«Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные

Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми

Разряды имён прилагательных по значению

Учебник: « Русский язык»,6 класс. Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.Москва, «Просвещение», 2015.

Цель урока : формирование понятия о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

о бучающая:

- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

развивающие:

- формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- использование знако-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

- осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.

Ход урока:

Организационный момент.

Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

Как изменяются имена прилагательные?

Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока. Слайд 1.

Наблюдение над языковым материалом.

Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных. Слайд 2.

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

Составление кластеров.

Слайд 3. Качественные прилагательные.

Какое прилагательное обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

Какое прилагательное имеет степени сравнения?

Какое прилагательное образуют краткую форму?

Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

Все перечисленные признаки присущи прилагательному ГЛУБОКИЙ . Это качественное прилагательное.

Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

Демонстрируются слайды 4-11, приводятся примеры:

цвет - красный шарик,

размер - высокий дом,

форма - круглое яблоко,

возраст - молодой человек,

внутренние качества человека - смелый рыцарь,

душевное состояние человека - весёлая девочка,

вкус - кислый лимон,

качества, дающие общую характеристику предмета - интересная книга.

Слайд 12. Относительные прилагательные.

Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ? (СНЕЖНЫЙ )

Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

Слайды 13-16. Значения относительных прилагательных (примеры):

материал - глиняный кувшин,

время - зимний день,

место - горная река,

действие - плавательный бассейн.

Слайд 17. Притяжательные прилагательные.

И у нас осталось ещё одно прилагательное - БАРСУЧИЙ . Это притяжательное прилагательное.

Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ).

5. Первичное закрепление. Отработка умений и навыков учащихся.

Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы на месте пропусков. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов; вспомните их названия и авторов. Найдите имена прилагательные, определите их разряд.

1. Поспевает брусника,
Стали дни х…лоднее,
И от птич…его крика
В сер…це стало грус…нее.

(К. Д. Бальмонт «Осень»)

2. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

(И. А. Бунин «Первый снег»)

3. Под г…лубыми небесами
В…ликолепными коврами,
Бл…стя на солнце, снег лежит.

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Проверка выполнения задания. Слайды 18-20.

Задание 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 341 (стр. 17). Слайд 21.

Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они путём повтора образуют сложные прилагательные).

Задание 3. От данныхсуществительных образовать прилагательные, составить с ними словосочетания типа «прил. + сущ.»; определить разряд имён прилагательных. Слайд 22.

лиса - … (лисья нора - притяжательное);

камень - … (каменный дом - относительное);

счастье - … (счастливый ребёнок - качественное);

медведь - … (медвежья берлога - притяжательное);

вечер - … (вечерние сумерки - относительное);

бег - … (беговая дорожка - относительное);

море - … (морской берег - относительное);

мама - … (мамин зонт - притяжательное).

Проверка выполнения задания. Слайд 23.

Произнесите слова ЛИС ЬЯ, МЕДВЕЖ ЬЯ. Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? Какую функцию выполняет Ь? (Разделительный Ь)

Задание 4. Работа с учебником. Выполнение упр. 350 (стр. 22). Слайд 24.

Пунктуация при прямой речи (попутное повторение). Работа по схемам:

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием приёма «Незаконченное предложение» (слайд 25):

1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

3) Я научился (ась) …

7. Домашнее задание. Упр. 344, 349.

Слайды 26-27. Использованные Интернет-источники.

Вы, вероятно, уже запомнили, что по значению имена прилагательные делятся на качественные (обозначают качество предмета), относительные (обозначают признак предмета по отношению к другому предмету) и притяжательные . О притяжательных именах прилагательных мы поговорим подробнее.

Эти прилагательные, в отличие от качественных и относительных, отвечают не на вопрос какой?, а на вопрос чей ? Они называются притяжательными , потому что их главное назначение – указывать на принадлежность лицу, животному или одушевленному существу. Поэтому они и образуются только от названий животных, лиц и других одушевленных существ. Например, бараний, лисий, Анин, мамин, бригадиров, дедушкин и т.д. По грамматическим признакам притяжательные прилагательные ближе к относительным, потому что у них нет степеней сравнения (не может быть этот предмет мамин, а тот еще более мамин ), кратких форм, они не образуют наречий и отвлеченных существительных и т.д. Однако у них есть свои признаки: особые суффиксы и особая система склонений.

Мы не будем рассматривать здесь систему склонений, остановимся только на словообразовании.

Образуются притяжательные имена прилагательные, как уже было сказано выше, от названий животных, лиц и других одушевленных существ с помощью суффиксов -ов (-ев), -ин (-ын), -ий.

Отцов дом, старцев посох, нянин платок, сестрицын наказ, лисий хвост.

Тут нужно также отметить, что данные прилагательные имеют нулевое окончание. Постарайтесь не путать, например, прилагательные типа синий и волчий.

Синий – качественное прилагательное, непроизводное (ни от чего не образовано), без суффиксов, окончание -ий.

Волчий – притяжательное прилагательное, производное (образовано от существительного волк с помощью суффикса -ий ), нулевое окончание.

Аналогично рассматриваются такие пары прилагательных, как рабочий и плотничий, рыжий и медвежий, дальний и акулий. Рабочий, рыжий и дальний имеют окончание -ий, а плотничий, медвежий и акулий имеют нулевое окончание и суффикс -ий, потому что являются притяжательными и производными.

Поэтому стоит быть внимательным при разборе прилагательных по составу и учитывать разряд прилагательного по значению.

Теперь перейдем к ловушкам , которые нам готовят прилагательные. Хотя существует довольно резкая граница между разрядами прилагательных и по грамматическим, и по лексическим признакам, однако бывает так, что некоторые притяжательные прилагательные маскируются под качественные и даже относительные, а относительные под качественные. В общем, многим прилагательным хочется перейти в разряд качественных. Как же это происходит и как не запутаться при определении разряда?

Запомните, что разряд имени прилагательного по значению точно можно определить только в контексте, т.е. в словосочетании или в предложении.

Например, вишневый компот – компот из вишен . Сделав преобразование, мы понимаем, что перед нами относительное имя прилагатель ное , потому что обозначает то, из чего сделан компот. А вот в словосочетании вишневый костюм прилагательное вишневый уже не обозначает, что костюм сделан из вишен, оно обозначает цвет костюма, а цвет – это качественная характеристика, т. е. в данном контексте прилагательное становится качественным .

Возьмем еще несколько примеров.

Железный конструктор – конструктор из железа (относительное прилагательное)
Железная воля сильная воля (качественное прилагательное)
Железное здоровье – крепкое здоровье (качественное прилагательное)

Стальной нож – нож из стали (относительное прилагательное)
Платье стального цвета (качественное прилагательное)
Стальной взгляд – недружелюбный, холодный, жесткий (качественное прилагательное)

Медвежья шерсть – шерсть, которая принадлежит медведю (притяжательное прилагательное)
Медвежья шуба у хозяйки – шуба из медведя (относительное прилагательное)
Медвежья походка – неуклюжая, неловкая, развалистая (качественное прилагательное)

Лисья мордочка – мордочка, которая принадлежит лисе (притяжательное прилагательное)
Лисья шапка – шапка из лисы (относительное прилагательное)
Лисья хитрость – очень развитая хитрость (качественное прилагательное)

Таким образом, мы видим, что одно и то же прилагательное может приобретать значения разных разрядов . Однако грамматические характеристики при этом остаются неизменными : ни притяжательные, ни относительные прилагательные не приобретут степеней сравнения, кратких форм и других отличительных особенностей качественных прилагательных.

Подведем итоги.

Чтобы определить разряд имени прилагательного, нужно:

1) Посмотреть, используется прилагательное в прямом или переносном значении. Если значение переносное – это качественное прилагательное .

2) Если значении прямое, задать два вопроса: какой? чей? Если данное прилагательное указывает на принадлежность, перед нами – притяжательное прилагательное.

3) Попробовать подставить наречие меры и степени (очень) или образовать степени сравнения. Если получилось – прилагательное качественное.

4) Попробовать преобразовать сочетание с прилагательным в предложно-падежное словосочетание. Получилось – прилагательное относительное.

И помните, что главное – это все-таки лексическое значение, а не грамматика. Грамматика нам просто помогает.

Удачи в изучении русского языка и отличных оценок!

Остались вопросы? Не знаете о притяжательных прилагательных?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные традиционно делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Но современная лингвистика располагает и другими классификациями. Русская грамматика–1980 (т. 1, с. 540) предлагает классифицировать прилагательные по двум основаниям: во-первых, по характеру называемого признака; во-вторых, по характеру обозначения признака. С учётом того, какой из признаков считается более важным, строится классификация прилагательных.

I вариант. Все прилагательные делятся на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные. Относительные, в свою очередь, делятся на собственно относительные, порядковые и местоименные. На следующем этапе собственно относительные делятся на непритяжательные и притяжательные.

II вариант. По второму признаку классификация делит все имена прилагательные на знаменательные и местоименные. Далее производится деление знаменательных прилагательных на качественные и относительные; относительные делятся на собственно относительные и порядковые. Наконец, собственно относительные делятся на непритяжательные и притяжательные [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 540].

В школьной грамматике выделяется 3 разряда: качественные, относительные и при­тяжательные. Эти же разряды выделяются и в ряде вузовских грамматик. Учитывая принятое в настоящей работе широкое понимание термина «имя прилагательное», мы добавляем к ним ещё один разряд – порядковые прилагательные. Рассмотрим каждый из выделенных разрядов.

Качественные прилагательные. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. По лексическому значению они весьма разнообразны и могут называть:

а) цвет: синий, серый, яркий, блёклый и т. д.;

б) свойства предметов, воспринимаемые всеми органами чувств: горький, сладкий, мягкий, упругий, тёплый, густой, длинный и др.;

в) физические качества живых существ: толстый, старый, сильный, высокий, статный и др.;

г) духовные качества людей, черты их характера и т. д.: добрый, гордый, милый, ласковый, строгий, честный и т. п.

Качественные прилагательные могут входить в антонимические пары: длинный – короткий, узкий – широкий, близкий – далёкий, высокий – низкий, толстый – тонкий и т. д. При этом разные ЛСВ могут иметь собственные антонимы, например: свежий хлеб – чёрствый хлеб, свежий ветер – тёплый ветер, свежий огурец – солёный огурец, свежая рубашка – грязная рубашка, свежие новости – старые новости и т. д.

Словообразовательные особенности качественных прилагательных . Качественные прилагательные могут быть непроизводными (в отличие от притяжательных прилагательных, основы которых производны):синий, хороший;

могут иметь собственные суффиксы -ив, -ов, -лив, -чив, -ист, -аст : игр ив ый, шаловл ив ый, задумч ив ый, серебр ист ый;

образуют формы субъективной оценки: беленький, беловатый, белешенький ;

от них образуются отвлечённые существительные с суффиксами -ость, -есть, от(а), -изн(а ) : белый – белизна, строгий – строгость, свежий – свежесть, глухой – глухота;

от них образуются наречия на -о, -е, -и: красивый – красиво, свежий – свеже, зверский – зверски.

Грамматические особенности качественных прилагательных :

способность иметь степени сравнение: белый белее, более белый (сравнительная степень); белейший, самый белый, белее всего (всех) (превосходная степень);

наличие кратких и полных форм (бел – белый, тонок – тонкий );

они могут сочетаться с наречиями степени крайне, весьма, очень и др.: весьма добрый, крайне застенчивый, очень милый .

Главными признаками, отличающими качественные прилагательные, являются грамматические: степени сравнения, краткие и полные формы. Так как не все качественные прилагательные обладают полным набором этих признаков (например: слепой, босой, косой не имеют степеней сравнения; деловой – краткой формы и т. д.), то достаточным для отнесения имени прилагательного к разряду качественных считают наличие двух и даже одного из главных признаков, например: река судоходна.

Относительные прилагательные. Относительные прилагательные обозначают признаки предмета путем указания на его отношение к лицу, животному, предмету, действию, месту, времени, числу, например: детские рисунки – рисунки детей, деревянная ложка – ложка из дерева, украинское село – село в Украине, вчерашний день – день, который был вчера; двойной узел – узел, завязанный дваждыи т. д.

Относительные прилагательные, как правило, характеризуются отсутствием лексических и грамматических признаков, свойственных качественным прилагательным. Синонимами многих относительных прилагательных выступают имена существительные, в том числе родительный приименный (имя существительное в род. п. после существительного): деревенская улица – улица деревни, университетское здание – здание университета .

Замена именами существительными невозможна в следующих случаях:

в географических наименованиях, названиях улиц, гостиниц и т. д.: Дерибасовская набережная, гостиница « Киевская» и др.;

в случае расхождения в значениях именной конструкции и соответствующего прилагательного: городской вид (присущий городскому жителю) и вид города;

в словосочетаниях с прилагательными в переносном значении: шёлковые волосы (не волосы из шёлка, а волосы мягкие, как шёлк) и т. д.

В некоторых случаях относительные прилагательные могут быть заменены именами существительными в род. п. с предлогами: из : бумажный мешок – мешок из бумаги; соломенная шляпа – шляпа из соломы; от : крымский делегат – делегат от Крыма ; для : курительная комната – комната для курения ; именами существительными в вин. п. с предлогом

Притяжательные прилагательные. Притяжательные прилагательные выражают признак предмета путём называния принадлежности предмета владельцу (лицу или животному) и образуются с помощью суффиксов -ов- (-ев-), -ин-, -нин-, -й-, -ск-, -овск- (-евск-), -инск-.

Различают несколько групп притяжательных прилагательных.

1. Адъективы с суффиксами -ин-, -нин-, -ов-, -ев-: сестрин, дедов, братнин, учите­лев. Они употребляются в им. п. только в краткой форме и имеют особое склонение (см. «Склонение прилагательных»). Эти прилагательные образуются путём присоединения указанных суффиксов к основе существительных, обозначающих названия лиц или жи­вотных. В современном русском языке они употребляются крайне редко; вместо них обычно используется род. п. принадлежности имён существительных:книга сестры, пальто брата . Особенно сокращается употребление прилагательных на -ов-, -ев-. Это происходит потому, что подобные слова указывают на принадлежность одному лицу, а в современном языке отмечена тенденция к расширению сферы употребления тех прилага­тельных, в значении которых совмещается указание на принадлежность какому-либо лицу и целому коллективу.

Прилагательные на -нин - употребляются несколько чаще, преимущественно в разговорной речи. Их всего несколько: братнин, дочернин, мужнин, зятнин .

Прилагательные первой группы часто переходят в компоненты фразеологических сочетаний: пиррова победа, крокодиловы слезы, анютины глазки .

2. Следующую группу составляют прилагательные с суффиксом -й- (-ий-): лисий, медвежий, волчий. Они обозначают не индивидуальную, а общеродовую принадлежность, образуются от нарицательных существительных, называющих лиц и животных, и широко распространены в современном русском языке: птичий гомон, рыбий глаз, волчья стая, пастушья дудка, девичья гордость . Некоторые учёные выделяют подобные прилагательные в разряд относительно-притяжательных, другие включают в состав относительных. Необходимо учитывать семантику таких прилагательных: если они обозначают принадлежность животному или лицу, их следует относить к притяжательным (лисий хвост хвост, принадлежащий лисе; волчье ухо ухо волка и т. д.); если же имя прилагательное обозначает материал, из которого что-либо изготовлено, оно принадлежит к разряду относительных прилагательных: лисья шуба – шуба из лисы, соболья шапка – шапка из соболя . Некоторые имена прилагательные с суффиксом -й- (-ий-) имеют не прямое, а переносное значение и входят в устойчивые сочетания: волчий аппетит, медвежья походка, медвежья услуга.

3. Небольшую группу составляют притяжательные прилагательные, указывающие на принадлежность предмета одному лицу и имеющие в своем составе суффиксы -ск-, -овск-, -инск -: чеховский рассказ, пушкинская поэма .

Некоторые лингвисты пытались отнести к притяжательным прилагательные с суффиксами -ск-, -овск-, -инск -, образованные от названий населённых пунктов и обозначающие принадлежность городу и т. п.: симферопольский завод, феодосийский пляж, орловский театр. Такое широкое понимание «притяжательности» противоречит логике. Как известно, семантической основой выделения притяжательных прилагательных является указание на принадлежность лицу или животному; основой выделения относительных прилагательных – способность обозначать признаки предметов по их отношению к другим предметам. Следовательно, прилагательные типа ленинградский (парк), городская (улица), вчерашние (новости) необходимо включать в разряд относительных.

Порядковые прилагательные . Порядковые прилагательные называют признак предмета через отношение к числу, количеству. Они образуются от количественных числительных, например: девять – девятый, девяносто девять – девяносто девятый . Особенностью их склонения в сравнении с соответствующими количественными числительными является то, что изменяется в составных словах только последний компонент.

Таблица 1

тысяча девятьсот девяносто девятому

тысяча девятьсот девяносто девятый

тысяча девятьсот девяносто девятого

тысяча девятьсот девяносто девятым

(о) тысяча девятьсот девяносто девятом

Цели урока:

Дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

Формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

Развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

Закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

Иллюстрации;

Карточки-задания;

Опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейки и(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облачений св_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику . Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный!
Что ты тих, как день ненас_ный?
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства...

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно...

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок . (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

Таблица

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название Значение Примеры
Качественные признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие
Относительные признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал , из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению
серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина
Притяжательные признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?) мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

(Солнышко.)

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

(Мороз.)

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.
Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.)

Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

(Перо.)

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

ЛИТЕРАТУРА

1. M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С. Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н .В. Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П. Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Т.В. ЕФАНОВА,
г. Москва

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

В русском языке прилагательные могут изменяются по родам, падежам и числам, и иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым и подлежащим.

Это значение признака предмета, обозначающее цвет, вкус, запах, оценку, характер, умственную и речевую деятельность.

Приведем пример: красный, горький, вонючий, смешной, умный.

Существуют лексико-грамматические разряды имён прилагательных .

Прилагательные можно разделить на лексико-грамматические разряды:
- качественные
- притяжательные
- относительные

Разряды прилагательных всегда отличаются друг от друга грамматическими признаками и семантикой.

Существуют качественные прилагательные , которые обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, тупой, злой), имеют формы сравнения и краткие формы.

Относительные прилагательные – указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (стальной, деревянный);

Притяжательные прилагательные – обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).
Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания "а", "я" (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания "о", "е" (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания "и", "ы" (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были эти цветы...»)

Морфологические признаки имени прилагательного такие же, что и у имени существительного – падеж, род, число.

Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, при этом различия родов виднеются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Примеры: Синий ковёр, синяя лента, синее блюдце – красные ковры, красные ленты, красные блюдца.

Синтаксические признаки имени прилагательного .

Обычно в предложении прилагательные бывают определениями или именной частью сказуемого.

Приведем пример: У девочки была очень красивая игрушка; Игрушка была красивой

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Приведем пример: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.

Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания.
Приведем пример: слабый от болезни, очень слабый.

Что еще почитать