Значение авраамий палицын в краткой биографической энциклопедии. "сказание" авраамия палнцына

(до пострижения Аверкий Иванович) - с 1608 по 1619 г. келарь Троице-Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от поляков. Род. в половине XVI века, умер в Соловецком монастыре, на покое, 13 сентября 1626 года. Происходя из дворянской семьи Палицыных, Аверкий Иванович начал службу еще при Иоанне Грозном, а при сыне его подвергся, в 1588 г., со всем своим родом, опале. По времени ее можно догадываться, что Палицыны принадлежали к партии, в расчет которой входило расторжение брака царя Федора с Ириной Федоровной Годуновой вследствие ее бесплодия; но ни удалять царицы, ни ослабить влияния брата-правителя, Бориса Годунова, не удалось. Борис, при поддержке духовенства, отказавшегося признать недействительным брак по бесплодию, приказал постричь княжну Мстиславскую и рассеял партию своих противников. Аверкий Палицын, отличавшийся способностями и характером, вероятно, и в этом раннем периоде своей деятельности оказался настолько опаснее других, что его не только удалили, но и насильно постригли в Соловецком монастыре (1588 г.). В монашестве условия служебных преимуществ для него не существовали. Через шесть лет в Москве при дворе переменилось многое. Борис уже мечтал о престоле и, устраняя обстоятельства, неблагоприятные его видам, находил для себя выгодным сближение с талантливейшими из бывших противников-честолюбцев. В 1594 г. и Аверкий Палицын, в монашестве Авраамий, был переведен в Троице-Сергиеву лавру, где было вверено ему в качестве строителя управление приписным к лавре Богородичным монастырем в Свияжске. Воцарение Бориса, кажется, имело влияние на отозвание из Свияжска Авраамия и оставление его сперва, без выполнения послушания, при лавре, а потом поручение управлять Троицким подворьем в Москве, где он и находился в год смерти царя Бориса. Перевод в Москву Авраамия относится к году опалы Романовых (1601 году), причем с него сняты и последние следствия опалы, так как предоставлено пользоваться наследственным имением, которое он и принес вкладом в обитель. С воцарением Василия Ивановича Шуйского Авраамий оказывается в числе близких в нему людей. Благодаря этому обстоятельству Авраамий выбран келарем лавры, оставаясь, однако, жить в столице по воле Государя, видевшего в иноке-царедворце надежнейшего советника и человека, умевшего принимать своевременно надлежащие меры. Так, в 1609 году, при осаде Москвы поляками, остановившими подвозы к столице припасов, вследствие чего в ней поднялись цены на хлеб, возбуждавшие народный ропот, Авраамий, как келарь лавры, имевшей в городе обширные продовольственные запасы, открыл продажу хлеба по дешевой цене из своих складов. До того времени цена на хлеб дошла в столице до 7 руб., а Авраамий назначил - по два рубля , и волнение вскоре прекратилось. Эта услуга Авраамия была награждена решением в пользу Палицыных дела о закладной кабале, в противность Судебнику. Милость эта была последней, оказанной Авраамию царем Василием Шуйским, лишенным в 1610 году престола. Низложение царя могло, конечно, отразиться неблагоприятно если не на личности, то на делах келаря. Дума, правившая в столице, удалила его из Москвы, нарядив в члены посольства к польскому королю Сигизмунду, под Смоленск, с поручением просить на престол сына его, Владислава, с обязательством принять православие. Прибыв в стан короля, осаждавшего Смоленск, Авраамий понял, чего добиваются поляки и как шатка надежда на исполнение возложенного поручения. Не преследуя поэтому недостижимой цели, при поднесении лично королю подарка от лица лавры Авраамий ограничился испрошением для нее возможных милостей. Он и получил от Сигизмунда грамоту: 1) на право сбирать лавре в свою пользу половину с приводимых на продажу в Москву лошадей и 2) на получение из московской казны установленной лавре дачи денежной, за три года недобранной. Родственнику своему, Андрею Федоровичу Палицыну, Авраамий испросил чин стряпчего. Получив королевские грамоты на указанные пожалования, Авраамий-келарь под предлогом нездоровья в конце 1610 г. внезапно оставил стан Сигизмунда, отказавшись видеть и главу посольства, митрополита ростовского (Филарета Никитича Романова). Обстоятельство это, спустя девять лет, и послужило, как можно полагать, причиной удаления Авраамия из лавры в Соловки, с возвращением Филарета из плена и с наречением его патриархом. С прибытием в Москву Авраамия патриарх Гермоген, усматривая из поступка Сигизмунда с великими послами тщетность надежды на охранение православия при занятии поляками столицы, разослал первые свои воззвания к народу, призывавшие его к вооружению. Троицкая лавра приняла рассылку патриарших грамот и доставку ответов, несомненно при участии келаря. Авраамий своим рассказом лично виденного мог утвердить патриарха в решимости послать воззвания. Настоятель лавры и келарь ее, несомненно, действовали единодушно как в деле составления воззваний, так и в сборе ополчения, когда доступ к заключенному патриарху поляками был прекращен. На Пасхе 1611 года под Москвой уже появились первые дружины защитников, а в день общей свалки на улицах Китай- и Белого города, когда бился в своем Острожке князь Димитрий Михайлович Пожарский у Сретенских ворот, Авраамий был в Москве. С приходом дружин Ляпунова и Трубецкого с казаками Заруцкого Авраамий находился при них, но не мог предотвратить ссоры, кончившейся убийством Ляпунова, которому Трубецкой не сочувствовал. Рассылка грамот Троицкой лаврой продолжалась уже от себя, и этому обстоятельству должно приписать возрастание дружин при неудачах, следовавших за смертью Ляпунова, когда с приходом Сапеги и с движением Ходкевича русские дружины едва держались под Москвой. Рассылка воззваний в третий раз, в 1612 году, подняла нижегородцев, долго медливших в Ярославле. Чтобы поторопить прибытие сил Пожарского, к нему явился Авраамий и уже от Ярославля не оставлял его стана до Москвы. Прибыв с ним в столицу 20 августа 1612 г., Авраамий оказал лично большие заслуги. По прибытии своем он уговорил казаков не уходить, обещая скорую уплату условленного жалованья, затем - в решительный момент боя кн. Пожарского с Ходкевичем, когда кн. Трубецкой запретил своим дружинам принимать участие в битве, - словами горячего убеждения увлек полки на помощь борющимся силам. Когда же, с освобождением Москвы от поляков, собрался земский собор, выбравший в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.), Авраамий был назначен в члены посольства к нему в Кострому - просить принять престол и для того прибыть в столицу. По воцарении Михаила Феодоровича, в 1618 году, польский королевич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол. Подойдя к Москве, Владислав отрядил партию и для захвата Троицкой лавры, в которой находился, за отбытием архимандрита Дионисия в Москву, один келарь Авраамий. Ему и принадлежит честь защиты обители от осаждавших ее поляков. Принудив их удачным отпором удалиться, Авраамий начал мирные переговоры, закончившие этот неудачный поздний наезд королевича миром, заключенным в лаврском селе Деулине. Это был последний подвиг Авраамия, в последний раз упоминаемого в сослужении с архимандритом Дионисием, при заложении, на месте ставки уполномоченных, церкви в Деулине, увековечивавшей заключенный при участии лавры мир с поляками. Затем Авраамий удалился в Соловки и умер в месте своего невольного пострижения, оставив описание событий Смутного времени, с 1584 по 1619 г. Описание это, всего вероятнее, начато Авраамием в 1601 году, а окончено в Соловках, незадолго до смерти автора. Оно носит заглавие: "История в память предыдущим родам, и проч.".

Лучшие и полные списки (всех 79 глав) в библиотеках: Спасо-Ярославского монастыря, № 796 (4°, л. 227-405), пис. в 1660 г., и № 202 (4°, 389 л.) Толгского монастыря, у Ярославля. У Строева была рукопись хронографа, при которой (4°, 390 л., полов. XVII в.) на первых 240 листах экземпляр сочинения Палицына, а далее замечательный вариант событий 1584-1613 гг. с оговоркой: "Той же первой истории последнее вторым сказанием, иже в первой сокращено зде же преполнено, и где в первой полно, зде же скращено писано, иного творения". Сергий Кедров, автор исследования "Авраамий Палицын" (Чтения в общ. ист. и др. росс., 1880 г.) напечат. и в отдельн. оттиск. 58°, 1-192 стр. (текст) и 193-202 приложения, напечатал в них: 1) Вкладную грамоту Авраамия в лавру: села и книг в 100 рублей 1611 г. 19 февр. (стр. 193-194) и 2) "Утешительное послание к архимандриту Дионисию", открытое в рукоп. сборн. № 627 библ. Казанск. дух. акад., л. 173. В своем разборе трудов Авраамия как писателя Платонов на стр. 171 книги своей "Древнерусские сказания и повести о смутном времени" заметил, что Кедров не совсем справедливо заключает, что на "Сказание" следует смотреть как на оправдательный документ личного поведения автора или - на автобиографию, а никак не на историю измышленных деяний, написанную по тщеславию". Строев и Горский в "Сказании" видели сборник записок, составленных в разное время; первые главы приблизительно относятся к 1615 г., а конец - состоящий из пяти разных частей - к 1620 г. Платонов высказал предположение, что "Повесть" 1606 г. тоже труд Авраамия, в "Сказании", только переработанный им. Энциклопедический словарь, т. I, стр. 266-269. Библиологический словарь П. М. Строева, изд. Бычковым, стр. 9-12. А. Сербин, "Келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицын, знаменитый деятель, сподвижник и защитник русской земли в мрачную эпоху самозванцев (1608-1612)", соч. А. С., СПб., 1850 г. - Отрывок из большого сочинения "Осада Троицкой лавры". Гл. I, 8-9-16 и (17-21). Стихотворение "Авраамий Палицын", помещ. в журн. "Маяк", глава II, стр. 23-30. Отд. брошюра 8°. Оценка Авраамия Палицына как историка сделана в двух статьях Д. П. Голохвастова, напечатанных в "Москвитянине" и (1842 г., 8°) отдельно "Замечание об осаде Троицкой лавры, 1608-10 гг., и описание оной историками XVII, XVIII и XIX столетий" (M., 1844, 8°); "Ответ на рецензию и хронику замечаний об осаде Троицкой лавры". С. Ф. Платонов, "Авраамий Палицын как писатель", "Рус. Архив", 1886 г., № 8. P. Кедров, "Чтения в обществе истории и древн. российских", 1880.

{Половцов}

(в миру Аверкий Иванович) - знаменитый келарь Троицко-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками; род. в селе Протасьеве близ Ростова, † 13 сентября 1625 г. Состоя в царской службе дворянином, он подвергся в 1588 г. опале, сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи, и потом является действующим как келарь Троицкого монастыря. Его "Сказание об осаде Троицко-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в Россия мятежах, сочиненное оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным" было издано в первый раз в Москве в 1784 (in 4º л.).

{Брокгауз}

Келарь Троицкого Сергиева Монастыря (ныне Лаврою именуемого) и Богоявленского в Москве, на Ильинской улице, бывшего Монастыря Настоятель, муж достопамятный в списке первых Патриотов, спасших Россию от бедствий в начале XVII века. Он происходил от древнего Дворянского рода, а знатнейший из предков его был некто Рыцарь, именованный Пан Иван Микулаевич, выехавший в 1373 году из Подолии в службу к Великому Князю Димитрию Ивановичу Донскому и прозванный Палицею, потому что всегда ходил с палицею весьма тяжелою, т.е., как сказано в родословной Палицыных, весом в 11,5 пуда. В конце XVI столетия Авраамий принял Монашество в Сергиевском Монастыре и, проходя разные послушания, избран наконец в Келари Монастырские. Сей чин тогда почитался важным в Монастырях. Ибо кроме распоряжения Церковных и Монашеских должностей, принадлежавшего собственно Настоятелю, все прочие Монастырские дела и учреждения зависели от Келаря. В Царствование Государя Царя Василия Ивановича Шуйского Авраамий сделался известен важными услугами Москве и потом целому Отечеству. Ибо во время бывшего там 1609 года голода несколько раз из Монастырских житниц снабжал он бедных хлебом; а во время осады города сего Поляками он сам находился в нем и чрез отписки в Троицкий Монастырь доставал оттуда осажденным порох и свинец. По низложении Царя Василия Ивановича он с Митрополитом Филаретом Никитичем отправлен был в Польшу для переговоров о преемстве Российского Престола, но, заметив вредные следствия сего посольства и одно только притеснение Посланникам Русским, возвратился с Новоспасским Архимандритом Евфимием в Россию, где нужнее была его помощь. Король сам дал им проезжую грамоту, писанную от 12 Декабря 1610 года. Но Авраамий застал Москву обуреваемую внутренними раздорами Бояр и почти уже преданную на жертву Полякам, вступившим в оную. В сие-то бедственное время он с Троицко-Сергиевским своим Архимандритом Дионисием отважился на такое предприятие, которого успех казался совсем невозможным. Они уговорили идти на избавление к Москве Князя Тюменского с товарищами и двух Сотников Стрелецких с 200 стрельцов, присовокупив к ним только 50 человек своих Монастырских слуг; а между тем разослали немедленно по всем Российским городам к Боярам и Воеводам просительные грамоты о поспешении на помощь к Царствующему граду. На сей вызов многие сыны Отечества, из разных городов прибывшие, совокупясь вместе с пришедшими от Сергиева Монастыря, под предводительством Князя Димитрия Трубецкого, подступили к Москве, сразились с Поляками, овладели Белым городом и заняли многие ворота; однако ж из Китая и Кремля не могли вытеснить неприятеля. Тогда Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий написали вторично умолительные грамоты к Боярам и Воеводам в Казань и Понизовские города. Сей вызов был также успешен. Многие Бояре, приведши войска, соединились с прежними и, напав на Поляков, осадили их со всех сторон. Но вдруг случившееся между Казаками возмущение расстроило все дело их. Казаки убили двух Воевод, а от того и прочие Воеводы, возымев недоверчивость к войскам своим, отступили и ушли из-под Москвы. Остался только один Князь Трубецкой; а к Полякам тогда пришел еще на помощь Гетман Сапега с войском и военным запасом. Осажденные, усилясь таким образом, вытеснили Русских защитников из Белагорода; а за тем пришедший еще Гетман Ходкевич окружил и Князя Трубецкого. Русские, сверх того, имели крайний недостаток в съестных припасах, в свинце и порохе. Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий, сколько могли, снабжали защитников и всю Москву сими потребностями; а между тем разослали третично слезные умолительные грамоты по всем городам Российским, дабы все сыны Отечества поспешили на помощь погибающей Москве. На сей-то убедительный вызов достопамятные в нашей Истории Князь Пожарский и Козма Минин, собрав войско, поднялись из Нижнего Новгорода. Келарь Авраамий встретил их в Ярославле и умолял о поспешении. Он сам проводил их до Сергиевой Обители и с ними же отправился под Москву, где увещаниями и просьбами много способствовал успеху Российских войск; а когда Казаки, возроптав на неплатеж им жалованья, начали было заводить бунты и междоусобия в Русском войске, то Архимандрит и Келарь, не имея денег (ибо Царями Борисом Годуновым, Димитрием Самозванцем и Шуйским истощена уже была вся казна не только Государственная, но и Монастырская), для успокоения мятежников прислали с умолительною грамотою к ним, на раздел вместо жалованья, Церковные сокровища, низанные жемчугом ризы, стихари и проч. Такое пожертвование столько поразило мятежников, что они, устыдясь роптания своего, отослали обратно в Монастырь все утвари и поклялись, при перенесении всех возможных нужд, не отступать от Москвы, пока не освободят оной от Поляков, и обещание свое исполнили.

Сию-то несчастную, но вместе и славную в Российской Истории эпоху, начиная от кончины Царя Иоанна Васильевича до возведения на Престол Царя Михаила Федоровича, описал сам Авраамий Палицын в книге, обретающейся по разным библиотекам Российским между рукописями, под разными заглавиями; но издана она в Москве 1784 г. в четвертую долю листа, под названием: Сказание о осаде Троицкого Сергиева Монастыря от Поляков и Литвы , и о бывших потом в России мятежах. Надобно притом заметить, что в сем издании сложены вместе две книги Палицына, раздельно в рукописях находящиеся. Новиков (в Опыте Истор. Словаря о Росс. Писателях ), ссылаясь на Татищева, говорит, что якобы Палицын писал еще Летопись о Царствовании Царя Иоанна Васильевича. Но кроме того, что о сей Летописи нигде не упоминается, сам Татищев не говорит сего, а замечает только, что "Палицын о временах до Царя Михаила Феодоровича писал кратче и не столь порядочно, как Иосиф, Келейник Иова Патриарха; избрание же Царя Михаила Феодоровича описал со всеми обстоятельствами". Миллер о Палицына Летописи судит (в Ежемесяч. Сочинениях 1755 года , Апр., стр. 295), что "в ней слог больше витиеватой, нежели чтоб с натуральною Историческою простотою сходствовал". А Елагин (в Опыте повествов. о России ) прямо называет сочинение сие пристрастным. Но нельзя не заметить, что Палицын, описывая такие происшествия, в коих сам он был лицом содействующим избавлению России, не мог писать без некоторого жара и восторга, которого трудно было бы не иметь и всякому на его месте. Надобно также извинить его и в невыгодном описании Царя Бориса потому, что он писал Историю свою при Царствовании Романовых, претерпевших от Бориса жестокое гонение. О времени кончины сего Историка неизвестно; однакож он жив был еще в 1621 году и подписывался Келарем; а в 1629 году упоминается уже другой Келарь в Сергиевом Монастыре.

{Болховитинов}

(в миру Аверкий Иванович) - в 1608-1614 гг. келарь Троицкого Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками; † 13 сент. 1625 г.

{Половцов}

(до пострижения Аверкий Иванович) - родом из дворян, род. в половине 16 в., ум. в Соловецком монастыре в 1626. С 1608 по 1619 А. был келарем Троице-Сергиевской лавры, т. е. заведовал хозяйством одного из крупных русских монастырей, обладавшего большим количеством земли и ведшего крупную торговлю хлебом и др. товарами. Особенно выдвинулся А. в эпоху Смутного времени . Он был ярким представителем интересов крупного монастырского землевладения, которое во время "Смуты" шло рука об руку с дворянством против восставшей крестьянской массы. Сила этой массы была так велика, что дворянству одному невозможно было с ней бороться - пришлось объединиться с другими социальными группами. А., будучи умелым тактиком борьбы за интересы своего класса, во время "Смуты" неоднократно выступал как инициатор дворянско-купеческого блока в борьбе с народным движением. А. был близок к царю Василию Шуйскому (см.), по низложении его был отправлен в посольстве к польскому королю Сигизмунду, чтобы просить его сына, царевича Владислава, занять рус. престол - для правящих классов это казалось тогда единственным выходом из междоусобной войны, грозившей гибелью и дворянству и купечеству. Ведя переговоры с Сигизмундом, А. сумел ловко выпросить у него ряд хозяйственных льгот для своего монастыря. А. был близким другом казачьих атаманов Трубецкого и Заруцкого, содействовал рассылке грамот Гермогена. Лично организовал защиту Троице-Сергиевской лавры от поляков и содействовал Пожарскому. А. оставил интересное описание своей эпохи - "сказание" об осаде монастыря и Смутном времени.

Лит.: Марксистской литературы специально об А. - нет. Немарксистская: Кедров С., Авраамий Палицын, М., 1880; Платонов С., Древнерусские сказания и повести о Смутном времени (Соч., т. II), изд. 2, СПб, 1913.

Биографический словарь

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, см. ПАЛИЦЫН А.

Авраамий Палицын (в миру - Аверкий Иванович сын Палицын) (ок. 1550 –1626) - один из самых известных церковно-политических деятелей и писателей XVII столетия.

Родом он был из детей боярских Московского уезда, из старинной служилой дворянской семьи. Ее родоначальником считался воевода Иван Микулаевич, выехавший на Русь из Литвы в 1378 г. и получивший среди москвитян прозвище "Палица", так как в бою предпочитал биться своим излюбленным видом оружия - железной палицей весом в полтора пуда.

К началу 90-х годов XVI века Аверкий Палицын достиг чина воеводы, был "государевым посланником" на Русском Севере, участвовал в отражении набега крымцев. В 1587–1588 гг. по неизвестным причинам подвергся опале со стороны Бориса Годунова, был сослан, а его имущество конфисковали. Не ранее 1597 г. он принимает монашеский постриг в Соловецком монастыре под именем Авраамия. В 1602 г. стал келарем (экономом) Соловецкого монастыря. В 1608 году Авраамий Палицын становится келарем Троице-Сергиева монастыря и, фактически, вторым лицом в монастырской иерархии после архимандрита. Сам монастырь в то время был очень богат, поэтому келарь Авраамий приобретает значительное политическое и экономическое влияние на царя Василия Шуйского. Во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками в сентябре 1608 - январе 1610 гг. Авраамий Палицын, по распоряжению царя, находился в Москве. Здесь он, с одной стороны, добивался царской помощи для осажденных в монастыре, а, с другой стороны, помогал продовольственному снабжению самой Москвы, неоднократно сбивая спекулятивные цены на хлеб. В 1611 году Авраамий Палицын находился в Смоленске и принимал участие в переговорах с польским королем Сигизмундом, но вскоре вернулся в Троицу и, вместе с тогдашним троицким архимандритом Дионисием стал соавтором патриотических посланий, побуждавших русский народ бороться с польскими захватчиками. Эти грамоты оказали значительное влияние на общие национально-освободительные настроения в России, в частности, став одним из побудительных мотивов к формированию войск народного ополчения. Активно содействовал примирению и объединению разных ополченских формирований. Действенную помощь оказывал Авраамий Палицын и народному ополчению под командованием Минина и Пожарского, освободившему Москву. В 1613 г. принял участие в Земском соборе, на котором решался вопрос об избрание нового русского царя. Подпись Авраамия Палицына стоит под "Грамотой утвержденной" об избрании на царство Михаила Романова. В 1613 - 1618 гг. деятельно занимался восстановлением
Троице-Сергиевой обители и монастырского хозяйства. В 1618 г. в течение года возглавлял монастырь. Летом 1620 г. Авраамий оставил обитель и последние восемь лет жизни он провел в Соловецком монастыре, где скончался и был похоронен.

Авраамий Палицын - автор нескольких посланий, а также выдающегося в художественном отношении произведения о Смуте - "История в память предьидущим родом" (состоит из 77 глав), крайне популярного в последующие времена (известно 226 ее списков XVII-XIX вв.). В первых главах этого сочинения (1 - 6) излагаются события от смерти Ивана Грозного до начала правления Василия Шуйского. Основную часть всей "Истории" составляет описание осады Троице-Сергиевой обители - с 7 по 56 главы (первая редакция). Собственно говоря, именно прославление монастыря и подвига его защитников, спасших обитель от разорения, и составляло главную задачу всего труда Авраамия Палицына. Именно эти главы и стали наиболее популярны и наиболее читаемы в России под названием "Сказание Авраамия Палицына". В главах с 57-й по 77-ю рассказывается о разорении и освобождении Москвы, об избрании на престол Михаила Федоровича и о вторжении польского королевича Владислава. По мнению исследователей, главы о Троицкой осаде появились не позднее 1617 г., а начальные и заключительные главы - в 1618–1619 гг. Находясь в Соловецком монастыре, Авраамий составил вторую редакцию своего сочинения, которая известна в трех списках.

В первых главах своего сочинения Авраамий Палицын подробно анализирует причины Смуты, толкуемые им как грехи русских людей перед Господом. В частности, первым грехом, по его мнению, стало убийство Борисом Годуновым молодого царевича Димитрия. Главный же грех, - "всего мира безумное молчание", - трактуется Авраамием Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Ведь в решающий момент, оставшись без законного царя, "безумно молчащее" русское общество не смогло достойно перенести это испытание и распалось на отдельные противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге, государство пришло в упадок, а безначальная русская земля "побрела розно". В этом и заключалась суть Божиего наказания, допустившего то, что Россия впала в пучину "самовластия" - "И сего ради попусти ны в самовластии быти".

Но наибольшее внимание автор уделяет истории Троицкой осады. Как известно, Троицкая обитель еще с конца XIV столетия почиталась на Руси своего рода главным духовным центром, оплотом Божией благодати, а основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский рассматривался как один из основных небесных заступников за Русскую землю. Стоит напомнить, что именно Сергию Радонежскому было дано первое на Руси видение Богородицы, которая обещала преподобному Свое покровительство монастырю.

В период Смуты религиозно-мистическое значение Троицкой обители возросло еще более существенно. За осадой монастыря, продолжавшейся почти полтора года, с тревогой и надеждой следила вся Россия. Сами сражения под стенами обители рассматривалась как один из символических моментов борьбы между добром и злом. Ведь падение Троице-Сергиевого монастыря для религиозно-мифологического сознания русских людей той поры было равнозначно исхождению благодати от Русской земли, - если Богородица отступилась от монастыря, а преподобный Сергий не может вымолить ее заступничества за свою обитель, значит и Сам Господь отвернулся от России. Таким образом, защита Троице-Сергиевого монастыря приобретало общенациональное значение.

Свидетельством того, что Господь продолжает заботиться о монастыре, а значит и обо всей России, стали многочисленные чудесные видения, происходившие во время осады. Б.В. Кузнецов подсчитал, что по разным источникам можно найти, как минимум, 23 оригинальных сообщения о видениях в Троицком монастыре во время осады. Основная часть этих сообщений, - 18 рассказов, - находится в "Сказании Авраамия Палицына".

Собственно говоря, целью Авраамия Палицына и было то, чтобы показать своим читателям, как божественные силы являли свою поддержку обители в трудные для нее времена. Поэтому в описание тех или иных событий, происходивших в монастыре, Палицын органично включает и записи свидетельств о чудесных видениях. Причем видений удостаивались как защитники монастыря, так и осаждавшие. Первые всячески ободрялись явившимися к ним святыми, вторые же, наоборот, слышали в свой адрес грозные пророчества.

Центральной фигурой видений был, конечно же, преподобный Сергий Радонежский. Именно преподобный Сергий выступает своего рода организующим началом для других русских святых, приводя их с собой, побуждая к молитве за спасения монастыря. Так, вместе с Сергием несколько раз являлся его ученик Никон, ставший игуменом Троицкого монастыря за полгода до смерти самого основателя. Приводит Сергий и других бывших иноков - Михея, Варфоломея, Наума (Михей - это инок, который был свидетелем явления Сергию Богородицы; Варфоломей и Наум по другим источникам неизвестны). Обращается преподобный Сергий и к московским чудотворцам, с просьбой о молитве за монастырь. В одном же случае Сергий превращается в грозного начальника, - он распекает святого Серапиона Новгородского за неучастие в общей молитве святых Господу и Богородице, после чего Серапион раскаялся и вознес усердную молитву: "Отче Серапионе, почто умедлилъ еси принести моление ко всесилному Богу и Пречистей Богородицы?"

Согласно "Сказанию Авраамия Палицына" цели явлений святых были разнообразны. Например, одного из важнейших видений был удостоен тогдашний архимандрит монастыря Иоасаф. Усердно молящийся перед иконой Богородицы, он, оказавшись в "тонком сне", узрел преподобного Сергия, поведавшего о том, что Божия Матерь продолжает оберегать обитель: "… Предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодева Мариа с аггелскими лики и со всеми святыми". В других случаях святые укрепляли волю защитников, ободряли их, предупреждали о возможных атаках противника, подсказывали, как вылечиться от болезней и т.д.

Осаждавшие же крепость войска множество раз были свидетелями различных страшных знамений и чудесных видений. В этом отношении сбывалось "жестокое" пророчество, данное Сергием Радонежским гетману, командующему войсками: "Молбу на вас, злодеевъ, сотворю вышнему Царю, и во веки осуждени будете мучитися в геонских муках".

Ополчался на осаждавших монастырь не только Сергий, но и архангел Михаил. После того, как во время обстрела был поврежден образ архангела Михаила, он явился архимандриту, "лицо его, как свет, сияло, в руке он держал скипетр" и говорил он противникам: "О врази лютори! Се ваша, беззаконницы, дерзость и до моего образа доиде. Всесилный же Богъ воздастъ вам въскоре отмщение". Стоит напомнить, что архангел Михаил считается предводителем ангельского воинства, архистратигом. Это самый грозная фигура в православной символике, самый "опасный" представитель небесных сил. К нему за помощью старались обращаться в случае крайней нужды. И в данном случае явление и обещание архистратига Михаила несомненно внушало большие надежды защитникам обители.

Между прочим, на следующий день после угрозы архангела Михаила многие видели, как во главе отряда защитников монастыря оказался небесный всадник - "лице же его, яко солнце, конь же под ним, яко молния блистаяся". Этот всадник помог захватить вражеские орудия, после чего исчез. А вскоре осаждавшие крепость видели под стенами старца на коне, который грозил им обнаженным мечом, а потом тоже исчез.

Реакция, как защитников монастыря, так и осаждавших его, на все эти видения была различна. Защитники монастыря в большинстве случаев к видениям прислушивались, - служили молебны, исполняли указания. Впрочем, иногда, и смеялись. Осаждавшие монастырь тоже в иных случаях реагировали на угрозы, - переходили на сторону защитников, уводили войска из-под стен обители. В других случаях, реакции не было никакой.

Чудесные видения, несомненно, сыграли немаловажную роль в защите Троице-Сергиевой обители, укрепляя дух ее защитников и являя им, и всей России, примеры Божиего покровительства. В свою очередь, защитники монастыря с честью выдержали осаду, укрепив соотечественников и вселив в их сердца надежду на общую победу. Ибо спасение Троице-Сергиевой обители означало самое главное, - Божия благодать продолжала сохраняться и над монастырем, и над всей Россией. Поэтому можно сказать, что Троицкие видения несомненно имели общенациональное значение.


© Все права защищены

Значение АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН в Краткой биографической энциклопедии

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН

Авраамий Палицын, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI века, по семейным преданиям - в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года. Первое упоминание о нем находим в I т. Д. А. И., в акте ¦ 157, под 1584 г. Поступил на службу еще при Иоанне Грозном; в 1588 году подвергся опале, причины которой остаются невыясненными. Вскоре и, по-видимому, добровольно он постригся; место его пострижения в точности не известно (или Соловки, или Троицкая лавра). В 1594 году назначен управляющим приписным к лавре Свияжским Богородичным монастырем, откуда при царе Борисе был вызван в лавру. В 1601 году ему было поручено управление Троицким подворьем в Москве, причем с него были сняты все последствия опалы. При Василии Шуйском, с которым у А., по-видимому, уже давно установились хорошие отношения, он был избран лаврским келарем, в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором Москве. Хотя А. и пользовался большими милостями со стороны Шуйского, решившего, например, в его пользу, в противность Судебнику, одно его старое дело, но он, видимо не стесняясь этим, завязал хорошие отношения и с Тушиным; есть даже основание предполагать, что он, будучи келарем, по тушинской иерархии носил более высокий сан архимандрита. В эпоху боярского правительства, 11 сентября 1610 года, А., вместе с другими членами великого посольства к Сигизмунду, отправился под Смоленск просить у короля сына на русский престол. Там А. предпочел вести, отдельно от послов, свою особую политику. Так, еще при представлении Сигизмунду он поднес ему такие роскошные дары, что перед ними стушевались дары даже главных членов посольства, князя Голицына и митрополита Филарета. Затем он, по-видимому, совсем перешел на сторону Сигизмунда и выпросил у него для своего монастыря ряд милостей: невзирая на все ужасы безвременья, он добился от короля разрешения монастырю получить из московской казны недоданную за три года денежную в монастырь дачу и т. д. Затем король дал грамоту с предписанием монастырю: 1) выдать "в полки" 200 р. и 2) кормить ратных людей королевских. Дошло до того, что в одной из грамот Сигизмунда А. был назван его, короля, "богомольцем", а архимандриту и братии лавры было предложено "Бога молити" за него "государя" и за сына его. Характерно, что в челобитьях А. Сигизмунду нигде не упомянут архимандрит лавры Дионисий - личность весьма симпатичная, впоследствии причтенная церковью к лику святых. В своих переговорах с поляками А., по-видимому, не забывал и своей родни: может быть, именно при его участии родственник его А.Ф. Палицын получил от Сигизмунда поместье и чин стряпчего. После этого А. уехал из-под Смоленска к Москве, - вероятно, с целью пропагандировать мысль о предоставлении русского трона Сигизмунду. Такая ненациональная политика А. была хорошо понята современниками его и дала им право перекрестить его из "келаря" в "короля". Однако, по приезде в Москву ему пришлось скрыть свои польские симпатии и преданность Сигизмунду: он даже постарался подделаться под господствовавшее там антипольское настроение и пристать (трудно сказать, насколько искренне) к числу наиболее смелых и непреклонных противников Сигизмунда. Впрочем, деятельность А. за это время рисуется еще пока не вполне ясно. Он держался казаков и их правительства, отчасти из личных, по-видимому, симпатий, отчасти и из практических соображений, ибо это была у Москвы единственная организованная сила. Он исполнил за это время много их поручений, часто служа, вероятно, только орудием в казацких руках для достижения их противогосударственных целей. Такую роль ему пришлось играть, по-видимому, и в отношениях казаков к Минину и Пожарскому. Впрочем, и личные симпатии А. были скорее на стороне казаков, чем на стороне земских людей. Личный момент во всех этих отношениях пока выделается еще с большим трудом. В конце концов, казацкие таборы ходом вещей были вынуждены подчиниться земской рати. В этом "примирении" А. сыграл, по-видимому, некоторую роль почти лишь декоративного характера. Некоторую роль (может быть, такую же) он играл и при избрании на царство Михаила Романова. При Михаиле он принимал какое-то участие в трудах Дионисия над исправлением богослужебных книг; но пострадать за это пришлось только одному Дионисию, после заточения которого А. остался во главе монастыря и принимал участие в обороне его от Владислава (в 1618 году). В 1619 году, по прибытии в Москву Филарета, было пересмотрено дело Дионисия, после чего он был выпущен на свободу. В 1620 году он вместе с А. освятил построенную последним в Деулине церковь. Вскоре после этого А., по-видимому, против воли, отправился в Соловки, где продолжал свой давно начатый труд: "История в память сущим предыдущим родам". Кроме этого труда, А. принадлежит, быть может, одна из частей так называемого "Иного сказания" - "Повесть 1606 г.". Как человек и политический деятель, А. принадлежит к числу тех неустойчивых в своих убеждениях, шатких в своей преданности, стойких лишь в неразборчивом достижении личных выгод людей, которые в таком ужасающем числе расплодились на Руси в Смутное время. Среди них он, несомненно, занимает одно из первых мест. Деятельность его и до сих пор не может почитаться вполне выясненной, ибо в числе источников ее одно из главных мест занимает его "История", где он искусно перепутал ложь с истиною, заметая следы своих темных деяний. Историк Забелин заклеймил его на своем своеобразном языке именем "кривого" человека. - См. о нем общие труды по русской истории и труды по истории Смуты, особенно С.Ф. Платонова, "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник" и "Очерки по истории смуты", и И.Е. Забелина, "Минин и Пожарский". Несмотря на исчерпывающую критику Забелина и Платонова, некоторые историки, например, Ключевский ("Курс русской истории", III) и Валишевский ("La crise revolutionnaire 1584 - 1614") стоят еще на старой точке зрения, возвеличивая А., воздавая ему много свыше его действительных заслуг. "История etc." и "Иное сказание" см. в XIII т. "Р. Ист. Б." (изд. Арх. К.), изд. 2-е; "История etc." в первый раз издана в 1784 году, "Иное сказание" - в 1856 году, во "Временнике Московского Общества Истории и Древностей Российских". С. Ч.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АВРААМИЙ (ПАЛИЦЫН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий (Палицын) (+ 1625), знаменитый келарь Троице-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками. …
  • АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН
    Палицын (до принятия монашества - Аверкий Палицын) (умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. …
  • АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН
    см. Палицын …
  • АВРААМИЙ в Словаре полководцев:
    Палицын (?-1626), до принятия монашества Аверкий Палицын. Род. в дворян. семье. Келарь Троицко-Сергиевской лавры, руководитель ее обороны от поляков. В …
  • АВРААМИЙ
    (в миру Афанасий) (ум. 1672), старообрядческий писатель, монах, ученик протопопа Аввакума. Составил компилятивный сборник «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения», …
  • АВРААМИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в миру Аверкий) Ростовский (11 в.?) преподобный, чудотворец, основатель и архимандрит Богоявленского монастыря в г. Ростов-Ярославский. Память в Православной церкви …
  • АВРААМИЙ
    епископ суздальский с 1431 по 1452 г. Ездил на флорентийский собор вместе с митрополитом Исидором, но отказался подписать акт соединения …
  • ПАЛИЦЫН
    П́АЛИЦЫН Фёд. Фёд. (1851-1923), генерал от инфантерии (1907). В 1905-08 нач. Генштаба, активно участвовал в подготовке и проведении военных реформ …
  • ПАЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АЛИЦЫН Авраамий, см. Авраамий Палицын …
  • ПАЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АЛИЦЫН (наст. фам. Палице, Palice) Ив. (Ян) Осипович (1865-1931), дирижёр, засл. арт. Республики (1925), Герой Труда (1925). По происхождению чех. …
  • АВРААМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВРА́АМИЙ ПАЛИЦЫН (в миру Аверкий Ив.) (?-1626), келарь Троице-Сергиева мон. (1608- 1619). Во время Троицкой осады 1608-10 находился в Москве. …
  • АВРААМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВРА́АМИЙ (в миру Афанасий) (?-1672), церк. деятель, писатель. Ученик Аввакума Петрова. В 1667, после ссылки Аввакума, возглавил моск. общину старообрядцев, …
  • АВРААМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПАЛИЦЫН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Авраамий (?-1627) , келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608-19, организатор его обороны (1618), писатель. Историческое сочинение «Сказание» - ценный источник по …
  • АВРААМИЙ, В МИРЕ АВЕРКИЙ ИВАНОВИЧ ПАЛИЦЫН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Авраамий (в мире Аверкий Иванович Палицын) — знаменитый келарь Троицко-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками, род. в селе …
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Трудолюбивый, Печерский (XII - XIII вв.), преподобный. Память 21 августа, в Соборе …
  • АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Смоленский (+ 1221), архимандрит, преподобный. Память 21 августа и в Соборе Смоленских …
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Ростовский (XI в.), архимандрит, преподобный. Память 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых …
  • АВРААМИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Печерский (XII - XIII вв.), затворник, преподобный. Память 29 октября, в …
  • АВРААМИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Печерский, имя двух Киево-Печерских святых: Прп. Авраамий Трудолюбивый (XII - XIII вв., память …
  • АВРААМИЙ ПЕЧЕНГСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Печенгский (XV в.), преподобный. Память 4 февраля. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские …
  • АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Мирожский (+ 1158), игумен, преподобный. Память 24 сентября и во 2-ю неделю …
  • АВРААМИЙ КАРРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Каррийский (IV - V вв.), епископ, святитель. Память 14 февраля. Жил …
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Затворник, Хиданский (+ ок. 360), пресвитер, преподобный. Память 29 октября. Подвизался …
  • АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец (+ 1229), мученик. Память 1 апреля в день кончины, 9 …
  • АВРААМИЙ АРВИЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Арвильский (ок. 344 - 347), епископ, священномученик. Память 4 февраля. Пострадал …
  • АВРААМИЙ (ФЛОРИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий (Флоринский) (1720 -е гг.- 1797), архимандрит, переводчик Евангельских бесед свт. Иоанна Златоуста …
  • АВРААМИЙ (ЛЕЦИДА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий (Лецида) (+ 1640), епископ б. Туровский и Пинский. О владыке Авраамии известно, что …
  • ПАЛИЦЫН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Палицын (Александр Александрович) - литературный деятель начала текущего столетия, почетный член Харьковского университета. Служил в Петербурге адъютантом при Румянцеве и …
  • ВАРЛААМ ПАЛИЦЫН в Краткой биографической энциклопедии:
    Варлаам Палицын - келарь Чудова монастыря, жил в XVI веке. Он написал: "Осаду Киева татарами", "О трех князьях" и "Синопсис …
  • АВРААМИЙ (ФЛОРИНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Авраамий (Флоринский) - родом из малоросских мещан. Обучался в киевской духовной академии, в которой с 1752 - 58 был преподавателем …
  • АВРААМИЙ (ЕПИСКОП СУЗДАЛЬСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Авраамий - епископ суздальский с 1431 по 1452 год. Ездил на флорентинский собор вместе с митрополитом Исидором, но отказался …
  • АВРААМИЙ (В МИРУ АФАНАСИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Авраамий, инок, расколоучитель XVII века, в миру Афанасий. Был учеником и ревностным поклонником протопопа Аввакума, который сообщает о нем …
  • ПАЛИЦЫН ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1851-1923) российский генерал от инфантерии (1907). В 1905-08 начальник Генштаба, активно участвовал в подготовке и проведении военных реформ 1905-12. В …
  • ПАЛИЦЫН АВРААМИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1627) келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608-19, организатор его обороны (1618), писатель. Историческое сочинение "Сказание" - ценный источник по истории России …
  • ЗАВЕНЯГИН АВРААМИЙ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Авраамий Павлович , советский государственный и партийный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1949 …
  • ТРОИЦА в Словаре Обрядов и таинств:
    Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы. Все цветет и поет... И. Бунин День Святой Троицы (Пятидесятница) - праздник, …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …
  • САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Самарская и Сызранская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 443020, г. Самара, ул. …

Авраамий Палицын (в мире Аверкий Иванович) – келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания об осаде Троицкого монастыря поляками ». Родился в середине XVI века в селе Протасьеве, близ Ростова, умер 13 сентября 1627 г. Авраамий происходил из древнего дворянского рода Палицыных, вышедших в 1373 г. из Литвы. В молодости он не получил правильного образования («училища николиже видех»), но позже, уже иноком, восполнил недостаток образования усердным чтением книг разнообразного содержания, хранившихся в библиотеках Соловецкого и Троицкого монастырей; современники (Арсений Глухой) отзывались о нем, как о человеке, очень образованном. Поступив на царскую службу, Палицын подвергся в 1588 г. опале, причём имение его было отобрано в казну. Можно думать, что опала Авраамия стояла в связи с опалою в 1587 г. Шуйских от Бориса Годунова , но достоверные подробности неизвестны. Сосланный в Соловецкий монастырь, он жил в нем «на своем обещании» и, по-видимому, принял постриг добровольно. Последнее обезоруживало Палицына, как политического противника Годунова, и в 1594 г. Авраамий, вместе с другими соловецкими иноками, был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Это было знаком особого благоволения к опальному и показывало, что Годунов примирился с ним. На перевод Авраамия повлияло еще и то обстоятельство, что Борис хотел пополнить Сергиеву обитель иноками строгой монашеской жизни, чтобы восстановить прежнее благочестие, на исчезновение которого жаловался еще Иван Грозный : значит, Авраамий уже успел заявить себя с этой стороны.

В 1600 г. с Палицына была окончательно снята опала и не вполне законно, как монаху, возвращена часть конфискованного имения. В следующем году он был послан с поручением в Богородицкий Свияжский монастырь (позже – в Казанской губернии), зависевший от Троицкой Лавры. Здесь он является уже «старцем», т. е. старшим из монастырских братий. Около 1608 г. Авраамий возвращается в лавру и занимает ответственную и важную в то время должность келаря, которая сосредоточивала в себе все нити вотчинно-монастырского управления; келарь же был непосредственным помощником архимандрита. Есть основание думать, что назначение способного и деятельного Палицына на эту должность не обошлось без непосредственного влияния Василия Шуйского , с воцарением которого начал возвышаться и пользоваться царскими милостями Авраамий. Сделавшись келарем лавры и придя в силу этого в соприкосновение со многими представителями гражданской власти и даже непосредственно с царем, которому лавра была специально подчинена, Авраамий естественно должен был выступить из числа обыкновенных монахов и занять место в рядах представителей духовенства. Начавшаяся вслед за тем Смута и особенно осада лавры поляками выдвинули Авраамия на арену политической деятельности, где он проявил свои замечательные административные способности и связал свое имя с одной из достопамятнейших страниц русской истории.

Авраамий Палицын на памятнике «1000-летие России» в Новгороде

Для удобства управления обширными монастырскими вотчинами Авраамий Палицын жил в Москве и, когда началась осада лавры Сапегой , выступил ходатаем за осажденных иноков пред царем, который медлил помощью и долгое время верил официальным донесениям, что в монастыре все обстоит благополучно. В то же время, зорко следя за тем, что делалось в обители, и получив известие, что там началась эпидемия и замышляется измена, Авраамий пишет инокам грамоту, чтобы они «помнили крестное целование, стояли бы против иноверных крепко и непоколебимо, жили бы неоплошно, береглися бы накрепко от литовских людей». Палицын распространил сферу своего влияния на патриарха Гермогена и бояр и не раз, как это было в вопросе о продаже монастырского хлеба, когда Тушинский самозванец отрезал подвоз припасов, приходил Шуйскому на помощь своим авторитетом духовного сановника и являлся ближайшим советником царя.

Авраамий Палицын

АВРААМІЙ ПАЛИЦЫНЪ , одна изъ крупнѣйшихъ личностей Смутнаго времени. Родился въ с. Протасьевѣ, близъ Ростова. Въ царствованіе Шуйскаго состоялъ келаремъ Св. Троице-Сергіевой Лавры, пользовался, повидимому, большимъ вліяніемъ, п. ч. Царь призвалъ старца Авраамія въ Москву, и онъ находился здѣсь посредникомъ между Царемъ и осажденной Лаврою во все время ея обороны. Осажденныхъ онъ поддерживалъ словомъ и дѣломъ, письмами и подкрѣпленіями (хотя и ничтожными, но все же поднимавшими духъ защитниковъ), Царю Василію помогалъ, во время голода и мятежа, продажей хлѣба по низкимъ цѣнамъ изъ богатыхъ монастырскихъ житницъ. Говорятъ, что Сапѣга, послѣ своего третьяго неудачнаго на обитель приступа въ іюлѣ 1609 г., вызывалъ черезъ своего ходока, пана Ивана Зубова, А. П. изъ Москвы въ свой станъ подъ Троицу, - "чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити". Появленіе въ станѣ Сапѣги келаря Лавры, конечно, имѣло бы громадное значеніе для тушинцевъ и оказало бы сильное вліяніе на героическихъ и безпримѣрной доблести защитниковъ обители св. Сергія. Но старецъ А. обставилъ отвѣтъ свой весьма искусно. Отказавшись пріѣхать, онъ въ то же время сообщилъ Сапѣгѣ много такихъ данныхъ, которыя отвлекали его вниманіе отъ Лавры и дѣлали положеніе его подъ нею менѣе устойчивымъ. Затѣмъ въ 1611 г. онъ уже поднимаетъ своимъ вліяніемъ ратную силу противъ поляковъ, посылая ее (всѣ ратные монастырскіе люди) на освобожденіе разоряемой поляками Москвы, побуждая своими письмами, вмѣстѣ съ архимандритомъ Лавры Діонисіемъ и братіей, къ возстанію противъ иноземцевъ весь русскій народъ. Не щадя себя, А. П. лично участвуетъ въ бояхъ и подаетъ примѣръ прочимъ. Въ 1612 г. онъ уговариваетъ князя Пожарскаго, въ Ярославлѣ, поспѣшить къ Москвѣ и сопровождаетъ его дружины до Троице-Сергіевой Лавры. Наконецъ, въ 1613 г. вмѣстѣ съ Шереметьевымъ, онъ бьетъ челомъ въ Костромѣ Михаилу Ѳеодоровичу Романову, прося его на Московское царство. По исполненіи столь крупныхъ дѣлъ, А. П. вернулся въ обитель св. Сергія и здѣсь, въ 1618 г., руководилъ отраженіемъ монахами отъ Лавры польскаго королевича Владислава. Въ 1620 г. онъ удалился въ Соловецкій монастырь, гдѣ и умеръ въ 1626 г. А. П. оставилъ послѣ себя сочиненіе: "Сказаніе объ осадѣ Троице-Сергіева монастыря отъ Поляковъ и Литвы и о бывшихъ потомъ въ Россіи мятежахъ". Москва, 1784 г. Въ 1909 г. это сочиненіе издано Императорской Археографической комиссіей подъ названіемъ: "Сказаніе Авраамія Палицына". (Голохвастовъ . Замѣчанія объ осадѣ Троицкой лавры 1608-1610 гг. и описаніе оной историками XVII, XVIII и XIX ст., "Москвитянинъ" 1842 г.; его же . Отвѣтъ на рецензіи и критику замѣчаній объ осадѣ Троицкой лавры, "Москвитянинъ" 1844 г.; Платоновъ . Очерки по исторіи смуты въ Московскомъ государствѣ XVI и XVII ст., 1899).


Военная энциклопедия. - СПб.: Т-во И.Д. Сытина . Под ред. В.Ф. Новицкого и др. . 1911-1915 .

Смотреть что такое "Авраамий Палицын" в других словарях:

    Авраамий Палицын - (до пострижения Аверкий Иванович) с 1608 по 1619 г. келарь Троице Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от поляков. Род. в половине XVI века, умер в Соловецком монастыре, на покое, 13… … Большая биографическая энциклопедия

    АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН - см. Палицын А … Большой Энциклопедический словарь

    Авраамий Палицын - Авраамий Палицын, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI века, по семейным преданиям в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года.… … Биографический словарь

    АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН - АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, см. ПАЛИЦЫН А. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Авраамий (Палицын) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Авраамий. Авраамий Имя при рождении: Аверкий Иванович сын Палицын Место рождения: Протасьево Дата смерти: 13 (23) сентября 1625, 1626 или 1627 Место смерти: Соловецкий монастырь … Википедия

    Авраамий (Палицын) - (в. мире Аверкий Иванович Палицын) – келарь Троице Сергиевой Лавры, известный в русской истории выдающеюся патриотическою деятельностью в эпоху смутного времени. А. принадлежал к древней дворянской (литовской) фамилии Палицыных и родился в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    АВРААМИЙ, Палицын - (до принятия монашества — Аверкий Палицын) [умер 13(23).9.1626 г.], русский политический деятель и писатель. Происходил из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 г. при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале как сторонник расторжения… … Военный энциклопедический словарь

    Авраамий Палицын - (до принятия монашества Аверкий Палицын) (умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале и постригся в монахи Соловецкого монастыря… … Большая советская энциклопедия

    АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН - (до принятия монашества Аверкий Палицын) (ум. 13.IX.1626) рус. политич. деятель и писатель. Род. в дворянской семье. В 1588 подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При царе Борисе… … Советская историческая энциклопедия

    Авраамий Палицын - АВРАÁМИЙ ПÁЛИЦЫН, см. Палицын А … Биографический словарь

    АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН - (в миру Аверкий Иванович Палицын) (?—1627), русский церковный политический деятель, писатель; келарь Троице Сергиева монастыря в Смутное время, «Сказание» («История в память предидущим родом») в трех авторских (1619—26) и неавторской… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • , Авраамий Палицын. Книга представляет собой репринтное издание 1822 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Купить за 1960 грн (только Украина)
  • Сказание о осаде Троцкого Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах. Изд. 2-е. , Палицын Авраамий. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1822 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Что еще почитать