Что такое выборы. Конституционное право зарубежных стран

Процедура, установленная для выбора лица на пост или должность путем голосования членов сообщества или их представителей. Не существует единой процедуры выборов, подходящей для всех государств и их граждан. В условиях национального суверенитета право на управление должно быть основано на волеизъявлении народа, выраженном в периодических и действительных выборах. Волю народа отражают следующие факторы:

Отличное определение

Неполное определение

ВЫБОРЫ

способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или иным органом.

В. могут быть: прямые - когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно («напрямую») населением. Например, прямыми являются выборы депутатов ГД, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей исполнительной власти субъектов РФ; косвенные -когда население избирает выборщиков, а они избирают соответствующих лиц. Например, избиратели в США избирают выборщиков, а последние - Президента США. (Своеобразными косвенными выборами можно считать в РФ формирование верхней палаты ФС - СФ: членами СФ по должности становятся председатель представительного органа субъекта РФ, сначала избранный населением депутатом, а затем своими коллегами на пост председателя, и избранный населением глава исполнительной власти субъекта); многостепенные - когда население прямо избирает депутатов только низовых представительных органов, а последние далее избирают депутатов (делегатов) следующих по уровню представительных органов. Такими были, в частности, выборы в РСФСР в 20- 30-е гг., когда население избирало депутатов сельских Советов и городских Советов. Сельские советы избирали делегатов на волостной съезд Советов, а он - делегатов на уездный съезд Советов. Городские Советы и уездные съезды Советов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Последний избирал делегатов на Всероссийский съезд Советов, являвшийся высшим (верховным) органам государственной власти РСФСР.

В. могут быть:

1. прямыми - когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно населением. Например, прямыми являются В. депутатов Государственной Думы, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей исполнительной власти субъектов РФ;

2. косвенными - когда население избирает выборщиков, а они избирают соответствующих лиц. Например, избиратели в США избирают выборщиков, а последние - Президента США. Большинство членов Совета Штатов - верхней палаты парламента Индии - избираются членами законодательных собраний штатов и союзных территорий. Своеобразными косвенными В. можно считать в Российской Федерации формирование верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации: членами СФ по должности становятся председатель представительного органа субъекта РФ, сначала избранный населением депутатом, а затем своими коллегами - на пост председателя, и избранный населением глава исполнительной власти субъекта;

3. многостепенными - когда население прямо избирает депутатов только низовых представительных органов, а те избирают депутатов (делегатов) следующих по уровню представительных органов. Такими были, в частности, выборы в нашей стране в 20-30-е годы, когда население избирало депутатов сельских и городских Советов. Сельские Советы избирали делегатов на волостной съезд Советов, последний - делегатов на уездный съезд Советов. Городские Советы и уездные съезды Советов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Последний избирал делегатов на Всероссийский съезд Советов - высший (верховный) орган государственной власти РСФСР. Многостепенные выборы применяются в некоторых зарубежных странах (например, в Китае вышестоящие собрания народных представителей, включая и Всекитайское, избираются нижестоящими собраниями народных представителей). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах - не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую избираемых и избирателей.

Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица населением. Например, в нашей стране прямыми являются Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных - население выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они - Президента.

Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.

Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного , по истечении этого срока организуется избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.

Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании . Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности. Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.

Успешно проведенный сбор подписей - важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах. Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит , пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.

За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.

После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов - контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

Говоря об избирательном праве и избирательной системе в Российской Федерации необходимо раскрыть целый ряд базовых терминов и понятий используемых в российском законодательстве.

Выборы – важнейший институт современной демократии, форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выборы как конституционно-правовой институт политического регулирования решают несколько задач:

– во-первых, легитимируют власть. Именно посредством выборов, а не назначения, народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав;

– во-вторых, служат барометром политической жизни. Именно результаты выборов дают объективную оценку авторитету, «рейтингу» тех или иных политических сил, показывают настроения избирателей, определяют тенденции политической жизни;

– в-третьих, выборы представляют собой средство селекции политических руководителей и их политических концепций. Это дает возможность гражданам передавать руководящие функции и властные полномочия тем лицам и политическим силам, взгляды и программы которых показались избирателям наиболее убедительными.

Таким образом, выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важное проявление демократии, посредством которого граждане реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Прямые и косвенные выборы . Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др.

Всеобщие (общие) и частичные выборы . Всеобщие выборы предполагают участие в них всех избирателей страны (например, выборы нижней или единственной, реже - верхней палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы (иногда именуются дополнительными) проводятся, когда необходимо пополнить состав парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Выборы бывают, кроме того,национальными (проводятся по всей стране) и региональными, местными (локальными) , посредством которых избираются органы местного самоуправления.

Выборы могут проводиться в один, два тура и более. Если выборы не состоялись, то проводятся повторные выборы.

Наконец, выборы бывают очередные и внеочередные . Как правило, такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки указанные в Конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Термин, «избирательная система », употребляется в двух значениях. В широком смысле – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющее порядок выборов. В узком смысле, «избирательная система» – это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управленческих лиц.

Более простое определение термина «избирательная система» подразумевает под собой порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения, закрепленный в юридических нормах, а так же определяемый сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательное право в Российской Федерации предполагает использование различных избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система – это один из основных способов проведения парламентских и иных выборов. При мажоритарной системе кандидат выступает в личном качестве (он может быть при этом выдвинут партией или другим способом) и для того, чтобы быть избранным, должен получить в избирательном округе, где он баллотируется, необходимое большинство голосов.

В зависимости от того, какое необходимое большинство установлено законом и сколько депутатов посылает в парламент или другой выборный орган каждый избирательный округ, различают несколько разновидностей мажоритарной системы.

При одномандатной системе относительного большинства территория страны разбивается на примерно равные по численности населения избирательные округа, в каждом из которых избирается один депутат и победителем считается тот из кандидатов, кто получил больше голосов, чем другие. Для этого достаточен один тур выборов.

При одномандатной системе абсолютного большинства для того, чтобы быть избранным, кандидат должен получить не только больше голосов, чем его соперники, но и собрать при этом более половины (50 процентов + 1) голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если в первом туре никто из кандидатов не добился такого результата, назначается второй тур, в который выходят два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов. Избранным считается депутат, получивший больше голосов, чем его соперник.

При многомандатной системе от каждого из избирательных округов избирается два (или более) депутата. Как правило, это однотуровые выборы по принципу относительного большинства.

Недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она делает возможным резкое несоответствие числа мандатов, полученных политической партией или другими избирательными объединениями, количеству собранных голосов в масштабе всей страны (или региона, где проводятся выборы). Однако эта система дает возможность избирателю оценить личность конкретного кандидата, а не голосовать за партийный список (в значительной мере обезличенный).

Пропорциональная избирательная система , применяется только в условиях многопартийности. В отличие от мажоритарной избирательной системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

Техника пропорциональной системы, как правило, такова: каждый субъект федерации (например, земля, автономный округ) или административно-территориальная единица (область, департамент) рассматриваются как избирательный округ, избирающий определенное число депутатов соответственно численности своего населения. Партии представляют списки, где число кандидатов равно, или, что встречается чаще, несколько больше числа подлежащих замещению мандатов.

Партия завоевывает столько мандатов, сколько раз определяемая математическим путем избирательная квота укладывается в число полученных списком партии действительных голосов. Порядок определения квоты устанавливается законом, при этом применяются различные способы.

В большинстве стран применяющих пропорциональную систему к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5 процентов (так называемый «заградительный барьер», призванный воспрепятствовать чрезмерной дробности политических групп в парламенте).

Преимущество пропорциональной системы в сравнении с мажоритарной системой состоит в том, что она дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Недостаток же заключается в том, что пропорциональная система делает выборы в значительной мере безличностными – многие кандидаты в партийных списках малоизвестны избирателям.

В современную эпоху во все большем числе стран пропорциональная система применяется в сочетании с мажоритарной (так называемая смешанная система).

Такая смешанная система была использована на парламентских выборах в России в 1993, 1995 и 1999 г.г. Половина депутатов нижней палаты – Государственной Думы избиралась по партийным спискам, а другая – по одномандатной однотуровой мажоритарной системе относительного большинства (для этого территория страны была разбита на 225 одномандатных избирательных округов).

Совет Федерации – верхняя палата – избирался в 1993 г. по двухмандатной однотуровой избирательной системе относительного большинства: каждый субъект федерации выступал в качестве избирательного округа. За всех избранных в Государственную Думу в одномандатных округах депутатов проголосовало около 40 процентов избирателей, принявших участие в выборах; процент проголосовавших за депутатов Совета Федерации был несколько выше.

В настоящее время верхняя палата Федерального собрания состоит из руководителей исполнительной власти и представительских органов субъектов федерации (т.е. по два члена Совета Федерации от каждого субъекта федерации).

В результате использования вышеуказанных избирательных систем в Российской Федерации созданы условия и гарантии реализации избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан, сформирована система независимых избирательных комиссий, развиваются и внедряются новейшие избирательные технологии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Избирательное право в РФ и особенности его реализации военнослужащими вооруженных сил РФ

На сайте сайт читайте: "избирательное право в РФ и особенности его реализации военнослужащими вооруженных сил рф"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.

Виды выборов. Классификаций выборов довольно много.

1) Самая простейшая – в зависимости от территории их проведения. По этому критерию различают общенациональные выборы , которые проводятся в масштабах страны, региональные выборы , проводимые в рамках крупных территориальных единиц, и местные выборы , охватывающие административно-территориальную единицу или город (т.е. объединяют граждан, живущих на определенных небольших территориях, у которых есть свои местные органы).

2) В зависимости от того, кого выбирают , выборы делятся на парламентские, президентские, муниципальные, выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

3) В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые . Прямые выборы – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных ступеней. Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы всегда имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, многоступенчатыми выборами (коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента) избирается президент Италии. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское собрание народных представителей – китайский парламент – избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. Люди, избранные в один орган, избирают затем своих представителей в другой орган.


4) Выборы также делятся по времени проведения на очередные и внеочередные . Очередные выборы проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи со смертью, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

5) Выборы бывают еще дополнительными , которые проводятся в зависимости от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. Необходимость их проведения возникает тогда, когда кто-то из членов парламента выбывает из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся в тех округах, где произошло выбытие депутата.

6) Частичные выборы в отличие от дополнительных – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа. Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенаторы США избираются на шесть лет, но не одновременно – каждые два года переизбирается треть Сената.

Помимо приведенной классификации выборов в некоторых странах встречается своя специфическая терминология. Например, в США применяется термин «промежуточные выборы » – выборы, которые проводятся в тот год, когда не избирается президент.

В американской терминологии есть и такое понятие, как «первичные выборы » (праймериз). Это выборы, в результате которых проводится отбор кандидатов от той или иной партии. Из нескольких кандидатов – республиканцев и демократов – избирается по одному. Это партийные выборы. Результатом этих выборов является отбор кандидата на должность президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партии.

Существует такое понятие, как «обязательные выборы»(обязательное голосование). Обязательность обеспечивается путем наложения санкции в том случае, если избиратель не принял участия в голосовании. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание: списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. Все эти более или менее строгие меры воздействия применяются для борьбы с таким распространенным явлением, как абсентеизм (от англ, absent – отсутствовать) – добровольное неучастие граждан в выборах.

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо отмечается, что посредством выборов органы власти получают легитимацию -т.е. народную поддержку и признание.

Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, в ч.3 ст. 21 установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Вряд ли, однако, правильно считать, что путем выборов народ передает избранникам свой суверенитет, как иногда пишется в литературе. Народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах.

Поэтому ни один орган, будь то парламент или всенародно избранный президент, не может считаться носителем суверенитета народа. Он лишь уполномочен осуществлять свою конституционную компетенцию, притом лишь в течение срока, на который избран.

Следует, однако, отметить, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти формируются часто путем назначения главой государства, органы исполнительной власти - путем назначения главой государства и/или парламентом. И это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией. Что же касается законодательной власти, то общепризнанно, что ее легитимность обязательно должна основываться не просто на выборах, но на выборах всеобщих.


Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, носителями которых выступают партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

Выборы представляют собой средство селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, программы которых показались наиболее убедительными. Но при этом надо иметь в виду, что далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Не столь уж редко выбор приходиться делать между плохим и худшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, то есть их неявка на выборы.

Конституционное право делит выборы на разные виды. Классификаций довольно много.

Самая простейшая классификация и наиболее доступная это, - выборы, которые классифицируются в зависимости от территории их проведения. Выборы по этому критерию бывают общенациональными (которые проводятся в масштабах страны) и региональными (проводимыми в рамках крупных территориальных единиц (применительно к США, региональными выборами могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.)). Существуют также местные выборы. Местные выборы охватывают административно- территориальную единицу или город. То есть объединяют граждан, живущих на определенных сравнительно- небольших территориях, у которых есть свои местные проблемы и свои местные органы власти.

В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на парламентские , президентские , муниципальные , выборы судей , шерифов , коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства - президента. Существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами, то же относится и к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы - это тот случай, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных станций, нет никаких промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не на прямую, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы - это выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существуют два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.

Косвенные выборы - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков (доверенных лиц), которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции. Которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была готова для того, что бы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей - выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда - судей. Иногда данный вид выборов применяется в иных случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы - это нечто иное, чем косвенные. Поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, поскольку он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское Собрание Народных Представителей (китайский парламент) - избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. То есть люди, избранные в один орган, избирают потом своих представителей в другой орган.

По времени выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы - проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Например, срок полномочий американского президента - 4 года. Это значит, что каждые четыре года проводятся очередные выборы президента США. Срок полномочий французского президента – 5 лет. Каждые пять лет во Франции проводятся очередные президентские выборы.

Выборы могут быть и внеочередными (досрочными). Они проводятся до истечения срока полномочий представительного органа власти либо должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна - вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи с его смертью, уходом в отставку либо отрешения его от должности в результате процедуры импичмента. Тогда, поскольку появляется новая вакансия, проводятся внеочередные (досрочные) выборы. Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где законодательством предусмотрен досрочный роспуск парламента. В таком случае, после процедуры досрочного роспуска, назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.

Выборы бывают также дополнительными и частичными. Дополнительные выборы могут проводиться и не проводится: это зависит от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. То есть они проводятся тогда, когда члены парламента выбывают из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся только в тех округах где произошла утрата депутата. Это делается для того, чтобы все округа были представлены и все граждане имели своих представителей в парламенте.

Частичные выборы в отличие от дополнительных, - выборы регулярные и обязательные . Частичные выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа.

Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенатор США избирается на 6 лет, но сенаторы не избираются все одновременно, а каждые два года переизбирается 1/3 сената. Такой же порядок принят при выборах Сената Франции. Сенаторы Франции избираются на 9 лет. Обновляется Сенат каждые 3 года на одну треть. К слову. В отличие от американского Сената, который обновляется каждые 2 года прямыми выборами, французский Сенат избирается косвенными многоступенчатыми выборами.

Помимо вышеперечисленной классификации выборов, в некоторых странах еще своя специфическая терминология. В США например применяется термин «промежуточные» выборы. Промежуточными выборами американцы называют выборы, которые проводят в тот год, когда не избирается президент. Как было сказано ранее, в Америке каждые четыре года избирается президент (каждый високосный год). И одновременно в этот же день избирается Палата представителей, одна треть сената, ряд губернаторов, мэры городов, и т. д. То есть, выборы в високосный год, когда переизбирается президент, в Америке считаются основными , а выборы спустя два года, когда также переизбирается нижняя палата, переизбирается часть Сената и т.д., это уже промежуточные выборы.

Существует еще один особый вид выборов (также по американской терминологии)- первичные выборы. Первичные выборы (premieres) -выборы, по результатам которых проводится отбор кандидатов той или иной партии. Из нескольких кандидатов-республиканцев избирается один, из нескольких кандидатов- демократов также один. Это партийные выборы. Первичные выборы в США бывают открытыми и закрытыми. Открытые первичные выборы подразумевают, что на избирательный участок может прийти любой избиратель и выбрать из нескольких кандидатов одного ему понравившегося. То есть, предполагается, что если избиратель явился, то он член этой партии. Его членство не подвергается сомнению, считается, что человек сам знает, что делает. Закрытые первичные выборы предполагают, что нужно какое-то подтверждение принадлежности к той партии, в которой проводятся данные выборы. Принадлежность может быть проверена или удостоверена двумя способами. В некоторых штатах США, избиратель должен привестись к присяге, что он действительно республиканец или, соответственно, демократ. Он поднимает руку и клянется. В некоторых штатах при регистрации избирателя его спрашивают, какую партию он поддерживает, и рядом с фамилией ставят букву. Если он отвечает, что он республиканец, то ставят букву R, если демократ - D.

Первичные выборы проводятся во всех штатах США, это популярная и известная процедура. Результатом этих выборов является отбор кандидата на пост президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партий. Кстати, формально на этих «праймериз» избирают не просто самого популярного кандидата, а выбирают делегатов на съезд данной партии, которые дают обещание голосовать за конкретного кандидата в президенты. Если конкретный кандидат в президенты, как это называют американцы «выиграл праймериз», т.е. победил в большинстве штатов, значит он получил решающее число голосов на будущем съезде партии. Значит те выборщики которые избирались на первичных выборах и обещали его поддерживать, отдадут за него голоса на съезде и он станет официальным кандидатом в президенты. Первичные выборы в США проводятся не только при отборе кандидатов на пост президента, но также и при отборе кандидатов на другие должности: при выборе губернаторов или мэров городов, где они избираются.

Помимо прочих существует такое понятие, как обязательные выборы (обязательное голосование). Обязательные выборы означают то, что законодательством той или иной страны установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Обязательные выборы некоторыми политиками и учеными расцениваются как нарушение принципов демократии, другие относятся к этому спокойно не считая данный факт нарушением. Обязательность участия гражданина в выборах обеспечивается, к примеру, возможностью наложения штрафа на человека не принявшего участия в выборах. Санкция в виде штрафа предусмотрена в Австралии, Люксембурге, в Австрии. Причем, в некоторых странах, к лицам не участвующим в выборах может быть применено и более суровое наказание. Например в Греции, Турции и даже в Австрии некоторое время было предусмотрено лишение свободы за неучастие в выборах. Срок заключения не очень велик, но добропорядочному и законопослушному человеку и 1-2 дня проведенных в тюрьме, достаточно для сильнейшего потрясения на всю оставшуюся жизнь. В Италии, за неучастие в выборах предусмотрена такая мера воздействия как общественное порицание. Списки лиц не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явиться на выборы и не известит мирового судью о том, что не может явиться на выборы, то он подвергается штрафу в размере 3 франков. Не явившись на выборы во второй раз без уважительной причины, то, штраф увеличивается до 25 франков. Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то, кроме штрафа, его имя будет указано на специальном объявлении и вывешено в публичном месте. Если такой же проступок он совершит в четвертый раз, то бельгийский гражданин будет лишен избирательных прав сроком на 10 лет. Кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Нечто подобное предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет.

Такие меры, применяемые к избирателям, естественно, оказывают свое воздействие. Как указывают некоторые источники, в странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, очень высок процент граждан которые приходят голосовать. Например, в Бельгии регулярно голосуют 94,6 процента зарегистрированных избирателей, в Австралии – примерно столько же (94,5). Очень высок такой процент в Австрии – 91,6.

Вообще, все эти строгие и менее строгие меры воздействия применяются в некоторых странах для борьбы с явлением, которое называется абсентеизм (от лат. absentee - отсутствовать). Эти меры направлены против добровольного неучастия граждан в выборах. Абсентеизм характерен для многих стран. В тех странах, где с ним борются, это дает результаты. Впрочем ряд западных стран относится к неявке избирателей на выборы равнодушно. Государственные деятели и политики этих стран полагают, что принуждать граждан к выборам недемократично.

В чем же причина уклонения от выборов? Существует несколько причин, в силу которых возникает проблема абсентеизма. Для ряда избирателей характерна политическая апатия или неверие в свои политические институты. В США такое же отрицательное влияние оказывает двухпартийная система, поскольку если избирателям не нравятся оба кандидата, а третьего или четвертого кандидата нет, то избиратель не идет голосовать. Массовое уклонение избирателей от выборов может быть формой протеста населения против политики правящей партии, против выборов, в которых народ видит лишь политический обман. В этих условиях абсентеизм –форма бойкота «нечестных» выборов. Абсентеизм порождается также обывательскими настроениями. Некоторые граждане считают, что участвовать в политических мероприятиях им совсем не обязательно, что политика дело «темное», непонятное. Причиной неявки на выборы для многих граждан являются их личные неурядицы в социально-экономической сфере. Так, например, в выборах не участвуют безработные, люди, у которых есть свои семейные проблемы, и им не до выполнения своего гражданского долга.

Наконец, иногда выдвигается предложение: вместо наказания за неявку на обязательные выборы ввести поощрение за участие в обычных, "добровольных выборах". Явку обеспечит, как полагают, "минимальное материальное стимулирование избирателей", явившихся на выборы. Оно должно быть предусмотрено законодательно. Основанием для этого является то, что выборы происходят в один из выходных дней, и "граждане вправе претендовать на материальную компенсацию за отвлечение их от отдыха".

В зарубежных странах пока такая практика не применяется. Нам известна лишь одна страна - небольшое государство Андорра в Пиренеях(13 тыс. жителей), где явившимся на выборы выдают стакан вина или очень небольшую сумму - одну песету (около одного цента США). Вряд ли несколько копеек и даже гривна или рубль смогут обеспечить перелом в деле явки на выборы.

Периодичность выборов . Поскольку периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, очевидно, что речь может идти о периодичности только всеобщих или региональных (местных) выборов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с настроениями и интересами избирателей, поддерживая с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего курса или в своей способности должным образом поддерживать его и т.д.

Продолжительность срока полномочий имеет важное значение, и определить ее оптимальным образом не всегда легко. Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов 5-7 лет. Короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа сиюминутные предпочтения и настроения депутатского корпуса, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное (например, срок полномочий Палаты представителей Конгресса (парламента) США – два года).

Что касается продолжительного срока полномочий, то он может привести к отрыву выборных от избирательного корпуса, его потребностей, желаний.

Короткие сроки полномочий предпочтительны в период бурных общественных преобразований, когда настроения избирателей не стабильны, политические силы находятся в процессе формирования и соотношение этих сил часто меняется.

По общему правилу лишь немногие парламенты могут продлевать срок своих полномочий. Так, канадская Палата общин может продлить этот срок только в случае национального кризиса и только голосами 2/3 своих членов. В Финляндии Италии, Великобритании продление срока полномочий возможно законом только во время войны. Что касается досрочного прекращения срока полномочий, влекущего внеочередные выборы, то в парламентских монархиях и республиках допускается роспуск парламента или нижней палаты главой государства. Возможность самороспуска не предусматривается хотя бывают и исключения. Например согласно ч.3 ст.4 Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также о территориальном самоуправлении 1992 года Сейм может 2/3 голосов законного числа своих членов принять постановление о самороспуске, чем согласно ч.5 этой статьи прекращаются полномочия и Сената, который сам аналогичного права не имеет. В президентских республиках парламент не может ни продлевать, ни сокращать срок своих полномочий, и выборы проводятся регулярно. Скажем в 1944 году в США были проведены выборы независимо от того, что страна участвовала во второй мировой войне. Однако трудно сказать, как бы решалась эта проблема если бы военные действия велись на территории самих США.

Что касается президентов, конституции обычно ничего не говорят о возможности продления срока их полномочий, однако возможности сокращения этого срока как правило, предусматривают.

4.Институт отзыва.

Институт отзыва представляет собой полную противоположность института выборов. Если посредством выборов лицо наделяется мандатом, а также совокупностью вытекающих из него специальных полномочий и специальной ответственности, то отзыв означает досрочное лишение мандата по воле тех, кто правомочен данным мандатом наделять, избирая в определенный орган или на соответствующую должность.

От отзыва следует отличать как отставку должностного лица, так и досрочное лишение его мандата тем коллегиальным органом (например, палатой парламента), в состав которого он входит. Отставка отличается от отзыва тем, что выборное лицо прекращает действие своего мандата по свей воле. При отставке лишение мандата производит выборный орган, а при отзыве, - непосредственно избиратели или другие лица, управомоченные на избрание.

Наличие института отзыва характерно для конституционного и избирательного законодательства «социалистических» стран, где обычно устанавливается, хотя и чисто формально, принцип ответственности выборных перед избирающими. Но на практике отзыв обычно не реализовывался, то по причине отсутствия закона, регулирующего порядок отзыва (в СССР, например, такой закон отсутствовал с 1936 по 1959 год), то по причине сложности процедуры.

Соответствующие конституционно-правовые положения призваны, с одной стороны, показывать «преимущества социалистической демократии», а с другой стороны, - предупреждать депутатов, что в случае непослушания на них найдется законная управа.

Как пример можно привести механизм регулирования отзыва депутатов Законом о выборах во Всекитайское Собрание Народных Представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно части второй ст. 40 закона, отзыв депутатов непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей данного избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводиться до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Инициатива отзыва урегулирована в ст.41 закона, согласно которой, любой гражданин или избирательная единица могут выдвинуть требование об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует: считается что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах можно встретить институт отзыва преимущественно на местном уровне. В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою конституцию 1857 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве 15 штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий. Для инициативы отзыва требуются подписи от 25 до 40 % от числа избирателей, голосовавших на последних выборах губернатора штата. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

В Австрии Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусмотрел возможность отзыва Федерального президента. Согласно ч.6 ст.40 этого закона, «до истечения срока своих полномочий Федеральный президент может быть смещен с должности на основании народного голосования. Народное голосование должно быть проведено если того потребует Федеральное собрание (совместное заседание законодательных палат). Федеральное собрание созывается для этой цели Федеральным канцлером (главой правительства), если Национальный совет(нижняя палата) примет такое решение. Для принятия решения Национальным советом необходимо присутствие не менее половины его состава и большинство в две трети поданных голосов. Такое решение Национального совета препятствует дальнейшему исполнению Федеральным президентом его обязанностей. Отклонение на основании народного голосования предложения о смещении Федерального президента с его должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета... » На практике этот институт не применялся.

Наличие в законодательной системе института отзыва дает возможность избирателям непосредственно лишать должностей лиц некомпетентных, безответственных, нечестных, однако, при этом нельзя исключать и неоправданного политического воздействия на выборных должностных лиц, которые, подвергаясь угрозе отзыва, не могут исполнять свои обязанности должным образом.

Тема 2: Основные принципы избирательного права.

1. Всеобщее избирательное право.

2. Принцип свободного участия в выборах.

3. Равное избирательное право.

4. Прямое и косвенное избирательное право.

Что еще почитать