Когда изобрели печатный станок в каком веке. История книгопечатания

ТЕМА: ИСТОРИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

В виде печатного слова мысль стала долговечной

ак никогда: она крылата, неуловима, неистребима…

Виктор Гюго

nbsp; 1. Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление в Европе в середине 15 века типографского станка. К тому времени в европейских странах сложились все предпосылки для возникновения книгопечатания.

!! ВСПОМНИ.

Какие предпосылки сложились в Европе к середине 15 века для возникновения книгопечатания ? _________

Уже был накоплен большой опыт в использовании ПЕЧАТНОЙ ФОРМЫ . А различные способы получения печатного ОТТИСКА были известны давно. Самая первая печатная книга "Алмазная Сутра" была изготовлена путем получения оттиска на бумаге с деревянных досок в Китае еще в 9 веке. Такой способ печатания книг использовали и в европейских странах в 13-14 веках.

ВСПОМНИ.

Как назывался такой способ печати? Как выглядели книги, напечатанные таким способом? ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ _____

Готовя резные деревянные формы для печати, мастера заметили одну особенность печатного оттиска: в нем все получается в перевернутом виде. Чтобы оттиск получился напечатанным правильно, его нужно вырезать зеркально-перевернутым. Для печатания такой книги был создан пресс, который прижимал печатную форму к бумаге. Этот опыт очень пригодился для перехода к более совершенному книгопечатанию.

ПОДУМАЙ.

Как можно вырезанные на деревянной доске буквы использовать для печатания не только одной страницы текста, но и последующих, не вырезая их заново?

Скорее всего, ты догадался, что для этого нужно вырезать отдельные буквы, и, комбинируя их, набирать любой текст. Когда ты был маленький и учился читать, то из детских кубиков с буквами складывал слово, затем разбирал и складывал другое слово. Этот принцип использования одних и тех же кубиков-литер (букв) в разных словах лежит в основе НАБОРНОЙ ПЕЧАТИ.

Трудно сказать, кто первым подал идею наборной печати. Корни ее надо искать в глубокой древности. В истории сохранилось имя китайского кузнеца Би Шена. В середине 11 века он научился составлять из отдельных глиняных литер с изображением одного знака (иероглифа) целую печатную форму

Китайский кузнец Би Шен впервые в истории человечества применил для печатания подвижный шрифт. Би Шен брал мягкую глину и лепил из них прямоугольные брусочки. Затем на верхнем конце бруска он с помощью заостренной палочки выдавливал зеркальное изображение иероглифа. Печатная форма представляла собой железную дощечку с рамкой, покрытую густой массой, в которую вдавливались ЛИТЕРЫ. Они образовывали текст. Потом он покрывал его краской и получал оттиск. Закончив печатание, он подносил форму к огню, масса размягчалась, и литеры можно было легко вынуть из формы и использовать их для нового текста.

В 14 веке в Корее печатали с наборных форм, составленных из отдельных металлических литер

2. Во многих странах пытались изобрести книгопечатание. Но только в 15 веке в Германии мастер ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (1399? - 1468) изобрел такой способ, который получил развитие во всех европейских странах. Этот человек облек в реальные технические формы идею, которая высказывалась давно. Он нашел наилучшее решение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории. Свое великое открытие, изобретение печатного станка, Гутенберг обдумывал и осуществлял в течение десяти лет. Он был образованным в науках и знал много ремесел.

Любое изобретение - это сумма нескольких изобретений. Гутенберг придумал, как изготовлять металлические литеры - буквы для печати, чтобы их было много и чтобы они были одинаковыми. Но отдельными литерами ничего не напечатаешь.


Он придумал, как составить и скрепить строку набора и как соединить набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок. Он усовершенствовал пресс, придумал новый состав краски.

Вначале Гутенберг пробовал печатать издания несложные: листовки, брошюры. Когда накопился опыт, приступил к печатанию БИБЛИИ (1452 - 1455 гг.).

Она была очень красива и похожа на рукописную книгу. Печатным был только текст; заголовки, инициалы, узоры рисовались от руки красной и золотой краской. В полном экземпляре Библии 1282 страницы. По количеству строк на полосе ее обычно называют «42 - строчной»

Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 150 экземпляров Библии на бумаге и 35 на пергаменте. До наших дней сохранилось всего 48 экземпляров . Сегодня это самая дорогая книга в мире. Но великое изобретение не принесло Гутенбергу ни славы, ни богатства. Его жизнь прошла в неустанных трудах и хлопотах, и лишь под старость он получил возможность не заботиться о хлебе насущном.

До нас дошли еще несколько его печатных изданий.

Появление типографского станка - важнейшая веха в истории человеческой культуры. Именно с этого времени устное слово, записанное, а затем размноженное в десятках, сотнях и тысячах оттисков, стало важнейшим орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний.

3. Книгопечатание по способу Иоганна Гутенберга в течение нескольких десятилетий распространилось вначале по всей Германии, а затем по всей Европе. Во многих европейских городах стали возникать ТИПОГРАФИИ . Работа в типографиях того времени была очень тяжелой. Она продолжалась по четырнадцать часов в сутки. За ошибки владельцы типографии строго наказывали рабочих. Печатники часто болели грудными болезнями, вызванными тем, что они имели дело с ядовитыми веществами. Краску каждая типография изготавливала сама, рецепт ее хранили в строгом секрете.

Замечательные типографии появились в Италии. Вершиной книгопечатания 15 века является издательская деятельность АЛЬДА МАНУЦИЯ . Он большое внимание уделял типографскому совершенству своих изданий: тщательно искоренял опечатки, заказывал новые типографские ШРИФТЫ . Книги, изданные в типографии Альда, по его имени называются альдинами. Это были небольшие изящные книжечки, набранные непривычным для первых печатных книг шрифтом - курсивом . На этих книгах Альд ставил характерный значок - якорь с обвитым вокруг него дельфином. Это была одна из первых издательских марок. Существование издательской марки было вызвано борьбой с подделками и подражаниями.


Типографии во Франции славились своими прекрасными иллюстрациями.

Все первые типографии имели свои особенности. Вместе с тем у первых печатных книг 15 века много общего.

В них печатался только текст. Инициалы рисовались и раскрашивались от руки. И делалось это не во всех экземплярах издания, в некоторых на месте инициала был пустой квадрат, в котором буква только намечена. Поэтому первая строка короче других. Постепенно этот прием стали использовать сознательно, так появился абзацный отступ - КРАСНАЯ СТРОКА . В первых печатных книгах абзацев в тексте не было. Текст, как в рукописных книгах, делился на части красными линиями. Не было в тексте знаков препинания. Запятая впервые появилась в изданиях Альда Мануция, на рубеже 15 и 16 веков. Печатная книга 15 века во всем еще старалась походить на рукописную.

Только в конце 15 века появился ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ . В рукописных и самых первых печатных книгах его заменял КОЛОФОН - страница в конце книги с некоторыми сведениями о ней. На титульный лист печатной книги помещали название книги и сведения о том, где и когда она была напечатана.

!! Подумай.

Какую роль стал выполнять титульный лист в печатных книгах?

________________________________________ ____________________________

В книгах возникают новые шрифты, дающие возможность менять формат книги. Появляется нумерация листов (фолиация), а потом и страниц (пагинация ). Тот же Альд Мануций стал прилагать к книге оглавление. Книга становится более удобной в использовании.

Меняется внешний вид книги. Она становится строже в оформлении, красочные миниатюры все чаще заменяют черно-белые ГРАВЮРЫ , отпечатанные с деревянной доски.

!! Вспомни . nbsp;  

Как называется такой способ печати?

________________________________________ __________________________________

Затем стали использовать гравюры на медных пластинках.

Новый стиль в оформлении книги.

еред нами тальянский перевод библии, изданный в Венеции. Простой, светлый и строгий стиль страницы. На гравюре-заставке изображен не библейский пророк, а писатель за литературным трудом. На рабочем столе подсвечник (с шипом для накалывания свечи), песочные часы, чернильница.

Это стиль оформления книги на рубеже 15 -16 веков.

!! Сравни этот стиль с оформлением страницы в рукописной книге.

В чем ты видишь отличие? __________________________________

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

На их примере видно, что книга - это произведение искусства
Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт - Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

!! Проверь себя.

1. Прочитай высказывание французского писателя Виктора Гюго о роли книгопечатания, которое стало эпиграфом к данной теме. Как ты его понимаешь?

________________________________________ ________________________________________ _____

2. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?

________________________________________ ________________________________________ _____

3.Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами

________________________________________ ________________________________________ _____

4. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?

________________________________________ ________________________________________ _____

5. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.

Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание

литера__________________________________ ____________________

наборная печать (набор)_________________________________ ______

шрифт___________________________________ ____________________

типография______________________________ ____________________

гравюра_________________________________ ____________________

красная строка__________________________________ _____________

Что такое для культурного человека жизнь без книги? Это риторический вопрос, ответ на который очевиден. Мы настолько привыкли, что нас окружает буквально море печатной продукции, что уже не задумываемся о том, что когда-то книга была не только источником мудрости и знаний, но ценилась на вес золота, так как процесс ее изготовления был невероятно трудоемким.

До определенного момента, в Европе, все книги (и, разумеется, свитки) были рукописными. В основном, они носили религиозный характер и стоили довольно дорого. Книги тогда были чем-то вроде драгоценности, которую могли себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Но в 1440 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, благодаря которому книги получили гораздо более широкое распространение. Принцип работы этого станка был довольно прост: набирались строки из подвижных, вырезанных в обратном виде выпуклых букв, которые оттискивались на бумаге с помощью пресса.

Однако изобретение Гутенберга не было первым приспособлением для книгопечатания в истории человечества. Еще в эпоху раннего Средневековья (по одним сведениям – в 581 г., по другим – в промежутке между 936 и 993 гг.) в Китае пользовались такой технологией: на деревянных козлах вырезались выпуклые буквы, затем на них наносили жидкую краску, сверху накладывали лист бумаги и терли его специальной мягкой щеткой. Первой китайской напечатанной книгой считается Алмазная сутра, датированная 868 г. Описанный выше способ печати называется ксилография. Кстати, при раскопках древних городов, например, Вавилона, исследователи находили кирпичи с втиснутыми в них надписями. Подобный способ «печати» был известен и ассирийцам, и древним римлянам. Поверхность, на которой выполнялся оттиск, чаще всего была глиняной. Обычно, это были бытовые надписи. Например, когда гончар выполнял заказ, он ставил на посуде оттиск с именем заказчика.

Но вернемся в Европу. После того, как Гутенберг изобрел первый печатный станок, его изобретение, конечно, не могло долго держаться в тайне. Во второй половине пятнадцатого века по всей Германии стали возникать типографии: в 1460 г. – в Страсбурге, в 1461 г. – в Бамберге. С 1466 по 1471 гг. типографии открылись в Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, Лейпциге и Франкфурте-на-Майне. Позже, к концу пятнадцатого века, искусство книгопечатания распространилось по всей Европе. Позже всего книгопечатание появилось во Франции. Почему – у ученых нет точного ответа. Известно лишь, что в 1470 г. двое уважаемых профессоров Сорбонны, Иоганн Гейлин и Вильгельм Фише пригласили из Германии троих печатников.

Настоящий расцвет печатного искусства пришелся на восемнадцатый век. Этому способствовало развитие литературы и науки.

В девятнадцатом веке, благодаря техническому прогрессу, были сконструированы особые машины для отливки букв, а так же станки, позволяющие одновременно печатать на обеих сторонах листа. В 1810 г. Кениг изобрел паровой печатный станок, а чуть позже появились ротационные машины, позволяющие печатать по 12000 листов одновременно.

А что же Россия? Как известно, первой печатной книгой Московского государства был «Апостол», выпущенный Иваном Федоровым и его учеником Петром Мстиславцем. Дата ее выхода – 1564 г. Напечатан «Апостол» с невероятным изяществом, тщательным набором и идеально ровными линиями.

Вплоть до 1589 г., когда было учреждено патриаршество, книгопечатание в Московском государстве не было регулярным. Самые известные издания того времени — «Часовник», который использовался для обучения детей грамоте и «Псалтирь учебная». Однако впоследствии, в московской типографии стали периодически печататься различные книги. Конечно, все они были религиозного содержания.

При Петре I была основана типография в Санкт-Петербурге, где книги печатались гражданским шрифтом, заказанным императором в Амстердаме. Большое распространение получили не только религиозные книги, но книги светского характера, что во многом было связано с развитием литературы и общественной мысли.

К концу девятнадцатого века в нашей стране насчитывалось 1958 типографий, литографий, металлографий и т.д. Больше всего их было в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Варшаве. Основывались технические школы для подготовки типографских мастеров и наборщиков. Если интересуетесь, можете подробнее почитать о том, какие виды и типы кожи использовались ранее и применяются сейчас при изготовлении переплетов, а также об истории его происхождения.

Сегодня, в век необычайного прогресса и развития всевозможных технологий, книга – по-прежнему лучший подарок, и это – неоспоримый факт. Многие люди собирают свои собственные, домашние библиотеки, которые являются предметом их гордости. Коллекционеры подбирают для своих библиотек редкие, уникальные издания, часто посещают букинистические магазины. Иногда подобные коллекции представляют собой огромную ценность.

Большой популярностью пользуются книги, выполненные в дорогих, необычных переплетах. Эти переплеты могут быть изготовлены из натуральной кожи, украшены драгоценными камнями или золотой нитью. Редчайший экземпляр – книга, переплет которой выполняется вручную. Издание с красивым, оригинальным переплетом – прекрасный подарок на любой праздник и замечательный экземпляр для домашней коллекции, который не только дополнит ее, но и украсит.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Согласно данным ЮНЕСКО, на сегодняшний день грамотными, т. е. умеющими читать и писать хотя бы на одном языке, являются около 4 млрд обитателей нашей планеты. В среднем один читатель за день «проглатывает» примерно 20 страниц печатного текста. Представить себе современное общество без книг невозможно, и все же на большем отрезке своей истории человечество обходилось без них.

Однако объем знаний, накопленных людьми, с каждым годом и десятилетием становился все больше и больше. Чтобы передавать информацию следующим поколениям, требовалась ее фиксация на надежном носителе. В качестве такого носителя в разное время использовались разные материалы. Наскальные надписи, обожженные глиняные таблички Вавилона, египетские папирусы, греческие восковые таблички, рукописные книги-кодексы на пергаменте и бумаге все они были предшественниками печатных книг.

Полиграфия (от греч. polys «много» и grapho «пишу») это размножение текста или рисунка путем многократного перенесения краски на бумагу с готовой печатной формы. Современное значение этого термина подразумевает промышленное размножение печатной продукции не только книжной, но и газетно-журнальной, деловой, упаковочной. Однако в Средние века людям нужны были именно книги. Труд переписчика занимал много времени (например, один экземпляр Евангелия на Руси переписывали примерно за полгода). По этой причине книги были очень дороги, приобретали их в основном богатые люди, монастыри и университеты. Поэтому, как и любой другой трудоемкий процесс, создание книг рано или поздно должно было быть механизировано.

Ксилографическая доска. Тибет. XVII-XVIII вв.

Ч. Миллз. Юный Бенджамин Франклин осваивает печатное дело. 1914 г.

Разумеется, книгопечатание возникло не на пустом месте, его изобретатели использовали многие уже существовавшие к тому времени технологические решения. Резные печатки-штампы, позволяющие оттискивать рельефные рисунки на мягком материале (глине, воске и т. п.), использовались людьми с глубокой древности. Например, печатки цивилизации Мохенджо-Даро относятся к III тысячелетию до н. э. В Вавилоне и Ассирии использовались печатки-цилиндры их прокатывали по поверхности.

Другая составляющая книгопечатания процесс переноса краски также издавна известна человечеству. Сначала возникла технология набивки узоров на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластине узор покрывали краской, а затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Эта технология применялась еще в Древнем Египте.

Традиционно родиной книгопечатания считается Китай, хотя древнейшие печатные тексты, обнаруженные в Китае, Японии и Корее, относятся примерно к одному времени середине VIII в. Технология их изготовления отличалась от современной и использовала принцип ксилографии (от греч. xylon «дерево»). Оригинал текста или рисунка, изготовленный тушью на бумаге, притирали к гладкой поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. Затем форму покрывали краской, которая попадала только на выступающие части, плотно прижимали к листу бумаги, и на нем оставалось прямое изображение. Впрочем, этим способом печатали в основном гравюры и небольшие тексты. Первым точно датированным крупным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской «Алмазной сутры», изданная в 868 г.

Настоящая печать книг началась в Китае лишь в середине XI в., когда кузнец Би Шэн изобрел и применил на практике наборный подвижный шрифт. Как писал в трактате «Записки о ручье снов» китайский государственный деятель Шэнь Ко, Би Шэн вырезал знаки на мягкой глине и обжигал их на огне, причем каждый иероглиф составлял отдельную печать. Железную доску, покрытую смесью из сосновой смолы, воска и бумажного пепла, с рамкой для разделения строк, заполняли поставленными в ряд печатями. После окончания процесса доску нагревали, и литеры сами выпадали из рамки, готовые к новому употреблению. Глиняный шрифт Би Шэна скоро сменили деревянные, а затем металлические литеры принцип печатания с наборной формы оказался весьма плодотворным.

«Алмазная сутра». 868 г.

В Европе метод ксилографической печати был освоен в XIII в. Как и в Китае, с его помощью сначала печатали в основном гравюры и небольшие тексты, затем освоили и книги, в которых рисунков, правда, было больше, чем текста. Ярким примером такого издания являлись так называемые Biblia pauperum («Библии бедняков») иллюстрированные на манер современных комиксов антологии библейских текстов. Таким образом, в Европе XIII-XV вв. сосуществовали два типа книгопроизводства пергаментные манускрипты для религиозной и университетской литературы и бумажная ксилография для малообразованного простого народа.

В 1450 г. немецкий ювелир Иоганн Гутенберг заключил договор с ростовщиком Фустом о получении кредита для организации типографии. Изобретенный им печатный станок объединил два уже известных принципа: наборного шрифта и печатного оттиска. Гравер изготавливал пуансон (металлический брусок с зеркальным изображением букв на торце), пуансоном в пластине из мягкого металла выдавливалась матрица, а с матриц, вставляемых в специальную форму, отливалось любое необходимое количество литер. Шрифты Гутенберга содержали очень большое количество (до 300) разных литер такое обилие было необходимо для того, чтобы имитировать вид рукописной книги.

Иоганн Гутенберг рассматривает первый типографский оттиск. Гравюра XIX в.

Наборная касса с литерами.

Печатный станок представлял собой ручной пресс, подобный винодельческому, который соединял при помощи нажимного винта две горизонтальные плоскости: на одну устанавливали наборную доску с литерами, к другой прижимали слегка увлажненный лист бумаги. Литеры покрывали типографской краской из смеси сажи и льняного масла. Конструкция станка оказалась настолько удачной, что оставалась практически неизменной в течение трех столетий.

За шесть лет Гутенберг, работая почти без помощников, отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната, несколько папских индульгенций и два варианта Библии. Желая отложить платежи по кредиту до того времени, когда предприятие начнет приносить доход, Гутенберг отказался платить Фусту проценты. Ростовщик предъявил иск, по решению суда типография перешла к нему, и Гутенберг был вынужден начать дело с нуля. Однако именно протокол судебного процесса, обнаруженный в конце XIX в., поставил точку в вопросе об авторстве изобретения печатного станка до этого его создание приписывалось немцу Ментелину, итальянцу Кастальди и даже Фусту.

Официальная история книгопечатания на Руси началась в 1553 г., когда в Москве по распоряжению царя Ивана Грозного была открыта первая государственная типография. В течение 1550-х годов в ней был отпечатан ряд «анонимных» (не содержащих выходных данных) книг. Историки предполагают, что в типографии с самого начала работал дьякон Иван Федоров, известный как русский первопечатник. Первой печатной книгой, в которой указано имя Федорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал Апостол, работа над которым велась, как указано в послесловии, с апреля 15бЗ по март 1564 г. На следующий год в типографии Федорова вышла его вторая книга Часовник.

Печатный станок Гутенберга.

К середине XVIII в. возникла необходимость не только в большем количестве книг, но и в оперативном выпуске газет и журналов большими тиражами. Удовлетворить этим требованиям ручной типографский станок не мог. Коренным образом усовершенствовать печатный процесс помогла печатная машина, изобретенная Фридрихом Кёнигом. Первоначально в конструкции, известной как «зульский пресс», был механизирован только процесс нанесения на печатную форму краски. В 1810г. Кёниг заменил плоскую нажимную плиту вращающимся цилиндром это был решающий шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины. Еще через шесть лет была создана машина для двусторонней печати.

Хотя плоскопечатная машина была по-настоящему революционным изобретением, она все же имела серьезные недостатки. Ее печатная форма совершала возвратно-поступательные движения, значительно усложняя механизм, при этом обратный ход был холостым. В 1848 г. Ричард Хоу и Август Эпплгейт с успехом применили для полиграфических нужд ротационный (т. е. основанный на вращении устройства) принцип, который с успехом использовался для набивки рисунков на ткань. Труднее всего оказалось закрепить печатную форму на цилиндрическом барабане так, чтобы литеры не выпадали при его вращении Первая ротационная машина, установленная в типографии газеты Times, могла делать до 10 тыс. оттисков в час.

Совершенствование полиграфического процесса продолжалось на протяжении всего XX в. Уже в первое его десятилетие появились сначала двух красочные, а затем и многокрасочные ротационные машины. В 1914 г. был с освоено производство машин для глубокой печати (их печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным), а шесть лет спустя для плоской или офсетной, печати (печатающие и пробельные элементы располагаются в одной плоскости и различаются физико-химическими свойствами, при этом краска задерживается только на печатающих). В наши дни все полиграфические операции являются автоматизированными и управляются при помощи компьютеров. Недостатка в печатных бумажных книгах давно уже нет, но теперь конкуренцию им составляют книги электронные.

С изобретением офсетной печати полиграфический цикл значительно ускорился.


В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую - Гутенберг.

В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.


Наборные доски с подвижными литерами (слева деревянные, справа - металлические)

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

Книгопечатание на Руси

В Россию искусство книгопечатания в тридцатых годах шестнадцатого века привез Иван Федоров - дьякон московской церкви Николая Чудотворца Гостунского. Свое образование Иван получил в Краковском университете, который закончил в 1532 году.

Первое точно датированное русское печатное издание было выпущено им и его помощником - Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве. Называлась эта работа "Апостол". Второе издание, "Часовник", вышло через год. И это оказалась последняя книга, напечатанная в московской типографии Федорова.

Не обрадованные появлением полиграфии переписчики устроили массовые гонения печатников. При одном из мятежей сгорела до тла типография Федерова. После этой стории Иван с Петром Мстиславцем бежали из Москвы в Литовское княжество. В Литве их с большим гостеприимством принял гетман Ходкевич, основавший типографию в своем имении Заблудове. Там, в Заблудове Федоров проработал до семидесятых годов, после чего, уже без Мстиславца переехал во Львов, где продолжил печатное дело в основанной им типографии.

Знаменитую Острожскую библию - первую в истории полиграфии полную библию на славянском языке, первопечатник выпустил в городе Остроге (где прожил три года до возвращения во Львов) по поручению князя Константина Острожского в конце семидесятых готов шестнадцатого века.

Кстати, история помнит Ивана Федорова не только как первого русского печатника. Имея разностороннее образование, он неплохо отливал пушки и стал изобретателем многоствольной мортиры с взаимозаменяемыми частями.



Что еще почитать