Как быстро покрасить потолок водоэмульсионной краской. Красим потолок водоэмульсионной краской вручную и краскопультом

Ищите эффектный, но недорогой способ преобразить свой интерьер? Отличный вариант – лепнина из гипса. Преимущества такого декора очевидны: во-первых, он не требует серьезных финансовых затрат, во-вторых, его легко сделать своими руками, в-третьих, с ним ваше жилище приобретет истинную индивидуальность. Кроме того, гипсовые элементы могут иметь практически любую форму – убедитесь в этом, оценив фото подобных украшений в интерьере. Хотите «поселить» такой декор и в своем доме? Если ответ утвердительный, к вашему вниманию детальная инструкция и видео изготовления лепнины в домашних условиях.

Подготовительные процедуры

Перед тем как приступить к созданию лепнины, необходимо запастись рабочими материалами и инструментами, подготовить эскиз будущего декора и изготовить для него формочку.

Вам понадобится:

  • шпатели и ножи разного формата;
  • строительный гипс;
  • художественный или строительный пластилин;
  • кисточка;

  • замазка на основе силикона;
  • силиконовое масло;
  • разделительная смазка;
  • краска;
  • бесцветный лак.

Если вы впервые занимаетесь лепниной, желательно создать эскиз будущего декора. Продумайте дизайн и габариты изделия, нанесите рисунок на бумагу, а затем вылепите прототипную модель украшения из глины или пластилина.

Совет. Если не уверенны, что у вас получится красивая модель, можете просто купить полиуретановые прототипы лепнины – они есть во всех строительных магазинах.

  • изнутри обработайте прототипную модель разделительной смазкой;
  • смешайте замазку на силиконовой основе и силиконовое масло;
  • кистью нанесите полученную смесь на модель – толщина покрытия должна быть не меньше 4-5 мм; максимальный размер будет зависеть от сложности задуманного декора.

Важно наносить силиконовую смесь плавными мазками, чтобы под ней не оставались пузырьки воздуха – в последующем они спровоцируют возникновение неэстетичных углублений, которые испортят вид лепнины.
Когда состав высохнет, отделите модель от готовой формочки.

Справедливости ради нужно отметить, что формочку тоже не обязательно делать своими руками – если хотите перестраховаться, можете купить ее в магазине товаров для рукоделия.

Изготовление лепнины

Теперь переходите к подготовке гипса: небольшими порциями смешайте 10 частей сухого материала с 7 частями воды, а затем тщательно их размешайте. Чтобы придать составу пластичности, добавьте немного ПВА-клея – благодаря ему снизится риск растрескивания декора. Перемешивайте смесь до тех пор, пока ее консистенция не будет напоминать сметану. Далее следует непосредственный процесс создания лепнины:

  • Обработайте формочку разделительной смазкой, чтобы гипс не сцепился с силиконом.
  • Кисточкой нанесите первый слой гипса.

  • Залейте раствор в форму, непрерывно распределяя его вибрирующими движениями, чтобы исключить возникновение пузырьков воздуха – в них часто накапливается влага, что разрушает лепнину. Заливать нужно до самых краев – лишнюю смесь можно будет убрать ножом или шпателем.

Важно! Учитывайте, что гипсовая смесь уже через 3 минуты после замешивания теряет текучесть, а через 8-10 – пластичность, поэтому заливать состав в формочки нужно очень оперативно.

  • Широким шпателем тщательно разровняйте поверхность смеси.
  • Приблизительно через 20 минут после заливки аккуратно извлеките гипсовый элемент из формы. Для окончательной просушки отложите лепнину на сутки.

Финишная доводка и монтаж

Когда изделие начнет белеть, переходите к финишной доводке. На этой стадии нужно подкорректировать все недочеты и придать лепнине завершенный вид. Первым делом, если остались неровности, обработайте их мелкой наждачкой. Затем полностью загрунтуйте обратную сторону изделия.

В результате своей работы вы получите белую лепнину с изящным слегка мраморным рельефом, но это не обязательно должен быть ее финишный облик – изделие можно окрасить в любой цвет. Для этого используйте краску для стен на водной основе. Если состав слишком густой, дополнительно разведите ее водой. Наносите краску маленькой кисточкой с мягким длинным ворсом – так вы сможете покрыть все рельефные поверхности. После того, как лепнина высохнет, обработайте ее прозрачным лаком, чтобы защитить слой краски.

Теперь осталось установить декор. Делать это можно только через 3 дня после заливки. Перед монтажом нужно подготовить рабочую поверхность, которая буде непосредственно украшаться: тщательно очистите ее и слегка увлажните водой. Потом приготовьте клеящий раствор для фиксации лепнины: смешайте 40% ПВА-клея и 60% воды. Сначала нанесите состав на рабочую поверхность, а затем – на обратную сторону лепнины. Далее легкими притирающими движениями закрепите изделие на поверхности. Остатки клея нужно быстро убрать, чтобы он не засох. Если после монтажа остались некрасивые стыки или отверстия, зашпаклюйте их гипсовым составом.

Лепнина из гипса – не только отличный инструмент для декорирования интерьера, но и интересный способ творческого самовыражения. Так что, если хотите одновременно и сделать свое жилище неповторимым, и вдоволь проявить фантазию, при этом не сильно опустошив кошелек, смело беритесь за изготовление такого декора.

Как делать лепнину своими руками: видео

Лепнина из гипса в интерьере: фото




















Подобранный со вкусом архитектурный декор способен преобразить интерьер помещения, придать ему изысканность и превратить обычное жилое помещение в дорогие апартаменты. С помощью лепнины на стенах комната наполниться уникальными оттенками эмоций — от классической строгости и чистоты до царственной пышности. Выбирая для оформления своей квартиры подобные декоративные элементы, следует ориентироваться на свой вкус и требования, которые предъявляет в этом плане выбранный стиль интерьера. Фрагменты орнаментов и лепнина в любом случае должны быть уместными.

История лепнины

Впервые в нашей стране о лепнине узнали на рубеже 17 - 18 веков. Этот декор достаточно быстро завоевал невиданную популярность среди архитекторов, потому что он в силу использовавшегося материала в лучшую сторону отличался от привычной для того времени позолоченной резьбы плавностью форм, особым матовым светом и удивительной игрой светотени. Лепнина прекрасно смотрелась на стенах пастельных тонов - нежно-голубого, светло-зеленого, розового. Довольно быстро лепным декором начали оформлять потолки и окна, камины и арки.

Сначала лепнину изготавливали из дорогого мягкого камня посредством традиционной резьбы по дереву. Но уже скоро на смену пришли более дешевые материалы - алебастр и гипс. Для изготовления таких изделий использовалась смесь из глины или гипса с крошкой мрамора. Важно отметить, что всегда лепнину делали вручную, что придавало каждому фрагменту особый дух оригинальности и отражало талант мастера.

Первое использование лепнины из гипса в украшении интерьеров датируется периодом барокко. Данный стиль отличался причудливостью собственных изгибов. И такой декор как нельзя лучше смягчал округлостью своих форм прямые линии. В период барокко наиболее часто «лепили» изображения ангелочков и амуров, букеты цветов, гирлянды из листьев, фруктов и плодов. На закате 18 столетия сказочное безумство и пышность барокко уступило место строгому классицизму.

Элементы лепнины в классическом стиле подчеркивали все горизонтали и вертикали интерьера. В силу лаконичности и симметричности орнаментов классицизма, рельеф лепного декора противопоставлялся гладким поверхностям и правильным геометрическим фигурам. С началом 19 столетия в Россию пришел новый стиль ампир, и усилилось внимание к военной тематике. В декоре наиболее часто использовались лавровые венки, оружие и факелы. С приходом модерна лепнина снова наполнилась кривыми линиями, весьма простыми и лаконичными.

Современные тенденции

Мода сегодняшнего дня в себе сочетает элементы декора барокко и модерна, классицизма и современных стилевых направлений, к примеру, лепнина 3д. Не иссякла потребность в лепнине, как и раньше эти украшения дорого ценятся любителями архитектурного изыска. Когда речь заходит о декоративном украшении интерьера, у лепнины почти не остается конкурентов. Лепнина придает внутреннему убранству комнат особый шик, что сравним с красотой античных театров.

Лепнина служит сегодня рельефным украшением фасадов зданий и внутреннего пространства. Ассортимент достаточно многообразен: колонны, карнизы, пилястры, потолочные розетки, кронштейны, купола, розетки и другое. Лепной декор на данный момент выступает самым распространенным видом декора, позволяющим копировать исходную модель многократно.

Гипсовая лепнина

Обычно на протяжении веков для изготовления лепнины применялся гипс. Благодаря теперешним пластифицирующим компонентам изготавливаемая гипсовая лепнина выгодно отличается стойкостью к механическим повреждениям и существенной прочностью. Прекрасные физические свойства гипса дополняются эстетическими характеристиками. Преимущество гипсового декора кроется в том, что гипс - это натуральный материал.

Гипс устойчив к плесени, его поверхность не служит благоприятной средой для обитания микроорганизмов. Но у подобной лепнины существует несколько недостатков, главный из которых - тяжелый вес, что приводит к некоторым проблемам во время монтажа. Иногда несущие конструкции не выдерживают вес изделия.

Полиуретановая лепнина

Лепнина из полиуретана составляет соперничество гипсовым изделиям. Полиуретан устойчив к пагубному воздействию воды и колебаниям температуры, это очень легкий материал, что позволяет закреплять лепнину из полиуретана на потолках при помощи клеевых смесей. Благодаря пластичности можно изготавливать полиуретановую лепнину любой сложности. И когда захочется изобразить что-то крайне необычное, то вы сможете это легко сделать.

Из-за природных свойств полиуретан тяжело расплавить. Соответственно, полиуретановые изделия можно размещать в непосредственной близости от раскаленных светильников. Именно поэтому лепнина европласт получила в интерьере квартир широкое распространение. Помимо этого, полиуретан в отличие от гипса легко поддается покраске, существенно расширяя дизайнерские возможности.

Изготовление лепнины

Вы уже знаете, что лепной декор способен лучшим образом преобразить жилое помещение. При желании можно купить лепнину. А можно пофантазировать и изготовить изделие своими руками. Чтобы самостоятельно сделать украшение из гипса, рекомендуется обратить внимание на несколько основных этапов процедуры, следуя которым получиться изготовить много интересных вещей для своего интерьера.

Эскиз для создания украшений

Технология изготовления лепнины включает последовательное выполнение нескольких задач, а начинать изготовление изделия стоит из создания модели украшения из пластилина. Модель необходима для того, чтобы в будущем по ней отлить гипсовое украшение. Делается пластилиновая модель несколько больше, чем предполагаемый предмет. Использование пластилина позволяет менять форму вещи неограниченное количество раз, пока не выйдет то, что вам нужно.

После изготовления модели необходимо выполнять действия в такой последовательности. Разведите гипс до консистенции сметаны, после чего нужно нанести первый слой на эскиз с помощью кисточки, чтобы все углубления тщательно промазать. Второй и остальные слои гипса принято наносить лопаточкой. Всю массу оставьте на один час сушиться, затем снимите с пластилиновой модели форму.

Если предмет имеет внушительные размеры, после первого слоя гипса уложите арматуру из медной сетки. Завершающим этапом создания формы для лепнины выступает покрытие эскиза шеллаком или мебельным бесцветным лаком с внутренней стороны. Это необходимо сделать, чтобы при отливке изделия не приставал гипс.

Изготовление изделия

Когда готов эскиз для лепнины, можно приступить к процессу изготовления изделия. Прежде всего, подготовьте материал, то есть разведите гипс до консистенции, что похожа на консистенцию сметаны. Заливать материал необходимо так: сначала залейте в форму небольшое количество гипса и кисточкой распределите в мелкие углубления. При распределении состава следите, чтобы в нем не образовались пузырьки воздуха.

После распределения гипса по углублениям вылейте оставшийся материал в форму таким способом, чтобы заполнить ее гипсом до самого основания. Поверхность нужно разровнять шпателем до образования идеальной гладкости по возможности. Это нужно, чтобы при монтаже лепнина на потолке ровно ложилась. Гипс твердеет около суток. Хорошо высохшее изделие немного звенит при постукивании.

После затвердения материала гипсовое изделие аккуратно вынимается из формы. При необходимости все недостатки можно устранить с помощью скальпеля. Финальной работой выступает шлифовка лепнины мелкой наждачной бумагой для устранения поверхностных изъянов.

Монтаж лепных изделий

Монтаж лепнины проводится просто и быстро. Прежде всего, нужно очистить участок, на который планируется клеить изделие, от побелки и других загрязнений. Если был выбран карниз в качестве украшения, то необходимо отметить точные границы его пролегания, а для потолочных розеток - нарисовать круг, в который изделие будет монтироваться.

После набрасывания участков с помощью зубила сделайте в изделии и на поверхности насечки. Это нужно для лучшего сцепления клеящейся основы с материалом. Клеят лепнину на раствор из гипса, куда добавляют столярный клей в пропорции 3% клея от массы раствора. Затем подготовленная поверхность стены или потолка смачивается водой, лепные детали тоже смачиваются, и на них наносится кисточкой раствор. Установив лепное изделие на место, его следует слегка подвигать, и шпателем снять излишки раствора.

В завершении гипсовую лепнину стоит покрасить. Чаще всего используют водорастворимую эмульсионную матовую краску для потолков. Чтобы не допустить разницы в цвете, рекомендуется производить покраску лепнины вместе с потолком. Гипсовые изделия обязательно должны полностью высохнуть, их нужно очистить от пыли. Если лепной декор установлен в помещении с увеличенной влажностью, то лепнину подвергают пропитке влагоотталкивающими растворами.

Современные помещения отличаются однообразием: параллельные вертикальные и горизонтальные плоскости создают квадратное или прямоугольное пространство. От обыденной и привычной обстановки можно уйти, и наиболее часто используемым и эффективным из способов считается лепнина или панно лепнина в интерьере, которая способна удачно подчеркивать достоинства комнаты и визуально выделять наиболее важные акценты в помещении.

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

В предложенной статье описан процесс изготовления гипсовой лепнины от и до , которую при желании можно изготовить в домашних условиях. Причем любой формы и стиля, но при одном условии - если вы умеете что-то лепить из пластилина. Не обязательно быть профессиональным скульптором, обладающим "объемным" видением предметов, достаточно уметь вылепить из того же пластилина хотя бы ромашку или, допустим, морковку с яблоком:) в барельефе, которые и послужат в дальнейшем моделью для изготовления прекрасного потолочного карниза из гипса на кухне!

Переходим к сути процесса. Как пример, на фото показан пример изготовления гипсового карниза с орнаментом виноград.

Первым делом, на отрезке гладкого карниза из полиуретана или гипса, лепим фрагмент орнамента Виноград из пластилина. Как вы уже поняли, он и послужит в дальнейшем моделью для будущего потолочного карниза из гипса с орнаментом Виноград.


Далее модель покрывается формовочным силиконом, выполняющий функции формы для заливки гипса.В нашем случае использовался двухкомпонентный силикон SК 764, состоящий из силикона (жидкой резины) и отвердителя.

Пропорции смещивания - на 100 гр силикона добавляем 2 кубика (2 гр) средних размеров шприца и тщательно, при помощи палочки, быстро перемешиваем и тут же заливаем на пластилиновую модель.


Через 24 часа заливаем 2-ой слой и тут же аккуратно накрывем его маленькими квадратиками заранее нарезанной марли из обычного медицинского бинта. Марля служит армирующим компонентом для резиновой формы.


На следующий день заливаем 3-ий слой. Все, форма готова! Но пока не снимаем с пластилина. Следующий шаг - нужно сделать "поддон"- основу для полученной формы из резины. Для этого на застывший силикон накладываем жидкий раствор из гипса. Раствор делаем в соотношении 1 к 1 (вода и гипс). Гипс схватывается очень быстро, поэтому работать с ним надо учень шустро.


Вернюю часть поддона, как видно на фото, аккуратно срезаем и выравниваем длинным малярным шпателем. С начала работ с гипсом до завершения нужно уложиться примерно минут за 20. Как только гипсовый поддон схватится и остынет (гипс при затвердевании нагревается до 50 градусов из-за расширении структуры гипса), снимаем его, переворачиваем и кладем его на стол. Вслед за ним снимаем с пластилина силиконовую форму, промываем ее в мыльном растворе, и кладем ее на поддон. Форма готова к отливке!


В ниши силиконовой формы заливаем жидкий гипс, который после затвердевания (20-30мин) аккуратно извлекается из силикона.

Данную операцию повторяем 4 раза - отливаем 4 фрагмента орнамента Виноград, нужные нам для сборки на Главной модели карниза.

Жду ваших отзывов!

Источник

В статье рассматривается один из наиболее оригинальных и трудоёмких способов украшения стен квартиры: художественная лепка. Считается, что это явление принадлежит уже прошедшим эпохам, но действительность показывает, что лепка находит применение и в современных интерьерах.

Лепка в интерьере

Лепка на стене считается оригинальным, пусть и не популярным вариантом украшения жилья. Несмотря на немалое количество альтернативных и искусственных изделий, классическая художественная лепка ещё не утратила актуальности.

Что такое лепнина на стенах

Лепнина и барельефы на стенах это способ украсить помещение оригинально и добавить общему виду некоторого шарма.

Вопреки многочисленным заблуждениям, гласящим, что лепнина это не только дорогостоящий, но и сложный технологический процесс, на самом же дело это доступный способ декорирования, с которым справится любой терпеливый и не лишенный фантазии мастер.

Лепнина на стенах это узорные, фигурные и в целом художественные украшения, которые могут изготавливаться из различных материалов.

Лепнина на стенах в квартире: где можно использовать


Лепнина на стенах в современной квартире может получать массу способов применения. Прежде всего, это, конечно же, жилые помещения, где подобная отделка занимает обширное пространство на стене. При желании возможно варьировать габаритами и объёмом декорации, как угодно. Менее распространена лепнина в помещениях иного назначения, таких как, к примеру, кухня либо ванная комната, ибо в таких местах более важную роль играет практичность, а не эстетические качества.

Как сделать лепнину своими руками в домашних условиях

Изготовить лепнину на стене своими руками вполне возможно даже не имея строительных навыков либо художественного образования.

Однако, прежде чем, приступать к данному процессу, понадобится произвести подготовку. Это подразумевает, прежде всего, подготовку поверхности стены, которую желательно выровнять, а ещё в обязательном порядке прогрунтовать и обеспылить.

Выбор материала


Для создания объёмных изображений на стенах, призванных служить оригинальным украшением интерьера потребуется использовать любой пластичный материал. Среди возможных вариантов можно отметить:

  • Гипс.
  • Штукатурка.
  • Глина.
  • Алебастр.

Выбор материала осуществляется, прежде всего, отталкиваясь от стоимости материала, а также его характеристик.

Формирование эскиза или каркаса


После того, как стена была должным образом обработана, а материал для лепки подготовлен, необходимо побеспокоиться о формировании эскиза. Следует отметить, что эскиз будет одним из важнейших моментов в рассматриваемом процессе, а также он оказывает влияние на успех всей операции декорирования.

  • Для создания эскиза и будущего трафарета можно использовать плотную бумагу или картон.
  • Необходимое изображение рисуется, срисовывается либо распечатывается на лист, а затем вырезается по контуру.
  • После этого, его необходимо поместить под пленку, целлофан или иное подобное покрытие. Полученное изделие будет служить трафаретом для будущей лепки.
  • Вырезанный фрагмент с необходимыми контурами приложить в нужном месте к стене и при помощи, к примеру, карандаша или иного подобного инструмента, продавить контуры изображения в слой шпаклевки.

Лепка из гипса на стене


Гипс — это пластичный и гибкий материал, которому можно придавать любые формы, он быстро застывает. Перед нанесением гипс заливается водой и тщательно размешивается, после чего вооружившись скальпелем с ножом и проволокой с формами можно приступать к изготовлению лепки из гипса на стене своими руками.

Засыхание

Гипс отличается склонностью к ускоренному застыванию, поэтому не рекомендуется выполнять сложные детали, требующие длительного изготовления. Продолжительность и особенность процесса засыхания зависят также от густоты раствора.

Вскрытие лаком

Окончательная отделка потребует обеспечения защитного покрытия. Это необходимо не только для сохранения эстетических качеств, но также для предохранения лепки от осыпания и разрушения. Вскрытие акриловым лаком считается одним из лучших вариантов в данном случае.

Примеры лепнины в интерьере комнаты


Лепнина на стенах в современных квартирах может быть абсолютно разнообразной. Это зависит не только от фантазии хозяев либо мастера, но также от:

  • отведенной для декора площади;
  • выбранных материалов;
  • особенностей помещения и некоторых других факторов.

Цветы


Цветы, виноградные лозы и растительные образы часто становятся изображениями, используемыми в лепнине на стенах. Как правило, они просты в исполнении из-за симметричности форм и простоты линий.

Животные


Животный мир является менее распространенным мотивом в изображениях создаваемых лепниной, поскольку вписывается не в каждое помещение, а для создания качественных работ потребуется привлечение мастера.

Геометрия


Геометрические линии, фигуры, замысловатые узоры это оригинальный способ декорировать стену практически любого помещения. Такие узоры нейтральны и вписываются в большинство интерьеров, кроме того, они просты при создании.

Античные фигуры


Являются одними из сложнейших изображений. Для их создания понадобится не только опытный мастер, но также качественные материалы, хорошие инструменты и грамотный подготовительный процесс.

Какая лепнина на стенах своими руками делается быстрее всего

Как уже было упомянуто, гипс является одним из наиболее «быстрых» материалов, несмотря на то, что потребует определенной сноровки. Он легко и быстро наносится, требует минимум усилий и инструментов, а ещё быстро застывает.

Что стоит учитывать


В зависимости от специфики планируемых работ, определяется перечень преимуществ и недостатков, с которыми следует предварительно ознакомиться и принять решение.

Уход

Декоративная лепка требует регулярного ухода, но это не простой процесс. Её необходимо промывать мягкими моющими средствами, не содержащими абразивов или кислот.

Реставрация

Восстановление лепнины производится при помощи тех же материалов, что использовались при создании узора, в случае крупных повреждений. Для более мелких и незначительных дефектов можно использовать гипс либо шпаклевку. Отдельные элементы при необходимости отливаются отдельно либо формируются после нанесения смеси.

Лепнина на стенах является одним из наиболее оригинальных и экзотичных способов придать интерьеру солидности и оригинальности.

Полезное видео

Что еще почитать