Анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Я знаю никакой моей вины… Основная идея стихотворения

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ...»

Но все же, все же, все же... А. Т. Твардовский Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» занимает в его лирике эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь... К этому чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного человека. Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать. Поэтическая форма позволила автору многое оставить за IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом. Речь не о том, но все же, все же, все же... Мой небольшой жизненный опыт не позволяет полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Основные принципы русской пунктуации - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 5 Тестов: 1

  • Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

    Уроков: 2 Заданий: 11 Тестов: 1

Александр Трифонович Твардовский - любимый многими советский писатель и журналист, но более всего он известен как поэт, в чьих строках - одно из наиболее живых отражений Великой Отечественной войны. Произведения Твардовского проходят в школах и учат наизусть, их цитируют, порой даже не замечая этого факта, настолько легко ложатся в память строки. Поэзия Твардовского, на первый взгляд, незамысловатая, но живая, оказывается гораздо более глубокой, если заглянуть за фасад первого впечатления. Она похожа на настоящего, живого и искреннего, человека, что и делает ее любимой многими.

История создания стихотворения

Как известно сейчас, Твардовского долгие годы преследовали ужасы войны, через которые ему пришлось пройти, будучи военным корреспондентом, пусть он и старался не показывать этого близким. Эти картины сильно отразились на творчестве поэта, в котором иногда проскальзывала мысль, что собственная смерть на войне была бы милосерднее постоянного переживания гибели других. Все эти мысли в 1966 году и вылились в стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», анализ которого можно проводить достаточно долго, рассматривая его под разными углами, с разных точек зрения. И, следует сказать, что многие друзья и родственники Александра Трифоновича не были в восторге от подобных мыслей и такого его настроения.

Основная идея стихотворения

Для автора это стихотворение во многом схоже с исповедью, именно в нем он делится своими самыми сокровенными переживаниями, мыслями. Произведение пронизано тем неподдающимся описанию угнетающим чувством, которое испытывает человек, вернувшийся с войны, когда смотрит в глаза родственникам и друзьям погибших товарищей. Он понимает, что так получилось не по его вине, и что корить себя, в общем-то, не за что, но подобные мысли сами вновь и вновь приходят в голову, заставляя чувствовать себя виноватым, «за то, что мог, но не сумел сберечь». Заставляя думать о том, что лучше было бы, если бы все произошло наоборот, забывая о том, что в таком случае этим же чувством терзались бы его товарищи. И анализ «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского во многом будет опираться именно на эту мысль.

Анализ художественной формы

В первую очередь следует сказать, что даже структура рифмы в этом произведении Твардовского крепко связана с основным содержанием стихотворения. Первые две строки содержат в себе парную рифму:

«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны».

Этим плавным потоком речи автор как бы «начинает» нить своих раздумий. Сначала они идут достаточно ровно, не причиняя боли, но потом приходит понимание, что это чувство, чувство своеобразной вины, замкнуто в кольцо и неразрывно. Как и постоянный возврат к этим размышлениям.

В третьей строке стихотворения встречается такой стилистический прием, как антитеза - «кто старше, кто моложе», помогающий автору подчеркнуть тот факт, что на войне он видел гибель как взрослых зрелых мужчин, так и совсем юных мальчишек, и этот факт он также не может забыть. Противопоставление наблюдается и в пятой строке: «мог, но не сумел». Этот прием отражает неприятную автору разницу между тем, что случилось на самом деле, и тем, чего он бы хотел.

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." помогает понять еще несколько важных вещей. Конец стихотворения более других строк пронизан своего рода безысходностью, чувством, что из этого круга нет выхода. Говоря "речь не о том", автор словно отрицает все предыдущие строки, словно хочет показать, что все предыдущие мысли были невсерьез, но тут же вновь возвращается к ним, трижды повторяя печальное задумчивое "все же". Эта многократность повторения в разы усиливает эмоциональный посыл всего стихотворения.

Заключение

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." - задача, требующая большей душевной чуткости и умения представить себя на месте автора. И задача эта достаточно сложна для современного человека, у которого нет подобного опыта в жизни, какой был у Твардовского.

Анализ стихотворения Александра Трифоновича Твардовского

«Я знаю, никакой моей вины»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в душе Александра Трифоновича Твардовского. И многие его послевоенные стихи посвящены войне, памяти погибших. Через двадцать лет после окончания войны память поэта не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи.

Лаконичное и потому особенно пронзительное стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как Твардовский мог «сберечь» своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

Лирическая простота, в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») вносят в сбивчивую речь поэта непрочную словесную опору.

Элегический пятистопный ямб и один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему настроению стихотворения.

Оно написано живой разговорной речью, нет книжных слов, много фразеологизмов («никакой моей вины»; «кто старше, кто моложе»; «не о том же речь»). В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесенный на одном дыхании. Он обращается внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе», ведь на войне погибло несколько поколений. Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки.

Поэт не дал окончательного ответа, дело читателя самому поразмыслить, виновен ли автор в том, «что другие не пришли с войны».

«Речь не о том, но всё же. Что же – всё же? Не знаю. Только знаю, в дни войны. На жизнь и смерть у всех права равны».

Первая строка далеко несовершенна. Вторая и третья – не соответствуют общей тональности стихотворения, и смысл их общеизвестен и прост: «никакой моей вины» нет, так судьба распорядилась. Последняя строка окончательной редакции больше соответствует тягостному раздумию автора, она богаче своей обобщенностью, взволнованностью.

Жизненные радости поэта омрачены памятью о погибших. Это проявление великого дара Твардовского нести в себе радость и боль народную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Зинаида Гиппиус - идеолог русского символизма, вместе со своим супругом Дмитрием Мережковским разработали основные принципы и концепцию символистического направления. Поэтика произведений поэтессы определяется использованием лаконичных фраз, среди тропов – чаще всего эпитеты, метафоры. Излюбленной темой является любовь во всех ее проявлениях, также часто встречаются патриотические стихи.

Для анализа произведений поэтессы важно знать, какая ситуация была в России вначале 20 века. Атмосфера в стране была не самая лучшая, начались массовые репрессии против интеллигенции. Изменения касались и обыденной жизни.

В это же время в Санкт-Петербурге супругами был организован своеобразный литературный кружок, здесь царила прекрасная дружеская атмосфера, обсуждались главные политические события страны. В городе началась революция, людей расстреливали прямо на улицах. В такой сложной политической ситуации супруги были вынуждены покинуть страну. Условия для развития новых творческих методов, проведения собрания интеллигенции были не самыми лучшими.

В феврале 1918 года поэтесса пишет знаменитое стихотворение «Так есть», в нем всего четыре строфы, но они очень точно отражают политическую ситуацию, сложившеюся в стране. Произведение полно тоски, грусти и отчаяния, написано душой и сердцем, оно не может никого оставить равнодушным.

Всего несколько емких фраз, в которых поэтесса выразила всю сущность русской революции («если кончена моя Россия – я умираю»). Такие горькие слова отражают настоящую сущность людей, которые проживают в России. И от осознания этого становится очень горько.

Потухший свет ассоциируется у поэтессы со слепотой, в котором ничего нельзя увидеть и понять, а люди – со зверьми, которые живут по непонятным законом, без соблюдения моральных принципов.

Когда читаешь стих, понимаешь, что каждое слово пропитано болью и кровью. По первой фразе непонятно, почему поэтесса выбирает именно такую манеру, почему у нее именно такая стилистика, но потом становится понятно: это самый лучший способ заявить обо всем и сразу, это крик души. Каждая строка пропитана болью и отчаянием, это подчеркивается с помощью употребления анафоры «если».

Но даже в такой, казалось бы, безысходной ситуации важно бороться за жизнь близких и родных. «Если человек хуже зверя – я его убиваю», - емкая фраза, в которой поэтесса говорит о том, что важно быть человеком в любой ситуации. Она готова бороться за свою страну, за ее возрождение из пепла. Но с каждым днем эта надежда угасает.

Зинаида Гиппиус вместе со своим мужем Дмитрием Мережковским вынуждены покинуть Родину навсегда, ведь работать в родной стране было невозможно, жизнь молодой творческой интеллигенции в России стала невыносимой. Только за пределами Российской Федерации можно было спокойно и размеренно жить, занимаясь своим любимым делом. Только там можно было реализовать свой творческий потенциал, свои способности, показать свой талант.

Что еще почитать