Ретушь и восстановление старых фотографий. Взгляд профессионала на процесс восстановления фотографий

Пожалуй, у многих из нас в семейных архивах есть множество стареньких, выцветших, поврежденных временем и шаловливыми ручками детей, но, тем не менее, дорогих сердцу фотографий. В нашем последующем уроке мы научимся за 5 — 10 минут восстановить дорогой владельцу момент жизни, оставшийся в форме фотокарточки.

Исходя из внешнего вида фото, мы будем подбирать инструменты для улучшения его внешнего вида.


Основой основ процесса есть СКАНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ.

Несмотря на то, что в большинстве черно—белых фото как таков цвет не присутствует, све же их лутше сканировать «цветном» режиме (RGB), т.к. сканируя в режиме «оттенки серого», есть риск получить шумный и менее качественный результат, роботать с каким будет на порядок сложнее. Касательно разрешения, то в описуемом примере хватило 300 dpi.


Применяя сочетание клавиш CTRL-L можно быстро вызывать диалоговое меню Levels (уровни).

В большинстве случаев контраст и динамический диапазон старых фото небольшой, то есть нет полностью белых или полностью черных областей, все не интересно—мутно—серое. Вот именно это и исправим с помощью Levels. Для этого ползунки белой и черной точки следует передвинуть к тем точкам где гистограмма отображает начало областей с темными и светлыми пикселями

Теперь УДАЛЯЕМ ЦАРАПИНЫ И КОРРЕКТИРУЕМ ПОВРЕЖДЕННЫЕ ОБЛАСТИ.

При помощи фильтра Dust & Scratches (Filter-Noise-Dust & Scratches) глобально удаляем мелкие царапины и повреждения. Настройки фильтра зависят от характера используемого фото, но в основном стоит сначала выбрать минимально возможный радиус (Radius),— большая часть царапин удалится, затем, чтобы сохранить максимум деталей, подобрать порог (Threshold). Участки, где фото повреждено серезно корректируем инструментами Patch и Healing Brush


Следующий этап это УЛУЧШЕНИЕ ЧЕТКОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Здесь поможет «нерезкая маска» (Unsharp Mask) (о применении читайте в разделе Улучшение четкости фотографий). На подопытном фото этот инструмент применялся дважды:

Первый раз — для того, чтобы улучшить общий контраст фото (вернули ощущение солнечного дня, которое исчезло из—за выцветания фотобумаги). Маленькая «мощность», большой радиус (Amount 10%, Radius 60, Threshold 0).

Второй раз - чтобы улучшить локальный контраст, собственно четкость. Маленький радиус и большая по сравнению с первым разом «мощность» (Amount 40%, Radius 1.6, Threshold 0).


Дальше, с помощью Shadow/Hightlight, ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАБАТЫВАЕМ ТЕМНЫЕ И СВЕТЛЫЕ ОБЛАСТИ.

Этот инструмент очень удобен для быстрой проявки темных областей изображения. Единственное предостережение, — подбирайте основные настройки (Shadows Amount, Radius и Tonal Width) так, чтобы не потерять в детализации, не убить контраст сделав изображение «плоским».


И под конец ДОБАВИМ НЕМНОГО ЦВЕТА.

Hue/Saturation, — вот тот инструмент, который дает возможность делать фото интереснее, подчеркивая его ценность для истории и лично вас (быстрый вызов сочетанием клавиш CTRL-U). Для этого галочкой отмечаем Colorize и устанавливаем Hue 40 и Saturation 10.


Этот урок описывает быстрый, хотя и не идеальный способ улучшения фото.
для простоты изложения мы не использовали слои;
для действительно качественного результата многие области нуждаются в дополнительной обработке;
инструменты типа Dust&Scrathes следует применять осторожно, т.к. в ряде случаев они деструктивно повлияли на изображение;
для коррекции темных и светлых областей более эффективно было бы использовать кривые (Curves).

Да, недостатки есть, но даже при их наличии, полученый вами результат приятно удивит и вас и ваших друзей, Не бойтесь пробовать новое, оно не так страшно как кажется. Приятного времяпрепровождения с мастером Photoshop и красочных вам результатов!

Старые, порыжевшие от времени фото, всегда вызывали неподдельный интерес не только у любителей исторических ценностей. Ведь на них запечатлены моменты жизни наших предков. И, хотя, в историко-культурном аспекте именно эти оригиналы, измятые и полуистертые, обладают наибольшей ценностью, получить полноценное представление кто (что) запечатлен на снимке в некоторых случаях довольно сложно.

Помочь современному исследователю призван всевозможный софт, позволяющий максимально восстановить изображение без потери информативности. Так, например, возможности только одного редактора Photoshop уже позволяют подойти к данному вопросу творчески, исправив не только всевозможные повреждения фотокарточки, но и восстановить примерную цветовую гамму, соответствующую конкретной обстановке.

Для начала имеющийся раритет необходимо отсканировать и сохранить полученный jpeg-файл.

Открыв исходное изображение в рабочем окне редактора, оценим сложность предстоящей работы. Дело в том, что рассматриваемый файл имеет незначительные повреждения (линии сгиба, частичные потертости и оторванный краешек). На выцветший (ослабленный) фотослой обращаем внимание в последнюю очередь, так как обязательная цветокоррекция поможет избавиться от оттенка сепии.

В случае если на портретной фотокарточке отсутствует часть лица, то есть смысл поискать еще какие-либо изображения этого человека. Только в таком случае можно рассчитывать на достоверную итоговую картинку.

Все попытки дорисовать недостающие (глаз, ухо, например) части лица, путем последовательного выделения, копирования и отражения (редактирование \ трансформация \ отразить) выделенной области – ни в коей мере не способствуют получению правдоподобного портрета.

Не особенно вдаваясь в физиологические особенности строения человека, стоит отметить – симметричных лиц не существует.

Итак, файл открыт.

(кликните для увеличения)

Следующим шагом (в обязательном порядке) будет программная перекодировка в другой (LAB) режим изображения. Данная мера необходима потому что разделение каналов в LAB построено по иному, нежели в RGB, принципу. А в нашем случае подобное деление на самостоятельный канал яркости и два независимых (красно-зеленый и сине-желтый) друг от друга цветовых канала, позволяет уменьшить яркость изломов, совершенно не касаясь цветовой палитры.

Перекодировка изображения в LAB происходит после выбора соответствующего режима в подменю строки «режим» вкладки «изображение».

(кликните для увеличения)

Оставляем видимым и выделяем канал «яркость». Так как основные цветовые оси остались скрытыми, в рабочем окне программы изображение выводится без сочетания RGB-цветов, только белый и возможные градации серого.

Для удаления надломов и царапин используем инструмент «штамп»,

(кликните для увеличения)

определив (щелчок левой клавишей мыши при нажатой клавише alt), в качестве исходного положения для копирования, точку над изломом, на границе рамки и изображения. Во избежание резких переходов, значение «нажим» не должно превышать 50%. Ведя рабочей кистью инструмента по линии сгиба, избавляемся от нежелательного дефекта. Таким же образом убираем остальные царапины и мелкие трещинки со сканированной фотографии.

(кликните для увеличения)

От мутно-белой полосы, приходившейся на обоих малышей, избавляемся при помощи инструмента «затемнитель» (экспозиция не более 15%).

(кликните для увеличения)

вернув видимость остальным каналам, сразу же видим разницу между изображением и рамкой (преднамеренно оставленной без корректировки).

(кликните для увеличения)

Уже известным нам путем, возвращаемся в режим RGB и при помощи инструмента «размытие», интенсивностью не более 20%, избавляемся от пикселизации и специфического зерна на лицах.

(кликните для увеличения)

Следующая разновидность этого инструмента – «резкость». Позволяет, кратковременным нажатием на левую клавишу мыши, выделить глаза и губы

(кликните для увеличения)

После исправления фактуры снимка, через вкладку «изображение» переводим его в упрощенную черно-белую палитру.

(кликните для увеличения)

Корректируем экспозицию, придавая снимку необходимую резкость на границах черного и белого цветов.

(кликните для увеличения)

Откровенно «заваленные» темные тона, внизу фотографии, оторванный край и бесполезные рамки – удаляем, откадрировав изображение инструментом «обрезка». Фактически, восстановление раритетного исходника можно считать законченным.

(кликните для увеличения)

Дополнительная обработка, позволяющая раскрасить черно-белую картинку, так же не представляет особых трудностей, но потребует куда больше времени.

Для этого, понадобится под вкладкой «выделение» включить редактирование в режиме быстрой маски и выбрать инструмент «кисть». Затушевываем, к примеру, открытый участок кожи, исключая глаза и украшения.

(кликните для увеличения)

Снимаем отметку с редактирования под быстрой маской и инвертируем образовавшееся выделение. Раскрашивание выделенной области можно выполнить несколькими способами, в числе самых распространенных – применение фотофильтра (вкладка «изображение», подменю строки «коррекция»)

(кликните для увеличения)

и задействование (под выделение) корректирующего слоя, с ориентацией по цвету (в данном случае, обязателен режим «перекрытие»).

(кликните для увеличения)

Выделения создаются для каждой части изображения, предположительно имеющей отличия даже в полутонах. И постепенно раскрашивается вся фотография.

(кликните для увеличения)

Восстановление отпечатка, даже сделанного с цветной фотопленки – процесс достаточно простой и выполняется автоматическими средствами коррекции в Photoshop.

На предлагаемом изображении явно просматривается цветовое несоответствие (скорее всего, из-за неверно подобранной пленки).

(кликните для увеличения)

Сектор вкладки «изображение», включающий автотон, автоконтраст и автоматическую коррекцию цвета способен исправить предлагаемое изображение за максимально короткое время.

Кадрирование придаст изображению завершенный вид.

(кликните для увеличения)

Как профессионально восстановить такое фото?

На этом уроке мы подробно изучим, как восстановить старое порванное фото. Уверен, что в Вашем семейном архиве или у Ваших клиентов есть такие фотографии. Поэтому навыки фотореставратора Вам точно пригодятся.

Вступление

Выбирая материал для этого урока, я столкнулся с проблемой – у меня под рукой не оказалось повреждённой фотографии. В конце-концов мне её прислали. После сканирования и в ужасном разрешении. Но она отлично подошла, чтобы показать – хороших результатов можно добиться и со сканированными фото плохого разрешения. Пусть размер для печати в этом таком случае и останется небольшим.

Я проведу Вас по всем этапам восстановления. Некоторые из них нужно просто запомнить и повторить, однако, это не означает, что не нужно творчески подходить к работе и не искать другие варианты.

Вот эти этапы:

1. Сделайте копию оригинала
2. Измените разрешение и обрежьте участки, с которыми Вы не будете работать
3. Восстановите необходимые участки изображения
4. Уберите шумы и нежелательные элементы
5. Выровняйте уровень света/тени
6. Выровняйте яркость и контраст
7. Настройте резкость

Шаг 1

Начнём сразу с восстановления фотографии. Потому, что обрезать изображение и установить разрешение Вы можете сами. Сначала я использую Заплатку (Patch Tool) для грубой предварительной работы с большими участками. Затем я переключаюсь между Заплаткой, Восстанавливающей кистью (Healing Tool) и Штампом (Clone Tool) . Далее я буду объяснять выбор того или иного инструмента.

Шаг 2

Заплатка работает так же, как и Область (Marquee Tool) . Обведите область, которую Вы хотите исправить. Затем кликните в середину выбранной области и, держа кнопку зажатой, переместите выделенную область на похожую часть фотографии. Убедитесь, что Вы выровняли выбранную область перед тем, как начать. После чего переходите к следующему шагу.

Шаг 3

Следите за выравниванием оттенков на фоне. Обратите внимание, как Заплатка экономит время. Поэтому с этого инструмента и нужно начинать восстановление фотографии.

Шаг 4

Обработав все большие участки фотографии, смените инструмент на Восстанавливающую кисть (я отметил её красным на картинке внизу) и Штамп (отметил зелёным). Во время работы спокойно экспериментируйте с этими инструментами. Особенно если Вы хотите копнуть тему восстановления фото поглубже, чем начальный уровень.

Имейте в виду, что мелкие недостатки фотографии – следы, царапины, точки быстро и удобно убирает Точечная восстанавливающая кисть (Spot Healing Brush) . В ходе работы я по ситуации менял Точечную восстанавливающую кисть на обычную Восстанавливающую кисть и обратно.

Как понятно из фотографии внизу, я использовал Штамп по краям картинки. Восстанавливающая кисть и Заплатка обычно оставляют нежелательные эффекты по краям изображения. Попробуйте и убедитесь сами. Еще раз повторю – меняйте инструменты по усмотрению. И свободно экспериментируйте с ними для достижения желаемого результата.

Шаг 5

Вот мы и закончили с первой частью реставрации.

Шаг 6

Переходим к серьезным дефектам изображения. Используем правый глаз для того, чтобы заменить им отсутствующий левый. Для этого используйте грубое выделение для глаза, и нажмите Ctrl+J для копирования выбранной области на новый слой.

Шаг 7

Нажмите Ctrl+T для выбора Свободного трансформирования (Free Transform) .

Шаг 8

Нажмите правой кнопкой мыши на выделенную область и выберите Отразить по горизонтали (Flip Horizontal) .

Шаг 9

Вы перетащили выделенную область на то место, где глазу и положено быть. Но Вы наверняка захотите его выровнять и уменьшить непрозрачность. А также убрать помехи под новым слоем. Выровняйте глаз, а потом нажмите Enter или кликните по области, которую я выделил зеленым кружком (см. фото ниже) для того, чтобы применить изменения. Затем увеличьте непрозрачность основы до 100%.

Шаг 10

Теперь выберите слой, нажмите на кнопку маски (которая выглядит как зеленый кружок внизу) для того, чтобы подтвердить маску.

Шаг 11

Сейчас мы будет рисовать черным по маске для того, чтобы спрятать области, которые нам не нужны. Используя маски, держите в голове правило: белый открывает, черный скрывает. Если Вам нужен мягкий переход – используйте серый. Вы можете снижать непрозрачность кисти до тех пор, пока штрихи не будут убирать лишь то, что не нужно, создавая нужный уровень прозрачности между слоями.

Подсказка: держите палец на X, для быстрого переключения между черным и белым – Вам придется делать это часто. А клавиша D сделает передний и задний фоны черным и белым, если их цвета другие. Если Вам нужна только маска для сглаживания области, удерживайте нажатой клавишу Alt и кликните маску.

Шаг 12

Сделаем с ухом те же действия, что и с глазом. Вы можете использовать свободное трансформирование в зависимости от фотографии, над которой работаете. В случае с ухом, я использовал деформацию. А также слегка подправил линию прически, повернув и изменив масштаб. При этом клонировал там, где это было необходимо.

Шаг 13

После того, как Вы поставили крупные части изображения на свои места, вернемся к штампу и заретушируем все края. Заретушированный слой я помещаю поверх собственного. Еще Вам может понадобиться снижение непрозрачности штампа для лучшего контроля за процессом клонирования. При этом держите пальцы на Ctrl+Z в течение всего процесса.

Шаг 14

Часто во время ретуши Вам приходится использовать различные слои для разных частей. Чтобы избавиться от ненужных слоёв, используйте функцию слияния . Обычно я выполняю часть работы на нескольких слоях, а затем произвожу слияние в черновой слой. Но я никогда не делаю этого с базовыми слоями.

Не делайте слияние, если Вы думаете, что пропустили кое-что! Оставьте себе возможность вернуться к ретушированному слою и внести поправки.

Шаг 15

С реставрацией мы закончили.

Шаг 16

Сгруппируем все слои. Для этого нажмите Ctrl+G. Теперь создайте новый слой из этой группы с помощью команды Ctrl+Shift+Alt+E и переименуйте в «шум». Это слой для избавления от лишнего шума на рабочем пространстве.

Есть еще кое-что, о чём я, возможно, не упомянул. Как видите, оригинальный файл служит фоновым слоем, который я, в конце-концов, отключаю. Я всегда храню оригинальные PSD и всегда могу вернуться к ним с помощью команды Ctrl+J. В общем, я делаю дополнительную копию для работы, а затем уже переключаюсь на фон.

Подсказка: Если зажать клавишу Alt, кликая на глаз, который находится на фоновом слое, то Вы активируете этот слой, а остальные выключите. Еще одно нажатие вернет все назад. Это удобно для быстрого сравнения различий.

Шаг 17

Сейчас мы уберем шумы с изображения. Для этого есть несколько способов, но я использую для этого Фильтр > Шум > Уменьшение шумов (Filter > Noise > Reduce Noise) . Я слегка изменил настройки уменьшения шумов – выставил силу на 8 и детализацию на 20.

Еще одна подсказка: перейдите в расширенный просмотр и выкрутите силу на максимум в синем канале и детализацию на 0. В красном канале проделайте то же с силой и слегка увеличьте детализацию. Таким образом, красный канал будет содержать больше деталей без чрезмерного размытия.

Шаг 18

После уменьшения шумов перейдем к резкости. Точная настройка резкости – это тема для отдельной статьи. Поэтому сейчас мы используем функцию Повышение резкости (High Pass). Для этого попробуйте настройки ниже.

Для урока я увеличил переменные слишком сильно. Не так, как Вы бы хотели видеть в черно-белой фотографии. Например, края стоит сделать более резкими. Есть еще несколько технических особенностей, которые надо держать в уме.

Когда Вы настроили резкость, достаточную для печати, Вы захотите добавить резкости для экрана монитора. Помните – принтеры слегка размывают изображение во время печати. Применив Повышение резкости , установите режим наложения на Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light). Я обычно делаю резкость немного больше, чем требуется. А затем настраиваю уровень непрозрачности.

Подсказка: часто Вам нужно сделать порезче лишь некоторые части изображения. В примере ниже я создал маску и разрисовал все, кроме лица, поэтому только оно и осталось резким. Часто эта техника используется для глаз.

Данная техника хорошо работает в сочетании с кривыми, с помощью которых можно осветлять или затемнять участки. Если Вам нужно сделать светлее только глаза, Вы можете создать отдельный слой для кривых. Нажмите Ctrl+I чтобы инвертировать маску, сделав ее черной, и осветлите только глаза. Это проще, нежели закрашивание всего ненужного.

Шаг 19

Это последний шаг. Здесь я отрегулировал контраст с помощью S-кривой. Я не включил этот шаг в мой оригинальный файл. Но Вы можете применить его до регулировки резкости. Сам я часто использую команду Ctrl+Shift+Alt+E , чтобы создать новый слой ниже предыдущих. Это я сделал и здесь.

Я поместил слой с кривыми над слоем с шумами, а затем объединил все нижестоящие слои в один. После этого отрегулировал резкость с помощью фильтра Повышение резкости , сохраняя слой с кривыми нетронутым. После чего решил вернуться и поработать над предыдущими двумя шагами.

Заключение

Здесь я описал процесс восстановления старой порванной фотографии. Имейте в виду, что каждый шаг можно проработать намного глубже. Всегда экспериментируйте и думайте, что еще можно добавить, чтобы облегчить работу и добиться лучшего результата.

На конец то, у меня дошли руки и до “Одноклассников”. Аккаунт я зарегистрировал уже давно, а вот заполнить всё руки не доходили. Чем заполнять? Ну конечно фотографиями! Последние фото, как вы сами понимаете уже все в цифровом формате, а вот старые семейные и школьные только в бумажном варианте. Посмотрел я, на уже выцветшие и помятые бумажные фото и понял, что надо их немедленно оцифровать и восстановить, а то через некоторое время будет уже поздно.

Восстановив несколько старых фото, я решил написать небольшую пошаговую статью для новичков, как практически, без опыта, в течении где то часа работы с помощью сканера и программы Photoshop, а также умелых ручек, получить вполне приемлемый результат.

Сказано, Сделано! И так начнем по порядку. Сначала отсканируем бумажную фотографию с разрешением в 600 dpi, как цветное изображение, (даже если фото у Вас черно-белое), в формат jpg, примерный размер файла 3-5 Мбайт.

1. Запускаем Photoshop и открываем полученный при сканировании файл. Для этого нажимаем меню «Файл — Открыть» и указываем путь к файлу.

2. В Панели инструментов выбираем Инструмент “Точечная восстанавливающая кисть”, устанавливаем нужный нам размер кисти (в зависимости от дефектов размер её можно менять в свойствах), нажимаем Ctrl++, приблизив дефект и поставив прицел (кружок) в центр, начинаем щелкать левой клавишей мышки убирая царапины, грязь и другие дефекты.

3. Если дефект слишком большой, то используем инструмент “Штамп”. Поставьте прицел (кружок) на не испорченную область фотографии и нажмите кнопку Alt, как только курсор изменится, сделайте щелчок мышки, затем установите на дефектную область и делайте щелчки передвигая и таким образом постепенно восстанавливая фотографию.

4. Применяя попеременно то один, то другой инструмент, Вы постепенно восстановите фотографии. Если Вы ошиблись, то откатитесь на один или несколько шагов назад используя опцию “История”

Для окончательной доводки фотографии используйте следующие инструменты: “Рамка” обрезать по рамке, и Автотон, Автоконтраст и Автоматическая цветовая коррекция.

Нет похожих публикаций.

Напечатанные фотографии - это хрупкие напоминания о важных моментах и событиях прошлого. Часто старые снимки имеются в единственном экземпляре, поэтому повреждения на фотографии могут сильно опечалить владельца. На бумагу годами воздействует влага, вода, солнечный свет и пыль. Иногда при неправильном хранении даже новые снимки могут прийти в ненадлежащий вид. Узнайте основные способы восстановить фотографии, научитесь выполнять такие действия дома и начните правильно хранить снимки, чтобы сохранить память для грядущих поколений.

Шаги

Цифровое восстановление незначительных повреждений

    Используйте правильное оборудование. Для восстановления фотографий дома вам потребуется качественный сканер и программа для редактирования изображений для вашего компьютера. Так, можно приобрести фоторедактор вроде Photoshop и сканер, который позволяет сканировать фото в высоком разрешении, которое измеряется в количестве точек на квадратный дюйм. Чем выше разрешение, тем более детализированным будет отсканированное изображение. В большинстве случаев рекомендуется разрешение 300 точек на дюйм.

    Отсканируйте фотографию. Бережно поместите фотографию в сканер и выберите сканирование в высоком разрешении, чтобы запечатлеть все детали снимка. Впоследствии сохраните готовое изображение в формате TIFF вместо JPEG. Формат TIFF увеличит размер файла, но обеспечит высокую детализацию и качество снимка. Сохраните изображение и откройте его в фоторедакторе.

    Кадрируйте изображение. Используйте соответствующий инструмент, чтобы удалить признаки повреждений по краям фотографии. Края старых фотографий часто деформируются при высокой влажности или контакте с водой. Если повреждения расположены по периметру фотографии, то кадрирование поможет быстро решить проблему.

    Удалите царапины и следы пыли. Фильтр «Пыль и царапины» либо инструмент «Точечная восстанавливающая кисть» в Photoshop или похожие инструменты в других фоторедакторах значительно упрощают процесс устранения недостатков. Увеличьте масштаб изображения и курсором мышки удалите следы повреждений. Не торопитесь и периодически уменьшайте масштаб, чтобы контролировать результат. Фильтр также удалит некоторые детали, поэтому не переусердствуйте с такой функцией.

    • Откройте новую вкладку с фотографией по всему размеру окна, чтобы видеть изменения.
  1. Восстановите надрывы и недостающие фрагменты. Если на фото имеются надрывы, порезы или недостающие фрагменты, то используйте инструмент «Штамп», чтобы воссоздать части снимка и поврежденные участки. Выберите инструмент и укажите часть фото, на которой нужно скопировать или использовать информацию по щелчку мышки. Переместите курсор на участок, который нужно восстановить с помощью скопированного материала.

    Напечатайте изображение. После восстановления напечатайте фото при помощи струйного или специального фотопринтера на глянцевой фотобумаге.

    Зафиксируйте надрывы клейкой лентой, которая не содержит кислоты. Зафиксируйте надрыв или восстановите порванную фотографию с помощью клейкой ленты без кислоты. Обычный скотч или клейкая лента содержат кислотный клеящий состав, который со временем может повредить фото. Купите архивную клейкую ленту или скотч с акриловым клеящим составном в отделе канцтоваров или специализированном магазине. Отрежьте небольшие полоски ленты и зафиксируйте надрывы с обратной стороны снимка.

    Используйте ленту для заплаток. Порванную фотографию можно восстановить с помощью ленты из бумаги и клея, не содержащих кислоты. Лента для заплаток продается в магазинах товаров для творчества или магазинах канцелярских принадлежностей. Нанесите небольшое количество клея на полоску бумаги и прижмите в месте надрыва с обратной стороны фотографии. Соберите весь лишний клей ватной палочкой. Оставьте фотографию высохнуть на полотенце лицевой стороной вниз и придавите небольшой книгой, чтобы края не деформировались.

  2. Создайте камеру увлажнения для фотографий с деформированными краями. Если старые фото завернулись или деформировались по краям, то решить проблему поможет самодельная камера увлажнения. Камера позволит насытить пересохшую хрупкую фотографию влагой, чтобы бумага по краям разжалась и распрямилась.

    • Наберите в пластмассовый контейнер для хранения воду комнатной температуры высотой 5–7 сантиметров. Установите в емкость проволочную решетку и убедитесь, что верхняя часть не ушла под воду. Положите фотографию на верхнюю часть решетки и накройте камеру крышкой. Оставьте на несколько часов. Периодически осматривайте фотографию и вытирайте капли воды на бумаге. Когда края распрямятся, уберите фотографию и оставьте сохнуть на полотенце лицевой стороной вверх. Накройте снимок промокательной бумагой или пергаментом и придавите книгой.

Что еще почитать