Учимся фотографировать Луну. Как получить красивые фотографии Луны и лунных пейзажей

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

С тех пор, как приобрел свою камеру. Когда я ее впервые купил, около 5 лет назад, думал что получить стоящие снимки с помощью недорогого оборудования, которое у меня тогда было, будет маловероятно. Только после того, как привык снимать в мануальном режиме осознал, что ночная съемка абсолютно реальна.

Ночная фотосъемка сводится к технике длительного экспонирования фотографии. Простыми словами это означает, что вы открываете затвор и позволяете свету попадать на матрицу в течение длительного периода времени, вместо стандартного времени открытия-закрытия затвора, как это происходит в режиме «Авто».

Единственное, что необходимо для длительного экспонирования - это понимание основной концепции мануального режима. Это означает - понимать как соотносятся между собой такие понятия как выдержка, диафрагма и ИСО, чтобы получить лучшее изображение.

Цель этой статьи - вдохновить вас выйти на улицу и сделать самим несколько кадров. Предупреждаю вас - это затягивает.

Фотографирование Луны

Начнем с одного из самых простых объектов, которые можно найти на ночном небе - это Луна. Она не требует дополнительного оборудования, кроме цифровой зеркалки и объектива с длинным фокусным расстоянием (или зумом). Если вы хотите сфотографировать лунное затмение, или снимать панорамные ночные пейзажи, то это уже более сложные задачи, и я буду вдаваться в них чуть позже.

Оборудование

Зеркальная камера и объектив

В идеале, вы являетесь владельцем цифровой зеркальной камеры или имеете к ней доступ. Если нет, можете купить б/у цифро-зеркалку по доступной цене. Я быстро нашел Canon Rebel T2i/T3is за $300-$400. Или можете купить новую камеру за 500-1000 долларов (и дороже).

Если говорить об объективе, то для того, чтобы снять такие крупные планы Луны, я бы рекомендовал объектив с как минимум 200 мм (это называется телеобъектив). Вы всегда можете купить и подержанный объектив, но их сложнее найти. Я читал хорошие отзывы о Canon AF 70–300mm, новым его можно купить за 380 долларов. Дешевле не найдете!

Штатив

Поскольку Луна довольно яркая, штатив не обязателен, но с ним работать очень удобно, если нужно получить гарантированно четкий снимок. Если например, вы снимаете лунное затмение - тогда вам точно понадобится штатив, так как яркость Луны будет намного меньше чем обычно. Подойдет любой штатив. Уже несколько лет я использую штатив за 40 баксов. Вы можете найти такой в любом фотомагазине.

Дистанционное управление затвором

Оно требуется только при съемке лунного затмения или при фотографировании широкоугольной панорамы. При съемке с длинной выдержкой, стандартно нажав спуск затвора вы можете пошевелить камеру, что приведет к размытому изображению на фото.

Этого можно избежать также и с помощью пульта управления. Они обычно супер дешевые, если покупать на eBay или Amazon. Я бы посоветовал приобрести интервалометр, они всего на пару баксов дороже пультов, а функционал шире (подсказка: тайм-лапсы!). Если не хотите использовать дистанционное управление, можете обойтись просто таймером камеры.

Моя фототехника

Со временем я обновляю свое оборудование, которое использую. Поэтому часто покупаю более современную технику. Первой у меня была зеркалка Canon Rebel T2i (EOS 550D) с объективом 50 мм и штативом за 40 баксов. А сегодня я использую для лунной съемки следующее:

  • Фотоаппарат Canon 6D;
  • объектив Canon EF 100–400mm f/4.5–5.6L USM;
  • штатив Manfrotto 190XPROB с панорамной наклонной головкой 804RC2.

Также с момента, когда появился iPhone со встроеным wi-fi, я использую его для дистанционного управления своей Canon 6D.

Подготовительная работа

Положение и фаза луны

Если вы не опытный астроном, понадобится определенная помощь, чтобы определить, когда и где именно будет луна на ночном небе, в том числе, какой будет ее фаза. Вы можете выйти на улицу и сами все увидеть, или использовать для этого приложение iPhone, к примеру SkyView - это виртуальное небо у вас в кармане. Что я делаю - так это ввожу в поиск “Луна” и программа показывает, в какой она позиции на небе и в какой фазе.

Я могу проследить ее изменения во времени, нажав на нижнюю часть экрана, чтобы появилось меню настроек времени. Здесь можно видеть местоположение Луны, и каким оно будет в определенный день и время.

Помимо того, что приложение невероятно интересно даже просто, чтобы поиграться, оно позволит вам спланировать выходы на улицу, чтобы сфотографировать то, что вы хотите.

Основной экран приложения (слева). При нажатии на лупу входим в поиск (справа).

Погода

Следующее, что нужно проверять - это погода. Самая большая неприятность во время съемок чего-либо на небе - это облачность. Лучший метод от этого предостеречься - выйти на улицу и посмотреть, какие там тучи. Если все нормально, начинайте снимать свои кадры.

Тем не менее, если вы надеетесь сделать особенный кадр, например суперлуние или лунное затмение, важно знать, какие будут погодные условия. Если будет облачность, то может и нет смысла вставать ночью с постели и ехать куда-то далеко.

Когда дело доходит до погоды, тут будет незаменимым сайт Clear Dark Sky . Он обеспечивает простые диаграммы астрономических прогнозов, можете использовать их для фотографирования ночного неба.

На этих графиках есть много деталей, но те, которые больше будут вам актуальны, если собираетесь снимать Луну - в верхнем ряду - Cloud Cover. Если здесь, рядом со временем, в котором собираетесь делать съемку, все заполнено белыми квадратами, скорее всего, вам не повезло. Если же квадраты темно-синего цвета - вероятно это хорошие условия. В примере ниже, после обеднее небо среды выглядит полностью облачным, но под вечер к 22:00 оно красиво проясняется.

Композиция

В целом, композиция не играет большой роли, если вы хотите просто запечатлеть Луну. Обычно я центрирую ее в кадре и делаю снимок. Вы можете сделать кадр интереснее, добавив что-то на передний план, например дерево или сарай. Это придаст изображению глубину, но такие сюжеты в реальности можно снять только с очень длинным телеобъективом.

Для фото вы можете использовать и объектив с более коротким фокусным расстоянием, и потом кадрировать композицию, но в результате может получится изображение с недостаточной детализацией, и будут заметны шумы/зернистость.

Мне нравится запечатлевать Луну, находящуюся за облаками. Это добавляет мистицизма. На первой фотографии облака используются для окружения, а дерево на переднем плане для обрамления. Во втором снимке используется только облачность.

Не стоит всегда делать только крупные планы. Переход к широкоугольному кадру, включающему в себя землю - это не менее круто.

Снимок ниже требует больше способностей, так как нужно держать затвор открытым в течение примерно 15 секунд, и нужно установить диафрагму и ISO, чтобы гарантированно получить в результате красивую композицию. На фотографии Луна восходит над фермерским полем.

Съемка

Как только вы пришли на место съемки с камерой, зафиксированной на штативе, существует несколько вещей, которые нужно проверить дважды.

Во-первых убедитесь в том, что камера настроена делать фотографии в RAW, а не JPEG. Это даст вам возможность быть более гибким при работе со светом, который можно улучшить при постобработке (подробнее об этом ниже).

Во-вторых, фокусировка может быть немного сложнее в ночное время, так как свету, попадающему в камеру недостает контраста. В большинстве случаев при съемке Луны, чтобы не было никаких проблем на фото, отключите автофокус. В условиях низкой освещенности автофокус может вообще не работать. В таких обстоятельствах я использую мануальную фокусировку.

Для того, чтобы получить четкий фокус, я перехожу в режим live view и использую цифровой зум - это увеличительное стекло в вашей камере.

Попробуйте разобраться со своим фотоаппаратом, чтобы понять, как с ним работать. Вот кнопки для Canon 6D:

Нажмите кнопку live view (сверху), а затем воспользуйтесь зумом (ниже) для цифрового увеличения вашего объекта

После того, как зуммированием вы сделали нужную композицию в кадре, наведите фокус вручную, используя для этого кольцо фокусировки на объективе. Используйте дисплей live view, чтобы навести резкость на Луну. После этого, старайтесь не прикасаться к объективу снова.

И последний момент, который нужно учитывать - Луна двигается очень быстро. Вы должны будете захватывать композицию и снимать фотографии сравнительно быстро, и вручную следить за Луной, корректируя положение камеры штативом. В добавок к этому, при зуммировании Луны, выдержка должна быть менее 2 секунд, иначе Луна будет размываться движением.

Теперь вы готовы к съемке! Ниже несколько начальных параметров съемки, которые я использую в разных условиях:

Естественная яркая Луна:

  • Диафрагма f/11.
  • ISO 100.
  • Выдержка 1/20 - 1/50 секунды.
  • Фокусное расстояние 400 мм.

Я обычно начинаю с указанными выше настройками и корректирую их в зависимости от получившегося результата, который вижу на пробном снимке. Один момент, о котором нужно постоянно помнить - чем сильнее прикрыта диафрагма, тем резче будет ваше изображение. Тем не менее, ее нельзя закрывать слишком сильно, иначе дифракция съест вашу резкость.

Воспользуйтесь калькулятором, чтобы увидеть, как влияние значения диафрагмы может повлиять и ухудшить фотографию.

Зная все это, если ваше изображение слишком светлое, прикройте диафрагму до f/11 или f/16 и не трогайте остальные настройки. Ниже пример очень яркой Луны, которая выглядит действительно резко и красиво.

Выдержка 1/50s, f/22, ISO 200. Фокусное расстояние 400мм

Изображение, которое у вас получится снять, не будет выглядеть таким же как на этой фотографии. Она была сильно кадрирована и слегка подкрашена. Не расстраивайтесь. Вот то, что вы примерно сможете увидеть на своей камере:

Кадр прямо с камеры, без кропа или пост-обработки

В случае, если вы хотите снять темную луну, это немного меняет ситуацию. Так как света уже мало, нужно изменить настройки камеры, чтобы то, что есть на небе могло дойти до ее сенсора. Необходимо полностью открыть диафрагму. Это позволит пройти максимальному количеству света, которое способен пропустить объектив. Затем вам нужно увеличить выдержку, чтобы на сенсор прошло еще больше света.

И, наконец, вам вероятно потребуется увеличить ISO, чтобы сделать вашу камеру более чувствительной. Отсутствие баланса в этих изменениях приведет к ухудшению резкости, и увеличению шумов. Правило, которого я придерживаюсь - поднимать ISO в последнюю очередь.

Вот настройки, которые я использовал для прошлого лунного затмения:

  • диафрагма f/6.3.
  • Фокусное расстояние 400 мм.
  • Выдержка 1,3 секунды.
  • ISO 400.

Широкий угол обзора

Основное различие между съемкой лунного затмения крупным планом и панорамно в том, что телеобъектив сменяется широкоугольным объективом; например 18-55 мм, который поставляется с большинством зеркалок начального уровня.

Еще одна большая разница в том, что нужно пропустить больше света к сенсору камеры, чтобы и ночной пейзаж и звезды смогли вместится в изображение. Из-за этого Луну прийдется немного передержать (переэкспонировать), но результат будет выглядеть красиво.

Подбирайте настройки так, чтобы найти правильный баланс. При съемке пейзажей, я использую минимальное фокусное расстояние, которое только возможно.

Если у вас китовый объектив, используйте расстояние 18 мм (или другой самый широкий угол). Нужно также максимально открыть диафрагму. Что касается выдержки, затвор нужно оставить открытым на много дольше, чем ранее.

В большинстве случаев, вы не получите хороший кадр со звездами, при выдержке короче 10-20 секунд. Почему тогда не увеличить ее до 30 секунд? Причина кроется в Земле, она вращается, и если оставлять затвор открытым слишком долго, начнут появляться полоски. Это может быть и желаемым эффектом, но в данном случае мы хотим избежать появления .

В конце концов, в большинстве случаев, нужно будет увеличить ISO, совсем немного; начните с 800, перейдите на 1600 или 3200, если ваша экспозиция совсем плохая.

Фото восходящей Луны на фоне звезд (показано выше) было снято с такими настройками:

  • диафрагма f/4.
  • Выдержка 16 секунд.
  • ISO 3200.
  • Фокусное расстояние 24мм.

Постобработка

После того, как вы сняли фотографии, нужно просмотреть, как они выглядят на компьютере. Сначала я даже и не думал, что снимки нужно обрабатывать. Когда я начал заниматься ночной фотографией, то осознал, что в большинстве случаев хочется улучшить то, что было сделано камерой.

Основная причина заключается в том, что при длительной экспозиции очень сложно угадать идеальное количество света. позволяет свести к минимуму лишний свет, и увеличить полезный.

Постобработка - это ключевой момент при создании красивых фотографий, и полностью зависит от способностей фотографа применить ее правильно. Некоторые применяют кардинальные меры при постобработке. Но лично мне не нравятся фотографии, которые выглядят неестественно, я хочу усилить естественные элементы на фотографии. Тем не менее, нет правильных и неправильных методов обработки. Это дело фотохудожника, выбирать, как будут выглядеть его изображения.

Для постобработки большинство фотографов используют Adobe Photoshop и Adobe Lightroom. Лично я полностью использую Lightroom для организации и коррекции изображений. Загружаю Photoshop только когда нужно сделать более сложную коррекцию.

Также Photoshop очень дорого стоит и вы можете приобрести его только как часть Adobe Creative Cloud, так что за это платить придется постоянно. Рекомендую остановиться на Lightroom 5, пока Lightroom еще не оказался вовлеченным в облако. Для этого нужно заплатить $80 один раз, это абсолюная необходимость для любого фотографа.

Мой быстрый и грубый процесс обработки выглядит следующим образом:

  • Включить коррекцию искажений объектива, чтобы исправить и .
  • Подстроить до желаемой яркости/интенсивности.
  • Увеличить резкость.
  • Уменьшить шум (варьируется в зависимости от того, насколько шумным является изображение).
  • Слегка обесцветить изображение.
  • Подстроить тональность или насыщенность тех цветов, которые должны сиять.

Съемка луны не так проста, как кажется. Воспользуйтесь советами, приведенными в этой статье, чтобы добиться необходимого освещения, правильно настроить камеру и выбрать композицию.

Луна может стать для вас весьма непростым объектом съемки. Она гораздо ярче, чем вы думаете, что делает сложным процесс выбора правильной экспозиции. К тому же луна меньше, чем кажется, и вместо эффектного диска легко получить разочаровывающую белую точку на снимке.

Существует распространенное заблуждение, что съемка луны является дорогостоящей. С одной стороны, действительно можно тратить тысячи на длиннофокусные объективы, но с другой стороны, фантастического результата можно добиться и с имеющимся в наличии оборудованием.

Знай фазы луны

Поскольку луна вращается вокруг Земли, солнечный свет падает на нее под разными углами, благодаря чему существует несколько отдельных фаз.

Подписи слева направо: полнолуние, горбатая луна, четверть, растущая луна

Каждая из фаз луны отличается особенными внешним видом и передаваемыми ощущениями. Полная луна самая яркая, но при этом она выглядит немного "плоской" так как лучи света падают под прямым углом. Горбатая луна или четверть луны, пожалуй, являются самыми интересными, потому что благодаря боковому освещению появляются тени, выявляющие горы и кратеры на поверхности луны. Растущая луна (месяц) самая темная, но она может быть использована для придания особого акцента скучному небу.

Правильно выбирай время съемки

Наилучшие условия для съемки луны: во время сумерек (перед восходом солнца или сразу после захода), луна должна быть как можно ближе к горизонту. В это время суток остаточного света на небе хватает для того, чтобы запечатлеть детали окружающего пейзажа, цвета облаков и неба. Это делает снимки более атмосферными.


Фотографируйте луну в сумерках, чтобы добавить атмосферности снимкам. Автор фотографии Ях .

Уровень освещения меняется очень быстро, поэтому желательно прийти заранее, чтобы иметь достаточно времени на настройку и подготовку. Различные фазы луны по-разному сочетаются с освещенностью неба, поэтому стоит продолжать съемку в течение всех сумерек, чтобы обеспечить наибольшую вероятность получения великолепного снимка.

Снимайте ночью, чтобы получить действительно четкие снимки луны на фоне черного, как смоль, неба. Особенно эффектным результат получается при использовании длиннофокусного объектива, позволяющего сделать крупный план. Также луна может быть видна днем, однако не слишком отчетливо, поэтому предпочтительно использовать ее как вспомогательный элемент, нежели чем как основной объект кадра.

Хорошей идеей будет заранее спланировать съемку, используя калькулятор восхода-заката луны . Он позволит вам определить день, когда вы сможете наблюдать нужную фазу луны в нужное время суток.

Заполняйте кадр

Если вы сможете позволить себе телеобъектив, у вас появится возможность делать фантастические детальные фотографии луны за счет максимально-плотной кадровки. Для этого нужно использовать мощный длиннофокусный объектив, минимально приемлемым будет 300 mm, а наиболее предпочтительным 800 mm и более.


Вам понадобится длиннофокусный объектив для того, чтобы запечатлеть детали поверхности луны. Автор фотографии Ник .

В большинстве зеркальных цифровых камерах установлена кропнутая матрица, а не полноразмерная. Благодаря этому линзы имеют увеличенное фокусное расстояние, что позволяет в какой-то степени избежать недостатка использования слабого длиннофокусного объектива. Прочтите мою статью о кроп-факторе, чтобы узнать больше.

Чтобы снизить расходы, вы можете увеличить фокусное расстояние объектива благодаря использованию одного и более телеконверторов. Например, вы можете соединить два двукратных телеконвертора с объективом 200 mm, чтобы получить эффективное фокусное расстояние в 800 mm. Это несколько снизит качество изображения, но окажется предпочтительнее, чем попытка масштабировать изображение, полученное при использовании стандартного объектива.

Используйте передний план

Не все потеряно, если ваш бюджет не позволяет приобрести длиннофокусный объектив. Вы сможете делать отличные фотографии луны, используя практически любой объектив (даже широкоугольный), если правильно выстроите композицию кадра.


Используйте объекты переднего плана, для создания контекста, дополняющего луну. Автор фотографии Венделл.

Вместо того чтобы использовать луну, как основной объект снимка, задействуйте другие объекты переднего плана, позиционируя луну как вспомогательный элемент, придающий дополнительный интерес сцене. Съемка луны через траву или возвышающиеся горы делает фотографию более атмосферной, создает контекст. Как видите, фокусное расстояние не является помехой.

Недостатком этого метода является то, что далеко не всегда одновременно "декорации" и луна могут быть правильно проэкспонированы. Если вы не уверены, то придерживайтесь рекомендации: лучше недоэкспонировать передний план, чем переэкспонировать луну. Также можно сделать два снимка, на первом экспозиция должна быть выставлена для луны, а на втором - для переднего плана, затем два снимка объединяются в Photoshop.

Снижайте уровень вибрации для повышения резкости

Дрожание камеры может стать серьезной проблемой при съемке луны, особенно в случае использования мощных длиннофокусных объективов. Малейшее движение способно вызвать заметное размытие и испортить кадр. Поэтому важно свести к минимуму вибрации благодаря следующим приемам:

Используйте штатив

Крепкий штатив играет важную роль. Благодаря штативу практически до минимума снижается дрожание камеры, а также появляется защита от внешнего воздействия, например, вибрации, вызванной ветром.

Удаленный спуск затвора

Благодаря спусковому тросику или пульту дистанционного управления устраняется дрожание, вызванное нажатием на кнопку спуска затвора. Если у вас нет этих инструментов, можно просто использовать таймер автоспуска.

Используйте блокировку зеркала

Даже внутреннее движение зеркала камеры способно привести к размытию на фотографии. Режим блокировки зеркала (MLU) поднимает зеркало до того как производится снимок. Если ваша камера имеет эту функцию, включите ее для повышения резкости.

Определение правильных настроек камеры

Правильный выбор настроек играет решающую роль при съемке луны и одновременно является одной из наиболее сложных задач. Из-за того, что условия съемки могут сильно различаться, не существует какого-то универсального набора настроек, который будет работать во всех ситуациях, однако далее описан процесс, которого вы можете придерживаться во время каждой съемки.

Включите режим ручной настройки (manual)

Функция автоматического определения экспозиции не сработает в случае, когда яркая луна находится на фоне темного неба, поэтому требуется переключение на ручной режим. Начните с диафрагмы f/11 и самого низкого ISO (скажем, ISO 100), установите выдержку 1/250. Используйте автофокусировку, чтобы навестись на луну, теперь переключите фокус в ручной режим, чтобы зафиксировать фокусное расстояние.

Пробуйте и подстраивайте установки

Сделайте тестовый снимок и рассмотрите его на ЖК-экране камеры, используйте масштабирование для проверки деталей и правильности экспозиции. Внесите поправки и повторите процесс. При использовании сильных длиннофокусных объективов старайтесь не устанавливать выдержку дольше, чем 1/2 секунды, чтобы уменьшить возможную размытость. С широкоугольными объективами можно работать и на длинных выдержках.

Используйте экспозиционную вилку (брекетинг)

Для большей уверенности в результате стоит применить метод экспозиционной вилки (съемка дополнительных фотографий объекта с разными экспозициями: нормальной, увеличенной и уменьшенной). Благодаря этому методу, даже в случае установки неточных настроек камеры, у вас появится надежда, что, по крайней мере, один кадр может быть спасен благодаря программному обеспечению для редактирования фотографий.

Хитрости Photoshop

Для того чтобы сделать фотографии такими, какими вам хотелось бы их видеть, можно использовать программное обеспечение для обработки цифровых изображений. К примеру, вы можете объединить несколько снимков, так что и луна, и окружающий ландшафт будут великолепно экспонированы, даже если для достижения лучшей композиции потребуется изменить расположение луны или ее размер.

Правильность использования программного обеспечения для изменения снимков является спорным вопросом, однако, в некоторых случаях оно может привести к получению великолепных фотографий. На изображении, представленном выше, фотограф объединил два отдельных снимка. Автор фотографии Джеймс Джордан.

Эта тема дискуссий, которая разделяет фотографов. "Пуристы" настаивают на том, что цифровые манипуляции при обработке фотографий должны быть сведены к минимуму. Однако даже профессионалы зачастую прибегают к подобным техникам и, без сомнений, иногда это приводит к появлению захватывающих изображений. Я оставлю решение о том, какую сторону принять, за вами.

Съемка луны - это сложный процесс, но труды вознаграждаются, когда, наконец, удается получить превосходный снимок. Для этого необходимо развивать знания и совершенствовать навыки, чтобы достичь уровня, когда вы сможете использовать разнообразные творческие приемы для создания потрясающих фотографий.

Этот пост был написан Лаурой Чарон. Лаура - страстный фотограф. В первое время она использовала какую-то старую камеру, а с недавнего времени - Canon 400d.

Большинству фотографов нравится фотографировать Луну. Условия у всех одинаковые: зеркалка, штатив, таймер (или устройство для удаленного спуска затвора) и яркая луна в небе. Тем не менее, результатом часто является переэкпонированное пятно на черном фоне. Плоский диск или серая картинка без детализации кратеров.

Ловите несколько советов, которые я могу дать на основе собственного опыта съемки луны.

1. "Lune/Moon", OliBac, Flickr
Выдержка: 0.005 сек (1/200), диафрагмы: F/5, фокусное расстояние: 84,2 мм, ISO:50

Итак, советы:

Первый: Используйте телеобъектив

По крайней мере 300 мм, если хотите заполнить Луной весь кадр. Хотя в принципе Луну можно фотографировать и обычным объективом, даже китом. 2х-конвертер будет не лишним, он отлично дополняет объектив и при этом стоит совсем недорого.

Второй: Настраивайте камеру вручную

Хотя многие цифровые камеры имеют автоматическую настройку для ночных снимок, ручная установка ISO, выдержки и диафрагмы позволит получить существенно более качественные фотографии. Начните с ISO 100. Луна является источником света, причем более ярким, чем вам кажется. Вы можете использовать высокие ISO без боязни получить шум. Установите диафрагму примерно f/11 (при более открытой диафрагме, изображение получится менее резким). Выдержки 1/125 будет достаточно. Это мы будем называть "правилом", но вы конечно можете и поэкспериментировать с настройками. Попробуйте поснимать с ручной фокусировкой. У камер иногда бывают проблемы с автоматическим фокусом на Луну. Сделайте несколько кадров с разными настройками диафрагмы и выдержки.


2. "The Bird and the Moon II", Flowery Luza, Flickr
Выдержка: 0.001 сек (1/1000), Диафрагма: f/4.0, фокусное расстояние: 200 мм, ISO:1600

Третий совет: не бойтесь недоэкспонированных кадров

Наверняка на обычных настройках у вас получится длинная выдержка. Все-таки вы фотографируете ночью. Но на самом деле, такая выдержка не нужна. Во время обработки вы смоете все сделать как надо, и имейте в виду, что Луна двигается по небу и даже при выдержке 1/15 изображение может получиться немного смазанным.


3. "Crescent Moon", Lrargerich, Flickr
Выдержка: 0,008 сек (1/125), диафрагмы: F/4, фокусное расстояние: 29.2 мм, ISO: 125

Четвертый совет: Снимать разные фазы Луны

Каждая фаза Луны имеет свое настроение. Во время полнолуния будет больше света, чем при растущей или стареющей Луне. Это наверное даже интуитивно понятно. Кроме того, здорово фотографировать Луну на различных этапах ее движения. Луна у горизонта кажется больше. Фотографирование в начале вечера тоже часто приносит приятные результаты благодаря оригинальным эффектам освещения.

Надеюсь, что эти простые советы, помогут вам получить массу удовольствия от фотографировании Луны. Несмотря на то, что тема фотографирования Луны довольно избита, этот яркий диск не перестает вызывать интерес, привлекать внимание наших глаз и наших объективов.

Оригинал: Laura Charon, photodoto.com

Что еще почитать