Презентация на тему существительное. Презентация "имя существительное"

Имя существительное- самостоятельная часть речи,которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что Общее грамматическое значение существительного- это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить: это кто или это что?


По значению существительные делятся на группы: 1.конкретные -называют конкретные предмет ы живой или неживой природы: журнал, самолёт, брат, грач, рыба, комар и т. д 2.вещественные - называют различные вещества воздух, масло, сахар, бензин, капрон и т.д. 3.отвлечённые - называют явления, воспринимаемые мысленно: учение, чтение, упрямство и т. д 4.собиратнльные- называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, листва и т.д.


Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными: ученик, страна, река, лес и т.д. Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, что- бы из массы людей выделить этого человека.


Существительные, называющие единичные (индивидуальные)предметы, являются именами собственными: Москва, Волга, Мария, Андрей,Каштанка и т.п. Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов,рек и т.д.


Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто? : дедушка, кошка, щука, муха, червяк и т.д. Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? : город, мыло, смех, вода, камень, здание и т.д.


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различают не только по значению, но и по форме винительного падежа: -у одушевлённых существительных форма вин. п. мн. ч. одинакова с формой род.п.мн. ч. - у неодушевлённых существительных – с формой им.п. мн. ч.


Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского



Существительные имеют два числа- единственное и множественное. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний. Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные и некоторые другие. Они имеют ед. и мн. числа.


Только форму ед.числа имеют: 1.вещественные: молоко, сметана и т.д. 2.отвлеченные: любовь, дружба и т.д. 3.собирательные: учительство, листва и т.д. 4.собственные: Кавказ, Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1.вещественные: чернила, очистки и т.д. 2.отвлеченные: каникулы, именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы: очки, сани и т.д. 4. собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. Ч., не определяется род и тип склонения.


В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. П. Вопрос. Ед.число. Мн.число. Икто? что?друг, книга.друзья, книги. Р.кого? чего?друга, книги.друзей, книг. Д.кому? чему?другу, книге.друзьям, книгам. В.кого? что?друга,книгу.друзей, книги. Т.кем? чем?другом, книгой. друзьями, книгами П.о ком? о чём?(о)друге, книге. (о)друзьях, книгах.


Все падежи кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно: 1.найти слово, от которого зависит существительное; 2.задать от этого слова к существительному падежный вопрос.


Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(-е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.










Разносклоняемые существительные По изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся: 1)существительные на –мя: бремя, время, знамя, стремя и т.д. 2)существительные мужского рода: путь.



Используемая литература 1.С.И. Львова, В.В. Львов Учебник «Русский язык 5 класс» в 3-х ч. М.: Мнемозина, 2012 г. 2.Г.Н. Сычева. Русский язык в таблицах. Ростов-на-Дону: Изд. «Баро-пресс», 2009 г. 3.И.М. Стронская. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. С.-Пб.: Изд.дом «Литература», 2010 г.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя существительное как часть речи

Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте вывод о частоте употребления существительных в нашей речи, если известно, что на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов 26). Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (кого? чего? кому? чему? и др.) Каково общее грамматическое значение имени существительного? Общее грамматическое значение существительного - это значение предмета. ? ?

Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить: это кто? или это что? По значению существительные делятся на группы: 1) конкретные - называют конкретные предметы живой или неживой природы; 2) вещественные - называют различные вещества; 3) отвлечённые - называют явления, воспринимаемые мысленно; 4) собирательные - называют множество одинаковых предметов как одно целое. Пользуясь картинками, приведите примеры

Морфологические признаки существительных - род, число, падеж, склонение. Изменяются ли существительные по родам? Свой ответ обоснуйте. Что называется склонением существительных?

Проанализируйте предложения и скажите, какова синтаксическая роль имен существительных? В доме у дороги зажглись огни. Грачи вьют гнезда на старых березах. Нерехта – небольшая река. Синтаксические признаки имён существительных - в предложении существительное может быть всеми членами предложения, но чаще всего является подлежащим или дополнением.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Существительные Нарицательные (называют однородные предметы) Собственные (называют единичные (индивидуальные) предметы)

Назовите группы собственных имен существительных. Вспомните правила правописания таких слов. Имена собственные пишутся с большой буквы: Москва, Азовское море, Антон Павлович Чехов. Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, кораблей, поездов и т. п., кроме того, выделяются кавычками: свежий номер газеты «Известия», поезд «Дружба», кинофильм «Судьба человека», рассказ А. П. Чехова «Каштанка». ?

Существительные Одушевленные Неодушевленные

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ КТО? ДЕВОЧКА КОШКА ЗМЕЯ БАБОЧКА

НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЧТО? Цветы Дом Компьютер Солнце, тучи Неодушевлённые

Однако различение категории одушевлённости / неодушевлённости в грамматике не совпадает полностью с научными представлениями о живой и мёртвой природе. Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре. К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться). К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых. Сравни: Одуш. сущ. Р. п. – нет (кого?) - девушек, ферзей, кукол, сорок, карасей, (даже) мертвецов = В. п. – вижу (кого?) – девушек, ферзей, кукол, сорок, карасей, мертвецов; Неодуш. сущ. И. п. есть (что?) – столы, дубы, травы, трупы = В.п. вижу (что?) столы, дубы, травы, трупы. Проверь себя. Разделите существительные на одушевленные и неодушевленные: стадо, грязнуля, армия, отряд, береза, водяной, русалка, народ, нефть, мгновение, бригада, трава, кузнечик, конь (игрушечный), конь (усталый), джип.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя существительное

Вспомни изученное

Особую группу образуют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, плакса, неряха, грязнуля, разиня.

Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные и некоторые другие. Они имеют одну форму: единственного или множественного числа. Только форму единственного числа имеют: 1) вещественные существительные: молоко, сметана, бензин; 2) отвлечённые существительные: любовь, дружба, краснота; 3) собирательные существительные: учительство, листва; 4) собственные имена существительные: Кавказ, Урал, «Крокодил» (журнал), «Просвещение» (издательство). Только форму множественного числа имеют: 1) вещественные существительные: чернила, очистки; 2) отвлечённые существительные: каникулы, именины; 3) слова, обозначающие парные предметы (предметы, сделанные из двух частей): очки, брюки, сани, ворота, ножницы; 4) собственные имена существительные: Альпы, Карпаты, «Известия» (название газеты), «Три мушкетёра» (название книги). У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения. !

Слайд 2

Имя существительное.

Слайд 3

Имя существительное- самостоятельная часть речи,которая обозначает предмет и от-вечает на вопросы кто?что?(кого?чего? кому?Чему?и т.д.) Общее грамматическое значение существи-тельного- это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить: это кто или это что?

Слайд 4

По значению существительные делятся на группы:1.конкретные-называютконкретные предметыживой или неживой природы: журнал, самолёт, брат, грач, рыба, комар и т. д2.вещественные- называют различные веществавоздух, масло, сахар, бензин, капрон и т.д.3.отвлечённые- называют явления, воспринима-емые мысленно: учение, чтение, упрямство и т. д4.собиратнльные- называют множество одина-ковых предметов как одно целое: детвора, учи-тельство, листва и т.д.

Слайд 5

Существительные, называющие одно- родные предметы, являются нарицательными: ученик, страна, река, лес и т.д. Чтобы из всей группы однородных предметов Выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, что- бы из массы людей выделить этого человека. Нарицательные и собственные имена существительные.

Слайд 6

Существительные, называющие единичные (индивидуальные)предметы, являются именами собственными:Москва, Волга, Мария Андрей,Каштанка и т.п. Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов,рек и т.д.

Слайд 7

Одушевлённые существительные на- зывают предметы живой природы, к ним задается вопрос кто? :дедушка, кошка, щука, муха, червяк и т.д. Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: город, мыло, смех, вода, камень, здание и т.д. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Слайд 8

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различают не только по значению, но и по форме ви- нительного падежа: у одушевлённых существительных форма вин. п. мн. ч. одинакова с формой род.п.мн. ч. ,а у не- одушевлённых существительных– с формой им.п. мн. ч.

Слайд 9

Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского Род имени существительного.

Слайд 10

Слайд 11

Существительные имеют два числа- единственное и множественное. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помошью окончаний. Не изменются по числам вещественные,отвлеченные, собирательные существи-тельные и некоторые другие.Они имеют ед. и мн. числа. Число имени существительного.

Слайд 12

Только форму ед.числа имеют: 1.вещественные:молоко,сметана и т.д. 2.отвлеченные:любовь,дружба и т.д. 3.собирательные:учительство,листва и т.д. 4.собственные:Кавказ,Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1.вещественные:чернила,очистки и т.д. 2.отвлеченные:каникулы,именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы: очки,сани и т.д. 4. собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. ч,не определяется род и тип склонения.

Слайд 13

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. Падеж и склонение имён существительных.

Слайд 14

Все падежи кроме именительного, назы- ваются косвенными, Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно:1.найти слово, от которого зависит су- ществительное;2.задать от этого слова к су- ществительному падежный вопрос.

Слайд 15

Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(-е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы. Склонение существительных в единственном числе.

Слайд 1

Имя существительное
обозначает
предмет
отвечает на вопросы
(кто?) (что?) ученик школа
изменяется по: 1)родам – м.р., ж.р., ср.р. 2)числам – ед.ч., мн.ч. 3)падежам – И.п., Р.п., .Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Слайд 2

К собственным именам относятся не только имена людей, названия городов, гор, рек, частей света, планет, но и названия книг, стихотворений, рассказов, газет, журналов, названия фирм, кафе, магазинов. Эти названия пишутся с большой буквы т берутся в кавычки: стихотворение С.Есенина «Береза», рассказ А.П.Чехова «Каштанка», картина В.М.Васнецова «Алёнушка», тележурнал «Ералаш».

Слайд 3

Уменьшительно-ласка- тельное имя сына (дочери) Полное имя сына (дочери) Имя отца Имя и отчество сына (дочери)
Саша Сергей
Миша Дмитрий
Надя Алексей
Таня Владимир
Маша Иван

Слайд 4

Перепишите, поставьте кавычки, где они нужны. Рассказ В.Астафьева Васюткино озеро; басня Крылова Квартет; река Волга; рассказ Чехова Лошадиная фамилия; кинофильм Снежная королева; планета Марс; улица Чехова; река Енисей; сказка Бременские музыканты; город Новосибирск; кинофильм Кавказская пленница; озеро Байкал; рассказ Кавказский пленник.

Слайд 5

У каких существительных винительный падеж совпадает с именительным падежом, а у каких – с родительным?
Существительные Существительные Существительные Существительные
неодушевленные неодушевленные одушевленные одушевленные
Им.падеж (что?) Вин. падеж (что?) Род. падеж (кого?) Вин. падеж (кого?)
(Новый) мяч (Поймать) мяч (Нет)зайца (Поймать) зайца
Составьте грамматическое правило. Приведите свои примеры. У существительных одушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… . У существительных неодушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… .

Слайд 6

Какое слово «лишнее» в каждой колонке? Почему? Объясните его правописание. 1) «Волга» 2) Жигули 3) «Аленушка» Волга «Жигули» «Морозко» Ока «Ока» Аленушка

Слайд 7

Слайд 8

Род имен существительных
мужской
женский
средний
Существительные по родам не изменяются. Слово страна всегда женского рода, слово лес – всегда мужского, слово письмо – всегда среднего рода.

Слайд 9

Род существительных можно узнать по значению (если это имена или названия людей). а.) Все существительные, которые обозначают имена и названия лиц мужского пола, - мужского рода: Толя, Ваня, Саша, учитель, ученик, отец, брат, папа, дедушка. б.) Существительные, которые обозначают имена и названия лиц женского пола, - женского рода: Катя, Вера, Даша, ученица, учительница, сестра, бабушка.

Слайд 10

Прочитайте предложения из рассказа «Кавказский пленник». Кто его автор? Кого обозначают выделенные имена существительные? Какого они рода? Почему? 1) Выехал Жилин вперед. 2) Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. 3) Пришел старик к хозяину. 4) Пришла татарка в саклю с водой, вышел татарин. 5) Посадил работник Жилина на место. 6) Хозяйская дочь Дина увидала куклу.

Слайд 11

Повторим изученное на прошлом уроке
Имена существительные, которые называют домашних животных, крупных зверей и птиц, тоже могут быть мужского и женского рода. Родовые различия этих существительных обозначаются: разными словами, например: баран – овца, петух – курица, бык – корова; с помощью суффиксов, например: волк – волчица, медведь – медведица, голубь – голубка, заяц – зайчиха. Только мужского рода имена существительные ёж, соловей. Только женского рода имена существительные собака, белка, змея, ласточка, обезьяна, мышь, черепаха.

Слайд 12

а.) Запишите с прилагательными существительные, которые обозначают живое существо женского пола. Образец: маленький баран – маленькая овца. Белый гусь, черная курица, бодливая корова, храбрый заяц. Названия детенышей всех животных и птиц бывают только мужского рода. б.) Напишите, у кого какой детеныш. Выделите суффиксы. У кошки – котенок, у утки - …, у коровы - …, у лошади - …, у свиньи - …, у собаки - …, у курицы - … .

Слайд 13

ВСПОМНИТЕ Что такое нулевое окончание? Сравните слова: стол – стола, мороз – мороза, тетрадь – тетради. Найдите слова с нулевым окончанием.
Род существительных (не имена и названия людей) определяется по окончанию именительного падежа. Существительные мужского рода – слова с нулевым окончанием с основой на твердый согласный: дом, лес; с основой на мягкий согласный: конь, день; с основой на й: музей, край, бой. Существительные женского рода – слова с окончанием –а или –я: страна, земля; слова с окончанием на мягкий согласный: радость. Существительные среднего рода – слова с окончанием –о или –е: письмо, море.

Слайд 14

Вставьте нужные глаголы: начался, началась, началось, начались, кончился, кончилась, кончилось, кончились. Поставьте в них ударение. В марте … холодная зима и … весна. В мае … весна, и … лето. В августе … веселые летние каникулы, а в сентябре … новый учебный год.

Слайд 15

Вставьте нужные существительные. Определите их род. 1) Артем никогда не лжет. Мы уважаем его за … . 2) Андрей всегда выполняет обещание, и мы ценим его за … слову. 3) Наш учитель строг, но справедлив. Ребята любят его за … . 4) Поезд пришел без … .

Слайд 16

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА Род прилагательного и глагола в форме прошедшего времени, которые употребляются с этими существительными, зависит от того, какого пола лицо, обозначенное существительным общего рода. Существительные общего рода обозначают качества людей (грязнуля, тихоня, неряха, кривляка, торопыга, соня, молодчина), обычно употребляются в разговорной речи, часто выражают неодобрительную оценку.
Катя большая
Слава большой
умница.
Павка был
Зина не была
задирой.

Слайд 17

Как вы скажете? Почему? Ответы запишите. 1) Мой брат – так… неряха. 2) Я больш… плакса. 3) Рита, как… ты умница, что пришла вовремя. 4) Смотри, наш… соня уже уснул. 5) С так… грязнулей я гулять не пойду. 6) Моя сестра так… чистюля.

Слайд 18

ТЕСТ «Род имен существительных» 1.Укажите имя существительное женского рода: 1) картофель 2) тюль 3) вермишель 4) ковыль 2. Укажите имя существительное мужского рода: 1) артель 2) щелочь 3) залежь 4) аэрозоль 3. Укажите имя существительное женского рода: 1) рояль 2) шинель 3) табель 4) апрель

Слайд 19

4. Укажите имя существительное женского рода: 1) полынь 2) шампунь 3) лебедь 4) отель 5. Укажите имя существительное мужского рода: 1) мозоль 2) прорубь 3) бандероль 4) недоросль 6. Укажите имя существительное мужского рода: 1) водоросль 2) туннель 3) бутыль 4) ваниль

Слайд 20

7. Укажите имя существительное мужского рода: 1) ретушь 2) вуаль 3) нашатырь 4) кадриль 8. Укажите имя существительное мужского рода (на конце не пишется мягкий знак): 1) бреш... 2) овощ... 3) гуаш... 4) роскош... 9. Укажите имя существительное мужского рода: 1) фасоль 2) диагональ 3) толь 4) дуэль

Слайд 21

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ОДНОГО ЧИСЛА В русском языке есть существительные, имеющие только форму единственного числа. Они называют предметы, которые нельзя сосчитать, например: молоко, молодежь, смелость. Из данных слов выберите существительные, которые употребляются только в единственном числе. Запишите их. Зеркало, смелость, медведь, радость, шкаф, нефть, велосипед, ураган, доброта, тетрадь, шоколад, молоко, успеваемость.

Слайд 22

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Какое слово в каждой строке «лишнее»? Докажите. 1)Молоко, сметана, сливки, кефир. 2)Каникулы, сутки, будни, дни. 3)Прятки, шахматы, игры, жмурки. 4)Джинсы, шорты, брюки, рубашки. Вчера мы купили джинсы и кроссовки. Сколько предметов мы купили?

Слайд 23

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
I скл. существ. мужского и женского рода на -а, -я
II скл. существ. муж. рода с нулевым оконча- нием и сред. рода на -о, -е
III скл. существ. женского рода с «ь»

Слайд 24

Просклонять существительные.
I II III
И книга окно область
Р
Д
В
Т
П

Слайд 25

Проверим окончания.
I II III
И книга окно область
Р книги окна области
Д книге окну области
В книгу окно область
Т книгой окном областью
П о книге об окне области
Выделим окончания е-и.

Слайд 26

I II III
Р
Д
П
Запишите только окончания е-и.

Слайд 27

I II III
Р и - и
Д е - и
П е е и

Слайд 28

на -ия на -ие на -ий
И армия собрание гербарий
Р армии собрания гербария
Д армии собранию гербарию
В армию собрание гербарий
Т армией собранием гербарием
П армии собрании гербарии

Слайд 29

Дополним таблицу.
I II III на -ия на -ие на -ий
Р и - и и - -
Д е - и и - -
П е е и и и и

Слайд 30

Вставить падежные окончания существительных. Оставаться при своем мнени(..), на остри(..) ножа, повторение – мать учени(..), держать на почтительном расстояни(..), все пустяки по сравнен(..) с вечностью, быть в радужном настроени(..), нет и тени сомнени(..), по щучьему велени(..), по моему хотени(..), иметь немного терпени(…), в щекотливом положени(..), наперекор стихи(..), по истечени(..) срока.

Слайд 31

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ Определите род существительных, помещенных в скобки, поставьте их во множественном числе. С дерева на дерево перелетают шустрые (белочка). Возятся под снегом лесные (мышь), бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые (куница). Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном (медведь). Бродят рогатые (лось). Бегают по полям (заяц), оставляют на снегу путаные (след).

Слайд 32

Все существительные в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа имеют одинаковые окончания.
Падеж Окончания Примеры
Дательный -ам, -ям Дорога ведет к землям, садам, полям, степям.
Творительный -ами, -ями Любоваться землями, садами, полями, степями.
Предложный -ах, -ях Рассказывать о землях, садах, полях, степях.

Слайд 33

Употребите существительные в дательном падеже единственного или множественного числа. Окончания выделите. Приятно в ясный морозный день ходить на лыжах (где? почему?) по (гора) и (равнина), по (холм) и (долина), по (лес) и (поле). Особенно хорошо бегать на коньках (где? почему?) по (озеро) и (река), когда лед, как зеркало! Летом приятно побродить (где? почему?) по (дорога) и (тропинка), покататься на лодке (где? почему?) по (река) или (озеро).

Слайд 34

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГАМИ Существительные в дательном падеже употребляются с предлогами к и по, например: подбежать (к чему?) к лесу, готовиться (к чему?) к поездке, подойти (к кому?) к товарищу; бежать (по чему?) по дороге, ходить (по чему?) по полю, идти (по чему?) по тропинке.

Слайд 35

Существительные в дательном падеже с предлогом по могут определять назначение предмета, например:
тетрадь отметка задание упражнение задача
математике русскому языку истории литературе физике
ПО

Слайд 36

Употребите предлог в или на. (В, на) высоком старом лесу пять этажей. Пятый этаж – это верхушка самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, осины, березы, рябины. Третий – кусты и совсем молодые деревья. А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи. (В, на) лесном доме есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Разные птицы и звери селятся каждый (в, на) своем этаже, (в, на) своей квартире. Под землей (в, на) самом низу живут мыши, кроты. (В, на) первом этаже живут еж, заяц, кабан и много-много других животных. Большинство певчих птиц вьют гнезда (в, на) кустарниках и низких деревьях. Жилье дятла, сороки – чуть выше. Выше всех, (в, на) пятом этаже, строят свои гнезда ястреб и орлы.

Слайд 42

Снегири сидят на ветке. Образец морфологического разбора имени существительного I Сидят (на чём?) на ветке – существительное, т.к. обозначает предмет. Н.ф. – ветка II М.п. П.п.: нарицат., неодуш., ж.р., I скл. Н.п.: в ед.ч., в П.п. III Сидят на ветке

Русский язык И м я с у щ е с т в и т е л ь н о е 6 класс

« Существительное – дирижёр грамматического оркестра»


Вопросы для изучения:

Имя существительное как часть речи

Собственные и нарицательные имена существительные

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Средства выражения значений рода

Распределение существительных по родам

Род несклоняемых существительных

Род аббревиатур. Колебания в роде имён существительных

Существительные общего рода

Правописание суффиксов чик, щик


Имя существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на вопросы: кто? или что?

Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.


Имя существительное служит для

обозначения:

Конкретных предметов окружающей действительности: тайга, океан, лайнер, айсберг, якорь

Живых существ: птица, медведь, человек, Лёша, пассажир

Фактов, событий и явлений: утро, отпуск, каникулы, спектакль, облачность.

Качеств, свойств, действий и состояний: смелость, доброта, отдых, чтение, уборка, молотьба


собственные: Менделеев, Волга, Екатеринбург

нарицательные: учёный, река, город

конкретные: девочка, леопард, подснежник

неконкретные: смелость, ячмень, листва

одушевлённые: журавли, кот, школьник

неодушевлённые: лиственница, дивизия, камень


Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?


К существительным собственным принадлежат не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Например:

Б айкал (собств.)

К уликовская битва (собств. наименов.)

Газета «И звестия » (название газеты)


В русском языке выделяют следующие виды грамматического рода:

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род


Мужской род

Он мой

картофель


Женский род

Она моя

романтика


Средний род

Оно моё


Общий род

В русском языке особое место занимают так называемые существительные общего рода .

Выделяют три группы существительных общего рода:

1. Склоняемые нарицательные существительные с окончанием -а (-я), по значению они являются качественной характеристикой лица:

сирота, белоручка, умница, лежебока, сластёна, сладкоежка, выскочка, горемыка, тихоня, подлиза, капризуля, рёва

2. Существительные общего рода, называющие уменьшит ельные имена мальчиков и девочек:

Саша, Женя, Валя.

3. Несклоняемые фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на гласную:

Рабле, Дюма, Донецетти, Верди,

а также фамилии славянского происхождения, оканчивающиеся на гласные и согласные звуки:

Шевченко, Дурново, Черных.

Род несклоняемых существительных может определяться семантически (значением) или синтаксически - формами согласуемого слова.

К среднему роду относятся

К мужскому роду относятся

1. Существительные, называющие лиц мужского пола, а также лиц по профессии, должности безотносительно к полу: месье, падре, маэстро, буржуа, атташе, протеже, конферансье, кутюрье.

существительные, представляющие собой названия неодушевлённых предметов: пальто, депо, кашне, амплуа, интервью, клише, шоу, манго, драже, безе, саке, божоле, кабаре, купе, реле, медресе.

2. Большинство слов, являющиеся наименованиями животных.

Род несклоняемых существительных , обозначающих географические наименования и названия органов печати, определяется по роду соответствующего нарицательного существительного: бурная Миссисипи (река) - ж. р., полноводное Онтарио (озеро) - ср. р., солнечный Баку (город) - м. р., красивый Тбилиси (город) - м. р., сообщила «Таймс» (газета) - ж. р.

фламинго, какаду, пони, кенгуру

3. Некоторые неодушевлённые существительные: кофе, сирокко, эсперанто, хинди.

К женскому роду относятся

1. Слова, обозначающие лиц женского пола: мадам, мадмуазель, леди.

2. Некоторые неодушевлённые существительные.

кольраби

салями

авеню

цеце (искл., ж. р., муха)


Род аббревиатур

Род несклоняемых аббревиатур обычно соответствует роду главного слова того словосочетания, которое положено в основу аббревиатуры:

МГУ объявил (университет - м. р.)

ВЛКСМ распался (союз - м. р.)

ВДНХ открылась (выставка - ж. р.)


Антидиктант:

Среди предложенных слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.

Сложение, нет времяни, прекосаюсь, грузщик, на станцие, горошек, растелешь .

Проверь себя!


Антидиктант:

Проверка

Сложение, нет врем е ни, пр и к а саюсь, груз ч ик, на станци и , горошек, рас с телешь .


Выпишите только те слова, которые являются существительными.

Выполни задание в тетради, а затем проверь себя!

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

Проверь себя!


Проверка

Зелень, топот, мойка, друзья, дружба, темнота.


Из предложенных слов выпишите существительные а) разносклоняемые б) несклоняемые в) существительные общего рода

Выполни задание в тетради, а затем проверь себя!

Непоседа, имя, алоэ, путь, кофе, зазнайка, такси, умница, время, пальто, темя, какао, выскочка

Проверь себя!


Проверка

а) разносклоняемые: имя, время, путь, темя б) несклоняемые: кофе, такси, пальто, алоэ, какао в) существительные общего рода: непоседа, зазнайка, умница, выскочка


Прочитай слова. В каждой группе найди четвертое «лишнее» и нажми на него для проверки. Если найдёшь «лишнее» слово правильно, оно исчезнет.

какао

пальто

шоссе

кофе

носок

мозоль

георгин

помидор

голубь

печаль

мудрость

глупость

кафе

какаду

кашне

кино

тюль

кенгуру

гроздь

рояль


Потренируемся в определении рода

Определи род несклоняемых существительных. Выбери правильное окончание. Если найдёшь верно, оно встанет на своё место, если неверно – оно исчезнет.

Густонаселен... Сан-Франциско

Огромн... Гоби

Полноводн… Конго

Солнечн… Тбилиси

Глубок… Онтарио


Синтаксическая пятиминутка

Составь новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные члены предложения.

Выполни задание в тетради, а затем проверь себя!

1. Дети весело играют. (Обстоятельство) 2. Дуб шелестит листвой. (Сказуемое) 3. Ветерок резвится в небе. (Подлежащее) 4. Береза покрылась листочками. (Дополнение)

Проверь себя!


Проверка

Весело шелестит ветерок листочками.


Синтаксическая пятиминутка

Правописание суффиксов существительных –ЧИК- и –ЩИК- Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов –чик-, -щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком, и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

Проверь себя!


Проверка

Однажды развед ч ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор щ иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон щ иком, и камен щ иком, и свар щ иком, и экскаватор щ иком, и водопровод ч иком, и паркет ч иком, и электросвар щ иком, и даже кровель щ иком, когда выяснилось, что заговор щ ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.


http://www.goldrussian.ru/sushhestvitelnoe/ теория

http://vse.kz/uploads/monthly_05_2012/post-354951-0-48766000-1337833612.jpeg галчонок

http://boombob.ru/img/picture/Jun/21/430255cbd3e5a4a42eb5385459ba12b8/7.jpg кот

http://prostobridge.ru/assets/images/ktotam2.jpg галчонок

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=71334ef2924a19d2e98cdb53c4f9328b&n=21 матроскин

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e669f9c29da9c45c9c27114029f83f11&n=21 фон

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=25a49f8e9a793dc3ab8d4840b72ca879&n=21 фон

Что еще почитать