Инфраструктура предприятия обеспечивает условия деятельности предприятия. характер хозяйственных связей с партнерами

Структура - это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых - изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цеха или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса.

Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов.

Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагаются задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленением процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и производственные операции.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.

Элементы производственной структуры

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цеха. Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами. На рабочем месте может работать один рабочий (например, токарь на токарном станке, слесарь у тисков) или группа, бригада рабочих (например, кузнец, нагревальщик, подавальщик - у кузнечного молота, бригада слесарей - у сборочного стенда). В ряде случаев создается многостаночное рабочее место, когда один рабочий использует две или несколько единиц оборудования.

Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На мелких и средних предприятиях, где введена бесцеховая структура, производственный участок может обладать чертами, характерными для цеха (см. ниже). Только степень административно-хозяйственной самостоятельности у такого участка меньше, чем у цеха, и обслуживающий аппарат значительно более ограничен, чем аппарат цеха. На производственном участке, помимо основных и вспомогательных рабочих, имеется руководитель - мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором - по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех - наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними связями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, представляет собой обособленную в организационном, техническом и административном отношении производственную единицу и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

Обычно различают следующие виды цехов и производственных участков: основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные.

В основных цехах и на производственных участках либо выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению основного сырья или полуфабрикатов в готовую продукцию предприятия (например, литейные, механические и сборочные цеха на машиностроительном заводе), либо же выполняются все стадии производства по непосредственному изготовлению какого-либо изделия или части его (цех холодильников, цех круглых калибров и т. д.)

Вспомогательные цеха или участки способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов: оснащают их инструментом, обеспечивают энергией и т. д. К числу вспомогательных относятся ремонтные, инструментальные, модельные, энергетические и некоторые другие цехи.

Обслуживающие цеха и хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов, занимаясь транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и т. п.

Побочные цеха занимаются использованием и переработкой отходов основного производства (например, цех ширпотреба).

Эти принципы лежат в основе структуры предприятия любой отрасли промышленности. Особенно много общего у предприятий в построении вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Ремонтный и энергетический цеха, транспортное и складское хозяйства создаются на предприятиях любой отрасли промышленности. На машиностроительном предприятии имеется инструментальный цех, а на текстильной фабрике - валичная и челночная мастерские, которые изготовляют инструмент, необходимый для текстильного производства.

Вместе с тем предприятия различных отраслей промышленности имеют и индивидуальные особенности в структуре, которые определяются главным образом характером основного производства. Что же касается организаций по обслуживанию работников, то они, как правило, однотипны с теми, которые имеются на предприятиях других отраслей промышленности.

Специализация цехов

Основные производственные цеха формируются в соответствии с профилем предприятия, а также в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом перед ними ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий, возможности оперативной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.

Специализация цехов принимает следующие формы: предметная; подетальная (поагрегатная); технологическая (стадийная); территориальная, а также смешанная.

Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции. Например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цеха по производству карамели, по производству печенья и по производству тортов. Общим для этих различных цехов является единое инженерно-техническое обслуживание, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции, складские помещения, что снижает их общие производственные расходы.

Подетальная (поагрегатная) специализация наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов. Например, на автомобильном заводе в специализированных цехах отдельно изготовляются двигатели, отдельно - коробка передач, кабина и т. д. Все эти агрегаты передаются в цех сборки, где из них и собирается готовый автомобиль.

Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе движения предметов труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Так, на текстильном комбинате сырье вначале поступает в чесальный цех, где превращается в волокно. Последнее идет в прядильный цех. Из волокна в этом цехе прядут нити, из которых в ткацком цехе изготовляют полотно. Окончательная отделка полотна производится в красильном цехе.

На ряде предприятий с целью улучшения качества обработки, снижения издержек производства или улучшения санитарных условий труда за отдельными цехами и участками закрепляется одна какая-либо технологическая операция. Например, окраска отдельных узлов и деталей, из которых комплектуется готовая продукция. Это могут быть операции термической обработки, сушка материалов и прочее, т. е. отдельная технологическая стадия изготовления готовых изделий. Стадийная специализация цехов и участков широко используется почти во всех отраслях промышленности, в строительстве, частично в сельском хозяйстве.

Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях.

Смешанный тип производственной структуры часто встречается в легкой промышленности (обувное, швейное производство), в машиностроении и в ряде других отраслей. Этот тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: он обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, снижение себестоимости продукции.

Совершенствование производственной структуры подразумевает расширение предметной и смешанной специализации, организацию участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизацию вспомогательных подразделений предприятия.

Вспомогательные и обслуживающие производственные процессы оказывают существенное влияние на экономику предприятия. Для основного производства необходимо снабжение материалами, полуфабрикатами, энергией различных видов, инструментом, транспортом. Выполнение всех этих многообразных функций составляет задачу вспомогательных подразделений предприятия: ремонтного, инструментального, энергетического, транспортного, складского и т.д. Несмотря на то, что многие работы по обслуживанию производства (изготовление запасных частей, инструмента, средств малой механизации и транспортных средств и т.п.) могут быть выполнены на специализированных предприятиях или заводах, изготавливающих оборудование, удельный вес таких работ на современных предприятиях достаточно велик.

Вспомогательные и обслуживающие подразделения образуют производственную инфраструктуру предприятия.

Производственная инфраструктура предприятия – это комплекс подразделений и служб, главная задача которых - обеспечение нормального (без перерывов и остановок) функционирования основного производства и всех сфер деятельности предприятия.

Состав производственной инфраструктуры предприятия определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями.

Нормальный ход производственного процесса может протекать только при условии бесперебойного обеспечения его материалами, заготовками, инструментом, оснасткой, энергией, топливом, наладкой, поддержание оборудования в работоспособном состоянии и т. д. Комплекс этих работ составляет понятие технического обслуживания производства или производственной инфраструктуры.

Техническое обслуживание производства является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса. Техническое обслуживание производства включает функции по обеспечению технической готовности средств производства и движение предметов труда в процессе изготовления продукции.

Инструментальные службы и цехи завода должны своевременно обеспечивать производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. От работы инструментальных цехов и служб в значительной степени зависят внедрение передовой технологии, механизация трудоемких работ, повышение качества изделий и снижение их себестоимости.

Ремонтные цехи и службы завода обеспечивают рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. Качественный ремонт оборудования увеличивает сроки его службы, снижает потери от простоев и значительно повышает общую эффективность работы предприятия.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии и организуют рациональное ее использование. Работа этих цехов и служб способствует росту энерговооруженности труда и развитию прогрессивных технологических процессов, базирующихся на использовании энергии.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства и службы обеспечивают своевременную и комплексную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависит ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов.

Цехи и службы вспомогательного и обслуживающего производства прямо не участвуют в создании основной продукции завода, но своей деятельностью способствуют нормальной работе основных цехов.

Общими характерными признаками организации производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях являются:

Низкий уровень концентрации, специализации и кооперирования;

Мелкосерийный и индивидуальный характер производства;

Партионный и единичный методы организации производства;

Отсутствие в ряде случаев обоснованных расчетов нормативов организации производства;

Низкий уровень механизации труда;

Значительная доля занятых работников;

Низкая производительность труда и высокие затраты на производство продукции, оказание услуг, проведение работ.

В настоящее время на большинстве машиностроительных заводов весь комплекс работ по техническому обслуживанию выполняется самими предприятиями, что приводит к большим нерациональным расходам: распыленности средств, рабочей силы, оборудования и т. д.

Раздробленность вспомогательных служб, низкий уровень их специализации препятствуют созданию соответствующей технической базы и прогрессивных форм организации вспомогательных работ. Для вспомогательных производств характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительными затратами ручного труда, а изготавливаемая продукция значительнo дороже и менее качественна, чем на специализированных предприятиях. Например, изготовление отдельных видов инструмента и запасных частей в инструментальных и ремонтных цехах машиностроительных заводов в два-три раза дороже, чем на заводах станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.

Недооценка роли вспомогательных хозяйств привелa к существенному разрыву в уровне техники и организации основного и вспомогательного производства, специфика работ по обслуживанию производства во многих случаях затрудняет возможности их механизации и регламентации. Это привело к высокой численности вспомогательных рабочих, достигающей более 50% от общего количества рабочих машиностроительных предприятий, в то время как в ряде индустриальных стран эта цифра вдвое ниже. Например, численность ремонтников в общей численности работающих на предприятиях в США составляет 5%, а нашей стране -- 15%; транспортников соответственно - 8 и 17%, что обусловлено, главным образом, различным уровнем специализации и механизации работ по техническому обслуживанию производства. В США преобладающая часть работ по обслуживанию производства выполняется специализированными фирмами, 88% машиностроительных предприятий не имеют своих инструментальных цехов и приобретают весь инструмент со стороны.

Во вспомогательном производстве и техническом обслуживании на предприятии может быть занято до 50% всех рабочих. Из общего объема вспомогательных и обслуживающих работ на транспортно-складские приходится приблизительно 33% , на ремонт и обслуживание основных фондов – 30%, на инструментальное обслуживание – 27%, на энергообслуживание – 8% и на прочие работы – 12%. В результате, на ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное и складское обслуживание приходится примерно 88% общего объема этих работ. От их правильной организации и дальнейшего совершенствования в наибольшей мере зависит повышение эффективности технического обслуживания производства в целом.

Повышение технической оснащенности предприятий, механизация и автоматизация основного производства вызывают необходимость коренного совершенствования техники и организации вспомогательных работ, приближая их к уровню основного производства.

Инфраструктура предприятия – это те службы, которые выполняют обеспечивающие функции для нормального функционирования основных профильных видов деятельности предприятия. Они обслуживают основное и вспомогательное производство.

На рис. 3.1 приведена схема инфраструктуры предприятия.

Рис. 3.1 Общая схема инфраструктуры предприятия

Производственная инфраструктура на предприятии нацелена на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования самого предприятия.

В инфраструктуру входят:

- инструментальное хозяйство;

Ремонтное хозяйство;

Материально-техническое снабжение;

Транспортное хозяйство;

Организация сбыта продукции;

Информационные коммуникации на предприятии.

Инструментальное хозяйство создается для обеспечения производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Один из самых сложных видов работ - проектирование и изготовление технологической оснастки. На них приходится более 80% трудоемкости всех работ по подготовке производства. Для изготовления продукции необходимо огромное количество инструментов. Прежде чем организовать производство или приобретение инструмента, необходимо определить потребности в нем. Определение потребности винструменте основано на нормах износа.



Норма износа - этовремя работы инструмента до окончательного его износа.

На практике используются отраслевые нормативы использования инструмента на 1000 станко-часов или 100 единиц готовой продукции.

Важной функцией организации инструментального хозяйства является регулирование запаса инструмента.

Минимальноеколичество инструментов, необходимое предприятию для бесперебойной работы, образует оборотный фонд . Он включает складские запасы в центральном инструментальном складе (ЦИС) и в цеховых инструментальных раздаточных кладовых (ИРК), эксплуатационный фонд на рабочих местах и временно не работающие инструменты (в заточке, ремонте, на восстановлении и проверке). Инструменты на рабочих местах и в ИРК - это цеховой оборотный фонд инструмента,а если добавить к нему инструменты, находящиеся вЦИС, то мы получим общезаводской оборотный фонд инструментов.

Для нормального хранения и своевременной подачи инструментов большое значение имеет организация современного автоматизированного складского хозяйства, в котором создается комплексный запас инструментов и обеспечивается бесперебойная их подача в цеха.Экономия инструментов достигается улучшением условий их работы и эксплуатации. Основной задачей ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Для поддержания оборудования в состоянии полной готовностик работе на предприятии должен осуществляться планово-предупредительный ремонт. Различают текущий, средний и капитальный плановый ремонт.

Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации оборудования, когда происходит замена отдельных частей.

Средний ремонт - это более глубокое вмешательство вработу оборудования, с заменой основных деталей и узлов.

Капитальный ремонт связан с полной заменой основных деталей, узлов, трущихся поверхностей.

Внеплановый ремонт - в случае аварийных ситуаций.

Материально-техническое снабжение - осуществляет прямую и обратную связь с рынком:

Закупает сырье, материалы, топливо;

Призвано сокращать время товародвижения от поставщика до потребителя;

Снижает издержки обращения;

Способствует минимизации запасов материальных ресурсов.

Функции материально-технического снабжения на предприятии:

Планирование материально-технического снабжения на основе баланса обоснованной совокупной потребности и покрытия ее ресурсов из различных источников;

Установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие;

Организация и планирование снабжения производственных подразделений предприятия продукцией прозводственно-технического назначения;

Оперативное регулирование движения материальных ресурсов на основе строгого учета и контроля.

Существуют две формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитной форме снабжения предприятие получает материал непосредственно от поставщика, что ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы; однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает заказы к исполнению. Использование такой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.

Обеспечение материальными ресурсами цехов, участков и других подразделений предполагает выполнение следующего комплекса работ:

Планового установления количественных и качественных заданий по снабжению;

Подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению;

Отпуска и доставки материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления либо на склад цеха;

Оперативного регулирования снабжения в условиях совершенствования технологических режимов, конструкторской и нормативной документации;

Строгого учета и контроля за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия;

Совершенствования организации материально-технического снабжения на предприятии на основе последних достижений науки и практики.

Материально-техническое снабжение всей номенклатурой материальных ресурсов в большой степени зависит от наличия и комплексности производственных запасов на складах предприятия - от складского снабжения.Основная цель планирования запасов является гарантия наличия необходимых видов, объемов и сроков поставки материалов. Планируются главным образом складские, страховые, минимальные и максимальные запасы.

Складские запасы - те, что находятся на складе в наличии во время проверки и планирования. Объем запасов зависит от поступления материалов на склад и его выдачи со склада.

Страховые запасы - те, что обычно не выдаются в производственный процесс. Это так называемые аварийные запасы, которые гарантируют непрерывность производственного процесса при нарушении поставок или в других затруднительных ситуациях.

Минимальный запас - это объем запасов, при достижении которого

поступает сигнал срочного заказа материала. Время подачи заявки на заказ необходимо установить таким образом, чтобы в период до получения заказанного материала страховой резерв остался неприкосновенным.

Максимальный уровень запасов указывает, какие материалы могут быть на складе в максимальном количестве. С его помощью можно избежать чрезмерно завышенного уровня запасов на складе и чрезмерно высоких расходов капитальных вложений, связанных с ведением складского хозяйства.

Допустимый минимальный уровень запасов - это величина, до которой теоретически можно снизить запасы, прежде чем сделать заказ на их пополнение.

Наиболее прогрессивные системы оптимизации материально-технического снабжения включают логистику и систему «канбан».

К логистике относятся все задачи, связанные с управлением, хранением и движением материалов между поставщиками и потребителями.

Основной принцип системы «канбан» - поставка продукции (материальных ресурсов) заказчику способом «точно в срок». На всех фазах производственного цикла требуемые деталь, узел поставляются к месту производственного потребления строго по графику, именно тогда, когда собирается узел, и в том количестве, которое необходимо для ритмичного выпуска строго определенного объема продукции, а узел поставляется тогда, когда он нужен на сборке.

Система сбыта продукции - это завершающая стадия производственного цикла, важнейшего в условиях рынка. Само понятие «сбыт» - это объем реализуемой продукции в заданное время. Сбыт активно влияет на производственную деятельность и качество продукции. Реализация продукции проходит в четыре этапа:

1) заключение договоров на поставку продукции;

2) составление плана реализации;

3) отгрузка продукции потребителям;

4) поступление денег на расчетный счет.

При рассмотрении проблем сбыта предприятие должно располагать не только достоверными данными о спросе на рынке каждого вида производимой продукции, но также и оценкой различных детерминантов спроса. Если на большинство факторов, определяющих спрос, предприятие не в состоянии повлиять (налоги, социальные факторы, международный кризис и т.д.), то на ряд факторов оно может оказывать влияние. Такие факторы принято называть параметрами воздействия на сбыт .

Параметры воздействия на сбыт делятся на:

Исходные - цена товара, его качество и упаковка, сервисное обслуживание, место нахождения предприятия, каналы реализации, ассортимент;

Комбинированные.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры предприятия является транспортное хозяйство . Его основная задача сводится к своевременному и бесперебойному обслуживанию производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

На предприятии, где сложились стабильные и устойчивые грузопотоки (массовое производство), перевозки осуществляются согласно графику, по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять по веерной или кольцевой схемам.

Для веерной схемы характерно одностороннее, двухстороннее и веерное движение транспортных средств.

При одностороннем движении транспорт перемещается только в одну сторону, например детали перемещаются из одного цеха в другой.

При двухстороннем движении осуществляется взаимодействие цехов, например перевозки деталей из механического цеха в термический и обратно.

Веерная схема включает склад и поставку материалов и деталей в цехи со склада.

Недостаток такой схемы организации перевозок заключается в том, что транспортные средства отправляются со склада в цехи максимально загруженными, а возвращаются пустыми. Это снижает эффективность перевозок.

При кольцевой схеме маршрут движения составляют так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой партией груза.

В современных условиях очень важное значение приобретает такой элемент инфраструктуры предприятия, как информационные коммуникации . Характеризуя ресурсы предприятия, мы обязательно говорим об информационных технологиях. Последние достижения в области информационных технологий могут способствовать совершенствованию обмена информацией на предприятии.

При поиске путей совершенствования производственной структуры следует иметь в виду сложность этого процесса.

Основные пути совершенствования производственной структуры:

Поиск и реализация более совершенного принципа построения производственной структуры (для проектируемых предприятий) и использование резервов улучшения структуры (для действующих предприятий);

Рационализация соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

Улучшение планировки предприятия (соответствие генерального плана предприятия выбранным основным технологическим процессам);

Развитие специализации, кооперирования и комбинирования производства:

Унификация и стандартизация процессов и оборудования.

Поскольку процесс перехода к новой производственной структуре более сложен, чем создание новой организационной структуры, следует определить:

Принципы и методы совершенствования, в соответствии с которыми будет улучшаться производственная структура;

Факторы внутренней и внешней среды, которые нужно принять во внимание (производственная структура должна изменяться в соответствии с изменениями внешней среды);

Тенденции совершенствования производственной структуры.

Основной тенденцией совершенствования организационной структуры является переход от линейно-функциональной к дивизиональной и матричной . В отношении производственной структуры это выражается в углублении финансовой самостоятельности и ответственности производственных подразделений предприятия, т.е. в превращении их в центры финансового учета (прибыли и затрат). В этом понимании эффективность деятельности определяется не качеством выполнения закрепленных за ним функций, а финансовыми результатами.

В перспективе предприятия должны перейти к такой производственной структуре, где отсутствуют заготовительные и инструментальные цехи, где сокращено число механических и ремонтных цехов.

Одной из современных тенденций совершенствования производственной структуры продолжает оставаться формирование гибких производственных процессов . Производственная структура предприятия, состоящая из гибких модулей, нацеленных на изменяющиеся потребности, отражает новый характер производства как клиенто-ориентированного, что соответствует новым тенденциям создания совершенной производственной структуры. На это направлены и такие способы и формы ее изменения, как реинжениринг бизнес-процессов, всеобщая система управления качеством по международным стандартам ISO 9000 в ее различных модификациях.

Выводы.

1. Необходимым условием эффективной работы предприятия является построение рациональной производственной структуры. Система устойчивого взаимодействия между подразделениями предприятия (участками, цехами), обусловленная сложившимся разделением и кооперацией труда, образует производственную структуру предприятия.

2. Производственная структура существенно определяет непрерывность производственного процесса, ритмичность изготовления продукции, сокращение размера незавершенного производства, уровень производительности труда, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов предприятия.

3. К факторам, которые определяют производственную структуру предприятия, относятся характер производимой продукции, номенклатура, ассортимент и объем выпуска; уровень специализации и кооперирования производства; уровень развития техники, технологии и организации производства и трудоемкость изготовления продукции.

4. Производственная структура предприятия в любой социально-экономической системе должна обеспечивать пропорциональность всех подразделений предприятия, соответствие организационной структуре и кадровому потенциалу предприятия. Производственная структура предприятия должна быть гибкой и динамичной.

5. Те подразделения, которые обслуживают основное и вспомогательное производство, называются инфраструктурой предприятия. Сюда входят складское и транспортное хозяйство, материально-техническое снабжение на предприятии и организация сбыта продукции. Производственная инфраструктура предприятия должна обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование самого предприятия.

6. Определяя направления совершенствования производственной структуры, нужно учесть, что, поскольку переход к новой производственной структуре - процесс более сложный, чем создание новой организационной структуры, следует определить принципы и методы совершенствования, в соответствии с которыми будет улучшаться производственная структура, факторы внутренней и внешней среды, которые нужно принять во внимание, а также тенденции совершенствования производственной структуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое производственная структура предприятия?

2. Назовите факторы, определяющие производственную струк-

туру предприятия.

3. Какие виды производственных структур вы знаете? Назовите их преимущества и недостатки.

4. Какие требования предъявляются к производственной структуре предприятия?

5. Какое значение имеет совершенствование производственной структуры для предприятия?

6. Для чего предназначена инфраструктура предприятия?

7. Перечислите основные направления совершенствования производственной структуры.

Ни одно выступление политика последнего времени не обходится без призыва к тому, что необходимо развивать инфраструктуру, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и тому подобное. Соответственно, под эти проекты выделяются огромные средства, а результаты видны не всегда, точнее редко. Между тем, для многих граждан страны остается непонятным, что подразумевается под понятием инфраструктуры. До сих пор оно остается чем-то абстрактным и не имеющим отношения к реальной действительности. На самом деле, это не так. Потому я бы хотел дать понимание этого термина и на примерах объяснить, почему инфраструктура, действительно, важна, а также почему от ее наличия и качества будет зависеть развитие страны. Само собой разумеется, что речь будет идти в статье об экономической инфраструктуре.

Экономическая инфраструктура представляет собой необходимое обеспечение (в том числе в виде конкретных объектов и структур) для осуществления воспроизводственного процесса в экономике. Хозяйственная деятельность в экономике состоит из четырех этапов: производство, распределение, обмен и потребление. Для того, чтобы экономические субъекты (государство, граждане, и также финансовые учреждения и фирмы (организации)) могли беспрепятственно, с наименьшими издержками взаимодействовать между собой на каждом из этих этапов, их деятельность должна базироваться на определенной структуре экономики, являющейся для них основой. Эта базисная структура и является инфраструктурой. Если инфраструктура не развита, взаимодействие, конечно, осуществляется, но оно затруднено. Издержки, которые по этой причине возникают, имеют вполне конкретное выражение, измеримы в конкретных суммах. И каждый из нас прямо или косвенно вынужден оплачивать несовершенство инфраструктуры, пусть даже не замечая этого. Общество в целом несет потери.

Почему разговоры об инфраструктуре появляются в ключе возможности осуществить рывок в экономике, появляются в период спада в экономике? Да потому, что в условиях, когда на другие виды издержек влиять невозможно, то их снижение за счет развития инфраструктуры вполне осуществимо. Кроме того, это приводит к перестроению всей структуры экономики экономической системы. А если кризис носит структурный характер, как сейчас, то развитие инфраструктуры необходимо вдвойне. Кроме того, вложения в инфраструктуру – вложения долгосрочные. Не каждый частный инвестор готов инвестировать в надежде получить отдачу только через десятилетия. По этой причине, разговоры, осуществляемые на уровне государства, должны поддерживаться и доводиться до конкретных действий. Развитие инфраструктуры имеет выраженный положительный эффект для всего общества на протяжении очень длительного периода времени.

Теперь рассмотрим примеры . Тут следует оговориться, что ряд предприятий, участвующих в создании соответствующей инфраструктуры, одновременно относятся к той или иной отрасли, например, предприятия, производящие асфальт, относятся к строительной отрасли.

Итак, первый блок – это транспортная инфраструктура . Первое, конечно, это дороги. Здесь много аспектов. Дороги – это, прежде всего, улучшение транспортной доступности, а значит, развитие рынков сбыта для каждого отдельного предприятия, т.е. при прочих равных условиях это означает увеличение объемов продаж со всеми положительными последствиями для предприятия и его сотрудников. Дороги – это увеличение мобильности трудовых ресурсов. Работник будет готов работать дальше от места проживания при наличии возможности добраться до места работы и домой быстрее. У предприятия при этом появляется возможность выбирать сотрудников не только из «местных» жителей, но и граждан других регионов. Если мы говорим о развитии дорог внутри региона или города, то это мотивирует людей к переезду. Хороший пример – поэтапный запуск ЗСД – Западного скоростного диаметра - дороги вокруг Санкт-Петербурга. Добраться из южной части города в северную и назад теперь можно быстрее. Еще один пример – Федеральная трасса М4. Тот факт, что она проходит через Ростов-на-Дону, дает мощный импульс развитию самого города, а также всей области. Особенно больной вопрос – это дороги областного значения – между деревнями и селами. Ни для кого не секрет, что многих дорог попросту нет, хотя есть острая необходимость в их наличии. Дороги в данном случае – это стимул развития сельского хозяйства. Еще один момент – это качество дорожного полотна. Здесь обратная зависимость между количеством поломок транспорта и качеством дорог. Плохие дороги – это бОльшие расходы на ремонт. Конечно, есть микроэкономический положительный эффект – множество автосервисов, шиномонтажных мастерских, но эффект на макроуровне, эффект для всего общества все равно в регионе с плохими дорогами отрицательный. Плохие дороги и их отсутствие – это еще и имидж региона, а также показатель качества государственного управления, о чем многие и не догадываются. Инвестор, принимая решение, будет это обязательно учитывать при принятии решения об осуществлении инвестиций. Я бы еще отнес к транспортной инфраструктуре предприятия, обслуживающие дороги (например, создание ливневой канализации, своевременный ремонт), а также такие объекты, как вокзалы, мосты, тоннели, виадуки. Простой пример: в Волгограде есть два железнодорожных переезда, разделяющих город на две части (т.н. район Тулака). Многие проводят на них по 2-3 часа в день в пробках. Отсюда нарушается нормальный режим труда и отдыха. Приходится уезжать на работу рано, приезжать поздно. Следствие – низкая эффективность каждого отдельного работника, низкая продуктивность. При этом, увязать это именно с наличием переезда (а не тоннеля (моста)) представляется достаточно сложным. Думаю, житель каждого города, сможет привести подобные примеры.

Следующий большой блок – это социальная инфраструктура . К ней относятся школы, детские сады, больницы, поликлиники. Второй подблок этого блока – это библиотеки театры музеи, столовые, рестораны. Отчасти, к социальной инфраструктуре можно отнести и некоторые магазины. Из названия все понятно: к такого рода инфраструктуре относятся предприятия и организации, обеспечивающие нормальное функционирование и восстановление человеческого капитала, то есть нас с вами. Почему я говорю «человеческого капитала»? Потому что с позиций экономики мы представляем из себя человеческий капитал, то есть ресурс, участвующий в процессе производства товаров и услуг. Медицинские предприятия – это своевременное лечение и профилактика заболеваний, образовательные предприятия – это повышение профессионального уровня работников, рост квалификации, развитие необходимых навыков и умений. Подвергать сомнению важность этих объектов, думаю, никто не будет. Что касается второго подблока: музеи, библиотеки и т.д. Эти учреждения обеспечивают досуг жителей. Я убежден, что основная причина приобщения граждан, начиная с подросткового возраста к алкоголю и наркотикам, и связанному с этим деструктивным подведением является скука и невозможность найти себе применения. Как это связано с инфраструктурой? В ее отсутствие действительно заняться нечем, разве что «пивка попить». Последствия те же: деградация человека. Он становится неспособным к труду, его эффективность падает. И это опять же общественная проблема, проблема общегосударственная. Учреждения социальной инфраструктуры обеспечивают Развитие с большой буквы человека, а не его существование. Если в регионе ситуация с социальной инфраструктурой обстоит хорошо, это притягивает квалифицированные кадры, инвесторов, готовых платить «хорошие» деньги за ценные кадры.

Третий блок: инженерная инфраструктура . Предприятия данного вида инфраструктуры обеспечивают технические условия существования общества. К ним можно отнести гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водоканал, ЖЭУ и ЖЭК, предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство и прочие. Технические условия работы предприятий – важнейший фактор при принятии решения об открытии бизнеса. Инженерная инфраструктура, ее развитость, коррупциогенность связаны и с такой отраслью, как строительство. Инвестор – Застройщик вряд ли придет в регион, где существуют огромные сложности не только с выделением земельного участка под строительство, но и с подключением коммуникаций, осуществлением всех необходимых согласований, на которые могут уйти месяцы, а то и годы. Все это сказывается на стоимости квадратного метра и влияет уже опосредованно на качество социальной инфраструктуры – обеспеченность жильем жителей. При этом нужно не забывать, что строительство – это такая отрасль, которая дает огромную занятость на предприятиях смежных отраслей. Поэтому от того, как организован процесс развития инженерной инфраструктуры, поддержания ее работоспособности будет зависеть состояние всей экономики. И здесь не бывает мелочей. Если у кого-то прорвало трубу и невозможно дозвониться до аварийной службы, то о чем можно говорить? Как построена работа? Износ труб водоснабжения, перебои с электричеством, отсутствие газоснабжения – это недополучение бизнесом дохода, более высокие издержки, потери дохода из-за простоя, связанного, например, с ремонтом

И еще один блок: информационная инфраструктура . К ней я отношу СМИ: телевидение, радио, газеты, интернет-провайдеров. Предприятия этого блока создают и поддерживают некий информационный фон, облегчают и обеспечивают доступ граждан к новой и нужной информации. Простой пример: нет, наверное, в стране ни одного телевизора, который бы не принимал Первый канал. В деревнях и селах, в большинстве, там, где нет соответствующей инфраструктуры, это единственный канал получения информации. Вы представляете, как можно влиять на сознание, когда нет альтернативы? В каком информационном вакууме находятся жители, какая информационная политика формируется? За счет неразвитости информационной инфраструктуры становится невозможным критически воспринимать получаемую информацию, за счет отсутствия альтернативы. Такое общество становится более управляемым, движимое чьими-либо интересами. Такому обществу проще навязать выгодную кому-то точку зрения. Такое общество не в состоянии сравнивать и анализировать. Конечно, пример с Первым каналом несколько утрированный, но все равно имеет место. Развитие информационной инфраструктуры также обеспечивает дистанционное развитие человека, обмениваться опытом, если правильно использовать соответствующие инструменты. Сюда также можно добавить возможность работать дистанционно (по «удаленкке»), а также искать клиентов, а по сути, расширять рынки сбыта. Информационная инфраструктура обеспечивает выход бизнеса на новый уровень – в сеть Интернет. А развитие каждого отдельного человека – это мультипликационный эффект для всего общества.

Наверняка, прочитав статью, Вы сделали вывод о том, основная масса предприятий различных объектов инфраструктуры формирует положительных эффект на уровне государства, всего общества. При этом с точки зрения каждого отдельного предприятия целесообразность наличия того или иного предприятия может ставиться под сомнение. Это приводит к тому, что предпринимателю/бизнесмену может быть просто не выгодно заниматься такими видами деятельности.

Другими словами, для некоторых предприятий инфраструктуры их эффективность как организации не стыкуется с их эффективностью для общества. Из этого следует вывод, что основную часть работы по обеспечению и созданию инфраструктуры берет на себя государство, а именно в тех многих случаях, когда предприниматель не будет браться за такой вид бизнеса, который не принесет ему ощутимой прибыли в ближайшей перспективе и при таких масштабах функционирования.

Понятие инфраструктуры достаточно широкое. К инфраструктуре принято относить совокупность отраслей, организаций и предприятий, входящих в эти отрасли, деятельность которых носит направленный характер. Все они призваны создавать условия для эффективного функционирования производства или товарооборота, а также нормальной жизнедеятельности людей. Что такое инфраструктура можно понять, рассматривая ее в зависимости от сферы деятельности. Инфраструктура бывает производственной и социальной. В инфраструктуру включают дороги, транспорт, связь, складское хозяйство, водоснабжение, внешнее энергоснабжение, спортивные сооружения, обслуживающие предприятия и озеленение. Иногда к инфраструктуре относят здравоохранение, науку, образование. Капитальное строительство обслуживает социальную и производственную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура .

Что такое инфраструктура производственная? предприятия, которая состоит из подразделений, не связанных непосредственно с выработкой продукции.

Эти подразделения предназначены для технического обслуживания основных производственных процессов. К ним относят вспомогательные и обслуживающие хозяйства и цеха, которые решают вопросы перемещения предметов труда; обеспечения производства топливом и сырьем, обслуживания и ремонта оборудования и остальных средств труда; хранения материальных ценностей; сбыта и доставки готовой продукции и нормальной работы других процессов, предназначенных для создания условий для эффективного ведения производства.

Социальная инфраструктура .

Что такое инфраструктура социальная? Понятие инфраструктуры социальной объясняется как совокупность таких подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей служащих и работников предприятия, в том числе, членов семей работающих на предприятии.

К социальной инфраструктуре относятся подразделения (кафе, столовые, буфеты), подразделения охраны здоровья (поликлиники, больницы, медпункты). Это и дошкольные учреждения для детей (сады, ясли), заведения образования (ПТУ, школы), коммунальные хозяйства (жилые дома), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (клубы, библиотеки, пансионаты, лагеря для отдыха школьников, спортивно-развлекательные) и другие подразделения.

Что такое инфраструктура ИТ?

Существует еще такое понятие как ИТ-инфраструктура. Это вся совокупность имеющихся в организации систем и программных и технических средств, автоматизированных процессов и баз данных.

ИТ-инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных между собой частей одного процесса, который обеспечивается несколькими автоматизированными информационными системами, которые обмениваются данными друг с другом. Системы низкого уровня являются механизмами реализации задач, которые выполняют системы высокого уровня.

Следовательно, ИТ-инфраструктура не является простым набором ИТ-решений, которые собраны в одном месте случайным образом. Это - крупная интегрированная система, полностью обеспечивающая всю деятельность организации. Как и любая система, она должна быть целенаправленно спроектирована, чтобы правильно эксплуатироваться. В настоящее время трудно представить себе развитие бизнеса без использования информационных технологий (ИТ). Успешность бизнеса невозможна без эффективного функционирования ИТ-инфраструктуры, надежности и качества ИТ-услуг, стабильности ИТ-инфраструктуры и ее полного соответствия поставленной задаче.

Что еще почитать