Казахстан религия. Кто такие казахи и откуда они появились

С президентской формой правления. Политические партии обязаны быть зарегистрированными, религиозные - запрещены. Поэтому юридически государственной религии Казахстана не существует. Полная свобода вероисповедания, согласно Конституции. И государственные служащие любого ранга не могут публично призывать к любой религии, а оставаться исключительно светскими. Но культурно и исторически сложилось, что основная религия в Казахстане - ислам, его исповедует 70 % населения.

Ислам в Казахстане

На территорию современного Казахстана ислам принесли арабы-миссионеры следующие по Шелковому пути ближе к концу VII века. Они первыми повлияли на то, какая религия в Казахстане сейчас. Миссионеры трудились на духовном поприще и в VIII веке, убеждая и подавая личный пример своей благочестивой жизнью.

Отправной точкой для становления ислама в Средней Азии является победа в 751 году над китайским войском арабского в Таласской битве.

Но традиционно считается, что развитие мусульманской религии в Казахстане шло мирным путем, с помощью внедрения духовных ценностей в законодательство. А также просветительским путем. Мусульманские духовные представления созвучны многим историческим традициям жизни кочевых племен Центральной Азии.

Поэтому, когда говорят о государственной религии Казахстана - подразумевают ислам. В более узком значении - суннизм. Верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров на фото - руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений. Деятельность ДУМК основана на ханафитском мазхабе.

Суннизм

Суннитами являются большинство мусульман в мире. Образование этого направления ислама связано с расколом во второй половине VII века. Суннизм тогда не признал (так остается до сих) особенной духовной власти над другими верующими любого человека, на момент раскола - потомков Мухаммеда. Примером в жизни для суннитов остается только сам Великий Пророк и его заповеди. Духовная власть есть у избранных правителей-халифов, которые прежде всего толкователи религиозных текстов, а не законодатели или судьи.

Что такое ханафитский мазхаб?

Суннитский ислам включает в себя четыре школы - мазхаба. Одна из них, крупнейшая - ханафитская. Ее основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа. Один из современников-имамов отозвался о нем, как о самом грамотном халифе-толкователе. Абу Ханифа призывал к совершенному знанию арабского языка, как инструмента для лучшего постижения религиозных текстов. Он предложил методологию богословия, которая стала основой ханафитской школы, ее особенностями являются:

    Глубокая практическая значимость в ежедневной жизни.

    Она очень созвучна суннизму в целом, выражает главную его ценность - нет особенного и единственного, полновластного религиозного лидера. Абу Ханифа призывал и демонстрировал на своем примере, как можно постигать религиозные заповеди путем совета, обсуждения, обмена откровениями нескольких мужей, а после формировать коллективное мнение. Все это должно было побуждать размышлять, исследовать, стремиться к большему знанию.

Насколько население исповедует ислам публично

Как всегда в вопросе религии, и Казахстан не исключение, есть разница между верой, которую принято проявлять публично, официальной религией государства и личными убеждениям отдельного человека. И социум влияет на то, как себя ведет каждый верующий.

Иногда возможности для поклонения организованы на государственном уровне. Например, в ОАЭ с минаретов всех мечетей пять раз в день раздается призыв на намаз. Это один из пяти столпов ислама, особая ежедневная пятикратная молитва, обязательная для истинно верующего. Законы ОАЭ подчиняются религии.

В Казахстане формально государственной религии нет, поэтому проявление веры - вопрос личной самоорганизации каждого верующего, его духовных убеждений.

На фотографии отборочный тур конкурса религиозной грамотности. Хотя в светском государстве духовное образование, как обязательное для всех, исключено. Но в Казахстане считается важным воспитывать в молодежи и прививать им как религиозную толерантность, так и сознание значимости веры в успешной личной жизни и для общества в целом. А саму веру рассматривать, как эффективный способ объединения граждан.

Носят ли женщины в Казахстане покрывало?

В исламе женщины с подросткового возраста (во сколько лет это обязательно для девушки - определяет глава семьи, формально - время полового созревания) носят особую одежду. Надевают паранджу - женский длинный халат, покрывают голову хиджабом - платком, который оставляет открытым только лицо, некоторые используют никаб - ткань, скрывающая лицо, кроме глаз.

Последнее время в светских государствах вопрос ношения такой одежды стал остро политическим.

Верховный муфтий Казахстана на недавней пресс-конференции призвал решать вопрос ношения особой религиозной одежды на местах, лично договариваться родителям, например, со школой. Но проявлять уважение, в первую очередь, к порядкам и правилам организации, так как религия в Казахстане - явление многоконфессиональное.

Мечеть Хазрет Султан в Астане

В молодой, современной столице Казахстана Астане стоит одна из крупнейших во всей Азии мечетей - Хазрет Султан, открытая в 2012 году. Новый центр для дальнейшего развития мусульманской религии в Казахстане. Прекрасное, ослепительно белое здание с четырьмя минаретами по углам, восемью малыми и одним основным куполами, арочными окнами напоминает чудесным образом оказавшийся посреди современного мегаполиса дворец Шахерезады (интерьер на фото).

Расположена мечеть в самом центре Астаны. Выступая на ее открытии, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что место постройки - центральная площадь, на которой стоит и Дворец мира и согласия, это значимый символ. Он демонстрирует единение всех казахстанцев для строительства общества, в котором главными ценностями являются мир и добро. А также преемственность исторического и культурного наследия.

) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Религиозная принадлежность населения Казахстана
Ответы респондентов
об отношении к религии
Абсолютная
численность
тыс. чел.
Доля
в населении
%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
атеисты 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
другие религии 30,1 0,19
буддисты 14,6 0,09
иудеи 5,3 0,03
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г. )
Этническая
группа
Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Атеисты Отказались
дать ответ
Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другие
национальности
54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана , по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей евангельских христиан-баптистов (Совет церквей ЕХБ) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества сознания Кришны, Церковь сайентологии , Бахаи , христианская наука и Церковь Объединения (муниты).

Свобода вероисповедания

По мнению Данияра Наурыза в информационном отношении фактически наложен запрет на тему атеизма. Также за разжигание межрелигиозной вражды был арестован Александр Харламов. Его обвиняют в том, что он в своих публикациях о христианстве и о различных религиозных течениях занимался пропагандой атеизма, чем оскорбил чувства верующих.

Ислам

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Казахи - мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба .

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье .
По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва -го года. При которой тюрки Тюргешского каганата , объединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая . Победа в сражении, остановило экспансию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века .
Ислам стал религией тюркской империи Караханидов , возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи - сочинение средневекового тюркского писателя Юсуфа Баласагунского (1015-1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством .

Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.

Христианство

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели - тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства - восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки - войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства - несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую , Чимкентскую и Акмолинскую , Уральскую и Гурьевскую , позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская , Костанайская и Петропавловская , Павлодарская и Усть-Каменогорская . Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев , западных украинцев , поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж . о. Алексей Зарицкий , еп. Александр Хира , о. Владислав Буковинский , о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж . епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II . Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане ; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

«Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана.»

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

«Долгое время я желал этой встречи, и велика моя радость - суметь заключить в объятия с восхищением и любовью всех жителей Казахстана»

Буддизм

Поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линию тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:

Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия - тенгрианство , отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.

Иудаизм

Открылись синагоги в Алма-Ате, Астане , Усть-Каменогорске , Павлодаре и Костанае . В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кошерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма - ортодоксальная.

Отношение к религии парламентских партий Казахстана

См. также

  • Свидетели Иеговы в странах постсоветского пространства

Примечания

  1. Итоги национальной переписи населения 2009 года (публикация 12.11.2010)
  2. Итоги национальной переписи населения 2009 года. Национальный состав, вероисповедание и владения языками в Республике Казахстан

Происхождение казахов интересует многих историков и социологов. Ведь это один из самых многочисленных тюркских народов, который в наши дни составляет основное население Казахстана. Также большое количество казахов живет в соседних с Казахстаном районах Китая, Туркмении, Узбекистана, Киргизии и России. В нашей стране особенно много казахов в Оренбургской, Омской, Самарской, Астраханской областях, Алтайском крае. Казахская народность окончательно сложилась в XV веке.

Происхождение народа

Говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что как народ они сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды.

Если говорить о более ранней истории, народах, которые жили на территории современного Казахстана, то нужно отметить, что ее населяли разнообразные племена, многие из которых оставили след в современных казахах.

Так, в северных районах сложилось кочевое скотоводческое хозяйство. Дошедшие до нас письменные источники утверждают, что народы, жившие на территории нынешнего Казахстана, воевали с персами. Во втором веке до нашей эры ключевую роль стали играть племенные союзы. Чуть позже было образовано государство Кангюй.

К первому веку до нашей эры в этих местах поселилось племя хуннов, коренным образом изменившее ситуацию в Центральной Азии. Именно тогда была создана первая империя кочевников в этом регионе Азии. В 51 году до нашей эры империя раскололась. Одна ее половина признала власть китайцев, а вторая была вытеснена в Среднюю Азию.

Больше известное в европейской истории как племя гуннов, оно дошло до стен Римской империи.

Средневековая история

В Средние века место гуннов занимают тюрки. Это племя, вышедшее из евразийских степей. К середине XV столетия они создают одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии оно охватывает территории от Желтого до Черного морей.

Тюрки ведут свою родословную от гуннов, при этом они считаются выходцами с Алтая. Происхождение казахов от тюрков сегодня практически никем уже не оспаривается. Тюрки постоянно воюют с китайцами, также в этот период начинается активная арабская экспансия Средней Азии. Среди земледельческого и оседлого населения активно распространяется ислам.

Происходят существенные изменения в культуре тюрков. Например, на место тюркской письменности приходит арабская, используется исламский календарь, а в быту появляются

Ханство

О происхождении казахов можно говорить после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Научным доказательством происхождения казахов служат письменные источники, в большом количестве дошедшие до нашего времени.

Начинается массовая консолидация тюркских племен в объединенную казахскую нацию. Первым объединить под своим началом большое количество степных племен удается хану Касыму. При нем численность народа достигает одного миллиона человек.

В 30-х годах XVI века в Казахском ханстве начинается междоусобная война, которую также называют гражданской. Победителем из нее выходит Хакназар-хан, который правит больше 40 лет. В 1580 году Есим-хан присоединяет к Казахскому ханству Ташкент, который со временем становится его столицей. При этом правителе происходит реформа политической системы, все земли делят между тремя территориально-хозяйственными объединениями, которые носят название жузов.

На вопрос какая религия у казахов? заданный автором Наталья Титова лучший ответ это Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.

В некоторых районах с исламом успешно конкурировало христианство. Несторианство, например, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье. Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман.
Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.
Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.
Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.
Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.
Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.
С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.
Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.
Далее.. http://www. heritagenet. unesco. kz/kz/content/duhov_culture/religia/religia_in_kz. htm (РЕЛИГИЯ В КАЗАХСТАНЕ)

16 января начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Казахстан. В ходе визита Патриарх совершит богослужения в Никольском и Вознесенском соборах г. Алама-Аты, встретится с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым и совершит великое освящение Успенского кафедрального собора г. Астаны, сообщает Пресс-служба Патриарха.

В 2007 году протоиерей Александр Салтыков после поездки в Казахстан дал интервью журналу “Мир Божий ” о православии в Казахстане, с которым мы хотим познакомить читателей.

- о. Александр, какова была цель Вашей поездки?
- Это была паломническая поездка группы сотрудников и студентов ПСТГУ. Нашей целью было посетить святые места в Казахстане и, по возможности, собрать некоторые исторические сведения.

- Я впервые слышу о святых местах в Казахстане. Ведь святые места – это явления особой славы и благодати Божией в избранных Богом местах, или там, где подвизались великие святые, места с богатой христианской историей. Но, насколько мне известно, Казахстан не принадлежит к древним христианским областям.

Это действительно так. Хотя возможность активной христианской проповеди в Казахстане была, когда он был в составе России. Однако она не осуществилась, к сожалению. А в XX веке, в эпоху господства атеизма, Казахстан стал местом ссылки и исповеднического подвига многих тысяч православных христиан, большинство которых закончило там свою земную жизнь как мученики. Их убивали, расстреливали, морили тяжкими работами. Среди них есть великие святые, которые теперь вечно молятся пред Богом за Россию, и за Казахскую землю, и за весь мир. Места их подвигов мы и хотели посетить. Ведь нельзя же забывать о святых, тем более, почти нашего времени. Такое забвение – тяжкий грех.

- В каких местах вы побывали? Были ли в составе группы другие священнослужители, кроме Вас?
- Мы посетили Караганду, Астану, Чимкент, Тараз (Джамбул), Алматы (Алма-Ата). В составе группы я был один священник. Другие не смогли поехать по разным причинам.

- Эта паломническая поездка была для Вас первым посещением Казахстана? Хотелось бы услышать Ваши впечатления.
- Вообще, я в Казахстане впервые был лет пять назад. Я поехал тогда в Караганду как преподаватель. Там существует центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского Университета.

- Какие святыни Вы видели в Караганде?
- В Караганде, да и во всем Казахстане, огромным почитанием пользуется старец Севастиан, ныне прославленный в лике преподобных. Он был из Оптиной пустыни, сослан в Караганду, и прожил в ссылке несколько десятков лет. В Караганде он создал небольшой монастырь, существующий и поныне. Его мощи почивают в соборе, построенном в 1997 году. Говорят, что он при жизни предсказывал строительство храма, и даже собирал деньги на храм. Все удивлялись – ведь была советская власть. Но вот, действительно, построен огромный собор с целым комплексом зданий. Архитектура очень неплохая, с использованием русских традиций XVI-XVII веков, но вместе с тем это современная архитектура. Местные верующие люди видят участие св.Севастиана и в их личной жизни, и в общественной.

- Есть примеры?
- Да. Например, несколько лет назад в столицу Казахстана – Астану прилетел папа Римский, и было объявлено о его решении, посетить Караганду. Внезапно это решение было отменено. Верующие говорят: «старец не захотел».

- А почему папа Римский хотел посетить Караганду?
- Город Караганда построен в советское время на основе огромной системы концентрационных лагерей, под общим названием Карлаг. Туда ссылали людей со всех концов. Там был также лагерь для военнопленных и интернированных. Есть международное кладбище, где в бескрайней степи стоят памятники погибшим чуть ли не всех европейских национальностей. Среди ссыльных были также поляки и западноукраинцы, по вероисповеданию католики и униаты.

- Католики не забывают о своих пострадавших единоверцах?
- К их чести, не забывают. Но, к сожалению, им свойствен дух соперничества. Когда выстроили упомянутый православный собор, католики заявили о намерении соорудить свой собор тут же, на той же площади, прямо напротив православного собора. Так они поступают с православными в разных городах. Например, на Украине, в Тернополе свой храм они поставили чуть ли не вплотную к православному собору. Понятно, что это только усиливает противостояние. Зачем это нужно нашим братьям католикам – неведомо. В Караганде городская администрация оказалась благоразумнее, чем украинская в Тернополе и не дала согласие на такое строительство.

- В Караганде много католиков?
- Нет, конечно, их там почти нет (их даже и в упомянутом Тернополе очень мало), но католическая церковь там очень активна. Там уже построена униатская церковь – как всегда, православная по форме и католическая по содержанию, и два больших собора. В Караганде находится кафедра католического архиепископа. Кроме того, есть семинария с ректором в сане епископа. Вообще, в Казахстане уже семь католических епископов, при отсутствии католиков, в то время как православных епископов только три, при огромном числе православных.

- Вы начали говорить об образовании. Каково состояние православного образования?
- Вообще, по моему мнению, с православным образованием там пока не очень хорошо. В Алматы имеется духовное училище с заочным отделением. В Караганде – наш вышеупомянутый учебный центр. Но в Караганде, и в других городах есть некоторые образованные, культурные священнослужители.

- Вы упомянули католическую семинарию в Караганде. Как там поставлено образование?
- Будущее принадлежит образованным нациям, и католики это прекрасно понимают. Необразованные народы будут просто материалом, который образованные, развитые нации будут использовать. В основе всего лежит духовное развитие и духовная образованность. В католическую семинарию в Караганде вложены, как очевидно, большие денежные средства: восьмилетний цикл обучения, студенты живут при семинарии, носят форму, есть свой небольшой храм, прекрасная библиотека с книгами на всех основных европейских языках, много, между прочим, современных русских изданий богословской литературы. Языкам придается большое значение – латынь изучается все восемь лет, богословские дисциплины – четыре года. Лекции читают приезжие из Европы специалисты. Так что все поставлено серьезно. Однако набор очень маленький – один – два человека. Всего учится лишь 15 человек. При этом, молодые люди, закончив эту семинарию, пока что предпочитают уезжать в Европу.

- Может ли Православная Церковь в Казахстане дать что-либо сопоставимое в области образования?
- Пока что, я думаю, нет, за исключением заочного образования, о котором я уже сказал. Сила Православия там более всего в том, что русское население исторические православно, в том, что в этих краях пострадало великое множество православных святых и в свойственной православию духовной ответственности. И это несравнимо с католицизмом, который там представлен. Но без хорошо поставленной проповеди успеха быть не может, а для этого нужно учиться.

- Какова, по Вашему мнению, общая религиозная ситуация в Казахстане?
- Она, очевидно, не очень проста. Там повторяют слова президента Назарбаева, что у Казахстана два крыла: православие и ислам. Но в организации государственной и общественной жизни правительство ориентируется на Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Повторяют и другие слова Назарбаева: «Мы тюрки, поэтому мы мусульмане». Странно, конечно, почему тюрки непременно должны быть мусульманами. Но отсюда очевидно, что поддержкой пользуется в первую очередь ислам.

- С Вашей точки зрения, объективно можно ли сказать, что в настоящее время казахи – мусульмане?
- Объективно этого сказать нельзя. Казахи, в своей основе, язычники. Ислам в Казахстане появился достаточно поздно. И здесь нужно указать, что у России имеется вина пред казахским народом. Русские были обязаны дать казахам православие, но мы этого не сделали. Это поразительный и зловещий факт: в XVIII и в XIX веках православная Империя поддерживала в Казахстане развитие ислама, и препятствовала православной проповеди среди местного населения. Но зарождавшаяся казахская интеллигенция в XIX веке ориентировалась все же на русскую православную культуру. Многие казахи сами принимали православие. Таким образом, среди казахов есть и православные, и язычники, и мусульмане. Сейчас появляются и католики. Есть, как и всюду, секты.

- Каково же взаимопонимание этих разных групп?
- Следует прежде сказать, что казахи – очень хороший народ. Это народ добрый и чистый, в основе высоконравственный. С русскими всегда были, в целом, самые добрые отношения, с полным взаимным уважением. Однако постепенно обстановка, по-видимому, ухудшается, особенно растет нетерпимость со стороны мусульман к казахам, принявшим священный сан, то есть, Православие сейчас представляют как религию русских, которых постепенно выдавливают из Казахстана. Несколько раз приходилось слышать об угрозах и даже избиениях священнослужителей казахского происхождения.

- Такая антихристианская активность, по Вашему мнению, кем-то направляется?
- Скорее всего, экстремистскими исламскими организациями, которых, как известно, повсюду много. Сам президент Назарбаев лоялен к Православию и каждый год приходит на Пасху в храм св. Константина и Елены в Астаны.

- Он ведет взвешенную религиозную политику?
- Наверно. О Назарбаеве, в связи с его лояльностью к православным, рассказывают такую историю. Говорят, что в детстве он однажды зимой ехал с отцом по степи на лошадях. У одной из лошадей отломалась подкова, и пришлось заехать в село к кузнецу. В кузнице висело какое-то изображение. Отец спросил, – «Кто это?». Кузнец ответил, – «Это святой Николай, мы ему молимся». Поехали дальше. Вдруг поднялся ветер, началась метель, дорога исчезла, да еще появились волки – подступала гибель. Тут Назарбаев старший в отчаянии поднял руки к небу и закричал: «русский бог Николай, помоги!» И как только он это прокричал, все изменилось – пурга утихла, волки куда-то исчезли, дорога нашлась.Так святой Николай спас будущего Президента.

- Теперь он на Пасху посещает церковь. А в чем-нибудь еще его лояльность проявляется?
- Видимо, да. В этом году как раз после Пасхи он выделил средства на строительство православного кафедрального собора в Астане (собор уже построен и будет освящен Святейшим Патриархом Кириллом – прим. “ “ ). Одновременно он финансирует новую городскую мечеть у нас в Москве.

- В Москве? А почему? Уже есть, кажется, несколько мечетей…
- Ну, Вы просто не знаете планов. Еще 15 лет назад было опубликовано, что в Москве предполагается построить, по крайней мере, 40 (!) мечетей. А не так давно было заявлено, что Москва будет крупнейшим в Европе исламским центром. Это делается постепенно.

- Но Москва – православный город. Есть даже учение о Москве, как о Третьем Риме.
- Когда-то это было так, я с Вами полностью согласен. Но потом Москва стала центром мирового коммунизма и безбожия. Где эта старая Москва? Ее почти всю сломали, на ее месте выстроили безликий космополитический мегаполис. А население к вопросам веры и нравственности равнодушно. На такой почве можно делать что хочешь, были бы деньги. Наше правительство толерантно ко всем, у кого большие деньги. У исламистов они есть. Вот и все.

- А что за город Астана?
- Астана – это совершенно новый город, построенный необычайно быстро, за несколько лет, на месте русского города Акмолинска. В годы гонений в Акмолинске было много ссыльных. Они молились в храме св. Константина и Елены. Среди ссыльных нам особенно известен замечательный старец о. Павел (Троицкий), который также посещал этот храм. Он своими молитвами возрастил многих современных священнослужителей. Нам хотелось посетить места, где он жил и молился. Теперь при храме женский монастырь. Но в Астане есть также и огромная, сверкающая мрамором синагога, великолепная мечеть с четырьмя минаретами в центре города, огромное сооружение под названием «Древо жизни», и центр всех мировых религий в виде пирамиды. Будет и большой православный храм, правда, уже не в центре, а среди жилых массивов, что, вероятно, к лучшему. Историческая часть города, включая построенную русскими казаками в XVIII веке акмолинскую крепость, практически снесена, что не удивительно, если вспомнить, что и наша великая, древняя Москва уже почти полностью снесена и перестроена. В советское время Акмолинск назвали Целиноградом и принялись активно распахивать целинные земли, чтобы поднять сельское хозяйство огромной страны. Усилия и средства были истрачены колоссальные. Я еще помню слова когда-то популярной оптимистической песни:
«Вьется дорога длинная, здравствуй, земля целинная…»
Казалось, делается что-то очень большое, но прошло время, и все это пошло прахом, в полном смысле слова, – сегодня все это забыто. Почему? Потому, что делалось без Бога, да еще одновременно со злобной атеистической пропагандой. Теперь на этом месте возник фантастический город со всеми религиями, но по существу также без Бога…

- Я хотела спросить еще о «Древе жизни», все же это вроде бы о вечном.
- Вы думаете, это библейский образ? Нет, это «Древо жизни» заимствовано из казахской мифологии, и реальная его интерпретация очень проста. Это высоченное сооружение в виде раскидистого снопа, там приятная видовая площадка и кафетерий, где можно заказать чай, кофе или что-нибудь еще, и неплохо провести время. Вот и вся философия.

- Вы сказали, что все забыто из-за безбожия. Но Акмолинск строили верующие христиане.
- Не только Акмолинск, но почти все города в Казахстане построены христианами – Семипалатинск, Павлодар, Курган, Верный (Алматы), Актюбинск и другие. Но внуки этих христиан забыли веру, стали безбожниками и понесли колоссальные потери. Теперь русские отдали казахам все эти города и огромные земли, которые возделывали. Но нельзя не удивляться, с какой легкостью и благодушием и как смиренно русские все это отдали. Вряд ли такое можно наблюдать в любом другом месте земного шара. Всюду дерутся за землю, за каждый клочок.

- Может быть, это следствие многовекового христианского воспитания и молитв святых мучеников. Но почему?
- Я думаю, именно так, как Вы говорите. А отдали потому, что «глупому сыну не в помощь отцово богатство». Свои исторические задачи мы не выполнили, несмотря на христианское воспитание, поддались безумию атеизма. За такие ошибки народ еще долго будет расплачиваться.

- А святые? Вы говорите об их множестве.
- Да, и в Казахстане, и повсюду. Около Чимкента был расстрелян великий святитель митрополит Кирилл (Смирнов) Казанский с множеством других мучеников. Одной из наших целей было побывать на месте его последних лет и убиения. Он был сослан в поселок Яны-Курган (Новая Крепость). Это был непоколебимый столп веры. Неподалеку от Чимкента происходили массовые расстрелы в огромном овраге, который называется Лисья балка. С краю, почти у дороги, поставлена доска, на которой сказано о жертвах массовых репрессий в этом месте. Но креста нет – власти не разрешают ставить крест под предлогом, что здесь погибли также люди других вероисповеданий. Мы прошли вглубь балки, и впервые послужили панихиду и молебен там, где, очевидно, и происходили расстрелы.

- Какие места подвигов святых еще вы посетили?
- В Алматы мы попали на день памяти св. мучеников Серафима и Феогноста. Они подвизались в горах не далеко от города. Однажды пришли три красноармейца. Иноки накормили их. А после еды эти солдаты убили тех, кто их кормил. Теперь монастырь возрожден и на праздник приходит много людей.

- Сколько храмов в Алматы?
- В Алматы сейчас 12 православных храмов, причем два из них недавно пытались снести. Мечетей – 26, еще 10 строится.

- Почему хотели снести православные храмы?
- Говорят, собирались строить на их месте элитное жилье. Но Президент после протеста Церкви остановил это безобразие.

- Каковы же перспективы православия в Казахстане, по Вашему мнению?
- Я не могу ответить Вам определенно. Очень многое зависит от того, захочет ли народ идти ко Христу, идти за Христом. Для этого нужны усилия, нужно понять ограниченность земной жизни, бесперспективность земной истории, уверовать во Второе пришествие Христа и вечную жизнь. Нужно много и по-настоящему молиться. Тогда Бог даст нам время.

- Скажите, в вашем путешествии было что-нибудь особенное, необыкновенное?
- Ну, я осторожно отношусь к рассказам о всяких чудесах и видениях. На этом строится множество спекуляций.

- А что местные жители рассказывали Вам о своей жизни, о вере?
- Мне привелось услышать два интересных рассказа, которые я попытаюсь Вам кратко пересказать. В Караганде один человек рассказал, что его сестра, которая почти не ходит в церковь, увидела сон: на небе появляется свет, и в свете – Иисус Христос. Что-то происходит, множеству людей выдают белые одежды, людей очень много, и на всех белых одежд не хватает. Тогда необыкновенно величественный голос с неба говорит, чтобы те, кому не хватило белых одежд, шли в церковь. А в Чимкенте одна женщина рассказала, что она во сне услышала какой-то шум. Она и все люди выходят на улицу, там беспорядок, все куда-то бегут, в небе латают самолеты, слышны какие-то удары. Вдруг из-за гор появляются лучи, все небо заполняется светом, и в свете – Иисус Христос. Все стихает. Прошло время, эта женщина вновь видит сон: все выбегают на улицу, тревога, самолеты, удары, страх. Она смотрит на небо, а там – Богородица. Она и еще какие-то люди поднимают к Ней руки, Она нисходит к ним, все входят в дом, и все успокаивается. Эта женщина тоже редко ходит в церковь, т.е. никакого самовнушения тут нет.

Обе эти истории рассказаны в совершенно разных местах, от людей, которые друг друга не знают, а по смыслу очень близки: любые несчастья умиротворятся Господом Иисусом Христом, к Которому надо обращаться, и Он нас всех спасет, и в Казахстане, и в России.

Беседу вела Павлова К.Н.

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В КАЗАХСТАНЕ. СПРАВКА

По материалам статьи В. и И. Жумадильдаевых

По свидетельствам русских летописей, в Рязани в 1132 г. и в Киеве в 1168 г. крестились половецкие князья Амурат и Айдар. Один из половецких ханов, сын знаменитого Кончака, принял даже православное имя Юрий. Ибн Батута сообщал: “В этой степи, которая принадлежит народу под именем кыпчак, они христианской веры”. В конце XII– начале XIII вв. кимако-кипчакское государство было разгромлено монголами. Первый удар был нанесен в 1218 г. по Семиречью. В 1236 г. воины Батыя разграбили земли камских булгар и мордвы, а затем двинулись на русские земли.

С середины XVI века активизируются дипломатические отношения с Россией. Добровольное присоединение Казахстана к России начинает собою пору расцвета Православия в казахской степи. Принятие некоторыми казахами православной веры в конце XVIII – началеXIX вв. приобретало порой не только семейный, но и массовый характер. Свидетельством этому служили архивные материалы: “Дело о переходе казахов Карасуйской волости с магометанского вероисповедания в православное в 1824 г.”; “Дело о принятии жены казаха Атагольской волости Боная Православия в 1825 г.”; “Дело о переходе казахов Атагаевской волости Тюменского округа Акуша, Бугалых и казашки Барсалла из магометанского вероисповедания в православное в 1884 г.” и т.п.
Поощрением и поддержкой православных казахов со стороны Российской царской власти явилось их причисление к мещанскому и казачьему сословию, если они того пожелают.

Благодаря плодотворному содействию российских миссионеров различных светских сословий и духовных лиц создавались и функционировали церковно-приходские школы: Алма-Атинская двухклассная женская церковно-приходская школа в 1894-1917гг.; Лепсинское мужское двухклассное приходское училище западно-сибирского учебного округа в 1885-1901 гг.; церковно-приходская школа в станице Каскеленской, открытая в 1903 г.; церковно-приходская школа в г. Петро-Александровске, г. Аулие-Ате и г. Казалинске в 1899 г.; миссионерская школа в г. Сарканде в 1915 г. и др.
Для повышения образовательного ценза коренного народа при поддержке Российского государства организовывались школы для детей. Первые русские школы были созданы в Омске и Оренбурге. В 70-х годах в Омске, Петропавловске и станице Ямышевской учреждаются “гарнизонные школы”. В Омске была открыта “Азиатская школа”, которая выпускала переводчиков, писарей, землемеров и топографов. Известно о деятельности восьми аульных передвижных школ в Акмолинской области для обучения казахских детей русскому языку в 1869-1917 гг. и школы для казахских детей в форте Перовский в 1853-1867 гг.; об устройстве в Капале священником школы русской грамоты для детей мусульман в 1854-1918 гг.; в Акмолинской области создаются женские интернаты для обучения в них казахских девушек в 1877 г.

Царское правительство издало в XIX в. указы, запрещавшие держать пленников и рабов, что постепенно привело к отмиранию патриархального рабства в Казахстане. Выполнение этих указов отражено в личных делах граждан, например: “Дело об освобождении из рабства крещеной казашки Сигелитовой Александры» (1827 г.).

В XIX и начале ХХ вв. началось повсеместное строительство храмов в различных приграничных крепостях и городах: Покровская церковь в г. Верном, Петропавловская Вознесенская церковь, церковь святых царей Константина и Елены в г. Акмолинске и т.д. Имеются исторические сведения о паломничестве крещеных казахов в Иерусалим в XVIII веке.

Дореволюционный период характерен основанием самостоятельных православных епархий: Омской, Туркестанской, Оренбургской, Семипалатинской и изданием первого постановления по постройке помещений для монахов при Архиерейском доме в г. Верном 1892-1893 гг.
Годы великих гонений и массовых антирелигиозных репрессий красного террора не обошли стороной и Казахстан. За время 70-летнего “вавилонского пленения” страна пережила и разрушение храмов Божиих, и травлю и убиение православных – как духовных лиц, так и мирян. Земля казахстанская помнит многих из них, ныне прославленных в лике святых, и среди них – трех великих архиереев Божиих: епископа Верненского и Семиреченского Пимена, положившего свою жизнь за православную веру в Казахстане; митрополитов Николая (Могилевского) и Иосифа (Чернова).

Что еще почитать