Тесты на определения латерального профиля.

В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л . Меерсон и других.

С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка

Предлагается использовать следующие процедуры.

Для исследования ведущей руки пробы:

    переплетение пальцев рук;

    поза «наполеона» (для детей после 7 лет);

    «телефонная трубка»; - «подзорная труба» (калейдоскоп).

Для исследования ведущей ноги пробы:

    «попрыгай на одной ноге»;

    «ударь мяч».

Для исследования сенсорных предпочтений пробы:

    «телефонная трубка» (ведущее ухо);

    «подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)

Анализ результатов:

    Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).

    Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок

«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.

Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

2. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.

Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.

3. Проба «Телефонная трубка»

Инструкция «Позвони по телефону».

Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.

4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.

Инструкция «Протри стол».

5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.

Инструкция «Лови мяч».

Активные действия выполняет ведущая рука.

6. Ребёнку предлагается раздать карты.

Инструкция «Раздай карты».

Ведущая рука раскладывает карты.

    Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)

Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».

Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.

8. Хлопать в ладоши.

Инструкция «Похлопай в ладоши».

Ведущая рука сверху.

9. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

Инструкция «Нарисуй круг на ладошке» .

Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.

10. Завести часы.

Инструкция «Заведи часы».

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.

11. Переплетение пальцев рук.

Инструкция «Переплети пальчики».

Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

12. Скрещивание рук - «поза Наполеона»

Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».

Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

13. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5см.друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).

Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов -13.

Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.

Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»

В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания

1. Проба с калейдоскопом

Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.

2. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)

Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим

3. Тест «карта с дырой»

В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1x1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается

    В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки

Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста

5. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием

Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка

6. Проба Литинского

При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом

Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.

Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим

ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и

представьте, что слышите, как они тикают».

2. Проба «шепот»

Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.

Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.

    . Проба «Телефонная трубка»

Инструкция: «Позвони по телефону» .

Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул на колени

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.

2. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину

Ведущая нога является толчковой.

3. Сесть и закинуть ногу на ногу

Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

4. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку

Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

5. Измерение длины шага

Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.

6. Проба «Ударь мяч»

Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте Семенович Анна Владимировна

Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

§ 1. Опросник

1. Какой рукой ты складываешь башню из кубиков, собираешь пирамидку?

2. В какой руке держишь ложку во время еды?

3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?

4. Какой рукой держишь зубную щетку?

5. Какой рукой причесываешься?

6. Какой рукой рисуешь?

7. Какой рукой режешь ножницами?

8. Какой рукой пишешь?

9. Какой рукой пользуешься ластиком?

10. Какой рукой бросаешь камень, мяч?

11. Какой рукой раздаешь карты?

12. Какой рукой бьешь молотком?

13. Какой рукой держишь ракетку при игре в теннис, бадминтон?

Экспериментатор просит ребенка продемонстрировать каждый раз манеру исполнения. Общий результат подсчитывается по приведенной далее формуле.

Каждая из нижеприведенных проб выполняется с промежутками в течении нейропсихологического обследования 5–6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле:

где П - правая (рука, глаз и т. д.), Л - левая. От (-10) до (+10) - результаты оцениваются как амбилатеральность; меньше (-10) как левостороннее почтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария); больше (+10) - как правостороннее (доминантность левого полушария). Неоднократное тестирование необходимо, во-первых, для того, чтобы получить более достоверные результаты. Но главное, наши исследования показали различные нагрузки могут приводить к флуктуациям моторного и сенсорного предпочтений ребенка, что свидетельствует о недостаточной сформированности у него доминантности по руке, глазу и т. д.

Из книги Воспитание по-новому автора Светлова Маруся

Глава 2. Методы «воспитания» Нас, действительно, никто не учил, как воспитывать ребенка. И уж тем более - правильному применению каких-то методов воспитания. Мало того, большинство родителей знать не знают, что то, что они иногда делают с ребенком, - это метод воспитания.

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

Безопасность как условие для исследования Несмотря на то что ваша дочь уже не грудной младенец, она время от времени продолжает задавать себе вопросы: «Не грозит ли мне опасность?», «Любят ли меня?» Строго говоря, для нее это по-прежнему очень важные вопросы. Те дети,

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Изменение вкусовых предпочтений у будущей мамы Многие считают, что все женщины во время беременности начинают испытывать тягу к каким-либо определенным продуктам, например сельди, соленым огурцам, апельсинам и т. д. На самом деле это не совсем верно.Гематологи объясняют

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Необходимые исследования УЗИ. Вы узнаете пол вашего будущего ребенка! УЗИ проводят на сроке в 20–24 недели. Оно позволит хорошо рассмотреть вашего крошку, и вы наконец-то узнаете его пол. Однако имейте в виду, что ошибиться может даже опытный УЗИ-диагност.Есть и другие,

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Необходимые исследования Перед очередным посещением врача необходимо сдать: общий анализ мочи; общий анализ крови; мазок из влагалища на

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Лабораторно-практическое занятие 1 Тема: «Предмет конфликтологии и методы исследования» Степень конфликтностиЗадание 1. Перед вами десять пар утверждений. Прочитайте каждое утверждение и отметьте (крестиком), на сколько баллов у вас проявляется свойство, отмеченное в

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Глава II. Основные принципы, формы и методы формирования эмоционально-положительного отношения будущих учителей музыки к процессу обучения хоровому пению На основе опыта работы с учебными хорами на музыкальном факультете МПГУ можно утверждать, что к формированию

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Из книги автора

Из книги автора

Методы исследования Было проведено пять серий исследований, сбор данных в которых осуществлялся разными экспериментаторами (в первых четырех сериях испытуемыми были студенты университета в возрасте 19–20 лет в количестве 30, 29, 27 и 28 человек соответственно; в пятой –

Из книги автора

Методы исследования В рамках описанной выше программы исследований (см.: глава 3, раздел 3.2) наряду с четырьмя основными когнитивными стилями (полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлективность, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость

Из книги автора

Методы исследования Нами была предпринята попытка эмпирически продемонстрировать феномен «расщепления» полюсов трех когнитивных стилей: полезависимости /поленезависимости, узости/широты диапазона эквивалентности, ригидности/ гибкости познавательного

Из книги автора

Методы исследования Задача данного исследования заключалась в изучении соотношений между определенными когнитивными стилями и личностными чертами, характеризующими особенности познавательной направленности (на примере интерпретации разнородных объектов и ситуаций

Из книги автора

Глава 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ § 1. Двигательные функции Кинестетический праксис1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он должен

Из книги автора

Глава 2. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Изучение оптико-пространственной деятельности в нейропсихологии опирается на ряд известных методик: определение времени на часах, ориентировка в схеме географической карты, квартиры,

Начиная работу с детьми каждому учителю неплохо было бы узнать особенности латерализации.
Есть такой забавный анекдот по этому поводу, звучит он так:
- Марь Иванна, а Вы знаете, что Петров амбидекстер!

Петров!)))))))))

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ

(ДОМИНАНТНОСТИ ПАРНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ)

В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Васссерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л . Меерсон и других.

С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка

Предлагается использовать следующие процедуры.

Для исследования ведущей руки пробы:

  1. переплетение пальцев рук;
  2. поза «наполеона» (для детей после 7 лет);
  3. «телефонная трубка»; -«подзорная труба» (калейдоскоп).

Для исследования ведущей ноги пробы:

  1. «попрыгай на одной ноге»;
  2. «ударь мяч».

Для исследования сенсорных предпочтений пробы:

  1. «телефонная трубка» (ведущее ухо);
  2. «подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)

Анализ результатов:

  1. Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).
  2. Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок

«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.

Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

2. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.

Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.

3. Проба «Телефонная трубка»

Инструкция «Позвони по телефону».

Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.

4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.

Инструкция «Протри стол».

5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.

Инструкция «Лови мяч».

Активные действия выполняет ведущая рука.

6. Ребёнку предлагается раздать карты.

Инструкция «Раздай карты».

Ведущая рука раскладывает карты.

  1. Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)

Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».

Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.

8. Хлопать в ладоши.

Инструкция «Похлопай в ладоши».

Ведущая рука сверху.

9. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

Инструкция «Нарисуй круг на ладошке» .

Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.

10. Завести часы.

Инструкция «Заведи часы».

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.

11. Переплетение пальцев рук.

Инструкция «Переплети пальчики».

Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

12. Скрещивание рук - «поза Наполеона»

Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».

Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

13. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. друг от
друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).

Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов -13.

Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.

Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»

В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания

1. Проба с калейдоскопом

Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.

2. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)

Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим

3. Тест «карта с дырой»

В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1x1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается

  1. В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем
    прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки

Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста

5. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием

Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка

6. Проба Литинского

При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом

Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.

Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим

ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и

представьте, что слышите, как они тикают».

2. Проба «шепот»

Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.

Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.

  1. . Проба «Телефонная трубка»

Инструкция: «Позвони по телефону» .

Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул
на колени

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.

2. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину

Ведущая нога является толчковой.

3. Сесть и закинуть ногу на ногу

Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

4. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку

Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

5. Измерение длины шага

Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.

6. Проба «Ударь мяч»

Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.


Современные методы исследования латерализации

Для каждого вопроса, касающиегося предпочтительно используемых Вами руки, ноги, глаза и уха выбирете один из ответов: "всегда правая", "предпочтительно правая", "любая", "предпочтительно левая", "всегда левая". Скорость ответов в данном исследовании не важна.

А. Предпочтение руки

1. Какой рукой Вы пишете письмо?

2. Какой рукой Вы пишете на доске?

3. Какой рукой Вы рисуете?

4. В какой руке Вы держите теннисную ракетку?

5. В какой руке Вы держите спичку, чтобы зажечь ее?

6. Какой рукой Вы держите ножницы при работе с ними?

7. В какой руке Вы держите молоток, когда забиваете гвоздь?

8. В какой руке Вы держите отвертку?

9. Какой рукой Вы чистите зубы?

10. В какой руке нитка, когда Вы вдеваете ее в иголку?

11. Какой рукой Вы шьете?

12. Какой рукой Вы чистите яблоко?

13. В какой руке Вы держите штопор, открывая бутылку?

14. Какой рукой Вы пилите бревно?

15. Какой рукой Вы держите губку, когда моете посуду?

16. Какой рукой Вы наливаете в чашку кофе?

17. Какой рукой Вы устанавливаете время на часах?

18. Какой рукой Вы расчесываетесь?

19. Когда Вы копаете лапатой, какая рука сверху?

20. Какой рукой Вы печатаете (если почему-либо пользуетесь одной рукой) ?

21. Какой рукой Вы нажимаете на кнопки калькулятора?

22. Какой рукой Вы наливаете воду из кувшина?

23. Какой рукой Вы отбиваете ритм музыки?

24. Какой рукой Вы укажете на кого-либо вдали?

25. Какой рукой Вы кидаете монету (чтобы сделать какой-то выбор)?

26. Когда Вы щелкаете пальцами, то какой рукой?

27. Какой рукой Вы вкручиваете винт?

28. Какой рукой Вы заводите часы?

29. Какой рукой Вы набираете номер на телефоне с диском?

30. Какой рукой Вы ловите мяч (если это надо сделать одной рукой)?

31. Какой рукой Вы раздаете карты?

32. Какой рукой Вы набираете номер на кнопочном телефоне?

33. При рубке дров топором, с какой стороны Вы замахиваетесь?

34. Какой рукой Вы вкручиваете лампу в люстру?

35. Какой рукой Вы машете, прощаясь?

36. В какой руке Вы держите ложку во время еды?

37. Какой рукой Вы поднимаете тяжелый чемодан?

38. В какой руке Вы держите платок, сморкаясь?

39. Какой рукой Вы достаете деньги из кошелька?

40. В какой руке Вы держите нож при заточке карандаша?

41. Какой рукой Вы перелистываете страницы книги?

42. Когда аплодируете, какая рука находится сверху?

43. Какой рукой Вы поднимете упавшую монету с пола?

44. Какой рукой Вы пользуетесь пинцетом?



45. Какой рукой Вы включаете свет на стене?

46. Какой рукой Вы вставляете ключ в замок?

47. Какой рукой Вы гладите животных?

48. Если Вы ударяете кого-нибудь, то какой рукой?

49. Какой рукой Вы открываете крепко закрытую винтовую крышку на банке?

50. В какой руке Вы держите тряпку, когда вытираете пыль?

51. Какой рукой Вы возьмете скрепку со стола?

52. Какой рукой Вы воткнете булавку в материал?

53. Какой рукой Вы возьмете лист бумаги со стола?

54. рукой Вы возьмете стакан с водой?

55. Какой рукой Вы поднимете камушек с земли?

56. Какой рукой Вы поднимете упавшую книгу?

57. Какой рукой Вы поднимете упавшую булавку?

58. Какой рукой Вы извлечете предмет из узкого пространства?

59. Какой рукой Вы бьете по мячу в баскетболе?

60. Какой рукой Вы бросите мяч, чтобы попасть в цель?

B. Предпочтение ноги.

1. Какой ногой Вы ударите по мячу?

2. Какой ногой Вы можете поднять камушек?

3. Какую ногу Вы поставите первой на стул, если нужно встать на него?

4. Когда садитесь "ногу-на ногу", какая нога находится сверху?

С. Предпочтение уха

1. Какое ухо Вы прислоните к двери, если захотите подслушать разговор?

2. Какое ухо Вы прислоните к чьей-либо груди, если захотите прослушать удары сердца?

3. Какое ухо Вы прислоните к радио, прислущиваясь?

D. Предпочтение глаза

1. Каким глазом Вы подсматриваете в замочную скважину?

2. Каким глазом Вы посмотрите в темную бутылку, чтобы определить насколько она полна?

3. Каким глазом Вы пользуетесь, прицеливаясь при стрельбе из винтовки?

E. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы сами себя Правшой, Левшой, Амбидекстром?

2. Переучивали ли Вас в детстве с левой руки на правую? Да, Нет, Сведений не имею.

3. Ваш отец считается Правшой, Левшой, Амбидекстром?

4. Ваша мать считается Правшой, Левшой, Амбидекстром?

5. Ваши браться (если они есть) считаются Правшами, Левшами, Амбидекстрами? (сколько из них?)

6. Ваши сестры (если они есть) считаются Правшами, Левшами, Амбидекстрами? (сколько из них?)

7. Другие члены Вашей семьи (дедушки, бабушки, тети, дяди и т.д.) считаются Правшами, Левшами, Амбидекстрами? (кто именно?)

8. Под каким углом Вы кладете бумагу при письме?

a) слегка наклоняю влево

b) примерно 45° налево

c) слегка наклоняю вправо

e) практически переворачиваю вверх ногами

f) не наклоняю ее вообще

9. Не меняется ли предпочтение Вами определенной руки время от времени? Если да, то от чего это зависит?

10. Есть ли что-то еще, касающееся Ваших латеральных предпочтений, что Вы считаете необычным, интересным или важным, что не нашло отражения в опроснике? Если "да", пожалуйста, укажите это сейчас.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК

· Мяч расположен перед человеком, которого просят бросить его в экспериментатора

· Человека просят указать на нос экспериментатора

· Человека просят взять карандаш и нарисовать мяч

· Человека просят дотронуться до собственного носа

· Человека просят показать как:

o забить гвоздь

o открыть дверь за ручку

o использовать ножницы

o использовать резинку

· Человека просят написать свое имя:

o рукой, используемой обычно ___________ сек.

o другой рукой _____________ сек.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

· Мяч находится на некотором расстоянии между ногами человека и его просят ударить по нему

· Копия насекомого находится на полу и человека просят наступить на жука

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УХА

· Небольшой ящик, издающий разной громкости тоны расположен на столе, и человека просят прислонится к нему ухом и сообщать когда громкость снижена до такого уровня когда невозможно услышать тон

· Приведенный пример повторяется при использовании гудков

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

· Человек смотрит в телескоп

· Человек смотрит в непрозрачную бутылку и сообщает о ее содержимом

· Человек смотрит в калейдоскоп

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Леворукие люди существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было резко негативным, педагоги стремились, во что бы то ни стало, переучить детей на правую руку, порой прибегая к самым жестким методам. Но на сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей.

На сегодняшний день проблемам особенностей в развитии детей с левшеством,становится все более актуальной. При очевидной необходимости разработки проблемы левшества, психологические особенности левшей все еще продолжают оставаться мало изученными. Недостаточная теоретическая изученность этой проблемы во многом определяет отсутствие в практике обучения и воспитания леворуких детей научно-обоснованныхспецифических методических приемов их обучения. Особенности в развитии леворуких детей проявляются в ряде трудностей, которые испытывают дети в процессе обучения.Природа трудностей, которые дети начальной школы испытывают в процессе обучения, может быть объяснена самыми различными факторами. В этой связи с чем, углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется с позициипедагогической психологии,психофизиологии, прежде всего с позиции детской нейропсихологии.

Рассматривая проблемы, которые ребенок испытывает в процессе обучения, особое внимание следует уделить фундаментальным нейропсихологическим закономерностям, а именно межполушарной асимметрии строения головного мозга.

Содержание учебной деятельности начального образования почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления, ориентируясь на левосторонний профиль латеральной организации, осуществляющий последовательную рациональную обработку информации. При правостороннем профиле латеральной организации стратегия переработки информации состоит в целостном, комплексном восприятии, в одновременной обработке многих параметров и явлений. У многих левшей отмечается часто встречающиеся нарушения или недостатки развития зрительно-моторной координации (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова), зрительной памяти (В.Л.Бианки, Е.Б.Филлипова, В.А.Шрам, К.Б.Магницкая, Е.В.Харитонов, И.В.Ефимова, А.В.Семенович) и зрительно-пространственного восприятия (Э.А.Костадантов, В.В.Суворова, Д.Леви), а так же мелкой моторики рук. .

В настоящее время психологами в области образования разработаны теоретические рекомендации по социальной адаптации леворуких детей к школе, учителям известно о трудностях, которые возникают у леворуких детей при поступлении в школу, однако до сих пор нет концепции (научно-обоснованной программы) психологического сопровождения детей с наличием левшества, недостаточно разработаны исследования проблемы психологического сопровождения детей с наличием левшества в системе общеобразовательной школы.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Специалисты утверждают, что в Европе и России люди, у которых доминирующим является левое полушарие головного мозга, составляют 40-42% (левополушарные), правое - 6-8% (правополушарные), около 50% имеют одинаковое развитие полушарий (равнополушарные) .

Учет закономерностей развития психических функций - основное положение индивидуализации процесса обучения с ориентацией на сохранение здоровья детей и подростков. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве, они оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.

Специалисты выделяют четыре основные причины школьной неуспеваемости:

1. Предъявляемые школьнику требования не совпадают со стадией функционального развития его мозга, опережая возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

2. Отдельные структуры мозга отстают в анатомическом развитии и, следовательно, в формировании функциональных систем психики ребенка.

3. Не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.

4. Предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов школьника .

Нарушения межполушарного взаимодействия, блокирование активности ведущего и перегрузка менее активного полушария приводят не только к снижению обучаемости, худшим результатам в деятельности (главным образом учебной), но и к невротизации детей. Дифференцированное обучение и воспитание, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка, способствуют устранению дисбаланса в работе мозга, снижению и профилактике утомляемости.

Довольно часто у младших школьников, особенно неуспешных, возникают навязчивые опасения сделать что-то не так, неуверенность, а затем и болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерная требовательность к себе нередко усугубляется давлением гиперсоциализированных родителей. Все это создает запредельный режим работы левого полушария, ответственного за деятельность, регламентируемую нормами и правилами. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости, снижении работоспособности, головных болях.

При всех неврозах, по мнению специалистов, происходят нарушения межполушарного взаимодействия . Их возникновению способствует чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при активном торможении правого. Следовательно, важно знать о стадиях созревания головного мозга и помнить, что способность к левополушарному мышлению у правши формируется к 7-9 годам, а у левши - к 10-12 годам.

Относительно детей с наличием левшества М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), отмечает «у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”, ее все время “запихивают” в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки» М.К. Бурлакова призывает: «Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях» . Как считает, Николаева Е.И., «родителям ни в коей мере не следует подчеркивать леворукость ребенка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить» . Явление левшества дало миру многих гениев в самых разных, главным образом гуманитарных областях (Леонардо да Винчи, Микеланджело, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ч. Чаплин и др.). К равнополушарным относится М.В. Ломоносов.

Школьному психологу, зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети потом обязательно догонят сверстников, а став взрослыми, утверждают специалисты, будут иметь более высокий интеллект.

Учителям, в особенности начальных классов, когда доминирование правого полушария очень сильно и у правшей (это определено возрастными стадиями созревания структур головного мозга), следует помнить, что левшам свойственна большая впечатлительность. Из различных видов памяти для такого ребенка более характерна зрительная, образная. Восприятие материала на слух у него затруднено, и новый материал должен сопровождаться схемами, рисунками, иллюстрациями.

Но и для ребенка-правши школа таит множество серьезных моментов, препятствующих нормальному, спокойному, безболезненному процессу адаптации и обучения. И причина порой не столько в его личностных особенностях, сколько в психологической безграмотности учителей и родителей. Следовательно, знания из области нейропсихологии совершенно необходимы современному педагогу, психологу, логопеду, дефектологу.

Несмотря на обоснованные рекомендации психологов, работающих в области образования, не проводить тестирование для детей, поступающих в 1 класс, тем не менее,различного рода тестирования проводятся. Следует отметить, что оценка уровня готовности к обучению в школе проводиться без учета латеральных предпочтений детей поступающих в школу, а ведь дети с наличием левшества могут иметь особенности в пространственной ориентировке, скорости выполнения заданий и.т.д. Следовательно, результаты тестирования могут оказаться элементарно недостоверными.

В рамках данной статьи мы попытались обратить внимание специалистов на проблему учета индивидуальности маленьких левшей, практика нашей работы показывает, что дети - левши обладают, как бы пафосно не звучало, огромным творческим потенциалом. Творчества, индивидуальности, нетрадиционных подходов в решении любых задач так будутнеобходимы в их взрослой жизни.

Хотелось бы отметить, что проявление индивидуальности во взаимосвязи с латеральными предпочтениями не зависит от этнической принадлежности детей, феномены «левшества» являются, по нашему мнению «культурно-свободными», актуальным является развитие этой индивидуальности в социокультурном пространстве.

Библиографический список:

1. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: «Медицина», 1997. -с. 280

2. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение коррекция. Учебно-методическое пособие. Санкт Петербург. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 127с.

3. Проблемалеворукости вдифференциальной психофизиологии. Нейропсихология ипсихофизиологияиндивидуальных различий. Кол. монографияпод ред. Е.Д. Хомскойи В.А. Москвина.М., Оренбург:Изд-во ООИПКРО, 2000.с.23-25.

4. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. - М.: МГПУ, 1998. - 32 с.

5. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей: Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 95 с.

Что еще почитать