«я с гордостью несу по жизни свой крест. Николай Поликарпов – «король истребителей


Поликарпов
Николай Петрович
(1921-2002)

Официальная биография:

Родился 17 мая 1921 в д. Ряплово Щелковского р-на Моск. обл.
Незрячий с детства. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1959). В 1930-1938 обучался по классу баяна в Московской школе слепых. Обучение продолжил в 1-й Государственной музыкальной школе г. Москвы по классу виолончели, а затем в Елецком музыкальном училище для слепых по классу баяна. В 1948-1950 консультировался у С.В. Аксюка. В 1951-1956 занимался в семинаре при Центральном Доме композиторов у А.С. Абрамского.

В 1938-1953 баянист в клубе им. Строгалина в г. Красноармейске Моск. обл.; в 1953-1963 организатор и руководитель хора в том же клубе. В 1955-1964 руководитель хора колхоза "Большевик" Пушкинского р-на Моск. обл. В 1971-1973 руководил хором колхоза "Ленинский луч" Красногорского р-на Моск. обл.


1938 г. Руководитель хора - Буслаева А.Г., баянист Поликарпов Н.П.
На фотографии слева-направо: Рукавишникова М., Ягодкина Д., Захарова, Заблодская, Герасимова, Ягодкина А., Хряпова А., Сычева Елизавета Михайловна (за спиной Поликарпова), Иванова, Егорушкин, Буслаев, Захаров И., Жаренков И.Ф., неизвестн., Трофимов П.И., Сморчкова М., Герасимов Н.П., Балясникова Е., Вечернина А., Петрова, Макарова З.


Академический хор под руководством А.Г. Буслаевой, баянист Поликарпов Н.П. 1940

На фото слева-направо: 1-й ряд - Балясникова Е.С., Заблодская В., Вечерина А., Макарова З.
2-й ряд - Захарова К., Рукавишникова М., Буслаева А.Г., Поликарпов Н.П., Герасимова Н.П., Погодин С.Е., Хряпова А.С.
3-й ряд - Егорушкин М.Е., Захаров И.И., Буслаев П.А., Трофимов П.И., Баранов С.С., Ростовцев

Из книги "Красноармейск в лицах и фактах":

После Воликой Отечественной войны фабричный хор, созданный в 1938 году опытным московским хормейстером, возглавил Николай Петрович Поликарпов. Русский народный хор под руководством Поликарпова неоднократно становился дипломантом первой степени на различных конкурсах и фестивалях.

Николай Петрович Поликарпов родился в деревне Ряплово в окрестностях Красноармейска.В раннем детстве переболел корью и ослеп. В 1926 г. семья потеряла кормильца - умер отец. Мать с четырьмя детьми поехала на Вознесенку и потом всю жизнь проработала на фабрике. Николай подрастал, и главной радостью в его жизни стал баян, с которым он почти не расставался. И в клубе, и в казарме вокруг него всегда была фабричная моллодежь.

Свою первую песню «Красноармейская прощальная" он написал в 1941 году, она стала народной - ее подхватили по всей России. Он много писал - и стихов, и музыки. Егго песни зазвучали по Всесоюзному радио. Николай Петрович поступил в школу композиторов, в которой учился шесть лет. Вскоре увидел свет первый сборник его песен.

В 1957г. Поликарпов был принят в Союз композиторов.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года за заслуги в области самодеятельного искусства на фабрике Поликарпову было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".

В середине 1960-х он переезжает на постоянное местожительство в Москву.

За свою долгую творческую жизнь он написал порядка 800 песен, издал 18 авторских сборников. В 1998 г. Николай Петрович с юмором говорил: "Я - композитор, я - поэт и греховодник тоже. И мне не так уж много лет, я просто долго прожил".

Красноармейск в лицах и фактах. Красноармейск, 2002.- с.129



Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е

Поет русский народный хор

Семь лет назад Н. П. Поликарпов в первый раз пришел с баяном в красный уголок общежития молодежи, которое находилось в доме №16 по ул. Свердлова.

Начинающего композитора привлекли красивые песни и своеобразное исполнение их девушками, приехавшими из Воронежской, Курской, Смоленской и других областей.

Особой музыкальностью выделялись Нина Громова, Настя Васькова, Шура Дорохина, Валя Ушакова, Валя Шаврина, Лида Афошкина. Они-то и явились инициаторами создания своего молодежного хора при общежитии.

Между молодыми текстильщиками и композитором завязалась большая творческая дружба, которая и способствовала дальнейшему творческому росту самодеятельного коллектива.

Так, осенью 1952 года организовался русский народный хор, который стал известным далеко за пределами Красноармейска.

В начале 1953 года молодежный хор впервые участвовал в концерте самодеятельности фабричного клуба, а летом этого же года он на областном хоровом фестивале в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького получил первый приз среди русских народных хоров Московской области и сохранял его за собой в течение трех лет.

Популярность хора стала быстро расти. Он выступает с концертами в Центральном доме композитора, в Центральном доме работников искусств, во Дворце культуры Метростроя, во Дворце культуры трудовых резервов, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в Колонном зале Дома союзов, несколько раз выступления хора транслировались по радио.

Особенно знаменательным годом для участников нашего хора является 1957 год. В этом году он получил диплом первой степени на Московском областном фестивале и несколько раз выступал перед делегатами VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

С каждым годом росло и совершенствовалось исполнительское мастерство участников хора. Еще пять лет назад В. Шаврина не решалась одна запеть даже на репетициях, а теперь она – ведущая солистка хора. Мастерски исполняют веселые частушки Л. Чуднова и М. Пикалова.

Большинство участников хора – передовики производства. Например, А Комарницкая – лучшая прядильщица, ее имя неоднократно заносилось на общефабричную Доску почета. Ю. Бурова – ткачиха, она по примеру В. Гагановой перешла на более тяжелый участок, а ткачиха В. Хвостова являлась депутатом районного Совета, тростильщица Р. Буровая – член правления клуба. Все участники самодеятельного хора были - простыми советскими тружениками. Это они своим замечательным трудом на производстве и своими выступлениями на сценах и эстрадах вместе со всем советским народом строили коммунизм.


В центре Татьяна Павлычева

Наш композитор

Когда в концерте художественной самодеятельности объявляют, что выступает хор под руководством Н. П. Поликарпова, в зале всегда вспыхивают бурные аплодисменты. Коллектив нашей фабрики очень полюбил своего композитора.

После торжественного собрания, посвященного 42-й годовщине Великого Октября, в концерте с большим успехом выступил хор под управлением Николая Петровича. Участники хора впервые исполнили песни «Из Москвы агроном», «Ночь у костра». Эти новые произведения Н. П. Поликарпова были приняты собравшимися с большим восторгом.

Теперь, когда Н. П. Поликарпову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он говорит: «Это почетное звание обязывает меня, как композитора, работать с еще большей ответственностью. Давно мечтаю написать музыкальную комедию. Содружество с поэтами А. Ситковским, А. Гадаловым и другими поэтами даст возможность нашему коллективу развернуть еще шире свои творческие возможности и в своих произведениях еще ярче показать всю красоту русской песни».

Песни, написанные Н. П. Поликарповым, очень часто передавались по радио и телевидению. Радостно и приятно сознавать, что композитор Н. П. Поликарпов вырос в нашем рабочем коллективе.


Красноармейский текстильщик. 1964.- №47. - 21 нояб. - С.2


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е


Красноармейский текстильщик. 1966. - 16 нояб. - №45. - С.2


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е


Красноармейский текстильщик. 1967. - 29 дек. - №50. - С.2


Аккомпанирует Н. Поликарпов. 1960-е


На массовом гулянии. 1960-е


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е

Из воспоминаний Н.Ф. Федотовой:

В конце девяностых годов в городе мало кто мог что-либо сказать о жизни своего знаменитого земляка. Небольшая делегация, в составе которой довелось мне участвовать, по предварительной договоренности отправилась в гости к
Н.П. Поликарпову на Кутузовский проспект, где он жил последнее время.

Нас встретил приветливо пожилой человек в черных очках и предложил пройти в комнату. Мы удобно расположились, завязалась непринужденная беседа. Мне показалось, что Нико лай Петрович хочет вместе с нами перелистать страницы своей жизни. Он очень подробно рассказывал о своих родителях, брате и сестрах, о личной жизни и, конечно, о творчестве.
В 1941 году, когда все ушли на фронт, он стал думать, чем по мочь Родине. Вспоминая Николая Островского, решил сочинить песню для поднятия народного духа. Появилась его пер вая песня «Красноармейская прощальная» о красноармейце, расстающемся с девушкой. Впервые исполнил ее рабочий хор фабрики перед ранеными бойцами в госпитале. Песню подхватили во многих уголках страны, иногда ее считают народной.

О некоторых эпизодах своей жизни Николай Петрович го ворил с юмором. После войны, собрав написанные песни, он обратился в Дом народного творчества. Их посмотрели, сказа ли, что песни неплохие, и на этом дело закончилось. Спустя некоторое время, отобрав сто самых лучших, как ему казалось, песен, отправился в Союз композиторов. Пришел орлом и заявил, что все песни надо напечатать. Собралась комиссия из пя ти человек, проиграли их, обсудили и отобрали только три песни для публикации. Из них напечатали одну "Пойду, выйду к быстрой реченьке", да и то со словами Ольги Ковалевой, ставшей ее первой исполнительницей.

//Федотова Н.Ф. Музыка жизни. - М., 2006. - С.103-104


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е

"Композитор Николай Петрович Поликарпов прославил наш город на всю Россию. Я был тогда мальчиком, но помню его темно-зеленые очки в круглой металлической оправе. В юные годы он увлекся сочинительством, и, несмотря на то, что был слепым, великолепно играл на баяне. Большой оптимист, с жизнерадостным характером, приятным голосом - таким его все знали, уважали и любили."

Ю.А. Данилов


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е


Статья В.Г. Фохтина

Пролог

Все мы родом из детства. И каким бы оно ни было, именно с детства начинается точка отсчета нашей судьбы, непрерывно связанной с историей нашей Родины. Сейчас нам трудно осознать и понять то трудовое время, когда страна находилась на трагическом изломе. В России назревала революция, тяжелейшие экономические и социальные проблемы невыносимым бременем давили на людей, почти поголовно безграмотных; на крестьян и «фабричный люд», живущий безрадостной жизнью и задавленный безысходностью, легли и тяготы Первой мировой войны. Революции 17-го года, совпавшие с внешней войной, дали повод к глобальной военной иностранной интервенции молодой республики с севера и юга, запада и востока. Именно под прикрытием иностранной интервенции по стране покатился огненный вал гражданской войны: привилегированные сословия, державшие в своих руках богатства России и судьбу ее народов, освободившихся чуть более полувека назад до этих событий от крепостничества, а по сути от рабства, не хотели признать продекларированные Октябрьской революцией лозунги – «мир народам», «землю крестьянам», «вся власть советам!», а также отмену сословий.

Именно на годы гражданской войны пришлось первые годы жизни Николая Поликарпова. Его отец был в действующей армии. Обстановка на фронтах гражданской менялась с калейдоскопической быстротой, власть по нескольку раз переходила из одних рук в другие. Сколько было их, смертельных ситуаций? Об этом уже, пожалуй, никто не расскажет. Пули не выбирали: семь ранений – слишком много для одного человека! Смерть ходила рядом, его могли расстрелять белые, но странным образом его спасла профессия фельдшера и ветеринара, последняя была архинеобходима для армии, основу которой составляла конница.

Когда отполыхала гражданская, отец вернулся в родной дом в Ряплово, чтобы начать мирную жизнь, поднять семью, в которой было четверо детей, но ранения все же сказались, здоровье отца надломилось, в 1926 году, когда ему еще не было и сорока, его не стало.… На руках матери остались дети, старшей дочери Анне было в то время всего 14 лет, а Николаю исполнилось только пять.

Страна, переживая гигантские потрясения, вызванные войной и социальными катаклизмами, постепенно переходила к мирной жизни. Новые веяния пробудили в людях надежду построить справедливое общество, в котором каждому были бы доступны не только материальные блага, но и образование, достижения культуры. У простого народа появилась долгосрочная перспектива не только развития страны, но и развития каждого ее гражданина в части овладения богатствами культуры и совершенствования социальных отношений.

Чтобы как-то поддержать материальный достаток, матери Николая пришлось работать на бывшей Вознесенке, которая после революции 17-го года была национализирована. Был создан фабричный комитет, а в октябре 1918 года избран первый Путиловский волостной комитет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Это было время, когда фабричный люд стал подниматься на ноги, а лозунг «учиться, учиться и учиться» стал повсеместным. В 1924 году создается фабрично-заводское училище (ФЗУ).

Интересная деталь: в комсомольско-молодежной коммуне, организованной при фабрике в 1926 году, состоял и Михаил Янгель, будущий академик, создатель ракетно-косимческих систем, дважды Герой социалистического труда, работавший в то время помощником мастера.

Но в семье Поликарповых случилась беда: казалось бы, несерьезное по нынешним временам такое заболевание, как корь, оказалось для маленького Николая трагическим – в результате тяжелейшего осложнения он потерял зрение.

//Городок. – 1998. - 11 сен. – № 37 (176). – С. 2

Предгрозовые годы.
Продолжение

Детство – это словно слабый пробивающийся к солнечному теплу и свету росток, постепенно обретающий силу и впитывающий в себя живительные соки земли. Мир, воспринимаемый глазами ребенка, еще не осознан в той полноте, многообразии, сложности и противоречиях, каким видят его взрослые.

Впечатления раннего детства, остающиеся в человеке на всю жизнь, - это тот главный след в судьбе, дороги которой непредсказуемы.

Нам невозможно представить то, что происходило в душе маленького Николая, когда для него внезапно и навсегда померк свет, когда вдруг опустились темные сумерки, навсегда лишившие его возможности воспринимать привычный для всех нас, зрячих, окружающий мир с его тысячами и тысячами предметов, во всем их разнообразии по форме и цвету. Потерять этот великий дар природы, видеть те же близких для тебя людей, или, например, любоваться великолепной красотой цветов, - это значит ощущать и чувствовать себя так, будто бесконечность пространства сжалась до размеров вплотную обступившей тебя темноты.

Сверстники Николая готовились к школе, чтобы веселой гурьбой каждый день отправляться на занятия, раскрывать книги и тетради. Для того времени это было почти праздником, почти чудом. Научившись грамоте, читать и писать, каждый из них не только приобщался к кладезю знаний и мудрости, но и мог по-новому строить свою жизнь, выбрать иную линию судьбы. Ученье – свет…

Николая отправили в Москву в школу для слепых. Система Брайля – это единственное, что изобрело человечество, чтобы незрячие как-то могли заменить восприятие мира через зрение. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - в этом, наверное, есть большая доля истины, подтверждения жизнью: психологи утверждают, что около 90 % всей информации мы получаем благодаря зрению.

Теперь для него весь «видимый» мир сконцентрировался на кончиках пальцев…

Месяцы и годы тренировок, напряженной непрерывной работы постепенно давали результаты. Было ли чувство отчаяния и бессилия, чувство досады от неудач и ошибок? Было ли горькое чувство обиды на все и вся от того, что судьба так жестоко отнеслась к нему, бросив в тяжелейшие испытания? Нет, об этом просто так не расскажешь. Да и надо ли вслух сетовать на горькую долю, выпавшую ему не по чьей-то вине?

Мир жил своей жизнью, своими проблемами. Надвигались грозовые тучи военного лихолетья. Германия после прихода к власти фашистов готовилась к своему «звездному часу», чтобы попытаться поработить весь мир и доказать превосходство арийской расы.

Каждая семья, так или иначе оказалась втянутой в глобальный военный конфликт. Для Поликарповых это были годы лишений, тяжелейших испытаний и горя. Война, словно внезапно налетевшая буря, превратила в хаос, казалось бы, привычную, вошедшую в определенный ритм жизнь. Именно четыре года войны, длившиеся бесконечно долго, были для Николая самыми трудными во всей его нелегкой судьбе.

//Городок. - 1998. – 25 сен. –№39 (178). – С. 6


Классический хор А.Г. Буслаевой. 1949-1950


Поет В. Чуднов


Выступление в клубе на Трудпоселке


Выступление в Колонном зале Дома Союзов. 1960

Статья Е.И. Агарковой

Слепой музыкант

…Это потом он стал известным композитором, автором музыки многих любимых песен, заслуженным работником культуры, членом Союза композиторов. Уже позже среди его друзей, наставников и соратников появятся фамилии всем известных людей: композиторов Мурадели, Радыгина, Пономаренко, поэта Виктора Бокова, певицы Людмилы Зыкиной.

А что было прежде, до этого?

По общему признанию всех, кто его знал, он был удивительно трудолюбив и требователен, прежде всего, к себе. Будучи совершенно слепым, он был всегда предельно опрятен и ходил только в костюме. Не имея возможности видеть, он часами мог репетировать понравившуюся ему музыку и водить пальцами по клавишам баяна до тех пор, пока эта музыка или песня «не родится» в его обостренном сознании такой, какой он ее представлял. Родные вспоминают, как возили сумками ему из Москвы книги – в фабричной библиотеке книг для слепых не было. Не имея возможности видеть, Николай Петрович Поликарпов очень тонко и чутко реагировал на этот мир. Может, в этом и была загадка жизни, что окружающие его люди, не замечающие рядом с собой необычного и прекрасного, тянулись к нему, слепому музыканту.

Она играла всегда, сколько помнила себя. И неудивительно, ведь в ее семье на музыкальных инструментах играли все: старший брат Виктор – на гитаре, младший Анатолий – на гармони, отец – на мандолине. Мария Ивановна Лебедева и предположить не могла, что «хлебом насущным» для нее на всю жизнь станет музыка и всю себя она посвятит детям и музыке. Но это будет потом. А тогда маленькая девочка, услышав полюбившуюся ей песню, бежала к Николаю Петровичу Поликарпову и просила: «Петрович, покажи, как здесь лучше сыграть?» И хотя разница в возрасте у низ была небольшая, для нее он всегда был старшим наставником, доброжелательным и мудрым. С семьей Поликарповых жили они в одной казарме – в отбельной, что в Заречном тупике. Нередко Петрович, как звали его не только чужие люди, но и друзья, мягко укорял ее: «Маша, ты берешь слишком тяжелые песни». А ей самой было интересно и хотелось удивить всех и, конечно, своего наставника. «До сих пор помню я свой первый баян. Сразу после войны мы с Николаем Петровичем поехали в Москву за инструментами, - рассказывает Мария Ивановна Лебедева. – Тогда фабрика выделила деньги сразу на два инструмента: в клуб для Николая Петровича и в детские сады для меня. (Мария Ивановна работала музыкальным работником в детских дошкольных учреждениях фабрики). Петрович собственноручно долго и придирчиво выбирал для меня баян, пока не остановился на том, который понравился ему по звучанию. До этого я играла на маленькой гармошке, так что этот свой первый кировский баян я помню всю жизнь. Возвращаясь обратно, мы должны были забрать артистов на концерт. Раньше ведь к нам часто приезжали известные актеры, певцы, музыканты. Как сейчас помню, в тот раз был концерт с участием Игоря Ильинского».

Свои выступления с Поликарповым Мария Ивановна запомнила с 42 года, когда выезжали они в село Алексеевку давать концерты для раненых солдат, что лечились в тамошнем госпитале. «Ездили на лошадях и в мороз, и в дождь. А порой и пешком приходилось добираться. Нам открывали палаты, мы выстраивались в коридоре и исполняли песни для тяжелобольных. Там выступал и мой детский хор, и взрослый хор под руководством Поликарпова. У меня были замечательные солистки Люба Гореликова, Лида Чеверева – так задорно пели частушки, да так отплясывали, что раненые сами пускались в пляс». Да, регулярно совершать этот нелегкий путь и для здоровых молодых ребят было нелегко, но никто не помнит, чтобы незрячий Николай Петрович под каким-то предлогом отказался ехать.

В одной казарме с Поликарповым жил и Иван Васильевич Широков, с которым Коля очень дружил. И часто можно было видеть, как у проходной стоял Поликарпов, дожидаясь своего друга с работы, чтобы потом вместе отправиться в клуб на репетицию. Если же Иван не мог, Коля шел один: эту дорогу по висячему мосту, затем мимо детского сада №3 на ул. Чкалова, через Красные ворота и по знакомому с детства шоссе он знал до мельчайшего камня, выступа или поворота. А уже вечером возвращались из клуба всегда большой компанией. Раньше ведь все свободное время молодежь проводила в клубе. И спешили не только на танцы: тогда было нормой после смены бежать на вечерние сеансы в кино, многие занимались в кружках, причем в нескольких. Да просто любили проводить там время, и Николай Поликарпов не был в этом плане исключением. С директором же клуба Иваном Жаренковым их связывала многолетняя дружба.

Вера Борисовна Полисонова была знакома с семьей Поликарповых еще до войны. С младшим братом Николая Володей учились они в одном классе и сидели на соседних партах. В самом начале войны Володя, как и многие другие фабричные ребята, добровольцем отправился на фронт. Домой он уже не вернулся. Потом, уже после войны, когда Вера Борисовна работала в молодежном фабричном общежитии, она ближе познакомилась и с Николаем. Репетиции хора, которые тогда проходили регулярно прямо в общежитии, проводил сам Николай Петрович, и поэтому с Верой Борисовной они встречались часто. Когда у него были репетиции в общежитии, девочки его всегда встречали, а порой и сами провожали домой. И никогда не было случая, чтобы он не пришел на репетицию, человек он был очень обязательный.

«Помню такой случай, - рассказала Вера Борисовна, - однажды, когда Николай Петрович уже жил в Москве, мы поехали в театр от фабрики. И там случайно встретились с Поликарповым. Узнав, что нас целый автобус, он пошел поздороваться с земляками. Я подошла позже и, увидев его, сказала: «Здравствуй, Николай Петрович!» И он обернувшись, живо ответил: «Вера Борисовна, здравствуй!». Все были просто поражены, как он сразу узнал меня по голосу, хотя прошло уже немало времени».

Недавняя встреча с бывшим одноклассником Виктором Гавриловичем Морозовым всколыхнула в памяти Веры Борисовны воспоминания о Поликарпове. «Я должен передать тебе поклон и большой привет от Николая Петровича Поликарпова», - сказал он. Выяснилось, что он отдыхал в санатории, где в то же время отдыхал и Поликарпов. Как же Николай Петрович обрадовался, узнав, что здесь его земляк из Красноармейска! Он с интересом расспрашивал обо всех, кого помнил и с кем занимался в городском хоре. Расстались они очень довольные таким подарком судьбы: для обоих это была действительно радостная встреча, приятные воспоминания об общих знакомых.

Многие из тех, кто в молодости пел в фабричном хоре под заливистый баян Николая Петровича, сохранят эти воспоминания, несмотря на нелегкое послевоенное время, как самые дорогие и приятные.

«Вы представляете нас, послевоенных девчонок, выменявших за годы войны на кусок хлеба последние чулки, - рассказывает Анна Николаевна Подшивалова, - и вот, в 1946 году для участников хора сшили на фабрике новые костюмы для выступлений. Как сейчас помню плиссированные юбки, которые тогда были в большой моде, а на груди обязательный белый шарфик или белый бант. Для нас это была не просто обновка, это было целое событие в жизни каждой фабричной девчонки».

Тогда костюмы пошили не только для классического хора фабричного клуба, но и отдельно для тех, кто занимался в хоре общежития. Ведь тогда в каждой казарме и в каждом общежитии был свой хор, и Николай Петрович никому не отказывал в репетициях, он был человек очень ответственный. На улице Лермонтова, где сейчас находится пекарня, было самое большое девичье общежитие. Кстати, и тогда в послевоенные годы там тоже была пекарня, благодаря чему в общежитие было всегда тепло. Никаких отдельных помещений не было и, когда приходил Николай Петрович, все собирались в одной общей комнате, рассаживались на полу и репетировали. Что пели? Пели частушки, они у Петровича получались особенно хорошо, он их сам и сочинял. Пели песни о Родине и о любви. Но самыми любимыми и популярными, пожалуй, тогда были песни о войне. Их пели везде и всегда, на любом торжестве и празднике, как веселом, так и посвященном печальной дате.

Последний раз к Николаю Петровичу Поликарпову приезжали земляки из Красноармейска несколько лет назад. Среди них были Владимир Георгиевич Фохтин и старый друг юности Михаил Иванович Маркин. Их очень приветливо встретила дочь композитора. Вера угощала чаем; слушали музыку, вспоминали земляков. Он с удовольствием рассказывал о своей жизни.

Нина Исаевна Митрофанова, сестра жены, вспоминает: «Наша мама умерла рано, и я жила в их семье в отбельной казарме, помогала Тоне ухаживать за Верочкой (дочерью Поликарповых). Тогда была еще жива мама Николая Петровича. Нужно сказать, что мать Николая Петровича была очень гостеприимной хозяйкой и, помню, всегда у нее на столе были горячие пироги, которые она пекла просто замечательно. А еще очень гордилась своим сыном и любила рассказывать, как приезжали к ним в гости его друзья, известные люди. Среди них были композитор Мурадели, певица Людмила Зыкина, поэт Виктор Боков. Приезжая в Красноармейск, они очень любили ходить по грибы, и мы их возили на родину Поликарповых, в село Ряплово».

Потом Поликарповы получили квартиру на ул. Чкалова в доме №27 (рядом с горсоветом). Вскоре его пригласили работать в Москву по рекомендации композитора Мурадели. В Москве он работал по линии общества слепых, возглавлял хор. Он много ездил с выступлениями не только по области, но и по всему Союзу. Потом его пригласили работать в известный совхоз «Белая дача», где он также руководил хором. Нужно сказать, что тогда никто не возил его на машине, и жене самой приходилось ежедневно отправляться с ним на работу, чтобы помочь ему проделать его долгий путь. Когда жена Антонина Исаевна не могла или болела, его сопровождала сестра жены Нина.

«Первое время после переезда Верочка очень тосковала и нередко приезжала в Красноармейск к своим подружкам Любе Карпишиной и Наташе Мазыкиной. Николай Петрович по этому поводу очень переживал». Единственная дочь Верочка для него была, можно сказать, светом в окошке, он ее очень любил и, как мог, баловал. Так что воспитательная миссия в их семье выпадала чаще на долю Антонины Исаевны.

…Рассказывают, что первая жена Поликарпова Роза была очень красивой и интересной женщиной. Но видимо, что-то не сложилось в их судьбе, скоро они разошлись. Роза со своей матерью и сыном жила долгое время на Трудпоселке. Сын после окончания школы уехал в Москву, получил образование и приезжал только навестить мать и бабушку. Лишь спустя долгие годы, они встретились с отцом. Вера познакомилась со своим братом, когда уже была замужем. Хотя частых встреч и не было, они знали координаты друг друга. Когда отца не стало, Вера в первую очередь сообщила брату. Правда, на похороны он так и не приехал. И если учесть, что к тому времени прошло уже 15 лет после смерти матери, то понятно, что все хлопоты о Николае Петровиче лежали на плечах Веры. Детская любовь и обожание отца за эти годы переросли в почитание, нежность и заботу.

«Помню такой случай, - рассказывает Нина Исаевна. – Верочка после переезда из Красноармейска, видимо, чтобы скрасить тоску по старому дому, принесла щенка. Все бы ничего, но собака принялась все в доме грызть, да вдобавок немало хлопот приносила хозяину дома. И хотя Николай Петрович дома чувствовал себя совершенно уверенно, теперь он боялся ходить по комнатам и нечаянно задеть собаку. И хотя он ни словом не упрекнул дочь за столь необдуманный поступок, Вера поняла сама. Через какое0то время отдала собачку в хорошие руки. Так что эта любовь была у них взаимная, они с отцом понимали друг друга с полуслова».

«Помню, когда Тоня ждала ребенка, мы с Николаем Петровичем поехали покупать приданое ребенку. Вначале поехали на радио, где он записывал песни для выступления. И тут я впервые сама увидела Людмилу Зыкину, с которой Николай Петрович тогда выступал. Часто к нам домой приезжал поэт Виктор Боков, с которым у них была долгая дружба, был в доме желанным гостем и Смолянинов, и композитор Абрамский».

В 1986 году Антонина Исаевна умерла. По ее желанию, она была похоронена на кладбище в Красноармейске. Поликарпов понимал, что Верочке тяжело разрываться между своей семьей и его квартирой, но он категорически отказался переезжать. Для него эти стены были родными и знакомыми: он знал здесь каждый выступ, каждую щербинку, это был их с Тоней дом. Вера понимала отца и не могла требовать от него такой жертвы: так и ездила она к нему практически ежедневно в Текстильщики, пока не съехались они в одну квартиру.… А каким он был чутким, нежным и добрым дедом: в своих внучках Леночке и Тане он просто души не чаял!

Николая Петровича не стало 9 июля этого года. Перед этим он долго болел, лежал в больнице, а последнее время Вера ухаживала за ним дома.

Последним желанием Николая Петровича было быть похороненным вместе с женой на красноармейском кладбище. Вера получила в крематории урну с прахом отца и 17 июля его похоронили в той же могиле, где покоится Антонина Исаевна.

Пока на могиле лишь его фотография и венки.

От автора: благодарю Нину Исаевну Митрофанову, Анну Исаевну и Николая Павловича Алексеевых, Веру Борисовну Полисонову, Марию Ивановну Лебедеву, Анну Николаевну Подшивалову, Владимира Георгиевича Фохтина и всех тех, кто любезно поделился своими воспоминаниями о Николае Петровиче Поликарпове.

//Городок. - 2002. – 6 сен. – №36 (384) – С. 3; 2002. - 13 сен. – №37 (385). – С. 3

Яковлева М. Встреча с композитором - земляком

Красноармейск славен не только революционными и трудовыми традициями, но и песнями. Особенно любят наши текстильщики задушевные русские песни.

В праздник русской песни вылилась встреча текстильщиков с композитором – земляком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Н. П. Поликарповым. Эта встреча проходила 15 июня в фабричном клубе, где много лет выступал с концертами наш земляк.

Здесь, в рабочем городке, начиналось и зрело творчество композитора. Многие его произведения написаны на материалах, взятых из жизни нашего коллектива. Здесь, в рабочем коллективе, им был создан русский народный хор, которым Николай Петрович руководил на протяжении многих лет.

Тепло встретили собравшиеся появление на сцене Н. П. Поликарпова, методиста областного хорового общества В. А. Галкиной, солистки москонцерта Г. А. Поляковой. Самодеятельный хор исполняет песню «Рады мы все вас видеть, дорогие...». Ветераны фабричной самодеятельности преподносят композитору – земляку хлеб – соль.

Исполнением трех песен Н. П. Поликарпова композитора приветствовал хор кадровых рабочих, которым вот уже сорок лет руководит Н. П. Герасимова.

С большой концертной программой выступил хор клуба имени Строгалина. После концерта композитор – земляк высказал несколько замечаний и пожелал участникам самодеятельности больших творческих успехов. Он изъявил желание помочь в подборе репертуара и в повышении исполнительского мастерства участников хора.

Вечер прошел очень интересно и с большой пользой для всех участников художественной самодеятельности.

Некоторые из сочинений Н.П. Поликарпова:

Соч.: песни, в т. ч. Пойду выйду к быстрой речке (сл. О. Ковалевой), У нас сегодня выходной (сл. собств.), Отчизна моя (сл. собств.), Подмосковная лирическая (сл. В. Бокова), Любовь моя - Россия (сл. А. Гадалова), Почему крапива жжется (сл. В. Бокова), Иван да Марья (сл. В. Семернина), Жена ль моя, женушка (сл. В. Бокова), Ленин и Россия (сл. собств.), Сугробы белые (сл. А. Голубовского), Рябина (сл. А. Смольникова), Не спалось мне ночкой долгой (сл. А. Чадалова), He скрипи, калитка (сл. М. Маркова), Девчоночка Настеночка (сл. собств.), За Двиной, за Северной (сл. В. Бокова), Ветер северный (сл. О. Фокиной), Порой случается (сл. С. Красикова), Кони (сл. С. Красикова), Наш колхоз - миллионер (сл. П. Кудрявцева), Новолипецкий завод (сл. В. Гусович), Мы юность рабочего класса (сл. Г. Воловика), Ничего я с собой не поделаю (сл. собств.), Не гадаю на ромашке (сл. В. Бокова), Выходи навстречу (сл. В. Бокова); для балалайки - пьесы; для баяна - пьесы.

Большая биографическая энциклопедия. 2009

О судьбе и разработках выдающегося авиаконструктора, основавшего и возглавившего завод № 51, ставший впоследствии ОКБ Сухого.

8 июня исполнилось 123 года со дня рождения Николая Поликарпова – создателя первого отечественного истребителя.
Смертный приговор и две Сталинские премии, всеобщее признание его самолетов и отказ в их серийном производстве – судьба и творчество Поликарпова были вполне типичны для своего времени, но вместе с тем удивительны.
«Враг народа»
Николай Николаевич Поликарпов родился 8 июня 1892 года в селе Георгиевском Орловской губернии. Его отец и дед были священнослужителями. Продолжая семейную традицию, Николай поступил в духовное училище. Однако, по его окончании, не стал продолжать обучение в семинарии, а, вопреки воле отца, подал документы на механическое отделение Петербургского политехнического института. Здесь он и увлекся авиацией.
По окончании института Поликарпов устроился на работу в авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода. Его непосредственным руководителем был сам Игорь Сикорский. Под его началом Поликарпов участвовал в создании легендарного самолета «Илья Муромец».
В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать. По свидетельствам биографов, он предлагал Поликарпову бежать вместе, но последний, на свою беду, отказался. Через несколько лет, в 1929-м, Поликарпова арестовали, обвинили в «контрреволюционной вредительской деятельности» и – без суда – приговорили к смертной казни.
Два месяца авиаконструктор ждал исполнения приговора в камере. Затем его перевели в «шарашку» – закрытое конструкторское бюро, организованное непосредственно в Бутырской тюрьме, и предложили «загладить вину» ударным трудом на благо родины. Здесь, в тюрьме, вместе с конструктором Дмитрием Григоровичем и целым рядом других «вредителей», они создали, например, самолет И-5, который стал основным истребителем ВВС Красной армии и использовался вплоть до 1943 года.


Самолет И-5

Смертный приговор Поликарпову оставался в силе два года. Только в 1931-м ОГПУ заменило его на 10 лет лагерей, а после резолюции Сталина, одобрившего И-5, сделало наказание условным.
Клеймо «врага народа» оставалось на Поликарпове на протяжении всей его жизни. Спустя много лет его современники рассказывали, как разгоняли возглавляемое Поликарповым КБ и заставляли его сотрудников перейти в другой коллектив: «Сомневающимся говорили: Поликарпов – конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит?»
Дело в отношении Николая Поликарпова было прекращено только в 1956 году – через 12 лет после смерти конструктора.
«Король истребителей»
Удивительно, но в подобной обстановке Поликарпову удавалось не просто работать, но и создавать лучшие для своего времени машины. Всего за двадцать с небольшим лет конструктор разработал почти полсотни надежных истребителей, мощных бомбардировщиков и торпедоносцев.
Благодаря этим самолетам, конструктор навсегда вошел в историю авиации. В кругу коллег Николая Поликарпова называли «королем истребителей».
Но самая лучшая его машина все же не была запущена в серийное производство. Причиной этого, по мнению большинства историков, стали интриги и борьба за власть в высших партийных кругах СССР.

Самолет Р-1

До войны самолетам давали буквенные обозначения, соответствующие их назначению: учебный – У, разведчик – Р, тяжелый бомбардировщик – ТБ, истребитель – И. В 20-е годы Поликарпов создал первый отечественный истребитель И-1, разведчик Р-1, участвовавший в спасении челюскинцев, истребитель И-3, разведчик Р-5 и, конечно, знаменитый У-2 (переименованный впоследствии в По-2).
Создатель «небесного тихохода»
Этот учебный самолет, появившийся в 1928 году, стал самым знаменитым шедевром Поликарпова. Биплан получился достаточно легким (660 кг) и дешевым в производстве. Скоростными качествами он действительно не отличался (максимум – 150 км/ч), но про его устойчивость ходили легенды. Например, такая: однажды, чтобы пролететь между двумя близко стоящими березами, Валерий Чкалов развернул У-2 почти на 90 градусов.

Самолет По-2

У-2 стал одним из самых массовых самолетов мира: его выпустили в количестве около 35 тысяч экземпляров. Во время войны он использовался в качестве и ночного бомбардировщика, и штурмовика, и санитарного самолета.
В паутине интриг
К 1939 году Поликарпов стал уже достаточно известным конструктором. За несколько лет он прошел путь от заместителя начальника бригады ЦКБ Сухого до главного конструктора завода № 1. Его даже направили в командировку в Германию.
Поликарпов отсутствовал всего месяц. Но за это время его КБ фактически расформировали. В новое подразделение – под руководством Артема Микояна – перевели лучших конструкторов Поликарпова, а также передали проект истребителя И-200 (будущий МиГ-1), созданный Николаем Николаевичем перед самой поездкой.
Вернувшись, конструктор получил в свое распоряжение лишь старый ангар на окраине Ходынки, именуемый на бумаге «государственным заводом № 51». Но даже на этом, фактически пустом, месте Поликарпов сумел создать полноценное конструкторское бюро, ставшее впоследствии опытным заводом им. П.О. Сухого.
Именно здесь были разработаны самолеты ИТП, ТИС, боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ, а также лучшие опытные истребители Второй мировой войны – И-180 и И-185.
Считается, что серийное производство И-180 не было начато из-за гибели его испытателя Валерия Чкалова в первом же полете. Однако факты свидетельствуют, что катастрофа произошла вовсе не из-за конструктивных недостатков самолета.
Согласно заданию, Чкалов должен быть совершить лишь один круг над аэродромом. Но он решил сделать второй, вылетев при этом за пределы поля. В этот момент двигатель заглох. Самолет лишь несколько метров не дотянул до полосы, к тому же зацепился за провода. Чкалов погиб от удара головой об арматуру, оказавшуюся на месте падения самолета.
Недобросовестная конкуренция
Истребитель И-185 – последний проект Поликарпова, созданный в 1941 году, – по сумме характеристик превосходил все серийные советские и иностранные поршневые самолеты тех лет. Его испытания показали, что И-185 был самым быстрым и энерговооруженным, самым скороподъемным и устойчивым, самым маневренным и вооруженным, самым высотным и высокотехнологичным, самым удобным в производстве и ремонте.

Самолет И-185

Однако в серию пошли совсем другие машины. Поликарпову же в продвижении его самолета активно противодействовали. Сначала на протяжении года не давали возможности оснастить машину нужным двигателем. Потом на протяжении еще двух лет мешали проведению испытаний. И наконец, в 1943 году, просто дезинформировали Сталина, который должен был принять окончательное решение относительно судьбы этого самолета. Верховному главнокомандующему доложили, что испытания И-185 на дальность полета якобы не проводились.
В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А Поликарпову, в качестве утешения, дали за И-185 вторую Сталинскую премию.
На взлете
Спустя год, 30 июля 1944 года, Николай Николаевич умер от рака желудка. Ему было 52 года.

Николай Поликарпов (в центре) с сотрудниками

До самых последних дней Поликарпов продолжал руководить КБ. Зная о скором конце, просил и после его ухода сохранить коллектив, дать сотрудникам закончить начатые разработки. Но уже вскоре после смерти конструктора его КБ было расформировано, проекты закрыты.
Впоследствии ОКБ-51 стало филиалом ОКБ-155. Затем его территория была определена как база для восстановленного ОКБ П.О. Сухого, которое располагается на ней до сих пор. В феврале 1954 года ОКБ П.О. Сухого и опытный завод вновь получили в системе МАП СССР № 51.

Лучшие достижения российской и советской авиации неразрывно связанны с именем конструктора самолетов — Николая Николаевича Поликарпова. Грамотный и талантливый инженер, посвятивший себя главному делу своей жизни - авиастроению.

Родился Николай Поликарпов — 9 июня 1892 года в селе Георгиевском Орловской губернии. Жизнь многих поколений по мужской линии Поликарповых была посвящена служению русской православной церкви, и юному Николаю, вероятнее всего, предстояло стать священнослужителем.

Становление авиаконструктора

Обучаясь в Орловской семинарии, он сдаёт экстерном экзамены за курс гимназии, чтобы поступить в Санкт-Петербургский политехнический институт, на механическое отделение, что ему и удаётся в 1911, а с 1913 года, молодой юноша, увлекшись авиацией, занимается на курсах воздухоплавания.

1916 год— окончание института с защитой дипломного проекта, и направление в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), в то время руководимый И.И. Сикорским .

По заданию Сикорского, молодой инженер выполнял исследовательские работы по новым конструктивным расчетам самолётов, принимал активное участие в модификации запущенных в серию летательных аппаратов.

Октябрь 1917. Сикорский не принял Октябрьскую революцию и навсегда покинул Россию. Поликарпов остался, хотя мог уехать.

С 1918 года интересная работа на московском авиазаводе «Дукс». Он занят модернизацией «Ньюпоров», «Фарманов» и «Де Хэвиллендов» под двигатели и материалы имеющиеся на предприятии.

Серьёзным результатом работы, осуществлённой на ГАЗ № 1 (так, по новому, стал называться авиазавод), стала полная конструкторская переработка и производственная подготовка к серийному выпуску по русским стандартам и из русских материалов самолёта DH-9, под названием Р-1.

Создан первый советский истребитель И-1, запущен в серию, удачный по меркам того времени, самолет-разведчик Р-1, создан ПМ-1 — пятиместный пассажирский самолет. А в 1926 году создан двухместный истребитель 2И-Н1.

В 1928 году создан самолет-разведчик Р-5, получивший широкую известность участвуя в спасении членов команды с застрявшего во льдах парохода «Челюскин». Р-5 был показал себя надёжным, с хорошими летными характеристиками, в суровых условиях Арктики, а затем и при освоении дальних просторов Сибири и Дальнего Востока.

В 1928 году создан легендарный самолёт для обучения в лётных школах молодых лётчиков-курсантов— У-2, получивший всемирную известность. В трудные дни Великой Отечественной войны, У-2 эффективно использовался в качестве самолёта-разведчика и ночного бомбардировщика.

Но, судьба конструктора делает крутой поворот.

Арест. Работа в КБ при ОГПУ

В октябре 1929 г. Н.Н. Поликарпов арестован ОГПУ по стандартному в то время обвинению — «участие в контрреволюционной вредительской организации». Н.Н. Поликарпов приговорён к высшей мере наказания.

Без пересмотра дела и изменения приговора, в декабре того же 1929, авиаконструктор направлен в «Особое конструкторское бюро» располагавшееся в Бутырской тюрьме, а затем обосновавшееся на Московском авиазаводе № 39 имени В.Р. Менжинского. Здесь совместно с Д.П. Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет.

В марте 1931 приговор изменён: десять лет лагерей.

После успешно завершившегося закрытого показа высшему руководству СССР самолёта И-5, под управлением летчиками Чкаловым и Анисимовым, приговор Поликарпова стали считать условным, а позже он был амнистирован.

Освободившись, в мае 1931 года, работа в ЦКБ П.О. Сухого. С 1933 года в КБ № 2 под руководством С.В. Ильюшина.

После ареста А.Н. Туполева, руководитель авиазавода № 156. К концу 1938 года разработан и построен истребитель И-180 — развитие И-16 с двигателем М-87.

Но гибель на нем В.П. Чкалова, 15 декабря 1938, в первом же испытательном полете вновь ввергло конструктора в немилость. Арестованы заместитель, директор завода. Н.Н. Поликарпова спасло отсутствие подписи о допуске самолета к испытательному полету.

Вернувшись из заграничной командировки, в декабре 1939, он узнаёт о реорганизации своего КБ — выделение из состава конструкторского бюро нового ОКБ, в которое переданы лучшие сотрудники, производство и…переданы все его проекты.

Заново, практически с нуля создан новый авиазавод. В 1938-1944 годах КБ выпустило ряд опытных военных самолётов.

Всего Н.Н. Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов.

Память

  • Сокол
  • Московский авиационный завод № 39
  • Ташкентский механический завод
  • Никола́й Никола́евич Полика́рпов ( -) - русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии - ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии , Герой Социалистического Труда , Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2(По-2) и Р-5 стали одними из лучших в своем классе, а И-15 бис , И-153 «Чайка», И-16 составили основу парка истребительной авиации СССР 1934-1940 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Конструктор Поликарпов (1972)

      ✪ И-180. Супер ишак Поликарпова.

      ✪ И-185. Несбывшийся кошмар люфтваффе! Только история.

      ✪ Выдающиеся авиаконструкторы - Александр Яковлев

      ✪ Выдающиеся авиаконструкторы - Николай Камов

      Субтитры

    Происхождение

    Экономические трудности I мировой войны, последующие забастовки и революции привели к развалу промышленности и фактической остановке завода «Авиабалт». Авиаконструктор И. И. Сикорский , не найдя общего языка с новой властью эмигрировал за границу в начале 1918 года. Николай Поликарпов от эмиграции отказался и покинул завод в марте 1918 года, перейдя на работу во Всероссийскую коллегию по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом.

    В марте 1918 года в связи с переносом столицы все руководящие органы РСФСР, в том числе Всероссийская коллегия по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом, переезжают в Москву. Вскоре Всероссийская коллегия по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом переобразовывается в Главное управлении Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом (ГУВФ, «Главвоздухфлот»). Поликарпов занимает должность столоначальника 8-го отдела, ведая вопросами снабжения, планирования и строительства авиационных заводов. После августа 1918 года, он переходит работать на завод «Дукс», продолжая выполнять отдельные поручения ГУВФ до 1920 года.

    Завод «Дукс» (ГАЗ № 1)

    В августе 1922 года завод получает задание освоить производство самолетов Airco DH.9 . Поликарпов производит полный перерасчет конструкции и вносит в неё значительные конструктивные изменения, через год создав разведчик Р-1 , ставший первым массовым советским самолетом. Одновременно, Поликарпов совместно с И. М. Косткиным и А. А. Поповым, в инициативном порядке разрабатывает и строит первый в мире истребитель - свободонесущий низкоплан оригинальной конструкции ИЛ-400 (И-1) (1923 год) а также разведчик (РЛ-400) и штурмовик (ОЛ-1 «Боевик») на его базе. Проект был смелым для своего времени, однако недостаток опыта и недоведенность конструкции привели к тому что самолет был построен только малой серией в 33 экземпляра .

    С августа 1924 года по январь 1925 года Поликарпов занимает должность заведующего производством ГАЗ № 1. В период с января 1925 года по октябрь 1926 года он начальник опытного отдела ГАЗ № 1, с октября 1926 года по январь 1928 года - начальник Отдела сухопутного самолетостроения (ОСС) ЦКБ Авиатреста. В этот период Поликарпов много сделал для организации в СССР опытного самолетостроения, основанного на разделении этапов проектирования, им были разработаны первые методики проектирования, постройки и испытания опытных машин, производства статических испытаний, расчетов на прочность и продольную статическую устойчивость, исследовались штопорные свойства самолетов.

    В 1927 году разрабатывается учебный самолет Поликарпова У-2 (с 1944 года По-2), который завоевал признание как очень удачная конструкция легкого и дешевого многоцелевого и учебного самолета. По-2 сыграл большую роль в подготовке летчиков в летных школах и аэроклубах Осоавиахима , он выпускался до 1954 года в различных модификациях для гражданского и военного применения став одним из самых массовых самолетов мира .

    В сентябре 1928 года в КБ началось проектирование истребителя И-6 . После ареста Поликарпова в октябре 1929 года создание машины завершил С. А. Кочеригин . И-6 поднялся в небо 23 мая 1930 года, однако, не выдержав конкуренции с аналогичным истребителем И-5 разработанным в тюремном КБ Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем , не был принят к серийной постройке. Помимо И-6, в планах работ КБ Поликарпова на период 1929-31 годов предусматривалась разработка истребителя И-7, двухместного истребителя Д-2 и тяжёлого истребителя сопровождения ИК-1. С 1927 года в разработке находился также и тяжёлый двухмоторный бомбардировщик ТБ-2 (Л-2).

    Арест и работа в ЦКБ-39 ОГПУ

    Виновным себя Поликарпов не признал, после недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключенных авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни :97 , однако приговор не был приведен в исполнение.

    30 ноября 1929 года с заключенными встретился заместитель начальника Управления ВВС РККА Я. И. Алкснис . Сославшись на сложность международной обстановки, он призвал их «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов» . В декабре в Бутырской тюрьме было организовано «Особое конструкторское бюро» под неофициальным техническим руководством Д. П. Григоровича , Н. Н. Поликарпов стал его заместителем, административные посты заняли сотрудники экономического управления ОГПУ. В январе 1930 г. ОКБ перевели на территорию Московского авиазавода № 39 имени В. Р. Менжинского , где заключенные стали жить и работать в специальном ангаре, получившем назавние «внутренняя тюрьма», а ОКБ было переименовано в «Центральное конструкторское бюро» - ЦКБ-39 , которое в марте 1930 г. усилили вольнонаемными специалистами .

    В результате напряженной работы ЦКБ-39 создало легкий маневренный истребитель-биплан ВТ-11 , впоследствии переименованный в И-5 . Истребитель впервые поднялся в небо 29 апреля 1930 года, был принят на вооружение и выпускался крупными сериями, прослужив в ВВС РККА около 9 лет. И-5 хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации, дальнейшим его развитием стали истребители Поликарпова бипланной схемы И-15 и И-153 . Вклад Поликарпова в создание машины был значительным, поскольку конструктивно И-5 базировался на наработках незаконченного проекта И-6.

    В феврале 1931 года, находясь в заключении, Поликарпов был назначен начальником конструкторской бригады № 3, получив задание спроектировать истребитель И-11.

    В ноябре 1931 года, после конфликта с главным инженером ЦАГИ А. Н. Туполевым , Поликарпов был смещен с должности начальника бригады № 3 и переведен из ЦКБ в ЦАГИ рядовым инженером, бригаду возглавил инженер Г. И. Бертош.

    В конце ноября 1931 года начальником ЦКБ и одновременно заместителем начальника ЦАГИ был назначен С. В. Ильюшин , знавший Поликарпова еще с Гражданской войны .

    4 мая 1932 года, когда в ходе реорганизации бывшая бригада Поликарпова № 3 и конструкторская бригада № 4 П. О. Сухого сливались в единую бригаду № 3 под руководством П. О. Сухого, Н. Н. Поликарпов и Г. И. Бертош по рекомендации С. В. Ильюшина были назначены заместителями П. О. Сухого.

    Объединенная бригада должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38 и истребитель-полутороплан И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32.

    П. О. Сухой в этот период сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31) с убирающимся шасси и максимальной скоростью до 380 км/час, а Г. И. Бертош - на разработке И-13 на базе туполевского истребителя И-8.

    Поликарпов в этих работах не участвовал.

    В июле 1932 года Н. Н. Поликарпов получил от С. В. Ильюшина задание разработать истребитель-полутороплан И-14а с двигателем воздушного охлаждения. И-14а проектировался на основе И-13, над которым Поликарпов работал еще до снятия с должности, и продолжал линейку истребителей-бипланов И-5 и И-6 . Высокоманевренный биплан И-14а должен был тактически дополнить скоростной моноплан И-14 (АНТ-31) П. О. Сухого . Кроме того, при возможной задержке в разработке И-14, обусловленной наличием значительного количества новшеств, И-14а Поликарпова мог послужить определенной страховкой получения нового истребителя. Параллельно с бипланом И-14а Поликарпов в инициативном порядке делает первые наброски своего варианта скоростного истребителя-моноплана, планируя сделать значительный скачек в скорости, достигнув рубежа 400 км/час.

    П. О. Сухой предоставил Н. Н. Поликарпову полную возможность заниматься своими разработками, а Поликарпов, в свою очередь, никак не вмешивался в разработки П. О. Сухого.

    В декабре 1932 года проект И-14а был переименован в И-15 , а конструкторский коллектив Поликарпова развернут в отдельную бригаду № 5 ЦКБ ЦАГИ. 13 февраля 1933 года приказом Главного управления авиационной промышленности, на заводе № 39 им. Менжинского вновь было создано ЦКБ, организационно независимое от ЦАГИ. Официально оно именовалось «ЦКБ опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий». Начальником нового ЦКБ и заместителем директора завода № 39 по конструкторской части был назначен С. В. Ильюшин. Бригада № 5 Н. Н. Поликарпова перешла в новое ЦКБ в полном составе и стала именоваться бригадой № 2 ЦКБ-39 (по истребителям).

    С февраля 1933 года по июль 1936 года Поликарпов работает начальником бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39.

    В середине 1933 года, в связи с трудностями в доводке И-14 (АНТ-31) П. О. Сухого , руководство ВВС обращает внимание на инициативный проект скоростного истребителя-моноплана бригады Поликарпова, который получил название И-16 (ЦКБ-12) и работы в этом направлении активизируются. И-14 П. О. Сухого совершил первый полет 27 мая 1933 года, истребители Поликарпова впервые поднялись в небо 23 октября (И-15) и 30 декабря (И-16), пилотировал машины летчик-испытатель завода № 39 Валерий Чкалов . Руководство ВВС отдало предпочтение И-16 Поликарпова как более дешевому и технологичному (деревянно-металлическая, т.н. смешанная конструкция против цельнометаллической И-14) при несколько более высоких лётных характеристиках, перспективах доводки и освоения в производстве. И-15 и И-16 поступили в серийное производство и на вооружение армии, причем И-16 , показав сочетание высоких скоростных и маневренных качеств, стал одним из наиболее передовых истребителей своего времени, простояв на вооружении ВВС РККА до 1944 года.

    Пилотаж на И-16 демонстрировался группой «Красная пятёрка » и индивидуально Валерием Чкаловым на первомайском параде 1935 года и последующем смотре авиационной техники, который проходил на Центральном аэродроме . Сталин отметил самолёт и после полётов беседовал с Поликарповым. Нарком Серго Орджоникидзе сделал представление в ЦК ВКП(б) в котором охарактеризовал конструктора как «одного из способнейших работников нашей авиации». 5 мая 1935 г. Николай Поликарпов с формулировкой: «за выдающиеся заслуги в деле создания новых высококачественных конструкций самолетов» был награждён Орденом Ленина , этим же Указом был награждён и Валерий Чкалов, фактически ставший ведущим летчиком-испытателем КБ Поликарпова. Несмотря на это, отношение к Поликарпову со стороны руководства было сложным, занимая высокий пост, он не являлся членом партии, будучи верующим, всегда носил крест, за что его называли «крестоносцем». На этом фоне внимание со стороны Сталина и работа в КБ, уже входившего в известность, лётчика-испытателя Чкалова значили для конструктора много .

    Однако условия для работы осложнились, волна репрессий в РККА , вызванная резким ухудшением отношений между СССР и Германией привела к тому, что многие руководители ВВС занимались поисками виновных и взаимными обвинениями, в официальном задании на 1938-39 годы конкретных требований к перспективному истребителю выдвинуто не было, работы велись во многом инициативным порядком. В декабре 1937 г. КБ перевели на опытный завод № 156, Поликарпов был назанчен на место репрессированного А. Н. Туполева (по замыслу М. М. Кагановича для искорения «туполевщины» и «петляковщины»). Между заводом и КБ возник конфликт, конструкторов не пускали на завод, их задания саботировали. 28 мая 1938 г. Поликарпова назначили техническим директором завода что еще более отвлекало от работы, начались склоки о зажиме им выпуска машин П. О. Сухого в свою пользу.

    Первый И-180 был построен в конце 1938 г., курировал работы заместитель Поликарпова - Дмитрий Людвигович Томашевич . Машину планировали поднять в воздух до окончания 1938 года что вызывало спешку и нервозность, доводка нового двигателя М88 еще не была закончена. 15 декабря 1938 года в первом полете на И-180 произошла катастрофа, самолёт упал на посадочном курсе не дотянув до аэродрома после нормально выполненного полета, летчик Валерий Чкалов погиб. К этому времени Чкалов был уже не просто летчиком-испытателем, а известным в стране человеком, активным общественным деятелем, депутатом Верховного Совета СССР . Расследовавшая проишествие комиссия пришла к выводу что причиной стал отказ мотора на малой высоте и халатное отношение к подготовке вылета (самолет отправлялся в полет с многочисленными недоделками). Ведущий конструктор Д. Л. Томашевич и ряд других лиц были репрессированы, на Поликарпова вина не возлагалась.

    Гибель Чкалова стала сильнейшим ударом для Поликарпова, его работы были парализованы почти на 2 месяца, 5 февраля 1939 г. он был освобожден от должности технического директора завода № 156 и назначен главным конструктором завода № 1, туда же переведено и КБ которое включало три структурных подразделения: КБ-1 (маневренные истребители), КБ-2 (скоростные истребители-монопланы), КБ-3 (бомбардировщики и многоцелевые самолеты).

    27 апреля 1939 г. летчик-испытатель С. П. Супрун поднял в воздух второй И-180-2, летные испытания И-180 проходили без серьезных замечаний. Самолет демонстрировался на первомайском параде 1939 года, однако выпуск войсковой серии И-180 задерживался, завод № 21 (представитель КБ Поликарпова М. К. Янгель) был загружен серийным выпуском И-16 и, создавая истребитель И-21 своей разработки, не хотел заниматься чужими проектами. 5 сентября 1939 г., в 53-м полете, при невыясненных обстоятельствах, разбился второй экземпляр И-180-2, летчик-испытатель Т. П. Сузи погиб. 3-й экземпляр построен в феврале 1940 года на заводе № 1. В апреле, заводом № 21, выпущены первые 3 серийные И-180, их заводские испытания продолжались до 4 июля 1940 г. 5 июля, в испытательном полёте, разбился еще один И-180, летчик Афанасий Прошаков не смог выйти из штопора и покинул машину на парашюте. Отношение к самолёту было сложным, вызывали сомнение его штопорные характеристики, интерес к истребителям с двигателями воздушного охлаждения падал, многие стали считать их устаревшими и неперспективными при скоростях более 500 км/ч. Ведущий летчик-испытатель Е. Г. Уляхин давал такую оценку машине: «По маневру самолет очень близок к И-16, но более устойчив и лучше на виражах, посадке и устойчивости в полете», самолет превосходил по скорости и маневренности основной истребитель германских ВВС Bf-109Е, летчикам переучиваться с И-16 на И-180 было несложно, однако вскоре, из-за дефектов, было остановлено производство двигателей М-88 и в августе остановилась серийная постройка И-180, а в конце 1940 г. выходит решение о полном снятии самолета с производства. В октябре 1940 г. решением НКАП завод № 21 начал подготовку к выпуску ЛаГГ-3 конструкции ОКБ Лавочкина с совершенно иной технологией, к этому времени Поликарпов уже работал над дальнейшим развитием истребителя с двигателем воздушного охлаждения И-185.

    Последние годы

    В 1939 году был направлен в командировку в Германию . В его отсутствие директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артёма Микояна . Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем в старом ангаре на окраине Ходынки на бывшей территории ОЭЛИД ЦАГИ для Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время - ОКБ и опытный завод имени Сухого , которому производство было передано в 1953 году). На этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе, а также в сложных условиях эвакуации, были созданы истребители И-185 , ИТП , ТИС (каждый в нескольких вариантах), боевой десантный планер (БДП , МП), ночной бомбардировщик НБ и начата целая серия проектов, не оконченных в связи со смертью Поликарпова.

    В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 года, утвержденном главным инженером ВВС РККА генерал-лейтенантом А. К. Репиным , самолёт Поликарпова назван «лучшим современным истребителем» :171 . . За этот самолёт в марте 1943 года Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени.

    После смерти Поликарпова его КБ возглавил В. Н. Челомей , которому поручили разработку крылатых ракет :239 .

    Завершение карьеры и кончина

    Умер 30 июля 1944 году от рака желудка . Похоронен в Москве на


    Родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчивает: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.

    В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского конструктора И. И. Сикорского работает заведующим производством. Участвует в постройке самолёта «Илья Муромец».

    Вскоре после революции 1917 Сикорский эмигрирует, Поликарпов остался в России. С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до 1923 года руководил техническим отделом.

    В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году - истребитель И-3, в 1928 году - разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).

    Арест и работа в тюремном КБ

    В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «шарашку» - Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В. Р. Менжинского.

    Здесь совместно с Д. П. Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5, (пилоты - Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году - через 12 лет после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

    Дальнейшая работа

    В мае 1931 года Н. Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого.

    В 1933 году начальник бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39 руководителем которого (ЦКБ) был С. В. Ильюшин.

    С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода № 156, а затем на заводе № 1.

    Конец КБ Поликарпова

    В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время - ОКБ и опытный завод им. П.О.Сухого, которому производство было передано после смерти Поликарпова). Даже на этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе до эвакуации, на малой площадке в Новосибирске и после эвакуации были созданы опытные и предсерийные лучшие истребители времен Второй Мировой войны - И-185 и другие.

    Самолеты Поликарпова

    Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938-1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Под его руководством работали многие талантливые инженеры, включая В. К. Таирова.

    Завершение карьеры и кончина

    С 1943 года Н. Н. Поликарпов - профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    В авиационных кругах Н. Н. Поликарпова называли "королем истребителей": на протяжении почти 10 лет нашу истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.

    Что еще почитать