Для того что бы понять, что же подразумевается под акцентуациями характера, необходимо проанализировать понятие «характер». В психологии под этим термином понимают набор (или совокупность) наиболее устойчивых черт человека, которые накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность человека и определяют его отношения к людям, к себе и к делу. Характер находит свое проявление и в деятельности человека, и в его межличностных контактах и, конечно же, он придает его поведению своеобразный, характерный только для него оттенок.
Сам термин характер был предложен Теофрастом , который первым дал широкое описание 31-го типа характера человека (читайте про ), среди которых он выделил нудных, хвастливых, неискренних, болтливых и др. В дальнейшем было предложено множество различных классификаций характера, но все они были построены на основании типических черт, присущих определенной группе людей. Но бывают случаи, когда типичные черты характера проявляются более ярко и своеобразно, что делает их уникальными и оригинальными. Иногда эти черты могут «заострятся», причем чаще всего они проявляются спонтанно, при воздействии определенных факторов и в соответствующих условиях. Такое заострение (а вернее интенсивность черт) в психологии получило название акцентуация характера.
Акцентуация характера – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Так, например, тревожность как черта характера в обычной ее степени проявления находит отражение в поведении большинства людей, попадающих в неординарные ситуации. Но если тревожность приобретает особенности акцентуации характера личности, то поведение и поступки человека будут отличаться преобладанием неадекватной обеспокоенности и нервозности. Подобные проявления черт находятся как бы на границе нормы и патологии, но, при воздействии негативных факторов, определенные акцентуации могут перейти в психопатии или другие отклонения в психической деятельности человека.
Итак, акцентуация черт характера человека (в пер. с лат. аccentus означает ударение, усиление ) по своей сути не выходят за границы нормы, но в некоторых ситуациях достаточно часто мешают человеку строить нормальные отношения с окружающими людьми. Это происходит из-за того, что в каждом типе акцентуация есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место) и чаще всего воздействие негативных факторов (или травмирующей ситуации) приходиться именно на нее, что в дальнейшем может приводить к расстройствам психики и неадекватному поведению человека. Но необходимо уточнит, что сами по себе акцентуации не являются психическими отклонениями или нарушениями, хотя в действующей Международной классификации болезней (10 пересмотр) акцентуации все такт есть и входят в 21 класс/пункт Z73 в качестве проблемы, которая связанна с определенными трудностями в поддержке нормального для человека образа жизни.
Не смотря на то, что акцентуация определенных черт в характере по своей силе и особенностям проявления довольно часто выходят за границы обычного для человека поведения, все же они не могут сами по себе быть отнесены к патологическим проявлениям. Но необходимо помнить, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств, травмирующих факторов и других разрушающих человеческую психику раздражителей, проявления акцентуаций усиливается и увеличивается частота их повторений. А это и может привести к различным невротическим и истерическим реакциям.
Само понятие «акцентуации характера» было введено немецким психиатром Карлом Леонгардом (вернее он использовал термины «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности»). Ему также принадлежит первая попытка их классификации (была представлена научной общественности во второй половине прошлого столетия). В последующем термин был уточнен А.Е. Личко , который под акцентуациями понимал крайние варианты нормы характера, когда происходит чрезмерное усиление некоторых его черт. По мнению ученого, при этом наблюдается избирательная уязвимость, которая относиться к определенным психогенным воздействиям (даже в случае хорошей и высокой устойчивости). А.Е. Личко подчеркивал, что, не зависимо от того, что любая акцентуация хоть и является крайним вариантом, но все-таки – нормы, и поэтому она не может быть представлена в качестве психиатрического диагноза.
Андрей Личко выделял две степени проявления акцентуированых черт, а именно: явную (наличие четко выраженных черт определенного акцентуированного типа) и скрытую (в стандартных условиях черты конкретного типа проявляются очень слабо, либо же не видны вообще). Ниже, в таблице, представлено более подробное описание этих степеней.
Степени выраженности акцентуаций
Степень выраженности | Варианты нормы | Особенности |
явная | крайний | Акцентуированные черты обладают хорошей выраженность и проявляются на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Акцентуированные черты чаще всего хорошо компенсированы (даже если нет психической травмы), но в подростковом возрасте может наблюдаться дезадаптация. |
скрытая | обычный | Акцентуации находят свое проявления чаще всего вследствие психической травмы или под воздействием травмирующей ситуации. В основном акцентуированные черты не приводят к нарушению адаптации (изредка возможна кратковременная дезадаптация). |
В психологии, к сожалению, на сегодняшний день проблемы, относящиеся к развитию и динамике акцентуаций, еще не достаточно изучены. Наиболее существенный вклад в разработку данного вопроса был внесен А.Е. Личко, который подчеркнул следующие феномены в динамике типов акцентуаций (поэтапно):
Как только ученные обратили свое внимание на особенности проявление характера человека и наличие некоторой схожести, сразу же начали появляться различные их типологии и классификации. В прошлом столетии научные поиски психологов были сосредоточены на особенностях проявления акцентуаций – так появилась первая в психологии типология акцентуаций характера, которая была предложена еще в далеком 1968 г. Карлом Леонгардом. Его типология получила широчайшую известность, но еще более популярной стала классификация типов акцентуаций, разработанная Андреем Личко, который при ее создании опирался на работы К. Леонгарда и П. Ганнушкина (им была разработана классификация психопатий). Каждая из этих классификаций призвана описывать определенные типы акцентуации характера, некоторые из которых (и в типологии Леонгарда, и в типологии Личко) имеют общие особенности их проявлений.
Свою классификацию акцентуаций характера К. Леонгард делил на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, какое происхождение акцентуаций, а точнее, где они локализацируются (относились к темпераменту, характеру или личностному уровню). Всего К. Леонгард выделял12 типов и распределены они были следующим образом:
Акцентуации характера по Леонгарду
Тип | Характеристика |
гипертимный | оптимистичный, активный, ориентированный на удачу; наблюдается стремление к деятельности, потребность в переживаниях |
дистимический | медлительный (заторможенный), молчаливый, ориентированный на неудачу; характерно чрезмерное подчеркивание этических проявлений, частые опасения и различные переживания, обостренное чувство справедливости |
аффективно-лабильный | ориентированный на эталоны, наблюдается компенсация (взаимная) черт |
аффективно-экзальтированный | эмоциональный, (стремление возвышать чувства и возводить в культ различные эмоции), возбудимый, воодушевленный, контактный |
тревожный | робкий, пугливый (боязливый), покорный, растерянный, неконтактный, неуверенный, исполнительный, дружелюбный, самокритичный |
эмотивный | мягкосердечный, чувствительный, впечатлительный, боязливый, исполнительный, отзывчивый (склонность к состраданию) |
демонстративный | самоуверенный, хвастливый, подвижный, амбициозный, тщеславный, легкий, лживый; ориентированный на свое «Я» (является эталоном) |
педантичный | нерешительность, не конфликтность и совестливость: наблюдается ипохондрия ; часто возникает страх того, что собственное «Я» не соответствует идеалам |
застревающий | подозрительный, обидчивый, ответственный, тщеславный, упрямый, конфликтный; подвержен ревности; наблюдаются переходы от подъема к отчаянию |
возбудимый | вспыльчивый, педантичный, тяжелый на подъем, ориентируется в первую очередь на инстинкты |
экстравертированный | контактный, общительный, открытый, неконфликтный, легкомысленный, спонтанность |
интровертированный | неконтактный, замкнутый, молчаливый, сдержанный, принципиальный, упрямый |
Свою типологию акцентуаций характер К. Леонгард разработал, основываясь на оценку межличностного общения людей. Его классификация ориентирована преимущественно уже на взрослых людей. Основываясь на концепции Леонгарда был разработан характерологический опросник, автором которого является Х. Шмишек. Этот опросник позволяет определить доминирующий у человека тип акцентуации.
Типы акцентуации характера Шмишека следующие: гипертимический, тревожно-боязливый, дистимический, педантический, возбудимый, эмотивный, застревающий, демонстративный, цикломитический и аффективно-экзальтированный. В опроснике Шмишека характеристики этих типов представлена согласно классификации Леонгарда.
Основой классификации А. Личко являлись акцентуации характера у подростков, ведь он все свои исследования направлял на изучении особенностей проявления характера в подростковом возрасте и причины появления психопатий именно в этом периоде. Как утверждал Личко, в подростковом возрасте патологические черты характера проявляются наиболее ярко и находят свое выражение во всех сферах жизнедеятельности подростка (в семье, школе, межличностных контактах и т.д.). Подобным образом проявляются и подростковые акцентуации характера, так например, подросток с гипертимным типом акцентуации плещет везде своей энергией, с истероидным – привлекает к себе как можно больше внимания, а с шизоидным типом, наоборот, старается оградиться от окружающих.
По мнению Личко, в пубертатном периоде относительно стабильны, но говоря об этом, необходимо помнить следующие особенности:
Многие психологи, в том числе и сам Личко, утверждают, что для пубертатного периода термин «акцентуации характера» подходят наиболее идеально, ведь именно подростковые акцентуации характера проявляются максимально ярко. К тому моменту, как пубертатный период подходит к своему завершению, акцентуации в основном сглаживаются или компенсируются, а некоторые переходят из явных в скрытые. Но следует помнить, что подростки, у которых наблюдаются явные акцентуации, составляют особую группу риска, так как под воздействием негативных фактором или травмирующих ситуаций эти черты могут перерасти в психопатии и отразиться на их поведении (девиации, делинквентность, суицидальное поведение и т.д.).
Акцентуации характера по Личко были выделены на основании классификации акцентуированных личностей К. Леонгарда и психопатий П. Ганнушкина. В классификации Личко описано следующие 11 типов акцентуаций характера у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный (или чувствительный), психастенический (или тревожно-мнительный), шизоидный (или интровертированный), эпилептоидный (или инертно-импульсивный), истероидный (или демонстративный), неустойчивый и конформный типы. Кроме того, ученый называл еще и смешанный тип, который сочетал в себе некоторые черты различных типов акцентуаций.
Акцентуации характера по Личко
Тип | Характеристика |
гипертимный | чаще всего наблюдается хорошее настроение, иногда проявляется вспыльчивость и раздражительность; хорошее самочувствие, повышенная активность, энергичность, высокая работоспособность |
циклоидный | частая смена настроения (полярное) – от депрессивного и раздражительного к спокойному и приподнятому (чередование фаз) |
лабильный | повышенная изменчивость настроения (причем причина может быть самая незначительная), внешне хрупкий и инфантильный, повышенная аффективность, потребность в дружбе и |
астеноневротический | высокая утомляемость, раздражительность, капризность, мнительность, наблюдается низкая концентрация, слабость и повышенный уровень притязания |
сенситивный | высокая чувствительность и ответственность, наблюдается нестабильность самооценки, пугливость, робость, впечатлительность |
психастенический | повышенная мнительность (тревожная), нерешительность, рассудительность, педантичность, |
шизоидный | интровертированность, замкнутость, сухость (не проявляют эмпатии), низкая эмоциональность, |
эпилептоидный | сочетание инертных черт и импульсивных проявлений (кропотливость, аккуратность, целеустремленность, подозрительность, конфликтность и враждебность) |
истероидный | эмоциональность, нестабильность самооценки, потребность в повышенном в себе внимании |
неустойчивый | отличается слабой волей, неспособностью противостоять негативным воздействиям |
конформный | высокая комфорность (приспосабливается к эталонам поведения, установленным в конкретной группе), поэтому этому типу характерно шаблонность, банальность, консерватизм |
Несмотря на то, что А.Е. Личко изучал в основном подростковые акцентуации характера, его типология широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей.
Акцентуация характера или акцентуация личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
Распространенность . Акцентуации личности широко распространены особенно среди подростков. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95% обследованных. С возрастом люди удастся сглаживать нежелательные черты, и количество акцентуаций снижается до 50-60%.
Польза и вред акцентуаций. С одной стороны акцентуированная черта делает человека более устойчивым и успешных в некоторых ситуациях. Например, люди с истероидной акцентуацией – талантливые актеры, а с гипертимной – позитивные, коммуникабельные и могут найти подход к любому человеку.
С другой стороны акцентуированная черта характера становится уязвимым местом человека, осложняет жизнь ему самому и окружающим. Ситуации, которые для других людей не являются значимыми, превращаются в испытание для психики. Например, люди с гипотимным типом акцентуации, испытывают сложности при необходимости познакомиться и наладить контакт.
Существует опасность, что в сложных ситуациях эти усиленные черты характера могут перерасти в психопатию, вызвать невроз, стать причиной алкоголизма, противоправного поведения.
Группа | Тип акцентуации | Характеристика |
темпераменту , как к природному образованию | Эмотивный | Добрый, сострадательный, гуманный, ценит близких друзей, миролюбивый, исполнительный, имеет обостренное чувство долга. Но при этом отличается боязливостью, слезливостью и стеснительностью. |
Аффективно-экзальтированный | Общительный, влюбчивый, отличается хорошим вкусом, внимательный к близким, альтруистичный, способен на высокие чувства. Но при этом склонен к панике, теряется в условиях стресса, подвержен сменам настроения. | |
Аффективно-лабильный | Мягкий, ранимый, способен к сопереживанию, имеет высокие моральные принципы. Но склонен к резким циклическим сменам настроения, которые определяют его отношения с людьми. Не терпит одиночества, равнодушия, грубости. | |
Тревожный | Дружелюбный, верный, исполнительный, самокритичный. Настроение часто снижено, робкий, не отстаивает свои интересы, нуждается в поддержке. | |
Дистимический (гипотимный) | Добросовестный, серьезный, немногословный, высоко ценит друзей. Но при этом индивидуалист, замкнут, склонен к пессимизму, пассивен. | |
Гипертимный | Общительный, оптимистичный, активный, выносливый, трудолюбивый, не теряет контроль в стрессовых ситуациях. Легкомысленен, редко доводит начатое до конца. Не терпит одиночества и строгого контроля. | |
Типы акцентуаций, относящиеся к характеру , как к социальному образованию | Возбудимый | Отличается перепадами настроения и бурными вспышками гнева. В спокойном состоянии заботливый, добросовестный, аккуратный. Во время вспышек гнева плохо контролирует свое состояние, раздражителен. |
Застревающий | Ответственный, стрессоустойчивый, упорный, выносливый, предъявляет к себе и другим высокие требования. Но при этом подозрительный, обидчивый, занудный, ревнивый, несколько конфликтный. Не терпит, когда кто-то другой претендует на его место. | |
Педантичный | Аккуратный, строго придерживается правил, надежный, добросовестный, миролюбивый. Но часто отмечаются занудливость, брюзжание, не работе – бюрократизм. | |
Демонстративный | Артистичный, харизматичный, общительный, имеет развитую фантазию, стремится к лидерству. Но при этом тщеславен и склонен ко лжи, эгоистичен. Не терпит, когда ему не уделяют внимания, страдает, если его авторитет подорван. | |
Типы акцентуаций, относящиеся к личности в целом | Экстравертированный | Общительный, дружелюбный, внимательный, исполнительный, всегда готовый выслушать, не претендует на лидерство. Но при этом болтлив, легкомысленен, легко попадает под чужое влияние, склонен к необдуманным импульсивным поступкам. |
Интровертированный | Принципиальный, сдержанный, погруженный в свой внутренний мир, морально развит, отличается богатой фантазией. Но при этом замкнутый, упрямый, отстаивает свою точку зрения, даже в том случае, если оказывается неправ. Не терпит вмешательства в его личную жизнь. |
Тип акцентуации | Характеристика |
Гипертимный | Веселый, активный, оптимистичный, уверенный в себе, стремится к лидерству, находчивый, предприимчивый. Минусы: легкомысленный, неусидчивый, невнимательный, не достаточно ответственно относится к своим обязанностям, бывает раздражителен. |
Лабильный | Хорошо развита эмпатия, чувствует эмоции окружающих и их отношение к себе. Испытывает сильные перепады настроения по незначительным поводам. Нуждается в поддержке близких. |
Циклоидный | Циклически меняющиеся спады и подъемы настроения. Периодичность составляет несколько недель. В периоды подъема общительный, энергичный, радостный, энергичный. В период спада – апатичный, раздражительный, грустный. |
Астено-невротический | Дисциплинированный, аккуратный. Отмечается повышенная психическая утомляемость, которая делает человека раздражительным и чрезмерно заботящимся о своем здоровье. |
Психастенический (тревожно-мнительный) | Интеллектуально развит. Склонен к размышлениям, самоанализу, оценке своих действий и поступков окружающих. Завышенная самооценка сочетается с нерешительностью. В кризисные моменты может совершать необдуманные поступки. Минусы: мелочен, деспотичен, склонен к развитию навязчивых действий. |
Сензитивный (чувствительный) | Высокая чувствительность к радостным и пугающим моментам. Послушный, усидчивый, ответственный, спокойный, предъявляет высокие моральные требования к себе и другим. Минусы: малообщителен, мнителен, плаксив, тяжело адаптируется в новом коллективе. |
Эпилептоидный (инертно-импульсивный) | Стремится к лидерству, любит устанавливать правила, пользуется авторитетом у руководства и среди сверстников. Хорошо переносит условия жесткой дисциплины. Минусы: может обижать слабых, устанавливает жестокие порядки, раздражительный. |
Шизоидный (интровертированный) | Замкнутый, предпочитает одиночество или общение со старшими. Минусы: равнодушен, не способен проявлять сочувствие и сопереживать. |
Неустойчивый | Общительный, открытый, обходительный, стремится к развлечениям. Минусы: лень, нежелание работать и учится. Склонен к потреблению алкоголя, наркотиков, к азартным играм. |
Истероидный (демонстративный) | Артистичный, импульсивный, инициативный, общительный, любит внимание, стремится занять лидирующее положение, но не способен добиться авторитета. Минусы: эгоцентричен, склонен ко лжи. Поведение отличается неестественностью и наигранностью. |
Конформный | Отсутствует критичность и инициативность, склонен подчинятся мнению со стороны. Стремится не отличаться от остальных членов группы. В угоду группе может совершать неблаговидные поступки, при этом склонен оправдывать себя. |
Паранояльный | Характерные черты развиваются к 30 годам. В детстве проявляет себя как подросток с эпилептоидной или шизоидной акцентуацией. Самооценка значительно завышена, появляются идеи о своей исключительности и гениальности. |
Эмоционально-лабильный | Страдает от частых и сильных перепадов настроения, нуждается в поддержке, хорошо чувствует отношение людей к себе. Минусы: эмоционально неустойчив. |
Каждый из 88 вопросов характеризует какую-либо акцентуированную черту.
Шкала | 1 балл присваивается за | Коэффициент | |
Ответ «да» | Ответ «нет» | ||
Гипертимность | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | 3 | |
Дистимность | 9, 21, 43, 74, 87 | 31, 53, 65 | 3 |
Циклотимность | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | 3 | |
Возбудимость | 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 | 3 | |
Застревание | 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | 12, 46, 59 | 2 |
Эмотивность | 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 | 25 | 3 |
Экзальтированность | 10, 32, 54, 76 | 6 | |
Тревожность | 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | 5 | 3 |
Педантичность | 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | 39 | 2 |
Демонстративность | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | 51 | 2 |
Само наличие усиленной черты характера не несет опасности, но делает подростка чрезвычайно чувствительным к внешним ситуациям и внутренним конфликтам, влияет на отношения с родителями и сверстниками. Одни и те же акцентуации при неблагоприятных условиях могут стать причиной правонарушений, а при правильном подходе и грамотном выборе профессии помогут добиться успеха в жизни.
Родителям важно знать о наличии акцентуации характера у подростка, чтобы помочь ему адаптироваться к жизни, построить такой стиль воспитания, который будет максимально эффективен. Задача родителей развивать в подростке качества и навыки, которые сгладят акцентуированную черту характера.
Характеристика
Пока они чувствуют, что любимы и все внимание обращено на них, проблем с поведением не возникает. В повседневной жизни всеми возможными способами привлекают к себе внимание. Это вызывающее поведение, выразительная манера говорить и яркая одежда. Приписывают себе достижения. Могут хвастаться, что много выпили, убегали из дома. Лгут часто, в основном фантазии касаются собственной персоны. Не выносят, когда внимание окружающих переключается на других (новичка в классе, новорожденного, отчима). Могут предпринять действия, чтобы избавиться от конкурента, «назло» совершать поступки, которые заведомо не понравятся родителям. На словах отстаивают самостоятельность, иногда со скандалами, но нуждаются в опеке и не стремятся от нее избавиться.
Проблемы
Зачастую проблемы с поведением – это попытка привлечь внимание родителей. Имеют суицидальные наклонности, но цель не свести счеты с жизнью, а избежать наказания или добиться сочувствия. Попытки самоубийства демонстративные и не опасные. Легко поддаются внушению, рискуют попасть в «плохую» компанию. Могут потреблять алкоголь, но в небольших количествах. Бывают случаи незначительных правонарушений (мошенничество, прогулы, мелкое воровство). Демонстративное и легкомысленное поведение, откровенная одежда и желание показать свою взрослость могут спровоцировать сексуальное насилие.
Положительные стороны . Если их ставят в пример, то становятся очень старательны. Хорошо учатся, особенно в младших классах. Артистичны, успешны в танцах, вокале, разговорном жанре.
Как взаимодействовать
Отличительная черта . Периоды сильной раздражительности и неприязни к окружающим, продолжительностью до нескольких дней.
Характеристика
Подростки с эпилептоидной акцентуацией отличаются упрямым и неуступчивым характером. Они мстительны и не забывают обид. На первое место ставят личные интересы, не считаются с мнением окружающих. В компании пытаются стать лидерами, объединяя вокруг себя младших и слабых. Поскольку они деспотичны, то их власть держится на страхе. Процесс взросления проходит проблематично. Подростки могут требовать не только свободы, но и своей доли имущества. Иногда часами злятся и плачут. Сильные эмоции провоцируют приступы гнева и агрессии. Во время приступов подростки ищут «жертву», на которую можно излить свои эмоции. Во время этих приступов могут дойти до садизма.
Проблемы
.
Суицидальные попытки, как реакция на «несправедливое» наказание. Склонны употреблять алкоголь в больших количествах «до потери памяти». Не помнят действия, которые совершают в этом состоянии. Но редко потребляют другие токсические средства. При половом созревании испытывают сильное сексуальное влечение, что может привести к развитию извращений. Отмечается пристрастие к поджиганию петард и разведению костров.
Положительные стороны
.
Дисциплинированность, аккуратность. Умеют расположить к себе преподавателей. Комфортно чувствуют себя в условиях строгой дисциплины (интернат, лагерь). Любят и умеют мастерить что-либо.
Как взаимодействовать
Отличительная черта
замкнутость, погруженность в мир фантазий.
Характеристика
Предпочитают фантазировать, заниматься своим хобби, как правило узкоспециализированным (лепят из пластилина солдатиков, вышивают птиц). Не умеют и не хотят устанавливать эмоциональный контакт и общаться. Не выражают своих эмоций. Замкнуты, не делятся своими переживаниями, не раскрывают свой внутренний мир. Сознательно выбирают одиночество и не страдают от отсутствия друзей. Сложности в общении связаны с непониманием чувств других: «Я не знаю, нравлюсь ли я этому человеку, как он отреагировал на мои слова». При этом мнение других их и не интересует. Не способны радоваться вместе с друзьями или сопереживать чужому горю. Не тактичны, не понимают когда стоит промолчать, а когда настаивать на своем. Речь витиевата, высказывания часто с подтекстом, что еще более осложняет общение.
Проблемы.
Может развиться склонность к приему наркотических средств для усиления фантазий и погружения в свой придуманный мир. Изредка могут совершать противоправные действия (кражи, порча имущества, сексуальное насилие), причем продумывают свои действия до мельчайших деталей.
Положительные стороны
. Развитая фантазия, богатый внутренний мир, устойчивые интересы.
Как взаимодействовать
Как взаимодействовать
Необходимо быть максимально терпимым и тактичным, особенно когда подросток переживает субдепрессивную фазу.
Отличительная черта –
слабая воля, лень и желание развлечься.
Характеристика
Любят удовольствия, нуждаются в частой смене впечатлений. Избегают любого труда под разными предлогами. Это особенно заметно при необходимости учиться или выполнять поручения родителей. Привлекательным для них кажется только общение в кругу друзей. На этой почве рискуют попасть в асоциальную компанию. Легко поддаются негативному влиянию.
Проблемы
связаны с желанием развлечься. На этой почве рано начинают пить и использовать различные дурманящие средства. Довольно высок риск развития наркомании и алкоголизма . «По приколу» могут прогуливать учебу, угонять машины, проникать в чужие квартиры, совершать кражи и т.д. Имеют склонность к бродяжничеству.
Положительные стороны. Стремление к положительным эмоциям, жизнерадостность.
Как взаимодействовать
Отличительная черта
– изменчивость настроения по несущественным причинам.
Характеристика
В периоды хорошего настроения подростки болтливы, деятельны, настроены на общение. Но любая мелочь может испортить им настроение и вывести из себя. При этом они могут расплакаться, легко идут на конфликт становятся вялыми и замкнутыми.
Проблемы
.
Очень зависимы от людей, которых они ценят (близких друзей, родителей). Потеря близкого человека или его расположения, разлука с ним, вызывает аффект, невроз или депрессию. Плохое настроение может стать причиной ухудшения самочувствия вплоть до развития реальных болезней (бронхиальная астма , сахарный диабет , мигрень , нервные тики). Очень плохо переносят критику и упреки со стороны учителей, родителей, близких друзей. Становятся замкнутыми, реагируют слезами.
Положительные стороны . Часто талантливы. Имеют глубокий внутренний мир. Способны на крепкую привязанность и искреннюю дружбу. Ценят людей за хорошее отношение к ним. В периоды хорошего настроения полны сил, желания общаться, учиться и заниматься хобби. Развита эмпатия – безошибочно чувствуют отношение окружающих к ним.
Как взаимодействовать
Проблемы
Связавшись с плохой компанией, могут спиться, пристраститься к приему наркотиков. Чтобы их не обвиняли в трусости, могут совершать действия, несущие опасность для их здоровья или вредящие другим людям. Запрет общаться с компанией может спровоцировать скандал с родителями или побег из дома.
Положительные стороны . Ценят свое окружение. Привязаны к друзьям. Любят стабильность и порядок.
Как взаимодействовать
Проблемы – высокая утомляемость, риск развития невроза.
Положительные стороны. Доброта, сочувствие, высокий интелект. У таких подростков не встречаются побеги из дома, хулиганство и другие противоправные действия.
Как взаимодействовать
Характеристика
Этот тип акцентуации формируется, если родители возлагают на ребенка слишком большие надежды в учебе или спорте. Несоответствие их ожиданием накладывает отпечаток на характер. У таких подростков занижена самооценка, их мучает чувство вины и боязнь неудач, которые могут еще больше разочаровать родителей. Подростки страдают от повышенной тревожности . Они боятся, как бы ни случилось чего-то страшного и непоправимого с ними или их близкими. В качестве защитного механизма развивается педантизм. Подростки составляют подробный план действий, верят в приметы, разрабатывают ритуалы, которые должны обеспечить успех (не мыть голову перед экзаменом).
Проблема . Риск развития тревожности, навязчивых мыслей и действий, которые склонны к осложнению.
Положительные стороны . В критических ситуациях быстро находят верное решение, способны на смелый поступок. Послушные, неконфликтные, как правило, довольно успешны в учебе, становятся хорошими друзьями.
Как взаимодействовать
Отличительная черта – оптимизм и приподнятое настроение, которое часто толкает их на шалости.
Характеристика
Очень общительны, быстро становятся центром любой компании. Не доводят дело до конца, не постоянны в своих увлечениях. Легко дают и нарушают обещания. Несмотря на хорошие способности, учатся посредственно. Легко провоцируют конфликты, но могут сами их и загладить. Быстро обретают душевное равновесие после неудач и ссор. Вспышки гнева кратковременны.
Проблемы – не в состоянии выполнять рутинную работу, которая требует усидчивости и напряженного внимания. Неразборчивы в выборе знакомств. Если такие подростки оказываются в неблагоприятной ситуации, у них может развиться пристрастие к алкоголю, легким наркотикам. Могут совершать противоправные и антисоциальные поступки (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). Для них характерны ранние сексуальные связи. Склонны к риску, экстремальным увлечениям и азартным играм. Оказавшись в условиях контроля и строгой дисциплины (больница, летний лагерь) могут сбежать.
Положительные стороны . Энергичны и неутомимы. Отличаются весельем, не теряют оптимизма в сложных обстоятельствах. Находят выход в любой ситуации.
Как взаимодействовать
Задача взрослых приучить подростка с гипертимной акцентуацией к дисциплине и самоорганизации.
Отличительная черта – сверхчувствительность.
Характеристика
Подростки глубоко и подолгу переживают все происходящее. Похвала и критика глубоко врезаются в их память, и оказывают значительное влияние на их самооценку, поведение и поступки. Очень застенчивы и по этой причине малообщительны. С трудом привыкают к новому коллективу. Быстро утомляются от умственного труда. Контрольные и экзамены вызывают у них значительный стресс. Также очень переживают по поводу насмешек со стороны сверстников. Мечтательны, склонны к самоанализу. Совестливы, имеют развитое чувство долга. Обязательно доводят начатое дело до конца. Сильно переживают за результат своих действий (контрольных, поступков).
Проблемы . Склонность к самобичеванию и развитию фобий. Слезливость. Завышенные требования к себе могут вызвать невроз. Цепь неудач может спровоцировать попытку самоубийства.
Положительные стороны. Старательны в учебе, ответственно относятся ко всем заданиям. Стремятся стать хорошим другом, ценят близких.
Как взаимодействовать
Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.
Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.
Как помочь подростку обрести уверенность в себе? Узнайте об этом из нашей .
А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на , Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.
Однако она немного отличается .
Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста , охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.
Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность - более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.
Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.
Типы акцентуации характера по Личко:
Согласно теории Личко, акцентуация - это временные . В процессе они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.
Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая .
Согласно психиатру А. Личко, акцентуации - это пограничные состояния между нормой и патологией .
Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.
Акцентуации характера — примеры:
Были выделены следующие виды акцентуаций:
Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.
В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии - плохом настроении - проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.
У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.
Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.
Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.
Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.
Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.
К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.
Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.
Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.
Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.
Таблица акцентуаций характера:
Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.
Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление , психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.
Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста .
Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу .
Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога:
Основные типы акцентуации включают в себя:
- Циклотимный, для которого характерно чередование (цикличность) периодов хорошего и плохого настроения. Часто эти переходы связаны с изменением ситуации, иногда даже с погодой, что роднит циклотимный тип с лабильным, неустойчивым.
Гипертимный тип, для которого характерны постоянно приподнятое настроение, стремление к активности, повышенная возбудимость. Людям этого типа свойственно браться за большое количество дел, которые они часто не доводят до конца, принимаясь за новые.
Cвязанный с преобладанием пониженного тонуса, плохого настроения. Для людей этого типа характерна склонность к депрессии, они видят, как правило, все в темном свете и их прогнозы самые пессимистичные. Раздражительность и ипохондричность роднит этот тип с астеническим, которому свойственна еще и быстрая утомляемость.
Шизоидный тип, для которого характерны эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих. Часто люди этого типа замкнутые, центрированные на себе, не склонные к расширению контактов; распространенным является и высокий уровень интеллекта, прежде всего в сфере абстрактного, логического мышления.
Для эпилептоидного типа, наоборот, характерны конкретность, вязкость мышления, часто невысокий общий интеллектуальный уровень, а также скрупулезная педантичность. Склонность к злобно-тоскливому настроению часто проявляется и в приступах агрессивного поведения, конфликтности, иногда даже ярости и жестокости, что роднит этот тип с застревающим.
Застревающий (паранойяльный) тип характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, мнительностью, особенно в отношениях с окружающими. Недоверие к ним и стремление к доминированию приводят к частым конфликтам, а злопамятность, стойкость отрицательных эмоциональных переживаний - к жестокости и мстительности.
Демонстративный (истероидный) тип характеризуется прежде всего ярко выраженным тщеславием, стремлением к признанию, к привлечению внимания любой ценой. Для это используются иногда и лживость, фантазирование, притворство, мнимые болезни. Склонность к авантюристичности и способность вытеснять в бессознательное неприятные факты и воспоминания также весьма распространенны у людей этого типа.
Для психастенического типа характерны высокая тревожность, нерешительность, мнительность, связанная с постоянным поиском болезней. Часты проявления самоанализа, склонность к «самоедству» и мысленному возвращению к неприятным событиям, что приводит к неуверенности, снижению притязаний. Это обостренное чувство собственной неполноценности роднит данный тип с сензитивным, для которого характерны еще и повышенная впечатлительность и боязливость.
Необходимо отметить, что в чистом виде эти типы акцентуации встречаются достаточно редко, обычно у человека проявляется «смешанная» акцентуация, с более или менее ярко выраженными формами нескольких типов.
Сочетание индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Оно представляет собой второй уровень в структуре индивидуальности, ту «интегральную индивидуальность» (термин В. Мерлина), которая лежит в основе индивидуального стиля жизни, опосредуя связь между психодинамическими индивидуальными чертами и структурой личности. Задачи психотерапии во многом связаны именно с помощью человеку в создании индивидуального, основанного на его интегральной диспозии психодинамических черт, стиля деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности компенсируя отрицательные.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня