Католические святые на британских островах. Все, что вы хотели знать о святых католической церкви

Во всей Западной Европе ситуация с римско-католическими святыми одинаковая: в среднем 85% от общего числа почитаемых римо-католиками святых либо жили в различных частях Африки, Восточной Европы и Азии и всегда были почитаемы православными, либо жили до 1054 года - года великой схизмы.

Большая часть остальных почитаемых католиками святых, которых можно считать «чисто католическими святыми», жили между 1054 и 1200 годами. Лишь около 5% святых, признаваемых Католической Церковью, жили после 1200 года. Разгадка вполне очевидна: после 1054 года источник святости, то есть приобщения Духу Святому, стал вне Православной Церкви быстро иссякать. Ибо, по утверждению нового католического учения, Святой Дух теперь стал как бы «зависим» от Римского папы. Согласно этой идеологии, Святой Дух исходит не прямо от Бога, а, ввиду физического отсутствия на Земле Сына Божия, от Римского епископа - якобы поставленного Самим Богом Его «наместником».

С тех пор святость в Западной Европе в значительной мере стала означать близость к Римским папам, которые полностью взяли на себя канонизацию святых, не давая участвовать в этом процессе ни Церквям тех или иных стран, ни епископам, ни епархиям. Это «подавление действия Святого Духа» становится еще более очевидным, когда мы исследуем жития чисто католических «святых», многие из которых впоследствии были отвергнуты как мошенники самой Католической Церковью.

Характерные примеры того, каких «святых» почитала Католическая Церковь, можно найти на Британских островах, где вскоре после введения католицизма уже имело место основанное на ксенофобии и имевшее политические мотивы «прославление». Как, например, питавшееся антисемитизмом неофициальное почитание нескольких детей из процветающих восточных графств Англии, предположительно убитых евреями: Вильгельма Нориджского (1132-1144; католики почитали днем его памяти 26 марта), Роберта из Бери-Сент-Эдмундса (1171-1181; его почитали 25 марта), Гарольда Глостерского († 1168; день памяти в Католической Церкви 25 марта) и Гуго Линкольнского (1246-1255; его неофициально почитали 27 июля). Или же неофициальное и основанное на ксенофобии почитание двух других «святых», на этот раз убитых французскими пиратами на южных берегах Англии, - это Симон Этерфилдский, который, вероятно, был отшельником (хотя, согласно другим источникам, он был просто убит своей женой), замученным на острове Уайт в 1211 году (ныне местечко Этерфилд-Фарм на острове Уайт; его местно почитали 21 марта), и монах Томас Хейлсский, подвизавшийся в монастыре святого Мартина в Дувре, графство Кент, и убитый в 1295 году (его местное почитание - 2 августа).

Святые островов

В контексте истории четырех стран: Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса - католическими «святыми», то есть святыми, почитаемыми только католиками, являются те «святые», которые жили после 1066 года, когда произошло норманнское завоевание и начался насильственный перевод этих стран в католицизм.

В I тысячелетии, известном как «эпоха святых», когда единственной формой христианства на Британских островах было православное христианство, в этих землях просияло громадное число угодников. В одной только Англии, не считая многочисленных святых в кельтском Корнуолле и мучеников первых веков, за более чем четыре с половиной столетия (от прихода святого Августина в 597 году и до норманнского завоевания) просияло не менее 300 святых.

В кельтских землях, то есть в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, Шотландии и на ряде островов, таких как Гебриды, острова Скай, Мэн, Гернси, Джерси и многие другие, огромную роль в установлении православного христианства сыграло египетское монашество. В этих землях каждые город и деревня имели своего местного небесного покровителя, и примерно за 650 лет там просияли тысячи угодников, известных как «Фиваида святых».

Во II же тысячелетии, в начале которого Британские острова пали жертвой новоизобретенной католической идеологии через профинансированное Римским папой норманнское завоевание, почитаемых «святых» было ничтожно мало. К этим святым можно отнести и 40 католических мучеников, казненных протестантами в XVI и XVII веках, самым известным из которых, пожалуй, является государственный деятель и писатель-гуманист Томас Мор (1478-1535; память в Католической Церкви 22 июня, канонизирован в 1935 году). Эти мученики были канонизированы Римским папой недавно - в 1970 году.

Но даже если мы возьмем в расчет этих святых, то все равно общее число католических «святых», появившихся за II тысячелетие, по численности не превышает 2% от общего числа святых, просиявших в этих землях за последние 650 лет I тысячелетия. Хотя те 40 католиков искренне и порой даже очень трагически пожертвовали жизнью ради своей веры, но они это сделали, исповедуя католическую веру, и никто из них не умер за православную веру Христову.

Не следует также забывать, что не только 300 католиков стали жертвами протестантов и умерли по приказу протестантского правительства, но и примерно столько же протестантов стали жертвами католиков, умерших по приказу католического правительства, особенно при королеве Марии I Тюдор (1553-1558), известной как «Мария Кровавая». Мы видим, что, как протестанты убивали католиков, так и католики убивали протестантов. Иными словами, мы имеем здесь дело с политикой, а не с мученичеством в православном его понимании.

Поразительно то, что, начиная с XVII века, на Британских островах мы видим только одного католического святого - прославленного совсем недавно кардинала Джона Генри Ньюмена (1801-1890; память в Католической Церкви 9 октября) - католического (а сначала англиканского) философа и богослова. Если мы не примем во внимание Ньюмена и тех 40 католических мучеников, поскольку они пострадали по политическим причинам, то окажется, что за все II тысячелетие на этих островах было явлено всего около 40 католических «святых», то есть менее 1% от числа угодников, просиявших здесь за 600 лет I тысячелетия. Итак, в каждой из четырех стран на наших островах явилось следующее количество католических «святых»:

Уэльс - 0,
Ирландия - 3,
Шотландия - 7,
Англия - 33.

Таким образом, если мы не зачтем нескольких валлийцев среди католических мучеников, пострадавших во время протестантской реформации, то получится, что бедный Уэльс не породил ни одного католического святого! А если мы проверим, кто такие эти оставшиеся примерно 40 католических «святых» (не мучеников) и кем они были по национальности, то придем к еще более важным выводам.

Ирландия

В I тысячелетии в Ирландии просияли тысячи православных святых, особенно между 450 и 850 годами, до набегов викингов, и большинство из них почитались местно. Католическая же Церковь в Ирландии породила всего трех «святых», причем все они жили в XII веке: это епископы Кельсий, Малахия и Христиан.

Первый из этих «святых» - Кельсий (также Кельс, Келлах), архиепископ Армаский (с 1105 по 1129 год, память в Католической Церкви 7 апреля). Избранный архиепископом «по наследству» еще в очень молодом возрасте и будучи мирянином, Кельсий известен нам в основном из жития Малахии как реформатор. Он разъезжал по всей Ирландии, собирая налоги и утверждая главенство Армы в Ирландской Церкви. Кельсий распространял новые папские реформы, реорганизовывал епархии, а на собранные им налоги перестроил свой главный кафедральный собор в новом стиле. В 1111 году он возглавил церковный Собор в Рат-Бресайле, решения которого тогда были многими восприняты негативно. Этот архиепископ пытался сделать Ирландскую Церковь похожей на Церковь Западной Европы того периода, уничтожая старые православные кельтские традиции и древние православные литургические практики.

Малахия, архиепископ Армаский (ок. 1094 - 1148; память в Католической Церкви 3 ноября), был ирландским церковным деятелем, уничтожившим старое благочестие и святость «острова святых», как традиционно называли Ирландию; он «реформировал» ее Церковь и ввел новое еретическое учение папы Григория VII Гильдебранда. Согласно этому новому революционному учению, папа Римский вместо Христа становится во главе Церкви, а Святой Дух действует на Земле через наместников Христа, то есть Римских пап. Малахия изменил православную литургию кельтов и с 1121 года систематически вводил в стране римо-католичество, тогда известное как «григорианская реформа». Примечательно, что позднее он уехал в Рим, чтобы и дальше обучаться этой ереси, а закончил свои дни в монастыре Клерво, что в нынешней Франции, где подвизался вместе с еще одним «святым» католическим церковным деятелем - Бернардом Клервоским.

Третий из названных нами ирландских католических «святых» - Христиан, епископ Лисморский († 1186; память в Католической Церкви совершается 18 марта), был учеником Малахии, папским легатом и тоже тесно связан с проповедником пропитанных кровью крестоносцев - Бернардом Клервоским. Таким образом, все трое (а Малахия и Христиан были, к тому же, обучены за границей) принимали активное участие в уничтожении православного наследия Ирландии. На самом деле «святость» их сводится к их административным способностям, благодаря которым они ввели в стране римо-католичество. Конечно, они ни коим образом не могут почитаться как святые в православном смысле этого слова.

Шотландия

Первым после великого раскола шотландским «святым», а точнее «святой», была Маргарита, королева Шотландии (1045/46-1093; память в Католической Церкви 16 ноября), вышедшая замуж за шотландского короля Малкольма III. Именно ей, находившейся под сильным влиянием норманнских завоевателей и узурпаторов в Англии, принадлежит введение католицизма в Шотландии.

Хотя Маргарита была англичанкой по происхождению, но воспитывалась и обучалась за границей, и ей было всего 8 лет, когда произошла великая схизма. Маргарита «реформировала» Церковь в Шотландии, учредила на острове Айона с его многовековым православным наследием новый римско-католический монастырь; она была канонизирована Римским папой в 1249 году. Ее сын, Давид Шотландский (ок. 1085 - 1153; память в Католической Церкви 24 мая), тоже почитаемый Католической Церковью святой, продолжил политику своей матери по насаждению папизма в стране. Хотя сам Давид был благочестив, но он ввел в Шотландии новую норманнскую феодальную систему, отказавшись от укоренившейся до этого здесь исконно кельтской системы общинного (родового) землевладения.

Скажем еще о двух «шотландских» послераскольных святых, которые по происхождению вовсе не были шотландцами, но по духу они ближе Православию. Оба они связаны с Оркнейскими островами. Это Магн, граф Оркнейский (ок. 1075 - 1116, память в Католической Церкви 16 апреля), и его племянник Рогнвальд (Рональд). Магн (по-гречески - Максим) был покаявшимся пиратом («викингом»), который отказался от образа жизни воина, предпочтя ему чтение Псалтыри. Он принял христианство. Магна считают мучеником, поскольку он, будучи христианином, был убит по политическим причинам. Этим он напоминает русских «страстотерпцев». Мощи Магна почивают в кафедральном соборе города Керкуолл на Оркнейских островах по сей день. Рогнвальд (1100 - 1158/1159; память в Католической Церкви 20 августа), тоже граф Оркнейский, был благочестивым христианином. Он начал возведение кафедрального собора в Керкуолле, но был убит в районе Кейтнесс в Шотландии, после чего начало расти его почитание.

Теперь упомянем трех «святых», которые действительно были по происхождению своему шотландцами. Первый из них - Вильгельм Пертский († 1201; память в Католической Церкви 23 мая). Вильгельм, благочестивый рыбак, заботившийся о бедных, после паломничества на Святую Землю был убит в Рочестере в Англии, где его местно почитали. Далее назовем Адама, епископа в Кейтнесс († 1222; его неофициально почитали 15 сентября). Он по чисто политическим соображениям вдвое увеличил десятину, за что и был убит своей разгневанной паствой. Адама никогда официально не почитали даже в Католической Церкви, жестоко относившейся к убийцам и их семьям. После Адама был Гильберт, епископ Кейтнесса († 1245; память в Католической Церкви 1 апреля). Сын феодального лорда, Гильберт был знаменит, прежде всего, как администратор, что вряд ли может служить критерием святости.

Англия

33 английских католических святых, а точнее - католических святых, либо живших в разных частях Англии, либо бывших англичанами по происхождению, можно разделить на несколько категорий:

Те, кто не далеко ушли от православного благочестия,

Норманнские администраторы и законники,

- «мистики».

Те, кто не далеко ушли от православного благочестия

Кроме Магна и Рогнвальда с Оркнейских островов, были и другие - английские - подвижники, что жили и умерли вскоре после норманнского завоевания, сохранившие элементы старого дораскольного и донорманнского благочестия. Интуитивно чувствуется, что они ближе к Православию, чем прочие чисто католические святые. Очень интересен Валдеф (также Валтеоф; † 1076), граф Нортгемптонский и Хантингдонский. Он, последний англо-саксонский граф, сражался против норманнских захватчиков в 1066 году и позднее снова - в Йорке. В 1075 году он еще раз восстал против норманнской тирании, но за это был обезглавлен и с тех пор почитался английским народом как святой (неофициальный день памяти - 31 мая).

Сразу после великой схизмы жил и католический святой Эскил († ок. 1080; память в Католической Церкви 12 июня), английский или англо-датский епископ-миссионер, трудившийся в Швеции. Родственник апостола Швеции святого Сигфрида , Эскил, как и он, был замучен в Швеции язычниками.

К другим замечательным фигурам, в значительной мере сохранившим, как нам кажется, дух святости и единства древней Англии, относится и Генрих с острова Кокет († 1127; память в Католической Церкви 16 января). Он родился в Дании, а подвижническую жизнь вел в Англии на острове Кокет близ Тайнмута - этот остров был связан со святым Кутбертом Линдисфарнским († 687; память 20 марта / 2 апреля). Как и великий святой Кутберт, Генрих вел на этом острове отшельническую жизнь и всем приходившим к нему давал наставления в духовной жизни.

Вулфрик из Хейзелбери в Сомерсете (ок. 1080 - 1154; неофициальный день памяти - 20 февраля) тоже был подвижником и пустынником, знаменитым своим даром прозорливости, подобно Генриху и Годрику. Христина из Маркьята (ок. 1097 - ок. 1161; память в Католической Церкви 5 декабря), чудом спасшись от норманнского епископа Ральфа Фламбарда, пытавшегося ее соблазнить, избрала пустынножительство недалеко от Сент-Олбанса, графство Хартфордшир. Подвижница, как и другие, славилась даром прозорливости, и многие верующие стекались к ней за духовным советом.

Примерно таким же подвижником был отшельник Годрик Финчейлский (ок. 1065/1069 - 1170; неофициальный день памяти - 21 мая). Он родился в Норфолке, был торговцем, купцом, ездил за границу и в конце концов стал капитаном корабля. Годрик совершил паломничество в Рим и на Святую Землю. Возвратившись на родину в Англию, он, вдохновленный примером святого Кутберта (после посещения острова Линдисфарн), стал вести отшельническую жизнь на северо-востоке страны. Со временем Годрик окончательно поселился в Финчейле , недалеко от Дарема. Он вел подвижническую жизнь, непрестанно каясь в своих прошлых грехах. Пустынник носил густую бороду, любил и защищал животных (по преданию, он был покровителем оленей и даже разрешал змеям греться около своего костра), написал гимны в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая, которые сам переложил на музыку. Эти гимны сохранились до наших дней. Годрика глубоко почитали на северо-востоке Англии.

Норманнские администраторы и законники

Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003-1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков - нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени.

Чтобы управлять страной, которую сами превратили почти что в руины, норманны нуждались в хороших администраторах. Некоторые из них впоследствии были провозглашены святыми. Из их числа в первую очередь стоит сказать о Вульфстане, епископе Вустерском (ок. 1008-1095; память в Католической Церкви 19 января) - единственном английском православном епископе, которому король Вильгельм позволил продолжать служение после норманнского завоевания. Следует отметить, что он был рукоположен в епископы еще до норманнского завоевания папскими легатами и с одобрения Эдуарда Исповедника. Будучи епископом, Вульфстан усердно распространял совершенно новую для Англии практику обязательного священнического целибата, сразу подчинился завоевателям страны и даже защищал их от английских патриотов. Он был канонизирован в 1203 году. Как и Эдуарда Исповедника, Вульфстана многие тоже считали изменником Англии.

Еретик Ансельм (1033-1109, память в Католической Церкви 21 апреля), итальянец по происхождению, был поставлен норманнами архиепископом Кентерберийским. Он, прежде всего, известен как философ и «отец схоластики». В частности, он написал «Книгу об исхождении Святого Духа, против греков» в защиту ереси filioque. Ансельм насильно насаждал священнический целибат в Английской Церкви и старался взять под свой контроль Церкви в Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Возможно, Ансельм был канонизирован в 1165 году.

Норманнский аристократ Осмунд († 1099; память в Католической Церкви 4 декабря), епископ Солсберийский, был типичным норманном-бюрократом. Он, в частности, является основоположником так называемого Сарумского литургического обряда, пользовавшегося в Англии большой популярностью. Осмунда канонизировали по чисто политическим мотивам лишь в 1456 году.


Архиепископ Йорка Вильгельм Фицгерберт († 1154; память в Католической Церкви 8 июня) тоже был норманнского происхождения. Рукоположенный своим собственным дядей, Вильгельм умер внезапно, возможно отравленным. Канонизирован в 1227 году, но почитание имело место только в Йорке. Все видели как в назначении, так и в канонизации Вильгельма лишь норманнскую политику.

Генрих Финский († 1156; память в Католической Церкви 19 января) - английский миссионер, уехавший в Финляндию и крестивший финнов в римо-католичество после их поражения от шведов. Генрих был убит одним финном, которого крестил. Прославление этого миссионера тоже многими виделось чисто политической акцией. На протяжении веков Генрих был покровителем собора в городе Турку.

Томас (также Фома) Беккет, архиепископ Кентерберийский (1118-1170; память в Католической Церкви 29 декабря), является, пожалуй, самым известным английским католическим святым. Родом из состоятельной норманнской семьи, Беккет обучался в Италии и Франции. Поскольку Беккет был блестящим светским организатором, король Генрих II назначил его и архиепископом Кентерберийским. Но здесь Беккет проявил свои упрямство и бестактность, пытаясь вмешиваться и в государственные дела, что было частью католической идеологии. За это он на шесть лет был выслан во Францию. Однако архиепископ и позднее продолжал вмешиваться в английскую политику, за что по повелению короля был убит прямо в Кентерберийском соборе.

Гуго, епископ Линкольнский (ок. 1140 - 1200, память в Католической Церкви 16 ноября), был по происхождению француз; он приехал в Англию, когда ему было 35 лет. Он был ученым человеком и отличным организатором, знаменитым тем, что всегда стоял за справедливость. Гуго был прославлен в 1220 году.

Эдмунд Рич из Абингдона, архиепископ Кентерберийский (1175-1240; память в Католической Церкви 16 ноября), был сыном богатого торговца. Учился в Оксфорде и Париже. Настоящий «пионер схоластики», Эдмунд, будучи архиепископом, показал себя превосходным администратором и писателем. Он умер во Франции и был причислен к святым Католической Церкви в 1246 году.

Ричард, епископ Чичестера в Западном Сассексе (1197-1253; память в Католической Церкви 3 апреля), обучался в Оксфорде, Париже, Болонье и Орлеане. Ученик Эдмунда Кентерберийского, Ричард был знатоком канонического права и отличным администратором, пытался насаждать священнический целибат и проповедовал крестовые походы. Этот академик был канонизирован в 1262 году.

Наконец, назовем и Томаса Кантелупа, епископа Херефордского (1218-1282, память в Католической Церкви 2 октября). Он происходил из влиятельной норманнской семьи, учился в Париже и Оксфорде, стал энергичным администратором. Устав от постоянных судебных тяжб, Томас скончался в 1282 году; был канонизирован в 1320 году. Его останки до сих пор пребывают в раке собора города Херефорд.

«Мистики»

Как реакция на то, что папское государство стало абсолютно светским, занимаясь своими бесконечными исками, многие верующие, не удовлетворенные этим, принялись искать «настоящую духовность» где-то на стороне. К сожалению, пребывая вне Православной Церкви, они не могли обрести присущего ей духа трезвения и умеренности. Они стали основывать различные католические монашеские ордена, ошибочно надеясь таким образом вернуться к «простой Церкви».

Одним из самых популярных орденов того времени был орден цистерцианцев. Многие из этих людей были вполне искренними в своих духовных исканиях, но все же далеки от подлинной духовности; по своим устремлениям они оказываются близкими к протестантам. Их даже можно назвать «первыми харизматами». Они практиковали личное эмоциональное переживание, которое возбуждает воображение (фантазию), что приводило к различного рода «видениям», культивировали самоэкзальтацию, в основе которой - движения психики, а не духовный опыт. Это веяние особенно распространилось во Фландрии и Италии (Франциск Ассизский и другие).

Отдельные представители этой школы, такие как Ричард Ролл из Хэмпола в графстве Саут-Йоркшир (ок. 1290 - 1349; обучался в Оксфорде, отказался от схоластических споров и решил жить в простоте и изучать Священное Писание; духовный писатель, переводчик Библии и отшельник; день памяти в Церкви Англии - 20 января) или Юлиания Нориджская из Норфолка (1342 - после 1416; почитаемая многими ее современниками отшельница и мистик, знаменитая духовная писательница, покровительница прихода в Норидже; ее неофициальный день памяти - 13 мая), официально так и не были канонизированы, однако некоторые были признаны святыми Католической Церкви.

К ним относится, например, Стефан Хардинг († 1134; память в Католической Церкви 17 апреля). Он был уроженцем юго-западной Англии, но большую часть жизни прожил цистерцианским монахом во Франции. Стефан стал третьим настоятелем цистерцианского монастыря в Сито и проявил себя как превосходный администратор. Прославлен в 1623 году. Его также почитают в Венгрии.

Гильберт Семпрингхэмский из Линкольншира (1083-1189; память в Католической Церкви 4 февраля) был сыном норманнского рыцаря и тоже тесно связан с цистерцианцами. Гильберт учредил в Англии свой собственный монашеский орден, названный в его честь гильбертинским (единственный английский католический монашеский орден), и основал 13 монастырей. Был канонизирован в 1202 году.

Роберт Ньюминстерский (ок. 1100 - 1159, память в Католической Церкви 7 июня) из Нортумберленда тоже был настоятелем местного цистерцианского монастыря, находившегося в нынешнем городе Морпет. Он обучался в Париже, затем вернулся в Англию и прославился своими мистическими видениями. Его почитание было местным.

Валдеф из Мелроуза шотландского округа Скоттиш-Бордерс (также Валтеоф; ок. 1100 - 1160; память в Католической Церкви 3 августа) родился в аристократической семье и был воспитан при шотландском королевском дворе. Он тоже служил цистерцианским аббатом. Про Валдефа говорили, что он имел евхаристические видения, был простым, скромным и добрым человеком. Официально не канонизирован.

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 - 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана - одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован.

К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160-1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было.

Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 - 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

Вне Церкви нет святости, потому что Церковь есть Тело Христово, в ней действует Дух Святой, Который исходит от Бога-Отца. Без Церкви нет и Святого Духа - источника святости, поэтому вне ее невозможно обрести дух внутренней святости. Однако там можно увидеть много человеческих добродетелей, хотя эти добродетели появляются от чисто внешнего «подражания Христу», что так любимо римо-католичеством. Таким образом, за пределами Церкви Христовой можно найти примеры разной степени благочестия, искренности и праведности.

Тем не менее, как можно понять из приведенных выше примеров, в средние века на Западе было очень мало святых. Некоторые из них не были признаны святыми даже Католической Церковью, а некоторые впоследствии были этой Церковью отвергнуты. Другие же никак не могут быть признаны святыми в православном смысле этого слова. Но есть небольшая группа святых, живших, в основном, вскоре после раскола, сумевших сохранить свои православные корни и являющихся интересными примерами благочестия и праведности. Отметим, что эти святые жили не благодаря, а, скорее, вопреки официальной «церкви», которая, если уж на то пошло, старалась их подавить.

Нам остается только дивиться, какими великими фигурами они могли бы стать, если бы остались в единстве со святой Церковью. Из таких святых мы бы отметили Валдефа († 1076), Эскила († ок. 1080), Генриха с острова Кокет († 1127), Вулфрика из Хейзелбери (ок. 1080 -1154), Христину из Маркьята (ок. 1097 - ок. 1161) и Годрика Финчейлского (ок. 1065/1069 -1170), умершего более чем через 100 лет после норманнского завоевания. После них, как нам думается, живой источник православной святости иссяк. Таков был плод новой идеологии того времени, отрезавшей народ от Церкви Божией.

Слово «католический» («вселенский») указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира.

Святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.

Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, - «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство церковью приписывается , а вслед за ним - епископам, которых называют папами.

Христиане, которые основываются в жизни и служении исключительно на канонической Библии. Отличаются активной миссионерской деятельностью, в том числе среди других христианских конфессий.

Римско-Католическая церковная иерархия

Римско-католическая Церковь на протяжении истории имеет богатую историю церковных должностей. Священных санов всего три: диакон, пресвитер и епископ. Но на протяжении столетий появлялись разные почётные степени должности. Порядок старшинства следующий:

Верховные архиепископы

Акколиты

Министраты

Во времена раннего христианства в церкви не существовало правила об обязательном безбрачии священнослужителей. Женатый человек мог стать не только дьяконом или священником, но и епископом. Правда, после принятия сана вступать в брак было уже нельзя. Это правило жестко соблюдается и сейчас как в католичестве, так и в православии. В дальнейшем, с появлением монастырей обеты безбрачия стали приносить все монахи.

Аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места.

Люди, подвергающиеся преследованиям и/или принявшие смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов.

Особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти.

Особый лик святых в христианстве, имеющий в различных христианских церквях разное значение. В широком смысле блаженный - всякий, кто наслаждается видением Бога и общается с Ним (блаженное видение).

Для католиков, святой это тот, кто полностью отвечает на призыв Бога быть таким, каким он разработал и создал фрагмент своей любви к человечеству в насущном. Католическая вера учит, что Бог имеет для каждого человека определенную идею, и назначает каждому определенное место в общине верующих. Так что нет никаких уникальных особенностей святости в католической теологии, но каждый имеет особую святость, чтобы обнаружить ее и реализовать. Святой для католической веры может и должен быть кем угодно, без необходимости использования специальных возможностей или способностей. Спектр святых, признанных церковью очень широк и особо выделяются те, кто, в вере, были выделены Богом, как, например, основатели религиозных орденов или великие реформаторы Церкви. Святой предлагается в качестве модели для всех верующих и людей доброй воли, не столько за то, что он сделал или сказал, но за то, он готов к послушанию и служению Богу, приняв в вере, то что он должен был направлять через Святого Духа жизнь человека. Для католической церкви, следовательно, должны быть применено прежде всего отношение послушания Богу и любви к ближнему, что каждый святой сделал в реальности по-разному.
После его смерти, после суда на небесах, святой или святая будет жить вечно в полном общении с Богом и по-прежнему в полной мере будет участвовать во всех начинаниях Бога в созданном им мире людей. На самом деле, от общения с Богом возникает возможность для святого быть заступником жизни, которая является привилегированным каналом любви от Бога к тем, кто до сих пор, - говорит Церковь – живут в земном паломничестве. Это общение в Кредо Церкви, называется причастие святых, или причастие святых вещей. Эта истина веры предполагает, что все те, кто являются христианами, живые или мертвые. находятся в теле Христа, которое и есть Церковь. Таким образом, счастье, радость и любовь, что принимает тело, с духовной точки зрения, приносит пользу всему телу.
В католической религии преданность тому или иному святому показывается путем почитания а не поклонения, которое возможно только Богу и что не может быть пожалована никакому другому существу, независимо от того, насколько он велик. Один из старейших примеров почитания святых: в Капернаум (Палестина) во время раскопок в 1968 году был обнаружен город Симона Петра (согласно Евангелиям). Под полом церкви, посвященной апостолу Петру с пятого века (самая старая из тех, которые были известны в Палестине), археологи обнаружили постройку, которая неоспоримым фактом являлась домом Петра. Это бедное жилище, аналогично всем остальным которые окружают его, за исключением одной особенности: стены покрыты фресками и граффити (на греческом языке, в сирийском, арамейском, на латинском языке) с обращениями к Петру, с просьбой о защите. Было установлено, что дом был преобразован в священное место с первого века: поэтому этот дом считается самой старой "христианской церковью" Это свидетельствует о том, что до 100 года после Рождества Христова народ почитал не только Иисуса, но и были «канонизированы» его ученики, называемые "святые" покровители.

История возникновения святых.

В первые дни христианства термином «святой» обобщенно называли любого христианина, как "освященный", или "посвященный", и не только потому, что он был освящен Богом через крещение, а затем указан католической церковью. Святыми в те времена были тогда все последователи Христа (апостолы и ученики): люди физически и духовно живы, стремившихся следовать за Христом и Священными Писаниями. Павел из Тарса, например, указывает в своем письме к Ефесянам "к святым, находящимся в Ефесе", но в то же время, проводит различие с «истинным апостолом» или святым, способным творить «чудеса» и показывать свою мощь. Позже этот термин стал применять в основном к убитым и замученным христианам за свою веру во Христа, то есть "мучениками", чтобы отличить их от тех, кто чтобы не страдать от пыток отрекся от веры во Христа. Культ мучеников был воспроизведен из культа умершего: Августин (354 – 430 гг. После Р. Х., теолог) уже указывал, что больше, чем молиться за умершего мученика было необходимо, чтобы этот мученик молился за живых.
Впоследствии поощрителем культа мучеников был Папа Дамас I (305 – 384 гг. после Р. Х.), который - после завершения преследования христиан – приказал восстановить катакомбы и определить могилы святых. С окончанием гонений, мученики были объединены с так называемыми проповедники, то есть лицами, которые не будучи мучениками, исповедовали свою христианскую веру на всю жизнь. Среди первых святых, не мучеников, упоминают святого Мартина Турского (316 – 397 гг. после Р. Х., епископ венгерский и французский). Постепенно количество святых вырастает и их начинают класифицировать по группам: непорочные девы, теологи Церкви, святые учителя, мученики и так далее.
В средние века начали появляться святые, которые были способны к выполнению определенной сили заступничества для конкретных проблем - как правило, по здоровью, так родился обычай покровительства. Среди святых помощников, мы можем упомянуть св. Блейза, к которому обращались при заболеваниях горла, св. Агата при заболеваниях молочной железы, св. Аполинария при зубных болях и св. Лючия при плохом зрении. С увеличением преданности к святым также увеличились злоупотребления: поиск мощей самых почитаемых святых часто приводило к коммерческим обманам и реальным войнам между городами за обладание ими. Обладание реликвией или "мощами", по сути, приводило к увеличению престижа города, увеличение паломников и, таким образом, к приумножению богатства, которое увеличивалось в этот период. Нарушения, совершенные по отношению к культу святых были одной из причин протестантского раскола. На Соборе в Тренто католическая церковь вводит закон об обуздании обманов и восстановлении духовного смысла почитания святых.
В XX веке, после Второго Ватиканского Собора и особенно Папой Римским Иоанном Павла II, смысл святости толкуется в более широком и более современным способом, чем это было раньше: прежде звание «святой» или «свята» присваивались исключительно людям, посвятившим свою жизнь служению католической религии в освященной жизни, то есть священники, епископы и монахини. Впоследствии такое звание было присуждено нескольким светским святым, в независимости были они женаты или нет. Поэтому были канонизированы супруги Луиджи Бельтраме Куаттрокки и Мария Корсини или был беатифицирован мирянин Piergiorgio Фрассати. В католической точке зрения, как четко выражено после Второго Ватиканского Собора и в Догматическйе Конституции Lumen Gentium, святость возможна во всех аспектах жизни будь то священник или светский человек; на самом деле каждый человек призван к святости, то есть может объединить свое земное существование с Божией волей.


Особое место в католической церкви занимает почитание святых – лиц, которые, как верят христиане, наделены Богом за свою веру способностями выступать в качестве помощников и творить чудеса. Бытуем мнение, что жизнь, полная самоотречения, по святости равно мученичеству. Правда, сегодня поступки и поведение некоторых канонизированных людей считали бы, мягко говоря, шокирующим. .

1. ...хранила свою гниющую плоть в вазе


Святая Лидвина родилась примерно в 1380 году в голландском Схидаме. Когда ей было 16 лет, Лидвина упала во время катания на коньках, после чего в итоге у нее развилось таинственное состояние, которое привело к тому, что девочка испытывала хроническую боль, имела гиперчувствительность к свету и была частично парализована. Она провела большую часть своей жизни в постели, будучи в состоянии только двигать левой рукой. Согласно документу, написанному городскими старейшинами Схидама, у Лидвины также были язвы по всему телу. В конце концов, ее плоть стала гнить и отпадать кусками.

Но, что удивительно, эти куски плоти источали чудесный сладкий запах, и ее родители хранили их дома в вазе. Лидвина считала свои страдания подарком от Бога и в конечном итоге начала исцелять страждущих. Некоторые историки подозревают, что Лидвина страдала от рассеянного склероза и тяжелых пролежней, которые возникли, поскольку она не могла двигаться из-за паралича.

2. ...ела струпья


Святая Анджела из Фолиньо жила в XIII веке в Италии и стала хорошо известна благодаря своим милосердию и набожности. Перед тем, как она умерла, Анджела продиктовала свои мемуары, в которые описывала, как она когда-то омыла ноги прокаженному, а затем пила эту грязную воду: «Мы пили воду, которую использовали для мытья. Сладость, которую мы при этом почувствовали, была настолько велика, что она чувствовалась всю дорогу домой... а когда струп из раны прокаженного застрял у меня в горле, я попыталась проглотить его. Моя совесть не давала мне сплюнуть его, так же, как будто я получила Святое Причастие».

3. ... пила гной


Екатерина Сиенская является одной из самых известных средневековых святых, прославившихся своей благотворительностью и мудростью. Она была также известна тем, что постилась с самого раннего возраста. К тому времени, когда ей было 25 лет, она уже не могла выносить еду. Ее духовник Раймонд Капуанский буквально приказывал ей есть, но Екатерина настаивала на том, что даже малейший кусочек причиняет ей сильную боль.

О ней писали, что если она съедала кусочек сыра или салата, запивая большими глотками воды, то начинала чувствовать страшную боль и металась по комнате, стараясь вызвать у себя рвоту (при этом она иногда рвало кровью). Однако, были исключения из пищевой непереносимости. Екатерина рассказала Раймонду Капуанскому, что она съела гной, который сочился из тела умирающей женщины, которую она кормила. При этом она заявила, что «никогда в своей жизни я не вкушала пищи и питья слаще или изысканнее».

4. ...лизала язвы


Святая Мария Магдалина Де`Пацци родилась во Флоренции примерно в 1566 году и еще в подростковом возрасте ушла в кармелитский монастырь. Вскоре она стала известна тем, что умерщвляла свою плоть плетьми, капала горячим воском на свое тело и голышом прыгала в терновник.

Также Де`Пацци была известна, как чудесный целитель. Она лизала открытые раны больных проказой и кожными заболеваниями. В другом случае она ртом высасывала личинки из инфицированных ран. В итоге она заработала заражение десен и у нее выпали все зубы. Умерла святая в возрасте 37 лет.

5. ...ела вшей


Итальянская дворянка 15 века Екатерина Генуэзская решила посвятить себя добрым делам после видения окровавленного распятия Христа. Вскоре ее полюбили все больные и обездоленные.Тем не менее, по- видимому, Екатерина с трудом переносила зрелище жертв чумы. Чтобы укрепить себя духавно, она начала пить гной из их ран, а также есть вшей, которыми были заражены ее пациенты. Благодаря таким бесстрашным действиям в 1737 году ее признали святой.

6. ...обжигала свои гениталии жиром


С раннего возраста Франческа Романа жаждала стать монахиней, но ее отец заставил ее выйти замуж за богатого человека в возрасте 13 лет. Это вызвало страшную депрессию у женщины, но ее душевное здоровье восстановилось после того, как ей привиделся святой Алексий. Она даже стала послушной женой, вплоть до тех пор, пока ее мужа не зарезали неаполитанцы.

Франческа была полна решимости оставаться духовно целомудренной. Перед тем как заниматься сексом с мужем, она нагревала свиной жир и обжигала свои половые органы, для того, чтобы обеспечить себе сильную боль на протяжении всего полового акта. Она была также известна тем, что избивала себя до крови. В 1608 году церковь причислила Франческу к лику святых.

7. ...заталкивал себе в ногу червей


Симеон Столпник был сирийским святым в 6 веке, который стал известен благодаря своему аскетическому образу жизни. Его самым известным поступком было то, что Симеон прожил на вершине столба в течение 30 лет. Веревка, которую он обвязал ногу, чтобы не упасть, со временем глубоко врезалась в плоть.

Рана воняла и истекала гноем, а также в ней кишели черви, но Симеон отказался снять веревку. Вместо этого он собирал выпавших из раны опарышей и заталкивал их обратно в рану, приговаривая: «Ешьте то, что Бог послал вам».

8. ...истязала себя жуком-оленем


Ите (или Ита) была настоятельницей Киллиди в Ирландии в течение пятого века. Она стала известна своими длительными постами и аскетическим образом жизни. Также утверждалось, что она держала большого жука-оленя, которого прикладывала к своему телу, чтобы тот истязал ее своими огромными челюстями. Как и многие ранние святые, Ите была неофициально канонизирована местным епископом.

9. ...кормил собой комаров


Самопожертвование явно было в тренде. Самым известным поступком святого Макария считается случай, который произошел после того, как он инстинктивно убил комара, который укусил его. Он был настолько полон сожаления за убийство живого существа, что решил искупить вину и отправился в болото, которое кишело мухами и комарами.

Он там жил голым в течение шести месяцев, позволяя насекомым постоянно кусать его. К тому времени, когда он вернулся, все его тело было покрыто массой укусов и болячек и Макария узнали только по голосу.

10. ...ела пауков


В 17-м веке святая Вероника Джулиани была известна своими актами смирения. Например, она держала гниющую рыбу в своей келье и часто нюхала и пробовала ее. В результате, она якобы после этого еще больше начала ценить вкус свежей рыбы. Когда у Вероники появились стигматы, церковь заинтересовалась ей. Иезуит по имени отец Кривелли был послан, чтобы испытать ее смирение.

Кривелли приказал Веронике покинуть свою келью и жить в заброшенном туалете, который был полон пауков и насекомых. При этом она должна была чистить пол туалета своим языком. К его удивлению, Вероника вылизала дочиста не только пол, но и стены, а также «проглотила всех пауков и паутину». Иезуита это убедило, а Вероника была канонизирована в 1839 году.

По материалам: listverse.com

16.04.2015

Можно сказать, что служители католической церкви заранее продумали все, так как среди персонажей Библии можно легко найти тех, кто мог стать покровителем разных людей, профессий и много другого. К примеру, если взять работников библиотек, то у них можно найти сразу три святых, которые покровительствуют им – это святой Иероним, Екатерина Александрийская и Лаврентий. Также нужно отметить, что бывает и так, что один святой мог быть покровителем нескольких профессий.

Среди них можно отметить Екатерину Александрийскую, которая считается мученицей, а церковь говорит, что она является помощницей и покровительницей женщин, адвокатов, архивариусов, и многих других. Не главное, какой обладает человек профессией, сколько у него членов семьи или сколько ему лет, главное то, что можно найти святого, которому можно будет обратиться с просьбой помочь. Все это относится к католическим святым.

Знаменитые католические святые

Вот некоторый список католических святых, которые почитаются и являются покровителями разных профессий в современном мире. Кроме того многие дни их рождения отмечаются, как государственный праздник в странах, где преимущественно проживают католики. Первый и один из самых знаменитых в этом списке оказался Святой Корнелий, которого величают, как Успокоитель. В 251 году папа Корнелий оказался на престоле папы, причем он не хотел там находиться, его привели силой. Ему пришлось стать пресвитером, но Корнелий понимал, что появление его на престоле, могло считаться для него смертельным приговором. В то время мог произойти раскол церкви, а в Риме происходили расправы над христианами. Корнелиусу пришлось побывать на престоле несколько лет, но потом его казнили. На многих иконах его можно увидеть с изображением боевого рога. Многие считают, что тот, кто обратится к этому святому, сможет излечиться от боли в ухе, судорог или эпилепсии. Днем святого Корнелия считается 16 сентября каждого года.

Другой известной личностью считается святой Валентин, который был не только священником, но и посвятил себя медицине. Он долгие годы был помощником мучеников, которые находились в местах заключения, хотя именно они его сильно избили впоследствии и отрубили голову. Святой Валентин стал покровителем любви, и считается тем, кто покровительствует счастливому браку. Не многие знают, что Валентин оказался покровителем работников, которые занимаются разведением пчел. По приданию, каждый обратившийся к этому святому, может избавиться от чумы или эпилепсии. На иконах его можно увидеть в окружении птиц и роз. Каждый год католики всего мира, а также влюбленные отмечают дату 14 февраля, которая относится ко дню Святого Валентина.

Многие может быть слышали, другие знают о том, что есть такой святой, как Андриан Никомидийский, празднуется его день 8 сентября. Профессиональная карьера Адриана началась очень интересно. Он был принят в элитный отряд армии Рима, под командованием императора Максимина. Адриан решил увидеть своими глазами, как проходят гонения христиан, поэтому принял решение, что будет участвовать в молодом движении, которое ненавистно чиновникам. Но все в его жизни изменилось, когда он захотел пройти крещение, его поймали и казнили рано утром, после тело четвертовали и придали огню. У Адриана была верная жена, которая смогла сохранить его руку, которую она вынула из костра. Сейчас святой Адриан считается покровителем военных, и всех тех, кто относится к военному делу.

Менее известные святые покровители

Святой Маруф оказался в числе католических святых после своих благих дел, кроме того ему удавалось исцелять больных, которые страдали неизлечимыми болезнями. Маруфу удалось стать влиятельной личностью при дворе Издегерда, который были персидским правителем. Он смог излечить правителя от сильной головной боли, а его сына от поражения бесами, что помогло будущему святому активизировать развитие христианского движения в местах, где проживали огнепоклонники. Епископ Маруф сталкивался в момент своей работы со многими заговорами, на него покушались, но все, что было направлено против него, терпело неудачу. Кроме того в молодости ему удалось вывезти останки мучеников, которых потом захоронил в Тагрите, где в будущем и сам был похоронен. День Святого Маруфа отмечается 4 декабря.

Известная в католическом мире Святая Клотильда появилась на свет в 475 году нашей эры в семье священнослужителя. Девочка была дочкой правителя Бургундии. Когда Клотильда подросла, ее отец скоропостижно скончался, после чего ее выдали замуж за царя Хлодвига. Всю жизнь ей приходилось встречать интриги, начиная со смерти отца, которая до сих пор считается загадочной и заканчивая смертью ее внуков. Самым главным ее действием и заслугой считается то, что Клотильда смогла обратить Хлодвига в христианство. Но ей не удалось воспитать детей в мире, так как они во взрослом возрасте начали биться за престол. Поэтому Клотильда решила переехать в Тур, где прожила до смерти. Клотильда тратила все свое время на помощь и заботе о больных людях, помогала бедным и совершала благие деяния. После смерти ее похоронили в столице Франции в аббатстве Сент – Женевьева, там же и находятся мощи святой. Отмечают день Святой Клотильны летом, 3 июня.

Святой Элегий и Святая Жанна

Католики всего мира отмечают день 1 декабря, как день Святого Элегия, который был великолепный кузнецом и очень талантливым человеком. В молодости он был помощником мастера в Лиможе, после чего обучился кузнечному делу, и работал мастером в монетном дворе, был лично поставлен на должность королем Хлотаре вторым.

Элегий провел очень благочестивую жизнь, постоянно помогал бедным. Когда ему исполнилось пятьдесят три года, его назначили епископом Фландрии. Его главный талант проявился в проектировании, а после получения такой должности, ему удалось построить базилику Святого Павла. Многие католики знают, что Святой Элегий стал покровителем большого числа профессий, которые относятся к металлургии. По слухам, епископу удавалось обуздать строптивую лошадь, отрезав ее ногу, чтобы сделать подкову, а потом возвратив ногу на место. Кроме того Элегий покровительствует водителям и многим другим связанным с автотранспортом.

Летом католики отмечают еще один день, это день Святой Жанны Де Шанталь, которая появилась на свет в 1572 году. Он родилась в семье из Бургундии, но, когда девочке исполнилось полтора года, ее мать скончалась. В возрасте 20 – ть лет девушку выдали замуж, а ее избранником стал Барон Де Шанталь, которому она родила шесть детей. Через восемь лет после замужества Барон погиб, когда охотился в лесу. Ей пришлось жить в большом доме, где также проживал ее тесть, которого трудно было вынести из – за скверного характера. Святая Жанна много времени проводила в молитвах, после чего, к ней во сне приходил человек, которым оказался Франциск Сальский. Ей пришлось стать последовательницей этого святого, после чего женщина открыла Орден Богоматери. Через несколько лет будут открыты до 70 монастырей и приходов для всех желающих женщин, которым было отказано в других монастырях во вступлении.

Каждый святой достаточно почитаем, а некоторые католики стараются отмечать дни тех, к которым относятся не только с симпатией, но и с доверием.




Наверняка, все, кто причастен к служебному процессу в церкви или просто верующие люди, знают о таком человеке как Святой Антоний или же как его называют во всем мире Антоний Падуанский. Этого человека считают...



Греко – католики принадлежат к восточному направлению византийских церквей. Греко – католики проводят литургии на разнообразных старо – славянских языках. Из напитков принято употреблять только квасной хлеб, ...





Белорусская католическая церковь характеризуется к восточной церкви. Открыта для индивидуального пользования католиками, которые проповедуют византийский обряд на просторх Белоруссии. Белорусские греко — ...


Что еще почитать