Если пытаюсь воссоздать что-то по памяти, например понравившееся изделие на выставке, то не задумываюсь о том, каким способом я это делаю, в лепке нет строгих правил и леплю так, как удобно. Важнее воображение, а способ - всего лишь средство к осуществлению замысла. Но в лепке традиционных игрушек следую особенностям лепки и в работе с детьми обращаю на это внимание. К тому же, интерес в процессе лепки изделий на свободную тему к разным способам лепки у всех избирательный.
путем наложения формы на основу;
Основа – пласт любой формы, а рисунок наносится путем налепа шариков, жгутиков, полос и т.д. в зависимости от эскиза примазыванием к основе отдельных частей. Закрепление деталей к основе может быть и продавливанием насквозь стекой или иглой. Фактуру можно нанести наложением и отпечатыванием фактурной ткани (марля, капрон, тесьма и др.), синтетической или проволочной сеточки или использованием других различных оттисков (стержень авторучки, отвертка звездочкой и т.д.)
путем выбирания глины
Толщина пласта под основу должна быть не менее 2-3 см. Сначала стекой на поверхности или через пленку наносится рисунок, затем аккуратно снимается одинаковый слой с поверхности основы там, где нет рисунка. Таким образом, рисунок будет рельефным, выступающим на основе.
путем кругового налепа
Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму. Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов, затем небольшая просушка (при этом верх прикрыть пластмассовой формой) и снова наращение формы по кругу прилепом одинаковых по размеру кусочков (полосок).
Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.
лепка из пластин (пластов)
Лепка изделий из пластин – цилиндрических и прямоугольных ваз, гротов, домиков, стен и др. конструкций основывается на тех же принципах, которые описывались выше. В работе могут быть использованы кроме пластин и полосы для закрепления, а для соединения в стыках - жгутики, возможно, понадобятся картонные шаблоны или внутренние формы, обернутые бумагой, которые послужат основой в задуманной конструкции.
путем шликерного литья в гипсовые формы
Гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» (выступы на одной стороне и выемка для них на другой, чтоб обеспечить соединение при наложении одной на другую), закрепляется резиновым жгутом. Затем форма до верха заполняется жидким шликером (для ускорения процесса впитывания влаги форма ставится в теплое место). Уровень шликера в форме, с поглащением гипсом влаги, понижается, поэтому нужно своевременно и неоднократно подливать шликер
, заполняя форму до верха (в противном случае горлышко сосуда будет ломким и хрупким, т.к. не будет иметь такой же толщины, как другие части изделия). При образовании у стенок формы затвердевающего слоя глины, весь оставшийся шликер сливается и в обычном порядке продолжается процесс сушки. Когда изделие подсохнет до состояния сохранения формы (не следует допускать полного высыхания, чтоб была возможность соединять части изделия), оно осторожно вынимается из двух частей и обе половинки соединяются шликером. На непросохшем изделии можно сделать прорези, изгибы, декорировать по усмотрению, после чего продолжить процесс сушки.
Тема «Домашние птицы» одна из многих в дошкольном образовании. А каких домашних птиц вам назовут дети? Ну конечно, петуха, курицу, цыпленка, утенка, гуся или утку.
А вот индюка мало кто знает. Хотя это такая замечательна и необычная птица!
Давайте сегодня вместе слепим из пластилина красивого индюшонка.
Материалы для поделки:
1. Для основы нам нужно скатать два коричневых шара одинакового размера.
2. Придадим шарам форму толстых дисков и скрепим между собой так: нижний шар – тело, горизонтально, а верхний вертикально к нему. Из кусочка желтого цвета сформируем треугольный клюв и закрепим по центру на голове, а сверху зафиксируем крошечный малиновый жгутик.
3. У индюка очень большой, пышный и яркий хвост. Мы сделаем его разноцветным. Для этого нам понадобится пластилин красного, оранжевого и желтого цвета. Сделаем несколько шариков разного размера.
4. Чтобы сделать перо нам потребуется из каждого шарика сформировать овал и немного сплюснуть его.
5. Перья для хвоста делаем так: на большой красный овал накладываем средний оранжевый, а сверху маленький желтый. Так выглядят готовые перья.
6. Закрепляем перья сзади на спинке индюка. Вид сзади.
7. Теперь будем работать с головой. Карандашом аккуратно намечаем глазницы и готовим маленькие черные пластилиновые глазки. Глаза можно заменить бисером подходящего цвета.
8. Вставляем глаза. Затем из желтого пластилина формируем два небольших шарика – это лапки. Крепим их внизу.
9. Стекой осторожно подрезаем лапки и намечаем пальцы, а на голове делаем декоративный вырост-хохолок.
Материал: дымковские птицы, иллюстрации с реальным изображением этих птиц; исходные формы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики – один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов, стеки, печатки, дощечки.
Предш.раб.:
Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» (подгот. Гр.) стр. 71
Материал: цветные заготовки размером 16*12 см, цветные полоски, ножницы, клей, кисть, клеенка, тряпочка, поднос, трафареты (по необходимости)
Предш.раб.: рассматривание альбомов мод.
Литература: Малышева «Аппликация в д/с» стр.68
Материал: картины с изображением разной осенней погоды: ясной и хмурой, ветреной; заранее тонированные листы бумаги (серое небо, коричневая земля), краски гуашь, мягкие и жесткие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши, листочки бумаги для подбора красок.
Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 40
Материал: соленое тесто, клей ПВА, стеки, дощечки, образец, ветка рябины.
Предш.раб.: рассматривание ветки рябины.
Литература:
Материал: картинки с изображением кистей красной и черной смородины, гроздьев рябины и винограда разного цвета;
Лист плотной бумаги (1/2 листа) разного фона, сочетающиеся по цвету с цветом ягод, полоски цветной бумаги двух оттенков, широкие полосы зеленой бумаги для вырезывания листьев, ножницы, клей, черный карандаш.
Литература: Швайко «Занятия по изо в детском саду» (подгот.гр.) стр. 21
Материал: альбомный лист тонированный, краски гуашь, кисти, засушенные листья рябины, баночки с водой.
Предш.раб.: рассматривание рябины.
Литература: Семинар-практикум по ИЗО «Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте»
Материал: глина (пластилин, соленое тесто), стеки, дощечки
Предш. Раб.: рассматривание иллюстраций с изображением совы.
Литература:
Материал: альбомный лист, трафарет птицы, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос, ножницы.
Предш.раб.: беседа с детьми о сказочных птица, рассматривание птиц, их формы тела, особенностей строения.
Литература:
Материал: изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек - раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер; квадратные листы бумаги (12*12 см), простой и цветные карандаши.
Предш.раб.: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами на прогулке, лепка, рисование в свободной деятельности.
Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» (подг.гр.) стр. 46
Материал: сказка –крошка В. Кротова, пластилин, стеки, палочки.
Литература: Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр. 101-102
Материал: картон белый (1/2 листа), шаблон цыпленка, простой карандаш, бумага желтая, полоска бумаги зеленого цвета, красная бумага для клюва и лапок, ножницы, клей ПВА, розетка для клея, кисть, тряпочка, поднос, клеенка.
Предш.раб.: рассматривание иллюстраций цыпленка, рисование в свободной деятельности.
Литература: Малышева «Аппликация в д/с» стр. 60
Материал: Игрушки: королева Кисточка, свеча Парафинка; белая бумага, свечи, акварельные краски, кисти, музыка.
Литература: Д/в № 6,97 стр. 55
Работа с пластилином, глиной и солёным тестом оказывает расслабляющий эффект на эмоциональное состояние ребёнка, служит развитию мелкой моторики рук и активизируют познавательный и творческий интерес. Занятия по лепке проводятся с ясельной группы детского сада и усложняются год от года. Дошкольники подготовительной группы обучаются различным способам и приёмам лепки, использованию вспомогательных инструментов, развивают цветовое восприятие зрительных образов, совершенствуются в конструкторских навыках. Знание простых геометрических фигур, умение находить их в строение предмета, способность построение сюжетных и предметных композиций, развитие умения прогнозировать этапы работы и анализировать получившееся - все эти качества необходимы для успешной адаптации будущего первоклассника к обучению в школе.
Дети 6–7 лет активно познают предметы и явления окружающего мира, происходящие между ними связи, и с удовольствием воспроизводят их в творческих работах, отражая своё отношение к этим образам. Старшие дошкольники владеют основными приёмами лепки, знакомы со способами создания фигурки из пластичного материала. Педагог не использует прямой показ практических действий лепки, основной обучающей задачей на занятиях становится развитие навыка планирования работы и прогнозирование желаемого результата самими воспитанниками.
Занятие по лепке в подготовительной группе
В подготовительной группе ребята упражняются в создании трёхмерных предметов из пластических материалов, стараясь как можно более точно передать характерные особенности предметов. Лепка выпуклых предметов на плоскости проводится редко, как правило, выполняются задания на изготовление объёмной поделки с последующим её закреплением на бумажной или картонной основе. Тема «Птицы» направлена на развитие и дальнейшее закрепление умения передавать в лепке образы различных видов птиц, особенностей строения их тела, формы конечностей, хвоста, клюва, цвета оперения. Изучив наглядные материалы (картинки с изображением птиц, игрушки или статуэтки), ребята лепят фигурки по представлению. Для воспитанников подготовительной группы обязательно должно даваться задание по передаче характерной позы птицы. Дети учатся отображать положение туловища, лап и крыльев птицы в движении: птица села на ветку, клюёт ягоды, готовится вспорхнуть, поёт, расправила или чистит перья и т. д. По представляению лепятся также образы сказочных и волшебных птиц. Лепка с натуры может проводиться в подготовительной группе на занятиях по созданию птиц по мотивам игрушек народных промыслов (гжельская, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка). Ребята изучают строение глиняной фигурки, воспитатель проговаривает этапы лепки игрушки (как вариант, озучивает инструкции по следованию технокарте), воспитанники выполняют практическую часть, имея перед глазами образец.
Лепка птички по мотивам дымковской игрушки
Рассотрим способы и приёмы лепки , применяемые детьми для создания птиц:
Способ лепки | Цель | Техника лепки |
Конструктивный | Создание предмета из отдельно вылепленных элементов. | Ребёнок представляет предмет в виде лежащих в его строение форм, вылепливает соответствующие детали и собирает (конструирует) образ. При работе конструктивным способом могут быть использованы все основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, вдаливание, заострение. При составлении предмета из отдельных элементов применяются приём соединения и последующего сглаживания швов или примазывание деталей. Пример. Для лепки вороны конструктивным способом необходимо заготовить вытянутый шар для туловища, шар для головы, заострённый шарик для клюва, лапки будут вылепливаться из раскатанных колбасок, хвост - из маленького сплюснутого цилиндра, крылья - из сплющенных шариков. |
Пластический/скульптурный | Лепка предмета из одного куска пластического материала. | Перед практической работой ребёнок представляет, какая одна форма лежит в основе предмета (для птицы - форма яйца). Из пластического материала скатывается заготовка этой формы, слегка разминается ладонями, материал согревается и становится податливым. Ребёнок моделирует образ из заготовки, используя приёмы оттягивания, прищипывания, скручивания, вдаливания. Пример. Лепка воробья скульптурным способ предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост. |
Комбинированный | Сочетание в практической работе приёмов конструктивного и скульптурного способов для создания предмета. | Этот способ чаще всего используется старшими дошкольниками. Основную часть фигурки ребёнок лепит конструктивным способом и дополняет его отдельно вылепленными деталями. Пример. Для лепки петушка из яйцеобразной заготовки скульптурным способом лепится туловище, голова и шея птицы, затем создаются и примазываются крылья и лапки, гребень и бородка, перья хвоста. |
Конструктивный способ Пластический способ Комбинированный способ
Пример предметной лепки с использованием перьев для украшения
Сюжетная композиция
Декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки
Воспитанникам подготовительной группы предоставляется свобода в продумывании художественного замысла, этапов работы и приёмов для его реализации. Важно, чтобы ребя имели доступ к материалам и инструментам. В помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, рекомендуется оформить стеллаж или шкаф, в котором хранилось бы всё необходимое для создания композиции. Исходя из своих вкусовых предпочтений, оценки собственных способностей и представляемой задумки, ребята самостоятельно подбирают пластилин для лепки, берут инструменты, дополнительные материалы для украшения. Также в стеллаже должны быть подготовлены различные варианты для основы поделки: набор цветной бумаги, картон, бумага с тиснением или бархатная бумага. Для оформления основы из шкафа с материалами и инструментами для занятий рисованием дети могут взять карандаши, фломастеры, краски и кисти. Иногда раскрашиваются сами пластилиновые поделки, чаще всего, на занятиях по декоративной лепке: готовую фигурку или игрушку ребята расписывают в стиле народной живописи.
В разделе «Лепка» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении лепке с натуры и по представлению, созданию образов народных сказок и художественных произведений (в том числе образов в, декоративному рисованию.
Тема занятия | Организационная форма деятельности | Обучающие и развивающие задачи |
«Домашние птицы» | Индивидуальная. | Закрепление умения лепить фигуру птицы по представлению. Развитие умения передавать особенности строение тела птицы и характерных движений птицы. Совершнествование умения украшать поделку при помощи инструментом и дополнительных материалов. |
Коллективная. | Закрепление умения лепить фигуры птицы в движении по представлению. Активизация интреса к работе в подгруппе. Развитие умения создавать сюжетную композицию: отображение взаимоотношений между мерсонажами сценки, правильное расположение фигурок в композиции, оформление основы работы. |
|
«Летят перелётные птицы» | Коллективная. | Совершенствование умения передавать характерные особенности строения и позы птиц в движении. Развитие навыка групповой деятельности. Развитие интереса к продумыванию основы композиции (тематический или сюжетный фон). Развитие умения прогнозирования совместной работы и анализирования итогов. |
Индивидуальная. | Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят ворону по стихотворению А. А. Блока «Ворона» («Вот ворона на крыше покатой…»). Совершенствование умения передавать характерные особенности и позу птицы. Развитие умения самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки, материалы и инструменты, прогнозировать этапы действий. |
|
Индивидуальная. | Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке». Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию (ребята могут слепить какое-либо животное из стихотворения, у кого в клетке побывал воробей). Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии. |
|
«Утка» | Индивидуальная. | Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят утку по сказке М. Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Вариант индивидуального задания: в подгруппе из 2–3 человек ребята могут создать сюжетную сценку по выбранному эпизоду сказки. Закрепление навыков лепки фигуры птицы в движении. Совершенствование умения оформлять основу композиции, по необходимости привлекая приёмы аппликации, рисования или пластилинографии. |
Индивидуальная. | ||
«Синичка» | Индивидуальная. | Совершенствование умения лепить птицу по представлению. Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции. |
Индивидуальная/коллективная. | Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по рассказу Ю. Дмитриева «Снегирь». Оттачивание навыков в лепке птицы в движении. Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию: снегирь угощается в кормушке, клюёт ягоды ребины, сел на еловую ветвь и т. д. Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии. Вариантом задания занятия по теме «Снегирь» может быть создание коллективной композиции «Снегири на рябине»: ребята совместно оформляют лист полуватмана в качестве основы композиции (рисуют акварельный фон с переходами, дерево, в технике пластилинографии могут изобразить пожухшие листья или снег на ветвях, элементами пластилиновой мозаики создаются грозди рябины), индивидуально вылепливают фигурки снегирей в различных позах и располагают их в общей композиции. Развитие умения коллективной деятельности: продумывания замысла, распределение обязанностей. Развитие умения анализировать процесс и итоги коллективной работы. |
|
«Лебедь» («Лебёдушка») | Индивидуальная/коллективная. | Совершенствование умения лепить птицу по представлению.Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции. Возможна лепка образа художественного произведения: воспитанникам предлагается изобразить Царевну-Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Вариант индивидуального задания для работе в подгруппе: лепка композиции «Лебединое озеро». |
Коллективная. | Развитие умения создавать совместными усилиями сюжетную сценку. Закрепление умения лепить домашних птиц по представлению. Развитие умения создавать образы художественного произведения: ребята лепят сценку из рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй». Формирование умения коллективного продумывания этапов работы и создания общей композиции. |
|
«Утка», «Индюк», «Петух» | Индвивидуальная. | Формирование умения лепить фигуру птицы по мотивам дымковской игрушки. Совершенствование умения лепить комбинированным способом: основная форма дымковской игрушки лепится из целого куска, отдельно вылепливаются детали для крыльев, иногда хвоста. Развитие интереса к произведениям народного искусства и желания создавать поделки по мотивам работ дымковских мастеров. |
«Калининские птички» | Индивидуальная. | Формирование умение лепить фигуру птицы по мотивам тверской (калининской) игрушки. Совершенствование умения лепить комбинированным способом. Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки. Развитие интереса к народным промыслам и желания создавать поделки по мотивам работ тверских мастеров. |
Начальный этап занятия по лепке должен разивать у воспитанников мотивацию (интерес и желание) к работе с пластичными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:
Тема занятия | Мотивирующее начало занятия |
«Петушок с семьёй», «Царевна-Лебедь», «Серая Шейка» | Занятия, посвящённые лепке сюжетных композиций на основе эпизодов или литературных произведений, должны начинаться с обсуждения текста. Ребятам зачитываются отрывки, описывающие персонажей-птиц, предварительно можно попросить вспомнить ребят, какими они запомнили героев. Привлекается использование наглядного материала - иллюстраций к произведениям. В форме устной беседы воспитатель обсуждает с ребятами, какие сценки с участием птиц можно слепить, какие материалы будут использованы, какие позы необходимо будет передать в фигурах птиц. |
«Летят перелётные птицы», «Снегирь», «Домашние птицы», «Птичий двор» | Старшие дошкольники многое знают об особенностях домашних, перелётных и зимующих птиц, поэтому начать занятие рекомендуется с беседы: Какие виды птиц относятся к домашним/перелётным/зимующим? Что ребята о них знают? Для этих тем эффективно проведение дидактических игр: «Найди отличия на картинках», «Найди лишнее», «Найди пару», «Найди птицу по силуэту тени» и т. д. Проводятся и подвижные игры на данную тематику. Пример. На занятии по темам «Домашние птицы» и «Птичий двор» проводится игра «Петушиный бой». Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. По команде все поднимают одну ногу и, прыгая на другой ноге, стараются заставить напарника потерять равновесие. Кто встал на обе ноги, выбывает из игры. |
«Сова», «Воробей», «Синичка», «Ворона», «Снегирь» | Рекомендуется привлечение малых форм устного народного творчества: потешек и поговорок, загадок, песенок. Возможно создание сюрпризного момента. Пример. В начале занятия по теме «Синичка» раздаётся стук в дверь, в группу заходит Дворник (может быть задействован настоящий дворник детского сада, которого знают ребята, можно попросить сыграть роль младшего воспитателя или другого сотрудника учреждения). Он приносит кормушку и жалуется: развесили на деревьях дети из разных групп домики непонятные, а зачем? Ребята объясняют, что это не просто домики, а кормушки для зимующих птиц. Дворник удивляется: почему же в кормушках нет никого? Ребята замечают, что в кормушке нет еды для птиц. Дворник просит помочь ему приманить птиц в кормушку, чтобы на территории садика звучали весёлые птичьи песни. Ребята лепят фигурки синиц и располагают их в кормушке (зёрна скатываются из маленьких кусочков пластилина). Создание проблемной ситуации тоже эффективно побуждает ребят к творческой деятельности. |
«Калининские птички», «Дымковский индюк» | Занятия по декоративной лепке традиционно начинаются с изучения и обсуждения особенностей произведений народного творчества. В игровой комнате может быть заранее подготовлена выставка дымковской/калининской игрушки. Ребятам можно показать слайд-шоу на проекторе с фотографиями работ народных мастеров. Особое значение имеет на этих занятиях звучание народной музыки. |
Цель занятий по теме «Птицы»: создание предметной или сюжетной композиции из пластического материала.
Задачи: совершенствование умения лепить фигуру птицу с натуры и по представлению; формирование умения передавать фигуру птицы в движении, изображать характерные движения птицы; активизация интереса к коллективной деятельности; развитие способности совместного продумывания замысла и этапов практической работы, распределения обязанностей и анализа процесса и итогов групповой деятельности; совершенствование умения декоративной лепки.
В соответствии с гигиеническими требованиями занятие по лепке в подготовительной группе длится не более 30 минут и состоит из следующих этапов:
Цель | Создание изображения способом конструктивной лепки. |
Задачи | Формирование умения лепить из целого куска. Закрепление навыков лепки различными приёмами. Развитие мелкой моторики и композиционных способностей. Закрепление и систематизирование знаний детей о перелётных птицах. Воспитание доброго отношения к птицам. |
Предварительная работа | Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок». |
Ход занятия | Рассматривание иллюстраций с изображением лебедей, обсуждение особенностей строения этого вида птиц. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку «Гадкий утёнок» и как там описывался лебедь. Физкультминутка «Лебеди». Практическая работа. Воспитатель предлагает ребятам слепить фигуру лебедя по представлению, обсуждают этапы лепки деталей (туловище, шея, голова, крулья) или проговаривают предлагаемые технокартой действия. Пальчиковая гимнастика «Птичка». Выполнение задания ребятами, которое прерывается на динамическую паузу «Мы руками Хлоп-Хлоп». Размещение поделок на общей основе. Обсуждение готовых работ. Подведение итогов. |
Пример коллективной композиции
Готовая работа
Лепка фигуры птицы будет проводится скульптурным способом - из одного куска Сделать заготовку в форме яйца Вытянуть шею, слепить голову и клюв Вытянуть и слепить хвостик Вытянуть и слепить крылья Заострённой палочкой сделать глаза Готовые фигурки Лист бумаги для акварели сложить уголком Сделать фон голубого цвета - небо Сделать линию земли Прорисовка заднего плана - лес Рисуем дерево на переднем плане, с которого будут взлетать птицы Складываем заготовку под углом, закрепляем пластилиновые поделки Готовая композиция
Делаем заготовку в форме яйца Вытягиваем голову и шею Вытягиваем лапы Прикрепляем конусообразную деталь - клюв Прилепливаем «соплю» Скатываем детали для крыльев Формируем и примазываем крылья к туловищу Скатываем и сплющиваем две детали для хвоста Прикрепляем первый ряд перьев хвоста Прикрепляем второй ряд перьев хвоста Скатываем и крепим шарики - глазки Заострённой палочкой оформляем крылья Оформляем хвост Делаем когти на лапках Индюк готов Детали для лепки гуся комбинированным способом Вытягиваем из заготовки шею и голову Вытягиваем хвост Формируем крылья Примызываем крылья к туловищу Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Раскатываем цилиндрики Формируем лапки Гусь готов Детали для лепки курицы комбинированным способом Вытягиваем хвост Вытягиваем и формируем лапы Вытягиваем голову и шею Примазываем шею и голову к туловищу Стекой формируем крылья Примазываем крылья Формируем гребень и бородку Прикрепляем гребень и бородку Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки. Курица готова Раскатываем колбаски Составляем из деталей заборчик, крепим на основе Скатываем шарики - зёрна Располагаем фигуры птиц на основе в характерных позах
Детали для лепки лебедя Вытягиваем шею, формируем голову Вытягиваем хвост, формируем туловище Примазываем шею к туловищу Вылепливаем крылья Примазываем крылья Примазываем элемент «маска» Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Для основы берём лист картона или бумаги Мазками наносим пластилин синего цвета Наносим мазки голубого цвета Раскатываем колбаски из зелёного пластилина Оформляем основу Располагаем фигурку лебедя на основе Дополненный вариант с короной
Детали для лепки калининского индюка комбинированным способом Вытягиваем шею и голову, формируем туловище Вылепливаем кокошник Примазываем кокошник Вылепливаем хвост Примазываем хвост Смешиваем тёплый и светлый оттенок коричневого Туловище, шею и голову красим коричневым цветом Хвост и кокошник красим синим цветом Красим клюв жёлтым Рисуем цветок и точки белым цветом Рисуем оборку и узор на кокошнике и хвосте голубым цветом Поверх голубого наносим элементы узора белой краской Жёлтыми точками украшаем край хвоста и кокошника Рисуем красный элемент в центре Рисуем глазки. Индюк готов Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта
Сюжетная лепка по мотивам рассказа Коллективная работа Сюжетная лепка по мотивам рассказа Готовая работа Сюжетная лепка по мотивам басни Выставка работ воспитанников подготовительной группы Результат работы в подгруппе Готовая поделка Результат работы в подгруппе Коллективная работа Коллективная работа Декоративная лепка (дымковская игрушка)
Задания по лепке условных фигур птиц ребята начали выполнять в первый год обучения в детском саду. В подготовительной группе они должны сформировать умение самостоятельного продумывания и осуществления замысла по лепке фигуры птицы в характерной позе. Старшие дошкольники совершенствуются в способах и приёмах лепки, работа обеих рук скоординирована, уверенно используются дополнительные инструменты и материалы. Занятия лепкой не только приносили положительные эмоции и давали детям прекрасную мозможность фантазировать и создавать игрушки своими руками. При контактировании и действиях с пластическими материалами разрабатывались мышцы кисти (рука ребёнка подготовлена к освоению письма), возбуждались нервные окончания на кончиках пальцев и активизировались мыслительные и речевые центры коры головного мозга (ребёнок учится логическим связям, умеет грамотно строить речь). Обучение работе с пластилином и глиной - важный этап в подготовке будущего первоклассника к школе.
Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе
Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.
Задачи: «Петух» (Индюк) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка). Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке
Материал: пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы.
М и п: Рассматривание, оценка.
Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.
Ход:
Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек?
Как называются эти игрушки (Дымковские)
Найдите самую нарядную игрушку
(индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.
Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.
Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)
А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка?
Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)
Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.
Какое же оно? (Овальной формы.)
Посмотрите на голову и шею индюка.
Какая голова и шея?
Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.
А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)
Какие по форме крылья и хвост? (круглой)
(Волнистые крылья и края хвоста)
Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.
А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.
Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)
С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
Как будем лепить птицу?
Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .
А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.
На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)
Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.
Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).
Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!
Дети: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня