Хозяйственная деятельность киевской руси. Всемирная история

Характеристика экономического развития Древнерусского государства – Киевской Руси

Киевская Русь была одним из крупнейших государств Средневековья, на территории которой проживало большое количество этносов, учитывая и то, что государство находилось на стыке «противоположных» миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Таким образом, в отличие от восточных и западных стран процесс зарождения и формирования государственности в Киевской Руси невозможно рассматривать, опираясь только лишь на геополитические и пространственные особенности.

Предпосылки образования Древнерусского государства.

1. Общественное разделение труда.

2. Развитие экономики. Развитие земледелия, появление новых ремесел, способов обработки, взаимоотношений, сопровождающих товарное хозяйство.

3. Заинтересованность общества в появлении государства. Становление и возникновение государства – результат «желания», потребности, которую испытывала большая часть членов общества. Ведь государство не только основывалось на решении военной задачи, само по себе оно решало судебные задачи, связанные с межродовыми конфликтами.

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие.

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Особенности экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности

Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность – это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом. Владимиру Мономаху (1113–1125 гг.) удалось удержать единство Русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. – 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Экономической основой феодальной раздробленности является натуральный характер феодального хозяйства, каждое из которых приспособлено для самостоятельного существования. Здесь все производится для собственного потребления.

В каждом из экономически обособленных княжеств шел свой внутренний товарообмен. Сельская продукция, ремесленные изделия производились и продавались здесь же. Вследствие такой экономической раздробленности последовала и политическая, что и послужило причиной к образованию мелких княжеств-государств.

Между такими местными рынками (районами) стабильной экономической связи практически не было. За исключением торговли, которая навязывалась месторасположением княжества, т.е. зависела от географических условий.

В результате такой раздробленности Русь уже не рассматривалась как единое государство со сложившимися экономическими традициями. Теперь каждый из князей являлся владельцем земли, которая всем его обеспечивала. Поэтому князь уже сам решал, стоит ли ему заводить (или продолжать) те или иные экономические отношения с другими феодальными князьями или нет. Постепенно каждое княжество начало осуществлять самостоятельную внешнюю политику.

Различают несколько причин феодальной раздробленности.

– экономическая – в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;

Положительные черты – вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.

Состояние экономики Русского централизованного государства на рубеже XVII–XVIII вв.

В XVII в. в связи с постоянным бегством крестьян за границу государства в «дикое поле», где они осваивали новые земли и строили поселения, территория русского государства постепенно расширялась.

Феодальная власть увеличивалась и в городах. После разорения монголами русских городов ремесло почти прекратило свое существование. Возрастающую нужду в ремесленных изделиях (например, в глиняной посуде и др.) крестьянство решало своими силами, изготовляя для собственных нужд все необходимое. Так вместо ремесел возникли промыслы. Со временем ремесло стало снова возрождаться. Но городскому ремесленнику было проще реализовать товар в связи с большим количеством людей, проживающих в городе. Крестьянин-ремесленник, занимающийся промыслом, вынужден искать сбыт своих изделий на стороне, т.е. уходить на заработки.

Важной частью экономического развития русского государства явилось крупное государственное производство.

К XVII в. относится возникновение всероссийского рынка путем слияния отдельных районов и установления между ними стабильного обмена товаров. Началась специализация сельского хозяйства

Вследствие слабых экономических связей между отдельными районами цена на один и тот же товар в разных местах достигает большой разницы. Этим обстоятельством умело пользуются купцы, получая до ста процентов прибыли. Товар закупался в основном на ярмарках, из которых самые известные – это Макарьевская у Нижнего Новгорода и Ирбитская на Урале.

Для пополнения царской казны вводятся налоги. На торговлю многими товарами налагается государственная монополия. Купцы обязуются «откупить» у казны право на торговлю. Позднее с помощью откупа происходило первоначальное накопление капитала в России. Введение косвенных налогов особого пополнения для казны не приносит. Выпуск медных денег тоже не приносит экономической стабильности в стране.

Конец XVII в. в России ознаменовался ожесточенной борьбой политических группировок. Рядовые дворяне постепенно оттесняли родовитую боярскую знать. После Смуты Русь восстанавливалась долго. Лишь в середине XVII в. появились положительные тенденции в росте благосостояния страны. Развитие товарно-денежных отношений, растущий обмен промысловых и сельскохозяйственных изделий способствовали формированию внутреннего рынка, процесс развития которого завершился к концу XVII в.

В XVII в. экономика России пришла к тому, что на ее территории сформировались первые элементы капиталистического общества – мануфактуры. Развивается мануфактурное производство, где труд был разделен (пока что ручной). Мануфактуры в основном занимались металлообработкой, и в XVII в. их было всего не более тридцати. Этот период характеризуется появлением всероссийского рынка, накоплением первоначального капитала (купеческого). XVIII век в России начался под знаком петровских реформ,

Общее положение государственного хозяйства в стране было не самым лучшим. Средства казны тратились не на государственные нужды, а на прихоти властителя, на его гардероб и на дворцовые развлечения. Всюду царило мздоимство. Торговля пришла в упадок вследствие изменений, касающихся купцов. Им разрешалось вести торг только в своем городе (т.е. согласно прописке), да и то только в специально отведенных местах – лавках и гостиных дворах. Торговлю в других местах (других городах, селах) разрешалось вести только оптом. Очень страдало сельское хозяйство, где поля не обрабатывались до 4–6 лет. В результате регулярных поборов платежные силы населения иссякли, в связи с чем в бюджет страны поступало мало средств (в отличие от личного бюджета царских вельмож, на которых это трудное время практически не отражалось). Подрывали экономику страны и другие негативные явления – неурожай, голод, мор.

Помимо всего изложенного выше, на территории России с народа осуществлялся сбор налоговых недоимок. С помощью специально снаряженных экспедиций с людей вымогались деньги. Мало собирающих средств областных правителей заковывали в железо, до смерти морили голодом старост и помещиков, а крестьян нещадно били и отбирали у них все, а затем все найденное продавалось. Если рассматривать в целом экономическую политику, проводимую преемниками царя Петра I, то совершенно очевидно, что она практически не затронула весь хозяйственный механизм страны. Правительства больше были озабочены борьбой за власть, за близость к трону и собственным обогащением, чем продолжением петровских реформ.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.

Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках.

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов.

Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги.

Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства дополняла и жизнь духовная.

В древнейших источниках Киевской Руси варяги впервые упоминаются именно как отчаянные и расшалившегося купцы. В VIII-ИХ ст. от своих поселений на Балтийском побережье они по волжском пути двигались на восток

вплоть до Каспийского моря, где вступали в контакты с купцами мусульманского мира. НА ИХ ст., Когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, главной торговой артерией для Киева стал знаменитый путь «из варяг в греки». Поэтому заморская торговля стала составлять основу экономической системы Киевской Руси.

Поэтому не случайно, что первой формальной соглашением, заключенным киевскими правителями, стал договор князя Олега с Византией (911 г.), согласно которому русским купцам в Константинополе создавались чрезвычайно благоприятные условия. Когда в XII-XIII вв. в результате разграбления Константинополя крестоносцами и частых нападений кочевников на торговые пути по Днепру стал падать обмен с Византией, все большее значение для Киева приобретали торговые сношения с Западной Европой, главным образом шли через Краков - Прагу - Регенсбург.

В противовес средневековому Западу, где земельная аристократия уклонялась от торговой деятельности, в Киевской Руси торговлей активно занимались не только бояре, но и сам князь. Большую часть года первые правители тратили на сбор дани в близких и далеких землях своих владений, на перевозки ее в Киев и на снаряжение большой флотилии Днепром везла в Константинополь невольников, меха, лен, мед, воск и другой товар, который обменивался на предметы роскоши. Даже когда князья и бояре становились более оседлыми и убирали в собственность большие земельные владения, значительная часть продукции их хозяйств предназначалась для чужеземных рынков. Для занятия торговлей существовали различные возможности, поскольку в русских городах сформировался многочисленный слой купцов, а его наиболее влиятельные и состоятельные представители вели заморскую торговлю и пользовались одинаковыми с боярами политическими и юридическими правами. Но в огромном большинстве его составляли просто мелкие лавочники, которые торговали на внутреннем рынке и часто визискувалися и закабалялися богаче купцами.

По оценкам современных ученых, С-15% населения Руси жило в городских центрах. Как свидетельствуют летописи, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Однако вполне вероятно, что где-то 150 из них фактически представляли собой укрепленные поселения напивземлеробського людей. Среди почти 90 крупных поселков и городов наибольшим был, несомненно, Киев. До монголо-татарского нашествия численность его жителей составляла около 35-40 тыс. (Лондон достиг таких цифр только через 100 лет). Для сравнения, такие важные центры, как Чернигов и Переяслав, Владимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более 4-5 тыс. жителей каждый. Население этих городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников, поскольку большое распространение получили ремесла. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел, важнейшими из них были теслярство, кузнечное, гончарное и кожумьяцтво.

Некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность экономики Киевской Руси. Другие, в противоположность им, доказывают, что ее основу составляло земледелие. Этого же мнения держатся выдающиеся украинские исследователи Михаил Грушевский, Дмитрий Багалей и Ярослав Пастернак, а также ведущие советские специалисты по этому вопросу. Они считают, что поскольку славяне традиционно были народом земледельческим, то маловероятно, что в Киевскую сутки они вдруг изменили образ жизни. Дополнительным подтверждением этой хип отезы являются частые упоминания о земледельческую деятельность на Руси в летописях, аграрная ориентация календаря и мифологии древних славян и, что самое убедительное, - археологические находки.

Недавние раскопки обнаружили, что в Х в. на Украине пользовались железным лемехом и здесь, как и в Западной Европе, получила распространение относительно прогрессивная двои трехпольная система севооборота (по которому одна вторая или одна третья пахотной земли оставалась под паром). Культивировались преимущественно пшеница, овес, рожь и ячмень. Распространен среди крестьян на Руси получила вигодивля скота. Это обеспечивало их не только мясом и молоком, но и кожей для одежды и обуви. То же самое можно сказать о разведении лошадей, свиней, овец, гусей, кур и голубей. Использование волов делало земледелие в более широких масштабах. Хотя крестьяне часто имели собственный инвентарь, необходимый для обработки земли, они, как правило, объединялись в коллективы, или общины (к ним входили кровные родственники нескольких поколений во главе со старейшиной), помогая друг другу. Позже община возникала на основе общности территории, объединяя соседей, не связанных кровно.

Если экономика Руси и была прежде сельскохозяйственной, как же сторонники этого подхода объясняют возникновение крупных городских и торговых центров? Известный советский ученый Михаил Тихомиров, взгляды которого разделяют многие его советских коллег, утверждает, что появление многочисленных ремесел обусловил развитие и все ощутимее прогресс в сельском хозяйстве - поэтому в районах большого сосредоточения ремесел возникали города. Он признает, что с появлением городов важную роль в их подъеме стала играть торговля, однако не заморская, а прежде всего между городом и аграрной провинцией.

Несмотря на убедительные аргументы сторонников как «торговой», так и «сельскохозяйственной» интерпретаций экономической истории Киевской Руси, современные историки и здесь склонны идти на компромисс. Соглашаясь, что князь, его жена и богатые купцы были заинтересованы прежде всего в оживленной и прибыльной заморской торговли, особенно процветала к XII в., Они также признают, что в большинстве своем население Киевской Руси занималось сельским хозяйством.

1. Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
2. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся(феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"), смерды (крестьяне-общинники), закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"), изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом), челядь и холопы (придворные рабы), городское население (городская аристократия и городские низы))
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были вотчина и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
3. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть, большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов, наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре, наличие системы кормления на местах.
Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.
Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". С нем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.
В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели.
Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.
В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.
Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

Теории происхождения государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства.

Существуют 2 классические теории формирования древнерусского государства. Хронологически первой является нормандская теория. Авторы - Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманны, которых на Руси называли варягами. В силу отсталости славяне не могли создать государство и поэтому пригласили их на княжение. Основные аргументы норманистов: 1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов. 3. Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).

Вторая теория- антинормандская, автор- Ломоносов. Суть теории: варяги были балтскими славянами, а не скандинавами; славяне имели представление о княжеской власти, славянская государственность сложилась естественным путем, а варяги были призваны для основания династии, а не государства.

Существует так же неонормандская теория, образовавшаяся в ХХ веке, согласно которой государство нельзя навязать извне, это внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, а варяги способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.

На образование Древнерусского государства оказали влияние группа факторов:

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.

Таким образом, в 882 году произошло образование древнерусского государства, путем слияния Новгорода и Киева князем Олегом.

Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в Х-ХII веке

Киевская Русь- ранняя феодальная монархия- государство переходного типа, для которого характерны черты феодального устройства и родового уклада. Во главе государства- князь, которому принадлежат все ветви власти. Престол в Киевской Руси передавался по наследству. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).


Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие - это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий толь­ко начался.

Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжие мужи). Из них князь выбирал вое­вод и других должностных лиц. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство.

К свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен­ство - монашествующее. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки.

Низшую группу свободного населения представля­ли крестьяне - смерды. Они владели землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Зависимые (невольные) люди назывались холопа­ми. Холоп фактически не имел никаких прав, он сам был собственностью хозяина.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли. К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Существовал так же особый налог- полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

Что еще почитать