Как меняет человека трезвая жизнь. Рассказ человека о трезвом образе жизни в течение пяти лет

Здравствуйте, уважаемые друзья, вы находитесь на сайте сайт. Приятного чтения! Так называя, культура питья, в России насчитывает несколько столетий. Нам с детства внушают простые истины о том, что отказываться от алкоголя в гостях, просто не прилично. Не смотря на это, трезвый образ жизни активно пропагандируется и даже существует в нашей стране. Что же он собой представляет?

По настоящему трезвым образом жизни, является полный отказ от алкоголя вообще. Никаких слабоалкогольных коктейлей, никакого бокала шампанского на Новый год. К сожалению, в понимании большинства россиян, трезвенник – это бывший алкоголик, находящийся в завязке на данный момент.

Ведя трезвый образ жизни, вы уже улучшаете ваше здоровье:

Ведь даже одна доза алкоголя, достаточно сильно изменяет функции клеток печени. Систематическое употребление алкоголя ведет к ожирению печеночных клеток, а это прямой путь к гепатиту.
  • Здоровые почки. Через почки проходят все выпитые нами жидкости и спиртосодержащие в том числе. При регулярном употреблении алкоголя почки вынуждены все время работать в «авральном режиме». Постоянная интоксикация почек приводит к ухудшению их работы, больше токсинов задерживается в организме, что создает благоприятную среду для вирусов и бактерий.
  • Меньшая вероятность получить гастрит и язву желудка . В первую очередь алкоголь попадает в желудок и разрушает его слизистую оболочку, что и приводит к развитию сначала гастрита, а затем и язвы.
  • Улучшается состояние легких. Казалось бы причем тут алкоголь? Пары спирта накапливаются в легких и выводятся с дыханием, при этом разрушая легочную ткань и иссушая слизистые оболочки дыхательных путей. Иммунитет слабеет, что ведет к развитию туберкулеза.
  • Здоровое сердце. Статистика гласит, что больше трети всех людей с больным сердцем, любители выпить. Как и другие органы, сердце, при попадании алкоголя в кровь, вынуждено работать интенсивнее, что приводит к повышению давления. Это приводит к разрушению капилляров, вызывает сердечно – сосудистые заболевания у молодых людей.
  • Хорошая работа мозга. Наш мозг чувствителен к любым раздражителям, и алкоголь не исключение. Кровяные сгустки, появляющиеся из-за употребления алкоголя, закупоривают сосуды. Прекращается доступ кислорода к клеткам мозга, и они погибают. Таким образом, разрушается кора головного мозга.
  • Простой отказ от спиртного поможет если не до конца уберечь, то хотя бы сократить нагрузку на жизненно важные органы. Не говоря о том, что трезвый образ жизни, позволит взглянуть на мир с другой стороны. Со стороны здравомыслящего, заботящегося о себе человека.

    P.S. Расскажите об этом другим людям! Добавьте статью в социальные сети! Спасибо!

    Видео по теме!

    Пьющие люди часто находятся в той или иной стадии алкогольной зависимости. Или близки к тому, чтобы любовь к спиртному стала патологическим пристрастием. Однако алкоголики часто отрицают свои склонности, отказываются признавать проблемы, лечиться. Многие из них весьма категоричны в своих суждениях: «Вообще не пить? А как тогда расслабляться (праздновать, ходить на стадион, встречаться с друзьями, жить)?» Плюсы трезвости таким людям не ясны.

    Встречаются и другие люди. Они не пьют, но удерживает их лишь зашитая под кожу ампула и постоянное давление родных. Преимущества трезвости в этом случае скрыты за постоянным недовольством окружающими и нынешним образом жизни. Зато те, кто осознанно отказался от алкоголя, чувствуют пользу такого решения сполна.

    Плюсы трезвости: здоровье, свобода, жизнь

    Что делает человек, когда пьёт спиртное? Поднимает себе настроение, избавляется от стресса, «промывает почки»? Объяснений множество. А вот с точки зрения медицины человек просто сам себе вредит. Спиртное, особенно крепкое, раздражает слизистые оболочки внутренних органов, нарушает работу пищеварительного тракта, перегружает печень и почки, дурманит мозг. Конечно, и настроение поднимается, и проблемы кажутся несущественными. Однако всё это ощущается только в пьяном угаре. С годами наступают всё новые : алкоголизм, болезни, деградация и смерть, часто мучительная и унизительная. Пожалуй, на этом фоне стоит задуматься и понять, в чём заключается польза трезвости:

    Наш фонд
    «Доступное лечение» работает с 1991 года. Спасено более 10 000 жизней!

    Как прийти к трезвой жизни?

    Если можно было просто сказать: бросить пить, и всё. На второй стадии алкоголизма исключить спиртное из жизни волевым усилием почти невозможно. На более ранних этапах болезни это доступно. Но сначала человек должен признать, что зависим и болен. А на это способны далеко не все.

    Если есть малейшая возможность, то близкие алкоголика должны хотя бы попытаться вернуть человека к трезвой жизни. И делать это нужно не упрёками, криками и угрозами. Необходимо проявить максимум такта и терпения, чтобы зависимый человек принял осознанное решение лечиться и впоследствии больше никогда не пить.

    Также важно знать признаки всех , включая предварительную. На ранних этапах болезни человек ещё способен осознавать, что впадает в зависимость, и бороться с этим. Позднее разум и воля деградируют. Если бы каждый из нас чётко понимал угрозу, многие могли бы остановиться до наступления необратимых последствий.

    Опыт лечения зависимых показывает что самым действенным методом является 12-ти шаговая программа Анонимных Алкоголиков

    Важнее всего бороться не с самим пристрастием к спиртному, а с его причинами. Многие люди не задумываются о том, что алкоголь не помогает радоваться, не снимает комплексов, не решает проблем и не избавляет от скорби. Всё действие спиртного иллюзорно. Человек просто скатывается на примитивный уровень мышления и перестаёт воспринимать реальную картину собственной жизни.

    Следует задуматься ещё вот о чём. Если стремление «топить» проблемы как-то можно объяснить, то заливание алкоголем радостных событий жизни непонятно в принципе. Неужели хорошие моменты сами по себе не приносят счастья? Однако даже беременные невесты один из самых ярких дней своей жизни проводят с бокалом спиртного в руке, а застолья рядом с детской колыбелью тем более не редкость. Алкогольные традиции, всевозможные посиделки, в которых огромные дозы спиртного превращают людей в их подобия, – одна из главных причин разгула пьянства.

    Кто-то говорит об ужесточении «спиртных» законов, о вводе новых наказаний. Однако запреты останавливают не всех людей и не всегда. Трезвость станет образом жизни большинства только тогда, когда положительное отношение людей к алкоголю сменится отрицательным, а преимущества каждого для без спиртного – очевидными для всех.

    Внимание!

    Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

    Преимущества трезвой жизни. Итак, дорогие друзья, в этой статье я расскажу вам о тех преимуществах, которые мы будем получать, будучи, живя трезво и осознанно.

    Сразу хочется сказать, что я не буду говорить о вреде пития, как это часто любят делать некоторые деятели.

    Безусловно, все это важно и правильно, но здесь же я всего лишь приведу 5 аргументов, почему же всё-таки трезвая жизнь является намного лучше, чем в бесконечных выпивках по праздникам, да и просто так.

    Ещё хочется подчеркнуть, что сам я не пью уже почти год, и вряд ли начну это делать в будущем. Мы никогда не можем быть ни в чем уверенным – это факт.

    Однако когда ты действительно осознаешь те преимущества, которые тебе дарит жизнь на трезвую голову – тебе перестает хотеться снова идти в пьяный дурман.

    Более того, ты начинаешь смотреть с сожалением на тех людей, которые ещё это не осознали.

    Но хватит воды, и перейдем к делу. Сейчас я перечислю 5 плюсов трезвой жизни, и вы поймете, почему же алкоголь является не только вредным и ядовитым веществом, но и тормозящим фактором к любому жизненному достижению.

    Будь это занятие любимым делом, семейной гармонии или материальной независимости.

    Итак, поехали:

    Самый банальный плюс, на котором я не буду долго останавливаться, потому что вы все его прекрасно знаете. Вы остаетесь более здоровым, без похмелья, и у вас намного меньше риск заработать себе тяжелые болезни в будущем. Это позволяет вам жить намного здоровее и продуктивнее.

    Осознанность. Вы не избегаете реальности, а принимаете её. И если у вас есть какие-либо трудности, ваш мозг всегда будет искать решения.

    Конечно, вы можете уйти в иное забытье, вроде игр и других наркотиков, но если говорить исключительно об алкоголе, то вы всегда будете потихоньку двигаться вперед.

    А вот если вас будет каждый вечер ждать очередная рюмка, то вам больше ничего не будет надо. И это печально.

    Вы всегда общаетесь только в хорошей компании. Посудите сами, если вы любите изрядно выпить, то окружение у вас будет такое же – собутыльники и даже закоренелые алкоголики.

    А это всегда повышает риск различных драк, преступлений и даже насильственной смерти. Оно вам надо? Вам решать.

    Искренность. Хотя и говорят “Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке”, но я мыслю немного иначе. Представьте, что вы сидите в своей компании и выпиваете. Неважно, сколько вы пьете, так как речь сейчас не об этом.

    Скорее всего, вас будут изрядно перехваливать, и говорить, как вас сильно уважают. Знакомая ситуация, не правда ли?

    Причем, если в этот момент попросить этого человека повторить ему все на трезвую голову, он даже может обидеться и сказать: – “Да я тебе всё повторю в любой момент, я что, разве пьяный что ли?!”

    Проблема в том, что он вряд ли это повторит, когда хорошенько выспится. Потому что, протрезвев, у этого человека будут совсем другие мысли, а именно – как поскорее избавиться от похмелья. Какое уж тут уважение…

    То есть мы с вами уяснили, что человек, в состоянии алкогольной эйфории, будет говорить вам совершенно неискренние слова.

    Может оно и будет правдой, но если он не сможет повторить вам сказанное в трезвом виде, то мне кажется всё это, мягко говоря, странным.

    Да, есть стеснительные люди, но кто им мешает измениться? Разумеется, им мешают страхи, которые проще всего залить рюмкой-другой.

    Самоуважение. Пьяные люди себя не уважают, особенно когда находятся в трезвом состоянии.

    Если им напомнить про выпивку с ноткой упрёка, то они быстро уйдут от темы, потому что ненавидят себя настолько сильно, что поскорее захотят напиться, чтобы хоть на время полюбить своё травмированное ЭГО.

    Трезвый же человек, если и недолюбливает себя, в плане личности или фигуры – он будет всегда над этим работать.

    Даже если не хочет, он все равно рано или поздно поймет, что жизнь не стоит на месте, а получать удовольствие от чего-то надо. Разумеется, не от алкоголя.

    Конечно, это далеко не весь список, и вряд ли по этому тексту люди резко бросят пить. У меня не было задачи сделать так, чтобы народ пересмотрел своё отношение к выпивкам, хоть по праздникам, хоть когда.

    Я лишь хотел показать вам, что живя трезво, вы получаете от жизни гораздо больше, чем, если бы вы употребляли алкоголь.

    Ведь по сути, люди пьют по трем причинам: доступность выпивки, вера в то, что алкоголь им что-то даёт и, разумеется, физическая зависимость.

    Все остальное является поводами, которые люди придумывают самостоятельно, чтобы хоть как-то себя оправдать. Поняв это один раз, вы переосмыслите многие вещи на всю оставшуюся жизнь.

    А мне остается пожелать вам осознанности и здоровья, и, конечно же, наслаждения жизненными красками, глядя на них ясными, трезвыми глазами!

    Народные средства лечения прыщей
    Лечение прыщей народными средствами. Самой распространенной проблемой, встречающейся в жизни каж...

    Анализ уходящего года
    Новый год: время подводить итоги и загадывать желания. Канун Нового года – время особенное, волш...

    Причины пародонтоза и лечение
    Пиорея – гнойные десны. Пиорея считается общим распространённым состоянием зубов, ко...

    Народные методы лечения молочницы у женщин
    На сегодня все чаще среди женщин встречается такое заболевание, как...

    Как бороться с женой – транжирой
    Многие мужчины обращаются к психологам с проблемой, когда обвиняют свою жену в...

    Русский покер - правила игры
    Для игры в русский покер используется колода из 52 листов. Партию лучше всего в...

    Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои читатели, и снова я хочу поговорить с вами про здоровый образ жизни и на тему трезвости. Откровенно говоря, начиная писать каждую статью из цикла «не пей, не кури, подумай о будущем», я в первую очередь задумываюсь о том, на чём она будет завязана, и каким образом должна повлиять на публику.

    Сегодня я хочу сделать что-то вроде глобального обзора по теме и поведать о том, почему конкретно предпочитаю трезвый образ жизни. Даже если вы никогда не пили, или навсегда отказались от этой пагубной привычки, всё же не поленитесь и прочтите статью, хотя бы для того, чтоб знать врага в лицо. Возможно когда-то в будущем, доводы приведённые в ней пригодятся вам дабы переубедить кого-то или отстоять свою точку зрения. Ведь как известно, знание – это сила!

    Что такое «повод выпить»?

    Сразу же замечу, что нет, говорить мол, что не пью, потому что я такой вот весь из себя крутой, не то что эти пьющие ничтожества, я не собираюсь. Я обычный человек, такой же как и вы, такой же как те кто окружают вас и меня, с тем лишь отличием, что я выбрал для себя трезвый путь, без тумана в голове по праздникам, без похмелья после радостных моментов жизни и без неадекватных поступков, о которых многие сожалеют всю жизнь. Но давайте разберём основные причины, из-за которых подавляющее большинство людей не прочь выпить:

    1. «За компанию» Самая популярная молодёжная причина, благодаря которой ежедневно ломаются сотни и тысячи судеб. В детстве и подростковом возрасте все мы так или иначе подвержены внушению, и дело тут не в воспитании. Парень, которого воспитывают строго, в рамках чуть ли не армейской дисциплины увяжется в ту же компанию просто назло всем тем, кто запрещает ему жить как все. Ведь подросток, это в первую очередь противоречивый характер и недостаток жизненного опыта вкупе с вечным желанием быть правым во всём. Все через это проходили и все такими были, кто-то больше, кто-то меньше. Это обусловлено тем, что человек, существо социальное, и жить вне компании, вне друзей и общественного одобрения мы просто не можем.
    2. «В честь праздника» А это тот же самый повод выпить, но уже в более взрослой интерпретации. Трезвая жизнь не для больших и взрослых дядей и тёть, ведь как же так, все пьют на празднике, а я выпить не могу? К слову, именно в таких ситуациях наши дети, видя как их родители прикладываются к бутылке и веселятся, начинают задумываться о том, что если ты пьёшь спиртное, значит ты взрослый. Исходя из этого, можно сказать, что выпивка «в честь праздника» несёт двойной вред, так как подаёт в корне неверный пример подрастающему поколению.
    3. «Чтобы расслабиться» Ещё один очень яркий пример того, как пьющий человек может ловко найти повод для того, чтоб приложиться к бутылке. Ведь человек, ведущий более или менее трезвый образ жизни, никогда не станет пить спиртное, пользуясь столь глупым поводом. Почему? Всё просто: выпить по этому поводу можно, чтобы расслабиться после тяжёлого рабочего дня, для того, чтоб отдых стал ярче или для того, чтоб скрасить жизненные проблемы. А если всё это объединить, то получается, что пить можно и нужно круглыми сутками, просто не просыхая. А если кто-то считает этот повод вполне уважительным, то давайте подумаем ещё: станет ли отдых более ярким от того, что вы отравите свой мозг алкоголем? Решатся ли наши проблемы сами собой, если мы в это время будем жалеть себя сидя на диване с бутылочкой пива? Нет и нет, выводы сделать нетрудно.

    Но, думаю, хватит говорить о поводах, ведь вы, дорогие мои читатели, скорее всего итак поняли, о чём я веду речь. Для тех же, кто ещё не в теме, поясню: это самодостаточная вредная привычка, и пристрастившись к ней однажды, повод выпить пьющий человек найдёт всегда. И по большей части делает он это просто для того, чтоб оправдать свою слабость и нежелание жить полноценно. Ведь то время, которое можно было бы провести с пользой, совершенствуя себя, учась чему-то новому, общаясь или проводя время с близкими, просто топится в десятках литров алкоголя, которые к тому же ещё и медленно убивают вас физически. Но выпить раз-другой в неделю это ещё не ! – возразят многие и будут совершенно неправы. Ведь алкоголизм как зависимость фиксируется уже при частоте употребления алкоголя чаще одного раза в неделю на протяжении длительного срока. Подумайте, скорее всего, алкоголики есть и среди ваших знакомых, и они просто не подозревают о том, что за них говорит алкогольная зависимость!

    Почему я выбираю трезвый образ жизни?

    Итак, я многое уже сказал о том, что выпивка в любом виде и в любых дозах это плохо. Думаю всем уже понятно, что нет «полезных» или «безопасных» доз алкоголя, как нет аналогичных доз кокаина или цианистого калия. Но чем же так хороша трезвая жизнь и так ли сильно она отличается от жизни обычного человека? Во-первых, трезвый человек сам отвечает за все свои мысли и поступки. Биохимия его тела не зависима от различных химикатов, спирта и прочих веществ, вызывающих различные зависимости и отравления. Трезвый человек никогда не проснётся с утра с больной головой, пытаясь вспомнить, что же происходило вчера вечером, и как он вообще попал домой. Первое преимущество, это ясный ум и не затуманенная память. Во-вторых, трезвый человек это здоровый человек и его физическое состояние на четверть лучше чем у выпивающего раз в неделю и на 50% лучше, чем у запойного алкоголика. Стоит ли говорить о том, что и проживёт трезвенник на 10-15 лет больше своих пьющих друзей и знакомых? Ведь его кардиосистема не подвергается постоянной атаке ядохимикатов (коими и является ) и страдает лишь от естественных факторов окружающей среды. И, наконец, в-третьих, трезвый человек это человек ответственный и со здоровой моралью. Тот, кто подвержен влиянию алкоголя, так или иначе убивает не только себя, но также подаёт дурной пример окружающим, детям и внукам, не говоря уже о том, что в состоянии алкогольного опьянения такой человек портит жизнь всем окружающим его людям. Стоит ли говорить о том, как будут относиться к такому семьянину окружающие его трезвые люди?

    В заключение

    Но всё это лишь общие факты, а если говорить о тех, кто увлечён спортом, тренируется в зале или на турниках, а затем, приходя домой выпивает бутылочку пива, становится совсем уж грустно. Что уж говорить об обычных рядовых обывателях, так или иначе пытающихся сводить концы с концами, если многие из спортсменов тоже подвержены этой пагубной привычке? Как можно мечтать об искоренении порока и вывешивать транспаранты с лозунгом «Трезвая Россия!», если те, кто должен быть примером для страны на поверку оказываются ничуть не лучше обычных алкоголиков? Я говорю это не для того, чтоб устыдить подобных индивидов, а для того, чтоб заставить задуматься тех, кто, глядя на них, начинает сомневаться в правильности выбранного им пути. Таким парням и девушкам хочется от души сказать: не парьтесь! Не грузите себя ложными идеалами, не следуйте изменчивой моде, будьте собой! Тягайте железо, крутите турники, стирайте кроссовки и сбивайте костяшки пальцев в кровь во имя спорта, во имя здоровья и во имя трезвой жизни. Помните всегда, что каждая ваша тренировка не только делает вас сильнее, но и мотивирует других пойти по вашим стопам. Гордитесь собой, гордитесь тем, что вы делаете и никогда не отступайте от своих идеалов!

    И как всегда я был бы крайне благодарен, если бы вы излагали свои мысли по теме в комментариях, делились своими историями, а также, возможно, в чём-то дополняли, или поправляли меня. Я не считаю себя истиной в последней инстанции и всегда открыт к конструктивному диалогу, так что буду ждать ваших отзывов с нетерпением!

    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

    Христос Воскресе!

    И потянулись под конец ночной службы откуда-то с кладбища люди в домашних тапочках на босу ногу. И падали они неровным рядом под иконы. И смотрел на них внимательно батюшка, но ничего не говорил им. И ушли они нетрезвой походкой в кладбищенский туман и растворились в нем. Как не было их.

    Из фейсбука прихожанки Сергиевского храма села Трубино

    Как пришли с кладбища, так и ушли

    На Пасху вокруг храма и внутри бывает достаточно много нетрезвых людей. В этом году уже после завершения праздничной службы в нашей церкви появилась компания хорошо выпивших людей в тапочках на босу ногу. Появились они со стороны кладбища. Надо признать, они вели себя в храме очень спокойно. Одна из женщин собирала остальных, наиболее активных, раздавала инструкции, куда какую свечу поставить, где какая икона. Даже пыталась дать богословское обоснование праздника Пасхи на том языке, который был понятен только им. Но, тем не менее, пришли, поставили свечи и также ушли совершенно спокойно. Как пришли с кладбища, так и ушли. В общем, здесь всё было очень самостоятельно, потому что шествие возглавлял лидер. Это была организованная группа молитвенников. Я не помню даже, подходили ли они ко мне.

    Я наблюдал за ними, но большого значения такому визиту не придал. Это настолько привычная картина из 90-2000-х. Я помню, как в один из сельских храмов, куда достаточно трудно добраться и долго идти пешком, люди собирались загодя. Они брали с собой спиртное, шашлыки и к моменту крестного хода подходили уже, нежно поддерживая друг друга, потому что координация была сильно нарушена из-за приема алкоголя. Пройти на Пасху крестным ходом – значит выполнить свой основной долг крещеного человека, – так считалось раньше, да и теперь тоже. Единственное, с каждым годом нетрезвых людей всё же меньше, алкогольный романтизм уходит, но, тем не менее, они, конечно, появляются.

    Или вот случай прошлых лет, рассказали прихожане. На Пасху опять же, когда я обходил с возгласами храм, меня всё время нежно дергал за облачение радостный нетрезвый мужчина и кричал каждый раз: ай, батюшка, молодец! Я, правда, этого не помню. Но он же не рвал облачение? Не рвал. Ну и хорошо. То есть человек вполне получил какое-то свое утешение.

    Часто человек в таком состоянии ждет, что к нему будут относиться, как к ребенку. Взрослый, обремененный образованием и житейскими обязанностями, ждет, что к нему проявят снисхождение, где-то поругают, но в целом будут заботливы и приветливы .

    И даже если человек неспокоен, но не встречает ответной агрессии, то чаще всего успокаивается. Потому что всё-таки аргумент, что он находится в месте священном, святом, воспринимается. Ну, конечно, если не совсем, так сказать, в отключке.

    Хорошо, что ты пришел

    Опасения есть всегда, потому что человек в состоянии измененного сознания непредсказуем. Тем более если это целая группа людей. В такой ситуации священнику бывает очень непросто. Ну, поскольку это не редкость, то есть уже какой-то навык. Важно, что выпившие люди идут в храм в состоянии какого-то смутного ожидания, а вдруг батюшка подскажет, что им делать со своей беспросветной жизнью. И это помогает наладить общение. То есть в трезвом состоянии человек отмахнулся, сказал: «Ой, да мне некогда. Столько дел: работа, дети опять чудят, всё не так». А выпил – и вот вроде бы суета оставила, хочется чего-то для души. И когда в таком состоянии человек приходит, а на него не ополчаются, пытаются разговаривать тихо, спокойно – он становится окончательно мирным. Главное, что ему сообщают: хорошо, что ты пришел.

    А дальше важно очень аккуратно его из храма вывести. Особенно если человек с улицы, где прохладно, а в храме тепло – его просто развезет. Поэтому сначала: хорошо, что пришел, небольшие разговоры, а потом: «пойдем, пойдем на улицу» и с пожеланием приходить еще его отпускаем.

    Три случая было, когда нетрезвые люди в храме засыпали. Один человек даже пытался подойти на исповедь после того, как проспал где-то минут 25-30 во время всенощного бдения. Я предложил поехать домой и приехать в состоянии, когда исповедь возможна.

    Я часто предлагаю следующий аргумент: чтобы нам достигнуть полного взаимопонимания, либо вы должны прийти в мое состояние, либо я – в такое же, как и вы.

    Если он предлагает мне второй вариант, то я сначала объясняю, что не употребляю алкоголь и это моя позиция, которую никому, впрочем, не навязываю. Если человек не слышит, тогда в ход идут те аргументы, которые он способен воспринять: я – за рулем, жена очень переживает, здоровья не хватает и так далее. Самое плодотворное действие оказывает молитва за такого человека, ведь у него свои переживания, с которыми он не может справиться, потому и пьет. Можно предложить прийти побеседовать, но чаще не приходят, потому что уже получают утешение и большего не хотят.

    Я могу бросить

    Переживают такие люди, в основном, из-за проблем в семье. Это отношения между супругами, и обиды на родителей, и попытка выйти из-под их опеки, противостояние при вмешательстве в воспитание внуков. Бывают, конечно, и проблемы рабочие, связанные с неуверенностью в завтрашнем дне.

    Интересно, что женщины, осознавая, что у них есть проблемы с алкоголем, приходят, как правило, трезвые. Это мужчина может прийти в состоянии опьянения. Причем женщинам проще сказать, что да, у меня трудности в этом плане. А мужчине сознаться гораздо сложнее.

    Фраза-маркер: я могу бросить. Это сейчас я выпиваю, потому что у меня такие обстоятельства, а так, в принципе, могу бросить. Вот я сегодня перебрал, потому что компания, повод, но меру свою знаю. Ну и, конечно, даты звучат: 32-го декабря обязательно брошу. Это один из признаков того, что человек уже обороняется. Потому от членов семьи он не раз слышал обвинения: “Сколько можно? Остановись!” или “Почему ты в таком состоянии пришел?”

    С одной стороны, некое расстройство души, ее неудовлетворенность привели к употреблению алкоголя. А с другой, регулярная выпивка привнесла дополнительное расстройство души. Такое как чувство вины, стыда. Если человек напивался до бесчувствия и в семье были конфликтные ситуации, он уже заранее готов оправдываться и себя защищать. На беседу он идет в состоянии обороны. И любые аргументы, которые уже использовали родственники, могут звучать как обвинения. Он, соответственно, загораживается от них, уходит.

    Человек приходит за взаимопониманием, но к нему не готов. Он может говорить, но не слушать. Это тоже один из симптомов повреждения личности и признак зависимости: невозможность трезво сформулировать мысли и чувства. Он пытается поговорить, но не получается, поскольку сознание уже не подчиняется.

    Это большая проблема. Очень помогает возможность прогуляться, например, вокруг храма. Если прохладно на улице, человек немножко вытрезвляется. Плюс чашка крепкого чая.

    Я обязательно расспрашиваю об имени, об обстоятельствах жизни, о семье. Рассказываю о себе, приглашаю приходить на молебны об утверждении трезвости. Говорю, что приходит много людей и смотреть на него никто не будет. Просто приди, в уголке постоишь. Мы как раз и молимся о тех, кто попал в беду и находится в употреблении, и о родственниках, потому что они тоже страдают. Или приглашаю на чай. Обязательно, если есть возможность, даю какую-то книжечку. Особенно когда чувствую, что в разговоре затрагивается тема исповеди, греха, личных неправд.

    Да, не так много людей приходит снова, потому что они боятся выражать свои чувства. Очень частый вопрос: “А как к вам обращаться?” Они боятся сделать что-то неправильно, будто их осудят. То есть потом, в трезвом состоянии, человек и готов бы прийти, а начинает стесняться: “А что подумают? А вот я в прошлый раз как-то не так сказал”. Тот самый комплекс вины мешает.

    Интересно, что выпивший человек идет на контакт с батюшкой охотней. Барьеры разрушаются. Конечно, это не означает, что перед общением со священником надо всегда таким образом снимать психологическое напряжение.

    Земля пухом

    Чаще всего приходят не сами люди, которые употребляют, это как раз случай исключительный. Обычно обращаются родственники: жёны, матери. И это почти всегда с опозданием: надо приходить, когда человек только начинал выпивать по праздникам, по пятницам, злоупотреблять в семейной обстановке. А в храм идут, когда уже возникают скандалы, взаимонепонимание, трудности с работой, ненависть, обиды. К тому моменту родственникам тоже нужна помощь, поскольку они сами становятся созависимыми. Вся их жизнь начинает, как вокруг некой оси, закручиваться вокруг того, кто находится в употреблении. Это сильно повреждает человека и создает обстановку постоянного ожидания: напьется, не напьется? Зарплату принесет, не принесет?

    Наш храм находится в рабочем поселке. Многие жители уехали в соседний город Фрязино, работают на высокотехнологичных производствах. В храме много прихожан из соседних городов, а сами сельчане приходят редко. То есть мы встречаемся только в двух случаях: если кто-то родился или кто-то умер. В первом случае родственники приходят в трезвом состоянии: мама, папа, крёстные, бабушки. А дедушки, папы и остальные друзья уже предвкушают банкет и где-то в другом месте находятся, в храм, как правило, практически не заходят. На отпевание собирается гораздо больше людей. Кто-то ходит около храма, кто-то, покурив, всё-таки заходит, кто-то стоит со свечой, даже пытается креститься, кто-то ждет, что наконец-то вожделенные поминки начнутся и можно будет сказать свои два слова “земля пухом”.

    Чаще всего многие уже нетрезвы. Потому что всё-таки похороны связаны с народными традициями: оплакать. И, бывает, плачут очень искренне. Но, тем не менее, некое обезболивание принято совершать еще до отпевания. Люди еще воспринимают отдельные короткие молитвы, а вот то, что поется и читается, уже очень тяжело.

    Если бы человек был в силах осознать, что с ним происходит, то мы бы назвали это таким замечательным церковным словом “покаяние”. Он изменил бы ум, образ мыслей, решил бы труднейшие задачи, и незачем было бы напиваться. Но человек ходит по замкнутому кругу.

    Он говорит: “Нормально, нормально. Все так живут, у всех проблемы и трудности. Это черная полоса. Пройдет. Наступит когда-нибудь белая”. Опять же, принято перекладывать ответственность на другого: “Это потому, что в стране всё не так. Это потому, что школа не научила”. И, бывает, даже и в храм приходят люди взрослые 40-50-60-ти лет и говорят: «Меня мама и папа не научили в храм ходить». То есть так или иначе снимают с себя ответственность за принятие личного решения о том, как соприкасаются вера и жизнь.

    Семейные клубы трезвости

    Семейные клубы трезвости – это движение, которое объединяет уже 34 страны мира. Протоирей Алексей Бабурин начал применять эту методику в России в 1991 году, у него огромный опыт как врача, так и священника. Он всё время в контакте с людьми, которые работают в клубах трезвости в Италии, Сербии, Хорватии. Родоначальник метода – Владимир Удолин, известный хорватский психиатр-нарколог.

    Семейный клуб трезвости предполагает, что мы не беремся лечить или перевоспитывать отдельного человека, в помощи нуждается вся семья. Мы говорим о том, что вся семья повреждается, даже если один человек употребляет, и поэтому нужно помогать всем. Вместе собираются от 9 до 12 семей. Больше – это уже очень много людей, клуб делится, образуя новый. Семьи собираются вместе раз в неделю на полтора-два часа.

    Есть ведущий, который не является жестким модератором или спикером парламента, но помогает организовать беседу. Задает тему, какие-нибудь образы, цитаты, истории – предлагает обсудить. Задача ведущего – постараться организовать беседу так, чтобы не было споров. Нет бесед на общие темы вроде политики или философии, в клубах не говорят о том, что выходит за рамки компетенции присутствующих.

    Мы не занимаемся пропагандой, не говорим, как плохо быть пьяницей, не пугаем всякими ужасами: мол, будешь пить – станешь таким-сяким. Нет, мы обсуждаем, как можно в этом мире жить трезвым, принимать решения, нести за них ответственность.

    И на этом пути человек не одинок, рядом люди, которые тоже периодически испытывают трудности и кризисы. И мы приглашаем: приходи, посидим, поговорим, хотя бы ты это выскажешь, это никуда больше не пойдет, тебя послушают и отзовутся.

    Важный элемент терапии – это мирное и спокойное общение без споров и политики. Человек может прийти и молчать. Заставлять говорить никто не будет. Он может помолчать, попить чаю, послушать, что говорят другие, размышлять над тем, что услышит. У нас был случай, когда два года женщина ходила и молчала. Она говорила только: “здравствуйте”, “до свидания”, “чай черный или зеленый?”, “с сахаром или без сахара?”, “спасибо” – и не более того. Приходила с завидным постоянством.

    И на одну из бесед пришел человек с сильным внутренним неустройством. И заразил своим состоянием другого. Дело чуть не дошло до жесткой перепалки. В конце концов, тот, с которого всё началось, не выдержал собственного состояния. На середине беседы он вскочил и ушел. Ее это так потрясло, что она начала задавать вопросы. В тот вечер беседа длилась более двух часов. Вот так человек раскрылся, в ней проснулись до того зажатые внутренние чувства. Хотя она осталась немногословной.

    Дорогие, у нас рецидив!

    Во время беседы на листочках каждый пишет о том, кто он, дает контактную информацию, которую считает необходимой, а также указывает возраст или день рождения и самое главное – стаж трезвости. Если день – то день. Месяц – так месяц. Сколько есть, столько и пишет честно сам перед собой и перед клубом. Это нужно для самоконтроля. Когда человек видит, что уже не одну неделю, а, допустим, две или три воздержался, значит, это тоже преодоление – я могу, у меня получается.

    И когда, быть может, наступит рецидив и человек начнет сначала, он вспомнит: а ведь я же мог и больше воздерживаться, я на это способен. С другой стороны, это вопрос патроната. Допустим, человек пропустил одну беседу. Ну, да, наверно, что-то не получилось. Не пришел на вторую – ведущий уже звонит. Быть может, заболел, или помощь нужна. Если выясняется, что сорвался, тогда на встрече говорят: “Дорогие, у нас такой случай, рецидив, срыв. Помолимся”.

    Всё же наши клубы обычно при храмах, приходские семейные клубы. Люди в основном верующие или на пути к вере. И поэтому здесь нет никакого панического ужаса: “Ах, всё! Значит, не работает. Всё плохо”. Нет. Просто человек еще не совсем исцелился, он еще не преодолел. Значит, ему еще помощь нужна. Наша, братская, и, конечно, помощь Божия, чтоб утвердиться в трезвости, изменить образ поведения. Такие случаи – да, бывают.

    Все обсуждаемые темы связаны с тем, как жить трезво в этом нетрезвом мире. И не только в плане употребления алкоголя или психоактивных веществ. Человек может быть опьянен гневом, жаждой наживы, любой страстью и прийти в такое состояние, которое приносит ему страдание. “Страсть” – славянское слово – оно переводится на современный русский как страдание. Это то, что человек уже не хочет делать, в чем не готов больше участвовать, но отказаться не может и сам не справляется. Мы говорим на беседах о том, что человека волнует и беспокоит, что для него является трудностью, тяжестью.

    Например, семейные отношения. Как отмечает врач-психиатр, профессор, доктор наук Москаленко Валентина Дмитриевна, зависимость – семейная болезнь. Это нарушение и отклонение от нормальной семейной жизни. Соответственно, в семье может произойти и исцеление. Как может развиваться патология, так человек может обрести и исцеление.

    Чаще всего спрашивают: что мне делать с моим ребенком? Это один из самых частых вопросов. Особенно когда подросток начинает употреблять алкоголь или наркотики. Как уберечь ребенка, интересуются. Конечно, еще семейные кризисные ситуации с мужем.

    С подростками бывает интересней выстроить беседу, чем родителями. У родителей, как правило, есть уже некий шаблон: ребенок должен поступать так и никак иначе. Когда эта установка грубо попирается, это предмет серьезного расстройства. У подростка шаблона еще нет, он только формируется. И поэтому он искренне не понимает, в чем проблема. И бывает гораздо интереснее рассуждать с ним, пытаться найти те аргументы, которые действительно для него будут жизненно важными, содержательными и которые помогут ему укрепиться в трезвой жизненной позиции.

    И, конечно, немало вопросов связаны с обретением веры. Потому что приветствуется участие священника на семейных клубах, и хорошо, когда каждый говорит. Врач говорит, что это только физическая зависимость, а священник: нет, это душа и дух, тут глубина, которой врачи иногда могут не видеть. Не все, но достаточно часто.

    Настоятель Сергиевского храма села Трубино дает обет трезвости. Фото: mepar.ru

    Сидят синие люди и держатся за руки

    Я знаю человека, который не скрывает того, что именно семейный клуб помог ему не только отказаться от употребления алкоголя, но и укрепить семью, потому что она была уже на грани разрушения. Достигнув 30-летнего возраста, он употреблял в день бутылку водки, это была норма. Это был минимум, такой норматив. И считал, что он абсолютно не алкоголик, и у него нет проблем, просто вокруг в стране нестабильность. Опять же, у него был творческий потенциал, который не находил выхода. Нетрезвое состояние привело к затяжным конфликтам с женой.

    Когда рассказали ему о том, что есть в одном селе семейный клуб трезвости, где люди собираются раз в неделю, беседуют, общаются, он крайне иронично отнесся к сказанному. Представил, что сидят такие «синие» люди, которые держатся за руки и, скрипя зубами, говорят, что “больше не буду, помогите мне бросить” или что-то подобное. Или мрачным тоном сообщают, что “я – алкоголик, и с этим ничего нельзя сделать”.

    Он был очень удивлен, когда увидел людей, у которых не одно высшее образование, есть научные степени, они творчески реализованы: режиссеры, актеры, ученые. Оказалось, что у них те же трудности в жизни. Он приехал еще. Потому что такого общения нигде не находил. А здесь он увидел, что это возможно. Приехал проверить и остался.

    А вот у другого человека был иной образ употребления: каждую пятницу вечером, идя с работы, он покупал большое количество алкоголя, основную часть употреблял в пятницу, в субботу допивал остальное, то есть плавно выходил, в воскресенье более-менее протрезвлялся и в понедельник шел на работу, и далее по кругу. Пятница была днем профессиональной разгрузки.

    И вот его тоже пригласили на беседу. Приехал, попил чайку, прошло пять дней, в пятницу вечером он нашел себя дома и задумался: “Что-то я не сделал из того, что я очень привык делать”. Оказывается, он прошел мимо магазина. Мимо! Но что его отвлекло? На этой беседе прозвучали слова из чинопоследования крещения, одна из молитв совершается новопосвященным воинам Христовым. А этот человек, надо сказать, очень горячего темперамента и действительно по своему характеру воин. Эти слова задели его за живое. И он всю неделю размышлял и так углубился, что совершенно забыл о магазине.

    Это было настолько удивительно, что он поехал проверить, в чем дело-то. Приехал на следующую беседу, задал вопрос: “Что происходит? Объясните мне, как это работает?”

    Действительно, кажется, ну что такого, простой разговор. Люди сидят за чаем. Но это на самом деле духовно ориентированное собеседование. Здесь задаются векторы, обозначаются ценности, нередко звучат слова евангельские, выдержки из посланий святых апостолов, подвижников благочестия и мыслителей. Мы сообщаем друг другу иное знание, расширяем узкие границы людей, в которых они находятся, когда употребляют алкоголь. Человеку становится интересно. Некоторые люди уже готовятся к беседе. Ищут: “Так, стоп! Говорили, Феофан Затворник какой-то там что-то сказал. А вообще, что он еще сказал?”

    Если нет смысла жизни, человек стремится всячески эту жизнь прекратить, потому что если смысла нет, тогда жить эту жизнь очень как-то грустно, скучно. Человек находит замену. Нет счастья? Ну найду себе подделку под счастье такую. Нет радости? Ну вот есть атрибутика радости. Шарики воздушные, застолье, дискотека.

    Очень часто люди стараются все атрибуты соблюсти, веселье не получается, и заканчиваются очень часто даже самые светлые поводы, такие как свадьба, дракой, а поминки – песнями.

    А в семейном клубе человеку возвращается радость общения. Меняется главное – восприятие жизни. Вместо врагов и недругов, которые что-то хотят и требуют, он вдруг начинает видеть другое отношение и понимает, что можно друг к другу относиться по-другому. Он говорит, и здесь его слышат.

    А батюшка выпил, ругался, кричал

    У священника есть та область, которой он, конечно, не может делиться. Это вопрос исповедального характера. Конечно, кризис веры у священника, наверное, может быть не менее, а может и более жестоким, чем у мирян. Но мне кажется, это тоже важно, чтобы и прихожане, и люди, может быть, даже далекие от Церкви воспринимали священника как человека.

    Я могу на беседе говорить о своих трудностях. Я сам вырос в небольшом поселке: фабрика, заводик и совхоз. Соответственно, все прелести рабоче-крестьянского быта я испытал на своей шкуре. Выпивал, да. Это, конечно, надо сказать, раз уж это было-то, честно. И с курением – да, тоже всё это было в студенческом возрасте. И у нас, скажем так, есть эта беда и среди священства. При Даниловом монастыре есть центр психологической помощи употребляющим. В том числе и священникам. Это не скрывается. То есть эту проблему Церковь осмысливает, осознает, понимает, что есть и батюшки, подверженные такому недугу.

    Есть общее правило, что пришедший на беседу подробности своих “подвигов” рассказывать не должен. Даже названия спиртных напитков нельзя называть. Потому что даже само упоминание того или иного напитка возвращает человека мысленно к состоянию, в котором он пребывал, когда употреблял. И общение идет не только с батюшкой. То есть он не является центром.

    Например, один человек говорит: “Братья и сёстры, друзья мои, товарищи, у меня такое случилось, таким-то образом я выпил, в драку попал, деньги отобрали, телефон потерял…” А батюшка может сказать: “Да, и я не удержался, выпил, ругался, кричал, такая беда со мной произошла”. Дальше тема, скорее всего, ведущим будет развиваться следующим образом: “Что подтолкнуло? Как ты думаешь, что явилось спусковым моментом? Давай подумаем, а почему ты оказался там? Что подтолкнуло тебя в ту компанию?” – то есть идет попытка осознания пусковых моментов, которые, быть может, стали привычными. Вот пришел домой, матушка, как всегда: “Деньги принес?” – как любая жена. Говоришь: “Что ты мне про деньги? У меня там исповедь была – 150 человек, я еле на ногах стою. Дай поесть”. – “Поесть нету”.

    Да, и тут же вспоминается, что есть заначка где-то алкогольная. То есть, как поступить? Люди начинают делиться, кто в каких ситуациях как поступал.

    Однажды меня прихожанин мой спросил, когда я ему плакался минут сорок о том, как всё плохо, как тяжело вообще, на приходе не ладится ничего. Он сидел, молча всё это выслушал и тихо спросил в конце: “Батюшка, молиться не пробовал?”

    У меня есть знакомый священник, который 12 лет притчу о блудном сыне читал евангельскую вслух во время богослужения, говорил проповеди, хорошие слова говорил, цитировал отцов, и никак не мог соотнести с самим собой – и в какой-то момент вдруг сердце замерло просто, и он почувствовал: это же обо мне! И всё стало на свои места, всё соединилось внутри. 12 лет священник читал эту притчу, и ничего не происходило – нужно было что-то, чтобы внутри выросло и созрело.

    Протрезвею и приду

    Полагаю на каждом приходе есть прихожане, которые выпивают годами. В немалой степени это смирение для самого батюшки, чтобы не возносился, не чувствовал себя чудотворцем и знал, что распоряжается не своим даром, но Божиим. С другой стороны, зависит очень много от самого человека, насколько активно он борется, как включается в эту борьбу с самим собой, с тем повреждением, которое его привело к зависимости.

    Надежда не иссякает. Почему не отталкиваем всё это, хотя с таким человеком крайне непросто бывает наладить отношения, даже когда он в трезвом состоянии? Потому что ждем. Как Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Надеемся, что даже если Господь застанет его нетрезвым, но в борьбе с этим злом, с самим собой, с той первопричиной, которая его привела в состояние опьянения – то Господь его своей милостью не оставит.

    Конечно, на таких людей я, бывает, очень сержусь. Но, например, епитимья не работает. Во всяком случае, я пока не смог ни разу применить ее так, чтобы она была не наказанием, а назиданием Я крайне неопытный в этом плане, просил, скорее, что-то делать. Евангелие внимательнее читать, на какие-то особенные главы обращал внимание. Очень хороший покаянный канон иеромонах Василий Росляков составил одному из таких людей – помогает именно чтение этого канона. Видимо, канон содержит созвучные внутреннему состоянию слова. Конечно, когда человек приходит в нетрезвом состоянии и считает, что это нормально, приходится иногда даже воспрепятствовать, не дать ему участвовать в богослужении, а то даже и к чаше попросить не подходить, как бы это больно ни было.

    Я могу сказать: «Считаю, что тебе не нужно причащаться в этом состоянии. Не потому что ты не достоин, но не нужно, потому что это не даст доброго плода». Я не отталкиваю насовсем, нет, я говорю, что именно его нераскаянное состояние является препятствием. Кстати, когда человек искренне раскаивается, он без обиды и отходит: «Простите, я не подумал. Конечно, я протрезвею и приду». Хотя, бывает, и права качают: «Я же пришел!»

    Хорошо, когда приход целиком формирует свое отношение к потреблению алкоголя. В Сергиевском храме в этом году престольный праздник прошел трезво. Не то чтобы я запретил, просто сказал: «Давайте не будем выставлять. Если кто-то попросит, пусть сходит и возьмет, знает, где сухое вино есть, но выставлять не будем». На самом деле сидели, ели, песни пели, общались, и никто не пожелал, не сказал: «Давайте принесем, или давайте я схожу». Абсолютно. Гости подъезжали, уезжали и разошлись где-то к полуночи, спокойно пережив безалкогольный вариант празднования.

    Прихожане Сергиевского храма села Трубино, давшие обет трезвости, со священником. Фото: mepar.ru

    Обет трезвости

    8 марта этого года 10 человек в нашем храме дали обет трезвости. Практика семейных клубов предполагает, что человек может дать такой обет, но не сразу – через полгода-год. Это давняя церковная традиция. Обет дается обычно во время постов.

    Человек решается на трезвую жизнь и понимает, что исполнить обещание не в его человеческих силах. Поэтому изъявление и совершается во время особого молебна, в котором просят помощи Божией, чтобы человеку дать силы, укрепить к несению вот такого нелегкого, особенно в наше время, трезвого состояния.

    Сначала такой обет дается на небольшой срок – например, на время поста. Человек говорит так: «Я в этот пост, благослови, Господи, не буду употреблять алкоголь, воздержусь». И воздерживается. Укрепляется так постепенно. Когда чувствует, может попробовать и большее время, просит благословения духовника, об этом в клубе сообщает и уже тогда принимает решение. Община клуба его поддерживает в этом случае.

    Человек осознает, что это его беда, а не вина. Это то, что отравляет ему жизнь, причем все стороны – это био-, психо-, социо-, духовное повреждение. И даже небольшое потребление вызывает часто не те реакции, которые человек ожидает. Человек думает: «Я чуть-чуть выпью и расслаблюсь, утешусь, мне станет легче». Он действительно что-то пытается употребить немножко, а эйфории этой, которая была в дни начала его употребления – нет. Он выпил чуть-чуть, а у него внутри уже эта страстишка говорит: «Еще!» У него внутри всё начинает гореть, тяга еще больше, еще сильнее, еще, еще.

    Задача обета – освободить человека от рабства. Это не внешний запрет, а это решение человека об изменении поведения, об изменении образа жизни: «Я решаюсь, что это время я проживу по-другому. Я не знаю, удастся ли это время мне так прожить, но я изъявляю желание и прошу на это помощи Божьей».

    Если нарушил – скорее всего, потому, что сильно понадеялся на свои силы. Какое может быть возмездие страдающему человеку? Он сам уже наказал самого себя тем, что он к привычному для него чувству вины от употребления алкоголя добавил еще чувство вины от нарушения обета. И так у него всё внутри оборвалось, и он не знает, как вновь быть: «Я же нарушил, что теперь делать?» Конечно, лично я испытываю в таких случаях сочувствие.

    Вставать и не отчаиваться

    Еще в древнем патерике мы можем прочитать, когда к одному из старцев пришел молодой монах и исповедался в каком-то грехе. Патерик не приводит название этого греха, но говорит, что это было падение, человек впал в грех, опять упал и говорит: «Что мне делать, отче?» Он говорит: «Вставай». Приходит через некоторое время и говорит: «Отче, я опять пал». – «Вставай». Опять приходит через некоторое время и говорит: «Отче, я опять пал». – «Вставай». И тот уже в изнеможении от своего такого состояния говорит: «Сколько же так может продолжаться?» – «Может и до смерти».

    Человек может падать и до смерти самой, то есть всю жизнь. Наша задача – помочь человеку подняться, укрепить его, чтобы у него были силы – вставай и опять делай.

    Наверное, самое важное для людей церковных и не церковных – не пытаться только своими силами действовать, потому что человеку в одиночестве это не победить. Все истории, которые связаны с этим, чаще всего поддерживают тот миф, что человек сам может с этим справиться, нужно только пережить, как-то перебороть себя. Это миф. Те люди, которые стали абстинентами или воздержанниками, они либо не имели зависимости, хотя, может быть, и крепко употребляли, либо это случай из ряда вон, когда действительно происходит такое чудо, когда человек раз, и по какой-то причине отказался, и это получилось. Бывают люди очень мощной силы воли, она еще не разрушилась грехом – раз, сказал слово, и как отрезало, переломался и всё. Но чаще всего надо искать помощь, не бояться просить, признаться, что да, мне эта помощь нужна.

    Бог, как мы знаем, действует через людей очень часто. Чаще всего так и есть, не напрямую, а через такие семейные клубы, через общины трезвости, через тех неравнодушных людей, которые организовывают дома трудолюбия, дома милосердия, то есть такие же общины, где люди тоже живут трезво, трудятся, работают, приобретают новые навыки, другие специальности осваивают. То есть не бояться признаться, что у меня есть трудности, поискать помощь.

    Не быть одному, искать, как Иоанн Златоуст говорил еще в IV веке: «Составляй человек, товарищество для того, чтобы истреблять страсть к пьянству».

    Что еще почитать