Арт-терапия для родителей. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями

Что такое арт-терапия? Уже само название дает нам подсказку о сущности данного термина. Арт-терапия - это не что иное, как лечение с помощью искусства. Как же оно происходит? Без капельниц и таблеток, без массажей и микстур. Это направление использует лишь краски и кисти, цветное тесто и бумагу, глину и пластилин, манку, песок, ткани, фотографии и еще множество других различных материалов, которые при грамотном к ним подходе способствуют исцелению человеческой души.

Арт-терапия является некоей связующей нитью между подсознанием и сознанием. Таким своеобразным мостиком между мозгом и душой. Использование этой методики позволяет решить множество проблем. Ведь чаще всего они находятся не на сознательном уровне. Они лежат намного глубже. Именно поэтому их устранение словесно или медикаментозно - задача практически невыполнимая. Но решить ее на уровне искусства, метафор и образов вполне можно.

Арт-терапия является отдельным и при этом весьма перспективным направлением психотерапии, возникшим сравнительно недавно, лишь в конце 20 в. Она находится на стыке психологии и искусства, завоевывая год от года все большую популярность.

Творчество, помогающее жить

В наше сложное время человеку весьма сложно избежать психологических проблем. Практически на каждого из нас неподъемным грузом давят различные страхи, а также нередко приходит не только повышенная возбудимость, но и одолевает внезапно приходящая агрессия. От всего этого страдают не только взрослые. Подобные проблемы наблюдаются и у детей. Как скорректировать имеющиеся душевные «неполадки»? Самый безболезненный способ предлагает нам сила искусства. Благотворное влияние на человека оказывает музыка, живопись и театр. Они дарят нам множество положительных эмоций, что позволяет избавиться от внутренних напряжений, а также переключиться на позитивный настрой.

Еще лучше, если человек будет не созерцать, а творить. Это позволит ему выразить свои чувства и освободить внутренний потенциал. Подобная деятельность лечит в буквальном смысле этого слова. Именно поэтому ее и назвали арт-терапией.

Творчество или таблетки?

С кем чаще всего работают арт-терапевты? Да практически со всеми. Данное направление не ограничивается возрастными рамками и замечательно подходит как взрослым, так и детям. У арт-терапии имеется множество достоинств. Среди них:

  1. Доступность. Для того чтобы заниматься рисованием, оригами или лепкой, не потребуется дорогостоящих материалов, специальных условий или длительной подготовки. Что касается сказок, то рассказывать их можно практически везде - по дороге в детский сад, дома или на прогулке.
  2. Отсутствие каких бы то ни было противопоказаний. Применять арт-терапию можно ко всем. Ведь она является самым эффективным и безобидным способом, позволяющим избавиться от негативной энергии.
  3. Наличие своего «языка», с помощью которого намного проще выразить возникшие переживания и чувства. Человек, применяя пластическую и визуальную экспрессию, получает возможность не подбирать эмоции и выражения. Они передаются сами собой.

Задачи арт-терапии

Для чего же служит это направление, позволяющее лечить человеческие души? Его основными конкретными задачами, с которыми, кстати, арт-терапия справляется довольно успешно, являются:

  1. Диагностика. Творчество позволяет выявить основные проблемы человека. При этом арт-терапевту становится понятным, на что следует обратить особое внимание, и что происходит в душе его пациента на самом деле.
  2. Коррекция. Использование средств арт-терапии позволяют изменить поведение человека, направив его в более конструктивное русло. При этом пациент исцеляется от страхов и тревог, фобий и ограничивающих убеждений.
  3. Развитие. Использование арт-терапии в работе с детьми позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка, а также способствует их развитию.
  4. Удовлетворение имеющихся Арт-терапевтический процесс предусматривает истинное творчество. Взрослые и дети начинают создавать картины и музыку, писать стихи и книги. Причем чаще всего свои способности проявляют именно те люди, которые считали себя совершенно далекими от вдохновения и творчества.
  5. Психотерапия. Данное направление позволяет специалисту работать с глубинами подсознания, с тяжелыми переживаниями и психическими травмами.

Формы арт-терапии

Лечение искусством может быть:

  • пассивным;
  • активным.

Если используется первый вариант арт-терапии в работе с детьми, то он предусматривает «потребление» маленькими пациентами художественных произведений, которые уже созданы другими людьми. Ребенок в этом случае читает книги, рассматривает картинки, слушает музыку.

Активная форма арт-терапии предусматривает создание своих продуктов творчества, в том числе рисунков, скульптур и т.д.

Помимо этого, занятия по лечению искусством бывают структурированными или неструктурированными. В первом случае тема занятия задается психологом. Он же предлагает и материал для использования. В конце этого творческого процесса обсуждается сама тема, а также манера исполнения и т.д. На неструктурированных занятиях пациенты имеют право сами выбрать инструменты, материал и тему для освещения.

Виды арт-терапии

Существуют различные техники арт-терапии в работе с детьми и пациентами старшего возраста. Психологам в этом случае открывается практически бескрайнее поле для деятельности. Конкретные приемы подбираются специалистами в зависимости от имеющихся проблем и возраста их клиентов. Например, арт-терапия в коррекционной работе с гипервозбудимыми и тревожными детьми предполагает выдачу им задания по рисованию на стекле. Далее полученное изображение должно быть перенесено на бумагу. Этот вид художественного лечения носит название монотипии.

Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, обладающими замкнутым или агрессивным характером, предполагает выдачу ребенку задания по складыванию силуэтов, разматыванию клубка нитей. Пациенты, имеющие заниженную самооценку, должны рассказывать друг другу интересные истории.

В работе с малышами нередко используются элементы театрализации и игры. Ведь все дети - это великие фантазеры. Именно поэтому подобные виды деятельности им понятны и близки. Применяемые творческие техники арт-терапии в работе с детьми позволяют создать настолько комфортную атмосферу, что занятия никому не покажутся скучными и превратятся в настоящую мастерскую юных талантов. Все участники подобного процесса непременно ощущают радость от возможности самовыражения, одновременно с этим решая свои психологические проблемы.

В работе с детьми существует огромное множество. При этом постоянно разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые. Но основными направлениями, которые чаще всего используют в своей работе психологи, являются:

  1. Изотерапия. Она представляет собой лечение с помощью изобразительного искусства и рисования.
  2. Мандалотерапия. Благотворное воздействие на человека с помощью особого построения рисунка.
  3. Музыкотерапия. Этот вид арт-терапии подразумевает лечение звуками. Человек может не только слушать готовое музыкальное произведение, но и создать собственный ритм, а также проиграть его.
  4. Песочная терапия. В этом виде лечения используется тот потенциал, который заложен в песке.
  5. Сказкотерапия. В этом случае психологом применяются метафоры в мифах, легендах и сказках.
  6. Тканевая терапия. Терапевтическая работа порой проводится и с ткаными материалами, из которых пациенту предлагается создать композиции.
  7. Куклотерапия. При проведении подобной лечебной арт-терапии в работе с детьми маленьким пациентам предлагается изготовить свою игрушку. Материалы при этом могут быть самыми разнообразными.
  8. Коллажирование. Во время таких занятий лечение осуществляется при создании карты желаемого из вырезанных из журналов картинок.
  9. Тестопластика. Данный вид арт-терапии в работе с детьми позволяет проходить им курс лечения благодаря работе с любым из пластичных материалов, в том числе пластилином, тестом и глиной.

Показания для арт-терапии

Лечение с использованием описанных выше методов основывается на спонтанном самовыражении. При этом оно в некоторой степени игнорирует те эстетические критерии, которые применяются для оценки результатов творений и их профессионализма. Арт-терапия в работе с детьми направлена на сам процесс творчества, а не на его итоги.

Кому же в первую очередь показаны подобные занятия? Методы арт-терапии в работе с детьми применяются, если малыши:

  • Упрямы.
  • Агрессивны.
  • Страдают от заикания или тиков.
  • Находятся в постоянных страхах и имеют навязчивые состояния.
  • Отличаются частой сменой настроения.
  • Имеют задержки в психическом и речевом развитии.
  • Оказались в кризисной ситуации.
  • Апатичны или возбудимы.
  • Сменили место жительства.
  • Готовятся к посещению детского сада, школы или находятся в периоде адаптации.
  • Гиперактивны.

Помимо этого, использование приемов арт-терапии в работе с детьми необходимо в тех случаях, когда у малышей возникают трудности в общении со своими сверстниками или со взрослыми. Необходимо подобное лечение и при потере контроля родителей над поведением своего ребенка из-за его непослушания.

Особенности лечения искусством

С помощью применения тех или иных видов задачи данного направления решаются довольно быстро и эффективно.

Дело в том, что подобная методика позволяет:

  • создать у ребенка положительное эмоциональное настроение;
  • непосредственно обратиться к уже существующим фантазиям или проблемам, которые по тем или иным причинам пациенту сложно обсудить вербальным способом;
  • дать возможность проводить на символическом уровне эксперименты с самыми различными чувствами, исследовать их и выражать в приемлемой для социума форме;
  • творчески самовыражаться, развивать воображение, набираться эстетического опыта, а также практических навыков в изобразительной деятельности;
  • повысить адаптивные способности малыша к повседневной жизни, снизив утомление, а также негативные эмоциональные состояния, связанные с процессом обучения;
  • эффективно корректировать имеющиеся нарушения и отклонения в личностном развитии, опираясь на внутренние механизмы исцеления и саморегуляции.

Принципы проведения занятий

Использование методов арт-терапии в работе с детьми будет иметь результативность только в том случае, если:

  1. Ребенок будет иметь желание заниматься. Это является основным условием для применения методов арт-терапии. Ведь творчество человека, не имеющего на то желания, просто невозможно. При этом психолог не сможет начать и доверительный диалог с ребенком.
  2. Маленький пациент будет получать поощрение и благодарность.
  3. Педагог заранее будет готов к получению от ребенка ответа «Не знаю». Очень часто именно таким образом дети реагируют на общие вопросы. В этом случае взрослому необходимо предложить своему маленькому пациенту несколько вариантов ответов.
  4. Педагог будет сам принимать непосредственное участие в предложенной им работе. При этом взрослый в начале и в конце занятия должен поговорить с ребенком о своем настроении, рисовать с ним, лепить, рассуждать о художественных или музыкальных произведениях, то есть выполнять те задачи, которые при этом ставятся и маленькому пациенту.
  5. Материал, который используется при применении различных методов арт-терапии в работе с детьми, будет добротным, красивым и ярким. Карандаши и краски, бумага и пластилин должны обязательно иметь аккуратный вид. Ведь через материал для работы ребенок чувствует отношение к себе. Для тех детей, которые приходят на занятия с неохотой, яркие канцелярские принадлежности станут привлекательным моментом.
  6. Рассказ педагога на занятиях будет содержать в себе детали гипнотического повествования. В какой-то степени речь взрослого должна вводить ребенка в легкий транс. Этого можно добиться при повторении предложений или слов, а также благодаря использованию метафор, эпитетов и изменения голосовой интонации. Подобный прием позволяет создать атмосферу таинственности, необычности происходящего, что, в свою очередь, помогает произойти чуду в виде спонтанного самораскрытия маленького пациента.
  7. Будет получено удовольствие от процесса рисования. Ведь даже каракули или черканья весьма важны для исцеления.

Работа с детьми, имеющими ОВЗ

Арт-терапия в работе с маленькими пациентами, имеющими ограниченные возможности, предполагает развитие у них познавательной и эмоционально-волевой сферы. Практические занятия с таким ребенком призваны решить задачи социализации и адаптации. При этом используемые методы арт-терапии в работе с детьми ОВЗ должны принимать во внимание структуру дефекта, психологические отклонения пациентов, а также их индивидуально-личностные и возрастные особенности.

Важнейшей техникой лечебного воздействия в этом случае является направление, использующее активное воображение. Это позволяет психологу столкнуть лицом к лицу бессознательное и сознательное, а после примирить их между собой с помощью эффективного взаимодействия.

Арт-терапия в работе с детьми-инвалидами, применяющая искусство, является самой естественной формой коррекции эмоциональных и психических состояний. При этом используются такие ее методы как изотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, анималотерапия и сказкотерапия. Они позволяют психологу обнаружить те скрытые способности, которые имеются у ребенка, а также избавить его от внутренних конфликтов и от различных страхов. Принципы работы с такими пациентами являются щадящими. Арт-терапия не оказывает какого-либо негативного влияния на психику малыша. Взрослый вступает в диалог с маленьким пациентом в игровой форме. Постепенно он начинает завоевывать его доверие и таким образом узнает все то, что беспокоит ребенка. В дальнейшем арт-терапевтом должно быть принято решение о том, что следует делать в такой ситуации.

Благодаря работе с символическим материалом у ребенка начинают активно развиваться слаборазвитые до этого момента системы восприятия, а также ассоциативно-образное мышление. С помощью арт-терапии ребенок значительно расширяет свой жизненный опыт, что придает ему уверенности в себе.

Работа с агрессивными детьми

Коррекционная терапия с такими маленькими пациентами обладает некоторыми особенностями. Например, на ее начальных этапах проведения запрещено применять групповые формы. Ведь в таких случаях неизбежными становятся отрицательные эмоции. Именно поэтому наиболее эффективной считается проведение индивидуальной арт-терапии в работе с агрессивными детьми.

Абсолютно неэффективны в таких случаях беседы с маленькими пациентами, разъясняющие им, что себя нужно хорошо вести. Основной спецификой подобных детей является то, что их эмоциональное состояние характеризуется как острое. Проблемы, которые существуют в их поведении, возникают из-за высокого уровня страхов и тревоги, а также из-за сильных чувств обиды и вины. Провести коррекцию поведения в такой ситуации позволит только снятие остроты эмоционального состояния ребенка. Этому будут способствовать самые различные методы арт-терапии, но особенно эффективным в данном случае явится использование лепки и рисования. Рекомендуется и применение пескотерапии. Демонстративный негативизм и агрессия после проведения подобных занятий сменяются у ребенка на творчество и инициативность.

Уважаемые Родители! Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

Арт – терапия:

Помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

Помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;

Развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

Арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

Помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

Вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Занимаясь с малышом, помните, что руки малыша еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие иди несформированность этих умений сердит и расстраивает малыша, подскажите, помогите малышу – как нужно правильно выполнять определенное действие, но ни в коем случае не критикуйте.

Мы уверены в том, что для каждого из вас важна жизнь, эмоции, ощущения, взгляд на мир вашего ребенка, предлагаем использовать вам в общении с вашими детьми следующие игры, которые содержат в себе направления арт – терапии.

Рисование на мокрой бумаге

Окуните лист белой бумаги в воду, затем удалите лишнюю воду при помощи губки. Нанесите любой цвет на бумагу, пусть малыш обратит внимание как краска «расползается» по листу, как появляются нежные, размытые полутона. Дайте возможность малышу самому поэкспериментировать. Когда рисунок высохнет подумайте вместе с малышом, что это может быть - дом, лес в тумане, вечерний закат или еще что-нибудь.

Отпечатки на бумаге

Отпечатывать на бумаге – можно разными способами – половинкой картофеля, поролоном, сжатым кусочком скотча, смятым кусочком бумаги, комочком шерстяных ниток, осенними листочками, нанося на эти материалы краску.

Игра «Следы невиданных зверей»

Вы можете нарисовать или приклеить изображение любого животного на лист белой бумаги (можно даже выдумать несуществующее животное и его нарисовать) и предложить ребенку проставить следы этого животного, кусочком мятой бумаги можно дорисовать падающий снег, а кусочком картофеля – «отпечаток» солнца. Фантазия здесь может быть безгранична, помните важен не продукт – а сам процесс.

Техника монотипии

Игра «Зимняя сказка»

Возьмите чистый лист бумаги и небольшой кусочек нитки тонкой или полушерстяной смочите ее в краске и рисуйте ею разнообразные узоры, проводя по бумаге.

Разбрызгивание краски, случайные мазки, кляксография

Игры «Новогодний салют», «Дружные цвета», «Лопнул пузырь», «Падает снег».

На чистый лист бумаги ударяйте пальчиком на смоченную кисточку в краске под углом 90 градусом. В результате нанесения разноцветных брызг можно получить новогодний салют.

Штриховка. Каракули. Графика

Игра «Помоги ежику собрать овощи»

С помощью мелков, карандашей учите малыша проводить прямые линии – строя дорожку для ежика, которому нужно найти нарисованное яблочко, шишку, грибок (нарисованный вами) в конце листа.

Использование пальчиковых красок

Игры «Дорисуй котику усы», «Нарисуй колеса машине», «Нарисуй ежику иголки».

Игры с пластилином

Игра «Пластилиновые узоры»

Научите отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, лепите шарики, затем нажимайте на них, получая пластилиновое «пятнышко». А если нажимать на шарик и тянуть пальцем вниз – получится пластилиновая линия.

Игра «Пластилиновая мозаика», «Укрась пирог», «Выложи дорожку из камушков».

Нанесите на пластиковую дощечку или картон пластилин тонким слоем толщиной 5 мм. При помощи ножечка определите контур рисунка (пирог, дорожка, курочка Ряба и т.д.). Предложите крупы ребенку – горох, фасоль, зерна кофе, маленькие ракушки, камушки, бусины и т.д. Используя прием вдавливания, покажите ребенку, как можно оформить картину.

Приемы тесто пластики

Игра «Печем пирожки», «Разноцветные бабочки»

Проводя время на кухне за приготовлением пищи, вы можете изготовить соленое тесто, добавить в него пищевые красители (сок свеклы, моркови). Таким образом, получится цветное тесто. Пусть малыш лепит по своему желанию, помогите малыша слепить то, что он хочет. Потом поставьте полученный продукт в духовку и запеките. Полученные фигурки при определенной обработке можно будет использовать как брелоки, талисманы или магниты на холодильник. Во всяком случае, для ребенка важен сам процесс творчества.

Игра «Ямки»

Слепите с малышом комочки и теста, надавливая пальцем на комочки образуйте ямки - в них спрячьте изюминки (кусочек ягоды, фасоль, горох). Это можно сделать и с обычным тестом, запечь и предложить малышу попробовать.

Игры с песком

Прежде чем приступать к работе с песком – учтите, что песок должен быть безопасен – просеян, промыт и высушен, проколот в печи, а также он не должен содержать крупных, колких предметов, мусора, стекла, камней, которые бы могли повредить кожу малыша.

Учите пересыпать песок по стаканчикам различного размера, из одного стаканчика в другой. Если в доме нет песка, можно использовать мелкую крупу, допустим манку. И крупнозерновая крупа также имеет свои преимущества.

Игра «Спрячь ручки»

Предложите малышу спрятать ручки в песке, емкостях, наполненных разными крупами от мелких до крупных.

Игра «Пересыпь крупу»

Предложите ребенку с помощью маленькой лопатки, совка или воронки (можно и руками) пересыпать песок или крупу из одной емкости в другую. «Жила – была на свете мышка – норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные семена и крупы. Давайте поможем мышке разложить зернышки в баночки, коробочки, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся ».

Игра «Гора песка»

Предложите ребенку построить из песка гору. Научите его загребать песок лопаткой или ладонью. «Вот какая высокая гора получилась!». Затем укрепите на вершине горы веточку или цветочек. «А на самой вершине вырос цветочек! Давай польем его из лейки, чтобы вырос!»

Игра «Прятки»

Спрячьте в песке маленькие фигурки животных, людей, игрушки (киндер – сюрпризы). «Помоги мне пожалуйста найти непослушные игрушки, они спрятались от меня и не хотят выходить. Мы с ними играем в прятки!»

Игры с водой

Игра «Кораблики»

Наполните пластиковую коробку водой, опустите туда бумажные кораблики, попросите ребенка изобразить морской ветер, дуя на кораблики. Можно устроить соревнование кто сильнее.

Игра «Переливаем водичку»

Предложите малышу переливать водичку из стаканчика в стаканчик, пусть малыш слушает звук переливающейся воды и тренирует мышцы кистей рук.

Игра «Поймай рыбку»

В емкости наполненной водой разместите картинки – «рыбки» из плотной бумаги, можно из пластика, предложите детям взять прищепку и поймать рыбок. Пусть ребенок сложит пойманный улов в ведерко.

Игра «Цветная вода»

Возьмите несколько пластиковых, прозрачных стаканчиков. Нанесите на кисточку краску и опустите в воду. Покажите, как краска с кисточки в воде быстро растворяется. Разведите несколько цветов, пусть малыш сам попробует разводить краску.

Приведенные игры занимают детей, они не требуют дорогостоящих материалов и затрат на них, но требуют вашего времени, внимания и участия, вашей похвалы и одобрения. Будьте щедры на свои положительные эмоции. Ваша похвала и одобрение бесценны для ребенка, дайте возможность малышу быть свободным в своем воображении, мыслях, речи, творчестве, ведь это придает ему уверенность, доверие к окружающему миру. Регулярно устраивайте выставку работ вашего малыша, демонстрируйте их гостям и близким, постоянно ее обновляйте.

Гармонично развитая личность ребенка, с присущей ей любовью к красоте сейчас в ваших руках. И от того, как вы построите модель своего поведения, общения с малышом сейчас, не откладывая на долгий срок, зависит его дальнейшая жизнь и судьба.

Желаем Вам удачи!

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде «Подсолнух» уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу «Яркий мир», которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, - и родители могут помочь ему в этом.

— Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач - попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

— Как начинается работа и в чем она заключается?

Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

— Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что «он без меня не может», занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного «взрослого времени» не хватает.

— Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. «Салочки» с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что «особенность» это не про «хуже» или «лучше». Это, кстати, очень важный и большой пласт - отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель - своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

— А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

— В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

— Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд «Подсолнух», такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

— Как не сделать ребенка особенным?

В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово «мы» вместо «я и мой ребенок», нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой - нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

— Помогают ли людям занятия в рамках программы «Яркий мир»? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, - это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.

<\> код для сайта или блога

Татьяна Глазкова
Консультация «Арттерапия в помощь родителям»

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями : в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь , но часто не знают как : убеждения и нравоучения не помогают , а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия .

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи , основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой – молча сесть и думать о высоком. Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Хромотерапия – это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей :

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Желтый – создает веселое настроение,повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой цвет приведет к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.

Коричневый – вызывает чувство вины.

Черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Синий является «цветом здоровья» : успокаивает нервную систему, помогает умиротворению , что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей, а значит– хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста) . Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками. Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.

Оформление интерьера в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях.

Помните, что в комнате с преобладанием красного цвета увеличивается мускульное напряжение, ритм дыхания ускоряется и повышается давление. Оранжевый цвет усиливает ваш кровоток и улучшает пищеварение. Желтый – стимулирует зрение, а светлый его оттенок – успокаивает. В зеленой обстановке у человека оптимизируется кровяное давление и расширяются сосуды. В голубой комнате замедляется дыхание и легче переносятся боль или недомогание. Фиолетовый цвет улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает температуру, облегчает течение простудных заболеваний.

Родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

Владея информацией о цвете с лёгкостью можно прочитать по рисунку, душевное состояние ребёнка, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой , создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите?

Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя .

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок.

Если он состоит из робких прерывистых линий – это верный признак застарелых навязчивых страхов.

Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями – это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх – агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз – налицо агрессия к более слабым.

Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

Я предлагаю вам рассмотреть несколько приемов арт-терапии, которые вы сможете использовать самостоятельно.

1. Рисунок вашей семьи. Данный прием используется для диагностики психологической обстановки в семье и самооценки ребёнка. Положите цветные карандаши, краски, акварель, простой карандаш и чистый лист бумаги. И дайте полную свободу своему ребёнку. Не нужно подсказывать ему кого или что рисовать, кого «забыли» изобразить. Если есть возможность наблюдайте кого первым нарисовал ребёнок, кого вторым. Если есть изображения непонятные для родителей , обязательно уточните, что или кто это! Обратите внимание, если ребёнок нарисовал себя по центру – хорошее самопринятие, в уголке или вообще отсутствует на листе бумаги – заниженная самооценка. Возможно разделение на пары, или наоборот, кто-то из членов семьи будет стоять отдельно. Обратите внимание на цветовую гамму, на нажим карандаша (сильный нажим-чувство тревоги, слабый – неуверенность в себе, на размер фигур и кто выше находится (авторитет) .

2. Следующий прием арт-терапии подойдет вам, если ребёнка мучают кошмары. Как правило, снится один и тот же персонаж (Бабая Яга, Кощей Бессмертный) . Нарисуйте / слепите вместе со своим ребенком это «чудовище» / куклу «Вуду» , либо ребёнок сам нарисует/слепит (вы будете просто наблюдать за этим процессом) . Пусть он расскажет вам всё, что он о нем думает, выговорит все свои претензии, может даже что-то сделает с этим нарисованным/слепленным «кошмаром» (порежет ножницами, сожжёт лист бумаги, выкинет в мусор вне дома) . Цель : выход агрессии, обретение чувства силы.

Затем нужно создать игрушку в виде положительного героя, например, Фею. По такой же аналогии только в доброжелательном смысле. Поговорите с ребенком о том, какая фея хорошая, добрая, красивая, любимая, дорогая. Нужно причесать её, одеть, покормить, возможно, уложить ребенка спать с этой игрушкой (по желанию малыша) . Цель : закрепление положительных эмоций и чувство защищённости.

3. Волшебный колокольчик. Купите или сделайте сами что-то, что теперь будет волшебным. Например, приобретите небольшой металлический колокольчик. И скажите ребёнку, что этот колокольчик меня попросила передать Лисичка/Дед Мороз/Зубная Фея (обязательно добрый персонаж и любимый для вашего ребёнка) . Сообщите, что этот колокольчик необычный, вол-шеб-ный. И расскажите в чём заключается волшебство в зависимости от страхов, фобий и комплексов ребёнка. Например, он будет защищать его от кошмаров, теперь ему будут сниться только хорошие и красивые сны; он не будет болеть так часто и т. д.

Методы арт-терапии в работе с семьей.

Введение

Вывод

Список литературы

Введение

Термин «Арт-терапия» (терапия искусством) впервые был употреблен А. Хиллом в 1938 году при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством. В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны в тесной связи с психотерапией. Терапия осознанным самораскрытием в творчестве вышла из психоанализа 3. Фрейда, аналитической психологии К.Юнга, из психодрамы Морено и из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением американского педагога М. Наумбург.

По мнению А. Копытина, арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. На основе обобщения определений арттерапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, А. Копытин предлагает рассматривать арттерапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска».

Арттерапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем.

Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Ханна Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более наглядными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом.

1.Задачи семейной арт-терапии

терапия визуальный квятковска вербальный

Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):

Исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами;

Изучение родительского влияния;

Изучение прошлого и текущего опыта семьи;

Выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;

Осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи;

Определение транзакционных конфигураций;

Выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия;

Диагностика актуальных семейных конфликтов;

Коррекция родительского поведения;

Обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;

Развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.

Диагностика в семейной арт-терапии основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:

Рисование семейного герба;

Изображение сцен семейной жизни;

Совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;

Создание каракулей с последующим обсуждениием и прорисовыванием образов;

Рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи (при метафорическом изображении участникам занятий предлагается изобразить членов своей семьи в образах животных или предметов, символически обозначить членов семьи разными цветами либо подобрать иллюстрации из журналов, ассоциирующиеся с разными членами семьи);

Изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими-либо делами;

Изображение значимых семейных событий -- приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и пр.);

Изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. п.);

Изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;

Иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;

Изображение желаемого будущего и целей семьи;

Изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;

Изображение любимых занятий и увлечений;

Создание композиций в песочнице на свободную или заданную тему.

Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.

Психокоррекция в условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:

На осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,

На отреагировании и принятии чувств,

На получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,

На освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,

На обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).

Коррекционные техники могут включать:

Парное рисование или выполнение в паре иных творческих проектов (связанных с созданием повествований, фотографий и т. д.), направленное на то, чтобы разбить триангуляции,

Создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию),

Совместное рисование и реализация фотопроектов на основе предварительного распределения ролей и функций,

Консультирование (инструктирование) родителей,

Определение правил поведения,

Выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения,

Изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления,

Положительное подкрепление в ходе совместной работы,

Техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов (например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций -- ассамбляжей из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами: семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.).

Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений могут служить разные способы использования фотографий -- техники семейной фототерапии и фото-арт-терапии.

2.1 Семейная оценочная процедура Ханны Квятковска

Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США. Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями. Она создала специальную оценочную процедуру и использовала ее с семьями, в которых есть взрослые или подростки с психическими расстройствами. Сама Х. Квятковска (Kwiatkowska H., 1978) отмечает, что «семейная арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями. Она требует серьезной психотерапевтической подготовки в дополнение к специализации по арт-терапии».

1. Свободный рисунок: каждый член семьи рисует то, что придет ему в голову.

2. Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.

3. Абстрактный портрет семьи. Данное задание является наиболее сложным для объяснения. Вначале специалист просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию.

4. Рисунок на основе каракулей: членам семьи предлагается каждому нарисовать каракули, и на их основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений.

5. Совместное создание каракулей. Данное задание предполагает такое же начало, что и в предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой-либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение. Данное задание позволяет увидеть, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, насколько они способны работать в тесном контакте, на одном листе бумаги, и как проявляются их личные границы. После выполнения задания арттерапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно.

6. Свободный рисунок. Второй свободный рисунок рассматривается как наиболее важный из всех заданий, поскольку он выявляет способность выдерживать стресс членами семьи, определяет их возможности сохранять внутреннюю стабильность и переживать изменения при переходе от первого задания к последнему.

2.2 Семейные портреты и фрески Джудит Рубин

Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г. При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей. Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью -- как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие.

1. Рисование каракулей. Данная техника, как правило, использовалась ею в начале сеанса, так как рассматривалась в качестве безопасной, но дающей ценную информацию. Она доступна для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа. Она позволяет наладить с клиентом коммуникацию и стимулирует его к рассказу о себе.

2. Семейный портрет: Д. Рубин использовала разные версии техники рисования семейного портрета,в том числе реалистические и символические портреты, варианты, связанные с применением двух- и трехмерных изобразительных материалов. Наличие в распоряжении клиента широкого набора изобразительных материалов, а также возможность расположения листа бумаги на столе или мольберте, по ее мнению, способствали снижению напряжения.

3. Семейная фреска. При использовании данной техники большой лист бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую-либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать. Помимо богатого диагностического материала, связанного с семейными отношениями, данная техника зачастую способствует налаживанию более тесной коммуникации между членами семьи.

4. Свободный рисунок. Данный вид работы обычно предлагался в тех случаях, когда члены семьи справлялись с другими видами деятельности. При создании свободного рисунка члены семьи могли использовать любые изобразительные средства.

2.3 Вербальные и невербальные семейные задания Хелен Ландгартен

Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос_Анджелесе (шт. Калифорния). В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями. Наблюдения за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные,полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства.

Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры,которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, -- и предполагает выполнение членами семьи следующих трех заданий.

1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта.

Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы.Этим мелком больше никто пользоваться не может.В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.

2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта.

Данное задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходят к его обсуждению и выбору для него названия.

3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта.

Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый использует фломастер или пластилин одногоцвета, которым другие пользоваться не могут.

Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создание совместного рисунка. Х. Ландгартен выделила 17 признаков, по которым оценивается семейное взаимодействие и которые связаны с ответами специалиста на следующие вопросы:

1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?

2. В каком порядке работали остальные члены семьи?

3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи -- нет?

4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?

5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?

6. Кто пытался «вытеснить» других, например,рисуя поверх их рисунков?

7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?

8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?

9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?

10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?

11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи?

12. Какова символическая нагрузка изображений,созданных разными членами семьи?

13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?

14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?

15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?

16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?

17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько проявлялась тенденция к индивидуализму?

Во время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно:

Стремление к сотрудничеству,

Уважение позиции другого,

Адекватное проявление лидерских тенденций,

Использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций,

Проявление чувства юмора,

Внимание друг к другу,

Сопереживание.

Свои теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со структурной семейной психотерапией. Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях.

2.4 Техники семейной арт-терапии Мексин Джунге

М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974г. начала заниматься преподавательской деятельностью. Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Ландгартен. Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств.

Структура данного сеанса следующая.

1. «Разогрев» всех членов семьи. Им предлагается создать на листе бумаги изображение своих инициалов, а затем украсить их по своему усмотрению.

Затем члены семьи должны взять рисунки в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится 10 минут.

2. Семейный совместный рисунок, создаваемый на большом листе бумаги, расположенном на стене. Членам семьи предлагается вместе создать рисунок любого характера. Во время работы они должны соблюдать три правила: а) каждый выбирает фломастер одного цвета и работает им на протяжении всего процесса создания семейного рисунка;

б) члены семьи рисуют по очереди; в) разговаривать нельзя. Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для

рисунка название. Время на выполнение данного задания варьируется от 10 до 20 минут. Если остается время, то семье может быть предложено третье задание, однако, опыт показывает, что это случается весьма редко.

2.5 Семейные пейзажи Дорис Аррингтон

Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-терапевтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии. Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, позволяющая исследовать границы семьи и ее членов. При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами. Им даются следующие задания.

1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.).

2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того события,включив в него также символические образы членов семьи, присутствовавших в тот период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.

3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи в качестве ее легенды.

4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду.

5. Последним этапом при выполнении данной техники является создание карты, отражающей восприятие данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую эмоциональную близость.

Д. Аррингтон считает, что последний этап работы приводит к переосмыслению прошлого. Методика в целом способствует исследованию семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени близости родственников в пределах семейной системы.

Групповая диадическая детско-родительская арт-терапия Люсиль Пролкс Большой интерес представляет модель групповой диадической детско-родительской арт-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006).

Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и детей начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты.

В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.

Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель -- ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую:

1. приветствие и арт-терапевтические занятия за столом;

2. свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт-терапевтического занятия с родителями;

3. пение, чтение книг, двигательные упражнения;

4. совместное употребление пищи, завершение занятия.

Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей. Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми.Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка.

2.6 Техники семейной арт-терапии Янис Хошино

В последние годы американский арт-терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт-терапевтической работы. Одной из таких техник является изображение генограммы. Я. Хошино (Hoshino J., 2008) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.).

В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом.

Я. Хошино (Hoshino J., 2008) также использовала оригинальный вариант исследования семейных ролей в процессе арт-терапии: она предлагала клиентам вспомнить себя в возрасте шести лет и те страхи, которые они в тот период испытывали. Затем она просит их создать куклу марионетку, которая символизировала бы их страхи, и поговорить с куклой о семейных ролях и страхах. Данная техника позволяет исследовать ранние источники эмоциональных нарушений, связанные с семейными отношениями и ролями.

Техника создания семейных масок детства также является разработкой Я. Хошино (Hoshino J., 2008) и направлена на исследование того, как семья предъявляет себя в социуме, а также семейных границ и различий между внешним и внутренним планом восприятия семейной системы. Данная техника имеет значительный потенциал и для изучения культурной идентичности членов семьи и процесса ее формирования.

Вывод

Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт творчества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный художественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом пространстве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества открывает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В результате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал клиенту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности (Furth G. М., 1988).

Большое влияние на становление арттерапии оказала гуманистическая психология, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не акцент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить (Hodnett M. L., 1972).

Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало возможность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения (Kwiatkowska H. Y., 1978; Эйдемилле-р Э. Г., 1996).

Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиентом собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людьми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им легче выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуждает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным является сравнение с более ранними продуктами творчества -- для оценки динамики взаимодействия и изменения.

Список литературы

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. -- М.: Когито-центр, 2006. -- 250 с.

2. Ландгартен Х. Семейная арт_психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. -- СПб: Питер, 2001. -- С. 276--292.

3. Пролкс Л. Групповая арт_терапия с маленькими детьми и их родителями // Арт_терапия-- новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. -- М.: Когито-Центр, 2006. -- С. 87--104.

4. Эйдемиллер Э.Г. Психиатрия и психотерапия в современном культурном контексте России и мира // Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера.-- СПб: Питер, 2005. -- С. 15--28.


Что еще почитать