Значение слова «ярь-медянка. Научно-технический энциклопедический словарь

Наиболее ранние письменные источники, содержащие сведения о пигментах, — это сочинения античных авторов — Теофраста (IV—III в. до н. э.), Диоскурида и Витрувия (I в. до н. э.). Однако наиболее полный свод сведений о пигментах древности — «Натуральная история» Плиния (I в. н. э.). Описанные Плинием пигменты оставались в обиходе живописцев вплоть до начала промышленного производства красок, а некоторые из них используются и ныне. По свидетельству Плиния, древнегреческие живописцы Апеллес, Аетион, Меланфий и Никомах «совершили бессмертные творения», каждое из которых «стоило имущества целых городов», пользуясь лишь четырьмя красками: белой, желтой, красной и черной (XXXV, 50). Во времена самого Плиния количество красок значительно увеличилось и составляло уже около двадцати 5 . Появились не только новые по цвету краски, но расширился ассортимент пигментов уже известных цветов. Отмечая обогащение живописной «палитры», Плиний, предвосхищая авторов конца XVIII — XIX веков, писал: «Мы были богаче искусством, когда были беднее материалами. Не душа, но материал ценятся теперь в искусстве» (XXXV, 50).

Согласно Плинию, наиболее древними были следующие четыре краски. Мелин, или мелинум (melinum) — белый пигмент, который привозили с острова Мелос в Эгейском море (XXXV, 37). Этой краской, как пишет Плиний, пользовался Апеллес (вторая половина IV в. до н. э.) 6 . Употребление желтой краски — аттической желти (silatticum) Плиний связывает (XXXIII, 160) с деятельностью афинских живописцев Микона и Полигнота (V в. до н. э.). По-видимому, в данном случае речь идет о натуральном пигменте — желтой охре. Третьей была красная — синопская земля (sinopisterra). Встречалась она во многих местах, однако наибольшее предпочтение греки отдавали красной земле с острова Лемнос: эта краска «весьма прославляема была от древних вместе с островом, на коем родится» (XXXV, 31—33) 7 . Черную (atramentum) — получали искусственным путем. Как писал Плиний, Микон и Полигнот пользовались виноградной черной (tryginon), получаемой пережиганием виноградных выжимок, а Апеллес использовал жженую слоновую кость (atramentumelephantinum) (XXXV, 42).

Постепенно ассортимент красок расширялся, и уже во времена Теофраста живописцы знали такие популярные в будущем пигменты, как свинцовые белила, киноварь и аурипигмент, азурит и ярь-медянку, по-видимому, малахит и ультрамарин из ляпис-лазури и некоторые другие. При исследовании красок фаюмских портретов, относящихся к I—III векам нашей эры, на многих из них были обнаружены краски только четырех цветов: белая (свинцовые белила), желтая (охра), красная (красная земля) и черная (угольная) . Однако в других случаях, как, например, на портрете из Каирского музея, кроме перечисленных, был найден красный органический краситель , а на женском портрете II века из Кракова были открыты киноварь двух видов (крупнозернистая, которой был написан рот, и мелкозернистая, использованная как лессировочный пигмент), зеленая земля в смеси с коричневой типа умбры, органическая черная в смеси с индиго, египетская (медная) синяя .

Древнейшим белым пигментом станковой живописи были свинцовые белила, называемые Плинием и большинством античных и средневековых авторов церусса (cerussa) 8 , псимитий, или псимициум (psimithium). Свинцовые белила — одна из красок, приготовляемых искусственно, путем окисления «острейшим уксусом» свинцовых пластин или стружек (Плиний, XXXIV, 175—176). Можно сказать без всякого преувеличения, что на протяжении всей истории европейской живописи этот пигмент оставался важнейшим 9 . И не только потому, что до появления в XIX веке цинковых белил он был единственным белым пигментом. Свинцовые белила всегда рассматривались как эквивалент естественного света, они использовались для передачи формы предметов, в смеси с ними писали человеческое тело, они присутствуют почти во всех светлых участках живописи в чистом виде или в смеси с другими пигментами. Со временем их стали применять как материал для грунта. Этот пигмент стирали со всеми видами связующего — воском, яйцом, камедью, животным клеем, с высыхающими маслами. Одним словом, трудно представить себе произведение, написанное до середины XIX века, где бы этот пигмент ни фигурировал в той или иной степени 10 .

Еще более древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» — авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. В классическую эпоху охры добывали в разных местах. Плиний указывает на светлые охры (sillucidum) — аттическую и привозимую из Галлии, «употребляемые для изображения света», и охры из Ахеи, «используемые для изображения теней». Существовали и другие разновидности этого пигмента (XXXIII, 158—160). Подобно свинцовым белилам, желтые железосодержащие пигменты широко используются в живописи вплоть до наших дней. Их применяли и применяют как в натуральном виде, так и пережигая для получения пигментов другого цвета — обычно красного, на что указывал еще Теофраст.

Во времена Теофраста знали уже и другую желтую краску— аурипигмент (auripigment), или орпимент 11 —сернистый мышьяк, добываемый для живописцев, по словам Плиния, в Сирии (XXXIII, 79). Эта краска, применявшаяся часто для имитации золота, была широко распространена в средние века и в эпоху Возрождения. В отличие от других сульфидных пигментов (например, киновари и ультрамарина), с которыми часто смешивались свинцовые белила, смешивать с белилами аурипигмент не рекомендовалось. В рукописи Марциана в связи с этим говорится, что многие кроющие краски «смешением взаимно портят друг друга, как свинцовые белила и медянка или свинцовые белила и аурипигмент» 12 . Аурипигмент встречается нескольких видов — от лимонно- и золотисто-желтого до оранжевого.

Под названием сандарак (sandaraca) был известен Теофрасту, Плинию и другим древним авторам еще один сульфидный пигмент, который, по словам Плиния, добывали в золотых и серебряных рудниках. «Рыжего» цвета, пахнущий серой, он считался тем лучше, чем был «зловоннее» (Плиний, XXXIV, 177). Обычно сандарак отождествляют с реальгаром — минералом красно-оранжевого цвета 13 .

Искусственной желтой краской была получаемая путем прокаливания свинцовых белил желтая окись свинца. Она походила цветом на сандарак (Плиний, XXXIV, 176) и использовалась как его фальсификат (XXXV, 39). Краска эта, очевидно, была мало распространена; она не обнаружена аналитически в произведениях старой живописи, и о ее приготовлении говорят только поздние источники.

Органической желтой, известной задолго до Плиния, была краска шафран, приготавливаемая из растения Crocussativus. Плиний пишет, что еще брат греческого скульптора Фидия — Панен покрыл стены храма Минервы в Элиде желтой шафрановой краской (XXXVI, 177). В качестве краски, заменяющей золото, о ней говорит Лейденский папирус, а Теофил рекомендует шафран для «позолоты» оловянной фольги 14 . Шафран как прозрачный желтый лак широко использовался в живописи в течение нескольких столетий.

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли — красные железосодержащие пигменты, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут мортум) и желтовато-розовых (розовая поццуольская земля). Согласно Плинию, «красные, красноватые и средние между ними» земли привозили из Египта, добывали на острове Лемнос, в Каппадокии (XXXV, 31—33) 15 , а также, по-видимому, в других местах.

Искусственным путем получали другие красные. Пережигая свинцовые белила, получали очень почитаемую в античности и в средние века красную краску — сурик (cerussausta или purpureacerussa) 16 . Сурик, по словам Плиния (XXXV, 38), был получен случайно при пожаре в Пирейской гавани; первым его использовал афинский живописец Никий (вторая половина IV в. до н. э.). В эпоху средневековья его широко использовали в миниатюрной и станковой живописи. Краску того же цвета получали, пережигая некоторые виды охры (silmarmorosum) и «гашением оной посредством уксуса». «Без сей краски, — писал Плиний (XXXV), — нельзя выразить теней в живописи».

Под именем миний и миниум (minium) фигурирует у Витрувия и Плиния одна из наиболее широко распространенных красных красок — натуральная киноварь. «Древние, — говорит Плиний (XXXIII, 117), — писали киноварью картины, которые и ныне еще называют единоцветными (monochromata)». Киноварь привозили из серебряных рудников, причем лучшей считали добываемую «выше Эфеса в полях Цильбианских» (XXXIII, 113) 17 . Киноварь — это сульфид ртути кристаллической формы чистого красного, красно-коричневого или малиново-красного цвета. Предполагают, что она была известна еще ассирийцам и египтянам. Позже понятие «киноварь» стало обозначать краску драконова кровь. Плиний был очень высокого мнения об этой краске. «Cinnabaris, — пишет он,— есть индийское слово. А именно так называют индийцы кровь Дракона... Да и нет другой краски, которая бы в живописи изображала кровь столь хорошо как сия» (XXXIII, 117). Плиний полагал, что cinnabaris действительно получается из «крови дракона». На самом деле это была краска растительного происхождения, получаемая из драконова дерева (DracaenaDraco). В более поздних источниках эта краска, именуемая «драконова кровь», рекомендуется только для миниатюрной живописи. Ченнини (гл. 43) говорит о ней: «Оставь ее в покое и не очень о ней печалься, так как она не принесет тебе чести» 18 .

Одной из наиболее дорогих красных красок, которые выдавались живописцу «от хозяина», был багрянец, или пурпур (purpurissim) — красящее вещество красновато-фиолетового цвета, извлекаемое из морской пурпурной улитки (Murexbrandaris) и осаждаемое на «среброцветный мел» (cretaargentaria) (Плиний, XXXV, 44). Пурпур был очень распространен в миниатюрной живописи средневековья. Северный пурпур был темным, с фиолетовым оттенком, а южный — красным.

На протяжении многих столетий применялась и была распространена другая органическая красная — мареновый лак, или краплак. До Плиния (XXXV, 45) о ней писали Витрувий (называвший ее лаком из корня багрянки) и Диоскурид. Эту краску извлекали путем экстракции из корней красильной марены, или краппа (Rubiatinctorum). Состояла она из двух веществ — ализарина и пурпурина, осаждаемых на минеральную основу. С XVI века красильную марену разводили в Голландии, а в XVII веке — во Франции. Наиболее распространен мареновый краплак в живописи XVII—XIX веков. Полученный в 1869 году искусственный ализарин вытеснил органический краситель. Упоминает Плиний (IX, 41) и об использовании другого органического красного красителя—кермеса 19 , применяемого для окрашивания тканей в «кармазиновый» цвет 20 .

Натуральной зеленой краской издавна служила зеленая земля (cretaviridis), называемая Плинием «худой краской» (XXXV, 48). Зеленая земля, или глауконит,— краска неяркая, скорее тусклая. Под разными названиями — веронская земля, terraverde и другими — она применялась живописцами практически всех художественных школ. В зависимости от месторождения состав пигмента и его цвет несколько варьировались.

Другой зеленой краской была хризоколла (chrysocolla), о которой Плиний, по-видимому, ошибаясь, писал, что она «прежде окрашивается, нежели употребляется в краску» (XXXIII, 86—90). По мнению Плиния, хризоколла — это минеральный продукт, на который осаждали сок растений. Подчеркивая это, Плиний писал, что хризоколла обладает свойством «вбирать в себя красильный сок подобно льну и шерсти». В нескольких местах своего трактата говорит о хризоколле и Теофраст, подробно ее не описывая. Однако указание на то, что она встречается в медных шахтах, позволяет предполагать, что речь может идти о двух медных минералах, из которых получали зеленый пигмент,— о малахите и хризоколле 21 .

«Палитра» не только античных и средневековых живописцев, но и мастеров Возрождения и художников XVII—XVIII веков была очень бедна зелеными пигментами. Получить яркую зеленую путем смешения синего и желтого пигментов тоже не удавалось, так как единственной ярко-желтой краской был содержащий серу аурипигмент, не допускающий смеси с синими медными красками. Поэтому со времен античности художники знали и широко использовали искусственно приготовляемую ярко-зеленую краску — ярь-медянку, или медную ярь. Ярь-медянка (aerugo), по словам Плиния, была «в великом употреблении» (XXXIV). Как живописная краска она упоминается и у других античных авторов начиная с Теофраста. Рецепты ее приготовления можно проследить начиная с этого времени вплоть до XIX века, когда она была почти полностью вытеснена вновь открытыми пигментами. Ярь-медянка — собирательный термин для обозначения ацетатов меди различного химического состава с оттенками от зеленого и зелено-синего до сине-зеленого и голубого. Обычно различают два вида этого пигмента, используемого в западноевропейской живописи: голубую основную ярь-медянку, изготовлявшуюся в винодельческих районах (например на юге Франции), где виноградные выжимки смешивались с медными пластинками, и зеленую нейтральную кристаллическую ярь-медянку, получаемую путем растворения медных стружек в уксусе. Такую же зеленую медную получали, действуя на голубую основную ярь крепким уксусом. Обе краски относятся к числу самых нестойких. Голубая ярь быстро становится зеленой; нейтральная, зеленая ярь изменяется меньше, но тоже не остается постоянной в цвете. Со временем оба пигмента в масляном связующем, а нейтральная ярь-медянка — в яичной темпере темнеют. В результате на картинах «старых мастеров» вместо зеленых можно видеть коричневые листья деревьев и такие же луга. Так как эти изменения (образование окиси меди) происходят при контакте с воздухом, в старых руководствах по технике живописи рекомендовалось ярь-медянку сразу же изолировать слоем лака.

При атрибуции картин, для определения их подлинности очень важно знать время применения того или иного пигмента. В этом отношении очень любопытны результаты лабораторного исследования ярь-медянки на произведениях европейских мастеров XIII—XIX веков . Установлено, что чаще всего ярь-медянка встречается на картинах XV—XVII веков. В ранней (итальянской, нидерландской и немецкой) живописи ярь-медянка применялась исключительно как пигмент для усиления зеленых тонов, поскольку известные тогда зеленые пигменты (малахит, зеленая земля) или составные зеленые не обладали необходимой насыщенностью цвета. До середины XVI века ярь-медянка широко применялась в смеси со свинцовыми белилами или свинцово-оловянистой желтой как кроющая краска. Сверху на ярь-медянку наносился слой прозрачной лессировки, о чем неоднократно упоминается в источниках. Например, Леонардо да Винчи пишет, что когда хотят закончить произведение ярь-медянкой, то ее покрывают тонким слоем алоэ, растворенным в водке; можно также растереть алоэ с маслом, с ярь-медянкой или с любой другой краской. В XVII—XVIII столетиях и позже ярь-медянка используется как лессировочная краска, наносимая поверх зеленой земли. В картинах XVIII—XIX веков ярь-медянка встречается значительно реже: живописцы XVIII века не испытывали потребности в ярко-зеленой краске, а в начале следующего столетия появился более стойкий и более красивый пигмент — изумрудная зелень.

Вступая в реакцию со смолами, ярь-медянка образует новое соединение — медный резинат. Обычно медными резинатами называют прозрачный ярко-зеленый лак, приобретающий такую окраску за счет медных солей смоляных кислот . Резинат меди широко использовался в XV—XVI веках, однако наиболее ранний из известных рецептов его приготовления относится к XVII веку и описан де Майерном: «Красивая зеленая. Рецепт: смешайте 2 унции венецианского терпентина и 1 1 / 2 унции терпентинового масла, добавьте 2 унции медянки в кусках, поставьте на горячую золу и дайте потихоньку кипеть. Попробуйте на стекле, нравится ли вам краска, и процедите сквозь полотно» (§ 61, см. также § 62). Медным резинатом пользовались главным образом как лессировочнои краской. Однако применение ее оказалось пагубным: со временем из-за окисления смоляного элемента краска теряла первоначальный цвет, превращаясь в коричневую. Этот процесс необратим, восстановление первоначального цвета невозможно. Нужно, однако, заметить, что подобное изменение, столь характерное, например, для голландской живописи XVII века, коснулось картин не всех художников. Например, на поперечном срезе частицы, взятой с зеленого занавеса на картине Мемлинта «Мадонна с младенцем» (лондонская Национальная галерея), было обнаружено три зеленых слоя — слой темно-зеленого цвета, состоящий из смеси ярь-медянки со свинцовыми белилами и желтой окисью свинца (?), второй слой из тех же компонентов, но более светлый, и третий слой чистого медного резината, нанесенного в виде лессировки. Ближе к поверхности зеленый слой переходит в коричневый, однако пока зеленый подмалевок надежно защищен от соприкосновения с воздухом, колорит живописи не меняется; со временем он становится лишь немного теплее. Этим объясняется сохранение зеленого цвета в произведениях ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена, Козимо Тура и их нидерландских и итальянских современников .

По всей вероятности, Плинию было известно несколько синих красок. «В серебряных рудниках,— пишет он,— родятся также краски желть (sil) и синь (coeruleum)» 22 (XXXIII, 158). В старину, продолжает он (ХХХШ, 161), было несколько видов этой краски: египетская (coeruleumaegyptium), скифская (с. scythicum), кипрская (с. cyprium), пуцеольская (с. puteolanum), и испанская (с. hispaniens). На аналогичные источники получения синего пигмента — кианоса (египетского, скифского, кипрского и др.), примерно за триста пятьдесят лет до Плиния указывал Теофраст. Что же это были за пигменты? Пожалуй, их можно идентифицировать с азуритом, египетской синей, натуральным ультрамарином и органической синей. В пользу такого предположения говорит следующее. Согласно Плинию, церулеум добывали в рудниках; стало быть, это минеральный пигмент. А Теофраст упоминает, что кианос встречается вместе с хризоколлой, являющейся частым спутником азурита. Указание обоих авторов на кипрское и испанское происхождение синего пигмента подтверждает это предположение: Кипр и Испания еще в древности славились своими медными рудниками, откуда и привозили, очевидно, минерал синего цвета — азурит. Несмотря на то, что, по имеющимся сведениям, азурит использовали в Древнем Египте еще в период IV династии (в конце III тыс. до н. э.), пигмент этот ни в Египте, ни в классическом мире не получил распространения . В Египте, Древней Греции и Риме широко использовали другой синий пигмент — получаемое искусственным путем синее медное стекло,— называемое впоследствии египетской синей или александрийской фритой (александрийской лазурью), секрет изготовления которой, как утверждают некоторые авторы, был утрачен, по-видимому, в эпоху Римской империи . Что касается скифского синего пигмента, есть все основания предполагать, что речь в данном случае идет о натуральном ультрамарине из ляпис-лазури. В пользу этого предположения говорит указание Плиния на то, что из скифского церулеума делалась краска четырех разборов — от светлой до темной. Из всех известных синих пигментов старой живописи только в процессе изготовления ультрамарина получали пигмент нескольких сортов, отличающихся цветом (см. Ченнино Ченнини, гл. 62). Несмотря на существующее мнение об очень раннем исчезновании из обихода живописцев египетской синей, этот пигмент в сочетании с ультрамарином был обнаружен на христианской энкаустической иконе «Сергий и Вакх», датируемой VI—VII веками 23 .

9 Рассмотрению красок, упоминаемых в сочинениях Плиния, Диоскурида, Витрувия, посвящены: статья Аггеева истатья P. Gегасi. Vanalyse chimique apliquec... — Mouseion, v. 19, N 3, 1932. Из публикаций последних лет следует прежде всего назвать работу S. Augusti. I Colon Pompeiani . Roma, 1967.

6 О мслосской земле как белом пигменте упоминает и Тсофраст. На острове Мелосе имеются большие залежи земли, добываемой и в настоящее время. Состоящая из кремнезема, находящегося в скрыто кристаллической форме, она похожа на мел, достаточно мягка н после размола может использоваться для приготовления красок.

7 Красный пигмент милтос, который следует, по-видимому, идентифицировать с группой красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл и Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними. Добывался милтос в центре Малой Азии — в Капладокии. Синопской землей этот пигмент называли потому, что вывозили его через Синопу — город, расположенный на южном побережье Черного моря.

8 Церуссон называли получаемый искусственным путем основной углекислый свинец 2РbСО 3 . Рb(ОН) 2 . Это же название дало наименование минералу церусситу — нейтральному углекислому свинцу РbСО 3 . который также использовали в прошлом в качестве белого пигмента. Наиболее раннее описание приготовления свинцовых белил принадлежит Теофрасту.

9 О применении в живописи и способах приготовления свинцовых белил в различные эпохи, об их исследовании см. Н. Kiihn. Bleiwcifi and seine Verwendung in der Maierei. — "Farbe und Lack", B. 73, 1967, S. 99—105, 209—213. и R. Gettens, H. К uhn and W. Cbase. Lead White . — «Conservation», v. 12, N 4, 1967.

10 Автору известен лишь один случай применения в станковой живописи вместо свинцовых белил — известковых (аналитически определен кальцит — СаСО 3). Речь идет о пяти алтарных иконах и живописном фризе над ним с изображением деисуса и двенадцати апостолов в ц. Фсдори Стратилата в с. Добрско (Болгария). Существует предположение, что среди мастеров, расписывавших в 1614 г. церковь и писавших тогда же иконы, был выходец из Салоников. Эти сведения любезно сообщены автору сотрудником болгарского Научного института памятников культуры П. Поповым. Применение известковых белил на клеевом связующем было, по-видимому, широко распространено в романской живописи Северной Европы при росписи деревянных панелей, монтируемых на стены и потолки церквей. Такова, например, потолочная роспись ц. св. Михаила в Хильдесхейме (Германия) около 1200 г. (см. примеч. 30) и деревянные панели того же времени со стен церквей в Сюндре и Эке на Готланде (Швеция) .

11 Теофраст называет ее арреник. Об арренике пишет и Плиний, говоря, что он состоит «из той же материи», что аурипигмент и сандарак. Наилучшим считали арреник «цвета золота»; бледный и похожий на сандарак ценился меньше (XXXIV, 178). По-видимому, собирая сведения из различных источников, Плиний говорит об одном и том же пигменте, называя его в одном случае по-гречески, как Теофраст, а в другом— по-латыни.

12 Указание на несовместимость ярь-медянки со свинцовыми белилами необоснованно. На большом количестве картин ярь-медянка встречается в смеси со свинцовыми белилами, не изменяясь при этом в цвете .

13 Минерал реальгар (от арабск. рахдж аль гхар) — моносульфид мышьяка As 4 S 4 (прежняя формула AsS). Обычно встречается с аурипигментом и другими мышьяковыми минералами. Под действием солнечного света и кислорода воздуха разлагается и переходит в желтый аурипигмент As 2 S 3 и арсенолит As 2 O 3 .

14 Подробнее об использовании шафрана в живописи, его приготовлении и исследовании см. в работе Кюна (258].

15 Ср. у Теофраста: см. примеч. 7.

16 Известен и природный сурик — мало распространенный минерал Рb 2 О 4 c примесями Fe, Аl,Ca и др.

17 Во время Теофраста киноварь привозили из Колхиды (прибрежной части современной Грузии) и Иберии (так греки называли и Испанию и территорию восточной Грузии). Вопрос о том, какую из этих стран имел в виду Теофраст, пока не решен. Римляне добывали киноварь в карфагенских копях Альмады.

18 В наименовании красок в различных источниках всегда существовала изрядная неразбериха. Часто называли по-разному один и тот же пигмент, иногда одно и то же название применялось для обозначения красок одного цвета, но различных по своему составу. У же Плиний отмечал эту неточность наименований. "Minium именуется у некоторых cinabaris, от чего произошло заблуждение», — говорит Плиний. По его словам, из-за возникшей путаницы в названиях, медики клали в лекарство вместо киновари — свинцовый сурик, являющийся сильным ядом (XXIX, 25; ХХХШ, 116). «У древних западноевропейских авторов, — писал Щавинский, — в обозначении киновари и близких более или менее к ней по цвету других красных пигментов господствует страшная путаница. ...Плиний и Витрувий, например, называют ее миниумом (обычно сурик); автор Лейденского папируса вместе с Диоскуридом смешивает ее с рубрикой синопской (красная железная земля), с сандараком (серный мышьяк) и миниумом, Ираклий с кармином и, кажется, еще с какой-то растительной краской, glades или glaciens, Теофил с синопской землей. Это же замечается и у более поздних западноевропейских авторов, как, например, у де Майерна, путающих киноварь (vermilion) с sandaracum и sandicum»

19 По словам Плиния, кермес — это зерно красного цвета. Переводчик Плиния ошибочно объясняет кермес как плод особой породы дуба («Вестник древней истории», 1946, с. 320, примеч. 6). В действительности, кермес — ярко-красный органический краситель, получаемый из высушенных телец червеца Coccusilici — насекомого, живущего на каменном и кермесовом дубе. Как указывает Черч, латинское vermes, первоначально звучащее как kermes и обозначающее насекомое, живущее на дубе, дало названия crimsonи carmine . Вместе с тем понятие кармин» неоднозначно. Краски, различные по химическому составу (речь идет об органическом красителе, а не о торговом названии), имели разное географическое происхождение. Кермес (или червец дубовый), содержащии красящее вещество — кермесовую к ислоту, происходит из Южной Европы, Ливана, Ближнего Востока; его издревле использовали в Европе наряду с мореной и пурпуром в качестве красителя для ткани. Широкое применение имела также кошениль—краситель. извлекаемый из насекомого Coccuscasli. разводимого на кактусовых плантациях Центральной Америки и Мексики и содержащего в качестве красителя карминовую кислоту. Однако этот краситель стал известен в Европе только после открытия Америки в 1492. г. Кипячением в воде из кошенили получали кармин. Кармином но многих западноевропейских, греческих и русских источниках называют также красный лак, извлекаемый путем вываривания из окрашенных в красный цвет шерстяных, шелковых и полотняных тканей.

20 Понятие «кармазиновый» сохранилось в русской литературе и деловых бумагах XVII-XVIII вв., но уже не как обозначение цвета, а, по-видимому, как вид ткани (Например: «сукно красное кармазинное», «сукно серогорячее кармазинное»).

21 Под названием хризоколла в минералогии известен минерал голубого или голубовато-зеленого цвета из класса силикатов, применяемый в качестве пигмента. Этот минерал распространен в местах окисления медных месторождений, особенно в условиях жаркого климата. Обычные спутники хризоколлы — малахит и азурит. Химический состав CuSiO 3 . nH 2 O, где n от 2 до 4; обычная примесь А1, в меньшей степени Са, Mg, Fe иногда Pb, Zn, P.

22 Известная с 1860 г. краска «церулеум» — светлый кобальт — по своему составу не имеет ничего общего с церулеумом Плиния.

23 В статье о реставрации этой иконы медная египетская синяя ошибочно названа как «смальта-—силикат кобальта-калия, представляющая собой измельченное кобальтовое стекло» (Г. 3. Быкова. Реставрация энкаустической иконы «Сергий и Вакх» VI-VII вв. — «Художественное наследие», т. 2(32), 1977, с. 131).

Ярь-медянка (Verdigris, Grü nspan) - представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в качестве масляной краски в значительных количествах для покраски железных крыш, в особенности в смеси с свинцовыми белилами, причем, весьма вероятно, вследствие взаимодействия этих веществ зеленый цвет приобретает своеобразный оттенок. Ярь-медянка-медянка имеет значение также и как клеевая краска; сверх того она применяется изредка в ситцепечатании, в обойном производстве а также для приготовления ской зелени и других содержащих медь зеленых красок. В торговле различаются два главных сорта Ярь-медянка-медянки: один сорт, синяя Ярь-медянка-медянка, по составу отвечающая менее основной соли, и другой сорт, зеленая ярь, отвечающая более основной соли. Состав первой может быть выражен формулой: 2Сu(С 2 Н з О 2)(ОН) + 5Н 2 О, а состав второй 2Сu(С 2 Н з О 2) 2 .CuO. Первый сорт яри назыв. также французской ярью, так как он в значительных количествах готовится во Франции (в ), а второй до сих пор носит название английской яри, хотя этого сорта вовсе не сосредоточивается в одной только Англии, а практикуется в широких размерах также и в других странах, например: России, и, Швеции и др. Ярь-медянка-медянка таким образом не представляет минеральной краски в собственном смысле этого слова, так как в состав ее входит органическая кислота, но тем не менее она обыкновенно причисляется к минеральным краскам. как того, так и другого сорта яри обусловливается воздействием паров уксусной кислоты и воздуха на металлическую медь. Английская ярь готовится воздействием древесной уксусной кислоты, а французская действием бродящих виноградных выжимок, содержащих уксусную кислоту брожения. Получение Ярь-медянка-медянки помощью виноградных выжимок производится преимущественно в странах, культивирующих виноград и занимающихся виноделием. Во Франции центрами этого производства являются и Монпелье. , перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12° - 15° C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 - 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди. Английская Ярь-медянка-медянка готовится совершенно аналогичным путем, только вместо выжимок употребляется древесная уксусная кислота, получающаяся при сухой перегонке дерева. В четырехугольные деревянные ящики закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящики, их тоже необходимо нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли, а затем слегка подсушить при невысокой температуре. Шерстяные лоскуты через 2-3 дня смачиваются свежей кислотой, пока не заметят, что на листах образовался слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет замечено, шерстяные лоскуты перегораживают от медных листов лучинками так, чтобы воздух имел доступ между ними. Вся операция наращивания на листах яри длится 6 - 8 недель, пока листы не покроются сравнительно толстым слоем. Очищенные от кристаллов листы служат для дальнейшей работы, а снятая с поверхности краска размешивается с водой или уксусной кислотой в однородное тесто, плотно накладывается в кожаные мешки, которые и оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет. Получающийся продукт не тождествен с тем, который получается по первому способу, но содержит немного меньше уксусной кислоты, вследствие чего он и отличается по цвету. Анализ яри имеет целью меди и уксусной кислоты. енное меди определяется прокаливанием определенной навески исследуемого образца, растворением получающегося остатка в соляной кислоте и осаждением процеженного, разбавленного водой, кипящего раствора раствором едкого натра. Получающийся осадок окиси меди промывается водой, высушивается, прокаливается и взвешивается. Количественное содержание уксусной кислоты определяется перегонкой навески яри с форфорной кислотой и м получающегося кислого погона титрованным раствором щелочи. Ярь-медянка-медянка часто фальсифицируется известью, песком, глиной, пемзой, гипсом, тяжелым шпатом и медным купоросом. Если вместо медных листов для производства яри употреблялись латунные листы, то ярь всегда содержит цинк. При растворении в соляной кислоте песок, глина, и т. и. остаются нерастворенными и могут быть взвешены. В хороших образцах яри общее количество нерастворимого остатка обыкновенно не превышает 3 %, а во всяком случае не должно превышать 6 %. Как суррогат яри, значительно более дешевый, предложена была Харичковым нафтеновомедная соль, ярко-зеленого цвета, приготовляемая из нафтеновых кислот, отброса, получающегося при очистке керосина щелочью.

Медянка, ярь-медянка . Grunspan, Vert de gris, Vert en Grappe. Очень популярная и универсальная краска, представляющая уксусно-медную соль, растворима в воде; самостоятельно не употребляется, применяется в смеси с белилами.

Наличие медянки обнаружено во многих окрасках в Древнем Риме Получение медянки известно давно; ее производство состоит в окислении металлической меди виноградными выжимками, предварительно подвергнутыми уксусному брожению. В южной Франции этот способ практикуется и в настоящее время; так получаемая медянка поступает в торговлю под названием французской, считающейся лучшей. В Германии, Швеции и России медянку получают окислением меди очищенным древесным уксусом; продукт выходит довольно качественным, но во многих отношениях уступает французскому, получаемому с помощью виноградного уксуса

Медянка как химический материал — непостоянное соединение; она состоит из смеси уксуснокислой, двууксуснокислой, трехуксуснокислой окиси меди и уксуснокислой закиси меди. Приблизительный состав частей: окиси меди от 43 до 45%, уксусной кислоты от 27 до 29%, воды от 25 до 28% и около 1% разных примесей.
Медянка в сухом виде представляет весьма плотный продукт, имеет землистый излом с признаками кристаллического строения.

Цвет массы — сине-зеленый; полностью растворяется в нашатырном спирте и кис- * лотах. Из всех медных красок имеет наибольшее применение Входя в химическое соединение со свинцовыми белилами, дает масляную краску высокого качества чрезвычайно прочную, красивого цвета, который после нанесения приобретает бирюзовый оттенок, но по мере образования медного мыла переходит в травянисто-зеленый, приятный для глаза колер и остается таким постоянно. Красочный слой медянки в результате химического соединения ее с олифой является необыкновенно прочным, от времени как бы металлизируется, препятствуя масляному цементу краски разлагаться под действием атмосферных влияний — сырости, воздуха, света, перемен температуры и проч., способствующих разложению всех органических веществ, к числу которых относится и олифа. В данном случае масло как бы теряет свои органические свойства, образуя с медянкой и входящими в состав краски свинцовыми белилами про химическое соединение медно-свинцовое мыло. Вот почему во всех случаях, где вопрос прочности окраски играет существенную роль, медянка является незаменимым материалом.

Эти положения основаны не только на теоретических данных На практике они подвергаются многими фактами: железные крыши, окрашенные медянкой, не требуют малярного ремонта более десяти лет, тогда как при наилучших условиях окраска другими масляными красками, подверженными влиянию наружной атмосферы, не выдерживает более пяти лет.

Способ производства медянки давно уже не составляет секрета, в южных провинциях Франции виноградные выжимки давно применяют в производстве медянки; виноградный уксус, образуемый от брожения выжимок, сам по себе чист и содержит только примеси виннокаменной и молочной кислот. В смеси с медью дает соль прекрасного цвета Древесный уксус, содержащий в растворе пригорелые масла фенол, смолы и проч., в смеси с медью не дает такого чистого цвета соли.
Медянка как довольно дорогая краска часто встречается с примесью дешевых материалов, например, глины, гипса шпата и других. Эти примеси обнаруживаются при растворении краски в нашатырном спирте. Примеси остаются в виде осадка по количеству которого можно судить о степени чистоты краски.

Словарь Ефремовой

Ярь-медянка

ж.
То же, что: ярь (1*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ярь-медянка

(Verdigris, Grü nspan) - представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в качестве масляной краски в значительных количествах для покраски железных крыш, в особенности в смеси с свинцовыми белилами, причем, весьма вероятно, вследствие взаимодействия этих веществ зеленый цвет приобретает своеобразный оттенок. Я.-медянка имеет значение также и как клеевая краска; сверх того она применяется изредка в ситцепечатании, в обойном производстве а также для приготовления Швейнфуртской зелени и других содержащих медь зеленых красок. В торговле различаются два главных сорта Я.-медянки: один сорт, синяя Я.-медянка, по составу отвечающая менее основной соли, и другой сорт, зеленая ярь, отвечающая более основной соли. Состав первой может быть выражен формулой: 2Сu(С 2 Н з О 2)(ОН) + 5Н 2 О, а состав второй 2Сu(С 2 Н з О 2) 2 .CuO. Первый сорт яри назыв. также французской ярью, так как он в значительных количествах готовится во Франции (в Монпелье), а второй до сих пор носит название английской яри, хотя производство этого сорта вовсе не сосредоточивается в одной только Англии, а практикуется в широких размерах также и в других странах, например: России, Германии, Швеции и др. Я.-медянка таким образом не представляет минеральной краски в собственном смысле этого слова, так как в состав ее входит органическая кислота, но тем не менее она обыкновенно причисляется к минеральным краскам. Образование как того, так и другого сорта яри обусловливается воздействием паров уксусной кислоты и воздуха на металлическую медь. Английская ярь готовится воздействием древесной уксусной кислоты, а французская действием бродящих виноградных выжимок, содержащих уксусную кислоту брожения. Получение Я.-медянки помощью виноградных выжимок производится преимущественно в странах, культивирующих виноград и занимающихся виноделием. Во Франции центрами этого производства являются Гренобль и Монпелье. Выжимки, перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12° - 15° C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 - 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди. Английская Я.-медянка готовится совершенно аналогичным путем, только вместо выжимок употребляется древесная уксусная кислота, получающаяся при сухой перегонке дерева. В четырехугольные деревянные ящики закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящики, их тоже необходимо нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли, а затем слегка подсушить при невысокой температуре. Шерстяные лоскуты через 2-3 дня смачиваются свежей кислотой, пока не заметят, что на листах образовался слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет замечено, шерстяные лоскуты перегораживают от медных листов лучинками так, чтобы воздух имел доступ между ними. Вся операция наращивания на листах яри длится 6 - 8 недель, пока листы не покроются сравнительно толстым слоем. Очищенные от кристаллов листы служат для дальнейшей работы, а снятая с поверхности краска размешивается с водой или уксусной кислотой в однородное тесто, плотно накладывается в кожаные мешки, которые и оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет. Получающийся продукт не тождествен с тем, который получается по первому способу, но содержит немного меньше уксусной кислоты, вследствие чего он и отличается по цвету. Анализ яри имеет целью определение меди и уксусной кислоты. Количественное содержание меди определяется прокаливанием определенной навески исследуемого образца, растворением получающегося остатка в соляной кислоте и осаждением процеженного, разбавленного водой, кипящего раствора раствором едкого натра. Получающийся осадок окиси меди промывается водой, высушивается, прокаливается и взвешивается. Количественное содержание уксусной кислоты определяется перегонкой навески яри с форфорной кислотой и титрованием получающегося кислого погона титрованным раствором щелочи. Я.-медянка часто фальсифицируется известью, песком, глиной, пемзой, гипсом, тяжелым шпатом и медным купоросом. Если вместо медных листов для производства яри употреблялись латунные листы, то ярь всегда содержит цинк. При растворении в соляной кислоте песок, глина, тяжелый шпат и т. и. остаются нерастворенными и могут быть взвешены. В хороших образцах яри общее количество нерастворимого остатка обыкновенно не превышает 3 %, а во всяком случае не должно превышать 6 %. Как суррогат яри, значительно более дешевый, предложена была Харичковым нафтеновомедная соль, ярко-зеленого цвета, приготовляемая из нафтеновых кислот, отброса, получающегося при очистке керосина щелочью.

Зеленый основной карбонат МЕДИ, который образуется на предметах из меди и бронзы, подверженных атмосферной коррозии. Термин также относится к зеленовато-голубому порошку (ЭТАНАТ меди, или ацетат), образующемуся при воздействии на медь этановой (уксусной) кислоты. см. также ПАТИНА.


Смотреть значение Ярь-медянка в других словарях

Медянка — медянки, ж. 1. Неядовитая змея с чешуей бурого цвета (зоол.). 2. Местное названии гадюки (обл.). 3. Местное название медяницы (обл.). 4. Жук медного цвета, златка (обл.). 5. только........
Толковый словарь Ушакова

Ярь-медянка Ж. — 1. То же, что: ярь (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Медянка — -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.
1. Неядовитая змея сем. ужей, бурого (самцы) или серого (самки) цвета.
2. Нар.-разг. = Гадюка (2 зн.).
3. Нар.-разг. = Медяница (1 зн.).
4. только........
Толковый словарь Кузнецова

Ярь — яри, мн. нет, ж. (обл.). 1. То же, что яровое (см. Яровой во 2 знач.). 2. Яровой посев, всходы ярового посева.
Толковый словарь Ушакова

Ярь-медянка — я́ри-медя́нки; ж. Зелёная краска, получаемая путём окисления меди.
Толковый словарь Кузнецова

Медянка — неядовитая змея семейства ужей. Длина до 65 см. В Европе и Зап.Азии. Иногда медянками ошибочно называют ядовитую змею - обыкновеннуюгадюку (походит окраской на медянку).
Большой энциклопедический словарь

Медянка — (Coronella austriaca), змея сем. ужовых. Дл. до 65 см. Окраска изменчивая; сверху бурая или серо-бурая (с 2-4 продольными рядами тёмных пятен) до красно-бурой и медно-красной, гл. обр.........
Биологический энциклопедический словарь

МЕДЯНКА — МЕДЯНКА, -и, ж. Змея сем. ужей бурого (самцы) или серого (самки) цвета.
Толковый словарь Ожегова

Что еще почитать