Написание нн определяется правописанием суффикса имени прилагательного. А13

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните: необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

В этом задании необходимы знания о способах образования слов!

Подсказка. Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.

Правило.

В зависимости от части речи правило делится на три части.

Полные прилагательные и причастия.

Помни! Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?

Помни!

неожида НН ый

медле НН ый

стра НН ый

свяще НН ый

чва НН ый

чека НН ый

жела НН ый

окая НН ый

дела НН ый

невида НН ый

неслыха Н Ный

нечая НН ый

нежда НН ый

негада Н Ный

жема НН ый

рдя Н ый

пря Н ый

зеле Н ый

сви Н ой

бара Н ий

си Н ий

румя Н ый

багря Н ый

ю Н ый

смышле Н ый

назва Н ый (брат)

посаже Н ый (отец)

Различай!


Краткие прилагательные и причастия.

Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни!

Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:

моше НН ик труже Н ик

племя НН ик прида Н ое

ставле НН ик

да НН ик

бесприда НН ица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.

1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1

Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый . Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать , в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц . Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить . Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?) . Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили . В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Трудно запомнить исключения из правила.

Обратитесь к Приложению 1,2 и заполните, где нужно, пробелы в словах.

Иногда бывает трудно понять, от какого существительного образовалось данное прилагательное:

нравстве…ный;

таинстве…ный;

багря…ный;

собстве…ный;

естестве…ный;

пря…ный;

косве...ный;

иско…ный;

гума…ный;

имму…ный и т.д.

Скорее всего, перед вами прилагательные, образованные от устаревших существительных. Можете применять к ним правило в полном объеме (даже если их прежние суффиксы с современной точки зрения уже не выделяются):

нравств-ЕНН-ый;

таинств-ЕНН-ый;

багр-ЯН-ый;

собств-ЕНН-ый;

естеств-ЕНН-ый;

косв-ЕНН-ый

иск-ОНН-ый.

Особое внимание обратите на слова гумаН-Н-ый и иммуН-Н-ый, которые образованы не от существительных, а от международных основ –гуман- и –иммун- с помощью суффикса –н-.

Как быть со словами типа

стари…ный, были…ный, цели…ный, глуби…ный, исти…ный, недюжи…ный и т.п.? В них есть суффикс –ин-. Писать ли их с одним Н?

В подобных словах суффикс –ин- уже входит в основу существительных, от которых образовались данные прилагательные. Он становится частью основы существительного, и именно к нему прибавляется суффикс прилагательного –н-. Поэтому в подобных словах пишется НН.

Старин(а) - старин-н-ый.

Былин(а) - былин –н-ый.

Целин(а) - целин-н-ый.

Глубин(а) - глубин-н-ый.

Истин(а) - истин-н-ый.

Дюжин(а) - недюжин-н-ый.

Иногда неясно, какой именно суффикс использован в данном прилагательном: -ан- (-ян-) либо –енн-.

Солом…ный.

Глин…ный.

Серебр…ный.

Кож…ный.

Ветр…ный.

В этом случае суффикс следует запомнить. Обратите внимание на правописание следующих слов.

СоломЕННый.

ГлинЯНый.

СеребрЯНый.

ВетрЕНый день, человек (запомните также: ветрЯНой двигатель).

маслЯНые (краски).

При решении этого вопроса пользуйтесь также следующими соображениями.

Слова с суффиксом –АН- (-ЯН-) обозначают, из чего (серебряный ) или для чего (дровяной ) сделан предмет.
Исключение составляют слова:

клюквЕННый,

огнЕННый,

тыквЕННый,

соломЕННый.

Есть ли случаи, когда исключения кованый, жеваный и раненый пишутся через НН?

Исключения кованый, жеваный и раненый могут писаться с двумя Н, когда при них стоят зависимые слова либо приставки.

КоваННый оружейником меч (оружейником - зависимое слово).

РанеННый в плечо боец (в плечо - зависимое слово).

СковаННые руки (приставка С-).

ПоранеННый палец (приставка ПО-).

В некоторых случаях трудно понять, от глагола какого вида образовано слово.

Реше…ный (образован от решить? решать?).

Броше…ный (образован от бросить? бросать?).

Это приводит к орфографическим ошибкам.

Если перед вами стоит выбор между глаголами совершенного и несовершенного вида, выбирайте глагол совершенного вида.

Решенный - образован от решить (сов.в), пишется НН.

Брошенный - образован от бросить (сов.в), пишется НН.

Сколько Н пишется в словах с несколькими корнями:

сырокопче…ный;

быстрозамороже…ный и под.?

Само по себе наличие двух корней не является условием для двойного Н.

СвежеморожеНый.

СырокопчеНый.

Чтобы в суффиксе таких слов появилось две Н, должно сработать одно из условий, отмеченных в правиле.

СвежескошеННый (приставка С- перед корнем –КОШ-).

БыстрозаморожеННый (приставка ЗА- перед корнем –МОРОЖ-).

Различайте слова типа легкоранеНый и легко ранеННый. В первом случае перед нами сложное слово (медицинский термин), в котором нет условий для НН, во втором случае налицо зависимое слово, требующее написания НН.

Сколько Н пишется в кратких причастиях?

Собрание законче…но.

Мина обезвреже…на.

В кратких причастиях пишется одна буква Н, независимо от того, есть ли в них приставки, зависимые слова и т.д.

Собрание закончено.

Мина обезврежена.

Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого суффикса было образовано данное прилагательное.

Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.

Выясните, от какого существительного образовано слово.

Пишите НН

Если одна Н находится в основе сущ., а вторая Н является суффиксом прилагательного:

-

Если перед вами суффикс -ИН-:

Если перед вами суффиксы -ЕНН- / -ОНН-:

листв(а) - -

станци(я) - -

Исключения:

ветреный

но: безветренный

подветренный

Если перед вами суффиксы -АН- / -ЯН-:

серебр(о) - -

кож(а) - -

Запомните:

стеклянный

оловянный

деревянный

постоянный

безымянный

Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ).

Крысиный яд - крыс(а) + .

Гостиная комната - гость + .

Недюжинная натура - .

Н и НН в полных отглагольных прилагательных и причастиях

Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.

В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется при наличии любого из отмеченных ниже условий.

Условия написания НН:

3) в слове есть -ОВА- / -ЕВА-:

Исключения:

4) слово образовано от глагола совершенного вида (вопрос что сделать? ):

решенное дело (решить - сов. в.).

Исключение:

Н и НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких причастиях

Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе; она всегда собран..а и организован..а.

Она скромна и воспитанна - это краткое отглагольное прилагательное.

Она была воспитана в пансионе - это краткое причастие.

Она всегда собранна и организованна - это краткие отглагольные прилагательные.

1. Суффикс -Н- пишется:

· В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –АН-, -ИН-, -ЯН-: кожа – кожаный, гусь – гусиный, серебро – серебряный. ИСКЛЮЧЕНИЯ: деревянный, оловянный, стеклянный.

· В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих при себе зависимых слов: кованый, гружёный, печёный, золочёный, копчёный. ИСКЛЮЧЕНИЯ:

виданный, данный, деланный, желанный, жеманный, медленный, пеклеванный, священный, слыханный, чванный.

· В прилагельных с приставкой НЕ-: негашёный, незваный, некошеный, небелёный, неношеный. ИСКЛЮЧЕНИЯ:

нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, недрёманный.

· В кратких формах причастий страдательного залога прошедшего времени: засеяно, заполнены, задано, взволнована.

· В кратких прилагательных и в наречиях, образованных от полных прилагательных с -Н-: путаный – путано, бешеный –бешено, золочёный – золочёна, румяный – румяна, юный – юна.

· В прилагательных, относящихся к непроизводным: багряный, зелёный, синий, румяный, юный, а также в некоторых других прилагательных: бараний, единый, свиной, смышлёный.

2. Суффикс -НН- пишется:

· В прилагательных, образованных от существительных на -Н: длинный, ценный, пленный, картинный.

· В прилагательных с суффиксами -ОНН-/-ЕНН-: агитационный, станционный, клюквенный, соломенный.

· В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, обычно с приставками или с зависимыми словами: замороженный, выкошенный, выкованный, закопчённый, купленный, сушённый на солнце. ИСКЛЮЧЕНИЯ: названый брат, посажёный отец, приданое.

· В прилагательных, образованных от глаголов на -ОВАТЬ/ЕВАТЬ: корчёванный, мотивированный.

· В прилагательных, образованных от существительных на -МЯ: именной, семенной, временный, теменной.

· В кратких прилагательных и наречиях, образованных от полных прилагательных с -НН-: вдохновенно, взволнованно, образованна (т.е.грамотна ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

1. В некоторых случаях написание прилагательных с -Н- или -НН- определяется семантикой слова.

ветер имеют:

суффикс -ЯН-, если они определяют объект, работающий от силы ветра (ветряная мельница);

суффикс -ЕН-, если они определяют объект, содержащий ветер (ветреный день, ветреная девушка);

суффикс -ЕНН- во всех приставочных образованиях (безветренный, подветренный, выветренный).

Прилагательные от производящей основы масло имеют:

суффикс -ЯН-, если они определяют то, что приготовлено на масле, или то, что работает на масле (масляная краска, масляной насос);

суффикс -ЕН-, если они определяют то, что специально намазано маслом (масленые блины, масленые лепёшки, отсюда и масленица , сюда же относится метафорический эпитет масленые глаза);


суффикс -ЕНН- в причастиях и прилагательных с зависимыми словами (масленные кремом руки, замасленная фуфайка).

2. Следует различать формы краткого прилагательного и краткого причастия в функции сказуемого: девушка воспитанна – девушка воспитана бабушкой; женщина образованна – кафедра образована в прошлом году; группа организованна во всех делах – конференция организована кафедрой.

Вопросы для контроля:

Задания по теме:

Задание 1 . Образуйте глагольные формы, в суффиксах которых сохраняется гласная инфинитива.

Зависеть, сложить, месить, мешать, выкачать, выкатить.

Задание 2. Объясните, чем различаются слова в парах. Пользуясь справочным материалом, объясните их правописание.

Разукрашивать - разрисовать, опаздывать - участвовать, рассчитывать - советовать, заведовать - усовещивать, исповедовать - воспитывать, пританцовывать - напевать.

Задание 3. Спишите, выделяя орфограммы и группируя слова по столбикам:

1) действ. прич. наст. вр., 2) страд. прич. наст. вр., 3) действ. прич. пр. вр., 4) страд. прич. пр. вр. Объясняйте правописание слов по схеме (см. "Справочный материал").

Стелющий, лающий, лаявший, гонящий, заметивший, замеченный, замешанный (в тесто) - замешенное (тесто), пилящий, колющий, борющийся, развиваемый, лелеемый, выкачанный (из бочки нефть) - выкаченный (из подвала бочонок), обеспеченный, развешанные (в галерее картины), развешенный (по килограмму сахар), объезженные, исхоженные, веемый, обеспеченный, лечащий, клеящий, склеенный, терпящий, любящий, развеявший, объездивший, зависимый, дышащий, полющий.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор.

Исправл...нная кем-то работа, сброш...нный груз, расчищ..нные дорожки; здание будет вот-вот постро...но; встревож…нный пренеприятным известием, увенч...нный лаврами, рассе...нные лучи, никем не замеч…нный приятель, запут…нные заячьи следы, усып...нные листьями аллеи прибрежного парка, обиж...нная кем-то девчонка, потер...нное время; снег раста...л неожиданно, не обид…вший никого.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы.

Взлеле...нный, вымеш...нное (тесто), выпа...нный, замеч...нный, занима…щийся, знач...мый, изуча..мый, леле...мый, меле...щий, недовеш...нное (зерно), недовеш…нные (гардины), независ...мый, ненавид...мый, обижа...мый, оправдыва...мый, отмеча...мый, переброш...нный, пристрел...нный (олень), пристрел...нное (ружье), расстрел...нные (предатели), разброс...нный, рассе...нный, слыш...мый, стел...щийся, тащ...щий, та...щий, теря...мый, увенч...нный.

Задание 6. Объясните разницу правописания слов в парных словосочетаниях.

Женщина умна и образованна. - Комиссия образована на днях.

Дети были невнимательны и рассеянны.- Войска рассеяны по лесу. Говорит подавленно.- Восстание было подавлено. Решение поспешно, непродуманно. - Решение никем не продумано. Квашеная капуста - квашенная на зиму капуста. Некошеный луг. - Выкошенный луг. Прийти на званый обед. - Никем не званные гости. Названый брат. - Названный в честь тебя. Ветреный день. - Безветренный день.

Запомнить: незван ый, назван ый, невиданн ый, неслыханн ый, нежданн о-негаданн о

Задание 7. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем Н ,в других - НН .

Пчелы...ый мед, пше...ая каша, со сгуще...ым молоком, масля...ое пят- но; картина, рисова:..ая масляными красками; глиня...ая ваза, деревя...ое зда- ние, располагаются в гости…ице, замече…ые недостатки, засея...ое ржа…ое поле, еще не коше...ый луг, кое-как рассова...ые вещи, развеша…ые в платя...ом шкафу, о цели...ом урожае, девочка весьма образова…а, даль тума...а, провести лома...ую линию, серебряные и позолоче…ые украшения, ране...ый человек, тяжело ране...ый боец, на утре...ей заре.

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 ).

1 слайд (по щелчку) .

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.
  • Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н .
  • Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.
  • Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других - две н ?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2 слайд (по щелчку) .

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н -нн .

3 слайд (по щелчку) .

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценн ая вещь – ценн а, ветрен ая погода –ветрен а.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная . Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

4 слайд (по щелчку) .

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5 слайд (по щелчку) .

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

6 слайд (по щелчку) .

8. Объясните написание пропущенных букв.

(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

7 слайд (по щелчку) .

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

  • Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

  • Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

8 слайд (по щелчку) .

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н -, -ан -(-ян -) или –енн -.

Что еще почитать