Сколько было олимпийских игр в древней греции. Загадочная и непредсказуемая история олимпийских игр

Человечество взяло от Древней Греции не только демократию, но и Олимпийские игры. Неудивительно, что именно в Элладе зародились одни из самых популярных соревнований современности, где культ человеческого тела был на самом высоком уровне. Кроме того, греков привлекал дух соревнования, поэтому жители Эллады предпочитали бороться не на полях войны, а в спорте.

Когда возникли Олимпийские игры?

Историки установили, что первые соревнования, известные сегодня, как Олимпийские игры, были проведены в Греции в 8 в. до нашей эры. Их главным девизом был выражение «Быстрее, выше, сильнее». Эти слова полностью отражали то, к чему стремились греки во время состязаний.

Греки обожали спорт, постоянно держали себя в форме, что было связано с объективными причинами. Эллада подвергалась набегов соседних стран, греческие полисы воевали между собой. Греки, служившие в армии и флоте, должны были иметь отличную физическую форму. Постепенно культ красивого спортивного тела получил распространение среди жителей всей Эллады. Спортивные тренировки проводились в гимназиях, занятия в которых были включены в повседневное обучение.

Участниками всех состязаний были только мужчины. Они же были и зрителями, женщин на трибуны не пускали. Исключение было сделано только один раз для жрицы богини Деметры, которую звали Хамина.

На первых Олимпийских играх участие принимали только атлеты из полиса Пелопонесс. Позже к участию в соревнованиях допустили спортсменов из Коринфа, Спарты и других полисов Греции, жителей греческих колоний в Средней и Малой Азии, Сицилии, Финикии. Постепенно в Играх стали участие принимать атлеты из других стран, которые находились в Азии, Африки, Европе.

В 394 году нашей эры Олимпийские Игры были запрещены, поскольку Греция была завоевана Римом, распространение получило христианство, ставшее в Элладе государственной религии. На тот момент Игры были проведены уже 293 раза.

Олимпийские Игры сопровождались национальными праздниками, которые способствовали развитию греческой культуры. В день начала состязаний проводился общий праздник в главном храме Зевса, который имел прозвище Олимпийский. Храм стоял на реке Алфея, и именно отсюда начинались первые соревнования, которые переходили в Олимпийские игры. Точная дата начала Игр определяется по специальному списку, в который распорядители общегреческих спортивных соревнований записывали имена победителей в беге. Самый древний список начинается с даты 776 год до нашей эры. И эта дата официально принята в истории счета олимпиад.

Таким образом, Олимпийские игры, проводились раз в четыре года, когда наступало первое полнолуние после летнего солнцестояния.

Версии появления Олимпийских игр

Есть несколько вариантов того, почему Олимпийские игры появились именно в Греции. К самым популярным стоит отнести:

  • Царь Фригии по имени Пелопс, который детство провел на Олимпе, победил в состязаниях колесниц. Именно ему принадлежала идея проводить такие соревнования регулярно, с периодичностью раз в четыре года.
  • Сын Зевса Геракл организовал празднество для всех жителей царства правителя Авгия, во время которого были проведены соревнования легкоатлетов. А потом постановил, чтобы они стали регулярными.
  • Между Спартой и остальной частью Эллады постоянно велась борьба за господство на Пелопонесском полуострове. Однажды правители Литург (Спарта) и Ифит (остальная Эллада) заключили перемирие, во время которого и были проведены первые Олимпийские игры. Как говорит легенда, именно тогда и было установлено место для состязаний. Выбор пал на местечко Олимпия, которое находится возле горы Кронос.

Рельеф местности был удобный для соревнований и подходящий для того, чтобы зрители могли наблюдать за спортивными играми. Для легкоатлетов построили спортивный комплекс, который был настоящий архитектурным шедевром для своего времени. В его состав входили ипподром, стадион, бани, гимнасии, спортивные площадки, на которых греки играли в мяч, боролись, метали диск.

Правила

Играми заведовали жители Эллады, которые должны были организовывать соревнования, следить за порядком, обеспечивать прием гостей, атлетов. Их право один раз забрали жители Писы, но большая часть Греция этого не приняли. И снова Эллада стала заведовать Олимпийскими играми. К традициям и правил проведения спортивных состязаний можно отнести:

  • Эллада рассылала всем странам древнегреческого мира так называемых «вестников мира», которые объявляли о том, что наступил священный месяц праздника в честь Зевса. Это означало, что должны были быть прекращены все войны на Пелопонесском полуострове.
  • Для государств-полисов, которые нарушили договоренность о неведении войны, или уставы Игр, тогда участников полиса из соревнований вообще исключали.
  • Грех надо было искупать покаянием и уплатой штрафом. Деньги шли на содержание храма Зевса.
  • Частных жителей того или иного государства, нарушивших устав Игр, имели выбор, кому платить штраф. Можно было выбирать на собственное усмотрение – полису, где человек постоянно живет, олимпийскому храму Зевса.
  • За соревнованиям следили специальные судьи, которые назывались элладоники.
  • Атлеты судьям заранее должны были заявить о том, что хотят участвовать в состязаниях, а также предоставить доказательства того, что их не лишили гражданских прав.
  • Атлеты должны были дать присягу, что будут состязаться честно, не будут применять уловок.
  • Также участники соревнований подтверждали под присягой, что в течение 10 месяцев занимались в гимнасиях, посвящая большую часть своего времени гимнастическим упражнением, совершенствования духа и тела.

Посольства от государств-полисов, которые принимали участие в Играх, должны были идти к Олимпии по специальной священной дороге. Потом все участники состязаний обязаны были собраться у жертвенника Зевса, который располагался в оливковой роще. В жертву Верховному богу горы Олимп и всех греков приносили животных, приведенных их родных стран. Посольства обязаны были привозить с собой и жертвенные чаши.

Жертвенный огонь складывали дрова из тополя, сверху их поливали салом убитых животных. Пока огонь пылал, атлеты и другие участники должны были петь. Как только огонь гас, начинались соревнования.

В чем древние греки соревновались?

На Олимпийских играх были представлены такие виды спорта, как:

  • Борьба.
  • Кулачный бой.
  • Скачки.
  • Бег на короткие и длинные дистанции.
  • Пятиборье.

Игры начинались с бега, который относился к самым древним видам гимнастических упражнений. Участники бежали по партиям, каждая из которых состояла из четырех человек. На первых Олимпийских играх бегуны носили на себе пояс, но потом его сняли, и атлеты остались совершенно нагими.

От простого бега на соревнованиях быстро отказались, сделав его более сложным. В частности, атлеты пробегали стадию уже не один раз, а два, а потом – вообще восемь. «Компанию» бегу составили борьба, прыжки, метание диска и кулачные бои. Позже всех появился такой вид спорта, как бег колесниц. Его появление было связано с присутствием на состязаниях богатых греков и усложнением общественной жизни в самой Элладе.

С 776 г. до н. э. в Греции стали регулярно проводить Олимпийские игры. Эти празднества являлись важнейшим элементом общественной жизни эллинов. Победители Олимпийских игр в Древней Греции становились самыми знаменитыми и почетными гражданами своего полиса. Возможно, именно поэтому каждый юноша мечтал принять участие в агонах, дабы продемонстрировать всем свою силу и доблесть. Во время таких празднеств создавалась атмосфера справедливости, в которой человек мог продемонстрировать свое мастерство, заслуги и стать лучшим среди первых.

Историческая справка

Платон подчеркивал важнейшую роль спортивных состязаний в общественной жизни. Широкая популярность игр была связана с особенностями греческого общества, где важнейшим регулятором поведения людей выступала оценка человека коллективом, его порицание или поощрение.

Следует отметить, что большое значение Олимпийских игр подчеркивается тем, что во время их проведения в Греции прекращались даже войны. На празднества приезжали граждане не только материковой Эллады, но и колоний. Здесь также собирались писатели и поэты, чтобы прочесть свои произведения тысячам слушателей.

Первые древнегреческие Олимпийские игры продолжались всего лишь 1 день, а позже - не менее 5. Руководило соревнованиями специальное общество почетных граждан. Под их присмотром участники игр тренировались около месяца до начала агонов.

История введения Олимпийских игр

По легенде, самые известные в мире состязания берут свое начало еще с гомеровских времен. Сами греки по-разному рассказывали историю возникновения этих празднеств. Одни говорили, что соревнования были введены верховным богом после его победы над Кроном. Другие уверяли, что отцом празднеств был сын Зевса - древнегреческий герой Геракл.

Возродил Олимпийские игры в 776 г. до н. э. царь Ифит. В то время Греция погрузилась в полосу длительных войн и междоусобиц. В связи с этим Ифит решил обратиться к богам. Он отправился в Дельфы к знаменитому оракулу. Пифия, провозглашая волю богов, сказала, что для того, чтобы избавить народ от войн и болезней, необходимо возродить Олимпийские игры. После этого царь пригласил к себе спартанского правителя Ликурга. Они подписали договор о перемирии, которое должно заключаться на время проведения Олимпийских игр. Ифит провозгласил Олимпию святым городом, куда было запрещено входить с оружием.

Участники состязаний

Для того чтобы понять, кто же такие на самом деле победители Олимпийских игр в Древней Греции, необходимо разобраться, кто мог принимать участие в этих празднествах. По установленным правилам к состязаниям допускали только свободных мужчин эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был осужден или виновен в неправильных деяниях. Кроме того, участвовать в агонах не могли рабы, иностранцы. Также к соревнованиям в Олимпийских играх не допускались женщины. Более того, им даже запрещалось посещать их в качестве зрителей. Исключением являлась только жрица храма

Интересные факты об участниках Олимпийских игр

Не все свободнорожденные греки могли участвовать в празднествах. Так, существовал ряд правил, которые лишали работающих небогатых эллинов (мелких землевладельцев, ремесленников, торговцев) права соревноваться на Олимпийских играх. Гражданин, который решил участвовать в празднике, должен был доказать, что он не менее 10 месяцев упорно готовился к состязаниям. Он был обязан 30 дней тренироваться под руководством судей игр. Также грек должен был участвовать в церемониях жертвоприношений. При этом он оплачивал все расходы самостоятельно. Таким образом, участие в Олимпийских играх было связано с долгим отрывом от основной деятельности и тратой немалых денежных средств, поэтому доступно только достаточно обеспеченным гражданам.

Программа в древности

В течение первых 13 Олимпиад в программу входил только бег на одну стадию, которая равнялась примерно 192,27 м.

Гиппические (конные) агоны впервые были проведены на 25-х Олимпийских играх. Сначала в них принимали участие колесницы, запряженные 4 лошадьми. Для измерения дистанции на ипподроме существовала одна большая стадия (950 м). Интересно то, что победители Олимпийских игр в Древней Греции в конных соревнованиях - это владельцы колесниц, а не участники агонов.

Важной частью празднества являлось пятиборье. В эту программу входили бег, борьба, метание копья и диска. Атлеты прыгали в яму с морским песком с небольшой высоты. При этом они держали в руках специальный груз - гальтеры. Метание диска берет свое начало с военной истории греков. Вес орудия составлял примерно 3-6 кг. Изготовлялся диск из камня, железа, бронзы, олова и дерева. Соревнования по прыжкам и метанию, как правило, сопровождались игрой на флейте, а движения атлетов гармонировали с музыкальными аккордами.

Олимпийские игры - это самые большие общегреческие соревнования, которые проводились раз в 4 года. Участники этих агонов делились на три возрастные группы: юноши, безбородые и мужи. Интересно, что Павсаний насчитывал 18 видов соревнований для взрослых и 6 - для мальчиков. По традиции самого лучшего атлета в какой-либо категории провозглашали сразу же после завершения соревнований на стадионе, а награждение проводилось в последний день празднеств.

Победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Важной частью этих празднеств было почитание лучших атлетов. Эта церемония состояла из нескольких частей и продолжалась на родине спортсмена.

Таким образом, мы рассмотрели, как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции. Далее пойдет речь о том, как почитались самые выдающиеся атлеты.

Как и чем награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции?

Церемония награждения спортсменов проходила в два этапа. Сразу после окончания соревнований глашатай оповещал на весь стадион имя и город победителя. После этого в его полис отправлялись долиходромы (вестники), чтобы рассказать всем жителям радостную новость. В последний день игр у алтаря Зевса также оглашался победитель Олимпийских игр и город, откуда тот прибыл. Атлет поднимался на бронзовый треножник в сопровождении музыки. Затем победителей Олимпийских игр в Древней Греции награждали венком. После этой церемонии в честь спортсменов проводились жертвоприношения в храме Зевса.

Почитание победителя в родном полисе

Не менее торжественно победители Олимпийских игр в Древней Греции почитались и в родных полисах. Атлет въезжал в город через главные ворота в присутствии всех почетных граждан. В некоторых полисах олимпионик попадал на родную землю через небольшой Он делался специально, чтобы олимпийская победа вошла и никогда не покидала город.

Выдающегося атлета почитали в главном местном храме. Также сюда на хранение передавался венок победителя Олимпийских Игр в Древней Греции. В некоторых случаях в честь олимпиоников возводили статуи и чеканили монеты. Кроме того, их приглашали на должность полководцев и доверяли основание новых колоний. После смерти олимпионика его в родном полисе могли почитать как бога.

Как почитали победителей нескольких состязаний?

Атлетам, которые добились нескольких побед на Олимпийских играх, отдавались особые почести. Имена таких олимпиоников выбивали на плитах священной рощи Альтис. С 540 г. до н. э. здесь было разрешено возводить статую в честь своей собственной победы. Поэты посвящали выдающимся атлетам специальные оды - эпиникии. Также имена победителей Олимпийских игр Древней Греции вносились в специальные таблицы - бассикалии.

Самые известные победители Олимпийских игр

У человека, мало знакомого с историей этих празднеств, может возникнуть вопрос: кто был первым победителем Олимпийских игр в Древней Греции? По легенде, впервые был удостоен некий Кореб. Он был простым поваром, но сумел победить в состязании по бегу. Именно имя Кореб первым было в древнегреческом списке олимпиоников.

Одним из самых известных бегунов считается Астилос из Кротона. Он восемь раз становился победителем на разных дистанциях в четырех Олимпийских играх. Превзойти Астилоса удалось Леониоду с Этот спортсмен двенадцать раз побеждал в беге на четырех Олимпийских играх.

Позже бег был включен в систему пятиборья. Лучший атлет определялся здесь таким образом: проигравшие выбывают после каждого соревнования. Следует отметить, что первый победитель Олимпийских игр в Древней Греции в системе пятиборья - это спартанец Лампис.

Самые выдающиеся победы

Самым знаменитым чемпионом в кулачном бое стал Диагор с острова Родос. Он был основателем целой династии атлетов. В средине V в. до н. э. два его сына стали победителями в Олимпийских играх (первый - в кулачном бою, второй - в единоборстве). По преданию, они сразу после награждения подошли к отцу и положили на его голову венки, подняли его на плечи и понесли вокруг поля. Один из зрителей спросил у Диагора, чего тот ждет от жизни, но спартанец вопрос уже не слышал. Его сердце остановилось в момент триумфа.

Самым известным борцом за всю историю Олимпийских игр считается Милон из Кротона. В 14 лет он стал победителем в юношеских соревнованиях. Попав во взрослую категорию, Милон 5 раз становился лучшим борцом.

Славу на весь мир заслужил также Евагор из Спарты и Кимон-старший из Афин, которые вместе со своими четырьмя лошадьми трижды побеждали в гиппических состязаниях.

Подводя итоги

Таким образом, Олимпийские игры берут свое начало с 776 г. до н. э., когда впервые венком был награжден Кореб. Эти празднества играли огромную роль в жизни греков. Посмотреть на соревнования выдающихся атлетов приезжали не только жители материковой Эллады, но и колоний. Участники празднеств, в свою очередь, долго готовились к состязаниям. Они не только тяжело физически трудились, но и вкладывали большие денежные суммы в организацию жертвоприношений. Как мы уже сказали, победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Вместе с лавровым венком он удостаивался большого почета и признания не только в родном полисе, а и во всей Элладе.

Дух соревнования в полной мере проявлялся во время различных спортивных агонов. Следует отметить, что эти состязания не были простым развлечением, не имевшим ничего общего с религиозными обрядами. Агоны входили в состав празднеств и носили священный характер.

Группы спортсменов приезжали и из приграничных со страной территорий. Постепенно Олимпийские игры заняли особое место в культуре и традициях греков, и спустя века, не угасли легенды о мире олимпиоников.

Зарождение игр произошло в Олимпии

Поселение Олимпия находится на Пелопонесском полуострове. От легендарного города примерно 300 км до Афин и 130 км – до Спарты. Вокруг – известная далеко за пределами Греции священная роща Зевса. Олимпия сформировалась в 6 в. до н.э., здесь всегда располагались:

  1. Культурный комплекс, состоящий из храмов.
  2. Культовые строения.
  3. Монументы.
  4. Спортивные объекты.
  5. Так называемая «Олимпийская деревня» - дома, в которых в период состязаний жили спортсмены и приезжие зрители.

Во времена правления императора Феодосия Второго, Олимпия была сожжена, поскольку этот правитель запретил проводить игры. Это было примерно в середине 1 в. до н.э. Через столетие остатки Олимпии оказались надолго погребенными под слоем песка и ила. Произошло землетрясение, и древний город погрузился во тьму. Со временем его укутывали все новые слои почвы, наносимые в результатах разливов рек.

Снова увидела свет Олимпия только в 19 веке. Археологи обнаружили ее руины в Северо-Восточной части полуострова Пелопоннес. Взорам исследователей открылись палестра (площадка для тренировок, окруженная бортиком), стадион, гимнасий (сооружение для спринтерских тренировок). Наиболее крупная из находок – гимнасий. Это наиболее массивное сооружение Олимпии. Кроме спортзалов, там находились этплоны спортивных наград, статуи самых выдающихся силачей, хранились журналы со списками лидеров, сведения о датах и особенностях проведения Олимпиад. Огромный стадион был возведен примерно в 325 в. до н.э. В нем могли разместиться порядка 50 тысяч зрителей.

Известно, что на территории спортивной деревни был ипподром, колоннадный двор с дорожками для бега, арены для метаний всевозможных снарядов, комплексы для борцов. Имелись и бани, душевые, раздевалки.

Слава о замечательном центре спортивных достижений – Олимпии, разносилась во все уголки сначала Греции, а затем и мира. О ней складывали свои стихи поэты, голосили певцы, рассказывали многочисленные ораторы. «Нет другой звезды, благороднее солнца…», писал древнегреческий поэт Пиндар в оде, посвященной Олимпии.

Игры – одно из самых ярких событий

Эти крупнейшие и популярные состязания начали свое интенсивное развитие примерное в 770 г. до н.э. Вплоть до 400 г. до н.э. было организовано почти 300 Олимпиад. Зарождение игр исследователи связывают с действующим на территории древнего государства религиозным обычаем. Согласно культу, люди задабривали богов, показывая им свою силу и ловкость. На Олимпиады съезжались сотни тысяч спортсменов и болельщиков. Лидерство в играх давала огромный почет победителю..

Со временем власти других городов и местечек Греции захотели проводить похожие игры и на своей территории. Так, появились игры:

  1. Истмийские.
  2. Пифийские.
  3. Немейские.

Но Олимпийские стали наиболее популярными. Упоминания именно о них ученые находят в творчестве самых знаменитых поэтов Греции: Плутарха, Симонида, Павсания, Геродота и др. В их произведениях они связаны с мифическими богами, которым и посвящали соревнования: Зевс, Аполлон, Посейдон, Гермес. Почитался культ Геракла, известного своими 12 подвигами. Посвящали игры и правящим царям: Пелопсу, Ликургу, Ифиту.

Современная церемония зажжения олимпийского огня

Начинались Олимпийские игры с культовой церемонии. Все спортсмены в первый день Олимпиады не усиленно тренировались, а проводили время у жертвенных алтарей. Обряд повторяли и в день закрытия состязаний, помимо вручения наград победителям.

Пока продолжались Олимпийские игры, в стране прекращались любые войны, утихали конфликты. Время проведения состязаний враждующие стороны использовали для переговоров и заключения долгосрочных перемирий.

Олимпийский год длился примерно 4 стандартных года. Цикл состязаний повторялся через 1400 дней в летний период. Не прерывалась эта цепочка и во время подчинения римлянам (200 гг. до н.э.). Но в это время нарушили главный принцип игр, и стали допускать на них только греков. Известно, что победителем соревнований становился Нерон и еще ряд римских императоров. Со временем к соревнованиям стали допускать и жителей других стран.

Как проводили игры?

Участвовали только те спортсмены, которые являлись коренными жителями страны и были свободны. Это всегда были мужчины. Позже состязались уже не только жители Пелопоннеса, но и представители соседних территорий. Женщины (кроме жрицы богини Деметры) не имели права даже появляться на состязаниях. Кроме них не допускали к играм людей, совершивших незначительные противоправные действия, не говоря уже о преступниках.

Готовиться к играм начинали примерно за год. Спортсмены, попавшие в списки участников, проводили тренировки под контролем наиболее уважаемых и опытных атлетов. Еще до начала состязаний, за месяц, кандидаты сдавали итоговый экзамен (олимпийский норматив) по физической подготовке. После они еще более интенсивно готовились к спортивным сражениям. Каждый давал клятву следовать принципам честности и проявлять порядочность в ходе состязаний. Провинившиеся атлеты подвергались порке.

Изначально в программе состязаний был только бег на короткие дистанции. На старте для бегунов имелись приспособления для лучшего разгона. Они отталкивались от мраморных плит, в то время как руки получали упор в специальных углублениях.

Позже соревнования состояли из: бега на разные дистанции, борьбы, пятиборья, кулачных турниров, беге на колесницах, панкратиона (вид единоборства), бега в военном снаряжении, скачек. Не одну оливковую ветвь, которой венчали в храме Зевса, имели Леонидас из Родоса (12 побед), Гермоген из Ксаифа (10), Астилос из Кротона (7).

Олимпийские игры были сильно зависимы от уровня жизни и культурной составляющей Греции. Если страна приходила в упадок, состязания проходили не так бурно, как всегда, но не отменялись. В годы же процветания Греции, соревнования становились яркими, насыщенными событиями и новыми рекордами. Постепенно Олимпийские игры приобрели налет пафосности и носили больше развлекательный характер. В 4 в. н.э. многие из традиций были утеряны. Важен и тот факт, что свободные игры существовали параллельно с рабовладельческим строем. Величайшее спортивное событие влияло на педагогику, экономику, военную деятельность страны. Игры не только выявляли сильнейших, но и объединяли целые государства. После забвения это величественные состязания были возрождены в 19 веке.

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности, зародились как часть религиозного культа. Олимпийские игры проводились в священном месте Олимпия (откуда и пошло название игр) с 776 до н.э. по 394 н.э. один раз в четыре года. Всего было проведено 293 Олимпиады. Играм придавалось настолько большое значение, что в преддверии Олимпиады прекращались войны и объявлялось священное перемирие, чтобы атлеты и зрители могли беспрепятственно попасть из своих городов к месту игр.

Проводились соревнования в Олимпии, северо-западной части Пелопоннеса. Там находилось святилище Зевса с его статуей, которая считается одним из семи чудес света. (Правда, ничего кроме упоминаний в литературе от этого храма не осталось). Святилище представляло собой огромный храм, достигавший в высоту 18 метров, а в длину 66 метров. Именно в нём и располагалась статуя, сделанная из слоновой кости. Её высота равнялась 12 метрам.

Сами соревнования проходили на олимпийском стадионе. В V веке до н. э. его расширили, модернизировали, и он стал вмещать 40 тыс. зрителей. Его спортивное поле достигало в длину 212 метров, а в ширину 32 метра. Имелся также ипподром с длиной 700 метров и шириной 300 метров. Победителям на головы возлагали венки из оливковых листьев, а сами игры имели чрезвычайно важное политическое значение. Благодаря их зрелищности и популярности, эллинистическая культура распространялась по всему Средиземноморью.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Организация Олимпийских Игр

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Принцип Олимпийских Игр

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр

Первое время (с 1-ой по 13-ю олимпиады) в программе Олимпийских игр был только один вид спорта: стадиодром – бег на один стадий (192,27 м). Затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия. Бегуны бежали один стадий — там был установлен столб -, оббегали его и возвращались назад к старту.

— на 15 Олимпиаде (720 г. до н.э.) — дополнительно был включен долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев (1344 — 4608 м).

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью). Правилами борьбы запрещались удары, но толчки разрешались. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.

Пентатлон включал в себя бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу. Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний был добавлен кулачный бой. Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями. Правилами в кулачном бою запрещался захват соперника, подножки и удары ногами, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным и гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным. Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление.

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами).

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. «Панкратион» произошло от греческих слов «пан» и «кратос», то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, задушив его голыми руками, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Во многом напоминает современные «бои без правил».

— на 65-й Олимпиаде (520 до н. э) добавился гоплитодром — бег в полном вооружении или бег гоплитов. Спортсмены бежали две стадии в шлеме, поножах и со щитом.
Позднее из вооружения оставили только щит. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

— на 84 Олимпиаде (444 до н.э.) помимо атлетических соревнований впервые был проведен конкурс искусств, ставший официальной частью программы.

— На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения.

* Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

* Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

* С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

* Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, растянулись на целый месяц.

Олимпионики

Победитель Олимпийских игр (олимпионик) получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э. во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

История Олимпийских Игр

По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. Согласно мифу, Рея передала новорождённого Зевса Идейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали и другие сказания о возникновении Олимпийских Игр, приурочивавшие их то к той, то к другой мифической эпохе. Например, включение гонок на колесницах в программу Олимпийских Игр некоторые древние авторы связывают с мифом , который одержал победу в гонке на колесницах над жестокосердным царем города Писы Эномаем. Однако, если учесть, что Пелопс затем убил своего помошника Миртила, сына Гермеса, чем вызвал гнев не только Гермеса, но и других олимпийских богов, то вряд ли гонки на колесницах вошли в состав Олимпийских Игр в честь Пелопса.

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 728 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э..

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны.

Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году.

Возрождение Олимпийских игр

В 1896 году после длительного перерыва Олимпийские игры провели в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена. Значительно расширился спектр видов спорта.

История Олимпийского огня

Олимпийский огонь - один из самых волнующих современных символов Олимпийских игр. Этот огонь зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Традиция зажигать Олимпийский огонь начала зарождаться при проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме. Огонь горел и на стадионе Игр в Лос-Анджелесе в 1932 году.

Однако эстафета Олимпийского огня впервые была проведена во время Летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин.

На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргедале.

Олимпийская эстафета неоднократно служила объектом нападения с целью привлечения внимания к различным проблемам, в том числе не связанным с олимпийским движением. Поэтому Международным олимпийским комитетом принято решение о прекращении международных этапов эстафеты олимпийского огня, и ограничении её лишь территорией страны, принимающей Олимпиаду.

Идею проведения эстафеты Олимпийского огня предложил Карл Дим (Летние Олимпийские игры в Берлине, 1936). Основой идеи послужил древнегреческий ритуал — лампадодромия — древнегреческое ритуальное состязание в беге с горящими факелами. Проводилось в ряде городов Древней Греции. Наибольшее число сведений об этом ритуале касаются Афин. Там факелоносцы образовывали несколько соперничавших команд, бегуны которых передавали факел друг другу.

«Против человеческой славы бессильны даже боги» - эти слова великого Иоганна Фридриха Шиллера как нельзя лучше подходят к истории возникновения античных Олимпийских игр, и вот почему…

У древних эллинов было много богов . Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа.

Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем‑либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество и становилось уже не так страшно. Боги существовали на все случаи жизни.

Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми пьяницами и угрюмыми брюзгами, мстительными, хромыми, одноглазыми…
Единственное, что отличало их от людей - бессмертие.

Но вскоре людям уже самим захотелось стать похожими на богов, и вот тогда выяснилось, что бессмертия‑то им можно достичь только в памяти потомков, совершив какой‑нибудь подвиг .

Скажем, во время войны это было совсем несложно, но там героем мог стать каждый и затеряться среди многих не составляло труда. А вот так, чтобы один‑единственный победитель…

И тогда люди придумали Олимпийские игры.

История появления Олимпийских игр

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть». Так Пифагор Самосский определил значение Олимпиады в жизни древних греков.

Дух соперничества определял жизненный уклад городов‑государств Эллады, и заставлял жителей греческих полисов беспрестанно вести между собой войны.

И вот, по одному из преданий, Ифит, царь Элиды , той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!»

Тогда умный правитель отправляется к своему соседу - царю воинственной Спарты Ликургу и рассказывает ему о предсказаниях Оракула , а спартанский государь не только соглашается с этим пророчеством, но и берёт Олимпию под защиту Лаконии, объявляя её нейтральной землёй.

Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры , посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу.

Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии.

Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала.

Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев - спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия - перемирие на время проведения соревнований .

Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило полагалось наказание - огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде.

Вот так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны , заставив ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом.

Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе - Истмийские, в Дельфах - Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом - Немейские.

Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры.

Место проведения первых Игр

Даже место, для них избранное, назвали Олимпия , чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу - божественной горе Олимп.

Располагается это дивное место на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова - Пелопоннеса.

Это тихая зелёная долина реки Алфей у самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.

Как проводились и почему были запрещениы

В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам и
лишь затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования.

По обычаю, первый день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям : им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы.

Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела.

Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона - элидского повара Корэба и дата этой победы - 776 г.

Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г.

После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил и Олимпийские игры.

Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

Виды состязаний

Изначально, на первых тринадцати состязаниях были устроены соревнования в беге.

Длина дистанций измерялась шагами или стадиями - не правда‑ли это напоминает всем знакомое слово стадион? Именно от стадии (шаг) и пошло название того сооружения, где проводились соревнования.

В Олимпии стадия равнялась 192,7 см - считалось, что такой длины шаг был у самого Геракла.
Затем в 724 г. до н. э. к программе добавили бег на один стадий туда и один обратно, или «двойной».

В 720 г. беговая дистанция увеличилась до 24 стадий, а в 708 г. до н. э. прибавились соревнования по пятиборью: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а завершалось все борьбой.

Позже появился самый жестокий вид состязаний - борьба без правил , или панкратион, где соревновались до момента, пока противник не попросит пощады, подняв вверх палец. Иногда такие бои даже заканчивались смертью одного из участников.

В 680 г., прибавились гонки на колесницах.

Чтобы стать участником древних Олимпийских игр было необходимо:

  • быть гражданином Греции, причём свободным, и обязательно свободно говорить на греческом языке: ни рабы, ни варвары к участию в соревнованиях не допускались;
  • быть мужчиной: участие в соревнованиях женщин было непозволительным;
  • контролировали соблюдение всех норм и правил проведения Олимпиады самые почётные граждане Греции, называемые элланодики.

Спортсмены, желающие принять участие в Играх, начинали готовиться за год до начала Олимпиады.
А затем, за месяц до начала состязаний, должны были продемонстрировать судьям своё мастерство, чтобы доказать готовность к соревнованиям.

Также элланодики следили за тем, чтобы все состязания проводились честно, без мошенничества. Если на победителя падала малейшая тень подозрения в махинациях, его лишали титула чемпиона, штрафовали на огромную сумму и подвергали принародной порке розгами .

Деньги, которые взимались с проштрафившихся спортсменов, шли на отливку статуй (занов) в честь Зевса, украшавших аллею перед стадионом.

В своей книге «История» Геродот описывает такой курьёзный случай, произошедший с самим Александром Македонским:

Однажды Великий Александр прибыл в Олимпию, чтобы принять участие в состязаниях по бегу. Эллины, которые участвовали в состязаниях, потребовали у судей‑элланодиков исключения его из списка участников, утверждая что тот варвар, а не грек. Тогда Александру пришлось привести доказательства своего происхождения. Его допустили к соревнованиям, и как утверждает Геродот, он пришёл к финишу одновременно с победителем.

Чем награждали

Что же получали победители‑олимпионики за свои усилия?

Всего лишь оливковый венок, из священной рощи Алтис , украшенный пурпурными лентами, да имя, высеченное на мраморной плаке, или статую, выполненной лучшими греческими скульпторами, например, Фидием и то при условии, что олимпиониками они становились не менее 4 раз .

Но вернувшись в родные полисы, они превращались в героев.

Им поклонялись почти как богам осыпали дорогими дарами, освобождали от государственных повинностей, и кормили до конца жизни.

Возрождение: современные Олимпийские игры

И, хотя природные стихии и неумолимое время очень постарались, чтобы Олимпия с её былой славой исчезли с лица земли, все‑таки им этого не удалось до конца. Не исчезла Древняя Олимпия бесследно.

Слава Олимпийских соревнований была увековечена в работах великих эллинов: Платона и Аристотеля, Сократа, Демосфена, Пифагора, которые не только писали о любимых играх, но и принимали в них участие, например Пифагор и Платон участвовали в самых трудных соревнованиях - кулачном бою и панкратионе.

А через 13 веков благодаря их трудам стали проводиться раскопки древнего памятника. Первые раскопки в Олимпии начались в 1829 году и продолжаются до сегодняшнего времени.

И хотя, сегодня уже не восстановить многие шедевры, такие как скульптура Зевса‑Громовержца, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости, которая по праву считалась в Древней Греции одним из семи чудес света , потомкам удалось возродить дух этого священного места.

А слова олимпийского девиза: «Citius, Altius, Fortius» «Быстрее, Выше, Сильнее!» вдохновляют и нынешних олимпийских чемпионов на славные подвиги.

Тысячи паломников стараются посетить возрождённую Олимпию, особенно в те дни, когда так же, как и много веков назад, здесь раз в четыре года зажигают священный олимпийский огонь , символизирующий начало современных Олимпиад, сохранивших традиции великих античных спортсменов.

Что еще почитать