Во время Великой Отечественной Войны, когда шла битва за Берлин, советские войска штурмоваи стены Рейхстага и 1 мая 1945 года было водружено Знамя Победы.
На стенах величия арийской нации советские солдаты оставили большое количество надписей, некоторые из них были оставлены во время проведения реставрационных работ.
После воссоединения Германии в октябре 1990 года немецкое федеральное собрание бундестаг, переехал в Берлин и поселился в здании Рейхстага.
"...Особенно ожесточенный бой разгорелся за рейхстаг. Его здание было одним из важнейших пунктов обороны в центре Берлина; водружение над ним советского красного знамени знаменовало собой нашу историческую победу. В 13 часов 30 минут батальоны капитанов С. А. Неустроева, В. И. Давыдова, К. Я. Самсонова пошли на штурм рейхстага...стремительной атакой советские войска ворвались в рейхстаг...
К концу дня 1 мая рейхстаг был полностью взят".
(из мемуаров капитана С. А. Неустроева)
Из воспоминаний очевидца событий В.М. Шатилова:
Накал боя в огромном здании не ослабевал. В темноте (окна были замурованы, а небольшие бойницы пропускали совсем немного света) то тут, то там возникали свирепые стычки — в комнатах, на лестницах, на площадках. Лопались гранаты, рассыпались автоматные очереди. Ориентируясь по звукам, одна группа бойцов приходила на помощь другой. В некоторых помещениях начались пожары. Вспыхивали шкафы с бумагами, мебель. Их гасили, как могли — шинелями, ватниками, плащ-палатками.
Тем временем Михаил Егоров и Мелитон Кантария под прикрытием небольшой группы Береста начали подниматься вверх. Каждый шаг приходилось делать с осторожностью и оглядкой. Несколько раз они натыкались на гитлеровцев. И тогда начинал стучать пулемет, швыряли гранаты.
День был на исходе. Но канонада не смолкала. Стоявшая в воздухе пыль щекотала ноздри. Все мои мысли сейчас находились в рейхстаге.
А там уже был очищен весь второй этаж. Егоров и Кантария под прикрытием группы Береста продолжали пробиваться к верхним этажам. Внезапно каменная лестница оборвалась — целый марш оказался разбитым. Замешательство было недолгим. «Я сейчас», — крикнул Кантария и метнулся куда-то вниз. Вскоре он появился с деревянной стремянкой. И снова бойцы упрямо полезли вверх.
Вот и крыша. Они прошли по ней к громадному всаднику. Под ними лежали укутанные в дымные сумерки дома. Кругом метались вспышки. По кровле постукивали осколки. Где прикрепить флаг? Около статуи? Нет, не годится. Ведь было сказано — на купол. Ведущая на него лестница шаталась — она была перебита в нескольких местах.
Тогда бойцы полезли по редким ребрам каркаса, обнажившегося из-под разбитого стекла. Передвигаться было трудно и страшно. Карабкались медленно, друг за другом, мертвой хваткой цепляясь за железо. Наконец достигли верхней площадки. Прикрутили ремнем к металлической перекладине Знамя — и тем же путем вниз. Обратный путь был еще труднее и занял больше времени.
Увенчанное алым полотнищем здание вызвало вполне определенную реакцию и у врага — он начал его артиллерийский обстрел. Да, по рейхстагу, который немцы так упорно обороняли и по которому совсем недавно стреляли мы, они сами открыли огонь.
Каждая сражавшаяся рота поставила здесь свой штурмовой флажок. Один даже развевается на фронтоне, рядом с фигурой всадника. А над куполом, выше всех — Знамя Победы.
Через Бранденбургские ворота шли сдавшиеся — строем, во главе с офицерами, и без строя, небольшими группами. И перед каждой группой плыл белый флаг. По ту сторону ворот росла и росла куча брошенного оружия — его сложило там около 26 тысяч человек. А по эту сторону, до рейхстага, до моста Мольтке, все прибывала безоружная толпа, растекавшаяся по мановению девушек-регулировщиц на отдельные потоки, в сторону комендатур.
Около здания штаба собралась огромная толпа, состоявшая из женщин, детей и стариков, — тысяч пятнадцать, не меньше. Не понимая, в чем дело, я остановил «виллис». Люди молчали. Потом женщина средних лет обратилась ко мне:— Да, ваши солдаты, — начал я, старательно подбирая немецкие слова, — совершили страшное преступление. Но мы не гитлеровцы, мы советские люди. Мстить немецкому народу мы не собираемся... Вам надо быстрее браться за работу по очистке улиц, чтобы можно было пустить городской транспорт, открыть магазины, восстановить нормальную жизнь...
Сначала горожане не понимали меня. Но потом, когда смысл моих слов наконец дошел до них, их лица посветлели, на многих появились улыбки.
Лидия Русланова исполняет "Катюшу" на ступенях падшего Рейхстага.
Солдат - пехотинец дошел до Берлина.
Уже мирный послевоенный Берлин.
Рейхстаг сегодня.
Наверное, не найдется ни одного человека - ну разве что кроме совсем маленьких детей, - кто ни разу бы не слышал слова «рейхстаг» и не знал бы, что это такое. Здание Рейхстага в Берлине известно во всем мире, но далеко не все знают, как оно возводилось, какова его история, кто был его архитектором. Итак, с чего же и каким образом все началось?
С немецкого языка слово «рейхстаг» переводится как «народное собрание» или «государственное собрание». И для тех, кто все-таки может оказаться в неведении относительно того, что же такое немецкий Рейхстаг, стоит пояснить: в данном здании в середине минувшего столетия работал государственный орган с подобным названием.
Органа давно уже не существует, а вот здание Рейхстага стоит на своем месте. С большой буквы оно пишется неслучайно - такова традиция, идущая еще с давних времен. Сейчас в данном помещении располагается бундестаг.
История здания Рейхстага берет свое начало в июне 1884 года. Но еще задолго до этого, тринадцатью годами ранее, Германия наконец была объединена. По поводу данного радостного события приняли решение о возведении наиболее величественного и прекрасного сооружения из всех существовавших доселе. Это будущее здание должно было стать зданием парламента страны.
Первый камень в основание здания заложил тогдашний кайзер - Вильгельм Первый. Однако еще до того, как это произошло, случилась весьма пренеприятная история. Дело в том, что для строительства нового сооружения было отведено место на площади Кайзера, возле берега реки. Эта площадь не являлась государственным участком, она находилась в частном ведении - принадлежала дипломату Радзинскому. Тому не понравилось, что на его территории собираются возводить здание, и до конца своей жизни он не давал разрешения на его постройку. Договориться удалось только с его сыном - через три года после смерти дипломата. Так что если бы не принципиальность Радзинского, Рейхстаг мог бы возвыситься над городской площадью намного раньше.
Строительство сооружения продолжалось десять лет. Оно было окончено в 1894 году. Ну а датой основания здания Рейхстага принято считать день закладки в фундамент первого камня - 9 июня 1984 года.
На все работы за все десять лет было потрачено порядка двадцати четырех миллионов рейхсмарок. Эти деньги не спустили понапрасну - здание стало поистине уникальным: водопровод, туалетные комнаты, электрогенератор и многое другое. Ничего из этого не имелось в других домах Германии, а вот в Рейхстаге это все появилось. Сооружение, которое по плану должно было стать символом единства Германии, принимал уже Вильгельм Второй - Первый до окончания работ не дожил. Не все прошло гладко - так, изначально огромный купол строения посвящался новому кайзеру, но Вильгельму не понравилась такая идея, и именно потому посвятили его парламенту. Он провел свое первое заседание в новом здании в тот же год, как работы были завершены.
Уже в новом веке, во время Первой мировой войны, фасад сооружения обзавелся надписью «Немецкому народу». Это случилось в 1916-м, а спустя всего лишь два года, после объявления Веймарской республики, Рейхстаг стал центром правления.
«Золотые годы» Рейхстага продолжались вплоть до 1933-го, когда в конце февраля в нем случился поджог. Доподлинно неизвестно, кто стал тому причиной, однако обвинение было выдвинуто против коммунистов. Дело в том, что как раз в тот период коммунисты потерпели поражение, тем не менее давали повод национал-социалистам бояться их. Пожар в здании Рейхстага, уничтоживший пленарный зал и прилегающие помещения, подарил Гитлеру со товарищи возможность прилюдно обвинить в нем своих соперников и таким образом расправиться с ними. Несколько человек были арестованы, в том числе некий Маринус ван дер Люббе. Именно он, по мнению судей, ухитрился поджечь здание Рейхстага сразу в пятидесяти местах - столько очагов возгорания обнаружилось после осмотра сооружения. Практически сразу после ареста ван дер Люббе, признавшийся в злом умысле, был казнен, а Гитлер получил всенародную любовь, будучи объявленным спасителем и освободителем Германии. Примечателен тот факт, что пожар в Рейхстаге, низвержение обвиненных в нем коммунистов, казнь Люббе и возвеличивание Гитлера произошло накануне парламентских выборов - их дата была назначена на 5 марта.
Рейхстаг перестал иметь какое-либо политическое значения, а заседания госоргана проходили в другом здании. Произошло это даже несмотря на то, что большая часть помещений Рейхстага не пострадала в пожаре. Несколько лет (начиная с 1935 года) в сооружении проводили разнообразные выставки, а с 1939 года его использовали исключительно в военных целях.
Во время великой войны здание Рейхстага в Германии играло роль базы военно-воздушных сил и бомбоубежища одновременно. Кроме того, работал в нем и госпиталь, и родильный дом. В сорок первом году угловые башни сделали зенитными, окна замуровали. Для советских солдат уничтожение Рейхстага было чуть ли не главной целью - это приравнивалось к победе над фашистами, поскольку Рейхстаг воспринимался как основной символ Германии. Достичь желаемого удалось, как всем известно, в апреле 1945 года - тридцатого числа днем над ним вознесся первый красный флаг, а ночью - еще два. Знаменем Победы является четвертый из них, взмывший в небо утром следующего дня.
Добравшись до Рейхстага и водрузив там советский флаг, солдаты нашей армии не могли уйти просто так. Необходимо было оставить свидетельство их пребывания, их торжества - так на стенах здания Рейхстага появились многочисленные надписи, доказывающие триумф русских ребят. Некоторые из них отражали счастье, охватившее солдат, некоторые фиксировали их имена и звания, а какие-то носили весьма непристойный характер. Долгое время все надписи оставались неприкосновенными, пока в середине девяностых нецензурные не были удалены - произошла так называемая реставрация «советских граффити». В начале нынешнего века всерьез обсуждался вопрос о ликвидации надписей. Немцы предпочли бы не видеть этого свидетельства их унижения и позора, однако для русских они - священные автографы предков, а посему живут на своеобразной Стене памяти в Рейхстаге до сих пор, защищенные специальным раствором от желающих их стереть. Находятся эти надписи практически все в тех помещениях, куда могут попасть туристы, соответственно, доступны к просмотру.
Первые годы после войны здание Рейхстага пребывало в разгромленном состоянии. Полуразрушенное, оно находилось практически в забвении на территории Западного Берлина. Никто не обращал внимания на бывший символ страны до тех пор, пока не возникла угроза обрушения - это произошло в пятьдесят четвертом году. Тогда то, что осталось от купола, взорвали, чтобы избежать возможной трагедии. Тогда же было принято решение о реставрации здания и его ремонте, однако не удалось сойтись во мнении касательно того, подо что приспособить сооружение. Работы по восстановлению здания в конечном счете провели лишь почти двадцать лет спустя. Отреставрировали пленарный зал, разобрали купол, удалили большую часть старинных резных украшений.
Разумеется, Рейхстаг больше не являлся местом заседаний парламента. Он стал историческим институтом и оставался им вплоть до очередной своей реконструкции, прошедшей в девяностые годы.
Долгожданное воссоединение Германии произошло в 1990-м, а всего лишь полгода спустя, летом 1991-го, бундестаг из Бонна перебрался в Берлин - в здание Рейхстага. Встал вопрос о новой реконструкции сооружения, которую поручили известному британскому архитектору по фамилии Фостер. Этот человек имел вес в мировой архитектуре - именно ему принадлежали проекты аэропорта в Пекине, моста Миллениум в Лондоне и многие другие.
Прежний купол Рейхстага был разрушен, и Фостер изначально не планировал создавать новый, рассчитывая обойтись плоской крышей. Однако Рейхстаг не был бы Рейхстагом без купола, и в конечном счете здание его получило - стеклянный, сорок метров в диаметре и двадцать три с половиной - в высоту, со смотровой площадкой, куда могут зайти все желающие. За свой проект, позволивший одновременно и сохранить исторический вид сооружения, и привнести современные элементы, Фостер позднее удостоился различных наград.
История с поиском архитектора здания Рейхстага также довольно любопытна. Поскольку решение о возведении символа объединенной Германии было принято еще в начале семидесятых годов девятнадцатого столетия, то и конкурс на право строить его был проведен тогда же. Никто ведь не предполагал, что дипломат Радзинский заартачится и время будет потеряно.
Конкурс тогда выиграл некий российский архитектор, переехавший жить в Германию. Его звали Бонштедт, однако до получения разрешения на строительство Рейхстага он так и не дожил. Именно поэтому в восемьдесят втором году конкурс был проведен повторно. На сей раз победителем стал немец Пауль Валлот, который в конце концов и спроектировал здание, ориентируясь на стиль итальянской эпохи Возрождения (кстати, в конкурсной гонке Валлот обошел сто восемьдесят восемь конкурентов).
Рейхстаг имеет именно такое обличие, поскольку Германия, по мысли архитектора, - страна мощи, могущества и силы. Четыре угловые башни на здании обозначают четыре немецких королевства, объединенные в единое целое.
Заслуживает отдельного описания здание Рейхстага в наши дни. О том, как выглядит нынче купол, уже говорилось. Однако дополнительно стоит упомянуть, что на крышу сооружения можно попасть с помощью двух больших лифтов, а со смотровой площадки открывается уникальный вид как на сам город, так и на зал заседаний.
О нем следует сказать отдельно, но в непосредственной связи с куполом Рейхстага - ведь именно через оный в зал заседаний проникает свет. Кстати, на крыше строения находятся солнечные батареи.
Внешний вид фасада напоминает стиль Древнего Рима - с колоннадой у входа, с портиком и барельефами. На башнях Рейхстага расположены шестнадцать фигур-аллегорий, которые изображают разнообразные явления общественной жизни - искусство, фермерство, армию и так далее.
В самом сооружении все разделено по уровням, каждому из которых соответствует свой отдельный цвет. Так, на первом этаже и в цоколе находятся помещения для секретариата, зал заседаний расположен на втором уровне, над ним помещен уровень для посетителей. Дальше - президиум, фракция и, наконец, крыша с куполом.
В настоящее время здание Рейхстага доступно к посещению туристами - конечно, не в одиночку, а организованными группами. Экскурсии в сооружение, являвшееся символом Германии, проводятся ежедневно с восьми утра до двенадцати ночи. На нее нужно заранее записаться на официальном сайте, желательно минимум за два дня. Кому-то это неудобно, однако иного пути попасть в Рейхстаг нет. В утешение можно отметить, что вход в здание бесплатный.
И сейчас здание Рейхстага считается наиболее величественным не только в Берлине, но и во всей Германии, являясь при этом не просто красивым архитектурным сооружением, но и потрясающим памятником исторических событий. И если есть возможность увидеть его воочию, то не стоит ее упускать.
Слово «рейхстаг» в сознании наших соотечественников, особенно старшего поколения, обычно ассоциируется с фашистским режимом в Германии, развязавшим самую кровавую в истории человечества войну. Но такие ассоциации не совсем верны, учитывая, что центром принятия решений в Третьем рейхе был отнюдь не Рейхстаг. Поэтому правильнее всего воспринимать его как самое знаменитое историческое здание Берлина и всей Германии. Хотя у Рейхстага есть своя история, и ее без преувеличения можно назвать выдающейся и даже героической.
Рейхстаг (Reichstagsgebäude) переводится с немецкого как «здание государственного собрания». Довольно длительный исторический период, с 1894 по 1933 годы, здесь заседал высший законодательно-представительный орган сначала Германской империи и Веймарской республики, а затем с 1933 по 1945 годы – формально – Третьего рейха. Здание спроектировал частный франкфуртский архитектор Пауль Валлот, стиль сооружения – итальянское высокое Возрождение, дополненный барочными элементами.
Первый камень в основание фундамента заложил 9 июня 1884 года сам Вильгельм I – первый кайзер объединенной Германии. Строительные работы растянулись на целое десятилетие. Завершилось строительство уже при Вильгельме II. Большую роль в осуществлении проекта сыграл «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, объединивший разрозненные немецкие земли в единое государство. Он считал, что в новой стране, провозглашенной в 1871 году, должно быть новое правительственное здание, которое бы стало воплощением ее мощи и величия. Местом постройки избрали площадь Кайзера (ныне – Республики). Это недалеко от Шпрее, почти на самом берегу реки.
Началу работ предшествовала малоприятная история, связанная с прусским дипломатом польского происхождения графом Рачинским. Именно он был владельцем земли под будущим Рейхстагом и вдруг неожиданно… воспротивился строительству. Вильгельму I не хотелось силой отбирать участок, поэтому правительство решило объявить конкурс на лучший архитектурный проект. Думали, это побудит упрямого Рачинского «сдаться», но надежды оказались напрасными. В результате строительство вынужденно отложили на несколько лет. Оно сдвинулось с мертвой точки лишь после смерти дипломата, когда участок продал его сын.
В результате к 1894 году на площади выросло поистине величественное здание. Четыре башни по углам олицетворяли исторические немецкие земли, вошедшие в единое государство – Пруссию, Саксонию, Баварию и Вюртемберг. Тем самым башни стали символом объединения Германии. Венчал здание Рейхстага центральный купол, олицетворявший единство и мощь власти кайзера. На возведение здания и его богатое внутреннее убранство было затрачено 30 миллионов марок – огромные по тем временам деньги.
Здание Рейхстага выполнено в форме квадрата. Уже упомянутые четыре башни расположены по его углам. Их венчают государственные черно-красно-золотистые флаги Германии. Купол в центре здания во время Второй мировой войны был разрушен (его впоследствии восстановили, но сделали стеклянным). Интересно, что императору Вильгельму I купол не особенно нравился. Купол ведь возвышался над остальными берлинскими куполами, и кайзеру казалось, что тем самым приуменьшается значимость символов его единоличной власти. В настоящее время высота купола – 75 метров.
Торжественно смотрится центральный вход. Он выполнен в виде древнеримского портала и оснащен шестью парами колонн. Над ними располагается портик с барельефом как символом величия Германии. Здесь же находится надпись, отлитая из орудий времен войн с Наполеоном: «Немецкому народу» (Dem deutsche Volke). С двух сторон портика разместились башенки механического ударного музыкального инструмента карильона. Но поскольку колоколов на нем сейчас нет, инструмент считается недействующим.
На башнях Рейхстага установлены статуи, аллегорически символизирующие промышленный сектор и сельское хозяйство, вооруженные силы, искусство и ряд других важных составляющих в жизни страны. Всего таких скульптур-аллегорий шестнадцать. Есть среди них и символизирующая пивоваренную промышленность, считающуюся основой благосостояния государства и народа. Дизайн интерьеров Рейхстага разработал тот же Валлот. По его задумке залы для заседаний отделали из дерева, что усиливает акустику. Внутри здания много лепнины – гирлянд, розеток, барельефов – копирующей стиль зданий городских муниципалитетов XVI-XVII веков.
27 февраля 1933 года в здании Рейхстага случился крупный пожар. Сразу же было установлено, что причиной возгорания стал поджог. Нацисты тут же обвинили в происшедшем коммунистов, хотя есть версия, и весьма убедительная, что это была провокация именно с их стороны. Цель – получить диктаторские властные полномочия и расправиться со своими политическими оппонентами. Пожар в Рейхстаге действительно упрочил позиции Гитлера. После этого немецкий парламент стал редко собираться на заседания, а в 1942 году и вовсе перестал. В здании Рейхстага проходили пропагандистские собрания. С началом Второй мировой войны здание использовалось в военных целях.
В 1945 году Красная Армия вошла в Берлин. В ходе битвы за город советские войска штурмовали Рейхстаг. 30 апреля военнослужащие Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили на его здании Знамя Победы. Солдаты нанесли на стены, и зала заседаний в том числе, множество надписей. В ходе реставраций их оставили, подвергнув цензуре лишь содержащие непристойности и призывы расистского характера. К имеющимся надписям было добавлено несколько новых – идеологически «правильных».
После войны Рейхстаг оказался в Западном Берлине. Печально известная Берлинская стена пролегала в непосредственной близости от него. С начала 70-х годов прошлого столетия в восстановленном здании заседали фракции бундестага, а также находилась историческая выставка. 4 октября 1990 года в Рейхстаге прошло первое заседание парламента объединенной Германии. 20 июня того же года западногерманский Бундестаг принимает решение о переезде из Бонна в Берлин.
В середине 90-х годов в конкурсе на реконструкцию исторического здания победил британский архитектор лорд Норман Фостер. Он блестяще решил две задачи: воссоздал прежний облик Рейхстага и одновременно оборудовал современные помещения для работы парламента. Здание поделено на уровни: подвал и первый этаж занимают секретариат, технические устройства и коммуникации. Далее «по нарастающей»: большой зал заседаний, места для посетителей, президиум, парламентские фракции, крыша-терраса и уже упомянутый грандиозный купол. С него видно не только окрестности Берлина, но и происходящее в зале заседаний.
Бундестаг ФРГ является самым открытым для посетителей парламентом в мире. После 1999 года в Рейхстаге побывало свыше 13 млн человек со всех уголков планеты. До ноября 2010 года смотровая площадка на куполе здания была открыта для свободного посещения. Но чтобы попасть туда, надо было зарегистрироваться на парламентском сайте. Сейчас для посещения купола требуется предварительно записаться на том же сайте. К куполу ведут две спиральные лестницы. На ограде Рейхстага можно увидеть белые кресты. Они печальное напоминание о погибших в годы «холодной войны» восточных немцах, пытавшихся бежать на Запад.
Адрес: Platz der Republik 1, 11011 Berlin.
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
В мае 1945 года в Берлине проходили тяжёлые бои. Несмотря на приказ Гитлера «Берлин не капитулирует», город пал перед объединёнными силами Советской армии и союзников 70 лет назад - 2 мая 1945 года.
К юбилею этого знаменательного события, немецкий фотограф Fabrizio Bensch подготовил фотопроект, благодаря которому можно сравнить разрушенный 70 лет назад Берлин с тем, как он выглядит сейчас. Фабрицио использовал архивные снимки, сделанные в 1945 году советским фотографом Георгием Самсоновым.
(Всего 11 фото)
1. Здание Рейхстага, где 70 лет назад размещался парламент третьего рейха и где сейчас заседает немецкий Бундестаг. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
2. Советские солдаты на крыше Рейхстага. Ниже - тот же вид сегодня. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
3. Окрестности Рейхстага. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
4. Здание немецкого парламента. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
5. С помощью подписей на фотографиях и сведений об операциях Красной Армии в Берлине, фотограф отыскал те же места на карте города и сфотографировал их. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
6. Эти снимки напоминают о том, как по мирным сегодня улицам и площадям, 70 лет назад двигались танки и тяжёлая артиллерия. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
7. По словам Фабрицио, отыскать те же места и перспективы было очень сложно. Названия улиц изменились, многие здания так и не были восстановлены. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
8. В какой-то момент, по словам Фабрицио, он ощутил присутствие рядом с собой Георгия Самсонова: «я мог точно представить проходящий рядом бой, взрывы, выстрелы». (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
9. Чтобы придать своим снимкам аутентичности, немецкий фотограф сделал их той же моделью фотоаппарата, который использовал Самсонов - советской камерой ФЭД. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
10. Сравнение фотографий современного Берлина со снимками, сделанными 70 лет назад, незадолго до капитуляции города в 1945 году. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
11. Сравнение фотографий современного Берлина со снимками, сделанными 70 лет назад, незадолго до капитуляции города в 1945 году. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня