Система образования в различных странах. Система образования в Новой Зеландии

Вам встречались люди, совершенно довольные тем, как проходит школьное обучение?..

Конечно, проблемы есть в любом деле, и образование - не исключение. Сложности эти бывают большие и маленькие, принципиальные и такие, что можно пережить, лежат они в разных сферах большой школьной жизни.

Мы сегодня остановимся на тех, которые важны с точки зрения психолога. Что же, с Вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в Вашей стране? Что менять надо безотлагательно, а что - в перспективе?

И есть ли у Вас видение, как это менять?

Говорят, совершенно довольные школьным образованием дети сейчас живут в Финляндии. Там в корне изменили систему образования, которая и раньше была довольно неплохой. А теперь так стала вообще близкой к идеалу и воспитывающей "человека будущего". Так это или нет, поглядим.

Но мы живём не в Финляндии, поэтому будем говорить о постсоветской школе. Я родилась и выросла в Советском Союзе, а потом жила в Казахстане, унаследовавшем советскую систему образования.

Сейчас уже 4 года живу в Канаде и могу сравнивать эти две системы. Мой старший сын 5 классов закончил в Алма-Ате.

Не идеальны ни та, ни другая школа. Но скажу сразу - канадская мне нравится больше. И именно в эту сторону я бы предложила менять современную казахстанскую.

В чём вижу плюсы канадской системы?

  • Больше уважения к детям, внимания к их нуждам и потребностям. На детей здесь не кричат, их не унижают. Любой такой случай становится событием и вызывает большой шум. В постсоветской школе ребёнок всё ещё стоит далеко внизу в иерархии, на него могут не только наорать, но и по попе шлёпнуть, сама не раз наблюдала такое в школе, где учился мой сын.
  • Вместо глубины знаний по отдельным предметам здесь больше уделяют внимания практической направленности знаний и их взаимосвязи. Например, физика, химия и биология здесь интегрированы в единый курс. История идёт в паре с географией. А в финской школе недавно вообще убрали все предметы и ввели систему изучения явлений. Любая тема рассматривается всесторонне с подключением разных дисциплин.
  • В канадской школе больше дают свободы творчества детям. Здесь нет зубрёжки, домашних заданий немного. Зато много проектов, как индивидуальных, так и групповых, которые дети потом представляют друг другу. Более системное м сложное обучение появляется в старшей школе (8-12 класс), по своей структуре оно напоминает университетское и готовит детей к нему. Здесь уже дают и глубину, и профильность, дети выбирают более узкую специализацию для себя.
  • Много внимания уделяется развитию у детей навыков общения и социально-приемлемого поведения. Классы каждый год ротируются - новые одноклассники (процентов на 70%) и всегда новый учитель. Это заставляет детей адаптироваться заново и каждый раз устанавливать новые отношения.
  • Здесь нет долгих и нудных родительских собраний. Вся работа с семьёй ведётся индивидуально.
  • Об отсутствии уроков в субботу и второй смены даже говорить не буду. Классы здесь не более 25 человек. В первом классе у моего сына было 42 (!) человека, которые сидели друг у друга на головах.
  • Много времени уделяется играм на свежем воздухе и спорту. В школах большие пришкольные территории, где дети свободно бегают на большой перемене, которая длится 40 минут.
  • Дети здесь хотят идти в школу!

Вот это всё, на мой взгляд, делает канадскую школу более эффективной и менее травмирующей для детей.

И я уверена, казахстанская, российская и любая другая постсоветская школа только выиграла бы от этих изменений.

Кроме того, нужно менять статус и положение учителя в школе. Вводить достойную оплату, убирать ненужную бумажную и бюрократическую работу. Учитель должен нести в класс позитив, уверенность и быть ролевой моделью для детей. А это возможно лишь тогда, когда его статус в обществе достаточно высок и устойчив.

В канадских школах (и детсадах) много учителей-мужчин. И это здорово! Здесь учителя получают достойную оплату и входят в средний класс.

Вот такие у меня предложения по изменению системы школьного образования, в частности, в Казахстане.

С точки зрения психологии мне близка концепция Карла Рождерса, который придумал обучение, центрированное на учащемся. Вкратце суть такова: человека нельзя ничему научить, все люди учатся сами. Чтобы обучение происходило, нужно создать соответствующие условия. Самое важное условие - принимающие и доверительные отношения между учеником и учителем, а также между учениками, если они занимаются в группе. Эти отношения снимают стресс, вызывают положительные эмоции и облегчают обучение.

Что же мы видим в российской школе? Новый министр образования Ольга Васильева заявляет, что главным в школе должен быть учитель. Хочется сказать: "Эй, а ради кого это все делается? Не для учеников случайно?".

Отметим, что концепция Рождерса пришла на смену обучению, центрированному на учителе, еще в 20 веке. Если же взять деятельностный подход, на котором основан нынешний закон об образовании, то в нем центральное звено - учебная деятельность ученика. В целом этот закон базируется на научно обоснованных и проверенных концепциях (деятельностный и компетентностный подходы), проблемы только с их пониманием и практическим применением. Я по личному опыту знаю, что даже сотрудники Минобразования не до конца их понимают, а некоторые вообще о них не слышали.

В целом в образовании в России наблюдается полное рассогласование: между декларированием и действиями, между разными официальными документами, между работой практиков, ученых, законодателей, родителей, обучающихся. Каждый видит по-своему и тянет в свою сторону. Поэтому в первую очередь необходимо наладить взаимодействие.

  • Создавать площадки для общения между политиками, учителями, исследователями педагогики, чтобы выработать общее видение ситуации.
  • Исследовать лучшие практики на местах, а также их поддерживать и распространять.

Только после того, как участники процесса придут к общему видению, имеет смысл планировать дальнейшие действия. И в любом случае изменения должны быть нативными, т.е. основанными на лучших местных практиках, а не единые меры для всех в приказном порядке.

На мой взгляд, ситуация в современной школе с 90-х годов изменилась только к худшему.

Качество образования снизилось - учебники по некоторым предметам просто отвратительные, зарплата учителей совершенно не соответствует ответственности и нагрузке, поэтому и отношение учителей к своей работе зачастую неудовлетворительное. Отношение к ученикам и девиз системы образования остались неизменными с советских времен - "ученик существует для системы образования и государства", а не наоборот - "школа и знания - для развития ребенка".

Менять надо все и кардинально. В первую очередь - повысить зарплату учителям. Как? Думаю, это не секрет. Когда люди у власти перестанут воровать и наделять себя бесконечными льготами и привилегиями, деньги на это появятся.

Просто необходимо изменить систему подготовки и ОТБОРА учителей. Для того, чтобы получить права на вождение машины, человек должен получить справку психиатра, а для того, чтобы устроиться в школу в Санкт-Петербурге, например, еще несколько лет назад достаточно было принести анализ крови на RV, результаты флюорографии и справку о прививке от дифтерии (не знаю, изменилось ли что-то сейчас).

Почему-то никого не волнует, здоров ли учитель психически, хотя это вопрос должен быть первоочередным при отборе. Серьезная диагностика психического здоровья и особенностей личности будущего учителя должна проводиться еще на уровне вступительных экзаменов в вуз. Помимо вступительных экзаменов, абитуриенты должны проходить психолого-психиатрическую комиссию. Она должна отсеивать людей с явными психическими нарушениями. Даже без серьезных заметных отклонений человек явного шизоидного, садистического или паранойяльного склада, со слабым чувством юмора, низким уровнем социального интеллекта и низкой стрессоустойчивостью просто не сможет быть нормальным учителем.

Такую же диагностику необходимо повторять при устройстве на работу в школу и, как у военных, такая проверка должна быть регулярной. Нездоровый, неадаптированный человек не должен работать с детьми! Необходимо создать и систему психопрофилактики в школах, чтобы учителя могли получать своевременную поддержку психолога и не боялись, что личная информация выйдет наружу.

Подготовка учителей должна включать гораздо больше занятий по теории и практике психологии. Сейчас многие учителя очень немного знают о психологии детей и подростков , не понимают, что такое СДВГ, что медлительность ребенка - это особенности темперамента, а не лень и т.п. Занятия психологией в педвузах должны быть больше ориентированы на практику и освещать конкретные вопросы:

  • Как добиваться дисциплины?
  • Как себя вести с ребенком, которому нравится играть роль клоуна?
  • Как общаться с недовольными родителями?

Преподавание такого бесполезного предмета как педагогика можно свести к подробному знакомству с опытом выдающихся учителей и обсуждению их книг.

Более высокий уровень зарплаты предполагает и более высокий уровень специалистов в школе. Если за вакансию учителя будут бороться люди с хорошим опытом или высокой мотивацией, у директора школы появится возможность взять на должность учителя математики не военного пенсионера или учителя начальных классов, прошедшего курсы переподготовки, а высококвалифицированного специалиста. Может быть, молодого, но со свежими знаниями и горящими глазами. А пока некоторые школы ждут, чтобы на ставку пришел хоть кто-нибудь.

Можно долго говорить об изменении программ и учебников. Это важно, но второстепенно. Все решает личность учителя.

Если когда-нибудь в нашей стране удастся изменить систему подготовки и отбора учителей, сами учителя изменят все остальное, в том числе и отношений к ученикам.

Когда мой ребенок учился в школе - это был просто кошмар. И дело было не в ребенке, а скорее в школе. А если быть конкретнее, то в учителях.

Как в младших классах, так и в старших успехи в учебе напрямую зависели от преподавателей, которые несли знания по данному предмету. Промахов педагогов было много - от нетактичности до грубости, от простого незнания своего предмета до превышения должностных полномочий.

Вероятно, это можно понять, так говорят некоторые мои знакомые: низкая зарплата, маленький конкурс на место, невозможность получить другую профессию и т.д. Лично я так не считаю. Учитель - это важная часть в системе образования. Хороший учитель - это 90% успеха ученика. Те, у кого детки собираются идти в первый класс или уже учатся в начальной школе, поймут меня.

В старших классах ситуация усугубляется. Оно и понятно - детки уже не маленькие, и у них уже есть свое мнение и свои взгляды. И вот тут происходит диссонанс.

Преподавательский состав твердит о развитии собственного мнения и взглядов, которые они выращивают в учениках, но стоит только подопечным показать свое мнение и свой взгляд - что тут начинается… Оказывается, наши учителя не в силах выслушать, принять и уж тем более работать с этим самым подростковым мнением и взглядами. И не дай бог кто-то выделится в стиле или идейно - всех под гребенку.

Пишу это по своему личному опыту - именно в старших классах мне так часто приходилось ходить и защищать своего ребенка, защищать её право на свое мнение и свой взгляд на жизнь. Кстати сказать, в начальной школе с преподавателем ей (ну и мне, конечно) повезло. Мы до сих пор помним ее имя - Елена Юрьевна, и у меня осталось хорошее и теплое воспоминание о ней.

На вопрос:
Что же, с вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в вашей стране?

Отвечу так:
школьных программ много - есть хорошие, есть очень хорошие, есть просто отличные. Однако если преподаватель плох, то он «запорет» даже самую шикарную программу. Поэтому считаю важным фактором -

  • обучение преподавателей, обязательное повышение квалификации,
  • оплата,
  • ну и, конечно, сократить кол-во учеников в младших классах
  • и вносить больше креативных предметов в старших классах.

Что я имею ввиду под креативными предметами - это предметы курса ораторского, актерского и т.д. - то, что в настоящем увлечет подростка , а в будущем обязательно пригодится.

То, о чем я буду писать, пока находится в области фантазий. На сегодняшний момент реализовать эти идеи нет возможности. Но когда есть идеи и их сторонники, прогресс движется в их сторону, и однажды это станет возможным...

Итак, первое - время, проводимое в школе. Даже у взрослых в большинстве случаев график 5-2. Однако же дети наши, начиная со 2 класса, трудятся 6 дней в неделю - а в оставшийся выходной готовятся к следующей неделе. В итоге колоссальное психическое напряжение сказывается на всем - зрение, осанка, тонус сосудов (а оттуда проблемы с давлением) - а все потому, что дети банально не успевают отдыхать.

Количество учебных часов велико, и многое поставлено именно на заучивание материала, хотя по всем стандартам ФГОС ведущей целью образования должны стать не столько готовые знания, сколько умение их добывать и быстро мыслить, ориентируясь в реалиях очень быстро меняющегося мира. Хорошо бы, чтобы именно на этом и был сделан акцент.

Далее, это ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Стандартизированная система тестов, несомненно, удобна для поступления в высшие профессиональные учебные заведения. Однако в отношении полезности знаний, ориентированных на эти экзамены, можно поспорить. Дети не знают, для чего, кроме поступления, им эта информация - практико-ориентированности нет и в помине.

Далее, в нашей стране (да и в большинстве стран мира) сделан упор на такие дисциплины, как математика (позволю себе вольность объединить в одну группу алгебру, геометрию и физику), немного гуманитарные (языки) и естественно-научные дисциплины (биология, химия). К предметам вроде физкультуры, рисования или музыки очень пренебрежительное отношение. Этих часов мало, а их приоритет всегда низкий. И это, на мой взгляд, фатальная ошибка.

Есть люди - математики. И есть прирожденные спортсмены. А есть художники и танцоры. И все они достойны быть признанными в своей профессии .

Представьте на минутку начальные классы, в которых предметам математики, языков, окружающему миру, танцам и театру, музыке, физкультуре, рисованию, трудам отводилось бы одинаковое время.

Небольшое лирическое отступление. Джиллиан Линн, постановщик всемирно известного мюзикла "Кошки", очень плохо успевала по всем предметам. Она была очень подвижной, без конца вертелась. Сегодня ей бы поставили диагноз "синдром дефицита внимания" - тогда же просто считали неспособной к обучению. Ее хотели отчислять из школы и привели на диагностику к психотерапевту. Понаблюдав за ней немного, терапевт предложил маме девочки выйти, а сам включил музыку, оставив девочку в комнате одну. Та сразу начала танцевать. "Ваша дочь не больна. Она танцовщица. Отдайте ее в балетную школу" - сказал специалист. И получили гениальную личность. А могли закрыть на домашнем обучении...

Важно дать возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с его природными талантами, предоставляя для этого в равной мере и равном значении (то есть равном уважении к дисциплинам со стороны самих педагогов) все направления развития.

В начальной школе ребенок определяется со своими предпочтениями (учитывается и мнение педагогов), и с 5 класса идет специализация - то есть все предметы, кроме ведущих, проводятся по 1-2 часа в неделю, а основной своей дисциплиной дети занимаются ежедневно.

При таком подходе ребенок с художественными способностями по окончании школы поступал бы в колледж искусств или архитектурный техникум с развитыми навыками рисования, на физмат - с любовью к физике, а не потому, что это наименее противный предмет, а физкультура не ценится.

Далее, считаю важным вернуть ставку (и не одну) психолога в школу, но поменять основное направление его деятельности. С диагностики сместить акцент на профилактику для всех учащихся. Вводить занятия по игропрактике.

Игра - не только способ обучения, но и великолепная форма снятия нервно-психического напряжения, а также повышения социальной адаптивности и сплочения детского коллектива. Если хотя бы 1-2 раза в неделю дети будут играть вместе под кураторством психолога, это станет профилактикой всех форм дезадаптивного поведения. К тому же, ребенку гораздо проще подойти за советом к знакомому доброму психологу, чем к тому, кого ты видишь 2-3 раза в год на диагностике.

Пусть пока в современных реалиях это невозможно, но очень хотелось бы ограничить число учащихся на одного педагога - максимум 25, лучше 20. Тогда будет шанс реализовать принцип индивидуального подхода. Когда детей в классе 30, а порой и 35, это физически невозможно.

Еще одно наблюдение касается роли и статуса педагога. Проведу сравнение с Германией. У нас педагог имеет очень жесткие рамки внешнего вида и поведения. В "забугорье" эти рамки гораздо мягче. Педагог может придти в джинсах и повисеть с ребятами на турнике, травя анекдоты, даже если она ведет не физкультуру, а английский язык и подтягивается всего полтора раза.

Не это определяет уважение детей к педагогу. А его доброе отношение, большой багаж знаний, честность и открытость, умение завлечь, влюбить в свой предмет. Для немецких педагогов допустимо поиграть с детьми на перемене, даже если дети в шестом классе. И хвалят детей не только за результаты, но и за старания. Кстати, мужчин-педагогов там почти столько же, сколько и женщин, а зарплата одна из самых высоких по стране. Но и отбор жесткий...

Я год назад была на отчетном концерте музыкальной школы в Германии. Начали на полчаса позже (и где была хвалена немецкая пунктуальность?), а до того конферансье просто тянул время. Дети вышли неровным строем, и педагог их долго расставлял на сцене. В одном месте мальчик-скрипач сфальшивил и растерялся, потом остановился вовсе. Весь зал поддержал аплодисментами, выступление начали сначала. Сыграли не идеально - даже мне, не профессионалу, были слышны фальшивые ноты.

Удивительно было то, что и педагог, и дети, и публика лучились счастьем. Знали ли они, что сыграли не очень? Конечно, знали. Но не это было главным. Они трудились целый год, выучили новые композиции, смогли выйти на сцену и не побояться толпы, это все было их личным ростом - и каждый это понимал, как на сцене, так и в зале.

Не так все происходит у нас... Нервный педагог, вышколенные, но задерганные дети. Идеально или почти идеально сыгранный концерт - и слезы страха, что за ошибку осудят.

Конечно, это пример из сферы дополнительного образования - но примерно то же происходит и в общеобразовательных школах. Акцент на ошибках, стремление стать идеальным не из жажды достижений, познаний, развития, а из страха осуждения. Я, конечно, утрирую немного - есть у нас великолепные педагоги, умеющие расположить к себе детей, поставить увлекательный образовательный процесс, мотивировать трудиться не за страх , а за совесть - но их меньшинство. И делают они это не благодаря, а вопреки школьной системе образования.

Итак, что хотелось бы изменить в системе школьного образования?

Сделать пятидневку. Уменьшить количество домашних заданий. В равной мере (особенно в начальных классах) развивать гуманитарные, творческие и естественные науки. Обязательно ввести подвижные игры. Раздвигать рамки дозволенного для педагога. Создавать простор для творчества, самостоятельной деятельности. Поддерживать в каждом ребенке жажду познания. Позволять иметь свое мнение - и обсуждать (а не осуждать или запрещать) это мнение, споря на равных.

Когда? Хотелось бы безотлагательно, но даже если взяться за разработку такой системы, реализовать ее в самых радужных перспективах удастся не раньше, чем через 5 лет. Но браться за это надо немедленно. Чем раньше, тем лучше, ведь на кону психическое и физическое здоровье детей, их успешность и, наконец, просто - счастье...

Вопросу образования в Германии уделяется огромное внимание. Вся система построена так, что абсолютно любой желающий может на свое усмотрение выбирать школу, вуз, профессию и специальность, исходя из своих предпочтений, склонностей и способностей. Именно это государство является сердцем самых смелых инноваций в университетском образовании. Все это говорит о том, что поступление в немецкое учебное заведение сулит возможность получить знания в самом интеллектуальном сердце Европы. Важным этапом во всем процессе считается школа в Германии.

Как устроена образовательная система в стране в целом

Весь процесс обучения, который проходят юные немцы в первые годы своей жизни, имеет четкую трехступенчатую структуру, считающуюся в мировой практике классической:

  • начальная ступень;
  • средняя;
  • высшая.

На всех уровнях учебные заведения подразделяются на частные и государственные. Хотя доля первых не слишком велика – всего 2% от общего количества.

Власти страны гарантируют своим гражданам обязательное образование в начальных и средних школьных учреждениях, которое они могут получить бесплатно.

Непосещение занятий может обернуться для нарушителей общением с полицией, а не просто разбирательством на уровне школы.

Руководство учебным процессом возложено на профильные ведомства в каждом регионе. В зону их ответственности входит определение всех составляющих, из которых состоит школьная система:

  • утверждение учебников;
  • составление учебного плана;
  • планирование внутреннего распорядка работы школ.

Местные законы об образовании принимаются исключительно на базе федерального закона, единого для всей страны.

Дошкольное воспитание не является в Германии обязательным, а потому в общую систему не входит. в основном представлены частными учреждениями и направлены в большей степени на организацию детского досуга, нежели на занятия, готовящие к школе.

Посещение детсада возможно чаще всего только на полдня. Все остальное время дети находятся на попечении своих родителей. Немецкий Kindergarten – это место, где все усилия воспитателей направлены на развитие образного и последовательного мышления у своих воспитанников, основ музыкального восприятия, физических способностей. Здесь самые маленькие члены общества рисуют, поют, решают логические задачи, учатся вербальной коммуникации и ораторскому искусству, пока, правда, на уровне правильного выражения мыслей. Обучение грамоте не входит в задачу преподавателей на этом этапе.

Ключевым критерием готовности малыша к переходу на следующую ступень немецкая школа определяет не его умение считать, писать и читать, а социальную зрелость, которая соответствует его возрасту. Если ребенок не достиг нужного уровня развития, наверстать упущенное он может в пришкольных детских садах (Schulkindergärten) или в классах, предшествующих школе (Vorklassen).

Следующий этап – среднее образование. Возраст, когда дети в Германии идут в школу, составляет 6 лет. Первые пару лет обучения их ждут комплексные предметы, а вот оценки они начинают получать не ранее третьего класса. Школьные учреждения в большинстве своем государственные. На долю частных приходится всего 5%.

Исходя из отметок и способностей учеников, преподаватель в последнем году учебы в младшей школе рекомендует родителям, в каком направлении им необходимо направить свои усилия в средней школе. На этом этапе учащимся придется преодолеть две ступени:

  • обучение до 10 класса,
  • 11-13 классы.

Школьное образование в Германии на первой ступени располагает несколькими видами школ:

  • основная,
  • реальная,
  • гимназия,
  • общая.

Последняя представляет собой сочетание гимназии и реальной школы. Подходит детям, которые еще не определились с будущим направлением образования и пока не уверены в своих предпочтениях.

Вторая ступень средней школы считается завершенной только после окончания гимназии, а именно 11-12 классов в школе. 13-й класс предназначен для абитуриентов, которые по его окончании сдают экзамен и на основании заработанных баллов зачисляются в университет.

Таким образом, завершить среднее образование, если не планируется поступление в вуз, можно и в разного типа профильных школах. Здесь дети получат не только диплом об освоенной специальности, но и аттестат, подтверждающий окончание школьного учреждения соответствующего профиля.

Сколько лет в школе учатся немецкие дети, будет зависеть от того, как именно они спланируют свое будущее.

Высшая ступень образования предполагает две стадии процесса:

  • базовую – 3-4 семестра, по окончании которых выпускник получает степень лиценциата;
  • основную – 4-6 семестр. Выпускники получают диплом магистра, а студенты технических вузов – специалиста.

Сегодня в Германии действует 440 вузов. Учитывая их популярность, поступить в некоторые из университетов можно посредством специально созданной организации Uni Assist, выполняющей всю подготовительную перед поступлением работу.

Разновидности школ

Перед поступлением в ту или иною школу родителям малыша предстоит решить целый ряд вопросов:

  • выбрать ее разновидность;
  • изучить рейтинг учебных заведений;
  • ознакомиться с требованиями.

Но для начала будет нелишним знать, какие типы школ предусмотрены для юных немцев.

Начальная ступень

Первый школьный этап займет в жизни подрастающего поколения 4 года. Не относится это только к школам Бранденбурга и Берлина, где классов предусмотрено на 2 больше, чем в других учебных заведениях.

К моменту начала занятий ребенок должен уже владеть официальным языком страны на уровне В1 – пороговый показатель. Иначе вопрос о его зачислении в Grundschule может быть отложен на 1 год.

Начальный этап протекает отдельно от среднего. Учеба проходит даже в разных зданиях и подчиняется непохожим правилам и принципам организации. Остаться в той же самой школе с первого до последнего школьного года получится только у тех, кто является учеником Gesamtschule – единой школы, которая довольно редко встречается в этой стране.

На этом этапе самая главная задача всех участников процесса – определиться, к чему больше всего проявляет склонности ребенок. От этого будет зависеть дальнейший выбор учебного заведения, в которое он перейдет на этапе среднего школьного образования. Начальная школа предполагает нагрузку в 20-30 часов в неделю в первой половине дня.

В чем особенности основной школы

Завершение начального этапа знаменует для родителей и ребенка принятие важного решения. Те, кто получит рекомендации для поступления в гимназию, отправятся продолжать обучение там, остальным предоставляется возможность выбрать один из следующих вариантов:

  • основная школа в Германии,
  • реальная.

Эти разновидности школы располагают более простой программой. По окончании выдается справка о том, что ученик завершил данный этап. Но вот поступить в Oberschule (высшую школу) он с ней не сможет. Для этого придется продолжить обучение.

Независимо от того, будет учиться ребенок в частной или государственной школе, пансионного или обычного типа, ответ, во сколько лет школу заканчивают в Германии, индивидуален: длительность обучения будет зависеть от его этапов.

Так, посещать Hauptschule (основную школу) придется тем, кто получил самые низкие оценки в начальной. После ее окончания есть два пути:

  • по специальности с оплатой труда ниже среднего уровня;
  • продолжить обучение в ремесленном училище – Berufsschule.

Что такое реальная школа

Более способные дети, чей уровень знаний по окончании начального этапа был оценен как средний», могут поступить в реальную школу (5-10-й классы). Здесь они смогут получить знания исходя из профессии, которую планируют выбрать.

После того как им будет выдан аттестат зрелости, они могут перейти в старшие классы. Дальнейшая карьера, однако, для них возможна и в Fachoberschule – профтехучилище. Здесь им гарантирован диплом уже в конкретной профессии.

К основным предметам на этой ступени обучения относятся:

  • немецкий язык и еще один иностранный,
  • общественные науки,
  • естественные науки,
  • музыка,
  • математика,
  • физкультура, спорт,
  • религия,
  • искусство.

Примерно в 7-м классе Realschule учащийся может выбрать интересующее его направление: лингвистическое, техническое, социально-экономическое, музыкально-художественное и получить аттестат по этой специальности. Подробнее о художественном образовании в Германии смотрите .

Обучение в гимназии

Попасть в гимназию считается престижным. Здесь учатся наиболее успевающие и одаренные дети. Эти школы специализируются на трех курсах:

  • технический,
  • гуманитарный,
  • общественный.

Результат обучения – Abitur. Так называется диплом, на основании которого кандидат может быть зачислен в университет без экзаменов. Вот как раз для этого ему и понадобится старшая школа – 11-13-й классы. И уровень обучения, и качество получаемых знаний здесь очень высоки.

По сути реальная и основная школы обеспечивают возможность отстранить от университета большую часть учеников и оставить их в Fachschule. Ведь попасть в вуз могут только выпускники гимназий.

И хотя такой подход очень сильно осуждается немецкой общественностью, все же это придает хороший стимул и детям, и родителям, чтобы приложить максимум усилий и стараний в процессе учебы.

Приватные школы

Наряду с государственными в стране пользуются популярностью частные школы. Их основная особенность – индивидуальный подход к каждому ученику. Программа таких заведений позволяет изучать одновременно несколько иностранных языков и выбирать предметы на свое усмотрение. При этом весь курс обучения делиться на основной и интенсивный.

Каждый учащийся, который хочет получить абитур, должен избрать для себя 2 предмета на двух курсах из интенсивной программы и 7-10 предметов на двух курсах основной направленности. Здесь же они могут записаться на разного рода факультативы, спортивные секции и клубы по интересам.

Отличие от государственных учреждений заключается в основном в том, что учеба в частной школе будет платной. А вот предметы изучают в школах Германии одни и те же – и в частных, и в федеральных школах.

Заведения пансионного типа

Большой популярностью пользуется и такой вид школ, в которых обучение построено по пансионном принципу. Ребенок здесь не только получает знания, но и обеспечивается жильем и питанием. Чаще всего рассчитаны они для детей из состоятельных семей или на иностранцев. Поступление в школы-пансионы Германии основано на прохождении экзаменов, главным из которых является немецкий язык.

Расположены такие учебные городки чаще всего в очень живописных местах, что делает их еще более привлекательными для учеников.

Что собой представляет немецкая школа

Особый интерес вызывает немецкая школа не как образовательная система, а как место, где дети проводят большую часть своего времени. Расписание построено так, чтобы посещение учебного заведения выпадало на первую половину дня.

Начало занятий зачастую в 8 утра, окончание – в час пополудни. Старшеклассники могут задерживаться на дневные занятия. Семьи, где оба родителя работают, могут отправить ребенка в группу продленного дня.

Первый день учебного года в каждом регионе устанавливается индивидуально. Но он никогда не приходится на 1 сентября. Обычно это вторая неделя первого месяца осени.

График каникул также находится в ведомстве субъектов Федерации.

Посещение школы – не просто обязанность, но и административная ответственность немецких граждан. Родители не могут себе позволить оставить ребенка дома просто потому, что сегодня его некому вести в школу. Прогульщиками здесь занимается полиция.

Отпроситься на день-два, потому что вам удалось купить билеты на самолет по хорошей цене и дата вылета немного не совпадает с началом каникул, тоже не получится без согласования этого вопроса с директором. При этом подписанное разрешение нужно захватить с собой, иначе сотрудники аэропорта обязательно поинтересуются, а знают ли в школе, что ученик отсутствует. Если ребенок заболел, это обязательно должно быть подтверждено медицинской справкой.

У малышей начальной школы нет строго разделения программы по предметам. Например, на уроке NaWi они рассматривают темы по естественным наукам – география, химия, природоведение, физика, биология. Оценивание знаний в начальной школе не применяется. Табель выдается 2 раза за весь учебный год.

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Школьное образование в России

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование . Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей », «гимназия »).

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы - полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель - специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель - один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах - освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин - около двух десятков. Среди них: алгебра , геометрия , физика , неорганическая химия , биология , русский язык , литература , история , география , иностранный язык , музыка , трудовое обучение, физкультура . Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ - Аттестат об основном общем образовании - подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях .

Старшие классы

Основное назначение старших классов - подготовка к поступлению в вуз . В России - это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение , когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии . Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль , а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная , и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании - документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школьное образование в России" в других словарях:

    Важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в… … Википедия

    - … Википедия

    Эта статья рассматривает образование в Пруссии в 1600 1806 гг. Содержание 1 Школьное образование 1.1 Негосударственное образование … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Начальная школа в Иглхок, Виктория Система образования в Австралии по своей структуре типична для большинства развитых стран … Википедия

    Содержание 1 Дошкольное образование 2 Школьное образование … Википедия

    Дети в школе в … Википедия

    Ш. дело в Западной Европе и Америке см. Начальное народное образование и статьи об отдельных государствах. Ш. дело в России см. Начальное народное образование и ст. Россия. Школьное дело у евреев I. История еврейской школы восходит к временам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Образование - (англ. education) составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных … Педагогический терминологический словарь

Школьное образование в Великобритании имеет общую структуру, но может быть воплощено самыми разными вариантами. На сегодняшний день, всё ещё не редкость встреть в Соединённом Королевстве отдельные школы для девочек и мальчиков или частные и государственные школы-пансионаты, в которых дети не только учатся, но и живут. Причины для существования таких заведений есть. Причём, обычно, такие учреждения обладают очень хорошей репутацией, ведь они настоящие мастера своего дела. Однако, общие образовательные учреждения смешанного типа (для девочек и мальчиков) более популярны и доступны дня среднего класса и сейчас.

Но в любом из воплощений, Британское устройство структуры обучения признано в мире и считается одним из эталонов. Она слаживалась несколько веков и основана на дисциплине и сосредоточена на приобретении глубоких и прочных знаний. Студенты со всего мира стремятся туда. Для того, чтобы учится на Британских островах, достаточно хорошо сдать вступительные экзамены и получить международный сертификат на предмет уровня владения английского языка. Обучение для британцев, учёба на сертификат среднего уровня бесплатная, если это государственное учреждение, а для интернациональных студентов платное.

Школьное образование Великобритании имеет отличную от стран СНГ систему оценивания, от A до F, которые в свою очередь, имеют альтернативу в сто бальной системе. Такой метод так же применяется в Европе, Соединённых Штатах Америки Оценки и других странах. Отметки A- C (100 - 60) считаются положительными, другие нужно пересдавать. В Британии не принято оставлять не успевающих учеников на второй год, обычно слабые ученики просто посещают дополнительные занятия, для поднятия и поддержания своего уровня знаний.

Система школьного образования в Великобритании

Система школьного образования в Великобритании значительно отличается от систем стран СНГ. При этом, отличия начинаются ещё с детского сада. Там это называется Pre-School, что в точности переводится как «пред школьное». В дошкольных учреждениях Британии нагрузка вроде чтения, письма, рисования или любого другого вида обучения минимальна. Всё там, в основном имеет развлекательный характер. Но существуют и частные Pre-школы, в которых наоборот с раннего возраста практикуются обучающие игры и занятия.

С 5-ти лет дети идут в школу. А именно в Primary School («Начальная школа»). Тут изучаются основы точных наук вроде математики, обучение грамматике и другое. Ещё одним не большим отличием начальных школ Соединённого Королевства и стран СНГ является то, что там не упрощаются названия предметов. Если школьники наших младших классов изучают «чтение», «письмо» и «природу» в Англии эти дисциплины будут называться так же, как и в классах постарше.

Следующая ступень в обучении, начиная с 11-тилетнего возраста, это Secondary (стредняя) School. В свою очередь её можно поделить ещё на два раздела.

Первый - до 14-ти лет. Все одинаково изучают ряд обязательных дисциплин, углубляясь в то, что было пройдено в начальных классах.

Второй - до 16-ти лет. У студентов есть 5 основных обязательных предметов. А именно математика, биология, химия, физика и английский. Причём их изучение английского языка отличается от изучения родных языков в наших странах. Там на много больше внимания уделяется чтению и анализу различных произведений, нежили письменной грамоте. На этом этапе, впервые, британские школьники сталкиваются с дисциплиной по выбору. Таким образом, у каждого ученика есть право выбрать интересующее направление, которое понадобится им для профессии в будущем . Среди предметов: история, иностранные языки, технологии производства и готовки, искусство и много-много других. При желании, ученик может сменить свои выбранные направления в любой момент.

По окончанию курса все должны сдать большой экзамен для GCSE (General Certificate of Secondary Education). Тут тоже есть отличия от привычной нам системы. Если у нас в аттестат пойдёт итоговая оценка за каждый предмет и все они имеют вес при определении среднего бала, то для британцев в большинстве случаев важен только результат экзаменов. Есть некоторые предметы, для которых, как пример, 75% оценки будет составлять экзамен и 25% специальный реферат по данному направлению. К этим экзаменам учащиеся готовятся особенно усердно, потому что, как правило, на одну дисциплину может выпадать и два, и три и, иногда, даже четыре экзамена.

Система образования в Великобритании устроена так, что после 16-ти лет у подростков появляется полная свобода выбора. Они уже могут пойти работать, завести семью, пойти в специализированный колледж или курсы, а также остаться в школе ещё на 2 года и продолжить обучение тут. Эта последняя ступень в обучении называется A-Levels (Advanced Level, что на русский переведётся как «расширенный» или «высший уровень»), альтернатива 10-11 классам старшей школы. Очень часто, иностранные студенты начинают свою учёбу в Англии именно с A-Levels. На этом уровне уже нет обязательных предметов. Студенты самостоятельно выбирают 4 дисциплины которые они хотят изучать. А на 2-ом году оставляют только три из них. Это нужно для специализации и дальнейшего поступления в желаемый университет.

Пройдите тест


Тест: Как ты относишься к критике на работе?

Как ты думаешь, критика ликвидирует недостатки в работе определенного лица, а может и целого коллектива?

На страницах британского издания The Times недавно был опубликован рейтинг ведущих систем образования в мире. Данные рейтинга были составлены на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая включает проведение тестов с целью изучения уровня грамотности школьников и их умения применять свои знания на практике.

В ходе тестов проверяется уровень образованности учащихся в возрасте 15 лет, тестирование проводится раз в три года. Впервые рейтинг PISA был составлен в 2000 году, и тогда первую строчку в нем заняла система образования Финляндии. Через 12 лет ситуация практически не изменилась, и по-прежнему на первом месте остается Финляндия. Как ни странно, места со второго по пятое заняли системы образования таких экзотических стран, как Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур.

Учебные заведения Великобритании по результатам тестов PISA заняли лишь 6 место, следом за ней идут Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Ни Россия, ни США не смогли войти даже в первую десятку рейтинга.

Попробуем разобраться, что предшествует успеху систем образования, занявших лидирующие позиции в рейтинге PISA.

Финляндия

По достижении 7-летнего возраста финские дети в обязательном порядке идут в школу. За год до этого они могут получить предварительное начальное образование в детском саду или в школе, но это не обязательно.

Первые шесть лет учебы финские школьники не получают оценок, поэтому им не приходится часами засиживаться за домашним заданием и сдавать экзамены. В школе дети занимаются все вместе, независимо от имеющегося у них уровня знаний. Во многом именно по этой причине между способными и бездарными учениками разница не является такой ощутимой.

В каждом фиском классе может быть не более 16 человек. Благодаря этому учитель может уделить больше времени конкретному ученику, а школьник, в свою очередь, будет занят выполнением конкретного задания, а не переспросами преподавателя о том, что ему не понятно.

Если сравнивать с США, где дети в основной школе проводят на переменах в среднем по 29 минут, в Финляндии это время увеличено практически в 2,5 раза и достигает 75 минут в день. При этом в графике учителя стоит не более 4 часов занятий в день. Также преподавателям выделяется время, которое используется исключительно для их профессионального роста, это порядка двух часов в неделю.

К слову, в Финляндии профессия учителя является одной из наиболее уважаемых, причем от преподавателей также требуют многого. Например, у каждого финского учителя должна быть степень магистра, а чтобы получить свою первую работу, преподаватель должен входить как минимум в 10% лучших выпускников на своем курсе.

О престиже профессии говорит и число претендентов на должность учителя: так, в 2006 году конкурс на одно учительское место в основной школе составил 100 человек, при этом уровень заработка преподавателей в среднем по стране составляет порядка 25 тысяч евро в год.

Южная Корея

Школьный период для корейских детей начинается по достижении ими шести лет, до этого они могут получить начальное образование в детском саду, куда их можно отправить уже с трех лет, но это не обязательно.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обучаются в начальной школе, после этого они переходят в неполную среднюю школу, где обучение длится по достижении ребенком 15 лет. Как правило, начальную и неполную среднюю школу дети выбирают, ориентируясь на ее близость к дому. Затем, когда уже встает выбор между профессиональным и академическим образованием в старшей средней школе, они могут пойти в другое учебное заведение.

В период обучения ребенка в начальной школе с классом занимается один учитель. В списке учебных дисциплин для детей этого возраста обязательно присутствует математика, этика, корейский язык, основы общественных и естественных наук, а также рисование и музыка. В дополнении к этому учитель должен в обязательно порядке донести до школьников знания, которые помогут детям решать разнообразные проблемы, дети обучаются традициям и культуре страны, также в них закладываются основные жизненные принципы, основанные на реальных производственных примерах.

В неполной средней школе, куда дети переходят по достижении 12 лет, к ним предъявляются более серьезные требования. Так, график занятий школьников рассчитан на 14 часов в день в течение 5 дней в неделю, а общее количество учебных часов ежегодно достигает тысячи. При этом количество учащихся в одном классе может увеличиться до 35 человек. Переход в следующий класс в школах Южной Кореи основан исключительно на возрасте учеников, поэтому никаких экзаменов здесь нет. Вступительные испытания ждут школьников только по достижении ими 15 лет, когда им нужно будет поступать в школы старшего среднего звена. Вместо экзаменов учителя оценивают успеваемость каждого подростка по отдельным предметам, его внеклассную работу, посещаемость, особые достижения, а также нравственное развитие. Все эти данные не используются до того момента, когда подросток примет решение о своем дальнейшем обучении.

В Южной Корее профессия учителя является достаточно почетной, что в первую очередь определяется стабильностью работы, хорошими условиями труда и высоким заработком. Например, в среднем по стране зарплата учителя составляет до 41 тысячи евро в год, а за счет дополнительного стимулирования эта сумма может увеличиться до 62 тысяч евро. Для получения должности кандидат на учительское место должен имеет степень бакалавра, а также входить в 5% лучших выпускников своего университета.

Гонконг



Структура гонконгской системы образования во многом схожа с южнокорейским вариантом. В этой стране будущие школьники с трех лет могут пойти в частный детский сад, по достижении 6-летнего возраста ребенок идет в начальную школу, 12-летнего - переходит в неполную среднюю школу, где он учится до 15 лет, и далее проводит еще 2 года в старшей средней школе.

В отличие от Южной Кореи, в Гонконге школьники в 50% выбирают заведения не по географическому принципу и близости их расположения к дому. Как правило, порядка 60% мест в каждой школе резервируется под детей преподавателей, а также родных братьев и сестер тех учеников, которые уже обучаются в данном заведении.

В начальной школе дети не сдают никаких экзаменов. До 2012 года в системе образования Гонконга было предусмотрено только 2 экзамена: первый - по окончании неполной средней школы, второй - после обучения в старшей средней школе. Но с 2013 года водятся изменения, и теперь школьника нужно будет сдать всего один экзамен - после завершения всего цикла обучения.

Гонконгские школьники могут выбрать для себя одну из нескольких программ обучения: учиться в утренние часы, в послеобеденное время или же на протяжении всего дня. В большинстве учебных заведений приоритетным является именно последний вариант. В некоторых программах помимо основных дисциплин внимание уделяется и успехам школьника вне стен учебного заведения. Занятия в школах проводятся на китайском языке, в качестве дополнительного второго языка используется английский.

Гонконгская система образования в последние годы существенно модернизирована, здесь, как и в Южной Корее, большое внимание уделяется замене бумажных носителей информации цифровыми.

Несмотря на то, что количество учащихся в одном классе может достигать 40 человек, в графике занятий преподавателя стоит не более 10-12 часов в неделю.

Япония



Как и в других школах азиатского региона, в Японии структура школьного образования практически не отличается от описанных выше. Ребенка ждут три года в детском саду (по желанию), затем 6 лет в начальной школе, после нее он проводит 3 года в неполной средней школе и завершает свое обучение тремя годами в старшей средней школе. Причем в обязательную программу обучения входит только начальная и неполная средняя школа. После этого, по достижении 15-летнего возраста он может и вовсе прекратить свое обучение. Однако, как показывает статистика, почти 95% японских школьников все же идут в старшую среднюю школу.

Программа обучения в этой стране практически ничем не отличается от обычной, в ней присутствуют предметы, направленные на изучение родного языка, математики, литературы, общественных наук, музыки и физкультуры. В дополнение к ним могут идти нравственное воспитание и самоконтроль.

Обучение в начальной и неполной средней школе осуществляется по принципу «целостности», когда в каждый момент времени ученики сосредоточены на решении одной и той же задачи. Но, несмотря на это, занятия редко носят лекционный характер, больше они похожи на совместное изучение и обсуждение изучаемого вопроса в рамках отдельных проектов и общих заданий.

Если до недавнего времени школьники были вынуждены учиться по 6 дней в неделю и выполнять колоссальный объем домашней работы, дополнительно уделяя время еще и занятиями с репетитором, особенно в период подготовки к экзаменам, то благодаря новым реформам теперь они учатся 5 дней в неделю. Однако объем домашней работы от этого не уменьшился.

В японских школах обязательными являются два экзамена: по окончании неполной средней школы и по завершении обучения в средней старшей школе. Причем результаты таких испытаний во многом определяют то, куда ученик попадет на следующей ступени обучения. Оценка знаний осуществляется на основании разнообразных тестов и домашних работ. Причем классный руководитель становится наставником, который помогает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

В Японии учителя - достаточно уважаемые люди, и получить такую профессию очень сложно. Например, из всего количества желающих получить эту профессию реально получают диплом учителя только 14%, из них только 30-40% находят себе работу в школах.

Учитель с 15-летним стажем в этой стране может получать порядка 38 тысяч евро в год, причем время, проведенное перед аудиторией, у них почти в 2 раза меньше, чем у их американских коллег (27% против 53% в США).

Сингапур



Школы Сингапура принимают на обучение детей в возрасте от шести лет. Структура образования здесь выглядит следующим образом: обязательной является начальная школа, где дети проводят 6 лет, далее следует средняя школа, насчитывающая массу вариантов, и завершает процесс обучения предуниверситетский курс.

В основной школе дети учатся до достижения ими 12 лет, здесь им преподают родной язык и в обязательном порядке английский язык, математику и множество других мелких, но не менее важных предметов, таких как музыка, физкультура, эстетическое воспитание и прочие. Завершив обучение в начальной школе, дети сдают обязательный экзамен - Primary School Leaving Examination.

Сдав экзамен, они, в принципе, на этом могут и закончить свое обучение, но в подавляющем большинстве подростки все же переходят на следующую ступень. В средней школе программа разделяется на несколько видов, среди них: специальный курс длительностью 4-6 лет, экспресс-курс продолжительностью 4 года, нормальный академический курс продолжительностью 5 лет, нормальный технических курс, рассчитанный на 4 года, и предпрофессиональный, который занимает 1-4 года.

После прохождения обучения в средней школе ученики получают Генеральное свидетельство об образовании, тип которого зависит от изученного курса (уровни в порядке возрастания N, O и A). Получив такой документ, они могут прекратить обучение либо продолжить его в университете, получив затем свидетельство категории «A».

На должность учителя в Сингапуре принимают далеко не каждого. Как правило, отбор осуществляется из 30% лучших выпускников вузов. Однако их не всегда могут взять, так как конкурс на учительские места всегда очень большой.

Средняя зарплата сингапурского преподавателя находится на уровне 35 тысяч евро в год, причем здесь существует определенная система бонусов, которая позволяет увеличить заработок вплоть до 30% от зарплаты. Бонусы рассчитываются ежегодно и зависят от результатов проверки деятельности учителя, в ходе которой оцениваются его профессиональные качества, имеющийся потенциал и активность участия в жизни учебного заведения.

Великобритания



На британскую систему образования рейтинги PISA практически не оказывают никакого влияния. В плане обучения эта страна всегда была, есть и будет популярной из-за элитарности здешних школ, особенно в том случае, если речь заходит о школе-интернате с вековой историей.

В большинстве своем подобные учебные заведения принадлежат к классу элитных, так как туда принимают далеко не каждого, да и в плане финансов обучение в них будет по силу только хорошо обеспеченным людям. С другой стороны, школы-интернаты в Великобритании часто разделены по половому признаку: либо для девочек, либо для мальчиков. За раздельное образование приводится массу доводов, как, впрочем, и за совместное, поэтому определяющего значения здесь не имеют ни те, ни другие.

В целом, обучение в Великобритании начинается с 5 лет. В начальной школе дети находятся до достижения ими возраста 12 лет. Как правило, домашние задания на этом этапе обучения отсутствуют. Подобное было введено только в 2012 году, когда учителям предоставили возможность самостоятельно решать, задавать детям домашние задания или нет. На этапе обучения в начальной школе проверка успеваемости по предметам осуществляется в форме сдачи эссе или проекта, после завершения курса обучения следует экзамен - Common Entrance Examination. Его успешная сдача открывает перед учеником двери в среднюю школу, по окончании которой (в 16 лет) подросток сдает очередной экзамен GCSE на получение Сертификата об общем среднем образовании. Этот сертификат в обязательном порядке должен быть у каждого подростка Великобритании.

Главной особенностью британских школ является жесткая привязанность к традициям обучения в этой стране. Так, неотъемлемыми атрибутами являются школьная форма, участие учеников в благотворительных акциях и регулярная социальная работа. В классах с детьми до достижения ими 8 лет занимается один учитель, затем постепенно появляются учителя по отдельным предметам, главная задача которых - подготовить школьников к сдаче обязательного экзамена.

Программа обучения в закрытых школах-пансионатах может разрабатываться индивидуально для каждого ученика или для группы школьников, собранных по способностям. Здесь нередко преподают дополнительные предметы, которые могут отсутствовать в обычной школе. Подобное не воспрещается, поскольку для частных школ действует отдельный регламент обучения, позволяющий учебным заведениям формировать собственную программу. Так, составляется определенный минимум, к которому ученик может прибавить нужные ему дополнительные курсы.

Голландия



В Голландии ребенка можно отправить в дошкольное учреждение с 3-4 лет, с 5 до 12 лет он уже обязательно должен пойти в начальную школу, после окончания которой ему предстоит сдать экзамен.

В зависимости от результатов экзамена, подросток дальше может выбрать подготовительное среднее образование (VMBO) длительностью 4 года, общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) продолжительностью 5 лет, либо предуниверситетское образование (VWO), рассчитанное на 6 лет. Программы первых двух лет обучения по этим направлениям практически идентичны, что сделано для того, чтобы пдросток смог легко поменять свой курс, если вдруг он по каким-то причинам передумал. С 2007 года обучение по одной из описанных выше программ для всех учеников Голландии является обязательным.

Образовательные стандарты в этой стране разрабатывает Министерство образования, культуры и науки, однако любая школа может дополнить одобренные программы любыми предметами на свое усмотрение. В начальной школе детям преподают сразу три языка: голландский, фризский и английский. В добавление к ним идут математика, общественные науки, а также рисование и физкультура. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом в виде теста, который ориентирован в первую очередь на выявление способней конкретного ученика в определенных дисциплинах. Кроме этого, учителя вместе с директором составляют отчеты по каждому ученику, которые учитываются при поступлении подростка в среднюю школу.

Знания учеников оцениваются практически так же, как и в российских школах: голландские школьники получают оценки за домашнюю работу, работу в классе и за устные экзамены. Активное участие в жизни школ принимают и родители учеников, что позволяет им вникать в учебные вопросы, контролировать успеваемость своих детей и при необходимости направлять их в нужную сторону.

Тем не менее, несмотря на все успехи голландских школ, они испытывают явный дефицит хороших преподавателей. И это даже несмотря на то, что средняя зарплата преподавателя в этой стране составляет порядка 60 тысяч долларов в год. Правительство очень внимательно следит за этим, а также постоянно делает шаги в сторону модернизации системы.

Школы Кипра

На Кипре система образования представлена школами начального и среднего звена. Также на острове функционируют школы профессионального обучения, ориентированные на подготовку квалифицированного персонала для производства и туристического бизнеса.

Как правило, начальным этапом обучения является дошкольное образовательное учреждение. На Кипре это может быть государственный, частный или общественный детский сад (последние организуются и финансируются родительскими ассоциациями). В 5,5 лет ребенка уже ждут в начальной школе. Здесь, с 1 по 3 класс, их обучать базовым навыкам письма, чтения и счета, в 4-5 классах к этим предметам добавятся занятия по иностранным языкам (это могут быть английский, французский, арабский, армянский, а некоторые школы Лимассола преподают даже русский язык), музыка, физкультура и разные предметы гуманитарного профиля.

После начальной школы дети переходят на следующую ступень и в течение трех обучаются уже в гимназии. Это второй этап из обязательного девятилетнего образования, принятого на Кипре.

После гимназии подростки могут прекратить свое образование или же перейти в лицей факультативных занятий, имеющих определенную предметную специализацию. Поскольку такие школы Кипра исключены из обязательной программы, обучение в них является платным. Здесь подростки изучают три группы предметов, среди которых основные (они для всех обязательны), специальные и факультативные. Выбор возможен из классических наук, дисциплин гуманитарного профиля, предметов физико-математической направленности, экономики и иностранных языков.

В качестве альтернативных среднему образованию являются частные школы, принимающие учеников на платной основе. Некоторые из них в программе обучения делают акцент на изучение иностранных языков, самыми популярными из которых являются французский, английский и итальянский.

Что еще почитать