Святая инквизиция: когда, где и как? "Святая" инквизиция. В средние века это было нормой

Инквизиция во времена Возрождения

Особенно тяжело пришлось инквизиции во времена Возрождения, ибо сама культура Ренессанса разрушала единоличное владычество Церкви над умами людей. Эта культура учила человека верить в свои силы и обращаться к исследованию природы. Именно к эпохе Ренессанса относятся важнейшие открытия во всех областях науки.

Ренессанс возникает в XIV веке в Италии, а в других европейских странах – в конце XV века. В Испании формирование культуры Возрождения совпало по времени с падением Гранады и открытием Америки Христофором Колумбом, подъёмом экономики страны и завоеванием вновь открытых территорий. Эти важные события подготовили в стране и расцвет новой культуры.

Но это не только время развития Ренессанса в Испании. Это ещё и тяжелейший период преследования инквизицией инакомыслящих, что не могло не наложить отпечатка и на всю испанскую культуру.

Инквизиция старательно борется с малейшими проявлениями религиозного инакомыслия, в прямом смысле слова выжигая огнём появившийся в Испании протестантизм. Реформация проникла в Испанию в 1550 году. А через 20 лет от неё там не осталось и следа.

Первые зачатки протестантизма были занесены в Испанию Карлом V, который являлся не только королём Испании, но и германским императором. В рядах войска Карла V служило немало лютеран, которые не могли не рассказывать о своей вере братьям по оружию. Много дворян последовало за императором из Испании в Германию; там они услышали проповеди протестантских пасторов. Словом, новые знания так или иначе попадали в Испанию.

Кроме того, в страну стали приходить миссионеры и проповедовать протестантизм. Во многих городах даже появились общины людей, принявших новую веру. Ересь распространялась с поразительным успехом. Во многих провинциях – Леоне, Старой Кастилии, Логроно, Наварре, Арагоне, Мурсии, Гранаде, Валенсии – вскоре не было уже почти ни одной знатной фамилии, среди членов которой не оказалось бы людей, тайно принявших протестантство. Никогда ещё испанский католицизм не был в такой опасности.

И инквизиция стала действовать – по всей стране заполыхали костры, на которых сжигали людей только потому, что они посмели принять другую, хотя и христианскую, веру.

В 1557 году инквизиторам удалось арестовать бедного крестьянина из Севильи по имени Джулианило, что значит «Юлиан маленький». Юлиан действительно был очень мал ростом. «Маленький, да удаленький», ибо в бочках с двойным дном, наполненных французским вином, он несколько лет успешно провозил Библии и другие лютеранские богословские книги на испанском языке. Джулианило был выдан кузнецом, которому он дал Новый Завет. Может быть, ему и удалось бы спасти свою жизнь, если бы он выдал своих сообщников и единоверцев, но он был непоколебим.

Тогда между узником и его судьями началась борьба, не имеющая себе равных в анналах истории инквизиции. Сведения об этом мы находим в книгах исследователей того времени. В течение трёх лет к несчастному тщетно применялись самые утончённые пытки. Обвиняемому едва давалось время передохнуть между двумя истязаниями. Но Джулианило не сдавался и в ответ на бессильную ярость инквизиторов, которым не удавалось вырвать у него признаний, распевал хулительные песни о католической церкви и её служителях. Когда после пытки его, обессиленного и окровавленного, несли в камеру, то в коридорах тюрьмы он с торжеством пел народную песню:

Побеждена монахов клика злая!

Изгнанью подлежит вся волчья стая!

Инквизиторы были столь напуганы мужеством маленького протестанта, что на аутодафе его, совершенно искалеченного пытками, несли с завязанным ртом. Но Джулианило и тут не унывал и ободрял сочувствующих ему жестами и взглядами. У костра же он встал на колени и поцеловал землю, на которой ему суждено было соединиться с Господом.

Когда же его привязали к столбу, то сняли повязку со рта, чтобы дать возможность отречься от своей веры. Но он воспользовался этим именно для того, чтобы громко исповедовать свою религию. Вскоре костёр запылал, но твёрдость мученика не оставила его ни на минуту, так что стражники пришли в ярость, видя, как человек крошечного роста бросает вызов великой инквизиции, и закололи его копьями, избавив тем самым от последних мучений.

Тем временем римский папа Павел IV и испанский король Филипп II пытались разжечь остывшее было рвение инквизиторов. В папской булле от 1558 года предписывалось преследовать еретиков, «кто бы они ни были, герцоги, князья, короли или императоры». Королевским эдиктом от того же года приговаривались к сожжению на костре все, кто будет продавать, покупать или читать запрещённые книги.

Даже сам Карл V, уже ушедший в монастырь, накануне смерти нашёл в себе силы прервать молчание, с тем чтобы рекомендовать бдительность и требовать применения самых крутых мер. Он угрожал встать из своей добровольной преждевременной могилы, чтобы лично принять участие в борьбе со злом.

Инквизиция вняла призывам своих руководителей, и был назначен день истребления протестантов, но до последней минуты план держался в тайне. В один и тот же день в Севилье, Вальядолиде и других городах Испании, в которые проникла ересь, все заподозренные в лютеранстве были захвачены. Только в Севилье 800 человек было арестовано в один день. Камер в тюрьмах не хватило, арестованных пришлось помещать в монастырях и даже в частных домах. Многие оставшиеся на свободе пожелали сами предаться в руки трибунала, чтобы заслужить снисхождение. Ибо было понятно, что инквизиция в очередной раз одержала победу.

Подобная же кровавая расправа с гугенотами-протестантами была учинена католиками несколько лет спустя во Франции, в Париже, в ночь на 24 августа 1572 года, когда отмечался праздник святого Варфоломея. По имени этого святого истребление гугенотов получило название Варфоломеевской ночи. Организаторами бойни во Франции стали королева-мать Екатерина Медичи и руководители католической партии Гизы. Они хотели уничтожить главарей протестантов и использовали для этого удобный предлог – свадьбу лидера протестантов Генриха Наваррского, на которую съехались многие его сподвижники. В результате резни, продолжавшейся по всей Франции в течение нескольких недель, было убито около тридцати тысяч человек!

Но вернёмся в Испанию. В период с 1560 по 1570 год устраивалось минимум по одному аутодафе ежегодно в каждой из двенадцати провинций Испании, находившихся в ведении инквизиции, то есть всего не менее 120 аутодафе исключительно для протестантов. Таким образом Испания избавилась от тлетворной ереси Лютера.

Однако, хотя протестантизм и был выжжен калёным железом, в XVI веке появилась оппозиция католицизму – прежде всего движение так называемых «иллюминатов» – «просвещённых». Они искренне считали себя истинными католиками, но стремились утвердить приоритет личности в познании Бога. Официальной католической церкви, которая отрицала значение личности в истории и религии, новая доктрина не понравилась, и в 1524 году большинство иллюминатов было сожжено на костре.

Гораздо большее распространение в Испании получили идеи Эразма Роттердамского, выдающегося деятеля Северного Возрождения, гуманиста, мыслителя и писателя. Будучи католиком, он осуждал алчность, распущенность и необразованность большинства католических священников и требовал возврата к простоте ранней христианской церкви, то есть отказа от пышного культа, богатого украшения церквей, призывал к истинно добродетельной жизни, основанной на идеалах милосердия и сострадания. Но почти всех последователей Эразма в Испании ждал костёр.

Произведения самого Эразма Роттердамского находились в Испании под строгим запретом. Книги и Эразма, и других великих писателей подвергались строгой цензуре инквизиции. Даже знаменитого испанского драматурга Лопе де Вегу (1562 – 1635) «ревнители веры» не оставляли без внимания, его пьесы не раз подвергались кройке инквизиторскими ножницами, а иногда вообще снимались с постановки.

Контроль осуществлялся католической церковью почти во всех областях искусства, в том числе и в живописи. Церковь была основным заказчиком произведений искусства. И одновременно ею же вводились запреты на некоторые сюжеты и темы. Так, было запрещено изображение обнажённого человеческого тела – кроме изображения Иисуса Христа на кресте и херувимов. От преследования инквизиции не спасал и талант. Так, когда великий художник Веласкес изобразил обнажённую Венеру, его спас от «ревнителей веры» только сам король Испании, который ценил Веласкеса как прекрасного портретиста. И у не менее великого и известного Франсиско Гойи неизвестно как сложилась бы судьба, если бы не влиятельные покровители при дворе. Ему после написания картины «Маха обнажённая», которая сейчас известна каждому образованному человеку, грозил костёр инквизиции. И угроза казалась реальной – в 1810 году в Испании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве.

Да-да, инквизиция на Пиренеях свирепствовала ещё и в XIX веке, продолжая истреблять людей. На протяжении многих веков она господствовала в Испании, осуществляя своё правление по единой схеме «донос – следствие – пытки – тюрьма – приговор – аутодафе». Сменялись века, начинались и заканчивались войны, открывались новые земли, писались книги и картины, люди рождались и умирали, а инквизиция всё правила свой кровавый бал.

Общий итог жертв инквизиции в Испании за период с 1481 по 1826 год составляет около 350 тысяч человек, не считая тех, кто был приговорён к тюремному заключению, к каторжным работам и изгнанию.

Но в последние 60 лет своего существования инквизиция осуществляла преимущественно цензуру, так что Гойю вряд ли отправили бы на костёр, хотя, как и многим другим деятелям культуры того времени, ему грозила кратковременная ссылка в католический монастырь, высылка из крупных городов в провинцию или многодневное церковное покаяние.

Из книги Повседневная жизнь инквизиции в средние века автора Будур Наталия Валентиновна

Инквизиция во времена Возрождения Особенно тяжело пришлось инквизиции во времена Возрождения, ибо сама культура Ренессанса разрушала единоличное владычество Церкви над умами людей. Эта культура учила человека верить в свои силы и обращаться к исследованию природы.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

Инквизиция Католическая церковь утратила авторитет, в Европе плодились ереси, которые угрожали могуществу Римского престола. В XII - начале XIII веков на юге Франции и на севере Италии распространилась ересь катаров, которые сразу поставили себя в оппозицию Риму

автора Холт Виктория

5. Инквизиция В Мексике Когда Изабелла финансировала экспедиции по открытию новых земель, она заявляла (и сама верила в это), что ее цель - распространение католицизма по всему миру. Конечно, Филипп II разделял, эти чувства своей прабабки, хотя для многих авантюристов,

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

18. Инквизиция при Бурбонах Если Филипп не признавал всевластия инквизиции, то вовсе не из гуманных соображений. Он был воспитан в духе принципов «короля-Солнца» и не сомневался, что монарх может быть единственным главой государства.Однако, принимая во внимание

Из книги Альбигойская драма и судьбы Франции автора Мадоль Жак

ИНКВИЗИЦИЯ Действительно, до этого момента процедура, как выражаются канонисты, была обвинительной: в принципе она основывалась на том, что нужно было получить донос на еретиков, чтобы начать действовать против них. Случалось даже (и мы это видели в договоре в Mo), что

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Из книги Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI–XVIII вв. автора Григулевич Иосиф Ромуальдович

Инквизиция Acosta Saignes M. Historia de los portugueses en Venezuela. Caracas, 1959. Adler E. N. The Inquisition in Per? Baltimore, 1904. Baez Comargo G. Protestantes enjui-ciados por la Inquisici?n en Ibero-Am?rica. M?xico, 1960. Besson P. La Inquisici?n en Buenos Aires. Buenos Aires, 1910. Bilbao M. El inquisidor mayor. Buenos Aires, 1871. В?tem G. Nuevos antecedentes para una historia de los judios en Chile colonial. Santiago, 1963. Cabada Dancourt O. La Inquisici?n en Lima.

Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.

Инквизиция в Италии Деятельность, вероятно больше, чем в других странах, итальянской инквизиции была примешана к политике. Лишь в середине XIII века партии гвельфов и гибеллинов пришли к некоторому согласию; и только в 1266 году, когда силы партии гибеллинов были поражены

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Инквизиция Поход хана Батыя в 1241 году очень напугал Европу.Тогда тюркская армия подошла к границам Италии: к Адриатическому морю. Она разбила отборное папское войско, больше защищать папу было некому. Довольный победами Субутай решил зазимовать и подготовиться к походу

Из книги История Антисемитизма. Эпоха Веры. автора Поляков Лев

Инквизиция Нужно ли напоминать, что инквизиция не является испанским изобретением. То, что можно считать первым, значительно опережающим ход событий обоснованием инквизиции, содержится уже у Августина, который считал, что «умеренные преследования» («ternpereta severitas»)

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

Инквизиция до… Мы говорим «инквизиция», но имеем ли на это право? Это слово ассоциируется с мрачной эпохой Средневековья, когда в странах Западной Европы еретиков сжигали на кострах.Но иначе как инквизицией не назовешь действия властей, когда кормящую мать заключали в

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

Инквизиция Папы придумали инквизицию с целью подавить ересь вальденсов или катаров, которая стала популярной в народе и тем самым колола им глаза; замысел немедленно выродился вследствие рвения мирян, взявшихся осуществлять его: Робера Лe Бугра, «молота еретиков» Ферье,

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Инквизиция Поход хана Батыя в 1241 году очень напугал Европу.Тогда тюркская армия подошла к самым границам Италии: к Адриатическому морю. Она разбила отборное папское войско. И зазимовала, готовясь к походу на Рим. Исход дела был лишь вопросом времени.Конечно, не о захвате

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Великая инквизиция и Великая эпоха Возрождения Инквизиция формально началась в XII в. на фоне многочисленных Крестовых походов. И, в общем-то, можно сказать, что было две волны инквизиции. Вершиной первой волны можно назвать Четвертый крестовый поход, закончившийся

В 1229 году . Этот институт достиг своего апогея в 1478 году , когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году , заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса . В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры » (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii ). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством .

Цели и средства

Пытки, применяемые к обвиняемым в ереси. Гравюра 1508 года.

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси . С конца XV века , когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках . Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве . Также в компетенцию инквизиции с года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах . Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов , применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия , а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд .

Судебная процедура

VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия .

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора .

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю - ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно .

Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции - уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти» .

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа 1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.) 2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.) 3) испанская инквизиция. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.

Преследования еретиков до XII в.

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства - в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах - искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»).

В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре .

Доминиканский период

В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден - доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica pravitate».

Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Fontevrault - Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.

Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне , а в 1242 г. - в Авиньоне . Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX , папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.

Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии - в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая черно-белых собак, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V .

В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский ; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V , опираясь на поддержку императора Карла IV , снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно.

Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

Испанская инквизиция

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке , как отголосок современных событий в южной Франции , возрождается с новой силой в конце XV в. , получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма , которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы . Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.

Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада . В 1478 году была получена булла от Сикста IV , разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков . Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала , обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.

Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены поздние), регулировавший инквизиционный процесс.

С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после г., когда Торквемаде удалось добиться у «католических королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе , не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиеп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.

Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за нами религиозной свободы условиями капитуляционного договора г. В г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6.

Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Инквизиция введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V , в г., и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II . В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа .

Другие страны

По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация святой инквизиции», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II , в 1559 г.. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, - что обыкновенно и случалось, - то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.

Если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнут у него сознание в взводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случай упорного отрицания вины, обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-залу и только теперь знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случае утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали своё окончательное мнение по данному делу, почти всегда - не в пользу подсудимого.

Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. «Супрема» как правило не отменяла приговоров инквизиционных судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе .

Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея , Джордано Бруно , Пико делла Мирандола и др.

Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 - 3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция была уничтожена указом Жозефа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341 021 чел.; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 - in effigie , 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям.

Жертвы инквизиции. Критика

Люди

В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает

«Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <...> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь -епископ , Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство , прославил свое правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600»

Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди исповедующие лютеранство обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:

  • «Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов - 28
  • Горожан, состоятельных людей - 100
  • Мальчиков, девочек и малых детей - 34

«Среди ведьм, - говорит Райт, - были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены», во время других brande, или сожжений. «Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.».

Профессор Д. В. Дрейпер в книге «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет:

«Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк Инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек! С невыразимым отвращением и возмущением мы узнаем, что Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств Инквизиции» .

Животные

Также Церковь проводила массовые суды над животными. На этих судах обвиняемыми выступали мухи , гусеницы , саранча , кошки , рыбы , пиявки и даже майские жуки . Над последними садовыми вредителями, именуемыми еще майскими хрущами, в 1479 году в Лозанне (Швейцария) состоялся громкий процесс, длившийся два года. Решением суда шестиногим преступникам предписывалось незамедлительно покинуть страну. Множество подобных судебных дел описываются в классическом труде Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете»:

«В Европе вплоть до сравнительно недавнего времени низшие животные в полной мере несли наравне с людьми ответственность перед законом. Домашних животных судили в уголовных судах и карали смертью в случае доказанности преступления; дикие животные подлежали юрисдикции церковных судов, и наказания, которым они подвергались, были изгнание и смерть посредством заклинания или отлучения. Наказания эти были далеко не шуточные, если правда, что св. Патрик прогнал в море заклинаниями всех пресмыкающихся Ирландии или обратил их в камни и что св. Бернар, отлучив жужжавших вокруг него мух , уложил их всех мертвыми на полу церкви. Право привлечения к суду домашних животных опиралось, как на каменную скалу, на еврейский закон из Книги завета . В каждом деле назначался адвокат для защиты животных, и весь процесс - судебное следствие, приговор и исполнение - проводился при строжайшем соблюдении всех форм судопроизводства и требований закона. Благодаря исследованиям французских любителей древностей были опубликованы протоколы 92 процессов, прошедших через суды Франции между XII и XVIII вв. Последней жертвой во Франции этой, можно сказать, ветхозаветной юстиции была корова , которой был вынесен смертный приговор в г. нашего летосчисления» .

Процессы с массовыми ответчиками обычно шли долго. Например, тяжба между общиной Сен-Жульен и жуками продолжалась с перерывами около сорока лет. Если же обвинялись единичные твари, то возмездие за колдовские дела настигало их быстро. В 1474 году , в самый разгар процесса над жуками , в Базеле судили одного старого петуха за то, что он якобы снес яйцо . Естественно, нашлись свидетели такого деяния, которые, «лично все видели», и обвинитель потрясал здание суда ужасающими историями о том, как сатана сажает на петушиные яйца ведьм, чтобы они, как наседки, высиживали наиболее вредоносных для христиан тварей, и о том, что петушиные яйца используются для изготовления колдовских снадобий. Показательно, что защитник обвиняемого петуха даже не пытался оспаривать такие обвинения поскольку, как отмечает Фрэзер , «все эти факты были слишком явны и общеизвестны, чтобы их можно было отрицать» . В результате этого процесса «петух был присужден к смерти как колдун или дьявол , принявший вид петуха , и вместе со снесенным яйцом был сожжен на костре со всей торжественностью, как если бы то была самая обыкновенная казнь».

Грейнджер, современник событий, рассказал о судебном процессе над лошадью . Животное «было обучено узнавать количество знаков на игральных картах, а также сообщать, который час на часах. Лошадь и ее владелец оба были обвинены святой инквизицией в сношениях с Дьяволом и оба с великой церемонией были сожжены на auto-da-fe , в Лиссабоне в 1601 г. как колдуны!» .

См. также

  • Борьба с инакомыслием в истории русской православной церкви

Ссылки

  • Православная Инквизиция Е.Грекулов "Православная инквизиция в России"
  • Инквизиция в средневековье Сайт о рыцарях и средневековье
  • Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том I
  • Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том II
  • Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России
  • Е. О. Калугина. «Черная легенда» об Испании в русской культуре.
  • Статья «Инквизиция » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Инквизиция , Рахманова Р.Р.
  • Ф. М. Достоевский . Великий инквизитор
  • Н. А. Бердяев . Великий Инквизитор

Литература

Дореволюционные исследования

  • В. Величкина. Очерки истории инквизиции (1906).
  • Н. Н. Гусев. Рассказы об инквизиции (1906).
  • Н. Я. Кадмин . Философия убийства (1913; переизд., 2005).
  • А. Лебедев. Тайны инквизиции (1912).
  • Н. Осокин. История Альбигойцев и их времени (1869-1872).
  • М. Н. Покровский. Средневековые ереси и инквизиция (в Книге для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова, вып. 2, 1897).
  • М. И. Семевский. Слово и дело. Тайный сыск Петра I (1884; переизд., 1991, 2001).
  • Я. Канторович. Средневековые процессы о ведьмах (1899)
  • Н. В. Будур. Инквизиция: гении и злодеи (2006).
  • М. Я. Выгодский. Галилей и инквизиция (1934).
  • С. В. Гордеев. История религий: главные религии мира, древние церемонии, религиозные войны, христианская библия, ведьмы и инквизиция (2005).
  • Е. Ф. Грекулов. Из истории святой инквизиции в России (1929; два переизд., 1930); Православная церковь - враг просвещения (1962); Православная инквизиция в России (1964).
  • И. Р. Григулевич. Инквизиция (1970; 1976; 1985; переизд., 2002); Папство. Век XX (1981; переизд., 2003).
  • М. И. Заборов. Папство и крестовые походы (1960).
  • И. А. Крывелев . Костром и пыткой против науки и ученых (1933; переизд., 1934).
  • А. Е. Кудрявцев. Испания в средние века (1937).
  • С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании (1914; переизд., 1994); История папства (1934; переизд., 1961, 1986); Святая инквизиция (1927); Роковая книга средневековья.
  • Л. П. Новохацкая. Охота на «ведьм». Из истории церковной инквизиции (1990).
  • М. А. Орлов. История сношений человека с дьяволом (1992).
  • З. И. Плавскин. Испанская инквизиция: палачи и жертвы (2000).
  • В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция (1955).
  • Тюрьмы и наказания. Инквизиция, тюрьмы, телесные наказания, казни (1996).
  • М. И. Шахнович. Гойа против папства и инквизиции (1955).
  • М. М. Шейнман. Огнем и кровью во имя бога (1924); Папство (1959); От Пия IX до Иоанна XXIII (1966).

Называлось любое отклонение от принятой церковью истинной веры. Причем вера эта означала ровно столько, сколько это было заложено в понятии самой церкви. Разумеется, еретики - это изменники церковной веры. Это люди, которые совершили пред очами Господа грех. На них имелась и своя управа - инквизиция. В было самым обычным делом! Подробнее об этом - в нашей статье.

Все в руках папских

Она была в руках папской церкви, которая могла решать, какая вера и какие высказывания о Господе считаются правильными, а какие - ложными (то есть еретическими).

Еретиков ненавидели сильнее, чем иноверцев (людей другой веры). Их презирали даже больше, чем мусульман. И все это потому, что еретики считали себя настоящими христианами. Это были особо опасные внутренние враги церкви, которые подрывали ее авторитет и устои.

История инквизиции в средние века

Что такое инквизиция?

Еретики не оставляли церкви никакого выбора, поэтому в средние века в постоянно пылали костры инквизиции - специально созданной организации, боровшейся с тайными врагами католицизма.

Вообще, слово "инквизиция" в средние века означало "розыск", "сыск". В наше время это называется тайной полицией. Однако не все так просто! Инквизиция была намного страшнее и опаснее любой тайной полиции! Почему? Да потому, что ее мощь, влияние и сила распространялись не на какое-либо одно государство, а на целую Европу!

Самым первым инквизитором, без всякого сомнения, можно считать папу Иннокентия Третьего. Любопытно, что само понятие "инквизиция" в средние века ввелось после смерти папы.

"Царь царей и владыка владык"

Развил бурную деятельность по искоренению еретиков, как только вступил на папский престол. Он без зазрения совести считал себя вершителем судеб всех смертных и всего христианского мира! Именовал себя Иннокентий Третий "царем всех царей и владыкой всех владык". Кроме того, папа не стеснялся называть себя "священником всех веков и народов" и не боялся говорить о себе как о "наместнике самого Христа на земле грешной". Представляете, какой масштаб имела инквизиция в средние века?

Пытки инквизиторов

Установка была довольно простая: выворотить наизнанку всю душу. Пытать до тех пор, пока еретик не сознается в своем грехе, не осознает свой проступок. Чудовищные пытки заставляли даже весьма безобидных еретиков брать на себя вину за совершение чудовищных преступлений!

Зверские пытки можно перечислять до посинения, чего только не придумывали средневековые изобретатели-садисты. Инквизиция не щадила практически ни одного еретика. Вот список самых изощренных пыток:

  • потрошение и четвертование;
  • смертельный прессинг;
  • кресло допроса;
  • вилка еретика;
  • кошачья лапа;
  • ручная пила;
  • "Аист";
  • жаровня (решетка);
  • разрыв груди;
  • посажение на кол (излюбленное занятие Влада Цепеша - правителя Трансильвании, румынского воеводы);
  • колесование (излюбленный способ казни у Петра Первого).

Существование ведьм в разные эпохи подтверждалось многими, казалось бы, неоспоримыми доказательствами. Большинство людей обвиняли в колдовстве молодых и спокойных девушек не тяжелее 50 килограмм. Обвиняли практически во всех бедах, внезапных изменениях погоды, смертях, плохом урожае, и так далее. Считалось, что существование таких могущественных созданий поставило бы под вопрос правление церкви и человека, поэтому решили уничтожать подобных женщин, ради всеобщего блага.

Когда появилась Инквизиция?

Бытует мнение, что такое явление, как колдовство и ведьмы – это чисто средневековое понятие. Но многие источники, в том числе и древние находки с письменностью указывают на то, что до появления на свет Христа существовали «милые» дамы, которые требовали от людей дани, иначе на них опустятся беды. Ведьма – это одно с древнейших обозначений злого яства, которое предстает в виде престарелой женщины. Со временем ценности менялись, а с ними и образы настоящего зла. Пик популярности припадает на период V–XV века. Именно в этот период происходит великое поколение ведьм. История инквизиции начинается с этих времен.

Слово «инквизиция» с латинского языка означает розыск, расследование . До появления средневекового культа церкви, до V века нашей эры инквизицией называли определенные расследования и поиски истины в сомнительных делах людей. Иногда, чтобы выбить настоящую правду, прибегали к жестоким пыткам. Инквизиторами называли людей, которые старались разобраться в нарушениях общества.

Немного позже, когда Бог и церковь превратила мир в большую площадь для молитв, подобные меры применялись, чаще всего к неверующим людям . А со временем и ко всему отрицательному, что существовало в мире, по мнению церкви. В современности, это слово стало синонимом смерти ведьмам и язычникам. Многие историки выводили теории о том, сколько человек было уничтожено из-за деятельности такого движения.

Самыми яркими представителями, пропагандировавшие власть церкви по Европе , были:

  • Англия.
  • Священная Римская империя.
  • Франция.
  • Испания.

Почему инквизиция обрела такое могущество?

Из-за того, что в период Средневековья происходят непрекращающиеся войны, историки решили прозвать этот период Темными веками . Чем особенный этот период истории:

  • Появление рыцарей.
  • Церковь стала во главе власти.
  • Создание Культа Бога.
  • История инквизиция.

Наряду с церковью, постепенная власть формировалась и за инквизицией. Бог стал главным источником сил, желаний и любви. Невероятный культ провозгласил человека ничтожеством, по сравнению с Богом. Все ценности Древнего мира были уничтожены, и появилась необходимость создавать новые. Вера в Бога мгновенно стала лидирующей на всей территории Европы .

Культ Бога воспринимался, как аксиома. Его никто не обсуждал, он был, как факт, и это должны были принять все. Из-за того, что в Средних веках начали массово пропагандировать веру в Единого Всевышнего, возросло количество людей, которые отказывались от этой веры в угоду своим прошлым взглядам. Именно в этот период и начинает активно действовать инквизиция .

Практически всех людей, кто противился, насильно обращали в новую веру. Среди них были такие люди, кто свято и твердо верил в собственных богов, еретики или язычники. Если же не получалось ввернуть в новые верования человека, то это приводило к плохим последствиям. Из-за невероятной поддержки церкви, королевской власти большинства государств Европы, Инквизиция обретала невероятную власть.

Люди, которые именовали себя Инквизиторами, имели полное право обвинить любого человека в не веровании. И он поддавался суду. Слова Инквизиторов не осуждались, а практически все суды заканчивались плачевно для жертв. Чаще всего наказанием был отбор имущества, физическое насилие, высмеивание перед публикой. Потом давался еще один шанс человеку. Его отпускали на свободу. Если же он второй раз попадется на те самые проволочки, то приходилось использовать радикальные меры.

Принято считать, что при слове инквизиция, в голове сразу же появляются ассоциации о кострах инквизиции, Жанне Д’Арк и смертельных пытках. Однако, все это давно опровергли историки, даже проверенную информацию на википедии. Но давайте все по порядку.

На самом деле в большинстве случаев борьбы инквизиции против еретиков и язычников немного опущены. Первые насильно ввергали последних в свою веру. Если те отказывались, то в ход шли приговоры инквизиции: болезненные пытки и конфискация имущества. Это необходимо было для того, чтобы показать непоколебимость верующего человека, которому уготовано место в Раю, даже после осуществления преступления. В 95% случаев люди сдавались, и в обмен на свое имущество, а иногда это были и дети, веровали в новую религию. Однако те самые 5%, которые отказывались предавать собственных богов, подвергались жестоким пыткам. Описывать их сложно, так как это непростая работа.

Одним из самых ярких примеров приговора инквизиции есть пытка с невероятными болезненными ощущениями со стороны еретика. Человека привязывали к стулу, так, чтобы он не мог шевелить руками и ногами. Потом постепенно нагревали небольшие щипцы до красного цвета. Затем отрывали по одному ногтю до тех пор, пока человек не сдастся и не признает власть Божью. Стоит признать, что это была не самая страшная пытка. История узнавала случаи и страшнее. Однако, к смертельным пыткам прибегали крайне редко. Приговор зачастую ограничивался болезненными терзаниями.

Жанна Д’Арк и жертва считается самым известным мифом об ужасной инквизиции. После того, как девушка смогла спасти Францию от непоправимого давления Англии после Столетней войны, ее пленили племена бургундцев. Они передали ее властям английского королевства. Потом ее осудили, как простого еретика, и затем сожгли на костре. Но правда ли это?

Все больше историков считают, что это не более, чем миф. Героиню Франции не жгли на костре, как еретика. Она, как и все остальные люди была силой придушена новой религией. А все доводы о том, что ее сожгли, на данный момент, кажутся не более чем сказкой.

Есть не только научные работы той эпохи, указывающие на обратные факты, но и множество предполагаемых материальных доказательств. К примеру, раскопали скелет неопознанного человека. С помощью новейших технологий удалось подтвердить, что это скелет девушки, 18–19 лет. А по окаменелостям, легко определили и возраст костей. Практически все подходит под всемирно известный миф о сожженной Жанне Д’Арк. Поэтому и приговор сожжения на костре можно смело считать нереальным.

В интернете присутствует большое количество статей о том, что количество жертв инквизиции сравнимо с общим количеством смертей на Второй мировой войне. Это все не более, чем гиперболизированный треп. За 400 лет активной деятельности инквизиции предполагается, что приблизительное количество пострадавших не превышает цифры в 40 тысяч .

Многие технологии современности сумели добиться прекрасных результатов в максимальной правдивости истории. То есть большинство предположений, которые считались правдивыми и воспринимались, как факт, теперь не имеют никакой исторической ценности .

Феномен Салемских ведьм

Не менее противоречивым есть и история о Салемских ведьмах. В конце XVII в небольшом городке Салем в Англии начались внезапные вспышки проявления колдовства, управления погодой. Это все провоцировало церковь искать объяснение через наказание мнимых женщин, способных колдовать.

Священник Сэмьэль Парисс заметил, как с девочками, игравшими с хрустальным шаром, происходят странные вещи. Всю ночь им мерещились гробы и лай собак. Подобное не прекращалось до самого утра. Священник решил, что это проделки злой ведьмы, поэтому принялся ее искать. Казалось, что подобные дела происходили практически везде. Но суть в том, что из-за мнимой игры трех девочек, под суд инквизиции попало больше 160 человек. А самое ужасное в этом то, что ни один подсудимый так и не был оправдан, все были приговорены. Около 150 человек оказались до конца жизни за решеткой, а более десятерым пришлось примерять на шее петлю.

Немного позже процесс остановили, так как Губернатор Фипс из слов богослова Инкриса Матера раскритиковал некомпетентность созданного суда. До сих пор ученые рассматривают странные и таинственные события тех 10 месяцев, когда пострадало настолько много людей, из-за странного поведения трех девочек. Кто на самом деле в этой истории оказался виновным?

И подобных историй среди толщи столетий можно сосчитать тысячи. Инквизиция публично наказывала еретиков, чтобы показать свое превосходство. Это необходимо было ради установления тоталитарного режима, и в дальнейшем создания культа Бога .

Принято считать, что Инквизиция осталась в прошлом, и от нее не осталось ни малейшего следа. Однако это все тоже можно посчитать мифом. В современном мире есть течение, исповедующее те самые принципы и взгляды, что и инквизиция, но все это обрело иное название - Священная конгрегация доктрины веры .

В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209–1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 – французский король Людовик VIII. С 1226–1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.

Однако «епископская инквизиция» оказалась мало эффективной: епископы находились в зависимости от светской власти, а подчиненная им территория была невелика, что позволяло «еретику» легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического права, создал для их расследования постоянный орган церковной юстиции – инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она вскоре обратилась против других «еретических» сект – бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против «колдунов», «ведьм» и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 – во Франции, в 1235 – в Центральной, в 1237 – в Северной и Южной Италии.

Инквизиционная система.

Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев , и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. – только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487).

Существовало два типа инквизиционной процедуры – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором – через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и клятвопреступники, показания которых никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция к Св. Престолу, хотя формально и запрещенная буллой 1231. Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.

Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь «впавший в ересь» приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.

Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи – строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела; успевший покаяться ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

Инквизиция с 13 в. до нашего времени.

13 век оказался периодом апогея инквизиции. Эпицентром ее активности во Франции стал Лангедок, где с необычайной жестокостью преследовались катары и вальденсы; в 1244 после взятия последнего оплота альбигойцев Монсегюра было отправлено на костер 200 чел. В Центральной и Северной Франции в 1230-х с особым размахом действовал Робер Лебугр; в 1235 в Мон-Сен-Эме он устроил сожжение 183 чел. (в 1239 осужден папой на пожизненное заключение). В 1245 Ватикан даровал инквизиторам право «взаимного прощения прегрешений» и освободил их от обязанности повиноваться руководству своих орденов.

Инквизиция нередко наталкивалась на сопротивление местного населения: в 1233 был убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургского (это привело к почти полному прекращению деятельности трибуналов в германских землях), в 1242 – члены трибунала в Тулузе, в 1252 – инквизитор Северной Италии Пьер Веронский; в 1240 против инквизиторов восстали жители Каркассона и Нарбонна.

В середине 13 в., опасаясь растущего могущества инквизиции, ставшей вотчиной доминиканцев, папство попыталось поставить ее деятельность под более строгий контроль. В 1248 Иннокентий IV подчинил инквизиторов епископу Ажанскому, а в 1254 передал трибуналы в Средней Италии и Савойе в руки францисканцев, оставив за доминиканцами только Лигурию и Ломбардию. Но при Александре IV (1254–1261) доминиканцы взяли реванш; во второй половине 13 в. они фактически перестали считаться с папскими легатами и превратили инквизицию в самостоятельную организацию. Пост генерала-инквизитора, через которого папы осуществляли надзор за ее деятельностью, по многу лет оставался вакантным.

Многочисленные жалобы на произвол трибуналов заставили Климента V реформировать инквизицию. По его инициативе Вьеннский собор 1312 обязал инквизиторов согласовывать судебную процедуру (особенно применение пыток) и приговоры с местными епископами. В 1321 Иоанн XXII еще более ограничил их полномочия. Инквизиция постепенно приходила в упадок: судьи периодически отзывались, их приговоры часто кассировались. В 1458 жители Лиона даже арестовали председателя трибунала. В ряде стран (Венеция, Франция, Польша) инквизиция оказалась под контролем государства. Филипп IV Красивый в 1307–1314 использовал ее как инструмент для разгрома богатого и влиятельного ордена тамплиеров ; с ее помощью германский император Сигизмунд расправился в 1415 с Яном Гусом, а англичане в 1431 с Жанной д"Арк. Функции инквизиции передавались в руки светских судов, как ординарных, так и экстраординарных: во Франции, например, во второй половине 16 в. дела о «ереси» рассматривались и парламентами (судами), и специально созданными для этого «огненными палатами» (chambres ardentes).

В конце XV в. инквизиция пережила свое второе рождение. В 1478 при Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской она была учреждена в Испании и в течение трех с половиной столетий являлась орудием королевского абсолютизма. Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой , прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали недавно обращенные в христианство иудеи (мараны) и мусульмане (мориски), многие из которых тайно продолжали исповедовать прежнюю религию. По официальным данным, в 1481–1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь «еретиков») погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб). Введение инквизиции в Испанских Нидерландах стало одной из причин Нидерландской революции 1566–1609. С 1519 этот институт действовал в испанских колониях Центральной и Южной Америки.

В конце 15 в. инквизиция приобрела особое значение и в Германии; здесь, помимо «ересей», она активно боролась с «ведовством» («охота на ведьм»). Однако в 1520-х в немецких княжествах, где победила Реформация, с этим институтом было покончено навсегда. В 1536 инквизиция была учреждена в Португалии, где развернулось преследование «новых христиан» (иудеев, принявших католицизм). В 1561 португальская корона ввела ее в своих индийских владениях; там она занялась искоренением местного «лжеучения», соединявшего черты христианства и индуизма.

Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и состояла сначала из пяти, а затем из десяти кардиналов-инквизиторов; при ней функционировал консультативный совет из специалистов по каноническому праву. Она также осуществляла папскую цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг . Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса .

Ко времени Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.

Знаменательным актом стала переоценка Иоанном Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был реабилитирован Галилей , в 1993 – Коперник , в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.

Иван Кривушин

Что еще почитать