Как выбрать профессию? Советы родителям. Первый шаг во взрослую жизнь – выбор профессии

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

Каждый год, чем ближе выпускные экзамены, тем больше нервничают родители и волнуются будущие выпускники школ — куда идти дальше? Выбор профессии родителями — что может быть естественнее в такой ситуации? И преимущества такого подхода в данном вопросе вроде бы как очевидны.

  1. Родители имеют больше жизненного опыта.
  2. Лучше знают жизнь.
  3. Родители плохого не посоветуют/не пожелают.
  4. Родители лучше знают своих детей.
  5. В конце концов, кто за это все будет платить? В большинстве случаев тоже родители.

А теперь давайте разберем эту тему «по косточкам».

Влияние родителей на выбор профессии

Начнем с того, что родители бывают разные. Некоторым вообще не важно, какую профессию выберет их ребенок, другим же наоборот это супер-важно. И то и другое — явный перегиб, поэтому эти две категории родителей мы рассматривать не будем. Хотя о тех родителях, для кого тема супер важна, мы поговорим как-нибудь в другой раз в другой статье, потому что тема достаточно емкая, и требует отдельного разговора.

Что можно сказать родителям о выборе профессии детьми

Безусловно, вы желаете своему ребенку только добра и плохого не посоветуете. И безусловно, у вас больше жизненного опыта и различных поучительных историй о правильных и неправильных жизненных выборах. И даже соглашусь с тем, что вы искренне думаете, что вы знаете своих детей лучше, чем кто бы то ни было, включая самих ваших детей. НО

  • опыт у вас ваш, и советы вы даете исходя из вашего опыта, ваших знаний и представлений о жизни, которые могут совсем не подходить к вашему ребенку, даже если этот ребенок тоже ваш;
  • очень часто на ваш выбор профессии для вашего ребенка влияют ваши собственные предпочтения, ваши собственные убеждения, ваши собственные взгляды на то, что престижно и что не престижно, что даст хороший заработок, а что нет, и т.п.;
  • может быть еще хуже — что-то типа: «Вон у МарьВанны соседки (из нашего отдела, у подруги и пр.) дочка закончила «калинарный техникум», в столовку поваром устроилась — и сама сыта, и домой еще по целой сумке продуктов приносит! Чем не жисть?!»
  • жизнь меняется так быстро, что опыт и взгляды на жизнь 20-30 летней давности уже слегка начали обрастать мхом;
  • ну и еще один фактор — родители чаще всего знают два генеральных направления, первое — это куда точно не надо , и второе — куда было бы не плохо, все остальные варианты не рассматриваются.

Прошу прощения, если невольно задела чьи-то чувства. Если у вас все совсем не так — я искренне рада за вас и ваших детей.

Помощь родителей в выборе профессии

Если родители не обладают специальными знаниями по профориентации, то помощь заключается в том, чтобы организовать консультацию вашего ребенка у специалиста, который поможет ему выбрать подходящую профессию. Собственно на этом шаге, активная роль родителей в выборе профессии ребенка может закончиться.

Безусловно, многие могут сказать — не у всех есть возможность попасть на тестирование и грамотную профессиональную консультацию у специалиста по профориентации. Кто-то живет в маленьком городе или в поселке, где просто нет такой услуги для населения.

Тут можно сказать только одно — хвала Небесам, интернет доступен практически везде и много услуг можно оплатить и получить, что называется, не вставая с дивана.

Эмпирическое наблюдение влияния родителей на выбор профессии детьми говорит о том, что чаще всего это влияние сводится либо к лозунгу «Делай как я»,то есть предлагается идти по стопам родителей в выборе профессии. Либо к тому, что «У меня не получилось стать музыкантом, художником, врачом — давай хоть ты в люди выбьешься».

И как-то сам собой возникает закономерный вопрос.

Выбор профессии задача выпускника, или его родителей?

Вопрос отнюдь не риторический. Часто родители берут на себя роль «вершителей судеб», забывая, что осуществлять этот выбор придется их детям. И жить с этим тоже придется уже взрослым людям, которые когда-то были их маленькими детьми. Ведь если задуматься, то от выбора профессии зависит не только то, что они будут делать на своем рабочем месте, и сколько им за это будут платить.

Но так же от этого будет зависеть, как они будут чувствовать себя на своем рабочем месте, от этого так же будет зависеть круг их общения, состояние их здоровья и многие другие важные в жизни каждого человека вещи.

Осталось упомянуть еще об одной категории людей, каким-либо образом оказывающих непосредственное влияние на выбор профессии выпускниками школ. Это учителя.

Взаимодействие педагогов с родителями по выбору профессии

Очень хорошо, если это взаимодействие есть. Но тут тоже есть одно большое НО. Педагог в первую очередь оценивает способности ученика по его предмету, и в какой-то степени может оценивать психологические особенности этого ученика. Но учителя далеко не всегда знают, как их ученики ведут себя на других уроках, или вне школьных стен, где над учениками не давлеют школьные правила, порядки и ограничения.

Родители со своей стороны могут оценивать способности своих детей исходя из своих наблюдений за ними дома, в привычной для детей обстановке, возможно, они так же могут знать о том, какие отношения у их детей складываются с друзьями в неформальной обстановке, где нет таких жестких правил как в школе, и таких традиций и ритуалов как дома в семье.

Маленькая заметка на полях: часто ли вы встречали родителей, которые объективно оценивают своих детей?

И очень хорошо, если педагоги найдут общий язык с родителями и сопоставив ту информацию, которую дают им родители и свои собственные наблюдения и помогут или подскажут что-то родителям относительно будущей профессии учеников.

Что делать, если выпускник за все время обучения в школе ни к чему особого интереса не проявлял

По всем предметам имел примерно одинаковую успеваемость, ни в детском ни в подростковом возрасте ничем не увлекался? На консультациях по профориентации тоже особой ясности не появляется, или диапазон предлагаемых профессий настолько широк, что в переводе на бытовой русский язык это могло бы звучать примерно так: «А иди ты, парень, …. куда захочешь».

Уже ни для кого не секрет, что таких детей становится все больше. И старшее поколение часто сетует на то, что молодежь «нонче не та, что давеча» — ничего им не надо, ничего не интересно, делать ничего не хотят и пр. Такому положению вещей есть много причин. Перечислять и рассматривать их в рамках этой статьи я не стану.

Во-первых я не все эти причины знаю, и не уверена в том, что есть хотя бы один специалист на Земле, который знает абсолютно все эти причины. Во-вторых — только одно перечисление с кратким описанием займет не мало места. В-третьих — далеко не все из них стоит тут упоминать, и т.д.

Тут я упомяну вскользь только одну из таких причин. Думаю, что это будет вам не безинтересно, коль скоро вы вообще попали на сайт эзотерической тематики и дочитали мой опус до этого места. Причина эта заключается в том, что, в прямом смысле этого слова «так звезды встали». Что это такое, и что с этим можно сделать. Ответ может дать астролог или астропсихолог.

Как Формула Души может подсказать подходящую профессию

Формула Души — одно из направлений астропсихологии. О том, что можно узнать о человеке по Формуле Души, и чем могут быть полезны эти знания в реальной жизни я напишу в самое ближайшее время. А пока могу сказать, что примерно с 70 годов прошлого столетия стало все больше рождаться детей, которые с детства ни к чему особого интереса не проявляют, либо этот интерес очень быстро угасает.

Что там в небе случилось я не знаю, могу только констатировать это как данность. И у многих людей в Формуле Души до 20, хотя мне встречались даже такие люди, у которых и до 50 лет нет ни одной планеты ни в одном знаке, можно сказать, что у них образуется своеобразный вакуум в формуле души, точнее — в карте рождения. Все планеты «столпились» во второй части жизни, когда получать образование, что-то кардинально менять в своей жизни уже далеко не каждому под силу. Хотя есть и такие люди, которые отважились на такой шаг, и достигли весьма впечатляющих результатов.

Но это единицы, и они скорее редкое исключение, чем общее правило. И этому есть множество причин, и, пожалуй самая главная из них — это сложившаяся в обществе тенденция устанавливать возрастной ценз при приеме на работу и на учебу в ВУЗах и пр. учебных заведениях, основанная на мифах/бреднях/заблуждениях о том, что после 40 лет человек не способен обучаться и работать по новой профессии.

Чем в этом случае может помочь консультация астропсихолога

Если вы обратитесь за консультаций к астропсихологу — он поможет выбрать ту профессию/вид деятельности, наиболее подходящие условия, в которых человеку будет работать комфортнее всего (а следовательно дольше сохранять физическое и эмоциональное здоровье), а так же будет ему лучше работать по найму, или организовать свой собственный бизнес и много других дополнительных нюансов на тему профессии и условий будущей профессиональной деятельности.

Например, по картинке, расположенной выше можно сказать, что этот человек прирожденный лидер, у него несомненно, есть потенциал для того, чтобы стать хорошим стратегом, управленцем высокого уровня, кроме этого, у него великолепный потенциал для научно-исследовательской деятельности, а так же он сможет стать весьма приличным врачом в области женского и/или детского здоровья. Можно определить профессию еще более конкретно, но это уже другая тема, которой я тоже обязательно коснусь более детально и подробно в самое ближайшее время.

А сейчас я хочу рассказать вам совсем о другом аспекте жизни и будущего этого нашего героя. В данном конкретном случае мы как раз имеем возможность наблюдать, что у этого человека с рождения и, примерно, до 35 лет находится как раз тот самый вакуум. Чем это данному конкретному человеку может грозить? (Кстати, этот человек — индиго посвященный.)

Если в его детстве или хотя бы в подростковом возрасте не встретится какой-то очень увлеченный наукой (в нашем случае — математикой, физикой, компьютерными технологиями) человек, или человек с сильной волей, направленной в мирное русло. и не вовлечет его в круг своих интересов, то в лучшем случае он просто будет жить до 35 лет как кабачок на грядке, умеющий играть в продвинутые компьютерные игрушки, а в худшем — встанет на путь серьезного криминала.

И к тому времени, когда он начнет понимать, чем ему хочется заниматься в жизни, он наломает уже столько дров, что вопрос выбора профессии может стать уже не актуальным.

Порой бывает очень грустно, когда обращаются на консультацию люди в возрасте 40 +-, которые как-то хотят поменять свою жизнь, потому что уже невмоготу жить по старому, ходить на постылую работу, общаться с совсем неинтересными им людьми и ждать выхода на пенсию. И на консультации вдруг выясняется, что у них великолепные способности к совсем другим видам деятельности.

Я уже не говорю о том, что если бы эти люди занимались тем, к чему они самой Вселенной «предназначены», то это было бы совсем другое качество жизни, совсем другой уровень дохода, совсем другие перспективы. Конечно и в 40 можно коренным образом поменять свою жизнь и добиться в ней успеха. Но будем честны перед собой — у многих ли хватит на это смелости? А сил? А выдержать косые взгляды и покручивание пальцем у виска себе в след со стороны своего близкого и прочего окружения?

Это все к тому, что рано или поздно каждый человек «просыпается» и понимает, какая профессия ему подошла бы лучше всех остальных, но это пробуждение может наступить и в 40 и в 60… НО если в 20 кто-то подсказал, куда идти, чтобы когда в твои 40 ты «проснешься» у тебя уже было бы соответствующее образование и опыт, и тогда ты рванешь ввысь, со скоростью ракеты, и не смотря на свои 40 добьешься всего, чего тебе хочется.

А если родители дадут себе труд выяснить таланты и способности своего ребенка в первые месяцы после рождения, и будут развивать эти способности и таланты с первых месяцев жизни своего ребенка, через игрушки, игры, кружки, студии — какого успеха в жизни сможет достичь ваш ребенок!

P.S. Разумеется астропсихология — не панацея от всех бед. Но это, на сегодняшний день, один из немногих методов, подтвердивших свое право голоса многими столетиями своего существования.

Безусловно найдутся люди, которые скажут, что фигня вся эта ваша астропсихология с астрологией, поразвелось тут всяких «спецов» и «проффи» как собак нерезаных. Но опять же — давайте будем честны пред собой — есть Учителя, Врачи, Повара, Портные, Парикмахеры и т.д., которых принято называть Мастер своего Дела, или Врач от Бога, Учитель от Бога, а есть ленивые, бездарные «подмастерья», называющие себя «профессионалами» без зазрения совести.

Так же и среди астрологов, астропсихологов, предсказателей, гадалок есть те, кто от Бога, а есть те, кто рядом мимо проходили…

Получить дополнительную информацию в таком важном деле, как выбор профессии, никогда не помешает.

В любом случае, не зависимо от того, будете вы выбирать профессию с помощью астропсихологии, или как-то еще, я искренне желаю вам и вашим детям сделать самый верный и самый удачный выбор.

С уважением к вам и к вашим взглядам

Наталия Ваммас

С уважением к вашим взглядам и вашим ценностям,
Наталия Ваммас.

Любому подростку трудно принять такое важное решение, но особенно тяжело оно дается сиротам из детских домов и коррекционных школ. Как правильно выстроить свое будущее, может ли выпускник определиться без помощи взрослых – эти и другие вопросы обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «Комсомольской правды»: руководители профессиональных лицеев и детских домов, специалисты службы занятости и министерства образования и науки края.

Одно из самых важных решений в жизни – выбор профессии – человеку приходится принимать в очень юном возрасте. И зачастую определяющими становятся не желания, мечты и амбиции, а совсем другие, более прозаические причины: материальное положение, невозможность переезда в другой город, семейные обстоятельства. Проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов и коррекционных школ, еще больше. Вот только некоторые из них: перечень профессий и учебных заведений, где они могут их получить – ограничен. Кому-то мешают проблемы со здоровьем, кому-то – отсутствие общежитий.

Общую тенденцию подтверждают и отдельные примеры. Гость «круглого стола» 20-летняя Галя Русак сейчас учится в лицее №33 на швею, и она рассказывает:

Я не собиралась идти на эту профессию, так получилось. Сейчас доучиваюсь последний год, одновременно хожу в вечернюю школу, а потом буду поступать на повара-кондитера – я с самого начала этого хотела. И только потом пойду работать.

Надежде Терентьевой 18, и ее тоже отправили на швею, и тоже – мимо цели:

Вместе с Галей пойду на повара-кондитера.

Эти девочки искренне намерены работать, они еще не знают, что российские законы позволяют сиротам бездельничать и получать пособие размером более 20 тысяч. Такая поддержка поощряет иждивенческое настроение – и это тоже большая проблема: учиться не хочу – и отчислить сироту невозможно, работать не пойду – дайте пособие.

Это правда, - подтверждают Галя и Надя. – Таких очень много.

Но даже если сирота или неблагополучный подросток определился с выбором, и поступил в профессиональный лицей или училище, там ими просто некому заниматься: в детском доме один педагог на пять воспитанников, в училищах - на 50. А безнадзорность часто ведет к криминалу, наркомании и алкоголизму. Преодолевшим все эти сомнительные соблазны судьба уже заготовила новый удар: на работу устроиться практически невозможно, а тем, кто нашел место, – платят мизер в 4-6 тысяч рублей в месяц.

Приходите, двери открыты!

Знакомство школьников края с профессиями, что называется, поставлено на поток: и в школах, и в службе занятости, и в специально созданных профориентационных центрах выпускникам и учащимся старших классов предлагают и тестирование, и консультации – все бесплатно, в любое время. Но все же особую роль играет пример сверстников и возможность сделать что-то своими руками.

За год до выпуска мы начинаем своих детей возить по училищам, и в гости, и для обучения, – чтобы они убедились, подходит им эта профессия или нет, - говорит директор Красноярского детского дома «Самоцветы» Людмила Сотникова .

У нас для каждой специальности есть мастер-класс, и цель та же – «примерка» профессии, - добавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Канского лицея №12 Людмила Остова.

Выбор профессии мы проводим с помощью медико-педагогического консилиума и сводим в единое целое «хочу» и «могу». Такая работа начинается с седьмого класса, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Сосновоборского детского дома Светлана Филькина. – К сожалению, для детей с ограниченными возможностями перечень учебных заведений и специальностей невелик.

Мы готовим детей к профессии совместно с машиностроительным лицеем – на базе наших учебных заведений создана экспериментальная площадка федерального значения, - рассказывает директор Красноярской коррекционной школы-интерната VIII вида №5 Елена Клочкова . – Два года дети учатся и в школе, и в лицее. В итоге они получают документ об образовании государственного образца (в обычных коррекционных школах их не выдают), профессию и социальную адаптацию – дети с ограниченными возможностями становятся обычными.

Кстати, сирот в этом лицее совсем немного: 36 из 734.

Стереотип, что в училище идут неспособные и неуспешные, нам очень мешает, - говорит социальный педагог Красноярского машиностроительного лицея Татьяна Фигуровская. – Именно поэтому мы всех приглашаем посмотреть, как у нас хорошо. И многие из тех, кто в школе был незаметен, у нас раскрывают свои способности. Здесь много говорили о профориентационной работе, и она безусловно нужна, чтобы предотвратить то, что произошло с Галей и Надей: хотели стать кондитерами, а учатся на швей. Однако в последний год появились тревожные сигналы: результаты проведенного нами анкетирования показали, что уже 25% детей готовы учиться близко к дому – о каком выборе профессии тут можно говорить?

Мы регулярно проводим дни открытых дверей, кстати, ближайший – 1 апреля, - добавляет заместитель директора по воспитательной работе Красноярского машиностроительного лицея Елена Некрасова . – Их особенность в том, что своим опытом делятся наши учащиеся: посмотри на меня, я уже умею это делать, и у тебя получится. Кроме того, у нас есть много клубов и секций, в которых занимаются дети со всего района – и так, через рэп и паркур, они потом приходят к нам получать профессию.

Чехарда бюджетов

Еще одна проблема, которая препятствует выбору рабочей профессии, – наличие или отсутствие общежитий. Иногородние дети, скорей всего, не поедут учиться туда, где для них нет койко-места, а для сирот проблема жилья становится определяющей. Казалось бы, решение лежит на поверхности: они могли бы остаться в детском доме, а на учебу ездить на автобусе, как это делают все «домашние» студенты. И самому подростку привычней, и в детдоме не против, и государству, казалось бы, все равно, где именно будут потрачены деньги на содержание сироты. Оказывается, не все равно: средства распределяются по разным ведомствам. К такой чехарде бюджетов добавляются еще и региональные проблемы.

Например, краевым законом определено: в учреждениях начального и среднего профессионального образования бесплатно кормят только малообеспеченных. Но для этого нужно принести справку. И если маме с папой не до ребенка, то уже тем более – не до справки. А без документа питание не положено, - говорит главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Кондратюк . - Между тем из 18 тысяч учащихся техникумов и училищ треть являются малообеспеченными, плюс чуть более трех тысяч сирот, около тысячи находящихся в социально опасной ситуации – в итоге 70% нуждаются в бесплатном питании, и почти всем им требуется повышенное внимание педагогов и психологов.

Но самые сложные дети - те, что приходят из реабилитационных центров, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе канского лицея №12 Людмила Остова. – У них нет привычки ни к учебе, ни к нормальной жизни, ситуация складывается тупиковая: в детском доме им делать нечего – продолжать обучение в 10-11 классах они не могут, и нам с ними работать сложно – штатное расписание не позволяет взять для них воспитателей.

Специалистам понятно и то, что даже самых трудных, даже с самыми скромными возможностями детей нельзя изолировать в специально созданных учебных заведениях.

Мы, к счастью, ушли от системы интернатов, в которых дети и жили, и учились. Теперь они больше общаются, лучше адаптируются к новым условиям, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович , которая все высказанные пожелания и проблемы записывает – информация из первых уст пригодится для выработки новых законов края, направленных на защиту прав детей.

В социальном плане, мы уверены, у наших выпускников проблем не будет, - подтверждает социальный педагог детского дома-лицея им. Совмена Валентина Ненашкина. – Они учатся в разных школах, ходят в кружки и секции, выпускники занимаются на подготовительных курсах – Хазрет Меджидович оплатил всем довузовскую подготовку. Все старшие дети у нас живут в блоках на двоих – привыкают к самостоятельной жизни, сами следят за порядком. И хотя наш детский дом, как один из двух негосударственных в крае, дает выпускникам хорошие шансы стать успешными, без проблем не обходится. В частности, я согласна с коллегами – трудностей с выбором профессии много, и нас они тоже касаются в полной мере. Вроде бы учебных заведений достаточно, а общежитий нет - где жить? У себя оставить мы не можем – финансирование на них уже не идет. В этом году в нашем детском доме будут первые выпускники, 12 человек: 10 собираются в вузы, 2 - в колледжи, еще семи выпускникам 9-го класса нужно будет определиться с выбором начального или среднего профессионального образования. Может, нашим детям будет сложнее в жизни – они привыкли к хорошим условиям, может, наоборот, полученный багаж знаний и навыков удержит их на правильном пути.

Что выбрать: 20 тысяч или 5?

Но самая сложная проблема, по общему мнению участников «круглого стола», - трудоустройство. Кризис, выбросивший на рынок труда квалифицированных взрослых работников, окончательно перекрыл кислород специалистам с дипломом, но без стажа.

На решение проблемы трудоустройства выпускников (абсолютно всех, вставших на учет в службе занятости) направлена новая краевая программа «Стажер», которой могут воспользоваться 800 человек в год: полгода за работу им будет платить государство, также предусмотрены и средства на оплату труда наставника. Таким образом, программа выгодна и работодателям (не надо платить начинающему неопытному специалисту), и наставникам (дополнительный доход), и выпускникам учебных заведений (приобретение опыта).

Особая ситуация на рынке труда сложилась у сирот. Начиная профессиональную карьеру, они получают обычно около пяти тысяч в месяц, а тем, кто стоит на учете в центре занятости как безработный, положено пособие более 20 тысяч. Правда, всего полгода – потом надо все же начинать работать. Или снова учиться. Понятно, почему сироты не хотят трудиться: разницу между 5-ю и 20-ю тысячами увидит даже ребенок. То, что сироту надо поддержать материально, согласились все участники «круглого стола». Но нельзя давать деньги просто так – это тоже очевидно. Хорошо бы давать ту же сумму, но только тем, кто устроился на работу – но для этого нужно менять законодательство.

А пока из 1766 сирот края в возрасте до 23 лет, которые в 2009 году обратились в службу занятости, трудоустроены только 210. Еще 140 направлены на переобучение, а остальные получают пособие, - говорит начальник отдела материальной поддержки и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края Наталья Пассажинская.

1. Введение.

2. Профориентация воспитанников детских домов

2.1. Сущность профориентациоиной работы

2.2.Профориентационная работа с воспитанниками детских домов

З.Заключение

4. Список испольвоваиной литературы

1. Введение.

Подготовка воспитаиников детских домов к самостоятельной жизни-основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому работа по социальной адам ации детей-сирот становится ведущей задачей воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложныгм процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психо- физического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов: и воспитателей, и учителей- предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

2.Профориентацня воспитанников детских домов

2.1.Сущность профориентациоиной работы.

Профессиональная ориентация- это научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призваиному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов. Сущность профориентации, как общественной проблемы.проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансироваиной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодёжи. Цели про фориентацiш продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Традиционно профориентация строится на основе «триады»:

1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитаняиков); - 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» (способности, знания, умения, навыки); -3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО 11АДОэ> (спрос на данную профессию, возможности региональной системы занятости).

Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей сирот являются следующие:

Социальные - способствуют становлению члена общества, готового к еамореализации;

Экономические - регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;

Личностные - формируют качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успептной работы;

Воспитательные - воспитывают трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально-личностные качества;

Образовательные- дают знания о мире профессий и отдельных специальностях;

Мотивационные- мотивируют воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Направления деятельности системы профориентационной работы:

1) Профессиональное просвещение;

2) Профессиональная диагностика;

3) Профессиональная консультация;

4) Профессиональный отбор;

5) Профессиональная адаптация;

б) Профессиональное воспитание.

Следует отметить, что профориентация содержит в себе три главных аспекта:

1. Информацивнньтй аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения воспиташппсов всесторонней информацией а существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных.

2. Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.

3. Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, потому что предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направлеиности, выработку интереса и стремления к выбору определёиной профессии, а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

1. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Этот этап содержит изучение особенностей личности- ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии„ черт характера, темперамента, состояния здоровья.

2.Профессиональная консультация.Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учётом индивидуальных особенностей консультируемого.

Профессиональные консультации бывают двух видов -индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций - взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.

1. Профессиональный отбор - проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.

2. Профессиональный подбор - предоставление человеку рекомендаций а возможных направлениях трудовой деятельности, наиболее соответствующих его особенностям. 3. Профессиональная информация - ознакомление профориенгируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

4. Психологическая диагностика проводится специалистом-психологом для определения соответствия психологического статуса воспитанника требованиям выбранной профессии, выявления потребности в пеихокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения и трудоустройства.

Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора;

Когнитиавный - степень представления человека об индивидуальных психофизических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,

Мотивациоино-потребностный - характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельно-практический - способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований длиной профессии, владение основными приёмами работы.

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитаг шика детского дома:

-«Я» - знание себя, своих качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям,

-« Роль» - позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом, -«Работа» - собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома,

-«Карьера» - осознание карьеры как последовательной смены видов деятельности. Специальностей, профессий, мест работы в течение жизни, как достижения личного успеха и удовлетворёиности трудом,

-«Переход» - развитие качеств личности и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.

Основой профориентации является её психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций_ Различают следующие виды консультаций:

Справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования приёма на работу или учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

Диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

Медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.

Для профессиональной диагностики личности воспитаиника детского дома используются следующие методы и формы работы:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (через прямую связь между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).

2. Анализ документов и результатов деятельности:

Личные дела,

Итоги медицинских обследований,

Классные журналы,

Творческие сочинения, изделия

З.Анализ практический действий воспитанников в детском доме.

4.Метод анкетирования.

5.Беседы- интервью.

6.Педагогический эксперимент.

7.Метод сравнения.

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются те особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную реализацшо. В их число входят:

Особенность усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;

Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики.

Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;

Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно использовать различные методики.

В ходе психолого-педагогической профориентациоиной диагностики воспитанников детских домов целесообразно использовать профориентационную карту ребёнка, которая включает в себя следующие разделы:

Анкетные данные;

Данные о состоянии здоровья, нарушениях развития,

Сведения о развитии и изменениях интересов,

Сведения о личности (темпераменте, характере, способностях, отклонениях в поведении), развитии коммуникативных навыков;

Сведения о профессиональных планах и опыте трудовой деятельности.

2.2. Профориеитационная работа с воспитанниками детских домов

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей- сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви х ней.

Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым важным этапом в профессиональной ориентации детей- сирот. Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с её индивидуальными особенностями и недостатками.

Формы профориентатцлгонной работы с воспитанниками младшего возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, занятия в кружках по интересам-музыкальных, рисования, танцевальных и т.д. В кружках есть возможность для создания условий и развития творческих способностей. На данном этапе возможно достичь решения следующих задач:

Формирование общей положительной установки на труд,

Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом,

Формирование адекватной самооценки и адекватного отношения к способностям и склоиностям ребёнка со стороны персонала учреждения.

На следующем этапе среднего школьного возраста дети- сироты должны включаться в общественно- полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности. Знания о профессиях расширяются за счёт знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельости.

Основные задачи про фориентационной работы в этот период следующие:

Формирование трудового стереотипа;

Общетрудовая подготовка;

Стимулирование психического и физического развития;

Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших профессиональных планов.

Формы профориентационной работы на данном этапе содержат:

Трудовые пробы; общетрудовая подготовка; вбществеино-полезный труд; ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учётом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентациоиной работы данного этапа следует отнести:

*Формирование общетрудовых навыков и умений;

*Формирование профессиональных планов;

*Индивидуальное взаимодействие с педагогом по формированию профессиональных планов ребёнка.

В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видан труда непосредственно в учебных мастерских. Формы прфориентацщонной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

* Формирование адекватных профессиональных планов;

* Предпрофильная подготовка;

* Расширение социальны связей воспитаиников;

* Социально- средавая ориентировка;

* Консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

* Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.

Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее полученных знаний о профессиях сформировать у воспитаиника правильное отношение к выбору профессии, обобщить систему знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах и т.д.

Эффективности профориентационной работы на данном этапе способствуют экскурсии на учебно- производственные комбиндiъi, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в сужбу занятости...

Основные виды мероприятий профориентаццоиной работы в рамках детских учреждении для детей- сирот на каждом возрастном этапе развития имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:

Педагогические, заключающиеся в формировании необходимых навыков, умении, знаний;

Медицинские - диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;

Социальные - расширение социальных связей, социально- бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

3. Заключение

Педагогические мероприятия на каждом из возрастных этапов развития ребёнка имеют различные задачи, но цель у таких мероприятий общая-развитие и формирование необходимых умений и навыков для воспитания личности ребёнка. Актуальность профориентациоиной помощи воспитанникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких образовательных учреждений -формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитаиники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентациоиная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и различных « соблазнов».

Таким образом, профориентациоиная работа - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение сегодняшних острых социальных проблем.

Список использованной литературы:

1 .Маленкова Н.Л., Коррильо Линд К.А. Программа профориентационного цикла

2 .Пряжкикова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования, Академия, 2011

3.Резапеина Г.В. Классные часы «Беседы о самоопределении»,Академия 2011

4.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение «Выбор профиля обучения иирофессии», Академия 2011.


Родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.

Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

Правило первое. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь — побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция — ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении. Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность менее востребована на рынке труда.

Правило третье. Понимать, что ваш ребенок может . Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много — и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?

Что могут предложить специалисты?

Помощь психологов, специалистов по профориентации может заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А главное, сделать его гораздо более точным. Вот основные методы, которые мы рекомендуем:

Специальные тренинги, в ходе которых имеется возможность понаблюдать за поведением ребенка в различных играх и упражнениях. Именно через игру ребенок познает себя и мир. Для данной цели игры должны быть смоделированы так, чтобы ребенок мог проявить и развить определенные способности и навыки.

Дети пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности . Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда командного игрока. Участвовать в переговорах и разрешать конфликтные ситуации. Создавать план и претворять его в жизнь. Проявлять разные аспекты своего творчества. И в результате можно увидеть:

  • Склонен ли он брать на себя ответственность?
  • Насколько развита его способность к самоорганизации и самодисциплине?
  • Может ли он организовать деятельность других людей?
  • Каковы скорость переключения и объем внимания, и прочие когнитивные функции?
  • Какова его работоспособность в различных условиях?

Исследование в процессе тренинга полезно тем, что позволяет не только увидеть умения и особенности ребенка, но и помогают ему улучшить свои навыки, понять свои ошибки и исправить их.

2. Тестирование, направленное на выявление мотивации ребенка, его системы ценностей и личностных особенностей. С помощью тестов также определяются способности, интересы и склонности ребенка. Тесты проводятся многократно, и это позволяет увидеть тенденции развития, скорректировать план обучающих мероприятий.

3. Обратная связь психолога с родителями. Это возможность получить консультацию специалиста, которая помогает родителям лучше увидеть возможности ребенка и его дальнейшие шаги в выборе профессии, обсудить возникающие вопросы и вместе разработать дальнейший план.

Помощь в выборе профессии Вам окажут специалисты Центра занятости населения по месту Вашего жительства.

Желаем Вам успехов!

Что еще почитать