Как менялись эталоны красоты в разные эпохи. Идеалы женской красоты Эталоны красоты в разные эпохи

Стиль / Красота

Как менялись эталоны красоты в разные эпохи

Красота подарок на несколько лет.

Оскар Уайльд

Каждая из нас слышала в свой адрес восторженную фразу: «Вы такая красивая!», часто мы сами говорили такие комплименты подругам или коллегам. Уже десятки лет все стремятся к заветным 90-60-90, шоколадному загару и чувственным губам, а в прошлом веке это считалось образцом безвкусицы. Но что мы вкладываем в смысл слова «красота» сейчас и что вкладывали в него наши предшественники? Если бы мы были рождены лет сто назад, считали бы нас тогда красавицами? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к истории, ведь женская красота ценилась во все времена, но представления об идеале претерпевали существенные изменения.

Понятия о красоте в Древнем Египте во многом совпадали с современными взглядами. Красивой считалась стройная египтянка с полными губами и большими миндалевидными глазами. В связи с этим жительницы Древнего Египта очень ярко подводили глаза, придавая им образцовую форму, и красили губы в красный цвет. В то время они уже использовали множество косметических средств для достижения своих целей. Известны даже письменные работы о косметике, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица». В макияже особой популярностью пользовался зеленый цвет, так как он считался эталоном красоты, а сам краситель получали из оксида меди. Древние египтянки были большими модницами, ведь ученые считают, что именно они начали первыми пользоваться зеркалами, румянами, ароматами и даже носить полупрозрачную одежду. Яркими представительницами древнеримских красавиц являются Клеопатра и Нефертити.

Для образа настоящей красавицы Древнего Китая как нельзя лучше подойдет всем известная фраза «Красота требует жертв». Крошечная ступня, очень маленькое и хрупкое тело, белое лицо, зубы с оттенком золота – именно так представлял себе идеальную женскую красоту древний китаец. Чтобы соответствовать эталону, уже с детства девочкам приходилось терпеть боль от перематывания бинтами ступней. Раз в неделю их снимали на несколько минут и затягивали еще сильнее. Постепенно пальцы ног становились согнутыми и закручивались под ступню. Эта традиция зародилась сначала среди самых богатых слоев общества, а потом перенялась и средним классом. Ходить на таких крошечных ножках было чрезвычайно сложно, и в окружении благородной красавицы всегда находилось несколько человек, чтобы помогать ей при ходьбе. Также большое внимание китайские женщины уделяли своим волосам: они должны были быть очень длинными и заплетенными в сложную косу.

В Древней Руси залогом красоты тоже считались волосы. Существовало поверие, что чем длиннее волосы, тем больше духовных сил получает женщина. Почти все женщины того времени заплетали себе косы, а расчесывание волос было подобно священному ритуалу. По различным свидетельствам русские женщины лишь тогда считались красавицами, когда достигали веса не менее восьмидесяти килограммов! Очень ценилась в Древней Руси светлая кожа и яркий румянец, такое описание мы с вами не раз встречали в известных с детства сказках. В связи с этим древнерусские красавицы пользовались белилами для лица, а щеки часто просто натирали свеклой. Некоторые женские предпочтения проносятся через века, например, любовь к украшениям. Из ювелирных украшений были широко распространены серьги, гривны, перстни, кольца, ожерелья, браслеты. Их отличала чрезвычайная тонкость работы мастеров ювелирного дела.

В Древней Греции образ идеальной женщины во многом складывался под влиянием науки и спорта. Эталоном женской красоты считалась скульптура легендарной Афродиты: ее рост 164 см, объем груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Дошедший до нас афоризм «греческий профиль» подразумевает прямой нос и большие глаза. Прежде всего, ценились голубые глаза, золотые кудри и светлая, блестящая кожа. Греческие красавицы очень тщательно ухаживали за телом, которое должно было иметь мягкие и округлые формы, они посещали бани, принимали ванны с травами и ароматическими маслами. Так же, как и в Древней Греции, в Древнем Риме идеалом красоты считались светлая кожа и белокурые волосы. В погоне за эталоном римлянки научились осветлять волосы, использовали сливки и молоко для ухода за телом, изобретали различные способы завивки волос.

В Индии с древних времен считают, что вся прелесть женщины сосредоточена в ее пышном теле, поэтому индийские женщины никогда специально не ограничивали себя в приемах пищи. На свое лицо женщины накладывали довольно яркий макияж, золотили губы и красили свои зубы в коричневый цвет. Их брови и ресницы должны были быть черными, а ногти – красными. В зависимости от положения женщины в обществе они украшали мочки ушей: чем выше положение, тем больше и массивней украшения. По такому же принципу различалась национальная индийская одежда – сари. На участки тела, не покрытые тканью, наносились разнообразные рисунки хной. А между двух бровей уже тогда наносили всем известную точку – бинди. Она символизирует мистический третий глаз. Как вы заметили, эталон женской красоты и взгляд на внешний вид женщины в Индии не менялся кардинально уже не одно столетие.

В отдельных племенах Африки еще с давних времен существуют, пожалуй, самые необычные обязательные элементы красоты. Женщины вытягивают себе мочки ушей, делают в них дырки и заполняют различными бусинками, палочками, проволками. Хоть для современного модника это и выглядит жутковато, зато не несет сильного вреда здоровью. Чего нельзя сказать о традициях Восточной Бирмы. С детства на шею девочек надевают одно за другим медные кольца. Благодаря этому с возрастом высота шеи достигает 30-35 сантиметров. Все кольца вместе весят больше десяти килограммов, из-за постоянной тяжести происходит сильное опущение груди, мышцы шеи сильно атрофируются, и они не в состоянии сами держать голову. Красота в отдельных регионах Африки не только жертвенна, но и опасна для жизни!

В раннее Средневековье образ современной красивой девушки претерпел сильные изменения, в первую очередь, из-за влияния церкви. Телесную красоту стали воспринимать как источник грехов, поэтому светлые волосы стали покрывать головными уборами, женственную фигуру прятать за платьями свободного покроя. Дева Мария с ее внешностью и покорным характером стала идеалом и примером для подражания. Бледная кожа, маленькие губы, истощенное тело с длинными конечностями – именно такой женский образ будоражил мысли и фантазию мужчин раннего Средневековья. В XIII веке с зарождением рыцарства стали меняться и взгляды на женщин. Рыцарям нужны были музы для совершения подвигов, героини, покоряющие их сердца. Появляется культ Прекрасной дамы. От покорства и отказа от излишеств стали переходить к великолепию. Стройное тело, волнистые светлые волосы, яркие губы, узкие бедра, маленькая грудь и большие ступни – именно такой должна была быть принцесса для своего рыцаря.

Следующая по хронологии эпоха Возрождения привнесла очень большие перемены в понимание женской красоты. Бледность и худоба исчезают из обязательных элементов привлекательности, а им на смену приходят широкие бедра, округлое лицо и полные плечи. Воплощение красоты того времени запечатлены в гениальных работах Тициана, Рембрандта, Рубенса, ну и, конечно же, известная всем картина «Мона Лиза». Во времена расцвета эпохи рококо, особый акцент делается на женские прически. Здесь работал принцип: чем пышнее и сложнее конструкция на голове, тем лучше! Зачастую, чтобы сохранить сложную и дорогую прическу, модницам приходилось не мыться и не расчесываться по несколько недель. Тогда же в моду входят духи, чтобы перебить запах, исходящий от тела.


В начале XIX века образцовой красавицей считалась Жозефина – первая жена Наполеона Бонапарта. Она была поклонницей естественной красоты, завышенной талии в одежде из тонких тканей, украшенной кружевами и оборками. Это была эпоха ампира, которая вернула в моду красоту в греческом понимании. Идеальной считалась фигура «песочные часы», в связи с этим за несколько лет в моду входят корсеты, пышные юбки, оголяются шея и зона декольте. Часто платья для светских выходов весили больше 20-ти килограммов! Также светские красавицы почти всегда носили перчатки и ходили с зонтом. Ведь в этот период загар считался дурным тоном, уделом низшего класса и деревенских жителей.





В течении XX века взгляды на женскую красоту очень стремительно менялись. В начале века идеальной считались спортивная фигура с широкими плечами, узкие бедра, маленькая грудь. Но уже к 30-м годам столетия ситуация принимает противоположную сторону. Образцом женственности становятся широкие бедра и пышная грудь. В тот период иконами и абсолютными красавицами считались Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лоллобриджида. Их красота сводила с ума миллионы мужчин, а женщины очень старались, чтобы быть хоть чуточку похожими на звездных кумиров.







На протяжении столетий и решительно во всех цивилизациях ничто так не заботило женщину, как ее внешний вид. Впрочем, мужчин женский образ всегда волновал еще больше. От века к веку прекрасному полу диктовали каноны красоты, и счастье было родиться им соответствующей.

Античность

Стремление к физическому идеалу для древних греков были не просто навязыванием стандартов модной индустрии, как это происходит сейчас, для них это было целой идеологией.

Гармония тела само по себе искусство. Красивый человек подобен божеству, он не может быть уродлив духовно. Параметры красоты, в особенности женской, разительно отличались от современных. Гречанки от природы имели достаточно толстокостный скелет. Но это не значит, что ценилась дряблая полнота.

Красивое тело — подтянутое и юное. Идеальные пропорции, которым соответствует эталон красоты Венера Книдская, были таковы: рост 164 см, грудь 86 см, бедра 93.

Никакого визуального примитивизма 90−60−90. Все не просто так. Имелся даже идеальный размер стопы и кисти рук.

Плечи, руки, икры, бедра были округлыми. Грудь небольшая, ассиметричная. Талия мягко выраженная. Ягодицы слегка плоские и низкие. Голень, щиколотки достаточно широкие. Все линии фигуры должны были быть плавными.

Идеальные черты лица: большие глаза с широким межвековым разрезом и дугообразными краями век. Расстояние между глазами не менее величины одного глаза, а рот больше в полтора раза. «Греческий нос» это не синоним длинного носа. По канонам греческим идеальный нос — это небольшой нос с прямыми линиями и едва выраженной переносицей.

Волосы носили длинные, завязывая знаменитым «античным узлом». Ценились золотистые локоны, поэтому темным гречанкам приходилось всячески осветлять их с помощью пребывания на солнце и щелочного мыла. Образцы греческих статуи до нас дошли белоснежными, но греки любили их раскрашивать, а сами женщины не кичились румянцем.

Греческие стандарты красоты перешли и к римлянам с небольшими изменениями. Несмотря на то, что римские женщины были менее крупные, дородное тело ценилось сильнее. Волосы старались осветлять. Коже придавали особое значение: отбеливали свинцовыми белилами и масками из молока.

Как бы современным девушкам ни казалось странным восхищение невысоким ростом, коротковатыми ногами и округлой фигурой, нельзя смотреть на античные скульптуры без восхищения и отрицать, что их каноны красоты наиболее гармоничные и приятные глазу.

Древний Египет

Представления о женской красоте у египтян были полностью противоположны античным. Параметры в цифрах сложно назвать. Искусство Древнего Египта не было столь точным анатомически. Но достоверно, что красавицами считались высокие худые женщины с длинными ногами. С широкими прямыми плечами, длинной лебединой шеей, маленькой грудью и мальчишескими узкими бедрами.

Волосы ценились черные, толстые и гладкие. Правда носили парики, свои волосы сбривали. Вообще волосы на теле египтянки не чествовали. Уже тогда во всю использовали восковую эпиляцию.

Черты лица должны были быть строго прямыми. Особенно нос. Губы большие и пухлые. Идеальные глаза — зеленого цвета и миндалевидной формы. Глазам вообще уделялось особое внимание. Форму подчеркивали краской, зеленой или черной, удлиняя их до самого виска, брови утолщали. В глаза капали белладонну для особого блеска и расширения зрачков.

Модным цветом кожи был светло-желтый, его достигали белилами. Эталонами красоты того времени были Нефертити и Клеопатра.

Средневековье

С приходом христианства женская красота была спрятана под бесформенную одежду и накидки. Все телесное провозглашалось греховным.

Господствовала религиозная мораль. Женщины стремились выглядеть неброско. Особо ценились бледные, с маленькой грудью, без выраженных изгибов фигуры. Моден был небольшой живот, как символ беременности. Стандарты красоты диктовала церковь и в погоне за этими стандартами женщины прибегали к опасным методам — кожу отбеливали с помощью лимона или кровопускания.

Идеал — Дева Мария. Бледная худоба, миниатюрность, небольшая грудь, которую уменьшали с помощью тугого бинта. Все это подчеркивалось очень узким и закрытым платьем. Губки маленькие, пухлые, прямой нос.

Особо важен был лоб. Ему полагалось быть высоким. Для этого выбривали волосы с помощью болезненной эпиляции, а затем на это место наносили специальные мази для прекращения роста волос. Волосы, кстати, как и прежде ценились белокурые, хоть краситься специально в блондинку было «нечестивым занятием».

Для удлинения шеи сбривали волосы на затылке. А для придания более кроткого вида сбривали еще и брови.

Но с улучшением уровня жизни, развитием производства, покорением новых земель смягчились и нравы. Культура приобретает более светский характер. Появился образ «Прекрасной дамы», воспетой трубадурами. Если ранее сходила с ума по ангельской неземной внешности, то «Прекрасная дама» уже должна была обладать румянцем, алыми губами, ясным и веселым взором.

В позднее средневековье в моду вошла S-образная фигура. Изогнутые формы, но при этом выпуклый животик, дамы с плоским животом подкладывали специальный валик. Появилось достаточно глубокое декольте и корсеты. Необычайно моден был длинный шлейф, чем выше статус женщины, тем длиннее шлейф платья. Церковь почему-то активно с ними боролась, называя их «хвостами дьявола».

Возрождение

Новая эпоха принесла с собой новые стандарты. Снова в моду вошли пышные формы, что было синонимом здоровья. Худая женщина значит не способная к потомству. Желанная женщина — могучая, с большими бедрами, широкими полными плечами, мускулистыми предплечьями, длинными ногами тонкими к низу, с белыми сильными икрами и маленькой ступней.

На груди не должно проступать ни одной косточки. Бледность — это болезненность, лицо должно было быть розовым от хорошего кровообращения. Волосы светлые и густые.

Эпоха рококо

В начале XVII века женский облик резко меняется. На место пышности и праздности приходят легкость и игривость. В моду входят очень откровенные декольте, грудь максимально подчеркивается.

Поцеловать женскую грудь стало абсолютно приемлемым, как и руку. Талия плотно затягивалась в корсет, низ платья максимально пышен. Особое внимание фигуре не уделяется, важна только грудь, шея, руки, плечи и лицо.

Неестественность и театральность во внешнем виде, в сравнении с неброскостью Средневековья, достигает своего пика. На лицо накладывают как можно больше грима, придавая пикантности с помощью мушек. Возможно, это еще связано с эпидемией оспы. В волосы и парики вставляют целые башни цветов. Прическа была настолько сложным и дорогим удовольствием, что женщины, чтобы сохранить ее как можно дольше, почти не мылись.

Вот, например, спуск на воду фрегата «Адмирал» привел к появлению «адмиральской» прически с целым корабликом в волосах. Стандарты красоты диктует всему миру Франция.

Идеальные параметры: невероятно белая кожа и зубы, черные глаза, брови и ресницы. Расстояние между бровями широкое. Красные губы, щеки и ногти; длинное тело, руки и волосы. Округлые руки и бедра; маленькие ноги, грудь и нос.

Ампир

XVIII век вернулся к античной эстетике. С господством стиля ампир в моду вернулась естественность. Грим, парики и обилие прочей мишуры становятся признаком пошлости. Считалось, что красивой женщине не нужны даже ювелирные украшения.

О косметике забывают, требований моды достигают естественным путем, если надо отбелить кожу — пили уксус, если придать румянец — ели землянику.

В одежде также подражали античности, это сильно изменило силуэт женщины. Он стал более плавным. Фигура ценилась по античным канонам: с полными руками, широкими бедрами, высокой талией, которую в платьях подчеркивали от самой груди.

XIX век

Начиная с XIX века мода и женский образ стали меняться стремительно и постоянно. Женщины были куда худее своих предшественниц: хрупкие и с осиной талией в плотно зашнурованном корсете.

Носились очень пышные юбки, чтобы подчеркнуть округлость бедер, для усиления S-образного силуэта к пояснице пристегивались всевозможные крупные банты. Талия опустилась на прежнее место. Самая модная фигура того времени — песочные часы.

Требования к объему талии были очень суровые — 55 см. Так в 1885 году одна молода особа скончалась после бала, слишком сильно затянутый корсет сломал ей ребра, которые проткнули печень.

Бледность по-прежнему оставалась признаком благородства и достатка. Несмотря на то, что уже в то время женщины начинали бороться за свои права, одежда оставалась закрытой и оголить позволялось только плечи, зато как! Спущенные рукава, голая шея ввели моду на сложные приподнятые прически.

Кстати, Пушкин не просто так сходил с ума по женским ножкам, впервые за очень долгое время укоротилась юбка, сначала обнажив башмачок, а потом обязательно и маленькую щиколотку. Помимо того, что юбка укоротилась, она становится менее пышной, что усложняет подчеркивание бедер. Наконец-то в моду входит и пышная грудь. Создается множество рецептов по уходу и увеличению груди.

Вот идеал того времени: бледная, хрупкая, но слегка кокетливая дама с зонтиком и перчатками, с пышный и сильно выдающимся вперед бюстом, с тонюсенькой талией и прилично выпирающими ягодицами за счет турнюра — подкладки под платье ниже талии.

Идеал красоты, икона стиля, эталон женской красоты - как часто такие слова, произнесенные с экрана телевизора или прочитанные в женском журнале, . Разглядывая свое отражение в зеркале, многие женщины с ужасом замечают, что не соответствуют тому образу, что является эталонным на сегодняшний день.

Тут и начинаются: бессонные ночи, слезы в подушку, безумное желание похудеть или сделать пластическую операцию. А может быть, стоит призадуматься, как часто изменялась мода, как менялись стандарты женской красоты в разное время?

Древние эпохи, стандарты красоты

Итак, начнем с Древнего Египта. Женщины Египта очень следили за своей внешностью, ей уделялось огромное внимание. Идеал красоты - томный взгляд зеленых очей, вот что особенно ценилось среди египетских мужчин.

В своем большинстве, египтянки были кареглазыми, чтобы соблюсти навязанные каноны, им приходилось подвергать свое здоровье мучительной процедуре. Дамы закапывали глаза вредными веществами, чтобы изменить цвет и создать эффект поволоки.

Женщины Древнего Китая считали, что эталон красоты - крохотные ножки. И снова страдания и мучения. Несчастные китаянки с раннего детства вынуждены были ходить с плотно забинтованными ступнями, до тех пор, пока те не превращались в крохотные, деформированные копытца.

Девушка, раскрашенная, словно кукла, с волосами, уложенными в сложную прическу, еле передвигающаяся на крохотных ножках - вот идеал женской красоты, воспетый китайскими поэтами.

Эпохи античности, стандарты женской красоты

Античные времена принесли дамам некоторую передышку. Женщины Древней Греции, запечатленные скульпторами того времени, обладали приятной внешностью и фигурой, мало напоминающей современный эталон красоты. Небольшая грудь, полные бедра и достаточно широкая талия, так выглядела идеальная дама того времени.

В Древнем Риме эталоном женственности считались белокурые волосы и бледная кожа лица. Чтобы достичь совершенства, римским модницам приходилось осветлять темные от природы волосы при помощи извести и древесной золы. Аристократическая бледность достигалась разными способами, не слишком полезными для кожи лица.

Средневековье, каноны того времени

В Средние века красивые женщины могли быть обвинены в колдовстве и сожжены на костре, как ведьмы. В средневековье, во времена разгула инквизиции, идеал красоты - бледное, изможденное существо, мало напоминающее женщину. Женщины того времени не имели права выставлять на всеобщее обозрение тело и волосы. Бесформенная одежда, головные уборы, отсутствие украшений и косметики, так выглядели красавицы в средневековье.

Во времена эпохи Возрождения снова меняются идеалы женской красоты. В эти времена в моду входят дамы, имеющие длинную шею. И снова женщины вынуждены соответствовать. Несчастные модницы той эпохи шли на разные хитрости: подбривали волосы на затылке, выбривали лоб и брови, добиваясь того, чтобы лицо выглядело в форме овала.

Время эпохи Ренессанса снова изменило эталоны красоты. Роскошные формы, огромные бюсты, буйство плоти, именно такие дамы считались эталоном женственности.

Идеал красоты эпохи Рококо - дама, больше напоминающая причудливую игрушку. Сложные конструкции из волос, соломы, фруктов, проволоки и украшений на голове, тугой корсет, уродующий фигуру, белое лицо с нарисованными бровями и приклеенными мушками. Именно такие женщины казались красавицами кавалерам того периода.

Лишь приближение двадцатого века вернуло дамам естественность. Нормальные женские фигуры, пышная грудь и свежий цвет лица снова вошли в моду.

Современные стандарты

Последнюю сотню лет время словно пустилось вскачь. Разные моды, эталоны и идеалы меняются с завидной регулярностью. Современные женщины с трудом успевают соответствовать признанным кумирам.

Сороковые годы прошлого века возвели на пьедестал неподражаемую Мэрилин Монро. Все девушки того времени мечтали о белых волосах, пухленьких губках и родинке на щеке. Тонкая талия и заметный бюст были пределом мечтаний каждой дамы, одежда того времени, как нельзя кстати, выгодно подчеркивала достоинства женской фигуры, делая акцент на талии и груди.

Недаром мода того времени часто возвращается вновь. Да и сам образ красивой, но глупенькой и порочной девчонки, завоевал сердца всех мужчин того периода.

Всего лишь через двадцать лет, в шестидесятые годы двадцатого века, стандарты привлекательности снова резко изменились. Весь мир стал сходить с ума от девушки-модели по имени Твигги. Тоненькая, подростковая фигурка, острые локти, худые лопатки, огромные глаза на детском личике, именно таким стал идеал женщины в то время. Девушки стремились добиться его любыми способами.

Странная одежда, призванная скрыть все существующие женственные изгибы, короткие, прямые платьица, больше подходящие девочкам-подросткам, тяжелые туфли на толстой подошве, именно так одевались модницы того времени. Как раз в то время и обрели популярность самые разнообразные диеты, призванные помочь дамам похудеть как можно быстрее.

В восьмидесятые годы приобрел огромную популярность новый вид спортивных упражнений, под названием «аэробика». Практически каждая девушка восьмидесятых мечтала выглядеть стройной и подтянутой. Синди Кроуфорд, известная модель того времени, может считаться тем идеалом, на который мечтали походить миллионы дам. Высокий рост, полная грудь, подкачанное тело, улыбка на губах - так выглядели самые привлекательные девушки тех лет.

А с девяностых годов в индустрии моды начали править бал высокие, чрезмерно худые, длинноногие модели, практически не имеющие женских форм. Именно такой тип женской красоты вдруг взлетел на пик популярности, яркой представительницей этого периода можно считать супермодель Кейт Мосс.

И снова миллионы женщин почувствовали себя ущербными, многие всеми силами начали стремиться походить на новые идеалы, доводя свой организм суровыми диетами и огромными физическими нагрузками до последней степени худобы. Многие дамы, в стремлении ничем не отличаться от девушек с подиума, были готовы на многочисленные жертвы: голодание или сложные хирургические операции, призванные удлинить ноги или убрать лишние объемы тела.

Немного о мужчинах

А теперь стоит поговорить о сильной половине человечества. Существуют ли стандарты мужской красоты, и как часто они меняются?

С древнейших времен и по наши дни эталон мужской красоты остается практически неизменным. В разные века дамы ценили в мужчинах такие качества, как: сила, доблесть, смелость, брутальность. Именно сильная харизма и природная сексуальность делает мужчину прекрасным в глазах женщин.

Почему так происходит? Может быть из-за того, что мужчины реже обращают внимание на навязанные стереотипы, предпочитая оставаться такими, как их создала природа. Они меньше подвержены мнению окружающих, самооценка мужчин всегда на должной высоте.

И снова о женщинах

Двадцать первый век кардинально изменил сознание многих женщин. Все чаще они начинают осознавать, что красота и привлекательность вовсе не зависят от похожести на определенные идеалы, сиюминутно навязанные обществом. Каждый человек от рождения обладает целым рядом достоинств, у любого есть недостатки.

Главное в этой жизни - подчеркнуть все свои плюсы, а минусы свести к минимуму. Любая женщина, достигшая такой гармонии, прекрасна.

Время очень требовательно к представительницам прекрасного пола. Из эпохи в эпоху идеалы женской красоты постоянно менялись, а дамы неустанно пытались подогнать себя под общепринятые рамки привлекательности. Этот процесс продолжается и сегодня. Более того, в одно и то же время в разных странах красивыми считаются совершенно разные типажи женщин.

Каменный век

Уже в каменном веке люди имели некоторое представление об идеалах женской красоты. Об этом можно судить по статуэтке, найденной в 1908 году во время раскопок в Австрии. Археологи сделали вывод, что это идол плодородия. Таким образом, в эту эпоху красивой считалась полная женщина с большой грудью и широкими бедрами. Такие параметры тела свидетельствовали о том, что женщина здорова, хорошо питается и может выносить и родить ребенка.

Позже были найдены другие артефакты. А именно изваяния женщин с более стройным и изящным телосложением. Тем не менее одно оставалось неизменным - широкие бедра, которые определяют способность к продолжению рода.

Древний Египет

Древний Египет можно считать одной из самых благодатных эпох для женщин. Они были полностью равны в правах с мужчинами, пользовались рядом привилегий и обладали абсолютной свободой. Настоящим идеалом женской красоты в Древнем Египте считается царица Нефертити, имя которой в переводе означает "прекраснейшая из прекрасных". Опираясь на образ Нефертити, можно определить такие параметры женской красоты:

  • Телосложение - стройное. Но речь не идет о чрезмерной худобе.
  • Длинные ноги.
  • Широкие плечи и узкие бедра.
  • Развитая мускулатура.
  • Большие глаза правильной миндалевидной формы. Цвет - зеленый. Чтобы привести глаза к идеалу, египтянки подводили их зеленой и черной краской.
  • Пухлые правильной формы губы. Египтянки активно пользовались помадой.
  • Волосы не играли существенной роли. Как правило, женщины брились налысо и надевали черные парики.

Интересно, что одна из величайших женщин Древнего Египта Клеопатра вовсе не была красавицей. Она была невысокой, имела тонкие губы. Тем не менее ею восхищался весь мир. Клеопатра покоряла своим обаянием, умом, образованностью и дерзостью. Кстати, именно Клеопатру можно считать родоначальницей маникюра. Царица отращивала длинные ногти и окрашивала их хной в терракотовый цвет.

Древний Китай

В Древнем Китае идеалом женской красоты была стройная хрупкая фигурка невысокого роста и обязательно с миниатюрным размером ноги. Стопа должна быть дугообразной по ассоциации с молодым месяцем. Удивительно, но без этого древнекитайская девушка практически не имела шансов на замужество. Поэтому чуть ли не с рождения девочкам туго бинтовали ноги или надевали специальные деревянные башмаки, чтобы стопа не росла больше, чем до 10 см.

Цвет кожи - еще один немаловажный параметр красоты. Древние китаянки были слегка смугловатыми. Чтобы скрыть это, они покрывали лицо плотным слоем бели, а на скулы наносили розовый румянец.

Помимо внешних характеристик, неотъемлемым параметром женской красоты были манеры. Дама должна была быть сдержанной в словах, жестах и походке. Дурным тоном считалось оголить зубы, а потому женщины не улыбались и не смеялись на людях.

Древняя Греция

Чтобы составить впечатление об идеале женской красоты в Древней Греции, достаточно вспомнить, что это родина Олимпийских игр. Таким образом, привлекательными считались дамы с подтянутым спортивным телосложением. В те времена люди были буквально помешаны на эстетике и даже совершенстве тела, подтверждением чему являются скульптуры греческих богов и богинь. К тому же женщине отводилась не только роль жены и матери, но также важная социальная роль. Поэтому на пышной груди и широких бедрах никто не заострял внимание.

Если вы хотите воочию оценить классический пример древнегреческого идеала женской красоты, фото изваяний античных мастеров помогут вам в этом. Это женщины ростом 164 см с параметрами тела 86-69-93 см. У них достаточно широкие плечи, крепкие бедра, маленькая грудь и развитая мускулатура. При этом женщины не выглядят худыми. Что касается лица, в Древней Греции привлекательным считались высокий лоб, широко посаженные глаза и характерный слегка горбатый нос.

Средние века

Удивительно, как отличаются идеалы женской красоты в разные эпохи. Мрачность и строгость Средневековья наложили свой отпечаток на представление о дамской привлекательности. Характерная особенность этого периода - тотальное подчинение христианству. Люди придерживались отказывались от излишеств в пище и развлечений. Все телесное полностью отрицалось, а стремление к красоте и привлекательности считалось чем-то вроде смертного греха.

Учитывая глубокую религиозность того времени, логично, что идеалом считался образ Девы Марии. Таким образом, красивой считалась женщина с бледной кожей, большими глазами, тяжелыми веками, высоким лбом, маленьким ртом. Чтобы лицо приобретало более одухотворенный вид, женщины сбривали брови и волосы на лбу и на висках.

Особое внимание уделялось груди. Она должна была быть маленькой (а лучше плоской). С этой целью дочерям благородных семейств приходилось с детства носить металлические пластины, которые не давали молочным железам развиваться. Этого не делали лишь простолюдинки. Их пышный бюст на тот момент был подтверждением невежества и дурного вкуса.

В Средние века красивыми считались худые невысокие женщины с маленькими ступнями и кистями. Чтобы подчеркнуть хрупкое телосложение, женщины надевали просторные бесформенные одежды, которые буквально висели на худом теле. Хотя в готическую эпоху появилась мода на округлый выпирающий живот. Но поскольку у тощих дам его не было, приходилось подкладывать под платье специальные подушечки.

Особенностью Средневековья был отказ от косметики. Женщины лишь иногда использовали пудру, чтобы придать своей коже бледность. А покраска волос (особенно в светлые цвета) и вовсе была объявлена церковью нечестивым занятием. Да это было и ни к чему, ведь, согласно моде, локоны тщательно скрывались под чепчиками и накидками.

Эпоха Возрождения

В отличие от средневековых стандартов, идеалы женской красоты в эпоху Возрождения были максимально приближены к естественным параметрам, которые ранее считались греховными. В моде были длинные вьющиеся волосы светлых и огненных оттенков, длинные шеи и широкие округлые плечи. Красивыми считались несколько упитанные женщины, что заставляло худышек носить накладные животы и бедра.

На смену закрытым мешковатым одеждам пришли более изящные и откровенные наряды. Женщины носили глубокое декольте. А дополнительным свидетельством раскрепощенности того времени является количество картин, написанных с полностью обнаженных натурщиц. Пожалуй, единственное, что не утратило актуальности со времен Средневековья - это аристократичная белизна кожи. Но во времена Ренессанса ценился также выраженный румянец.

Барокко

Рассматривая идеалы женской красоты в разные эпохи, нельзя обойти стороной Барокко. Тогда успехом пользовались пышнотелые дамы с широкими плечами и бедрами, большой грудью и заметным животиком. Все это было признаками аристократичности и крепкого здоровья. Как ни странно, но особым шиком был целлюлит.

Рококо

В начале XVIII века идеал женской красоты для мужчин кардинально изменился. На смену пышнотелым дамам пришли утонченные и грациозные девушки, напоминающие фарфоровые статуэтки. В цене было среднее телосложение. Немного позже появилась мода на тонкую талию. При помощи корсетов знатные дамы добивались обхвата талии 30-40 см.

Идеалом того времени была маркиза де Помпадур. Опираясь на ее образ, можно выделить такие черты, ценившиеся в эпоху Рококо:

  • круглое лицо;
  • пухлые румяные щечки;
  • вздернутый носик;
  • маленькие пухлые губки.

Особое внимание уделялось прическам. Парикмахеры сооружали из волос причудливые сложные конструкции, которые достигали до полуметра в высоту. Для фиксации прически использовали металлические каркасы, проволоку, яичный белок и многое другое.

Классицизм

Достаточно часто вновь становились актуальными стандарты, принятые в древности. Идеалы женской красоты в разных эпохах перекликаются. Так, в эпоху Классицизма отмечается некоторая отсылка к античности. В моде были естественные пропорции. Женщина должна обладать гармоничным телосложением без излишеств (не худая, и не полная). Лицо должно было характеризоваться правильными чертами и симметрией. Женщины отказались от корсетов и носили изящные летящие одежды, украшенные кружевами.

Ампир

Идеалом женской красоты в эпоху Ампир считалась Жозефина Богарне. Она ввела моду на пышность и лоск в одежде, но естественность во внешности. Женщины отказываются от использования косметики, покраски волос и ношения париков. В моде ношение перчаток, которые призваны защищать белизну и нежность рук.

Романтизм

Модерн

На конец XIX - начало XX века приходится эпоха Модерн, или так называемая Прекрасная эпоха. Характерная особенность того периода - силуэт "песочные часы". Утонченность талии подчеркивалась пышным бюстом и широкими бедрами. Чтобы создать привлекательный изгиб спины, женщины носили платья с пышной задней частью, а талию нещадно утягивали корсетом. В фаворе были невысокие упитанные дамы.

По примеру балерины женщины стали носить гладкие прически с прямым пробором, полностью закрывающие уши, а также распущенные волосы. А по примеру Мата Хари женщины при помощи макияжа добивались так называемого демонического взгляда. В этом им помогал толченый уголь вместо теней и туши. А для усиления эффекта дамы закапывали глаза раствором беладонны, который сильно расширял зрачки.

ХХ век

После окончания Первой мировой войны наступила женская эмансипация. На смену изнеженным и романтичным дамам пришли самостоятельные и уверенные в себе женщины, которые ни в чем не отстают от мужчин. Девушки коротко стригут волосы, выщипывают брови, носят короткие обтягивающие наряды. Красивой считается высокая худая девушка с длинными ногами и по-мальчишески маленькой грудью.

После Второй мировой войны намечаются перемены в стандартах женской красоты. Худощавые дивы перестали нравиться мужчинам. В моду возвращается умеренная полнота. Идеальной считается фигура с пышными бедрами и грудью, крупными покатыми плечами и осиной талией. Что касается причесок, женщины предпочитали завивки и объемные начесы.

После 60-х годов в моду возвращается худоба. Эта тенденция сохраняется и сегодня.

Современные идеалы женской красоты в разных странах

Современный идеал красоты - стройная подтянутая женщина с гармоничной фигурой, правильными чертами лица, длинными волосами. Но в каждом уголке мира есть свои тонкости, определяющие дамскую привлекательность:

  • Во Франции ценится естественность и небрежность. Минимум макияжа, хрупкое телосложение, простая, но элегантная одежда.
  • Идеал женской красоты в Корее - невысокий рост, худоба и здоровая кожа. Корейские девушки стремятся "перекроить" свое лицо под европейские стандарты, для чего прибегают к пластическим операциям.
  • В Австралии красивой считается загоревшая женщина спортивного телосложения. Она должна хорошо выглядеть на пляже.
  • Идеалы женской красоты в Японии весьма нестандартные. Девушки намеренно искривляют ноги при ходьбе, стремятся выглядеть, как дети. В остальном нет ничего неожиданного - низкий рост, худоба, плоская грудь.
  • В Швеции красивой считается светловолосая и голубоглазая женщина с хорошо очерченными скулами. В одежде и макияже приветствуется сдержанность.
  • Бразильянка, чтобы считаться красивой, должна иметь атлетическое загорелое тело, светлые волосы и выразительные глаза.
  • На отечественном пространстве ценятся душевность и искренность во взгляде, правильные и естественные черты лица. Большие глаза, выразительные брови, чувственные губы, стройность и длинные волосы - вот основные характеристики идеальной женщины.

Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 100, 50 и даже 10 лет тому назад сейчас будет казаться уродством, не говоря уже о переменчивости взглядов на протяжении всей истории. На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу присущему тому или иному периоду времени. Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи - стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах,в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела,в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным,с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась «груша» с небольшой грудью,но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья - это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза - большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности,девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения - Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты - все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных - это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление - пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность - корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура «песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами,длинные ресницы, румянец и алые губы - идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели - высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты - понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной,понадобится еще немало времени.

Что еще почитать