Центральное
сооружение монастыря
-
массивный Спасо-Преображенский собор
(XVI
-XIX
вв.).
Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего
существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса
Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная
Спасская церковь . Это и было древнейшее каменное сооружение на территории
монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор,
рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа
Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами
на три части, а в XVII
веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым
поясом. В XVIII
веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в
1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило
массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором
Суздальского кремля.
Собор
увенчан мощным пятиглавием. Широкие
барабаны -
световые, с узкими высокими окнами-прорезями.
Барабаны поменьше венчают два храмовых
придела. С востока к собору примыкают
глубокие алтарные апсиды с гладкими
стенами и глубокими нишами окон без
наличников.
Интерьер
собора очень богат. Росписи конца XVII
века выполнены костромскими мастерами
Гурием Никитиным и Силой Савиным. При
реставрации собора в южном приделе были
обнаружены и под руководством А.П.Некрасова
частично расчищены
фрески
XVI
века,
изображавшие главным образом житие игумена
Евфимия.
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь
князей Пожарских и Хованских.
В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий
Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке
была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после
указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен
разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда
же была разрушена и
часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя
князя Д.М.Пожарского снова вспомнили. В 1818 году был открыт памятник Минину и
Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия
по обнаружению останков князя.
В
1852 году ученый-историк и археолог граф А.С.Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом
монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница
(мавзолей Пожарских) была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева.
В 1933г. усыпальница была разобран
а, часть плит каррарского мрамора отправилась
в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено.
Только в 1974г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с
барельефом Д.М.Пожарского.
В 2008 году раскопки в монастыре возобновились. Бетонная
плита советских времен была снята и передана детской школе-интернату Кадетского
корпуса им. Д.М.Пожарского в г.Радужный Владимирской области. Мавзолей Пожарских
был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве
сохранившимся в архивах.
В
полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов.
Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской
академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса
Вседержителя. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а
немного дальше от апсид собора. 10 ноября 2009 года мавзолей был освящен
архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. На месте прежней
часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.
Небольшую
площадь перед Спасо-Преображенским собором
окружают еще два незаурядных сооружения:
звонница и Успенская трапезная церковь.
Успенская
церковь
(1525) -
уникальный образец русского зодчества XV
-XVI
веков. Здание объединяет в себе церковь и
трапезную палату -
хозяйственное строение. Шатровая
центрическая церковь построена по типу «восьмерик
на четверике» и увенчана шатром,
опирающимся на два яруса кокошников.
Маленькую главку придела также
поддерживают кокошники, меньшие, но в три
яруса, создающие эффект ажурности и
пышности. Под гладким граненым шатром
сделана деревянная кровля -
полица, добавляющая легкости и стройности
всему храму и гармонирующая с крытой
лемехом главкой.
С
западной стороны к церкви пристроена
двухэтажная трапезная палата, в которой
размещались хозяйственные помещения. В
нижнем этаже были складские помещения и
кухня, второй этаж был занят просторным
трапезным залом, перекрытым сложной
системой сводов, поддерживаемых стенами и
центральным столпом. В подвалах под
трапезной хранились богатые запасы
монастырской провизии.
С юга к
Успенской церкви примыкают палаты
архимандрита
(XVI
-XVII
вв.),
с интересным опоясывающим их на уровне
второго этажа балконом-гульбищем.
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится
Никольская больничная церковь
(1669) с больничной палатой для монастырской
братии.Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был
отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон
которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как
молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно
и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену
перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников.
Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».
К весьма примечательным для истории монастыря постройкам относится тюремный корпус , где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников. Первоначально узников помещают в больничный корпус, но так как его не хватает, в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена. Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.
Надвратная
Благовещенская
церковь
(первая половина XVII
в.)
-
массивный, впечатляющий памятник
монастырского зодчества. Вероятно, она была
въездной башней до времени постройки новой
крепостной стены с башнями.
Основание
надвратной церкви исследователи относят к
началу XVII
века (по другим источникам – даже к концу XVI
века). В городской описи 1628-1629гг. церковь уже
упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г.
она уже названа пятиглавой -
за эти сто лет здание претерпело
существенные изменения. Позднее церковь
была перестроена в одноглавую. В ней два
арочных проезда -
под центральной частью – больший, и меньший
– под высоко поднятой папертью. Паперть
украшена пятью красивыми окнами с висячими
«бусинами» и резными перспективными
килевидными наличниками. Сама церковь
декорирована главным образом с южной
стороны, считавшейся, вероятно, парадной.
Между двумя окнами помещен киот для иконы,
убранной оттуда в советское время и сейчас
снова помещенной на место. С востока к
основному четверику примыкает массивная
трехапсидная алтарная часть.
Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVII в.). До XVII века стены оставались деревянными; в 1660г. после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Главная проездная башня
в высоту достигает двадцати двух метров и
доминирует с южного фасада стены. В ее
массивном прямоугольном в плане объеме
проделаны две проездные арки, в которых
сейчас располагаются книжная лавка и
билетная касса музея. В ее декоре
совмещаются строгость и узорочье; над почти
абс
олютно гладкой нижней частью в верху
башни в изобилии размещены бойницы и
кирпичные украшения: наличники, колонки,
карнизы, пояски. Венчает башню
четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII
веке ударила молния, но восстановили ее
нескоро, только в 1860г.
Прочие
башни украшены гораздо скромнее, но
разнообразие их форм не может не оживлять
общего вида стен. Выходящие на берег реки
башни проще и скромнее; напротив, с
восточной части стены, выходящей к городу,
башни декорированы более нарядно, с зубцами
и широкими лопатками.
Стенам
монастыря не пришлось выполнять свою
оборонительную функцию: к тому времени,
когда они были построены, нападения на
город прекратились.
Хроника исторических событий середины четырнадцатого века повествует нам, что суздальско-нижегородские князья выступали вместе с Князем Дмитрием Московским (впоследствии-Дмитрий Донской) против Орды. На их стороне был видный самоотверженный нижегородский игумен Дионисий.
Суздальско-нижегородский князь Борис Константинович (1352) на окраине Суздаля возводит мужской монастырь во имя святого Спаса, являющийся одновременно и крепостью, с целью обороны Суздаля. Первый игумен Спасской обители Евфимий Суздальский служил своему делу более пятидесяти лет и был погребен (1404) под стеной Преображенской церкви. Через сто лет (1507) монастырь стали называть Спасо-Евфимиевским (были обретены нетленные мощи Евфимия).
Спустя несколько десятков лет (XV век) во владения обители входила слобода "Скучилиха", множество сёл и деревень. Деревянные постройки обители не сохранились, вместо них был сооружен (XVI - XVII века) каменный ансамбль, который потомки видят на берегу реки Каменки. Грандиозное монастырское строительство происходило за счет средств князей и бояр, к примеру, Василия III, Ивана Грозного, князей Пожарских и других. Многие достопримечательности Суздаля уникальны потому, что имеют более, чем шестивековую историю.
Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского - выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым
Спасо-Евфимиевский монастырь, окруженный стенами (более 1200 метров), с башнями, бойницами и амбразурами и расположенный на крутом берегу Каменки, являлся мощной крепостью Владимирской земли и города Суздаль. Деревянные ограждения обители заменены кирпичной оградой (1664) с двенадцатью башнями. Прямоугольные, круглые и многогранные формы башен и их конструкции усиливают силу и изящество монастырских строений. Окруженный стенами монастырь, заметный издалека, доминирует над городскими сооружениями, он отнимает пальму первенства у древнего кремлевского центра. Эти достопримечательности Суздаля напоминают о реформаторской деятельности патриарха Никона, его идея о первенстве духовенства над мирской властью все-таки нашла воплощение. Строительство стен определял рельеф, крутые склоны реки Каменки трудно преодолимы при штурме, здесь стены и башни низкие, на южной стороне-выше. Размер и толщина обращенных к городу стен и башен продиктованы архитектурным замыслом и включены в парадную часть монастырского ансамбля, в разработке которой использована изобретательность зодчего.
Об этом свидетельствует, прежде всего, большая Проездная башня. Высокое четырехгранное сооружение (около 22 метров) снабжено низкими сводчатыми пролетами въезда, сдавленными массивностью башни. Проездная башня чуть развернута в сторону дороги, стены примыкают к ней под косыми углами и, по замыслу строителя, она является "лицом" всего монастырского ансамбля. Украшение нижнего яруса составляют 2 киота для икон и небольшие круглые отверстия бойниц. Верхний ярус богато оформлен бойницами с наличниками, поясом с колонками и кокошниками. Проездная башня стоит в центре южного фасада, граненые башни по углам стены украшены проще, лишь почти незаметное для глаза их утоньшение к верху создает видимость их большей, чем есть, высоты.
Вход через ворота главной башни ведет к другим воротам, расположенным в цокольном этаже Благовещенской церкви, за продолговатым ее корпусом виднеется главное здания монастыря. Скорее всего, на этом месте прежде был дворик, упирающийся в фасад Святых ворот. Дата возведения Благовещенской церкви точно неизвестна, но упоминание о ней, как о каменной церкви, встречается в описи (1628-1629), ряд ее деталей идентичны монастырской звоннице начала XVI столетия, которую мы увидим позднее. Благовещенская церковь представлена центральным четвериком, на западной стороне-паперть. Верхние конструкции здания изменены позднее: вначале имелись два шатра, гармонирующих с такими же покрытиями крепостных башен. Фасады церкви украшены богато и разнообразно. Очень выразительны стены паперти, в ее торцовых частях врезаны внушительные окна, украшенные наличниками, в западной части-также три широких окна, охваченных профилированным наличником.
За аркой ворот находится как бы второй главный двор монастыря, на котором стоят его древнейшие здания. Преображенский собор-в центре, звонница-справа, фасад трапезной Успенского собора-слева. Далее, на территории всегда стояли кельи, большинство из них уже в начале семнадцатого века были построены из камня, а за ними располагались хозяйственные монастырские постройки. Шатровая архитектура Спасо-Евфимиевского монастыря считается сильным и специфичным направлением древнерусского зодчества.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор - один из символов города Суздаля, центральное строение Спасо-Ефимиева монастыря,возведенный около маленькой церкви, построенной на могиле Евфимия Суздальского (середина 16 века).
Изо дня в день он поражает гостей и жителей города своей красотой и внушительными размерами. Деревянный собор на месте нынешнего белокаменного существовал с 14 века. В 1507 году на территории монастыря произошёл пожар, большинство построек сгорело. Не уцелел и главный собор. В 1507 году на этом месте была построена небольшая Спасская церковь, которая и послужила началом нынешнего массивного и величественного собора. Её по праву можно считать одним из самых древних каменных строений в городе. В скором времени к церкви был пристроен большой четырехстолпный собор, а сама она как-будто бы потерялась и стала лишь приделом. Позже он получил название Ефимиевского.
Стены нового храма со временем разделили на три части пилястрами и украсили великолепной росписью. В 18 веке вновь начались масштабные расширения. Притворы объединили в одну опоясывающую стены галерею, с северной части пристроили еще один придел - имени Сергия Радонежского. Именно в таком виде и дошел до нас пятиглавый красавец собор. Несмотря на все перестройки, храм сохранил все традиции древнейшей суздальской архитектуры и обладает всеми чертами, характерными для построек своего рода этого города. Если бы не многочисленные модернизации, Спасо-Преображенский собор вполне можно было бы назвать подобием Рождественского Собора Суздальского кремля.
Собор поражает своим великолепием не только снаружи, но и изнутри. Особо выделяется настенная роспись в Ефимиевском приделе. В основном сцены посвящены освящению места для строительства и самому строительству монастыря. На всех изображениях помимо людей - виды Суздаля тех времен. На стенах придельной церкви цветной росписью изображены эпизоды из жизни преподобного Евфимия.
Роспись в главной часто собора была выполнена костромскими мастерами и относится к концу 17 века. Центральное место занимает композиция «Отечество». Уникальны фрески восточной части - здесь в образе святых изображены цари из династии Романовых. К сожалению, поверх росписей 17 века позже были нанесены другие. Реставрационные работы по раскрытию и восстановлению первоначальных ведутся в соборе с 1970 года по сегодняшний день. И, возможно, мастеров-реставраторов ждёт ещё немало сюрпризов. Но уже сегодня значение этого архитектурного памятника заслуженно оценено - собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь ощущается не только величие нашей Родины, но и связь между веками и поколениями.
Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря строилась в два строительных периода в течении трех столетий. По легенде, сначала была построена маленькая церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Ее появление связано с моментом рождения будущего царя Ивана Грозного. Позднее к церкви были добавлены три пролета. Гордостью звонницы являлись древние колокола, один из них был отлит в 1560 году.
Успенская церковь стоит почти напротив звонницы и представляет собой неординарное сооружение, соединенное с трапезной, ее корпус выходит в глубину монастырского двора. Строительство храма осуществлялось в начале 16 века. Трапезная в то время была нарядно расписана разноцветными фресками, которые, к сожалению, не могли за многие столетия дойти до нас такими, какими были.
В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.
16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.
Достопримечательности Суздаля мечтают посмотреть сотни тысяч людей. В свое время сюда приезжали и русский демократ Александр Герцен и первый космонавт Юрий Гагарин (1963).
В Спасо-Ефимиевском монастыре, находиться музей Суздальская тюрьма .
Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Центральная часть России богата на культурные и исторические места. Одно из них - в городе Суздале. Здесь расположены десятки музеев и церквей, многие из которых входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как, например, и Спасо-Евфимиев монастырь - удивительный пример древнерусской архитектуры и живописи.
Ох, богата Россия-матушка на диковины исторические! Наша страна имеет свою особую судьбу, где-то драматичную, когда-то победоносную. На протяжении последнего тысячелетия русский народ живет христианством, не формально, для статуса - духовность в крови у людей. Мы и сейчас видим наследие далеких предков.
История каменными исполинами встает в любом селе, деревне и городе страны. Каждая церковь имеет свое лицо и особую судьбу, которая тесно переплетается с народом и национальными духовными ценностями.
Туристический маршрут "Золотое кольцо России" охватывает десятки городов и селений (в которых многое не менялось уже столетиями), богатых потрясающими архитектурными и историческими сооружениями. Так, в одном из старейших культурных центров России - Суздале - есть удивительный по красоте Спасо-Евфимиев монастырь.
Город этот находится во Владимирской области, основан был еще в начале первого века нашей эры. В "Повести временных лет" упоминается в 1024 г., в XII столетии он был центром княжества. В темные Средние века Суздаль пережил и захваты литовцами, и разгром татарами, и губительные пожары, и даже смертельные болезни.
С 60-х годов 19 в. руководство страны ведет особую политику развития - с этого времени Суздаль становится в первую очередь городом-музеем. Упор на его туристическое будущее с новой силой стали делать уже в 2000 годах. Тогда эта историческая территория вошла в состав Золотого кольца России, повсеместно стали строиться гостиницы, организовываться туристические пути.
Одно из красивейших сооружений, славящееся своей уникальной росписью и мозаикой - Спасо-Евфимиев монастырь. Ежегодно его посещают тысячи туристов.
В XIV веке князь Борис, правитель Суздальско-Нижегородских земель, повелел возвести защитную крепость. Древнее сооружение было построено из дерева, но частые пожары и набеги врагов уничтожили его безвозвратно. Красные каменные стены, огораживающие сейчас мужской монастырь, были возведены лишь в XVII веке. Их высота и монументальность восхищают, затраты на строительство по тому времени были более чем баснословные. Средства на восстановление шли от богатых бояр и князей - считалось, что подобная щедрость помогает замолить грехи перед богом.
Игуменом нового, тогда еще деревянного монастыря стал Евфимий Суздальский. Позже он был канонизирован Русской православной церковью. А обитель получила новое имя - Спасо-Евфимиев монастырь.
Суздаль в то время часто подвергался нападениям, и защитные стены служили единственным форпостом города. Одно из самых трагичных столкновений произошло в XV веке - тогда князь Василий II проиграл битву с татарскими ханами и даже был уведен в плен.
Интересна судьба этого места в период правления императрицы Екатерины II. В 1766 г. она повелевает учредить в крепости тюрьму для "безумствующих колодников". Метровые стены, небольшие комнатки и окно, выходящее на арестантское кладбище, - вот и весь скудный мир для попавших сюда на долгие годы людей. А сроки здесь были иногда очень большие - 25, 40, 45, бессрочно... Ссылались сюда преимущественно религиозные преступники, неугодные власти или проповедовавшие сектантские ценности. Многие сходили с ума, их душераздирающие крики были слышны и днем, и ночью. Один из арестантов после двадцати проведенных здесь лет, выйдя на свободу, полностью потерял способность говорить по-человечески.
Тюрьму закрыли лишь в 1905 г., однако спустя 20 лет большевики возобновили ее работу, чтоб ссылать сюда неугодных уже советскому правительству людей, по иронии судьбы, среди них были и священники. В разные годы узниками здесь отбывали срок митрополит Петр и даже ведущие экономисты Н. Кондратьев и Л. Юровский.
Спасо-Евфимиев монастырь был для НКВД чем-то вроде фильтрационного места. Во время репрессий 30-х годов сюда попадали оппозиционеры, судьба многих из них неизвестна до сих пор. А в годы Великой Отечественной войны сюда привозили бывших советских военнопленных, дабы отсеивать возможных врагов народа. А в 1943 г. по указанию Сталина здесь создаётся лагерь для немецких пленных с хорошими условиями, допускаются журналисты и на весь мир печатаются снимки, как хорошо обращаются с врагами в СССР.
После войны крепость перепрофилировали в колонию для мальчиков-подростков, но те не раз устраивали бунты, и позже здесь стали отбывать наказания девочки. Тюрьма перестала существовать только в 1967 году.
Глядя на стены этого величественного сооружения, на красоту и изящность ансамбля, трудно представить, что сотни лет здесь существовала тюрьма. Сейчас все строения комплекса входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сам Спасо-Евфимиев мужской монастырь уже не функционирует, строения доступны для осмотра туристами, которых становится все больше.
Комплекс постоянно перестраивался и реконструировался, однако даже спустя сотни лет не потерял своей первозданной красоты. Стены и башни, окружающие монастырь, находятся в отличном состоянии, само это место хорошо оборудовано для защиты: с одной стороны - река, с другой - овраг. Самая большая башня - 22 метра в высоту, сейчас она служит местом прохода на территорию монастыря. В ней расположена касса по продаже билетов и книжная лавка.
Самая старинная из построек - собор Спасо-Евфимиева монастыря, ранее он носил имя Преображения, но после того как деревянный храм сгорел в XVI века, на его месте был выстроен потрясающий архитектурный образчик мастерства русских зодчих.
Весь огромный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря содержит девять исторически значимых зданий. Главная церковь - Преображенский собор. Построен он на месте захоронения первого игумена, православного святого. Не раз он перестраивался, дополнялся новыми зданиями и окончательный свой вид обрел лишь в конце XVIII века. На стенах храма почти полностью сохранились фрески XVII в., изображающие деяния Христа и его апостолов. Именно под его стенами лежат останки Дмитрия Пожарского.
Спасо-Евфимиев монастырь раньше был огражден деревянными стенами, и въездными воротами служила арка Надвратной Благовщенской церкви. При постройке каменной крепости собор оказался на территории ансамбля. Имеет один купол, а над проездной частью располагается икона. Сегодня пропускную функцию выполняет массивная башня высотой более 20 м.
В Братском корпусе раньше жили монахи и послушники, сейчас здесь расположена экспозиция исторических экспонатов. Кроме этого, неподалеку находится уникальная Успенская трапезная церковь, Тюремный замок и дом архимандрита.
Рядом с собором расположилась звонница, в которой сейчас находятся семнадцать колоколов, они слышны здесь пять раз в день.
Весь Спасо-Евфимиев комплекс внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории музея-заповедника и сегодня не прекращаются археологические раскопки, каждый год исследователи делают исторически ценные открытия.
Суздаль всегда был интересен людям, увлекающимся изучением русского зодчества. Над постройкой многочисленных храмов трудились талантливейшие мастера того времени. Некоторые до сих пор приезжают в это место не только для того, чтобы полюбоваться красивыми зданиями, но и чтоб научиться мастерству древних строителей.
Одним из таких неповторимых сооружений является Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль уже в XVI веке был богат на прекраснейшие образцы архитектурного искусства. Его центральный кремль - Собор Рождества Богородицы - ведет свою историю аж с 1222 г. и был заложен еще Юрием Долгоруким.
Когда более четырехсот лет назад первый Преображенский храм сгорел, за основу постройки взяли именно стиль старейшего Суздальского кремля. Но впоследствии, неоднократно перестраиваясь, собор все больше обретал аскетичный вид. Он представляет собой белокаменное монументальное сооружение. По периметру расположены окна, декорированные арками с колоннами, а вдоль стен - галерея XVIII века.
Рядом с алтарем на столбах выгравированы изображения представителей династии Романовых и русских князей. Много фресок внутри здания рассказывают историю первого игумена монастыря - святого Евфимия. В советское время каменные плиты, под которыми покоился Дмитрий Пожарский, были разобраны, и только в 2008 году федеральные власти профинансировали восстановление часовни над его могилой.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря на своих стенах имеет изумительные картины, примеры работы знаменитых в то время художников. В 1689 году мастера г. Костромы приступили к росписи стен собора. Руководителем группы был Гурия Никитин, удостоенный звания "Живописец 1 статьи". Их руками украшены были и многие храмы Москвы, Ростова, Ярославля.
Картины на стенах в основном представляют эпизоды из жизни Христа, он здесь изображен и как человек, и как божий сын. Для художников костромской школы было характерно употребление ярких, теплых цветов, удивительная точность изображения деталей одежды, жестов, мимики. Помимо сцен деяний Иисуса Христа, в центре повествования находится и святой Евфимий, настоятель монастыря. Одной из особенностей творений мастеров Костромы было изображение представителей царской семьи, их образы размещены на столпах залы.
Спасо-Евфимиев монастырь - история, написанная не на бумаге, это наследие русской культуры, которое заставляет гордиться своим народом. Что и подтверждает всевозрастающий интерес к этой христианской святыне со стороны русских и зарубежных туристов.
Как и все исторические места, Спасо-Евфимиев монастырь имеет свои тайны и предания. В разное время здесь побывали многие известные личности - в XIX веке сюда приезжал молодой Александр II, а позже и его внук Николай II с дочерьми.
Именно здесь похоронен один из спасителей русской земли от литовских захватчиков - Дмитрий Пожарский. Монастырь входил в вотчину его семьи, все они нашли покой в этих стенах.
Много историй связано с тюремным корпусом. В период Великой Отечественной войны здесь располагался образцово-показательный лагерь для военнопленных офицеров и высших руководителей Вермахта. Жил в нем и сам генерал-фельдмаршал Паулюс. Условия нахождения были просто курортными: уставших и оголодавших на войне людей отмыли и вылечили, для них проводились концерты, заключенные мастерили сувениры. Правда, все это не просто благотворительность, лагерь - одна из идей Иосифа Сталина.
Долгий путь прошел Свято-Евфимиев монастырь со дня основания. Менял свой облик, содержание, был местом уединения, покаяния и даже заключения. И в ХХ веке обрел заслуженный отдых. Теперь здесь расположен музей, проводятся экскурсии. Любой желающий может посетить Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль уже несколько лет входит в состав известнейшего туристического маршрута "Золотое кольцо России". Он объединяет 18 городов, в последнее время их посетили миллионы человек, в том числе и туристов из-за границы. Проект стартовал в 2008 году, и далеко не все еще так хорошо, как хотелось бы. Полной перестройки требует сфера услуг, многие гостиницы не соответствуют мировым стандартам, доставка к туристическим местам осуществляется на автобусах, в проекте - постройка высокоскоростного железнодорожного сообщения с Москвой.
И все же поток желающих увидеть красоту древних мест не иссякает, сотни тысяч человек в прошлом году посетили Спасо-Евфимиев монастырь. Фото и видео после поездки, отзывы побывавших там вызывают жгучее желание бросить все и отправиться с экскурсией по городам и весям матушки-России...
Увидеть это место должен каждый русский человек просто потому, что крепость и храмы внутри - часть исторического и духовного наследия наших предков. А помимо того, здесь удивительно красиво в любое время года.
Попасть в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь можно как в числе членов экскурсии, предварительно приобретя в турагентстве понравившийся тур, так и собственными силами. Город находится в центральной части России, к нему ведут хорошие благоустроенные дороги. Приехать можно как на автобусе, так и на машине. Причем при самостоятельном посещении рекомендуется сразу купить билет на право осмотра всего комплекса зданий.
Найти в Суздале Спасо-Евфимиев монастырь, адрес которого: ул. Ленина, д. 138 к. 8, будет намного проще, если просто поднять голову и хорошенько осмотреться. Крепость находится в центре города, так что пропустить ее сложно. Объект открыт с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и последнего четверга месяца. Стоимость единого билета: на взрослого - 400 р., детский - 200 р. Неподалеку расположены несколько гостиниц и хостелов; с голода тоже туристы не умрут, цены в ресторанах немного завышены, но приемлемы.
Да, в этом месте, возможно, и не найти комфортных условий для проживания, как в Европе, нет здесь и моря и пляжа. Зато это по-настоящему прекрасный уголок земли Русской, где все буквально дышит древней историей и позволяет поближе познакомиться с нашей культурой.
История Одиннадцатой башни.
Возведение каменной монастырской ограды Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале закончено в 1664 году. Таким образом, деревянный тын, которым был окружен монастырь, был заменён на кирпичные стены с двенадцатью башнями. В 1733 году одна из упоминается как наугольная, 12-тигранная.
Согласно проекта реставрации 1975 года, эта угловая юго-западная башня стен монастыря, стоящая на высоком обрыве реки Каменки, получила номер одиннадцать. Все туристы прекрасно её знают, так как рядом с ней находится смотровая площадка с прекрасным видом как на Спасо-Евфимиев монастырь, а внизу простирается замечательная панорама Покровского монастыря и поймы Каменки.
В середине XVIII века отмечается её ветхость, башня падает в сторону внутренней территории. В 1763 году строится вновь. В 1818 году упоминается о наугольной башне и трещинах в некоторых её местах. В 1860 году тесовая деревянная кровля заменена на железную.
К концу 1980х годов состояние всех стен и башен, выходящих на Каменку, уже не могло не вызывать опасений, многие из них получили наклон, башни стояли с трещинами. Культурный слой на территории монастыря к тому времени превышал местами наружную отметку дневной поверхности на полтора - два метра и значительно подпирал стены, ухудшая их равновесие. Тем не менее к тому времени суздальскими реставраторами уже был накоплен значительный опыт выпрямления наклонившихся крепостных стен. Но работы эти очень дорогостоящие и технически сложные.
Одновременно с заявкой Владимиро-Суздальского музея – заповедника устроить в одной из башен Музей Былины и сделать пешеходным для туристов верх стен появился реальный повод заняться вплотную стенами, определиться с их дальнейшей судьбой. Как же наиболее целесообразно их реставрировать?
Таким образом, перед проектировщиками и реставраторами была поставлена вполне конкретные вопросы, а сама часть проектной документации получила название Реставрации и приспособления башни №11 под Музей былины.
Следует отметить, по Спасо-Евфимиеву монастырю в Суздале наработан масштабный проектный и исследовательский материал. Помимо научно искусствоведческих и архитектурных материалов имеются и инженерно-геологические изыскания площадки и археологические исследования многих экспедиций. А в середине 1980-х стали вполне доступными и первые персональные электронные вычислительные машины. Таким образом сложилась удачная ситуация с хорошей возможностью современными средствами на основе ранее наработанного материала найти оптимальный результат.
Перед компьютером были поставлены следующие инженерные задачи:
- устойчив ли склон реки Каменки сегодня?
- устойчивы ли стены и башни монастыря, выходящие к реке?
- когда упадут стены и башни, если ничего не делать, и оставить всё как есть?
- спрогнозировать эффект от четырёх вариантов действий:
а) отсыпать склон;
б) выпрямить стены и башни;
в) понизить культурный слой изнутри территории;
г) вычинить кладку, заделать трещины, сделать кладку вновь максимально монолитной, усилить её скрытыми бетонными поясами.
Для решений и ответов была разработана индивидуальная компьютерная программа. В память были заложены механические характеристики грунтов, рельеф, собраны нагрузки от веса кладки и фундаментов. Далее ЭВМ точно, в числах полностью озвучила всю ситуацию.
Для начала была просчитана устойчивость башен ещё при строительстве в 1673 году, а так же какую роль сыграли уложенные в массив стен древними зодчими связующие пояса из брёвен. В наше время от них остались только пустоты круглого сечения. Затем просчитаны осадки в грунт тяжелых кирпичных массивов, учтён создавшийся наклон башни к 1985 году. Отклонение её вершины от основания составляло 34 сантиметра, или 1,9 градуса. И, наконец, была просчитана опасная ширина кромки между башней 11 и откосом. Это стало четким ориентиром для прогноза падения во времени, поскольку в распоряжении имелись документы старых топо-геосъемок и современных отсчётов, была высчитана скорость размывания откоса реки.
Инженерный прогноз 1987 года был следующим. Склон имеет тенденцию к оползневым процессам, и если бы оставить ситуацию на самотёк, не трогая, как есть, к 1997 году ожидалось обрушение башни 11. Она бы развалилась пополам, одна часть упала бы сразу самостоятельно вниз к реке, а к 2017 году сползла бы вниз оставшаяся часть башни вместе с примыкающими стенами и частью грунтовых откосов. Вместе с тем расчётом была доказана нецелесообразность выпрямления башни 11, но обязательность её укрепления внутренними связями и перекладки трещин. Ещё один вывод, - в результате общего наклона стен пострадали бы как сами стены, так и двенадцатая, Водяная башня, через которую ездили из монастыря за водой кратчайшим путём к реке. По данным расчета на ЭВМ стены к 1987 году уже находились в критическом положении без запаса устойчивости.
В конце 1980х-начале 1990х реставраторами были выполнены все необходимые противоаварийные работы. Одиннадцатая, самая проблемная башня была укреплена скрытыми железобетонными связями, трещины переложены, откос отсыпан, аварийные прясла стен (участки между башнями) по всей линии ограды монастыря, выходящей к реке Каменке, были усилены и выпрямлены. Сегодня монастырь радует глаз горожан и туристов красивыми очертаниями и ухоженным видом.
(Использованы материалы пояснительной записки Щелоков О.О. «Инженерное обследование башни №11», Владимир, 1987)
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Край Владимирский, град Суздаль- место последнего покоя героя 1612 года, освободителя Москвы Д.М. Пожарского. Он был похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре – родовой усыпальнице князей Пожарских.
Часовня из каррарского мрамора над могилой кн. Д. Пожарского в Суздале. Арх. А. М. Горностаев.1860 год. Разр. в 1933 г.
В Суздале исстари хоронили представителей рода Пожарских. “...князь Дмитрий же Михайлович... пошел в Суздаль помолитца. ... и у родительских гробов проститца» . Выступив с ополчением, Д. Пожарский «сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов». Князья Пожарские «всегда являлись заметными вкладчиками Суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря. Надо отметить, что ни в один из русских монастырей не сделано князьями Пожарскими столь богатых и многочисленных вкладов»…
Пожарский «…сам с малою дружиною удалился в Суздаль, в монастырь Спасо-Евфимиев, поклониться гробам родителей. Рать успела сделать один переход и остановиться в Ростове, куда прибыл и Пожарский. Поклонение родителям в таких важных случаях было коренным и крепким русским обычаем во все времена нашей истории. Отчее благословение утверждало дома чад. Благословиться у покойных родителей, поклонившись их гробам, и ходил Пожарский в свой любезный монастырь.
Вот для чего он сворачивал с дороги на один переход»- комментирует происходившие в 1612 г. события историк И. Е. Забелин.
Прадед Д. Пожарского по материнской линии – «Иоанн Берсень- был духовным сыном преподобного Максима Грека, владел обширной библиотекой», которая перешла в дом Пожарских. От матери Дмитрий Михайлович впитывал великую византийскую культуру. (выделено авт.) Он был весьма образован, имел хорошую библиотеку, собирая в ней духовную литературу».
Дмитрий Михайлович «скончался 20 апреля 1642 г. Погребли его в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиемом монастыре». «Менее всего оспаривается факт о месте упокоения боярина князя Дмитрия Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимьевском монастыре- в родовой часовне-усыпальнице князей Пожарских. Вместе с ним в часовне нашли покой ещё более сорока человек из рода Пожарских».
Из метрической книги монастыря за 1660 год «можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-«палатка родителей», построенная общими усилиями двоюродных братьев – князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского(сына полководца)(…) Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг».
«К концу ХVII в. (…)усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков. И в 1765 - 1766 гг. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале ХIХ в. Несколько надгробий из разоренной усыпальницы было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ в. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988 - 1989 гг. Сейчас они экспонируются в музее».
К началу 19 в. «среди монахов Суздальской Спасо-Евфимьевской обители сохранились лишь предания о месте захоронения полководца на территории монастыря. Предания засвидетельствовали владимирский губернатор князь И. М. Долгоруков и исследователь А. Ф. Малиновский»…
«Уже несколько десятилетий стоял на Красной площади в Москве великолепный памятник Мартоса вождям ополчения, а место захоронения одного из них было затеряно. Никто из «благодарного» потомства не «ведал, где погребён Дмитрий Михайлович Пожарский ».
В Интернет – журнале московского Сретенского монастыря есть публикация «Помнить о спасителях Отечества».
«В преддверии Дня народного единства, который будет отмечаться в этом году в третий раз (в 2007 г.- прим. авт.), региональная общественная организация «Русское афонское общество» обратилось к гражданам и организациям России с призывом начать сбор пожертвований на восстановление в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре часовни-усыпальницы великого сына России – князя Дмитрия Михайловича Пожарского. (выделено авт.)
Из описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 года следует, что там находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Она была двухъярусной: внизу находились захоронения, а вверху – монастырская ризница. Это было какое-то значительное архитектурное сооружение, описаний внешнего вида которого не сохранилось. (Сестра Д. Пожарского Дарья Михайловна(р. 1573 г.) вышла замуж за Н. А. Хованского «(инок Никифор), ум. 1606 г., погребён рядом с Дмитрием Михайловичем Пожарским». прим. авт.)
К концу XVII века род князей Пожарских по мужской линии иссяк. Усыпальница оказалась заброшенной: некому было заботиться о могилах предков. И в 1765–1766 годах по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале XIX века. (Несколько надгробий из разоренной усыпальницы Пожарских было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ века. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988–1989 годах.)В 1850-х годах, будучи в Суздале, великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы изъявили желание посетить могилу князя Пожарского. Они были неприятно поражены забвением места погребения полководца-освободителя. На монастырском дворе им показали место, где, по преданиям, прежде стояла усыпальница Пожарских. Теперь это место ничем не отличалось от остальной территории монастырского двора. Великие князья сделали пожертвования на сооружение памятника.
Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. На двух гробницах были надписи, из которых следовало, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились три гробницы: Федора Дмитриевича (№ 1), первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича (№ 6) и предположительно самого Дмитрия Михайловича (№ 3). Белокаменная гробница № 3 отличалась от других. Только она находилась внутри кирпичного «чехла», а сверху над ней возвышался сильно поврежденный свод. Над верхней плитой была разостлана береста, что свидетельствует об особой заботе. С разрешения императора и Святейшего Синода была создана специальная комиссия для дальнейшего исследования предполагаемой гробницы князя Пожарского.
23 февраля 1852 года члены комиссии провели тщательный осмотр усыпальницы и гробницы. Исследования показали, что тело усопшего покрыто шелковым узорчатым саваном. На груди сохранились куски шелковой одежды с золотыми ворворками и узором. В средней части тела был заметен шелковый вышитый пояс, на левом бедре – шитая золотом кайма кафтана и левый кафтанный разрез, шитый золотым шнурком. Комиссия решила, что данные находки являются остатками богатого боярского одеяния, которое не могло принадлежать никому другому, кроме полководца. Члены комиссии полагали, что «нет никакого повода, тем менее права, сомневаться, чтобы гробница под № 3 не заключала в себе праха князя Дмитрия Михайловича Пожарского».
24 февраля 1852 года отслужили торжественную литургию и панихиду. После этого открытые гробницы были приведены в прежний порядок. Место раскопанной усыпальницы снова засыпано землей и обнесено оградой. А над могилой был поставлен скромный столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский».
[ Тогда, по воспоминаниям современников, были устроены торжества по случаю обретения могилы героя: « 24 февраля 1852 г. отслужили торжественную литургию и панихиду. Этот день надолго запомнился жителям Суздаля. С раннего утра, услышав о необычном событии, в монастырь поспешили стар и млад. Начался благовест. Все местные начальники в полных парадных формах собрались в церкви. Епископ Владимирский и Суздальский Иустин обратился к присутствовавшим: «Граждане Суздаля! Для вас особенно должно быть радостно открытие места погребения приснопамятного князя Пожарского. Его имя принадлежит всей России, но гроб его составляет ваше исключительное достояние. Храните же его с благоговением». На голове епископа Иустина была митра – вклад вдовы полководца в монастырь по душе усопшего супруга. Зажглись погребальные свечи, воздымились кадила, раздались священные гласы и послышалось в беспрерывных славословиях любезное всякому русскому имя боярина князя Пожарского». Тогда настоятель Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Иоаким служил в ризе, сшитой из вкладной шубы князя Пожарского, которой при погребении было покрыто тело умершего. Кроме того, в церкви находились и другие многочисленные богатые вклады полководца и его семьи в монастырь: иконы в драгоценных окладах, сосуды, церковные книги, пелены и паникадило. После этого открытые гробницы были приведены в прежний порядок, место раскопанной усыпальницы снова засыпано землёй и обнесено оградой. А над могилой национального героя был поставлен скромный столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский». Всё было выполнено по предписанию Святейшего Синода – «с подобающим приличием и негласностью». «С подобающим приличием» гробница Пожарского предана земле». «Владимирские ведомости» № 158, 15 июля 2008 г. С.1]
19 мая 1852 года государь император Николай I (он внес свой вклад как частное лицо) объявил по всей империи добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника – дабы он «был достойным на месте погребения великого человека».
Только во Владимирской губернии менее чем за полгода, уже к лету 1852 года, собрали 409 рублей 80 копеек. Самыми активными были жители Суздаля – 241 руб. 50 коп. Всего за шесть лет была собрана значительная сумма – 75 тысяч рублей, достаточная для возведения памятника.
14 ноября 1858 года император приказал: 1. Над прахом князя Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре возвести на фундаменте прежней палаты каменную усыпальницу в стиле старинной архитектуры. Внутри усыпальницы, на месте могилы, поставить простое каменное надгробие, покрытое пеленою с нашивным крестом. На восточной стороне поставить аналогий для совершения панихид. Также там поместить иконы, пожертвованные князем Пожарским и данные вкладом по душе его. Поставить в шкафах за стеклами ризы, сделанные из надгробной его шубы, другую утварь и книги, по душе его данные. На прочих стенах усыпальницы изложить краткое сказание о заслугах князя Пожарского. 2. Открыть через Академию художеств конкурс для составления технического проекта этого памятника.
В конкурсе победил проект профессора Академии художеств Алексея Максимовича Горностаева (1808–1862). Он предложил построить великолепный мавзолей-часовню (выделено авт.) из белого каррарского мрамора, украшенный искусной резьбой, бронзовыми рельефами, мозаичной иконой Спасителя и надписью на фронтоне: «Боярину князю Дмитрию Михайловичу – благодарное потомство».
Возведение мавзолея растянулось почти па четверть века. Закладной камень был заложен настоятелем монастыря архимандритом Иларионом в июле 1863 года. В 1865 году, уже после смерти Горностаева, император Александр II внес изменения в проект: «Вместо деревянного киота сделать таковой из мрамора, а икону Божией Матери вместо живописной сделать из мозаики».
Из двух мозаик сохранилась лишь икона «Спаситель во славе», которая сейчас экспонируется в музее – филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Образ Спасителя для исполнения мозаики написал академик Гейдеман в 1867 году. А мозаичные работы были исполнены в 1870 году художником Рикатовым и мраморщиком Кокошкиным. Мраморный киот для образа выполнен скульптором Ботта.
Часовня над усыпальницей Пожарского была торжественно открыта и освящена 2 июня 1885 года. Судя по сохранившимся фотографиям часовни-мавзолея, получился действительно достойный памятник национальному герою. Внутри, согласно указаниям императора, был поставлен массивный шкаф, в котором были размещены вещи, пожертвованные монастырю самим князем Пожарским. Так часовня над могилой полководца стала первым своеобразным музеем князя Пожарского в Суздале.
Долгие годы мемориал был местом паломничества и поклонения россиян, не равнодушных к истории своей Отчизны. Вплоть до октябрьского переворота мавзолей находился под наблюдением Императорской Академии художеств.
В 1930-е, когда по стране катилась волна массовых репрессий, не пощадили и усопшего национального героя. Его часовню-усыпальницу в Спасо-Евфимиевом монастыре разрушили в 1933 году, увидев на ней слово «князь».
Плиты каррарского мрамора отправили на… украшение Москвы, которую великие сыновья России, спасители Отечества – Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин – освобождали от польских интервентов в 1611–1613 годах. «Благодарные потомки» разобрали усыпальницу с целью «использования мрамора для строительства Дома Советов». Мраморное резное убранство мавзолея Пожарского утрачено безвозвратно. Чудом уцелели рельефы с бронзовой двери и мозаичный образ Спасителя.
Даже само место могилы оказалось утеряно.
В 1955 году был установлен памятник Пожарскому работы З.И. Азгура у стен Спасо-Евфимиева монастыря (после 1917 года в монастыре размещались воинские части, был концлагерь, а во время войны – лагерь для военнопленных, в частности здесь содержался взятый в плен под Сталинградом фельдмаршал Паулюс, поэтому вход в монастырь был закрыт).
В 1963 году усилиями Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской реставрационной мастерской на месте разрушенного в 1933 году мавзолея князя Пожарского был установлен скромный памятник по проекту архитектора О.Г. Гусевой. А через 11 лет, в 1974 году, над могилой полководца установили стоящий и поныне(до мая 2008 г. – прим. авт., публикация была в 2007 г.) монумент работы скульптора Н А. Щербакова и архитектора И.А. Гунста.
Из работы "Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского..." Добавляет автор.
Музеи Владимирской области.Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев мужской монастырь Суздаля
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Князь Борис Константинович оставил по себе добрую память своим благочестием и набожностью. С великим уважением относился он к иноческому чину и с готовностью жертвовал монастырям все для них нужное. Бывая в Нижнем Новгороде, он посещал Печерскую Вознесенскую обитель, приходил к преподобному Дионисию за благословением, подолгу вел с ним душеполезные беседы и удовлетворял нужды братии. Питая любовь к своему родному Суздалю и радея о его духовных пользах, князь Борис ок. 1351 г. пришел к мысли создать там новый общежительный монастырь. На это дело он и испрашивал у преподобного Дионисия его благословения.
В одну из бесед князь просил у святого Дионисия благословения и содействия в устройстве общежительного монастыря в Суздале. «Я имею сердечное желание, если поможет Бог по твоим молитвам, создать каменную церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Его честного и боголепного Преображения. Хочу и обитель духовную устроить, на упокоение братии, и общежительный монастырь. Благослови же меня, отче святый, и помолись Богу. И пошли мне из своей обители одного из твоих учеников, кто был бы благопотребен на то Божие дело, на создание храма Господня и на устройство монастыря».
Дионисий отвечал: «Благочестивый княже! Если мы желаем сделать доброе дело, то Господь Бог - помощник. Он и будет руководителем в твоем благом и спасительном начинании и направлять твои стопы идти непреткновенно на благочестие».
Сотворив молитву, Дионисий дал князю благословение и целование и отпустил с миром. Князь Борис, обрадованный сочувствием и молитвами преподобного, возвратился в Суздаль и немедленно стал готовить материал и все нужное для построек.
Исполняя просьбу князя, Дионисий делает выбор среди своих учеников; но при этом принимает решение послать их не только в Суздаль, а и в другие места для служения Церкви, утверждения веры и благочестия, распространения монашества. Созвав братию обители, он избирает среди нее 12 иноков, наиболее твердых и ревностных в делах благочестия. Среди них были преподобный Евфимий, преподобный Макарий (память 25 июля/7 августа). Сотворив молитву и благословив учеников, Дионисий посылает их в верхние и нижние страны, куда каждому укажет Бог. Послушные ученики с радостью отправились в путь по своему желанию.
Только преподобный Евфимий получил поручение идти в точно указанное место, именно в Суздаль, к князю Борису. Он был еще молод, имея отроду около 36 лет, но богатый опытом настоятель усматривал в нем духовную зрелость, какая не всегда бывает и в преклонных летах. Тем не менее, сам преподобный Евфимий считал возлагаемое на него поручение свыше сил своих. Тяжело ему было расстаться и с своим духовным отцом, которого он много любил и в руководстве которого чувствовал нужду. И он пытается отклонить возлагаемое на него дело. На коленях и со слезами Евфимий умолял преподобного Дионисия: «Господине и отче, не оставь меня сирым; не отлучай меня от твоего преподобия, чтобы не быть мне пришельцем на чужой земле». Дионисий отвечал: «Чадо о Христе духовное, Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Не впади же в ров преслушания, но будь послушен о Христе. Иди с Богом в путь свой, радуяся, а не скорбя. Если мы и разлучимся телом, то духом и молитвами будем неразлучны». Так ободрял старец своего ученика и в утешение открыл ему, что Бог и его наградит даром прозорливости. Ибо преподобный Дионисий сам обладал этим даром, теперь, созерцая грядущие судьбы Суздальско-Нижегородского княжества и самого Нижнего Новгорода, он с глубокой скорбью и слезами поведал Евфимию: «Ради грехов наших и за умножение беззаконий в грядущие времена, после нашего отшествия к Богу, будет запустение граду сему; а святым Божиим церквам и монастырям разорение от поганых и безбожных агарян».
Заканчивая свое напутствие, Дионисий предупреждает преподобного Евфимия об ожидающей его в Суздале встрече. «Итак, чадо, не унывай, а иди, и Бог будет тебе хранителем и помощником на всякое доброе дело. Когда же дойдешь до богоспасаемого града Суздаля и будешь в преславном храме Пресвятой Богородицы, то увидишь там священного епископа Суздальского».
Вероятно, Дионисий успокаивал своего ученика тем, что его путешествие в Суздаль состоится по княжескому соизволению, и он может ожидать со стороны князя и епископа благосклонной встречи, покровительства и поддержки. Простившись со своим духовным отцом, напутствуемый его благословением и молитвой, преподобный Евфимий отправился в путь. Бог хранил его в дороге, и его путешествие было благополучно. Хотя прямой целью путешествия был Суздаль, однако святой Евфимий свято помнил тот завет, с каким преподобный Дионисий отпускал в путь своих учеников. Поэтому еще по дороге в Суздаль он, в согласии с волей учителя, предпринимает построение храма и учреждение новой обители.
Не дойдя верст пять до города Гороховца, он встретил место, которое ему очень понравилось. Здесь было озеро, окруженное густым и диким бором, с непроходимыми чащами и прекрасными видами. В одном месте лесной берег полуостровом вдался в озеро. Здесь и решил преподобный Евфимий построить церковь во имя святого Василия Великого, епископа Кесарийского, а при церкви основать общежительный монастырь.
Прибыв, наконец, в Суздаль, Евфимий вошел, как говорил ему Дионисий, в храм Пресвятой Богородицы, встретил здесь владыку Суздальского, попросил у него благословение и, вероятно, сообщил, ради какого дела игумен Нижегородского Печерского монастыря отправил его в стольный город Суздаль. Епископ ласково его принял, ввел в свой дом и имел с ним продолжительную беседу.
Вскоре прибыл отсутствовавший князь Борис Константинович. Преподобный Евфимий явился к нему и был принят с великою честью и радостью, как давно жданный гость. Затем оба они, князь и преподобный, отправились к епископу, и здесь Борис Константинович передал владыке свои намерения. Он рассказал о подвижнической жизни Дионисия Печерского, о полученном от него благословении на построение храма и обители, и указал в преподобном Евфимии будущего настоятеля, избранного не волей князя, а указанием Печерского игумена. Епископ одобрил намерение князя: «То, что ты начал, княже, - сказал он, - делай без колебаний. Ты видишь доброе начало; будем ждать от Бога и благоприятного конца. Ты принял молитву и благословение прозорливого старца; а ныне он послал и благопослушного ученика, трудоположника Евфимия, способного, с Божьей помощью, начать дело, потрудиться над ним и закончить его». Князь встал, поклонился епископу и попросил немедля идти выбрать с ним место для монастыря.
Взяли они с собой преподобного Евфимия и двинулись к северу, вверх по реке Каменке, на которой стоит Суздаль. На берегу этой реки, неподалеку от города, они выбрали ровную возвышенность, с которой открывались приятные виды во все стороны. Помолившись Богу об этом, они и решили быть здесь храму и обители. Весть очень скоро разнеслась по всему городу и привлекла множество народа. Собрались суздальские князья, бояре, духовенство, иноки и миряне. В присутствии этого многочисленного собрания епископ совершил молебствие, благословил место и прочитал освятительную молитву. Потом водрузил крест там, где должен стоять престол, а князь приказал свозить камни и известь и тотчас начинать работы. Он сам своими руками заложил храм. Взяв мотыгу, начал он рыть ров; ему помогали и присутствовавшие вельможи. Немедленно затем было положено основание, причем будущий храм был наречен в честь Господня , и стали строить стены.
Преподобный Евфимий позаботился о приготовлении себе и места вечного упокоения. Испросив благословение у епископа, он собственными руками отесал три камня и устроил из них себе гробницу около стены, у северных врат, неподалеку от святого жертвенника, где впоследствии и было положено его многотрудное тело.
Построение храма шло успешно, с помощью Божией; рвением святого Евфимия храм вскоре был закончен. Это было в 1352 г. Своей красотой и благолепием храм вызывал изумление; его называли земным небом и его построению радовались не только жители Суздаля, но и всех окрестных земель. Князь Борис не пощадил средств на благоустройство, украсил его многочисленными и прекрасными иконами, снабдил богослужебными книгами и утварью и с великим торжеством храм был освящен епископом суздальским.
Вскоре преподобный Евфимий, до сих пор бывший рядовым иноком, получает посвящение в диакона, потом в пресвитера и, наконец, поставляется архимандритом основываемого монастыря.
Обитель преподобного Евфимия разрасталась. Число братии увеличивалось, и являлась нужда в расширении обители. Преподобный Евфимий принял намерение создать еще большую новую церковь. Испросив благословение епископа, он приступает к построению теплого каменного храма, который был благополучно завершен и освящен во имя святого Иоанна, списателя Лествицы
. К храму была пристроена каменная же трапеза, достаточно обширная, в которой братия могли бы собираться на духовные беседы, молитву и для трапезования. Под трапезой устроили и пекарню.
На некоторое время теснота была устранена. Но жаждущих принять иноческий образ и вести жизнь в стенах обители под руководством святого Евфимия становилось все больше и больше. В конце концов число братии достигло до трехсот, и недавно отстроенная каменная трапезная оказывалась уже недостаточно просторной. Требовались новые помещения, и ревностный настоятель приступает к построению третьего храма во имя святителя Николая Чудотворца
. Храм был деревянный, рядом с ним - обширная тоже деревянная трапезная с каменным погребом под нею. Никольская церковь получила название «больничной», очевидно потому, что при ней находились келлии для болеющих иноков, а также, вероятно и для посторонних. Теперь обитель была снабжена всем нужным и могла существовать безбедно.
По преданию, святой Евфимий собственноручно выкопал колодезь, из которого снабжался его монастырь. Заботы преподобного настоятеля никогда не ограничивались одним внешним благосостоянием обители. Еще больше внимания уделял он внутренней, духовной жизни братии и, как неусыпный страж, всегда наблюдал за поведением иноков и их преуспеянием в благочестии. Пастырь добрый, он верно пас свое стадо, не жалея своих трудов, и его ревностный надзор, мудрое руководство и собственный пример насадили в обители благочестие и укрепили благочиние. Безропотно братия оказывали послушания своему благочестивому и мудрому настоятелю, охотно исполняли монастырские работы, посещали богослужение и общие молитвы. Мир и любовь царили между иноками, они вели целомудренную и трезвую жизнь и свято соблюдали обет нестяжательности. Святой Евфимий строго наблюдал, чтобы в обители не было частной собственности: в ней все было общим, все принадлежало всем, и строгая епитимия налагалась на того, кто пытался что-нибудь тайно удержать у себя, как личное имущество.
Скончался Евфимий 1 апреля 1404 г. См. Архимандрит Евфимий Суздальский .
Авраамий - 2-й архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.
7 июля 1445 г. у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей - Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.
В 1445 г. монастырь был разорен татарами.
Спасо-Преображенский собор
В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл
(позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским), бывший иноком в той же обители прп. Евфимия.
4 июля 1507 г. при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.
Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю.
Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.
Новая каменная Спасская церковь
была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г.
Это была маленькая бесстолпная церковь - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия.
С 1572 г. Иов - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.
Спасо-Преображенский собор
См. Спасо-Преображенский собор .
3 июня 1883 г. о. архимандрит Митрофан (1829 - 1895) указом Св. Синода, согласно просьбе, по расстроенному здоровью, был уволен от должности с сохранением получаемого классного по степени магистра богословия оклада и с помещением в один из монастырей Владимирской епархии: 5 лет он прожил в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
Священномученик Серафим (Чичагов) в течение пяти лет, начиная с 1899 г., когда он был возведен в сан архимандрита, и по 1904 г. (включительно), являлся настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
23 апреля 1916 года Синод возвел отца Павла в епископа Суздальского. В 1917 и до 1921 года епископ Суздальский Павел был настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря. По характеру он был человеком ответственным, проявлял деятельное участие в судьбах своих подопечных. епископ Павел проявлял отзывчивость к разъехавшимся из монастыря монахам.
В 1922-м г. по ходатайству епископа Суздальского Василия (Зуммера) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел Леонтия (Стасевича) в сан архимандрита и назначил его наместником Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.
В 1923 - 1939 гг. в монастырской тюрьме существовал политизолятор (затем - тюрьма особого назначения). В нём содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, экономисты Н. Кондратьев, Л. Юровский, партийные и комсомольские деятели В. Невский, М. Рютин, Л. Шацкин, И. Смирнов.
Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиции посвящённые как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.
См. Тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля
Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря
См. Аптекарский огород .
Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря: .Copyright © 2015 Любовь безусловная
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня