Музыкальный инструмент у якутов губной. Музыкальный инструмент варган: история и фото

Варган – широко распространившийся в настоящее время инструмент. Его название означает с древнегреческого «рот» (варгос), и это неудивительно, так как этот человеческий «орган» принимает в процессе игры важнейшее значение.

Главнейшие определяющие характеристики инструмента:

  • щипковый;
  • язычковый.

История происхождения


Обычно специалисты относят варган к семейству идиофонов . Эти инструменты специфичны тем, что источник звука – тело самого приспособления . Само же «дрожание» осуществляется за счет механической энергии, которую дает играющий. Используется натянутая туго мембрана или струна. Интересно, что некоторые исследователи считают, что идиофоны – древнейший тип музыкальных инструментов, именно им мы обязаны в зарождении целого направления искусства.

Этнологи сообщают, что подобные музыкальные механизмы присутствовали во всех мировых культурах и имеют широчайшее распространение, варьируются лишь модификации. Немногие знают, что к идиофонам можно отнести многие инструменты перкуссионного плана, но барабаны не подходят, так как там присутствуют мембраны, являющиеся источником звука.

Можно разделить это семейство (идиофоны) на следующие категории:

  1. ударные;
  2. щипковые;
  3. фрикционные;
  4. духовые идиофоны.

Интересной разновидностью является «эолова арфа», которая приводится в действие природным путём. Перечислим некоторые народные идиофоны, которые были свойственны древнерусской культуре:

  • погремушка;
  • трещотка;
  • трензель;
  • пастухальница;
  • рубель и др.

Во время появления и распространения всех перечисленных инструментов стали появляться и первые модели варгана. В различных народах он имел свое название. Первоначально использовались для изготовления подсобные материалы – дерево, кость и др. Далее с появлением металла появились металлические варганы, которые стали делать из самых различных сплавов, чтобы получить специфическое звучание. Металлическая рамка стала называть дугой, а в целом инструмент стали относить к новому классу – дугообразные.

Были и цельно-сплавные модели:

  • медные;
  • бронзовые;
  • железные;
  • серебряные и др.

Виды варганов


На самом деле, специалисты разделяют все органы на два больших типа: пластинчатые и дугообразные . На территории СНГ можно встретить только второй тип, первый практически не распространен. Пластинчатый представляет собой пластину, узкую и тонкую, в которую вставлен язычок, прямо в середине. Малую популярность имеет потому, что это восточная, вьетнамская разновидность, там его называют «дан мои».

Дугообразный варган встречается и на отечественном пространстве и в странах Европы. Это гнутая проволока, база, в которую вставляется язычок, имеющий на конце специальный крючок для удобства в игре. Иначе такой инструмент называют дуговым или кованым. Существуют варганы, в которых несколько язычков, прежде всего стоит упомянуть китайский – «косуян» и якутский «икки».

Попробуем перечислить этнические варганы:

  • камбоджийский (ангкут);
  • алтайский (комус);
  • башкирский;
  • татарский (кубыз);
  • белорусский;
  • непальский (мурчунга);
  • венгерский (доромб);
  • русский (зубанка) и др.

Конструкция варгана


Конструкция варгана чрезвычайно проста. Наверное, поэтому его называют самым простым, примитивным инструментом. Кованый корпус и закрепленный в нем язычок, который отводят рукой, чтобы он начал вибрировать. В духовых гармониках похожий принцип, но там язычок отгибается посредством прохождения сквозь него потока воздуха. Разумеется, каждый тип этнического органа имеет свои конструктивные особенности, это в конечном итоге влияет и на звук – он может быть и «тяжелым» и совсем «тоненьким». Некоторые профессионалы могут распознать отдельные виды варгана на слух.

Звучание


Несмотря на свою конструктивную простоту, варган обладает неповторимым звучанием , при этом многим оно кажется неестественным, компьютерным, электронным. Инструмент считается самозвучащим. Исполнить на нём традиционные мелодии, а также некоторые танцевальные ритмы, которые применялись для создания ритуальной атмосферы в древности. Сейчас эти вибрирующие звуки были изучены и исследователи отмечают, что варган обладает богатым тембром и диапазоном звукоизвлечения, причем разброс частот происходит от самых низких, до самых высоких 16-20.000 Гц. Сейчас во многих странах мира происходит возрождение этого инструмента, его включают во всевозможные ансамбли этнической музыки, а также используют в качестве перкуссионного дополнения.

Случаются прецеденты использования варгана как солирующего инструмента. Стоит варган недорого, поэтому каждый может себе позволить иметь дома это нехитрое приспособление. Извлечение звука происходит посредством руки, а закрепляется инструмент во рту. Существует множество различных техник, которые позволяют добиться потрясающего результата. Специфический звук варгана очень ценится в настоящее время, но его нельзя настроить или изменить, для этого нужно применить другие материалы для корпуса и язычка. В целом инструмент заслуживает самой высокой оценки, и по праву называется «прародителем всех музыкальных инструментов». В сети можно найти множество обучающих роликов для начинающих, которые дадут основы для примитивной игры.

Вы можете

Видео

Слушать варган : Михаил Завгородний : Шаманская музыка на варгане. Исполняет Любовь Тарабарина. : Транс на варгане. Исполняет уличный Музыкант. : Басовый варган : Когда б имел златые горы : Хомус - якутский инструмент. Исполнение в клубе. Владислав Надишана : Алтайский варган и горловое пение. Группа "Новая Азия". Шаман и змея. : Варган в лесу : Дан Мой - вьетнамский инструмент. Вызывает солнце.

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Хомус — музыкальный инструмент

Существует несколько разновидностей хомуса — якутского музыкального инструмента. В древние времена якутский варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.

Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.

Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.

Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.

Не секрет, что многие из вас хотели бы узнать, как играть на хомусе. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

Держать правильно якутский хомус не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Одной рукой его нужно взять за кольцо, плотно прижать наружные щечки к зубам. Язычок должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки извлекаются колебаниями язычка: для этого по его загнутому кончику бьют указательным пальцем.

Базовые приемы ударов о язычок

Для этого нужно вращать расслабленной кистью, задевая согнутым указательным пальцем язычок спереди. Необходимо контролировать силу и темп удара в зависимости от ритма. Можно ударять пальцем о язычок и при обратном движении кисти – получится обратный удар.

Дыхательная техника при игре на хомусе

Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание варгана удлинится. Выдох не влияет на звук, но, в сочетании с правильным вдохом, увеличивает силу колебания язычка. Дополнительные возможности дает использование диафрагмы. Если с ее помощью «качать» воздух, можно получить более сильный и глубокий звук.

Управление музыкой

Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Так, если обхватить губами корпус, звук усилится.

Игра на якутском хомусе доступна всем. Главное — это понять, как играть на хомусе, систематически тренироваться, проявлять упорство и иметь огромное желание овладеть варганом.

Звук якутского хомуса по тембру и звучанию во многом созвучна с национальной манерой пения. Ведь горловое пение, часто встречаемое среди народов Сибири, имеет много общего с игрой на якутском хомусе. Особого внимания заслуживает вплетение в музыку речи, когда хомусист как бы поет сквозь варган. Слившийся с варганом хомусист сам становится на время музыкальным инструментом.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Музей хомуса

Находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Видео о хомусе

Посмотрите видео и убедитесь, как красиво звучит якутский хомус в современном исполнении мастера хомуса — Ольги Подлужной. Ритмичная игра на якутском хомусе просто завораживает человека:

Фотографии якутских хомусов

Варган / Хомуз / Кубыз / Зубатка / Дрымба

Варган (от лат. "organum", греч. "organon" - музыкальный инструмент) распространен по всему миру, имеет множество модификаций и больше сорока различных названий.

Наиболее употребимые названия варгана : комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза). *

В Америке варган называют "еврейская лира" - Jew"s harp (Jew harp, Jew"s harp, Juice harp) . На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира.

В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri или Koukin в Японии, Kumbing или kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.

До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана. Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, Монголии и островах Океании.

Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках - изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.

Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.

Выделяют два типа варганов – пластинчатый и дугообразный . Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную, реже – металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки.

Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. С помощью варгана можно извлечь только одну ноту, но очень широко варьировать тембровую окраску звука. Наиболее выразительным в этом плане считается якутский варган.

Варган состоит из неподвижного корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона с рукояткой и дужками, между которыми проходит язычок. Все вместе образует колебательный контур с системой резонаторов. Колебания создаются путем дергания язычка. Они передаются на корпус, его дужки, а через них – на верхнюю и нижнюю челюсти музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко- и низкочастотных резонаторов.

Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины.

Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.

Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях - например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия.

В начале XIX века немецкий мастер И.Г. Шайблер создал на основе нескольких хомусов новый концертный инструмент и назвал его аура . Аура состояла из металлического диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из классического репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским мастером была сделана первая губная гармоника . В ее основе стоял ряд маленьких варганов выстроенных по высоте звучания. Чуть позже губную гармонику снабжают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян . После распространения этих инструментов, варган в странах Европы окончательно забывают

Cамый крупный в мире музей хомузов существует в Якутске, Саха.

Видео пример игры на варгане, хомусе, комузе, зубатке, дрымбе в композиции Токэ-Ча:

Варга н (от древнеславянского варга - рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента.

Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана : комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза).

Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено.

Некоторые из встречающихся названий: шанкобыз, аура, комус, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, тебир-комус, темир-комуз, ванияр, маультроммель, коусян, дан мои.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

Обычно делается из металла или дерева. До появления металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана . Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, островах Океании.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае, в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии. На территории бывшего СССР, варганы наиболее широко распространены в Казахстане, Киргизии.

Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.

В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri в Японии, Kumbing или kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.

Наименование хомуса и его разновидности у народов Европы и Азии (таблица)

Народность

Местное название варгана

Материал изготовления

Алтайцы

Темир-комус (комос), кобыс-тюнюр

Металл

Башкиры

Агач-кубыс (кымыз) Темир-кубыз

Дерево Металл

Белорусы

Дрымба, друмля, орган, ворган, вигран

Металл

Буряты

Металл

Венгры

Доромба

Металл

Итальянцы

Скаччиа пенсьери, марандзано

Металл

Казахи

Комыз Темир-комыз

Дерево Металл

Пымель

Кость, дерево

Киргизы

Темир-комуз (комус)

Металл

Китайцы

Дерево (бамбук)

Коряки

Ванни-яяй

Кость, дерево

Латыши

Варгас

Металл

Литовцы

Бандурелис, бандурка, шейвяле

Металл

Тумран Сууп-турман

Дерево Кость

Марийцы

Ковыж (комыж), кабас, кабаш, умша-ковыж

Металл

Молдаване

Дрымба, доромба

Металл

Нанайцы

Кунгха Пангапоан

Металл Металл (жесть)

Негидальцы

Конкихи

Дерево

Маультроммель

Металл

Дерево

Канга Выч-ранга Кунгахкеи

Дерево Металл (медь) Кость

Металл

Кунган

Дерево

Русские

Варган, зубанка

Металл

Селькупы

Кызыл-пыныр, кызыл-аль-пыныр Поль-пыныр

Металл Дерево

Таджики

Чанг-кобус, темир-чанг, чанги занона

Металл

Татары

Темир-кубыс, кымыз

Металл

Тувинцы Туркмены

Демир-хомус Кулузун-хомус Ыяш-хомус, чарти-хомус

Металл Дерево (бамбук) Дерево

Туркмены

Металл

Конгкой

Металл

Узбеки

Чанг-кобуз (кавуз), темир-чанг

Металл

Украинцы

Дрымбы, друмбля, орган, ворган

Металл

Металл

Филиппинцы

Кубинг

Дерево (бамбук)

Тумра, томра

Кость, дерево

Чуваши

Варам-туна, купас, палнай, вархан

Металл

Ванни яяр

Кость, дерево

Эвенки

Кэнгипкэвун, конгипкавун, пангипкавун Пургин-кавун

Металл Металл Дерево

Кункон

Дерево, кость, металл

Эстонцы

Пармупиллъ, коннапиль

Металл

Хомуз, хамiс

Металл

Как играть на варгане

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный язычок. Затем язычок оттягиваем большим или указательным пальцем от себя. Отпускаем... и... по зубам!... Добейтесь, чтоб язычок не задевал зубы. Эффект звучания возникает за счет создания резонансного контура во рту, костях головы, гортани. Сам по себе инструмент не звучит.

Меняя объем резонансного контура, мы добиваемся разной тембровой окраски. Высота звука определяется величиной язычка и основы, поэтому она постоянна. Поэтому не пытайтесть изобразить мелодию. Музыка получается только за счет тембровой игры.

Существуют специальные наборы варганов разной высоты звука.

Здравствуйте, дорогие друзья.

У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представимбурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.

Немного о музыкальности населения

На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.

Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.

Народный стиль пения не отличается динамическими оттенками. Песни поются «во все горло» открытым и сильным звуком. Объясняется это тем, что издавна буряты музицировали на открытом степном воздухе, где нужно было перепевать ветер и пространство. Такие песни пели пастухи. Бурятские мотивы также исполняются , которое народ позаимствовал у .

Первые записи народного музицирования собрал в 1852 году Гмелин Иоганн – естествоиспытатель из Германии, который служил в Российской империи и путешествовал по Уралу и Сибири.

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой,
  • культовый,
  • обрядовый,
  • исторический,
  • эпический,
  • лирический.

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).


Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины.

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.

Предполагается, что хур прибыл в страну с Марко Поло в 1275 году. Это был подарок ему от правителей тогдашней династии Юань .

Струнные

Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.

Зачастую она звучит в симфоническом оркестре, некоторые композиторы используют чанзу в качестве аккомпанемента под оперу из-за необычного тембра. Такое соло «струнной красавицы» можно услышать в балете Жигжита Батуева «Во имя любви».

В России чанзу реконструировали, добавив четвертую струну .

Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.


По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

Редкая техника игры на лимбэ, которая называется круговое или закрытое дыхание, зарегистрирована в списке ЮНЕСКО как нематериальное наследие. Этот метод очень сложен для воспроизведения. В стране есть два известныхвиртуоза игры — Александр Шодонов и Баттувшин.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.


Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Барабаны

Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.

Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера. Еще дамару используют в ритуальных практиках буддизма, об этом можете подробнее прочитать .


Варган

Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).


Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию иправильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.


Модификации варгана можно встретить в большинстве стран мира. Это один из древнейших инструментов в истории человечества. О его точном происхождении уже несколько десятков лет спорят музыкальные эксперты. Предположительно, что появился варган пять тысяч лет назад в Южной Азии и позднее распространился почти на всю территорию земного шара.

Заключение

Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии. Если вам известны еще какие-то интересные музыкальные инструменты этой республики, поделитесь с нами в комментариях!

А мы на этом прощаемся с вами, дорогие читатели.

До скорых встреч!

Что еще почитать