Сегодня 19 августа 2018 отмечают большой православный праздник Яблочный Спас – второй в череде «трех Спасов». Каждый год их отмечают 14 августа (Медовый), 19 августа (Яблочный) и 29 августа (Ореховый или Хлебный).
Праздник установили в честь памяти о преображении Иисуса Христа, произошедшем на Фаворе. В Евангелие указано: Иисус Христос с тремя учениками - Иаковом, Иоанном и Петром - взобрался на Фавор. Все вместе они начали усиленно молиться. Ученики через какое-то время уснули, а когда проснулись, увидели Иисуса Христа преображенным, с сияющим лицом, в белоснежных одеяниях. Затем появились два пророка - Илия с Моисеем, а вскоре ученики услышали голос с небес, гласящий, что Иисус Христос - Его Сын, и Его нужно слушать. Когда ученики и Иисус Христос спускались с горы, Иисус Христос приказал им не рассказывать никому о том, свидетелями чего они стали, пока Он не умрет и не воскреснет.
Преображение Иисуса Христа случилось за 40 дней до Его смерти, в феврале, но отмечать его стали в августе. Перенести праздник пришлось, чтобы он не припадал на Великий пост. Сейчас его отмечают за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.
Поскольку Яблочный Спас отмечают в дни Успенского поста, в пищу разрешили употреблять рыбные блюда, вино и масло растительное. В храмах священнослужители облачаются во все белое. Обычай святить яблоки пошел с VIII века, а сейчас в храмы на освящение несут виноград с грушами, овощи, пшеничные колоски с медом. Говорят, пока не наступит спас, яблоки не едят - нельзя, особенно тем, у кого умер ребенок. После освящения яблок их нужно раздавать нуждающимся, бедным.
На праздник принято печь яблочные пироги, блины из постного теста. Из яблок варят компоты, варенье. Говорят, в такой день не убивают насекомых, и даже не прогоняют, иначе не будет удачи и счастья.
В праздничный день нельзя:
Утром на Яблочный Спас нужно отправиться в церковь со спасовой корзиной в составе яблок, символизирующих урожай, крепость души, хлеба, символизирующего дом и семью, хрена, символизирующего стойкую веру, соли, символизирующей готовность к жизненным трудностям, выпечки. Все, что было освящено, нужно съесть. Если остатки испортились, их или отдают скоту, или закапывают в саду. Корзину дополняют свечами, зеленью.
Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.
Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.
Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.
Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.
Также нельзя убивать или прогонять насекомых.
В этот день принято угощать детей бедных и больных людей. Чем больше яблок получится раздать, тем более добрым и щедрым будет к вам Бог. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.
Праздник Яблочного Спаса, прежде всего, должен напомнить людям о важности духовного преображения.
Примета о погоде на Яблочный Спас: какая будет погода на Второй Спас, такую следует ждать и в январе месяце.
Если погода сухая и жаркая в этот день, то осень будет сухой, без дождей, теплой, и наоборот.
Если листочки на деревьях стали желтыми, будет скоро холодно.
Если ветер сильный дует - придет суровая зима.
Покров будет таким же, как день Яблочного Спаса.
Ранее считали, что погода 19 августа это зеркальное отражение погоды в январе. Какие либо осадки на протяжении всего дня праздника предполагают снег зимой, ну а если в день Яблочного Спаса стоит жара, то снега в январе месяце будет мало.
Примета на Удачу: невероятный успех и богатство следует вам ждать, в том случае если в день Яблочного Спаса муха два раза села на вашу руку.
Весь следующий год вы абсолютно точно проведете в изобилии, в том случае если в день Спаса угостите нищего яблоками.
Обязательно вынесите сами фрукты, если увидите вдруг такого человека на улице. А в том случае, если за целый день праздника вам совершенно не попадется на глаза нуждающийся человек, то это является достаточно плохой приметой.
С праздником Яблочного Спаса!
— А разве можно яблоко сейчас, Преображение ведь через неделю! - возмущалась в прошлое воскресенье прихожанка в церковном дворе.
— Можно-можно, они магазинные, значит, их в прошлом году освятили, - шутит в ответ седобородый священник.
Сегодня православные празднуют Преображение Господне или, как его чаще называют в народе, Яблочный Спас. Но такие диалоги можно услышать и в канун Медового Спаса (14 августа), и в канун Полотняного или Хлебного (29 августа). А на вопрос: почему православным нельзя летом до определенной даты есть ни меда, ни яблок, внятного ответа почти никто не дает. О том, как отличить суеверия от подлинной церковной традиции празднования Яблочного Спаса – в материале РИА Новости.
© РИА Новости / Виталий Аньков
Православные христиане отмечают Яблочный Спас
Согласно Евангелию, Иисус Христос вместе с ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - взошел помолиться на гору Фавор. Апостолы увидели, что он преобразился - «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» - и как явившиеся им пророки Илия и Моисей беседовали с их Учителем. «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один», - повествует Евангелие от Луки.
А когда видение исчезло, Иисус сказал ученикам, что ему предстоит умереть, а затем воскреснуть. Но строго запретил им рассказывать об этом кому либо.
Произошло это за 40 дней до смерти Христа. Почему же Церковь отмечает праздник не в феврале, а в августе?
«Причина в том, что без перенесения на другой месяц это торжество приходилось бы всегда на дни святой Четыредесятницы (Великого поста – ред.), а это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным покаянным временем», - объясняет протодиакон Дмитрий Половников.
Святые отцы Церкви называли Преображение днем, когда «радовались пророки и апостолы» и постановили отмечать его в августе, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня, когда верующие будут вновь вспоминать распятие Спасителя.
Духовенство в этот день совершает службу в белоснежных облачениях. Но,несмотря на праздник, соблюдение Успенского поста не отменяется, хотя и с послаблениями – разрешаются рыба, вино и елей (растительное масло).
«Все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни - все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся… Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню», - объяснял духовный смысл праздника Преображения известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний.
Еще в IV веке - достоверно известное время существования праздника - на Преображение освящали плоды нового урожая. По одной из версий, так Церковь вытесняла языческие праздники урожая - в честь Вакха-Диониса, например.
«В священническом служебнике в месяцеслове первой находится молитва на освящение винограда. Дело в том, что в Греции (читай Византии) виноград поспевал как раз к этому времени. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая. Принесение и освящение первенцев (это относится как к людям, так и к животным и различным плодам) - «стандартная» религиозная традиция, как для иудаизма, так и для языческих религий, и христианство не могло остаться в стороне от выражения благодарности к Богу за плоды. Это сейчас магазины круглогодично предлагают все разнообразие плодов мира, а раньше, что выросло, то и ели. Так что, надо благодарить Бога за то, что выросло», - говорит протодиакон Дмитрий Половников.
В храмах Русской православной церкви после богослужения освящаются не только яблоки, но и виноград, сливы и все, что выросло в садах. Но почему все же все таки «Яблочный» Спас?
© РИА Новости / Константин Чалабов
Празднование Яблочного спаса в городах России
В Церкви не устают повторять: подобные обряды ничего общего ни с с самим праздником, ни с православием не имеют. Это всего лишь суеверия.
«Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется», - предупреждает митрополит Бориспольский и Броварский Антоний.
Но ведь и в церкви от постоянных прихожан можно услышать, что до Преображения есть яблоки - грех. Для большей убедительности в пример приводят Адама и Евау: вкусили, мол, запретное яблочко - и вон из Эдема! Только, оказывается, дело тут вовсе не в дате.
«Типикон (богослужебный устав - ред.) предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения», - объясняет митрополит Антоний.
«В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания», - добавляет он.
Никто не станет спорить с тем, что яблоко – полезный и вкусный плод. Организм человека нуждается в клетчатке, витаминах и микроэлементах, особенно в железе. Всем этим нас могут обеспечить душистые, ароматные, кисло-сладкие фрукты. Однако на Руси существовал строгий запрет, не позволявший людям лакомиться яблоками, когда они начинают созревать. Так почему эти плоды наши предки не могли есть до Яблочного Спаса?
Помните, в известной поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок – несчастная мать, похоронившая маленького сына – говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.
Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.
Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.
Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.
Впрочем, все православные люди старались не нарушать этой традиции, ведь во время праздника Преображение Господне церковь освящает плоды нового урожая. До этого момента яблоки воспринимались людьми как фрукты, недозволенные к употреблению.
В августе православные христиане отмечают три особых праздника. День Происхождения честных древ Животворящего креста в народе называется Медовым Спасом, поскольку в эту дату церковь освящает плоды труда пасечников. Затем следует Яблочный Спас (Преображение Господне). И завершает череду праздников, посвященных урожаю, день Спаса Нерукотворного, называемый Ореховым Спасом. Интересно, что мед и орехи на Руси также не ели до их освящения в церкви.
В настоящее время, когда в магазинах круглый год продаются любые фрукты, православные люди, придерживающиеся народных традиций, стараются ограничить употребление яблок с начала Успенского поста.
Некоторые специалисты по церковной истории высказывают мнение, что запрет на поедание кисло-сладких плодов до 19 августа был обусловлен заботой священников о здоровье русских крестьян. Дескать, не все плоды поспевают к началу августа, большинство фруктов в это время года еще недозрелые, что вредно для работы желудочно-кишечного тракта.
Впрочем, наличие такого запрета само по себе могло сказаться на народной селекции. Люди выбирали и сажали в своих садах только те деревья, которые начинают плодоносить во второй половине августа, чтобы не вводить себя и своих домочадцев в искушение.
Кстати, первые упоминания о выращивании яблони как садовой культуры содержатся в исторических документах времен Ярослава Мудрого. Плоды этого дерева в России начинают созревать в конце июля. А такой известный сорт как Белый налив в некоторых регионах нашей страны можно употреблять в пищу еще за месяц до Преображения Господня. В советские времена многие селекционеры работали над выведением ранних сортов яблок. Это, например, Китайка золотая ранняя и Грушовка ранняя.
Современные священники стараются преодолеть негативное отношение, сложившееся в народе по отношению к Богу и ангелам. Служители церкви подчеркивают, что высшие силы не могут отыгрываться в Раю на покойных детях, обделяя их чем-то в наказание за поступки родителей. То есть, как такового запрета на поедание яблок до 19 августа не существует.
Первоначально, еще до принятия христианства на Руси, на Святой земле в день Преображения Господня было принято освящать в церкви виноград. Поскольку он не растет повсеместно в России, люди стали заменять гроздья более распространенными плодами – яблоками.
Единственный запрет, имеющий отношение к вышеупомянутому празднику, содержится в церковном уставе (Типиконе). Там говорится, что священнослужители, вкусившие созревшие гроздья с лозы до их освящения, лишаются возможности есть виноград до конца августа. То есть, в течение последующих 10 дней. И все. И никаких несчастных детишек, страдающих в Раю. И никакой Евы с Адамом. И никакого страшного греха.
Тот факт, что праздник Преображения Господня приходится на строгий Успенский пост, тоже не означает, что яблоки в это время должны быть исключены из рациона. Они, как и виноград, не относятся к числу продуктов, недозволенных православным во время поста.
Единственное, почему церковь лишь рекомендует христианам по возможности воздерживаться от употребления яблок до 19 августа, это тот факт, что они еще не освящены. Яблочный Спас воспринимается верующими людьми, в первую очередь, как возможность поблагодарить Бога за дарованный урожай. Невежливо есть, не сказав «спасибо». Так полагают многие священники.
В Яблочный Спас - ушло лето от нас
В августе мы отмечаем три Спаса - Медовый, Яблочный Спас и Ореховый. Все три праздника являются народными с одной стороны, а с другой они тесно связаны с церковью. Так вышло из-за смешения народных и православных традиций.
В прошлой статье мы говорили о традициях, приметах и поздравлениях на Медовый Спас . В этой же, обсудим второй по счету праздник - Яблочный. Так же узнаем о старинных традициях, приметах, некоторых поговорках. Узнаем, когда Яблочный Спас и многое другое.
Яблочный Спас всегда отмечают в одну и ту же дату, совмещенную с большим православным праздником - Преображением Господнем. И в 2018, 2019, 20-ом и так далее, праздновать Второй Спас будут 19 августа.
Отмечать этот день начали очень давно, в народе он был одним из самых почитаемых. С древности это время считалось началом осени. Праздник приурочен, впрочем, как и многие августовские праздники, к поре урожая.
После прихода христианства он начал обретать новую суть, так как в этот день церковь начала отмечать Преображение. Первые упоминания праздника встречаются еще в 4 веке, в Палестине.
В православии Преображение - двунадесятый великий праздник, выпадающий на период Успенского поста. В этот день в церкви:
совершаются литургии;
поются каноны;
люди исповедуются и причащаются.
Верующие считают, что Яблочный Спас - отличное время, чтобы задуматься о будущем и преобразиться духовно. Бог помогает в этом, потому как в день Преображения Господь посылает на людей свое благословение.
На Руси Яблочный Спас отмечали широко. В празднике тесно переплелись и религиозные и народные традиции. Таким он дошел и до наших дней.
Одно из самых распространенных названий - Яблочный Спас. Но день связан не только с яблоками, хотя это одни из самых популярных фруктовых деревьев в мире, известные человеку с незапамятных времен.
Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас
Старинный обряд, в ходе которого хозяйки брали церковную свечу и яблоко.
Конечно, с таким праздником, как Яблочный Спас связано много примет. Часть из них мы уже озвучили в статье про народные праздники августа . Но кое-какие приведем и здесь.
На просторах Рунета мы поискали для вас несколько поздравлений с Яблочным спасом. В основном это картинки. Есть короткие поздравления, есть со стихами, есть даже анимированные.
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.
Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.
В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.
Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.
29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.
На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.
Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и
11.08.2015 01:20
Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...
14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.
Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.
Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.
После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.
19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня