Когда был создан хазарский каганат. Победа над паразитическим государством иудейская хазария

Археологи обнаружили в Астраханской области столицу древнего Хазарского каганата - город Итиль, существовавший с восьмого по 14-й века, заявил в интервью РИА Новости по телефону один из руководителей экспедиции, кандидат исторических наук Дмитрий Васильев.

Хазарский каганат или Хазария - в 650‑969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль.

Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.

Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.

Население каганата делилось на "белых" (свободные) и "черных" (податные) хазар. Верхушку "белых" образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.

Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии - Итиль - превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались.

Решающую роль в прекращении существования Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил крепость Саркел. Затем, в 965 или, по другим данным, в 968‑969 годах русы (народ, давший свое имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян - Руси), действуя в союзе с огузами (один из трех тюркских народов Средней Азии, сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана), разгромили Итиль. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.

Археология занялась хазарами в 1920‑1930 годах. Собственно хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поскольку в каганат входили и кочевники, и оседлые народы, то в хазарских поселениях соседствуют предметы этих несходных между собой культур. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. В ряду хазарских находок наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы, несколько реликвариев со столь же богатыми сказочно‑мифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища‑лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды.

Исследования в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. На сегодняшний день достоверно отождествлены только два хазарских города - Саркел и Самкерц. Развалины Саркела идентифицируются с левобережным Цимлянским городищем (территория Волгоградской и Ростовской областей). Сегодня Цимлянское городище недоступно для исследований - оно было затоплено при строительстве Цимлянского водохранилища в первой половине 1950‑х годов. Развалинами города Самкерц считают Таманское городище (станция Тамань, Краснодарский край).

Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).

Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.

В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.

В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата - город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).

Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город.

По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже - примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Памятник Святославу Храброму

Возникновение Хазарского каганата

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: всё Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и «белых»).

Хазарский каганат, Хазария (650-969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы, вплоть до Днепра.
Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, столица - г. Семендер. Позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Также информацию можно почерпнуть в песни "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре". Поэма Славомысла "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре" впервые была опубликована в 1847 году польским археологом Фаддеем(Тадеушем) Воланским в книге "Памятники славянской письменности до Рождества Христова", где древнерусский текст был воспроизведён литографическим способом.

Появление иудеев и захват власти в Хазарии

Появление иудеев в Хазарии можно связать с миграцией иудеев с Персии, где они пытались осуществить захват власти финансовым путем(ростовщичество) и уничтожение представителей сильных родов персов и захват власти.

Также появлением иудеев в Хазарии можно связать с представителем тюркского рода Булана, вышедший из степи. Который решил возвратиться к "религии предков - иудаизму", т.к. в его роду было принято праздновать субботу. Также приглашение "братьев по вере" в Хазарию. Об этом событии хорошо написал Л.Н. Гумилев в своей книге "Открытие Хазарии".

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки».

Первый бек - Обадия - создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал «мудрецов израильских», дал им серебро и золото, за что они «объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, «возродивший древний иудейский закон». В стране начало жёстко подавляться христианство.

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наёмного мусульманского войска. Эта «гвардия» действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны. Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населённых славянами! «Повесть временных лет» сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всём своём могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наёмное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Разгром Иудейской Хазарии

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяжённость похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трёх лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось несложно. «И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Итоги

Давайте зададимся вопросом: почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня, как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец мощному господству?

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Верхушка власти не пользовалась поддержкой местного населения, по-этому после побед Святослава Храброго никто не стремился востанавливать государство.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой.

Остатки иудеев вернулось в Европу, часть осела в г. Киеве, что привело к дальнейшему ослаблению Киевской Руси. Остатки рассеялись по всему бывшему Хазарскому Каганату.

Хазарский каганат в Х веке . [Л.Н. Гумилёв «Открытие Хазарии» ]

Белые и черные хазары

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и черные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Черные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, черные хазары – это представители желтой расы с примесью черной. У них были черные смоляные волосы, черные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – черные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень темными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой люди Белой и Желтой рас мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шелковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи в Хазарии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака ). Уничтожалась правящая каста - белые персы - потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию и в Лето 6038 от (529 год н.э. ) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская ».
Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

Хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шелковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Разгром Иудейской Хазарии

В Лето 6472 от С.М.З.Х. (964 год н.э. ) разбил Иудейский Хазарский Каганат. Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной . Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Светославу, Темные Силы не смогли поработить полностью Рускую Землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг .

В Раннее Средневековье в Восточной Европе по соседству с Киевской Русью существовало такое мощное государство как Хазарский каганат. Сами хазары изначально были кавказским племенем, жившем на территории современного Дагестана. Затем этот народ мигрировал и обосновался по берегам Каспия и в низовьях Терека. В то время уровень Каспийского моря был на 8 метров ниже нынешнего. Поэтому волжская дельта была чрезвычайно большой и доходили до полуострова Бузачи. Все эти земли изобиловали рыбой и виноградом, принесённым хазарами с Кавказа.

Врагами у прикаспийских хазар были буртасы и булгары. В VI веке и тех и других подчинили себе тюрки. Затем у победителей начались династические распри. Одни тюрки при этом опёрлись на булгар, другие на хазар. Победу одержали хазары и их союзники. Булгары бежали на Среднюю Волгу, где основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды, возглавляемая ханом Аспарухом, ушла на Дунай. Там она смешалась с местными племенами славян и положила начало болгарскому народу.

В VII-VIII веках хазары подверглись натиску арабов. В этой войне им помогли тюрки. Народ этот был очень храбрым и воинственным. Именно тюрки первыми освоили такое оружие всадника как саблю. В середине VII века тюркскую династию разбила китайская династия Тан (618-907). Представитель разбитой династии бежал к хазарам. Те приняли его и сделали своим ханом, так как хан-тюрк их устраивал.

Он кочевал со своей ставкой в низовьях Волги, весной откочёвывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом зимы возвращался на Волгу. Такого хана не нужно было содержать. Он не требовал налогов, а кормился собственным кочевым хозяйством. Именно тюркские ханы, став во главе хазар, организовали их защиту от арабов. Те наступали из Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Но их нашествие было отбито. После этого в Прикаспии было образовано совместное тюркско-хазарское государство.

Хазары и еврейский народ

История различных народов примечательна миграцией населения. При этом миграции сильно различаются. Случается, что народ переселяется на чужую территорию и полностью к ней приспосабливается. Так произошло со славянами. С верховьев Вислы они распространились до Балтики, Адриатического и Эгейского морей. При этом сумели обосноваться везде. А вот вандалы, свевы и готы смешались с местным населением и исчезли.

Во все времена существовала ещё одна миграции: группа купцов или завоевателей создавали свою небольшую колонию на чужой территории. Сюда можно отнести англичан, колонизировавших Индию и французов, создавших африканские колонии. Первые не стали индусами, а вторые – неграми. Поработав и послужив вдали от дома, они возвращались обратно. Для хазар колонизаторами стал еврейский народ, а точнее, его персидская и византийская ветви.

Персы и византийцы выдавили евреев со своих земель, и те нашли пристанище к северу от Терека. Здесь проходили торговые пути, а жившие в этих местах хазары не проявили к беженцам агрессивности. Те же, используя свою грамотность, стали осваивать и развивать занятия, которые были несвойственны местному населению. В их руках оказались торговля, дипломатия, образование.

В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему интеллектуальному и экономическому могуществу добавило и политическое. Мудрый Обадия прибрал к рукам фактическую власть в государстве. Он выгнал тюрок, которые составляли военное сословие. При этом опирался на наёмные отряды гузов и печенегов. Хазарские тюрки сопротивлялись, но были разбиты и отступили в Венгрию.

В IX веке начал разваливаться Багдадский халифат. Его главный город Багдад высасывал все соки из подвластных областей и ничего не давал взамен. Как результат, откололись Испания, Марокко, Алжир, Тунис. Отделились Египет, Восточный Иран, Средняя Азия и обособилась область Дейлем у южного побережья Каспийского моря. Эту область населяли крайне воинственные люди, а исповедовали они ислам в форме шиизма.

Хазарский каганат на карте

Они захватили часть Азербайджана до Дербента, западные районы Персии и покорили Багдад. Таким образом, удобный путь от Волги по берегу Каспийского моря до Багдада оказался под контролем дейлемитов. А те не пропускали никого.

В результате этого еврейское правительство Хазарского каганата оказалось в трудной ситуации, так как торговые пути на юг были отсечены. До этого евреи привлекали на службу воинов из Гургана и платили им высокую плату. Но курганцы отказались воевать против мусульман-дейлемитов, так как те были единоверцами. И тогда Хазарский каганат вынужден был нанять русов на тех же условиях.

С дейлемитами русы столкнулись в 913 году и были разбиты мусульманами. В неудачном походе полегла вся русская дружина, а Хазария после этого два десятилетия была занята мелкими конфликтами со славянами и возникшим Киевским княжеством.

В 939 году произошло очень важное историческое событие. Русский князь Игорь захватил город Самкерц (Тамань), принадлежащий хазарам и расположенный на берегу Керченского пролива. В ответ на это в 940 году на русов двинулась хазарская армия под командованием еврея Песаха. Тот освободил Самкерц, переправился с войском через Керченский пролив и прошёл маршем по южному берегу Крыма. Затем Песах перешёл Перекоп, дошёл до Киева и обложил русское княжество данью. Обо всех этих событиях рассказывается в «Повести временных лет».

В 943 году хазары вновь послали русов уже как данников на Каспий для войны с дейлемитами. Русская дружина захватила в низовьях реки Куры крепость Бердаа. Но после этой победы среди русских воинов началась дизентерия. Она оказалась страшнее вражеских сабель. Русы поспешно погрузились в ладьи и отплыли от неприветливых берегов. Но на родину не вернулся никто.

Для Киевской Руси Хазарский каганат стал чрезвычайно серьёзной проблемой, которая по своей значимости превзошла войну с Византией. В результате этого, летом 964 года молодой киевский князь Святослав начал поход против хазар. Он не повёл свою дружину от Киева к Волге через степи. Русы поднялись по Днепру до верховий и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав добрался до столицы Хазарии города Итиля.

Итиль располагался на большом острове шириной 18 км. Образовывали его две волжские протоки: сама Волга с запада и Ахтуба с востока. В те времена река Ахтуба была такой же полноводной, как и Волга. В городе была каменная синагога, дворец царя, большие деревянные дома. Стояла каменная мечеть, так как с мусульманами обращались вежливо.

Воины Святослава против хазар

Дружина Святослава окружила город, но многие хазары до этого убежали в дельту Волги и спрятались в лабиринте проток. А вот еврейское население Итиля осталось за городскими стенами. Оно вышло сражаться с русами и было наголову разбито.

После этого Святослав двинулся на Терек и окружил второй по значимости в каганате город Семендер. Его жители сопротивлялись не долго. Они сдались на милость победителей. Русы забрали у населения лошадей, волов, телеги и двинулись через Дон домой. По пути они взяли штурмом крепость Саркел и разрушили её.

В результате похода 964-965 годов Святослав исключил из зоны влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но основным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость и перестала платить дань Хазарскому каганату.

Закат Хазарского каганата

В 80-е годы X века многие хазары приняли ислам и получили помощь от Хорезма. Каган и его двор опять вернулись в Итиль, но в 985 году киевский князь Владимир организовал новый поход на Хазарию и обложил её данью. В XI веке хазары полностью утратили своё политическое влияние в регионе. Они не смогли противостоять половцам и начали покидать исконные земли.

В XII веке вместо Итиля появился город Саксин. В нём жили хазары-мусульмане, но их было немного. А вот хазары-иудеи мигрировали в Европу, где растворились среди других иудеев. На бывших землях каганата начали господствовать кочевники. Объединились эти территории в единое целое только во времена Золотой орды.

Алексей Стариков

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ , Хазария - государство, существовавшее в VII-X вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.
Сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье. Возможно, название "хазары" восходит к тюркской основе "каз" - кочевать.
Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В 1-й четв. VII в. сложилось самостоятельное Хазарское государство.
В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя - кагана - находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.
Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии - Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.
Его примеру последовала и часть хазар, живших на территории современного Дагестана.
Хазарский каганат населяли кочевые племена. Территория собственно Хазарии - Западно-Прикаспийские степи между рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Академик Б.А. Рыбаков высказал предположение, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою приобрел благодаря очень выгодному положению на Волго-Балтийском торговом пути. Его точка зрения основана на свидетельствах арабских путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из соседних стран.

Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но эти города археологами не найдены.
Основное занятие населения Хазарии - скотоводство. Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда - ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы - родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".
Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана - шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе - его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.
IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII - нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм. Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе волжских булгар , буртасов, обложить данью славянские племена полян , северян , вятичей и радимичей .
Но господство хазар было недолгим. Вскоре освободились от зависимости поляне; северян и радимичей избавил от дани хазарам Вещий Олег . В кон. IX в. в Северное Причерноморье прорвались

Что еще почитать