Курсовая работа внимание и его роль в деятельности человека. Внимание как познавательный психологический процесс

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

В процессе познания и деятельности человек получает массу впечатлений, причем многие раздражители действуют на мозг одновременно Сознание не может с одинаковой ясностью отразить все воспринимаемые и мыслимые объекты. Биологически и социально важно для человека ясно отразить один два наиболее значимых раздражителя, действующих в данный момент на органы чувств. Во взаимодействии со средой сложилось избирательное отражение предметов, обеспечиваемое вниманием.

Среди психических явлений внимание занимает особое место оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности В то же время внимание всегда включено в познавательные процессы или практическую деятельность человека и выражает интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности оно необходимая предпосылка успешного приобретения знаний, —.качества и продуктивности трудовой деятельности человека.

1. Внимание как проявление активности личности

Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от других раздражителей Объектом внимания может быть предмет внешнего мира, на который направлены акт познания, психическая деятельность, когда человек погружен в свои мысли, переживания или анализирует действия и поступки — как свои, так и окружающих

Способность произвольно направлять и сосредоточивать внимание выражает активность человека Внимание, как особенность психической жизни человека, сложилось в процессе труда. Это отмечал К Маркс « в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения ».

Понять физиологическую основу внимания помогает открытое Павловым явление оптимального очага возбуждения. На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и др) Под влиянием этих раздражителей в коре больших полушарий мозга возникает множество очагов возбуждения различных по силе Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, но он является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры Очаг оптимальной возбудимости динамичен. Изменение природы раздражителя приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки мозга. Такое перемещение процесса возбуждения может возникнуть в результате длительного действия раздражителя на одни и те же участки..коры по закону последовательной индукции.

Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения человека на какомлибо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются незамеченными. Сильная концентрация внимания у человека связана со страстной любовью к делу, с глубокой заинтересованностью в предмете.

Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскрывают до.конца механизмы внимания человека, особенно его произвольный характер. В отличие от животных люди управляют своим вниманием. Поэтому в воспитании внимания человека исключительное значение имеет умение наметить и поставить цель, которая может формулироваться им самим или быть предложенной кемто. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывают, поддерживают и переключают внимание. Механизмом возникновения оптимального, или доминирующего, очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальных систем, осуществляемое путем элективной (избирательной) иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь первосигнальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости,

Не меньшее значение в возникновении и организации внимания имеет укрепление динамических стереотипов. У человека, привыкшего работать внимательно, постепенно вырабатывается динамический стереотип, который значительно облегчает возникновение очага оптимальной возбудимости в привычной рабочей обстановке. Следует подчеркнуть, что нельзя допускать невнимательного выполнения работы, так как. изменить сложившийся динамический стереотип всегда труднее, чем выработать новый.

Состояние нервной деятельности, связанной с вниманием, выражается внешне: в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и тю которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, если он дан в восприятии. Мимика погруженности в мир своих мыслей характерна разведением осей глаз (говорят: у человека отсутствующий взор).

Накапливая опыт работы с людьми руководитель, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения от деятельности.

2. Значение внимания в жизни и деятельности человека

Отмечая роль внимания в психической деятельности, вспомним слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.

В свойствах внимания выражаются особенности личности В зависимости от всего склада психической жизни формируется внимательность личности По характеру внимания людей разделяют на внимательных, невнимательных, рассеяных.

Внимательность как черту личности следует отличать от психических состояний Внимательность и рассеянность как временные психические состояния наблюдаются у каждого человека, независимо от того, выработаны у него или нет соответствующие черты характера

Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для жизни событий, выполнением ответственных поручений

Для состояния внимательности характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный побьем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию

Состояние вниматечьности может возникнуть при повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание

Состояние внимательности, как и все психические состояния,— явление преходящее Изменяется ситуация, и человек возвращается к своему обычному стилю внимания Вот почему бывают горькие разочарования в людях, когда приняв состояние внимательности за черту личности, позже начинаешь понимать истинный стиль внимания данного человека

Рассеянность как состояние внимания также переживается каждым чечовеком Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями при выполнении малоинтересного дела, радостное, приподнятое настроение при отсутствии отвегственного дела, пресыщение разговорами—все эти, как п некоторые другие, причины могут вызвать состояние рассеян ности В этом состоянии человек может проявлять не свойственною ему как личности невнимательность

Внимание как черта личности, т е внимательность, определяется прежде всего соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленная переключаемость, слабое распределение) компенсируются. Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует о внутренней пустоте человека: его внимание находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка внимания минимальна. Такое внимание может быть охарактеризовано как рассеянность, отличительным признаком которой является «легкость в мыслях необыкновенная», порхание от объекта к объекту.

Причиной рассеянности может быть и глубокая концентрация внимания на одном предмете В этом случае человек, недостаточно распределяя внимание, перестает замечать происходящее вокруг. По внешней картине поведения кажется, что этот человек вообще рассеянный. Сильная степень концентрации вниманий на одном предмете характерна для мыслителей. Такая рассеянность внимания — следствие концентрации внимания на одном объекте.

И внимательность, и рассеянность, связанная с неумением произвольно регулировать свое внимание, выражаются в мыслительной деятельности, первая — в доказательности, последовательности, непротиворечивости рассуждений; вторая — в эмоциональной отвлекаемости мысли, в неспособности последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что внимание является не причиной, а одним из условии, определяющих логический ход мысли и ее результаты.

Преобладание у человека произвольного внимания говорит о том, что ему присуща внимательность как черта личности. Для более глубокого понимания внимательности следует проанализировать, вопервых, ее связь с деятельностью и направленностью личности, которые определяют содержательномотивационную сторону внимания, и, вовторых, соотношение в структуре внимательности свойств внимания.

В трудовой и учебной деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность.

Знания позволяют подмечать такие детали в предметах или мыслях, мимо которых проходит неспециалист. Так, профессионализация внимания педагога сказываеэся в том, что он начинает замечать недостатки поведения окружающих не только в школе, но и вне ее, не может спокойно пройти мимо нарушений норм поведения. Занятие техническим конструированием заставляет рабочего, инженера присматриваться ко всякой новой машине. Мысль ученого становится предметом его неотступного думания, а следовательно, и внимания.

Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают зиачителыюе влияние па то, какие предмегы вызывают сосредоточение ею сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.

Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Формирует определенные свойства внимания активная деятельность человека. Например, педагогическая деятельность вырабатывает устойчивое, хорошо распределяемое и быстро переключаемое внимание. Труд ученого требует концентрированного и устойчивого, но менее гибкого внимания. Поэтому свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной системы, формируются в результате деятельности.

Включенное в познавательную деятельность человека, внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности. В таких чертах характера, как наблюдательность и любознательность, синтезируются на основе своеобразия умственной деятельности и эмоциональное отношение человека, и особенности его внимания. В страстности как эмоциональной черте личности синтез внимания с познавательной деятельностью происходит на основе чувств.

Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью членов коллектива должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится и к преподавателю, для которого жизнь учащихся и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.

Подводя итоги анализа внимательности как черты личности, следует подчеркнуть, что в ней отражаются:

2) типочогичекие особенности чеювека. Внимательность формируется в детельности и синтезируется с некоторыми чертами умственной деятельности и эмоциональными особенностями человека.

3. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание: в психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности

Непроизвольное внимание это сосредоточение сознания на объекте в силу каких то его особенностей

Излагая учебный материал, преподаватель может вызвать непроизвольное внимание у учащихся изменением силы, тембра голоса и темпа речи. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание Выразительная речь приковывает внимание уже внешней стороной

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер свежей газеты всегда будут замечены С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на занятиях наглядных пособий Если преподаватель принесет в аудиторию и сразу же вывесит наглядные пособия, которые ему нужны во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов других учащихся, от общей работы группы, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, и поэтому исчезнет дополнительый факт привлечения внимания.

Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание отвлекшихся учащихся, чем делать им замечание Замечание всегда переключает внимание нескольких учащихся (на учащегося, нарушившего дисциплину) и отвлекает их от учебной работы Иногда полезно начинать урок, не дожидаясь абсолютной тишины. Начатый рассказ привлечет внимание тех учащихся, которые еще не успели сосредоточиться на занятии.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания Более длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в предметах, с их эмоциональным значением и интересом для человека. Предмет, удовлетворивший потребность, перестает привлекать непроизвольное внимание человека.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений

Интерес, как непосредственная заинтересованность чемто происходящим (судьбой героя книги, исходом спортивного состязания) и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам

В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе не известно, и не то, о чем уже все известно Новое в известном вызывает познавательный интерес Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового они узнают, а в заключение отметить, чему они научились

Общепсихологическими принципами построения занятия, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого преподавателя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность занятия.

Потребности, чувства и интересы в отличие от других ранее рассмотренных причин, вызывающих непроизвольное внимание, связаны не только с особенностями самого предмета, но и с отношением человека к нему.

Отношения человека к предметам и явлениям появляются в других видах внимания: произвольном и послепроизвольном.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для.него и.нтересно или приятно, но на том, что он должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано, труду. У ребенка произвольное внимание проявляется в игре и при выплнении отдельных трудовых поручений, которые ему дают взрослые. Обучение предполагает наличие, и формирует произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Когда шофёр ведет машину, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, ученый обдумывает результаты эксперимента каждый из них должен быть внимательным.

Произвольное внимание требует волевого усилиия, которое переживается как напряжение мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели, деятельности сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Произвольное внимание возникло в результате тех физических и психических усилий, которые предок человека вынужден был проявлять в трудовой деятельности. В онтогенезе видно появление зачатков произвольного внимания в играх детей раннего возраста, в выполнении ими заданий взрослых, в учебной деятельности.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. На лекции для этой же цели учащимся полезно вести записи. Даже такие сравнительно простые действия, как обведение указкой границ на карте или подчеркивание отдельных положений при чтении книги, способствуют более устойчивому выделению объекта внимания.

Трудности произвольного внимания отчетливо заметны, например в в процессе длительного пассивного слушания. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, о тех ее моментах, при которых необходимо быть особенно внимательным.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть посторонних раздражителей, отвлекающих от дела. Например, разговоры между некоторыми учащимися затрудняют сосредоточение внимания тех учащихся, которые активно работают.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться.

Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы, значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать внимательно в различных как благоприятных, так и неблагоприятных условиях.

Учение — это труд, и нельзя построить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении должно развиваться умение организовывать свое внимание. «Должно,— писал К. Д. Ушинскнй,—делать учение занимательным …, но в то же время должно требовать от … точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое … может и должно развиваться и крепнуть от упражнения»

Третий вид внимания—послепроизвольное. В послепроизвольном внимании снижается волевое усилие, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании.

По психологической характеристике послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно возникает также на основе интереса к предмегу, но характер интереса как определенного отношения к предмету в этом случае иной. В непроизвольном внимании интерес носит непосредственный характер. В послепроизвольном внимании интерес преимущественно проявляется к результату деятельности.

Так, учащийся может начать делать задание без всякого интереса, заставляя себя сосредоточивать внимание на его решении. Во время работы по той или иной причине («решение не выходит, а я его всетаки сделаю, докажу, что могу», и т. д.) у него возникает такое отношение, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает, оно остается прикованным к предмету— он увлекся процессом решения задания.

Включение в деятельность послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности, привычкой трудиться. Когда для человека «работа без лишнего счета, работа до жаркого пота, часы за упорным трудом» становится счастьем жизни, легко возникает переход произвольного внимания в послепроизвольное, при котором до наступления общей усталости не чувствуется напряжения внимания.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и поддерживают друг друга. Организуя внимание учащихся, преподаватель должен продумывать не только то, как вызвать внимание, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

Заключение

Внимание —отражение аналитикосинтетических процессов интегративной деятельности головного мозга человека.

При поражении лобных долей головного мозга происходит нарушение сложных, вызываемых с помощью речи форм активации, составляющих психофизиологическую основу произвольного внимания. Этот отдел мозга и особенно его медиальнобазальнью отделы являются корковым аппаратом, регулирующим состояние активности. Они играют решающую роль в обеспечении одного из важнейших условий сознательной деятельности человека — создания необходимого тонуса коры. модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом. Индикатором уровня бодрствования выступает внимание

Воспитание внимания как произвольной психической деятельности, которой управляет сам человек, предполагает самостоятельную работу над собой и наличие психологических знаний, направляющих работу по самовоспитанию. Для развития произвольного внимания важно выработать в себе установку — никогда не работать невнимательно. Полезно научиться концентрировать внимание и не отвлекаться при наличии помех в работе.В целом, чем выше уровень осознанности деятельности, которую выполняет человек, тем легче на ней концентрируется внимание.

Развитие внимания идет по следующим направлениям:

1). совершенствуются все виды внимания,

2) особенно интенсивно развивается произвольное и послепроизвольное внимание, которое начинает занимать ведущее место в регуляции деятельности,

3) складывается привычка работать внимательно, не отвлекаясь на внешние и внутренние факторы, выступающие как помехи для сосредоточения внимания,

4) развиваются свойства внимания.

Синтезом всего развития внимания является формирование внимательности как черты личности.

Библиографический список

8. Добрынин Н. Ф, Внимание и его воспитание, М, «Правда», 1989.

9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1990.

11. Немов Р.С. Психология. М., С.125 132..

12. Психология Учебник / под ред. А.А. Крылова, М., Проспект 2000 с. 5355

13. Психология Учебное пособие для пед. Институтов / под ред.

14. А.Г. Ковалева и др. 1986 с. 158173.

15. Ушинский К.Д. СС т 6,10.

16. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

17. Шардаков. М Н, Очерки психологии учения, М., Дело, 1997.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.

3. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание?
Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила раздражителя;

2. Неожиданность раздражителя;

3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете;

4. Новизна раздражителя;

5. Контрастные предметы или явления;

6. Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной

Направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается "несамостоятельность" внимания как психического процесса. Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий при взаимодействии с окружающим миром.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности.

Глава 1. Связь свойств внимания с познавательной деятельностью человека

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функцийвнимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных,т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Свойствавнимания - объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость, избирательность.

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Например, пытались обучить летчиков вести самолет очень низко (на высоте 50-100 м над землей) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения внимания между двумя указанными независимыми действиями, поскольку каждое из них требовало максимального внимания. Затруднения летчика заключались в практической невозможности так переключать внимание и организовывать сбор информации, чтобы обеспечить выполнение обеих задач. Преодолеть это затруднение путем тренировки не удавалось.

2. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

3. Распределение внимания выражается вумении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофера, летчика, педагога.

Именно это качество дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще работами Вундта показано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях, распределение внимания фактически осуществляется быстрым его переносом. Иногда создается впечатление, что человек осуществляет два вида деятельности одновременно. На самом деле в таких случаях один из них настолько автоматизирован, что не требует к себе внимания. Но если этого нет, то совмещение невозможно. Например, нетренированного человека, идущего по гимнастическому бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу, - он не сможет это выполнить, в то время как опытный гимнаст легко справлялся с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыслительных операций. Таким образом, распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. С точки зрения физиологии распределение внимания объясняется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

4. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами. Устойчивость, определяемая периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего внимание начинает колебаться. Но устойчивость существенно повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит на него. Устойчивость центрального внимания может составлять значительно больший интервал - до нескольких минут. Понятно, что колебания периферического внимания при этом не исключаются, но оно возвращается все время к одному и тому же объекту. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Можно сказать, что, чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания то могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

5. Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. Иногда человек, глубоко сконцентрированный на внутренней, особо важной для него задаче, подсознательно пытается избежать этих усилий и не переключается с этой задачи на внешние раздражители. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.

Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода. Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А.П. Бородина, Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: "Катя! Ради бога, как тебя зовут?".

Известна и такая история. Приходит Н.Е. Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: "Вам кого?". Он в ответ: "Скажите, дома ли хозяин?". - "Нет". - "А хозяйка?". - "Нет и хозяйки. А что передать?". - "Скажите, что приходил Жуковский".

И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: "Давид, пойди и смени галстук". Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать. Здесь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязанностью всех характеристик внимания.

В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения иволевых усилий.

6. Ограниченность объема воспринимаемого и перерабатываемого материала заставляет непрерывно дробить на части поступающую информацию и определять последовательность (очередность) анализа среды. Что же определяет избирательность внимания, его направление? Выделяют две группы факторов. К первой относят факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека, т.е. структуру внешнего поля. К ним причисляют физические параметры сигнала, например интенсивность, его частоту и другие характеристики организации сигналов во внешнем поле. Ко второй группе относят факторы, характеризующие деятельность самого человека, т.е. структуру внутреннего поля. Действительно, каждый согласится, что если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсивностью, чем другие (например, звук выстрела или вспышка света), либо большей новизной (например, в комнату неожиданно входит тигр), то этот раздражитель автоматически привлечет внимание.

Факт, что некоторые физические параметры сигнала явно обусловливают направленность внимания, был первым включен в теоретические представления о структуре этого процесса. Так, Бродбент описывал внимание как фильтр, отбирающий информацию уже на входах. В его первой модели внимания селекция осуществлялась на основе только физических параметров по принципу "все или ничего". Здесь человек понимался как пассивный приемник информации. Такая позиция базировалась на обнаруженном им факте, что если человеку подавали одновременно информацию в оба уха и согласно инструкции он должен был воспринимать лишь информацию, поступающую в левое ухо, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью им игнорировалась.

Дальнейшие исследования обратили взгляд ученых на факторы центрального (внутреннего) происхождения, влияющие на избирательность внимания: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности для него данной информации. Кроме того, внимания к себе требуют действия, недостаточно автоматизированные, а также не доведенные до конца.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, например его имя, имена его близких и т.п., легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием "феномен вечеринки". Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала, а не его интенсивность, желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменения направления вашего внимания.

Таким образом, внимание выполняет своеобразное "ощупывание", осмотр, анализ окружающей среды. Поскольку ощупывание сразу всей среды невозможно, выделяется ее часть - поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифицируя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на другие части, человек может достичь полного анализа среды.

Важно отметить, что различные свойства внимания достигают своего расцвета не одновременно. Так, по данным Б.Г. Ананьева, оптимум объема внимания относится к 33 годам, наименьший объем наблюдается в период с 18 до 21 года. Наилучшая избирательность внимания тоже достигается к 33 годам. Максимум переключательной способности внимания приходится на 29 лет. Устойчивость внимания достигает оптимума в 34 года.

Глава 2. Место непроизвольно, произвольного и послепроизвольного внимания в познавательной деятельности человека

Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, т.е. непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия).

Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих разновидностей было сделано уже в XVIII в. Позднее это разделение получило серьезное теоретическое обоснование в работах Т. Рибо и Н.Н. Ланге. Побудительные причины непроизвольного внимания находят в особенностях внешних объектов. Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Этот вид внимания подчинен целям и намерениям субъекта.

Однако феноменология внимания настолько обширна, что разделения только на произвольное и непроизвольное явно недостаточно. Поэтому внутри этих видов внимания выделяют различные подвиды. К примеру, в рамках непроизвольного внимания выделяется вынужденное, невольное и привычное. Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкие звуки, яркий свет, едкие запахи и т.д.), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы. Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах. Если вы голодны, вы невольно обратите внимание на вывеску кафе, но если нет - то можете и не заметить ее. Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают разные объекты.

В рамках произвольного внимания можно выделить волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу) (Дормышев Ю.Б., Романов В.Я., 1995).

Удачную как по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин (1938). Он предлагает упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта, выделяя в этом континууме три участка. На первом он располагает все формы непроизвольного внимания. Второй - отведен для волевого, или собственно произвольного, внимания. Третий участок связан со спонтанным вниманием, или, как его назвал Добрынин - послепроизвольным вниманием.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. Внекоторых исследованиях его называют пассивным, вдругих эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

внимание познавательный сознательный бессознательный

Итак, непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителятакже вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес,как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активноеили волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание.

Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

Развитие произвольного внимания .

Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания - произвольность является истинно человеческим. Животные обладают лишь непроизвольным вниманием.

Первоначально внимание у ребенка реализуется с помощью наследственных механизмов. До 10 месяцев он способен лишь к непроизвольному вниманию, его глаза останавливаются на блестящих, ярких предметах и знакомых лицах. Внимание у ребенка проявляется внешне во временной задержке дыхания и ограничении движений, в заторможенности, которая служит для подготовки к действию. После 10 месяцев развивается произвольное внимание, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроизвольным. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку жестом, тем самым выделяя его из среды, происходит перестройка внимания ребенка. Оно перестает подчиняться только естественным ориентировочным реакциям, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту.

Наблюдение показывает, что в самом начале формирования любого навыка производится большое число бесполезных движений. Ребенок, который учится писать, двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только определенной части движений, координации их в группы и в исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

Развитие устойчивости произвольного внимания у детей изучают, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. Приведем данные. Так, если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к шести годам она возрастает до полутора часов. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет - всего один раз.

Как считает П.Я. Гальперин, непроизвольное внимание объединяет с произвольным то, что это тоже контроль за объектом восприятия или мышления, но в нем порядок обследования и критерии контроля определяются еще не произвольно, а тем, что "подсказывает" объект своими бросающимися в глаза признаками. Внимание становится произвольным, когда выбор содержания, порядок обследования и способ контроля организуются человеком, исходя из объективных требований задачи. В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению не биологическое, а социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только при его общении со взрослыми. Впервые на социальные корни высших форм внимания указал Л.С. Выготский. Он обнаружил, что на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или обозначая его словом, второй отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или схватывая его. Указание на предмет жестом или словом принудительно организует внимание ребенка, меняя его направление. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет, таким образом произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней (погружается) и выполняется им самостоятельно. Развитие произвольного внимания у детей вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Произвольное внимание самым тесным образом связано с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Только в 2 - 2,5 года простая речевая инструкция взрослого отчетливо направляет поведение ребенка.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания.

Однако и дефицит раздражителей, информации - фактор неблагоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсорная депривация, когда человека помещают в звуконепроницаемую камеру, надевают светонепроницаемые очки, помещают в теплую ванну для снижения кожной чувствительности), то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, он теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.

Заключение

Внимание занимает значительное место в познавательной деятельности человека. Оно дает нам возможность выделить из поля восприятия определенную часть для ее анализа в данный момент времени и управляет потоками информации, направленными в память и из нее. Аналитическая функция внимания - непременная составная часть любой познавательной деятельности: перенося внимание с одного объекта на другой, человек получает возможность дробить, расчленять непрерывную внешнюю среду. Меняя последовательность объектов, на которые направляется внимание - траекторию осмотра внешнего поля, человек черпает все новую информацию из того же поля, чем и обеспечивается один из путей углубленного проникновения в окружающую среду.

Для обеспечения устойчивого внимания, длительной концентрации и стойкого преодоления отвлекающих моментов, прежде всего надо озаботиться формированием у человека соответствующего интереса, т.е. надо так перестроить иерархию ценностей, чтобы она включала и эту проблему в структуру значимых целей. Если это произойдет, то в дальнейшем внимание будет отсеивать и устранять все не имеющее к проблеме отношения автоматически, и человек не только не должен будет прилагать усилия, удерживая на ней внимание, но, напротив, ему будет все труднее не замечать всего того, что связано с этой целью.

Список используемой литературы

1. Грановская Р. Элементы практической психологии - СПб., 2003

2. Психология: Учебник для экономических вузов. / Под ред.В.Н. Дружинина. - СПб.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Р. н/Д., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение внимания как условия сознательной деятельности человека. Устойчивость, колебания, переключение и отвлечение внимания. Изучение основных ошибок рассеянности. Этапы развития внимания у детей и пути его формирования, методы совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Внимание как свойство человеческой психики. Определение внимания в психологии. Характеристика сущности критериев оценки качества внимания у человека. Методы исследования внимания. Показатели объема внимания, оценка устойчивости, переключаемости внимания.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2008

    Внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, его свойства и разновидности, этапы и факторы развития, цели и функции в жизни. Способы развития внимания и их эффективность.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2013

    Рассмотрение и анализ внимания как психического процесса. Теории и физиологические основы внимания. Выявление физиологических особенностей и основ внимания. Основные тенденции, функции, виды и свойства внимания. Разновидности непроизвольного внимания.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

    Исследование роли внимания в развитии и практической деятельности человека. Характеристика основных причин невнимательности. Анализ понятий концентрации и распределения внимания. Описания методики для оценки объема распределения и переключения внимания.

    отчет по практике , добавлен 23.05.2013

    Основные функции и формы внимания. Обеспечение избирательности и сосредоточенности психики человека на каком-либо внешнем или внутреннем объекте. Роль внимания в процессе обучения. Возрастные особенности внимания. Способы развития внимания учащихся.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Теории и физиологические основы внимания. Основные психологические теории внимания. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания. Разновидности непроизвольного внимания. Основные свойства внимания. Устойчивость и концентрация внимания.

Всю сознательную жизнь человеческое внимание где-либо расположено (на что-либо направлено). Сейчас оно следит за умственными рассуждениями, затем прочувствует вкус потребляемой пищи и снова погрузится в размышления. Там, куда направлено наше внимание, находимся и мы сами. Поэтому, в известном смысле мы и наше внимание - это одно целое.

Психологи выделяют ряд свойств, которыми отличается человеческое внимание:

1. Концентрация - удерживать внимание на отдельном объекте, к примеру, на запахе душистых цветов. Интенсивность концентрации определяет, на сколько быстро мы можем уклониться от предмета концентрации.

2. Объём - количество всех рассматриваемых на данный момент объектов

3. Устойчивость - мера интенсивности концентрации внимания

4. Переключаемость - свойство, которое также определённым образом влияет на силу концентрации и может мешать во многих жизненных ситуациях (к примеру, на экзамене или рабочей конференции)

5. Распределение - удерживание в сознании нескольких объектов с регулярной переключаемостью от одного к другому.

Классификация и идентификация свойств внимания произведена некоим образом несколько условно, ведь нельзя так отчётливо говорить и разделять протекающие в нас психические процессы. Лишь физический мир подвержен каким-либо точным определениям, классификациям и исследованиям.

Несколько слов о сосредоточении .

Сосредоточение внимания затрагивает такие его свойства, как концентрацию и устойчивость. Навык сосредоточения необходим нам в повседневной жизни, как воздух. Когда нам нужно ответить на заданный вопрос, сыграть на музыкальном инструменте, разыграть спектакль, любое отвлечение внимания от объекта может обречь эти действия на неудачу. Однако люди частенько игнорируют значимость этого явления. Существует много упражнений для развития концентрации. Если вы хотите преуспеть во всех сферах жизни, настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ними.

Вот одно, самое простое: возьмите книгу или газету и посчитайте количество букв "а" в первом абзаце. Перепроверьте себя. Пересчитайте все гласные буквы, проверьте, правильно ли выполнили задание. Делайте подобные каждый день.

В заключение отмечу, что внимание - это неотъемлемая часть человеческой психики. Оно обладает рядом свойств, каждое из которых можно использовать в практических целях.

Устойчивая концентрация - абсолютно необходимый для отработки навык, позволяющий нам с вами раскрывать свой безграничный потенциал.


Муниципальное среднее (полное) образовательное учреждение

РЕФЕРТ

«Развитие

устойчивого внимаиит^ младших школьников}

Выполнила: Глебова Г.А. учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Введение

Значение внимания в жизни человека
1. Основная часть

Свойства внимания

Виды внимания

Роль учителя в развитии внимания у учащихся

Привитие внимания к окружающим людям

Связь внимания с общим здоровьем ученика.

1.6. Зависимость внимания от свойств характера и темперамента
учебника.

Заключение

Воспитание у учащихся произвольного и непроизвольного внимания
(из опыта работы)

Литература Приложения

Беседа с учащимися «Госпожа Внимание»

Игры и упражнения для развития внимания

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать
внимательным»

Конспект урока по математике на тему: «Закрепление знаний и
умений по нумерации в пределах 100».

Мы все знаем, что внимание имеет огромное значение в жизни и, в частности, в трудовой деятельности человека. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Вот почему мы, учителя, так часто призываем учеников быть внимательными, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что мы говорим или показываем, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке.

Только приучив детей быть внимательными, мы можем рассчитывать на успех своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная, и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они, и мы меньше.

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, я сталкиваюсь с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей, с которой встречается педагог. Семилетние дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают много ошибок в своей работе и часто во время ее выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова.

Мы порою сердимся, ставим двойки. Но внимательнее они от этого не становятся. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу. И тогда станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными и не требовать от них сразу сосредоточенности.

Мы все изучали психологию. И поэтому я не буду рассказывать о природе внимания, а лишь только напомню, что внимание проявляется в умении человека сосредоточиться на каком-нибудь определенном предмете или явлении из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем, или почти совсем перестаем замечать.

Но в то же время свойство внимания состоит в том, что оно все время колеблется, очень подвижно. Его можно сравнить с лучами света.

Внимание может быть направлено на несколько предметов сразу, мгновенно останавливаться на чем-то одном, потом постепенно ослабевать или так же быстро переключаться на что-то другое. Эта способность к передвижению луча внимания - спасительное свойство человека. Если бы внимание было малоподвижно, люди не замечали бы опасностей, угрожающих им со всех сторон и, возможно, вымерли бы еще до того, как стали разумными людьми.

Но в классе, где нет опасностей, и за домашними уроками, где ничто не угрожает нашей жизни, зачем такая подвижность внимания? Вроде бы она мешает. Как было бы удобно уставиться в страницу и смотреть, не отвлекаясь! Мы пытаемся сделать что-то подобное и обнаруживаем, что это невозможно. Луч внимания остановить нельзя!

Но вот включен телевизор, на кухне разговаривают, и даже гром гремит за окном, а некий человек сидит, неловко скрючившись за столом так, что нога затекла, но он и этого не замечает. Он углубился в книгу. Что же, его внимание остановилось?

Нет. Внимание не может остановиться. Луч внимания все время подвижен, всегда следит за каким-то движением. За каким же движением следит читающий человек? За движением мысли автора, за движением образов, движением судьбы героев. И чем активнее эти движения, тем легче сосредоточит на них внимание, тем больше захватывает книга. Поэтому маленькие ребята не любят описаний природы - в них меньше движения, а внимание ребят сразу рассеивается: не за чем следить.

Но чем больше развивается человек, тем выше и выше его культура, тем более разнообразные движения начинает замечать он. Чем больше человек учится, тем больше его знания о мире, тем больше скрытых движений начинает он различать. Ему становится легко следить за ними,

Легко быть внимательным к разным сторонам жизни, и он видит гораздо больше неразвитого человека.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное внимание мы наблюдаем у детей, когда кто-то неожиданно входит в класс, или распахивается сильным ветром окно.

Произвольное внимание достигается желанием самого человека. Например, мы садимся проверять вечером ученические тетради, мы устали, да и по телевизору интересный кинофильм. Но мы заставляем себя выполнить эту работу, заставляем себя быть внимательными.

Третий вид внимания называют послепроизвольным. Источником этого внимания является интерес, с которым ребята смотрят спектакль, читают книгу, стремясь узнать что-то новое. Он возникает там, где дети должны думать над своей работой, искать способы ее решения, разбирать и делать выводы. Словом, послепроизвольное внимание поддерживается активной мыслительной деятельностью. Если она интересна, она держит внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения. Мы именно с этим видом внимания встречаемся первоначально в работе с учениками первого класса.

По мере того, как дети приучаются к учению, в их интересную активную учебную деятельность мы вводим задания, требующие волевого усилия, то есть работаем над привитием внимания.

Развитие устойчивого внимания достигается всей системой воспитания и обучения. Основной формой обучения является урок. Подготовка учителя к уроку, тщательное продумывание содержания урока, отбор яркого материала, разнообразных приемов преподавания имеют важное значение для развития внимания. Когда учитель рассказывает интересно, его легко слушать. Что значит - интересно? Значит, есть что-то новое, что представляется нам движением знания, добавлением, переменой. Есть движение мысли.

Но, к сожалению, не все уроки одинаково интересны. В школе часто приходится повторять одно и то же или слушать то, в чем никак не уловишь

Движения. Значит, надо тренировать способность собирать внимание по своей воле - способствовать к произвольному вниманию.

Чтобы ребятам легче было следить за мыслью учителя, не упускать ее, ребят надо учить мысленно работать. Первое - задавать себе вопросы: почему так? Если они остаются без ответа, обязательно спросить у учителя.

Второе - мысленно составлять в уме план рассказа учителя, то есть делить рассказ на части. Отметить про себя: «Так, это первое... Понятно. Теперь второе... третье...» Эта работа ума чрезвычайно помогает вниманию.

В третьем классе на уроках природоведения при прохождении тем «Организм человека и охрана здоровья» и «Полезные ископаемые» ребята проделывали такую работу на каждом уроке. И это помогло им при подготовке домашнего задания.

Приковывать внимание ребят к материалу урока позволяет разнообразие работ. Так, например, урок математики мы обычно начинаем с устного счета. В третьем классе по математике программа сложная. Взять, например, уроки по теме «Умножение и деление многозначных чисел». Ребята объяснения учителя воспринимают с трудом. Поэтому я подбираю специальные упражнения и задания для устного счета, нацеленные на формирование внимания. Очень любят дети соревнования «Кто быстрее?», игру «Лесенка». Эту игру можно разнообразить. Один раз прикрепить горящий «Кошкин дом» (кто быстрее потушит?), другой раз яблоню (кто быстрее сорвет яблоко?), Дюймовочку в подземелье (кто быстрее спасет?).

Эту же игру можно применять и на уроках русского языка. Вместо примеров написать слова с пропущенной буквой, кто быстрее вставит нужную букву.

Для закрепления темы «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями», я использую игру «Найди пару». Подобную игру можно провести и по русскому языку - «найди нужную букву». Только на блюдце написать слово с пропущенной буквой, а на чашке - нужную букву.

Привлечь внимание учеников к новому материалу помогут печатные пособия и таблицы, изготовленные учителем. В третьем классе я использую пособие «Классы и разряды», «Меры длины, массы, времени». По русскому языку - «Склонение имен существительных и прилагательных по падежам».

При закреплении материала можно успешно использовать игры-путешествия - «Путешествие в космос», «Путешествие в страну веселых математиков» и т.д.

Я провела такую игру на уроке математики в третьем классе. Путешествуя, ребята на станции «Сосчитай-ка» встречаются с устным счетом, станция «Веселая» - занимательные задачки, «Спортивная» -физкультминутка, «Загадкино» - математические загадки, «Решай-ка» -самостоятельная работа.

Очень часто в рассеянности, невнимательности повинен учитель.. Если он ведет уроки однообразно и скучно, дает очень легкие задания, не пробуждает у учеников активной мыслительной деятельности - он неизбежно создает условия для появления рассеянности детского внимания. На уроках необходимо воспитывать у учащихся уверенность в том, что учитель каждый раз принесет в класс новое, живое, интересное, важное.

Любой урок можно провести интересно и увлекательно. На уроках чтения и русского языка я проводила уроки на определенную тему: о лесе, об осени, о зиме и т.д. Например, когда по русскому языку мы проходили тему «Парные звонкие и глухие согласные». Я подобрала в учебнике три упражнения на соответствующую тему, в то же время они все были об осени (стр. 18-19, упр. 39,41,42).

Предварительно была организована экскурсия в осенний лес. Ребята подбирали дополнительный материал, стихи, загадки, пословицы. Даже физкультминутка была подобрана соответственно теме урока. Такие уроки привлекают ребят своей необычностью, и внимание у ребят на таких уроках также необычайное. Ученики являются и слушателями, и участниками.

Что еще почитать