

Зодчество . До 10 века на Руси строили из дерева; арх. стиль – башенки, терема, ярусы, переходы, резьба – перешел в каменное зодчество христ. времени. Стали строить каменные храмы по византийскому образцу. Самая ранняя постройка Киева – конца 10 века – церковь Богородицы - Десятинная. При Яр. Мудром – Киевский Софийский собор – символ могущества Киевской Руси: 13 куполов, стены из розового кирпича, внутри украшен фресками и мозаикой, много икон. В 12 веке строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галиче, Пскове, Суздале.

Иконопись . Древнейшая дошедшая до нас икона «Владимирской Богоматери». «Деисус» (моление) – конец 12 века, «Ангел златые власы», «Успение Богородицы», «Спас Нерукотворный» - все 12 век.

Искусство . Резьба по дереву, камню, кости. Ювелирное мастерство: скань, филигрань (оба – узор из проволоки), зернь (серебряные и золотые шарики – орнамент). Чеканка и худ. отделка оружия.


Народное творчество отражалось в русском фольклоре: заговоры, заклинания, пословицы, загадки (все связано с земледелием и бытом славян) свадебные песни, похоронные причитания. Особое место занимают былины, особенно киевского героического цикла (герои: князь Вл. Красное Солнышко, богатыри).

Музыка . Древнейший жанр – обрядовые и трудовые песни, «старины». Инструменты: бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи – певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол, баяны – сказатели и певцы «старин».

Быт . Люди жили в городах (20 – 30 тыс. чел.), селах (50 чел), деревнях (25-40 чел). Жилище : усадьба, дом – бревенч. сруб. В Киеве: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, дух-ва. Досуг : соколиная, ястребиная, псовая охота (для богатых); скачки, кулачные бои, игрища (для простолюдин). Одежда . Муж.: рубаха, штаны, заправл. в сапоги, жен.: рубаха до полу с вышивкой и длинными рукавами. Гол. уборы: князь – шапка с яркой материей, жен. – платок (замуж. – полотенце), крестьяне, горожане – меховые или плетеные шапки. Верхняя о.: плащ-волота из льняной ткани, князья носили на шее бармы (цепи из серебр. или золотых медальонов с эмалевыми украшениями. Пища : хлеб, мясо, рыба, овощи; пили квас, мед, вино.

Что еще почитать