Иранские племена в Восточной Европе в эпоху бронзы. Происхождение и ранняя история Иранских народов

Персы, или иранцы, - коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны - Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах - в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.

Современный Иран - многонациональная страна. К основным национальным меньшинствам относятся азербайджанцы (24% населения страны), курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме - 8%), арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1), бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности (в сумме - около 2% населения). Образовавшийся как государство персов, Иран в древности и в средние века проводил активную завоевательную политику, персидские правители объединили под своей властью разноязычные народы и племена. В VII в. Персию завоевали арабы. Они принесли с собой ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99% жителей Ирана - мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% - сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение простого иранца:

Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.

Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.

Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен...

Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство государством оказалось в руках шиитских богословов. Исламский режим создал беспрецедентное в современной истории государство, в котором все стороны жизни оказались подчинены представлениям ислама шиитского толка. Политические, правовые, нравственные, эстетические, этические, культурные и философские представления подавляющего большинства персов сегодня определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама - основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием - это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в негостеприимстве - одно из худших в Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят лучшее место за столом и накормят самыми лучшими и разнообразными блюдами. Даже если это дом беднейшего перса, встретить гостя ему помогут соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем услышать от гостя о том, что усилия не пропали даром, что он поражен приемом, богатством блюд и их вкусом.

Женщины на демонстрации
несут портрет
президента Хатами

Вообще доброжелательность - одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость - наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, - это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Родственные, клановые и племенные отношения цементируют нацию. Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве и обустройстве быта. Среди иранцев распространена традиция, напоминающая советский субботник. Жители одного квартала, деревни или улицы коллективно помогают в строительстве нового дома своему товарищу. Это событие становится подлинным праздником труда. Поддержать работающих приходят певцы и музыканты. По окончании работы все угощаются пловом и сластями.

Одно из отличительных качеств большинства персов - стремление к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников. Персов отличает великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире постоянного мистического мироощущения. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в поисках живых» и могут вселяться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где, по их поверью, обитают злые духи. Широко распространены среди простых иранцев амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во внимание, прежде всего, особенности их культурного и религиозного развития. Заслужить уважение персов легче, если вы знаете имена их великих соотечественников. Цитирование Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и философов поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Но иноверцу следует избегать обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели, задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем такая обида им не забудется и может стать причиной охлаждения или даже прекращения отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан меняется образ жизни в иранских семьях, он становится более размеренным и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более позднее время. Нет смысла ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время поста, не должен в дневное время курить, есть или пить в присутствии местных жителей. Раздражение может также вызвать появление европейской женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от взглядов посторонних мужчин. Состояние заторможенности, в которой находятся мусульмане во время поста, продолжается еще некоторое время после его окончания. Самыми опасными считаются первые дни после поста. Именно на них приходится пик дорожно-транспортных происшествий в Тегеране и других крупных городах. Водители просто не успевают адаптироваться к условиям резко выросшего темпа жизни и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана провозглашает равенство всех членов общества перед законом, иранские женщины практически лишены многих прав. Законодательно мужчина рассматривается как глава семьи, женщина в семье подчинена мужчине. Право подать на развод имеет только мужчина. Дети в случае смерти супруга передаются для воспитания в семью покойного мужа, а женщина теряет право на своих детей. В случае развода дети также остаются с отцом. Все женщины, иранки и иностранки, в общественных местах и учреждениях обязаны носить хиджаб - накидку на голову. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. в Иране был распространен лозунг: «Иранка, хиджаб - твой окоп!». В транспорте и в общественных местах предусмотрены раздельные места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права заниматься многими профессиями (в частности, не может быть женщины-певицы, женщины-судьи, женщины-археолога или геолога). Закон разрешает мусульманину жениться на иноверке, но запрещает иранке выходить замуж за иностранца, если он не мусульманин. Свобода передвижения иранки также ограничена целым рядом положений шариата. Поездка за границу может проходить только при выполнении одного из двух обязательных условий: в сопровождении взрослого мужчины - члена семьи либо с письменного разрешения мужа или отца (для незамужней).

Уголовные наказания для женщин - более суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003 г. за убийство одного мужчины две женщины были повешены, еще две получили пожизненный срок заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как представляют западные средства массовой информации. Жизнь в стране продолжается. В последние годы наметилась определенная либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по телевидению не демонстрируют «легкое порно», как в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство в иранском обществе и не стремится к подобным «свободам». Умение иранцев легко и по-философски переживать жизненные невзгоды - тот стержень, который позволяет этой нации развиваться, двигаясь в едином со всем человечеством направлении. Непохожесть на европейцев или американцев - не повод для объявления людей, о которых они мало что знают, «вне закона».
Иран - многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них - объединение людей.



Историю подавляющего большинства иранских языков также невозможно проследить из-за отсутствия или недостаточности письменных памятников при том, что некоторые языки и до сих пор остаются бесписьменными или малописьменными. Уверенно можно говорить о развитии персидского языка, история которого может быть прослежена с VI ст. до Р.Х., о тесной связи с ним таджикского, а также о продолжении согдийского языка в современном ягнобском. Даже на вопрос о диалектологической принадлежности языка Авесты до сих пор нет однозначного ответа (Оранский И.М ., 1979, 33). С другой стороны, персидский язык на протяжении многих столетий оказал большое влияние на другие иранские языки и персидские заимствования нередко вытесняли из бесписьменных и малописьменных языков исконную лексику, которая теперь утрачена навсегда.

Следовательно, исследовать родственные отношения иранских языков чрезвычайно сложно. Отбор лексического материала начался еще до выхода в свет четырехтомного Этимологического словаря иранских языков (Расторгуева В.С., Эдельман Д.И . 2000-2004, Эдельман Д.И . 2011). В этой работе встретились те же трудности, с которыми столкнулись составители указанного словаря:


Приходится… мириться с неизбежными лакунами, которые объясняются либо недостаточностью известного материала того или иного языка (например, отсутствием фиксации слова в текстах вымерших языков, отсутствием словарей некоторых живых языков и диалектов), либо утратой слова в каком-либо языке при замене его инновационным собственным словом или заимствованием (Эдельман Д.И . 2005, 8).


Кроме Этимологического словаря иранских языков, для отбора лексического материала были использованы четыре тома Историко-этимологического словаря осетинского языка (А. Абаев В. И., 1958-1989), Этимологический словарь пушту (Morgenstierne Georg Valentin , 1927) и двуязычные словари таких языков: осетинский, курдский, талышский, гилянский, персидский, пушту, таджикский, дари, язгулямский, шугнанский, рушанский (с хуфским), бартангский, ягнобский, сарыкольский. Данные об основных закономерностях фонетических соответствий между иранскими языками были взяты из работ Соколова (Соколов С. Н ., 1979, 127-235), особенности талышской консонатизма учитывались по работе Миллера (Миллер В.В. , 1953, 53-57). В процессе анализа было выяснено, что искусственный язык дари, персидский и таджикский можно объединить в один язык, как имеющий общее происхождение. Общее происхождение имеют также шугнанский, рушанский и бартангский языки. Они тоже были объединенные в одну группу памирских языков. Очевидно вторую группу памирских языков составляют ваханский и ишкашимский, лексика которых не изучена из-за отсутствия словарей. Особенную трудность представляло исключение многочисленных арабских заимствований, искажающих исконные родственные связи иранских языков. Эта кропотливая работа еще не завершена, но, судя по всему, не выявленых арабизмов в разных языках не должно остаться много. Вся отобранная для исследования лексика была сведена в таблицу-словарь иранских языков, который можно найти среди других на странице Этимологические словари-таблицы , размещенной на моем сайте "Альтернативная историческая лингвистика ".

Всего для анализа в таблицу-словарь иранских языков было внесено 1776 изоглосс. 281 из них было признано общеиранскими и еще несколько – производными. Общими иранскими словами считались такие, которые встречались в большинстве иранских языков (большей частью в девяти из десяти), а также слова, общие для всех индоевропейских языков в предположении, что эти слова принадлежат общему иранскому лексическому фонду. После этого анализа было подсчитано количество общих слов в парах отдельных иранских языков. Результаты подсчетов приведены в таблице 8. Здесь по большой диагонали проставлено количество слов, взятых для анализа из каждого языка. На основании проведеных подсчетов была составная схема родственных отношений иранских языков, показанная на рисунке 36.


Таблица 8. Количество общих слов в парах иранских языков


Язык осет. ягноб курд. афг. тал. перс. памир гилян. язгул. сарык белуд
осетин. 463
ягноб. 245 596
курд. 225 273 678
афган. 206 301 366 709
талыш. 128 207 304 279 513
персид. 244 369 437 527 339 842
памир. 137 276 230 304 182 341 613
гилян. 97 184 258 266 262 363 197 464
язгулям. 115 208 178 227 128 244 327 128 457
сарыкол. 69 144 127 156 98 176 259 107 176 353
белудж 59 97 118 110 78 125 80 72 57 46 171

При построении схемы было отчетливо видно, что для некоторых языков явно недостает лексического материала. Действительно, использованные словари ягнобского, талышского, гилянского, язгулямского, сарыкольского языков были довольно малого объема. Кроме того, выяснилось, что некоторые данные о связях пары языков противоречат их связям с другими языками, потому что на древние родственные отношения наложились позднейшие взаимовлияния на новых территориях поселений в Средней Азии.


Слева: Схема родственных отношений иранских языков


Влияние персидского на другие иранские языки общеизвестно, но распространены также заимствования из таджикского и дари, а древний согдийский язык оказал определенное влияние на памирские языки, когда согдийцы продвинулись в долины Памира. Обусловленные этими влияниями заимствования почти невозможно обнаружить. Таким образом, структура древних взаимоотношений иранских языков в настоящем искажена и ее настоящий вид не может быть воспроизведен на основе современной лексики. Однако приближенная версия утраченной структуры составляется без особых усилий при некоторых условностях – там, где противоречат данные одних пар языков, на помощь приходят данные других пар. Это особенность графоаналитического метода.

То, что схема недостаточно хорошо отражает пространственное расположение некоторых иранских языков, стало очевидным при поиске соответствующих для них ареалов. При известном расположении прародины было ясно, что территория, на которой расселились иранцы в последующее время и на которой произошло членение ранее общего их языка, должна была бы находиться где-то на восток от верхнего и среднего Днепра, и именно здесь была сделана попытка размещения полученной модели родства.



Справа: Прародина иранцев и направления миграций индоевропейских племен.


Предполагаемое расположение ареалов формирования иранских языков показано на рис. 37. Расселившись,иранцы заняли большое пространство между Днепром и верхней Окой и Доном вплоть до берегов Азовского моря. Большое количество наявных здесь ареалов затрудняет размещение полученной схемы, в которой недостает многих языков. С большой долей уверенности можно говорить о размещении на карте языков верхней части схемы, принимая во внимание особое своеобразие осетинского языка, который характеризует

его особая близость к языкам европейского ареала – славянским, балтийским, тохарскому, германским, италийским, кельтским. По ряду признаков – лексических, фонетических, грамматических – осетинский язык, порывая с другими индоиранскими языками, смыкается с перечисленными индоевропейскими языками (Абаев В.И. , 1965, 3)


Принимая во внимание эту особенность можно предполагать, что ареал осетинского языка располагался по соседству с ареалами индоевропейских языков и, кроме того, предки осетин должны были дольше других иранцев оставаться в контакте с индоевропейцами, будучи последними в движении иранцев на юг. В связи с этим полученная модель родства иранских языков была расположена так, чтобы ареал осетинского языка оказался по соседству с тохарским, т.е. накладывался на в бассейне Сожа между Днепром и Ипутью. Это определяло локализацию этноформирующих ареалов остальных иранских языков. Ареал ягнобского языка должен был располагаться между Ипутью, Днепром и Десной, а ареал курдского языка – между Десной, Сеймом и верховьями Оки. При этом ареал белуджского языка следуют разместить на прародине иранцев в бассейне Жиздры между Десной, Угрой и Окой. Более-менее хорошо размещается ареал языка пушту между Днепром, Сулой и Десной и ареал талышского в верхнем течении Оскола на правом берегу Дона между реками Сосной и Тихой Сосной.

Ареал персидского языка находящийся в самом центре схемы, ограничен реками Оскол и Сейм. Юго-западная граница идет по Северскому Донцу, а далее к Сейму природный рубеж четко не выражен. При этом ареал по обоим берегам Псла оказыввается пустым. Очевидно на этих маленьких ареалах сформировались диалекты давшие начало некоторым памирским языкам, родственным шугнанскому. Ареал гилянского языка должен располагаться между Осколом и Доном. Однако его юго-восточную границу обозначить сложно, ибо она зависит от расположения ареала мазандеранского языка, который не включен в модель родства ввиду отсутствия данных. Учитывая современные места поселений мазандеранцев, их прародину можна предполагать восточнее ареала гилянцев.

В результате оказалось, что так называемые "восточноиранские" языки в действительности расположены на западе иранской территории и тянутся вдоль левого берега Днепра. Соответственно, "западноиранские" тянулись вдоль левого берега верхней Оки и правого берега Дона по соседству с поселениями финно-угров.



Рис. 37. Территория формирования иранских языков в ІІ тыс. до н.э.


На карте границы этноформирующих ареалов обозначены красными и синими точками. При этом синие точки маркируют также границу между "западными" и "восточными" иранскими языками.


Принятое размещение ареалов иранских языков подтверждают выявленные факты влияния языкового субстрата предыдущего населения.

Ввиду отсутствия данных для некоторых из современных иранских языков и их недостаточности для других особые трудности возникают с размещением ареалов для сарыкольского, язгулямского и языков памирских народов. Для группы языков, в которую мы включили шугнанский, бартангский и рушанский нет иного места как между Ворсклой и Осколом. Северский Донец, разделяющий этот ареал мог быть границей между диалектами, давшими начала каким-то языкам этой группы еще во времена пребывания иранцев в этих местах. Ареал язгулямского должен быть где-то южнее, а ареал сарыкольского, место которого на в модели родства далеко отстоит от остальных языков, должен бы был находиться в излучине Дона. Более точное его размещение зависит от связей с мазандаранским, степень которых остается под вопросом. Вдоль побережья Азовского моря имеется еще несколько ареалов, на которых могли формироваться другие иранские языки, не взятые для анализа. Возможно в одном из них ближе к прародине первой группы памирских народов была прародина предков современных ваханцев и ишкашимцев.

Размещение ареала белуджского языка по соседству а ареалом вепсов, основанное на имеющихся скупых данных его связей с другими иранскими подтверждается наличием общих слов в вепсском и белуджском языках. Например вепсскому слову naine «невестка» хорошо соответствует бел. na’ānē «дочь» при janaine «женщина». Ясно, что при дуально-родовой организации первобытного общества, когда мужчины должны были брать жены женщин из другого рода, одна и та же женщина для родителей-белуджей была дочерью, а для семьи ее мужа – невесткой. Таким образом, не только лексическая параллель, но такое свидетельство о типичных брачных союзах подтверждают соседство вепсов и белуджей. Возможно, бел. pērok "дед" соответствует вепс. per’eh "семья". К. Хяккинен считает, что фин. paksu , эст. и вепс. paks "толстый" заимствованы из иранских языков, но приводит в соответствие только бел. baz "густой, плотный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 860). Из других иранских подобное слово обнаружено только в осетинском – bæz "тучный, жирный". Предки осетин и белуджей были соседями на прародине. Лексического материала из белуджского языка пока недостаточно, но был проведен сравнительный анализ лексики вепсского языки с другими иранскими языками. В результате этого анализа выяснилось, что наибольшее количество общих слов с вепсским имеет курдский язык – 76, далее идут осетинский – 65 общих слов с вепсским, персидский – 62, талышский – 61 слово, гилянский – 56, пушту – 45 общих слов. На карте можно видеть, что ареалы курдского и осетинского языков лежат ближе всех, если не считать ареала белуджей, к ареалу вепсского языка, и языковые контакты между населением этих ареалов также должны были быть достаточно тесными.

Вот примеры курдско-вепсских лексических параллелей, для некоторых из которых имеются также соответствия в других прибалтийско-финских языках:

курд. çerk "капля" – вепс. čirkištada "капать";

курд. cirnî "корыто" – вепс. kurn "желоб";

курд. e"ys "радость" – вепс. ijastus "радость";

курд. e"zim "прекрасный" – вепс. izo "милый", фин. ihana "чудесный, прекрасный";

курд. hebhebok "паук" – вепс. hämähouk , фин., карел. hämähäkki "паук";

курд. henase "дыхание" – вепс. heńktä , фин. hengittää , эст. hingake "дышать",

курд. hîrîn "ржание" – вепс. hirnaita , фин. hirnua , эст. hirnuma "ржать",

курд. kusm "страх" – вепс. h’ämastoitta "пугать";

курд. semer "тьма" – вепс. hämär "сумерки", фин. hämärä "сумеречный".

Последняя параллель хорошо соответствует закономерностям фонологии прибалтийско-финских языков, что может свидетельствовать о заимствовании финских слов из курдского. В этимологическом словаре современного финского языка, напротив, утверждается, что источником заимствования является древнегерманское слово, якобы представленное исландским sámur "темный, грязный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 238). Однако в авторитетном словаре древнеисландского языка слово sámr считается заимствованным из финского (Cleasby Richard, Vigfusson Gudbrand. 1874 ). Есть также курдско-вепсские параллели, которым имеются соответствия в одном или двух других иранских языках:

курд. çeqandin "втыкать", тал. čəgətəq "колоть" – вепс. čokaita "воткнуть";

курд. xerez "скорость" – вепс. hered "скорый";

курд. miraz , тал. myrod, гил. məriz "желание" – вепс. mairiš "потребность";

курд. pirtîn "трепет" – вепс. pirpitada "трясти".

Кроме того, имеется несколько десятков слов, общих для курдского, вепсского и еще для трех или более иранских языков.

С ареалом мордовского языка граничат ареалы курдского и талышского языков. Соответственно, из всех иранских языков, кроме осетинского, талышский и курдский имеют наибольшее количество общих слов с языками мокша и эрзя – по 62. В осетинском языке таких слов 67, но часть из них происходит от времен более поздних языковых контактов между мордвой и предками осетин в скифское время. Следует при случае отметить, что приводимые здесь численные данные о связях отдельных пар языков не исчерпывают их настоящего количества и используются лишь до сравнения между собой, будучи взятыми из одной и той же представительной выборки сем. При увеличении объема выборки мы получим новые данные, которые должны сохранить свое соотношение. Примеры сепаратных связей между талышским и языками мокша и эрзя приведены в таблице 9.


Таблица 9. Мордовско-талышские сепаратные лексические связи.



Из числа возможных курдско-мордовских сепаратных связей могут быть приведены такие примеры:

курд. leyi "ручей" – мок. ляй , эрз. лей "река",

курд. çêl "корова" – мок. скал "телка", эрз. скал "корова",

курд. sutin "тереть" – мок. сюдерямс "гладить",

курд. ceh "ячмень" – мок. чуж , эрз. шуж "ячмень".

Как было показано в разделе , фракийцы, т.е. предки албанцев, поселились в между реками Тетерев, Рось и Днепр. На противоположном берегу Днепра располагались ареалы предков пуштунов и ягнобцев. Соответственно, албанский язык больше всего соответствий из всех иранских языков должен иметь в афганском (пушту). Вот некоторые примеры:

пушт. bus "мякина" – алб. byk "то же",

пушт. gah "время" – алб. kohё "то же",

пушт. ləg’ər "голый" – алб. lakurig "то же",

пушт. peca "часть" – алб. pjesё "то же",

пушт. tar. əl "вязать" – алб. thur "то же",

пушт. xwar "рана" – алб. varrё "то же",

Найдены также немногочисленные (из-за малого объема словаря) примеры языковых связей фракийцев с другими соседями – предками согдийцев и ягнобцев:

алб. hingеllin "ржать" – ягн. hinj"irast "то же",

алб. anё "берег" – ягн. xani "то же",

алб. kurriz "спина" – ягн. gûrk "то же".

Как уже указывалось, западной границей иранской области был Днепр. За Днепром в лесной и лесостепной полосе в то время должны были оставляться еще предки тохарцев, балтов, славян, германцев, кельтов, фригийцев, армян, фракийцев. Ранее мы определили ареал формирования тохарского языка между Днепром и Березиной. Следовательно, тохарцы должны были соседствовать с предками осетин. Древние языковые контакты между этими двумя народами подтверждают это. В своих работах Абаев представлял такие примеры лексических соответствий осетинского с тохарским:

тох. ānkar "клык" – осет. assyr "то же",

тох. eksinek "голубь" – осет. äxinäg "то же",

тох. aca-karm "удав" – осет. kalm "змея",

тох. káts живот – осет. qästä "то же",

тох. kwaš "село" – осет. qwä "то же",

тох. menki "меньший", лит. meñkas "малый" – осет. mingi "маленький, мало",

тох. porat "топор" – осет. färät – "то же",

тох. sám враг" – осет. son "то же" (А. Абаев В. И., 1965),

тох. witsako "корень" – осет. widag "то же".

Правда, Абаев полагал, что эти соответствия происходят от скифских времен, но на то время тохарцы должны были уже достичь Центральной Азии.

Когда же тохарцы оставили свою прародину, их ареал заняли балты, расширив свою территорию до Днепра. В это время произошло разделение балтийских языков на два диалекта – восточный и западный. На территории старой прародины балтов западнее Березины сформировался западный диалект, из которого позднее развились языки прусский и ятвяжский, а в ареале между Днепром и Березиной сформировался восточный балтийский диалект, из которого развились литовский, латышский, земгальский, куронский языки.




Карта поселений иранских и германских племен в ІІ тыс. до н.э. .


Таким образом, восточные балты вошли в прямой контакт с предками современных осетин. Конечно, это сказалось на их языке, и определенные языковые связи осетинского языка с восточнобалтийскими можно выявить. Многие из них приводит Абаев в своем историко-этимологическом словаре осетинского языка, но и их он относит к скифскому времени (А. Абаев В. И., 1958-1989), что тоже, в принципе, возможно для какой-то части из них. Примеры лексических параллелей восточнобалтийских языков с другими языками говорят о том, что древние восточные балты имели наиболее тесные контакты с предками северных германцев и осетин.

Пребывание иранцев на определенной нами территории их первоначального расселения в определенной степени подтверждается данными топонимики. на территории Украины и России в принципе довольно многочислена, но оставлена преимущественно предками современных курдов и осетин и эта тема рассматривается отдельно. Тут же подаются только данные на Google Map (см. ниже).


О миграции иранских народов в Азию см. в разделе


О миграции иранцев в Европу см. в разделе


Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

Народы Ирана 1.Персы - 61% населения страны (основное население Ирана) – это около 45 млн.человек. Персы - Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты. В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. 2. Азербайджанцы - 16% - это около 12 млн.человек. Это второй (по численности) народ в Иране. Согласно БСЭ в этногенезе азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской, смешавшееся с вторгавшимися сюда в I тыс.днэ. и I тыс.н.э. ираноязычными и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.). Согласно энциклопедии Британника азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне, проживавшие в северной Персии. Это население было персизировано в период правления династии Сасанидов в Иране (III-VII вв. н. э.). Началом тюркизации населения можно считать завоевание региона турками-сельджуками в 11 веке и продолжающиеся потоки миграции тюркских народностей в последующие века, в том числе тех, которые переселились в период монгольских завоеваний в 13 веке (большая часть племен, формирующих монгольские войска а также вынужденных мигрировать вследствие монгольских завоеваний были тюркскими). Доминирующей наследственной компонентой этнических азербайджанцев Британника считает тюрок, появившихся в Азербайджане во время завоевания огузами в 11 веке. Советские учёные С.А.Токарев, А.П.Новосельцев и С.Ш.Гаджиев, отмечали, что азербайджанцы являются народом смешанного происхождения, в этногенезе которого приняли участие как местное аборигенное население региона, так и тюркские элементы. Касательно участия в этногенезе азербайджанцев древних албан, то прежде всего стоит отметить, что консолидированного албанского этноса никогда не существовало. Население Кавказской Албании представляло собой конгломерат из 26 племён. Процесс формирования тюркоязычного азербайджанского этноса, завершился, согласно «Истории Востока» (2002), в основном к концу 15 века. Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского этноса. Согласно «Истории Востока», этнические границы между турками и азербайджанцами установились к XVI веку, хотя к тому времени они ещё окончательно не были определены. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI-XVII века, когда на территорию Мугани переселились полукочевые племена шахсеваны и падары (некоторые западные регионы). По мнению В. А. Шнирельмана, консолидация тюрок Северного Азербайджана продолжалась вплоть до 1920-1930-гг. В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи Энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев», а согласно БСЭ 1926 года, «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др». Дагестанский учёный С.Ш.Гаджиева пишет: Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы» 3.Ассирийцы - Ассирийцы возводят свой этнос к древним ассирийцам, населению Ассирийской державы (середина 2-го тыс. до н. э. - 7 в. до н. э.). Находясь под властью Иранского государства, Арабского халифата, Могольской и Османской империй и др., ассирийцы стремились сохранить свою самобытность. Гонения на несториан вызвали переселение ассирийцев в Центральную Азию, Закавказье, Индию; укрывшиеся в труднодоступных местах Курдистана, а затем в горах на юго-востоке Турции, ассирийцы вплоть до 19 в. вели борьбу с притеснителями. Гнёт иранских и османских властей приводил к переселению ассирийцев в Россию. В 1828 части ассирийцев было разрешено переселиться из Ирана в Армению. 4.Бахтияры - Происхождение бахтиар связывается с древне-иранским населением Западного Ирана; родственны лурам, близки курдам. На протяжении своей истории включали различные этнические элементы (семитские, тюркские и др.). Объединение племён бахтиар возникло, по-видимому, в XII-XIII вв. Окончательно включены в состав иранского государства в XVIII веке. В XX веке усилился процесс этнической консолидации бахтиар. 5.Галеши - Говорят на одном из диалектов гилянского языка. Верующие - мусульмане-шииты. По культуре близки гилянцам. Сохраняются домусульманские верования. 6.Гилянцы - Живут преимущественно в Гиляне. Численность свыше 2,5 млн. человек. Близки персам. Говорят на гилянском языке иранской группы индоевропейской семьи. Распространены также персидский и курдский языки. Письменность на основе арабской графики. Гилянцы - в основном мусульмане-шииты, сохраняются традиционные верования. 7.Джемшиды - народ на северо-западе Афганистана (плато Бадгис к северу от Гератского оазиса) и в Иране (северо-восток Хорасана). Численность 80 тыс. человек. Говорят на диалекте джемшиди таджикского языка. Джемшиды - мусульмане-сунниты. Существуют предположения о тюркском или иранском происхождении джемшидов. По преданиям, джемшиды происходят от легендарного иранского царя Джемшида. Включаются в состав чараймаков, но сами противопоставляют себя другим аймакам. 8. Езиды - народ султана Езида – по прозвищу Красный Езид. По одной легенде легендарный вождь народа адаби в очень древние времена переправил весь свой народ с территоии древней Нубии через Красное море в Аравию и привел его в страну Дильмун, основав там город Шам. По другой теории султан Езид участвовал в крупной битве с неизвестным народом за обладание новой страной, возможно это был Шумер. Возможно эта битва произошла с племенами субареев, которые после этой битвы были вытеснены на север Междуречья. В этой битве Езид был сильно измазан кровью своих противников, но сам не имел ран. За то, что после битвы он был весь красный, он получил прозвище Красный Езид. В Иране часто езидов считают курдами (курдами, сохранившими свою древнюю религию, не принявшими ислам). 9.Каджары - Восходят к средневековым тюркским племенам, переселившимся в Переднюю Азию в XIII-XIV вв. В XV веке составляли часть туркмен Анатолии и делились на несколько больших подразделений (Агча Коюнлу, Агчалу, Шам Баяти, Йива). Входили в состав кызылбашских племён, с помощью которых династия Сефевидов (XV-XVI вв.) объединила под своей властью Иран. В XVI веке были переселены в Северный Азербайджан. На рубеже XVI-XVII вв. каджары были расселены по нескольким районам Ирана: в Закавказье, в районе города Мерва и в долине реки Горган (Астрабад), где разделились на две ветви: ашакабаш и юхарибаш. Выходцы из первой ветви правили в Иране в конце XVIII - начале XX вв. (династия каджаров). 10.Кашкайцы - Некоторые исследователи связывают формирование кашкайцев с халаджами, одним из средневековых тюркоязычных племён огузов. По другим данным, предки кашкайцев переселились в Иран во времена монгольского завоевания (XIII век). Есть мнение, что кашкайцы - выходцы из Закавказья. Видимо, в этногенезе кашкайцев приняли участие целый ряд различных по происхождению этнических групп (тюрков, иранцев и др.). Общее самоназвание появилось в середине XVIII века. В XX веке среди кашкайцев усилился процесс этнической консолидации. Кашкайцы делятся на несколько десятков крупных и мелких племён, которые в свою очередь распадаются на отдельные родо-племенные группы. Крупнейшими племенами являются амале, шешбулюки, даррешури, кашкули, фарсимадан. До середины XX века объединение племён кашкайцев возглавлялось правителями - ильхани, во главе отдельных племён стояли ханы, племенные подразделения - зависимыми от последних калантарами и кедхуда. 11.Курды - До начала XX века курды объединялись в союзы племён, делившиеся на мелкие родо-племенные группы. В XIV-XVIII вв. находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. В Турции, Иране, Ираке, Сирии подвергались национальной дискриминации. Попытки властей лишить курдов национально-культурных прав приводили к многочисленным восстаниям в Курдистане. К концу XIX века усилились миграционные процессы: из Турции и Ирана, курды переселялись в Закавказье. Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). 12. Луры - Верующие - мусульмане-шииты. Имеются приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.). Распространены доисламские верования. Луры восходят к древнейшему доиндоевропейскому населению Западного Ирана; вероятно, сложились на рубеже 2-1-го тысячелетий до нашей эры в результате смешения пришлых иранских племён с населением древнего государства Элам (с эламитами). После арабского завоевания, в средние века в Луристане правила самостоятельная династия атабеков. 13.Мазандеранцы - Восходят к древне-иранским племенам, заселившим территорию Ирана на рубеже 2-го - 1-го тысячелетий до нашей эры. В средние века в Мазандеране правили местные династии. В конце XVI века включены в состав иранского государства. 14. Талыши - Говорят на талышском языке иранской группы индоевропейской семьи. В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. Талыши - мусульмане-шииты, часть - сунниты. Талыши - потомки древнего коренного населения Кавказа. В начале XIX века Талышское ханство (основано в XVII веке) вошло в состав Российской империи. 15. Таты - Народ в Азербайджане и России (в Дагестане, небольшие группы в других республиках Северного Кавказа). Говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем 2 диалекта - южный и северный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространён также азербайджанский язык. Верующие таты - мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана. 16.Теймури - Говорят на диалектах дари и фарси (персидского) языков. Теймури - мусульмане-сунниты, значительная часть теймури в Иране - мусульмане-шииты. Предполагается, что теймури - выходцы из Средней Азии (получили название от покорившего их в конце XIV века Тимура). По другой версии, теймури расселились по своей этнической территории после монгольского нашествия XIII веке. В этногенезе теймури, по-видимому, участвовали тюркские и иранские элементы. 17.Туркмены - В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации. Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., сыграли важную роль в этногенезе туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале XIII века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания сложились новые племенные объединения, составившие ядро туркменской народности: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), «внешних» (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и «внутренних» (собственно салыры) салыров, а также гоклены. Помимо них и более мелких племён туркмен - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав туркмен. В XVI-XVIII веках происходило массовое переселение многих туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили). Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими туркменские племена. В XVIII-XIX веках сохранялись традиции родового строя в общественных отношениях и сильные пережитки родовых обычаев; экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство способствовало сохранению патриархального быта. До 30-х гг. XX века туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. 18.Тюркские племена - этнические общности, близкие по языку, культуре и быту к азербайджанцам и постепенно сливающиеся с ними (небольшая их часть ассимилируется также персами). Численность достаточно условна, поскольку переписи населения в Иране ведут учёт по религиозному признаку. К тюркским племенам Ирана относятся: 1) афшары и близкие к ним кызылбаши (500 тыс. человек в Иране). Афшары живут в основном к востоку от озера Урмия, отдельные группы - в Фарсе, Кермане, Хузистане; в Афганистане (куда афшары были переселены в XVIII веке) - в слободах Кабула и Кандагара и в некоторых деревнях вблизи этих городов. Афшары сыграли важную роль в истории Ирана. Выходец из этого племени шах Ирана Надир-шах (1736-47) создал обширную империю, изгнав из Ирана афганцев и турок и завоевав значительные территории в Индии, Средней Азии, Закавказье. Кызылбаши - городские жители Кандагара. Кызылбаши Афганистана говорят на дари, афшары частично сохраняют в быту и язык азери тюркской группы алтайской семьи; 2) карапапахи (80 тыс. человек), расселённые на южном берегу реки Урмия. Карапапахи - потомки переселившихся во время русско-иранской войны 1826-28 в Иран тюркоязычных выходцев из Эриванского округа близ озера Севан (Гекчи); 3) карадагцы (20 тыс. человек), населяют северо-западные пограничные районы Ирана - смешанная группа, потомки тюркоязычных выходцев из Закавказья времён русско-иранских войн (1804-13 и 1826-28); 4) тюркские племена Юга и Востока Ирана (300 тыс. человек): в Тегеранской провинции, в районе Верамина и Кума, расселены тюрки кенгерлу; в восточной части провинции Фарс, к востоку от кашкайцев, кочуют племена инанлу, бахарлу и нафар, входящие в объединение племён хамсе; в Керманской провинции (районы Сирджана, Рефсенджана и Бердсира) кочуют племена хорасани и пичагчи; в Хорасане, к югу от Торбете-Хейдеры живёт племя карайи; севернее, смешанно с курдами, обитают племена байатов (около Нишапура), карагозлу (Джумейн и Исфарин) и др.; в области Горган расселены племена теймурташ и гоудари. В своём большинстве все эти тюркские племена расселены в горных или полупустынных районах, малопригодных для земледелия, и занимаются кочевым и полукочевым скотоводством. 19. Хазарейцы - хазара (самоназвание, от персидского «тысяча»; военное подразделение кочевников), народ в Центральном Афганистане (главным образом горный район Хазараджат, а также провинции Герат, Кандагар, Нангахар и Бадахшан). Живут также в Иране (Восточный Хорасан). Численность в Иране 220 тыс. человек. Говорят на языке, близком к дари, много заимствований из монгольских языков. Верующие - мусульмане-шииты. Основу хазарейцев составили монголоязычные кочевники, в их этногенезе участвовали также тюркские и иранские племена. Вероятно, хазарейцы - потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками. В конце XIX века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-афганцев (пуштунов), которым он отвёл там летние пастбища. 20.Чараймаки - сформировались, по-видимому, в результате смешения коренного таджикского населения с пришлыми тюрко-монгольскими племенами. Об участии тюрко-монгольского компонента в этногенезе чараймаков свидетельствуют монголоидные черты у некоторых групп чараймаков и центрально-азиатские элементы в быту (юрты и др.). До конца XIX века вели в основном кочевой образ жизни, сохраняли родоплеменное деление. Процесс оседания полностью не завершён. 21.Шахсевены - Говорят на восточных (муганских) диалектах азербайджанского языка. Верующие шахсевены - мусульмане-сунниты. Объединение племён шахсевенов произошло в конце XVI века в связи с формированием из различных тюркских племён (кызылбашей) шахской гвардии (азерб. шахысеван - «любящие шаха»). Традиционное занятие - кочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот как тягловая сила, верблюды и лошади), летом - в Себеланских горах, зимой - в Муганской степи. С конца XIX века переходят к оседлому земледелию. 22.Арабы – остатки арабского населения, оставшегося в Иране после арабских завоеваний. А теперь посмотрим всю этническую историю народов Ирана с древнейших времен (излагать ее буду кратко, по своему историческому Атласу). 200 тыс.лет назад – вероятно появились первые люди на этой территории. Их было мало и это были деградированные потомки асуров – австралоиды (похожие на современных веддоидов Шри Ланки и папуасов). Они жили в основном в южной части Ирана. 80 тыс.лет назад – вероятно в это время появились редкие поселения потомком атлантов, которые двигались с Ближнего Востока в сторону Средней и Восточной Азии (где сформировались новые народы субарейцы и туранцы). 38 тыс.лет днэ – север Ирана (и Среднюю Азию) населяют субарейцы (это европеоидный народ средиземноморской расы). На юге Ирана продолжают жить австралоиды. 30 тыс.лет днэ – на западе Ирана (горы Загроса) заселяют австралоидные племена (барадосская культура). На остальной части Ирана продолжают жить субарейцы. На юге по прежнему живут австралоиды. 14500 г.днэ – с севера на территорию Ирана начинают проникать племена дравидоидов (потомки костенковской культуры). 10000 г.днэ – к этому времен запад Ирана заселен субарейцами (зарзийская культура), на юге по прежнему обитают австралоиды, а центр и север Ирана заселен дравидоидами. 6500 г.днэ – большая часть Ирана заселена дравидоидами (культура али-кош), на юге у дравидоидов есть сильные признаки австралоидов (это народы родсвенные, древнему народу – эламитам). 5200 г.днэ – из племен культуры али-кош на юго-западе Ирана сформировался новый народ – эламиты (потомками которых сегодня являются луры). На остальной территории без значительных изменений. 4800 г.днэ – на всей территории Ирана (за исключением Элама) существовала культура сиалк – это были племена дравидоидов. 3100 г.днэ – западе Ирана (в горах Загроса) сформировался новый народ лулубеи – это дравидоиды. Севернее их жили гутеи – это тоже дравидоиды. 1900 г.днэ – на западе Ирана (между лулубеями и гутеями) сформировался новый народ – касситы. Это тоже были дравидоиды. Северо-запад Ирана заселили кавказские племена хурритов. 1100 г.днэ – из Средней Азии на северо-восток Ирана проникли первые ираноязычные племена – мидийцы. 900 г.днэ – из Средней Азии на территорю Ирана прникают многочисленные иранские племена. Они заселяют большую часть Ирана (кроме Элама). Начинается процесс иранизации местных дравидоидов (переход дравидоидов на иранские языки). Часть дравидоидов уходит в сторону Пакистана и Индии. Начинается процесс формирования персидского народа (этот народ формировался южнее мидийцев и на северо-востоке от Элама). 500 г.днэ – большая часть Ирана заселена персами. Исчезают следующие народы – лулубеи, касситы, гутеи (они перешли на иранские языки). Территория, населенная эламитянами тоже сокращается (эламитяне тоже подвергаются иранизации). Это начало эпохи господства персов на территории Ирана (государство Ахеменидов). 350 г.днэ – к этому времени всю территорию Ирана населяют персы и другие ираноязычные племена. Мидийцев и эламитян уже нет (мидийцы стали частью персов, а эламитяне полностью перешли на иранский язык – стали лурами). 500 год нашей эры – на территорию Ирана переселяются племена саков. Их из степей юга Казахстана и севера Средней Азии изгоняют тюркские племена, пришедшие туда вместе с гуннами. 900 год – на южном побережье Ирана поселяются арабы, пришедшие во время арабских завоеваний. От притеснений со стороны арабов на территорию северо-запада Ирана бежала часть христиан-ассирийцев и древнего народа адаби (предков современных езидов), они не желали принимать ислам и скрывались от мусульман в горных местностях. 1050 год – на востоке Ирана начинает формироваться новая этническая общность – белуджи (они сформировались на основе пришедших с севера ираноязычных кочевых племен – саков, канглов, усуней). На севере Ирана появились тюркские племена сельджуков и огузов. 1200 год – к этому времени на территории Турмении и на крайнем севере Ирана сформировался новый народ – туркмены (на основе огузов). По территории Ирана во время власти сельджуков расселилось множество тюркоязычных племен (многие постепенно перешли на иранские языки). В это время рядом с лурами появились бахтияры. 1400 год – на южном берегу Каспия сформировался новый ираноязычный народ – гилянцы. К этому времени пастушеские племена, жившие в горах Загроса (северо-запад Ирана) носили имя курдов. Это время начала формирования курдского народа. 1500 год – на северо-западе Ирана (Южный Азербайджан) начинает формироваться новый тюркоязычный народ – азербайджанцы (они сформировались на основе поселившихся там огузов). Примерно в это же время появился новый тюркский народ – мазендеранцы. 1550 год – на территории Ирана расселены тюркские племена каджаров. 1750 год – появилось название нового тюркского народа – кашкайцы. 1900 год – к этому времени на западе Ирана сформировался новый ираноязычный народ – курды (с диалектом курманджи). Он сформировался на основе местных ираноязычных скотоводческих племен, а также на основе езидов, принявших ислам. К этому же времени сформировались другие ираноязычные народы – горани и сорани, которых часто тоже относят к курдам, хотя основа возникновения этих народов другая. Как мы видим из хронологии событий этнической истории самым древним народом Ирана являются луры – потомки древнего эламского народа. Но современные луры потеряли свой древний язык и свою религию. А еще более древние народы – австралоиды, субарейцы и дравидоиды не сохранились. Древняя иранская религия - зороастризм, сохранился только у современной этноконфессиональной группы персов – гебров. Галеши и гилянци тоже сохранили частично свою древнюю религию. Немногочисленные езиды Ирана тоже сохранили свою древнюю религию – эту религию часто называют Шарфаддин (это вера во Всевышнего и его семь ангелов во главе которых стоит Тауси Малак). У небольшой группы луров сохранились приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.). У них также распространены доисламские верования.

Что еще почитать