Главные особенности стиля модерн в интерьере. Югендстиль, он же тиффани, он же сецессион, он же либерти, он же модерн

Введение

Сложные и противоречивые процессы, определявшие художественное развитие во второй половине XIX - начале ХХ века, резко поляризовались: с одной стороны, произошло исторически закономерное соединение реалистического искусства с идеями и общественными устремлениями социализма, с другой - определились, углубились и стали принимать все более крайние формы тенденции распада художественного творчества в реакционном буржуазном искусстве. В искусстве 19 и 20 веков, при всей сложности, неоднородности, а подчас и спутанности художественных процессов, можно тем не менее проследить две главные линии исторического развития. Одна из них связана с прогрессивным восхождением от романтизма к реализму. Другая - с постепенным накоплением симптомов и элементов упадка, с возникновением и дальнейшей эволюцией модернизма. Если социалистический реализм наследует и развивает все прогрессивные достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно «впитывает» в себя все негативные и реакционные моменты в предшествующем художественном развитии, приводя в конечном счете к полному распаду искусства. Художественные процессы современности как раз и определяются борьбой реализма и модернизма, которая в конечном счете отражает борьбу двух основных сил современного мира - социализма и империализма.

Особенности стиля модерн

В конце XIX века в искусстве появляется новый стиль, приверженцы которого пытаются отойти от историзма и эклектизма современного искусства. Этот стиль получил название модерн (от франц. modernus - новейший, современный). Стиль модерн - одно из названий крупного стилевого направления в искусстве Европы и США. Модернизм отличает естественная и органическая связь с развитием искусства в каждой из стран, почему и применяется несколько возникших независимо друг от друга наименований. Ярче всего модерн проявляется в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката, скульптуре и живописи.

Впервые новый стиль заявил о себе в Англии. В других западно-европейских странах модерн формировался в 1880-х годах. Во Франции он носил название «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австрии - «сецессион», в Италии - «либерти», в Испании - «модернисмо», в Польше - «сецесия».

Модернизм возник как один из видов неоромантического протеста против распространившегося в культуре Европы поклонения рассудочности и практицизму. В стилевом отношении модернизм противопоставляет эклектике, господствовавшей в искусстве XIX века, внутреннее единство и органичность. Таким образом, модернизм рождался как стиль обобщающего, универсального типа. В центре интересов теоретиков и лидеров модернизма - развитие осмысленной и одухотворенной формы, которая выражала бы напряженность и утонченность творческого духа переломной эпохи. По мысли его идеологов, среди которых особенно велика роль замечательного архитектора Х. ван де Велде, модернизм должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека целостную, эстетически совершенную предметную среду, которая позволила бы по-новому увидеть старые и создать новые формы, приемы, материалы. Одна из самых важных для модерна идей - преодоление пропасти между художественным и утилитарным.

Наиболее последовательно модернизм осуществил свои принципы в сфере создания индивидуальных жилищ, которые мыслились как единый ансамбль в архитектурном, декоративном и дизайнерском отношениях. Но в духе модерна строились и многочисленные деловые, промышленные здания, вокзалы, театры, многоквартирные дома. Становление модерна начинается на рубеже XIX-ХХ вв. В этот период возрождаются национально-романтические увлечения, интерес к искусству Средневековья, к фольклору. К числу важных вех в истории модерна относится возникновение художественных мастерских, прообразами которых были мастерские У. Морриса в Великобритании, организованные им еще в 80-е гг. XIX в.; немецкие мастерские художественных ремесел в Германии, венские мастерские в Австрии, мастерские в Абрамцеве в России и многие другие.

Зрелый этап модерна наступает в первом десятилетии ХХ века. Теперь этот стиль уже не сводится к сумме локальных школ, а приобретает черты интернационального. Быстрому его распространению способствовали многочисленные журналы, выходившие во всех европейских странах в 90-х годах XIX в. (к числу таких изданий относится и знаменитый «мир искусства»). Модерн культивирует новый тип художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, дизайнера и очень часто теоретика. Большую популярность получает рожденная еще в эпоху позднего романтизма идея «совокупного произведения искусства», автором которой был один из властителей дум эпохи, немецкий композитор Р.Вагнер. Идея цельного произведения искусства ярче всего получило свое воплощение в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличает ритмическая согласованность линий и тонов, единство деталей декора и обстановки (мебель, обои, лепнина, панели и т.д.). Такой интерьер мыслился как однородное художественно единое пространство, усложненное и расширенное зеркалами, многочисленными окнами, живописными панно.

Архитектура модерна явилась первым шагом в развитии зодчества ХХ века. Она стремилась к единству конструктивного и художественного начал, осваивала свободную, функционально-осмысленную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные новые материалы, в том числе железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень. Свободно размещая постройки архитекторы модерна отвергали симметрию и нормы регулярной застройки. Их целью было индивидуализированное произведение архитектуры, при этом здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.

Конкретные авторские стили архитектуры модерна различны. У многих мастеров преобладает стремление к необычным живописным эффектам, динамике, пластичности и текучим очертаниям, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям. Таковы произведения А. Гауди в Испании, Х. ван де Велде в Бельгии, Ф. Шехтеля в России. Но, наряду с этим, существовала и рационалистическая тенденция. Ее сторонники тяготели к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости. Таковы работы Й. Хофмана в Австрии, Ч. Макинтоша в Шотландии, позднее произведения Ф. Шехтеля.

Основное выразительное средство стиля модерн - орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композицию. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, они объединяют архитектурные плоскости, организуют пространство. Текучие линии декора нередко имеют и символический смысл. У мастеров венского модерна - Й. Хофмана, Й. Ольбриха, в работах Ч. Макинтоша строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованные растительные узоры древнего эгейского искусства или готика, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Так, принципы орнамента раньше всего сложились в графике модерна. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период особенных высот в творчестве О. Бердсли, Ф. Валлоттона, А. Бенуа, А. Мухи, К. Мозера и множества других блестящих мастеров-графиков. В живописи и скульптуре модерн, неразрывно связанный с символизмом, стремился создать собственную художественную систему, однако был довольно зависим от крупных направлений предшествующего периода. Кроме того, живопись рассматривалась как элемент интерьера, поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна. В ней часто встречается парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных фонов и вылепленных со скульптурной четкостью фигур и лиц на первом плане. Образцовым в этом смысле является искусство Г. Климта. Стиль А. Мухи представляет собой пример идеального применения линейности в искусстве модерн. Как и многие художники-модернисты, А. Муха был одновременно дизайнером: он создавал эскизы для ювелирных украшений, витражей, мебели, театральных декораций, костюмов.

Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (группа «Наби» во Франции, Л. Бакст в России). Наблюдался значительный интерес к символике линии и цвета, к темам меланхолического созерцания, скорби, тайны, пряной эротики, к легендарно-сказочным сюжетам. С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф.фон Штук в Германии.

Художник-модернист говорит, что он не хочет ориентироваться на обывателя, мещанина, на буржуазную публику, на неразвитое эстетическое сознание. Но характер его разрыва с ним таков, что он уходит от человечности вообще. И поэтому модернистское искусство становится не только антинародным, но и противоестественным.

Уже в первой четверти ХХ века появляются модернистские течения, возвращающиеся к предметности. Но этот возврат либо приобретает натуралистический характер, поскольку связан с безыдейностью, с отказом от передовых общественных идеалов, либо оказывается мнимым, поскольку сохраняет отказ от изобразительности. Регресс искусства оказывается невозможно преодолеть на модернистской основе, не выходя за ее границы.

Ярким представителем модерна в книжной графике был Обри Бердсли.

Стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия

стиль в искусстве - ▲ стиль (быть) в, искусство ампир. барокко. рококо. готика, готический стиль. мавританский стиль. модерн. стиль мебели: буль. жакоб. ордера: дорический. ионический. коринфский. тосканский. композитный … Идеографический словарь русского языка

Модерн (от лат. modernus недавний, современный, новый) многозначное слово. Модерн (эпоха модерна) исторический период (эпоха), соответствующий Новому и/или Новейшему времени, характерные черты этого периода. Модерн стиль в западноевропейском … Википедия

- (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии

Вкус, дух, образ, манера, пошиб, род, школа, жанр; изложение, речь, слог, перо, кисть. В духе древних сочинений. У него бойкое перо, смелая кисть. Ср. . См. язык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

Модерн - – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя

стиль модерн - * style moderne. 1. Новейший стиль. БИШ. Отказаться от старого письма реалистов, объявить смерть быту, изображать неопределенные настроения в стиле moderne? Но это же не решение вопроса. В. Харциев Основы поэтики А. А. Потебни. 2. иск. Стиль… …

модерн - moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию … Исторический словарь галлицизмов русского языка

«модерн» - (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…
  • Стиль модерн , Леньо Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство - в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизм - в Испании и его…

Вообще модерн - стиль, он имеет определённые признаки (почитайте Д.В.Сарабьянов "Стиль модерн")
«Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) в литературе справочного характера определяется как «стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 - начале 20 веков» .

____________________________________________________
Как отмечает В. Серебровский, - появление этого стиля объясняют разными причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами - усталостью уходящего 19 века, и общим декадансом европейской культуры («Закат Европы»), и связанной с этим утратой «большого стиля». Однако сами представители этого направления и примыкавшие к ним критики называли свой стиль арнуво во Франции, югенд штиль - в Германии, т.е. - молодым искусством.
Стилистические особенности стиля «модерн».
связан с уто¬пическими представлениями о судьбе человечества и о воз¬можности эстетическими средствами эту судьбу исправить, даже сформировать.
уникаль¬ное и массовое не совпадали, но массовое тяготело к уникаль¬но-индивидуальному, в результате чего индивидуальное сразу Же становилось достоянием всеобщего.
в своем обществен¬ном функционировании в целом он не выявляет каких-то оп¬ределенных классовых интересов.
волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), а так же лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т.п., без теней как книжная графика: обои и ткани, пластические материалы
формы предыдущих стилей (готика) сводятся к первичным «нетронутым» линиям.
мебель (кресла, стулья, диван) подгоняются под формы человека
подчинение внешнего облика к внутреннему.
усиление гротеск¬ного начала.
избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строго вертикализма поверхностей. Неуловимая кривизна помогает вдохнуть "жизнь" в объемы, поверхности и детали сооружений, лишая их сухости, определяя своеобразную рисованность силуэта.
здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны.
предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии.
линия является живой, пульсирующей, развивающейся силой, оживляющей неживое и передающей энергию декорируемой поверхности. Линии арнуво (модерн) часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Основные принципы стиля «модерн».
1.Стилизация - принцип формообразования в модерне.
Стилевая целостность модерна достигается с помощью "внутреннего" структурного единства - органической целостности и неразъединимости полезного и прекрасного при их неслиянности, иными словами диалектичностью действия механизма, преобразующего полезное в прекрасное, превращающего форму, практически полезную, одновременно и в художественно выразительную.
Отсутствие в модерне визуального единообразия компенсируется единообразной трактовкой разнородных форм: разнородных по своему значению, разнородных в смысле их прототипа. Единообразие трактовки разнородных форм и есть прием, который можно определять как стилизацию (в отличие от стилизаторства эклектики).
Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Любовь к эллиптическим, трапециевидным формам, к круглящимся, мягко изгибающимся или напряженным, "натянутым" линиям обнаруживает новое понимание конструктивности и устойчивости как чего-то динамичного и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих сил.
2.Фактура материала в модерне.
Из органического единства полезного и прекрасного в модерне с неизбежностью следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. их фактура и цвет превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Использование цвета декоративно, но декоративность выступает здесь как явление второго порядка: изначальное значение цвета сугубо практическое - выявить, акцентировать архитектурную форму - стилеобразующую основу композиции. Двойственность системы, подчеркнутая цветом, выступает очень определенно. Здание как будто расслаивается; одежда, надетая на остов здания (колоннада, портики, фронтоны, наличники окон, цоколи и карнизы), демонстрирует свое гармонизующее назначение. Модерн обнаруживает интерес к фактуре материала, открывая заново выразительные возможности традиционных материалов, широко и смело вводя в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и облицовочный или глазурованный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи. Модерн, обращающийся с материалом свободно, даже вольно, всегда сохраняет естественную поверхность материала. Фактура его обыграна, выявлена выразительность.
3.Объем и пространственно-планировочная структура сооружений модерна.
Соотношение "внешнего" и "внутреннего" объемов в архитектуре нового и новейшего времени противоположно друг другу в модерне наружный объем является производной от внутренней структуры. Диалогичность как тип организации архитектурной системы ХХ века, ведущий свое происхождение от модерна обнаруживается в соответствии "внешнего", художественного, объема "внутреннему", утилитарному; органическая целостность характера системообразующих связей дает о себе знать в диалектическом единстве обоих элементов. Принципу построения зданий "изнутри-наружу" соответствует раскрытость композиций и многообразие формы объемов, наконец, огромное внимание уделяемое интерьеру, поскольку именно интерьер, структура "внутреннего" объема образует ядро, предопределяющее наружный облик здания. Пространственная концепция интерьера любой эпохи основывается на том же отношении "человек-объект", что и композиция фасада. В планировке зданий нового времени господствуют осевые построения, аналогичные осевым композициям фасадов и ансамблей. На ось как бы нанизываются отдельные помещения. Характер приемов варьируется в зависимости от стиля, не меняя, однако, сути дела: изначально определяет планировку заданная геометрическая схема. Так появляются центрически-осевые планы вилл и палаццо Ренессанса, анфилады дворцов барокко, взаимно перпендикулярные (короткая продольная и узкая поперечная) анфилады дворцов классицизма, оси коридора и анфилады парадных зал в ампире, ось коридора и параллельные ей анфилады жилых и деловых комнат в особняках и доходных домах эклектики. Этот принцип объемно-пространственного построения легче всего прослеживается на примере особняков, стоявших, как правило, свободно на территории участка, не включенных в сплошной фасад уличной застройки. Жилой дом, точнее особняк или загородный дом, дача - основная тема и самое полное воплощение идей раннего модерна. Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, - качества слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности и удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования - поэтизация обыденного. Планировка особняков максимально рационализуется, приобретает компактность, из нее изгоняется не только все ненужное, но и излишнее. Итак, композиционный, пространственный, часто даже геометрический центр особняка - холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, подвижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимы по мере движения по открытой теперь лестнице. Но в непрерывной смене картин есть неподвижная ось, доминанта, относительно которой фиксируется эта изменчивость,- все та же лестница, холл. Центричность построения, сложное единство статичной точки отсчета и динамичности, изменяемости окружающих ее пространств в особняках чувствуется буквально физически. Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана. Осознание специфики каркасных конструкций сделало необязательным устройство разделительных стен.

Модерн, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить своё творчество Историзму и эклектизму второй половины XIX столетия — отсюда название. Поэтому термин «мо¬дерн» следует отличать от общего слова «современный» ИЛИ «современное искусство», а также термина «модернизм». Хронологи-ческие рамки искусства Модерн очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет: приблизительно 1886-1914 гг.
_____________________________________________________________________
А моредерн к модернизму совешенно не относится, модернизм - (фр. Modernisme, от moderne - современный, новейший) - термин суммарный, обозначающий множество не похожих друг на друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве XX века. Этимологически этот термин происходит от слова modern - новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».
Модернизм - это не вообще и не любое «новое искусство», а новое искусство, имеющее определенное конкретно-историческое содержание. Эго искусство, которое возникло в последней четверти XIX века, искусство, противопоставившее себя «традиционному» критическому реализму и выразившее кризис развития европейской художественной культуры. Искусство XX века это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле этого слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. Искусство XX столетия формирует себя в диалоге или в противоборстве с массовой культурой, возникающей в середине XIX века.

_______________________
И ещё художников, которые вы перечисли как раз известны в модернизме, а ни в модерне. Художниками модерна -можно считать:
Герда Вегенер — Дания;
Станислав Выспяньский — Польша;
Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан — Франция;
Густав Климт — Австрия;
Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернан Кнопф — Бельгия;
Альфонс Муха — Чехия;
Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
Джованни Сегантини — Италия;
Ян Тороп — Голландия;
Жорж де Фёр (Йозеф ван Слейтерс) — Нидерланды;
Фердинанд Ходлер — Швейцария;
М. А. Врубель;
А. Н. Бенуа;
В. М. Васнецов;
Р. К. Калмаков;
С. В. Малютин;
М. В. Нестеров;
В. Д. Поленов;
Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
Но никак ни Клода Моне, Сезана, Поль Гогена, Пикассо, Матисса или Поллока - она как раз и прославились в модернизме. Сезан - постимпрессионизм и Моне - основатель импрессионизма.

Введение

модерн графический стиль

Модерн - стиль, художественное направление в искусстве, наиболее распространенное в конце XIX - начале XX века. Отличительными особенностями данного стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, гладких линий. В России стиль модерн не получил такого широкого распространения, как в Европе. В этом реферате я хочу выявить графическую составляющую стиля модерн, предварительно выявив определение стиля и рассказав о его истории.

Определение стиля модерн

Модерн (от франц. -новый, современный) - период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, включающий различные художественные течения и школы. Основное стремление модерна - противопоставление своего творчества предыдущим периодам. Как течение модерн существовал не долго, так же он имеет определенные временные границы - конец 1880-х и до 1914 года, т.е. начало Первой мировой войны. Отличительные особенности стиля: отказ от прямых линий и углов, более естественные мотивы, гладкие линии, интерес к новым технологиям, так же и в архитектуре. Модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Большое влияние на стиль модерна оказало искусство Японии. В данном стиле выделяются два основных направления: конструктивное и декоративное. А в Италии и России сильное влияние на становление стиля оказали национальные традиции, где образцы модерна имели в себе традиционные формы. Модерн включил в себя большое количество различных направлений и подвергся влиянию различных национальных культур и традиций. Художники модерна чаще всего брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.

В архитектуре, помимо общих положений, которых придерживались в стилистике модерна, большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы художественно обрабатывались. Первый архитектор, работающий в этом стиле, Виктор Орта использовал новые материалы: металл и стекло. Несущим элементам он придавал необычные изогнутые формы. Все элементы домов и внутреннего дизайна тщательно проектировались в едином стиле. Дальше всех от классических представлений об архитектуре ушел Антонио Гауди. Сооруженные им здания безупречно вписываются в окружающий их

пейзаж. (рис.1.1 Дом Бальо 1906г. Антонио Гауди)

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм. Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Так же, для живописи характерно сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной четкостью фигур и лиц первого плана.

Стиль модерн в интерьерном дизайне – один из самых любопытных и относительно сложных для реализации. Зародившись в последних десятилетиях XIX века, он «продержался» на пике популярности всего лишь три десятилетия… Первая мировая война поставила точку на развитии стиля. Ставшего, впрочем, к 1914 году уже вполне определенным и имеющим ярко выраженные особенности.

Стиль отрицания классики

Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…

Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.

Суть стиля модерн – противопоставление того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.


Цветовая гамма и материалы

Цветовая гамма может быть разнообразной – но неприемлемы никакие яркие цвета; они допустимы лишь в качестве небольших вкраплений.
Общий цветовой тон поддерживается приглушенным – классическими считаются красные, коричневые, серо-зеленые тона. При этом крайне желательно использовать в оформлении какие-либо цветочные мотивы.



Основной материал, применяемый при оформлении интерьера в стиле модерн – дерево в любых его вариантах. Причем насыщенных или даже темных тонов, вроде бука или мореного дуба.
Окраска не приветствуется – приветствуется прозрачная, подчеркивающая фактуру древесины отделка.
Идеальный вариант напольного покрытия – паркет; на стенах не лишними будут барельефы.


Еще один практически обязательный элемент стиля модерн – витраж. Сделанный, естественно, по старой (ну, или хотя бы «под старую») технологии – когда в создающую необходимый узор металлическую «сетку» вставлены цветные стекла. Крайне желательно сделать искусственную акцентную подсветку витража – современные LED-светильники позволяют сделать это без особых затруднений.


Необязательные, но крайне желательные материалы, применяющиеся при оформлении интерьера в стиле модерн – это текстиль и металл. Кованые элементы декора с растительными мотивами придают обстановке завершенность, текстиль же применяется в самых минимальных объемах, только там, где без него никак не обойтись: портьеры, шторы, мебельная обивка.
Цветовая гамма не должна привлекать к себе внимания – она должна уравновешивать цвет деревянной мебели.


Стилевая мебель

Мебель в интерьерах стиля модерн должна соответствовать двум на первый взгляд взаимоисключающим требованиям: быть максимально непохожей на изделия классических форм, но при этом и не быть уж слишком футуристичной. Мало того, она должна быть компактной, но одновременно и функциональной…, впрочем, в современных дизайнах компактная мебель зачастую дополняется какими-либо массивными интерьерными объектами – это позволяет создать более фактурный, более «цепляющий» образ.



Детали и декор

Мелкие элементы декора и аксессуары используются в небольшом количестве и являются лишь завершающим звеном для создания целостности общей картинки. Различные кованные изделия, статуэтки, красивые деревянные шкатулки, стеклянные вазы и светильники причудливой формы, картины подчеркивающие общую стилистику — выгодно дополнят стиль.

Что еще почитать