По землям и озерам Вологодским. Спас-Каменный

Для человека светского понятие пустыни связано с обилием песка, жарким солнцем и караваном верблюдов сопровождаемым бедуинами. Иногда песок может быть заменен гористой местностью с острыми камнями и трудно проходимыми дорогами. И странно тогда звучит монашеское слово пýстынь, если монастырь находится в лесу, в пещерах, на островах или полуостровах. Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском Севере.

В аскетическом понятии пустынь - это место удаленное от людей, так получается, что даже находясь в городской черте, монастырь везде будет пустыней. Здесь свои законы, свои правила. Часто случалось, что монастыри становились основанием для постройки рядом с ними города: взять, например, Сергиев Посад, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, в Подмосковье, или Святогорск, рядом со Святогорской Лаврой, на Донбассе. Но часто монастыри строились в таких местах, где город не мог появиться.

Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском севере. По преданию, Белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку, там и был основан монастырь, как обещал князь.

Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.

Первый монастырь был деревянный. Как часто случалось в те года - пожар уничтожил практически все монастырские постройки. И в 1478 году было положено начало стройки каменного собора - первого на русском севере каменного храма: «Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.

В 1528 году князь Василий 3 Иванович посещает монастырь и жертвует деньги на постройку теплого храма, который построили уже после его смерти. Это был Успенский храм с трапезной для братии. Кроме храмов на острове было еще 6 каменных зданий и деревянный ряж - укрепительное сооружение для защиты острова от половодья и весенних льдов, на ряже располагались кельи братии.

17 век - эпоха расцвета обители. На острове проживало 93 человека, из них 27 человек братии а остальные рабочий люд. Кроме того монастырь обладал обширными владениями вне острова. Но опять разрушительный пожар, и 26 лет, начиная с 1774 года, монастырь пребывал в запустении. «Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».

19 век в истории монастыря отобразился как век возрождения. Здесь во времена Отечественной войны 1812 года спасаются от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей. В конце 19 века, в 1876 году на острове строят первую в губернии спасательную станцию на водах, руководил станцией наместник монастыря. Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе, его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.

Судьба постигшая Российскую Империю не обошла и монастырь. Упразднение монархии, гражданская война, последовавшие за ней репрессии все отобразилось на Русской Церкви. Не исключением был и Спасо-Каменный монастырь. В 1925 году монастырь закрывают, а братию выгоняют с острова. В обители организовывают колонию для несовершеннолетних, но уже осенью, после пожара, малолетние преступники разбегаются.

В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены - нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.
С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.

Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители - это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.

Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря. Так в 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь - многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.

Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.

Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители - это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.

Как добраться до Спаса Каменного

Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.

В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.

Дорога на Спас-Каменный

Чем больше читал в Интернете () разнообразные, но отрывочные сведения об этом удивительном острове, да ещё и расположенного очень недалеко от моего города (от Череповца до Вологды около 130 км, да за Вологду до Кубенского озера - рукой подать!...), тем больше крепло желание - даже потребность! - побывать там.

С чего я начал? А начал я еще в феврале или марте 2009 года выяснять, как найти средства передвижения, которые бы позволили попасть на остров: большинство описаний в Интернете сводятся в поиску местного жителя с лодкой, который бы доставил на остров (если это не зима - зимой используют либо "Бураны", либо своим ходом на лыжах). С этого же (поиска местного жителя) начал и я... Через знакомых, которые прямо или косвенно связаны с Устьем (Усть-Кубенским), я нашёл координаты нескольких человек, которые, однако, не особо горели желанием везти гостей из города на остров. Либо поездка оговаривалось кучей условностей, которые могли свести на нет саму возможность поездки в запланированный и удобный мне день, либо стоимость проезда... И тому есть причины: редкое лето обходится на Кубенском озере без трагедий, когда резко изменившаяся погода ломает судьбы и жизни порой целых семей - настолько коварные волны на этом большом, но мелком озере. Тем более, в марте-апреле, когда проходили переговоры, озеро стояло ещё подо льдом и срок начала навигации был весьма неопределённым. К слову, даже на Первомайские праздники акватория озера ещё не освободилась ото льда...

Тогда я попробовал найти пути для "диких туристов" с другой стороны - через администрацию Устьинского сельского поселения. И вот там мне посоветовали связаться либо с МЧС, либо с местным музеем. Что я и сделал. На всякий случай привожу координаты, которые были мной собраны:

(817-53) 2-17-29 секретарь администрации (Наталья Николаевна)
(817-53) 2-16-18 МЧС Зеленин Николай Александрович
(817-53) 2-16-59 Музей

ООО "Спас-Камень" находится в Вологде по адресам - Ленинградская, 81, 2 эт. (пн.-пт. 10.00-18.00) и Набережная 6 Армии,117,2 эт. (чт., сб. 9.00-17.00).

Очень удачным оказался звонок в Устьинский музей. Оказывается, есть туристические фирмы, которые регулярно привозят небольшие группы туристов в Устье, проводят с помощью местного музея экскурсию по достопримечательностям села, а затем на небольшом теплоходике совершают поездку на остров Спас-Каменный, где их принимают как желанных гостей, рассказывают об острове и даже угощают чаем! Так я стал обладателем контактного телефона Елены Николаевны Чебукиной, директора и хозяйки небольшого семейного турбюро "Александр_и_Я" (да, именно так, в три слова - Александр, муж Елены её помощник и водитель, и "Я" - Елена, так она мне объяснила название).

С Еленой Николаевной мы договорились, что в одну из их поездок (а ездят они в Устье довольно часто, практически каждую неделю; иногда даже два раза в неделю!) присоединимся к их микроавтобусу по дороге от Вологды в Устье. За всё экскурсионное обслуживание, поездку на теплоходе и гостеприимство - всего-то по 500 рублей с человека (напомню, транспорт до Устья и обратно у меня был собственный). Кроме того, бонусом мы получали экскурсию по храмам в селе Архангельское - самостоятельно бы мы такой красоты не увидели!

Итак, в субботу 27 июня 2009 года мы с женой выезжаем из Череповца в 6:35 утра (от дома) с тем, чтобы встретиться с экскурсионным микроавтобусом уже в селе Архангельское около 9 часов утра. Дорога на Вологду "наезженная" и никаких сюрпризов не принесла. На трассу М8 проехали по новой объездной, не заезжая в Вологду (на объездную въехали в 8:10; проехали 130 км за 1:35 со средней скоростью 85 км/ч). Далее - через Сокол дорога на Усть-Кубенское. Очень не понравились дороги в Соколе (до Сокола 43 км проехали за 35 минут со средней скоростью 72 км/ч) - яма на яме... Поэтому по Соколу и дальше до села Архангельское ехали небыстро - 13 км проехали примерно за 25 минут (средняя скорость 33 км/ч). Организованная группа на микроавтобусе подъехала чуть позже нас, в 9:15, и вместе вы въехали в село Архангельское, лежащее чуть в стороне (около 600 метров) от основной дороги.

Первый объект для остановки и экскурсии - Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь (1770 год).




с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престолы: Архангела Михаила, Святителя Николая Мирликийского, местных святых - прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (закрыт).

Это было для нас совершенно невероятно: увидеть такую красивую и большую церковь в таком небольшом селе! Фактически, здесь находятся одновременно два храма: тёплая церковь на первом этаже (престол Святителя Николая Мирликийского) и холодная - на втором этаже (престол Архангела Михаила). Многопрестольная церковь означает, что в каждом из престолов службы проводил свой священник. К зданию церкви вплотную построена колокольня, из которой и можно попасть непосредственно в верхний и нижний храмы. Ранее, с 15 века, здесь стояла деревянная церковь, построенная в Бохтюжском княжестве при князе Георгии.

С 1934 года здание церкви использовалось под склад зерна. В 1982 году случился крупный пожар, в котором выгорели практически все деревянные элементы. Начиная с 1989 года здание восстанавливается; с 1991 года в селе открыта православная община, два раза в году в нижнем храме служат молебен - в праздник Михаила Архангела и в сентябре (точную дату, к сожалению, забыл).

Церковь примечательна ещё и тем, что второй этаж (престол Михаила Архангела) простоял без росписи целых 100 лет и был расписан только в 1862 году. Фрески в верхний храм были заказаны русскому художнику Тюрину Платону Семёновичу , выходцу из здешних мест, бывшему крепостному. Рядом с храмом Платону Семёновичу установлен памятный камень.




Надпись на камне: "Село Архангельское малая родина великого русского художника Тюрина Платона Семёновича 1816 - 1882 г.г."

После лет Советской власти и пожара 1982 года значительная часть их (фресок) оказалась утраченной. Однако, даже от того, что осталось и в настоящее время реставрируется просто дух захватывает - настолько необычен стиль этих практически черно-белых росписей.



с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Фрески Тюрина Платона Семёновича.

На первом этаже роспись была совершенно "неискусная", от неё ничего не сохранилось.




с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж).

Зато здесь хранится и выставлен для обозрения "святой крест каменный", приплывший чудесным образом из Прилук в Кубену из храма Николая Чудотворца. С этим крестом связана легенда: "Сон снится - в реке лежал крест... все видели крест, а власти не видели и не дали уничтожить в войну". Первоначально крест находился в соседнем храме Святого Духа, после того как перенесли в церковь Михаила Архангела, он "просветлел".



с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж). Святой каменный крест.

Второй храм в этом селе - храм Святого Духа (1850 год), первоначально это кладбищенская церковь. В настоящее время основное место богослужений местной православной общины.




с. Архангельское. Свято - Духовская Богтюжская церковь (1850 год).

От села Архангельское до села Устье (другие допустимые наименования - Усть-Кубенское или Устье Кубенское) около 22 километров, которые проехал примерно за 20 минут со средней скоростью 62 км/ч. В самом Устье, поставив автомобиль на площадке около здания МЧС прямо на берегу реки Кубена, мы пошли пешком к зданию краеведческого музея на встречу с основной группой, где попали под опеку местного экскурсовода. Пересказать все факты и интересные детали из её рассказа не представляется никакой возможности, однако, по окончании экскурсий по музею и селу мы буквально влюбились в Устье и прониклись некоторой гордостью за такую богатую историю села и его жителей. Многое здесь связано с рекой Кубеной и Кубенским озером: чего стоит мастерство строительства лодок, которое нашло отражение в ежегодном праздновании "Дня лодки", известного, пожалуй, не только по всей Вологодской области, но и за её пределами.

Поразила хорошо сохранившаяся деревянная и каменная архитектура села - бывшие купеческие дома, трактиры, ну и, конечно, церкви. Количество и размеры церквей никак не стыкуются с небольшим, по нынешним меркам, размерам села, которое, кстати, исторически имеет разные "районы" со своими укладами, социальным устройством и, естественно, своими церквями. Что удивительно (нам сегодняшним), жители одного района не ходили в церковь другого района...



с. Устье. Дом купца Никуличева.


с. Устье. Бывший трактир "Париж" (1763 год) с гостиничными номерами; первоначально - 2-х этажный. Сейчас - здание местной администрации.


с. Устье. Часовня во имя свт. Николая и храм в честь Воскресения Христова


с. Устье. Дом с мезонином. Справа - купеческий дом с лавкой на первом этаже.


с. Устье. Дом с мезонином.


с. Устье. Здание построил обрусевший итальянец Фридрих Цукерман.


с. Устье. Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.


с. Устье. Воскресенский храм (храм в честь Воскресения Христова) (1763-1773 годы строительства) с двумя алтарями.



с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.


с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)

И наконец - посадка на "самое комфортабельное судно на побережье Кубенского озера" - "Бриз" и отбытие в сторону острова Спас-Каменный.




Самое комфортабельное судно на побережье - "Бриз"

Во время плавания удаётся насладиться видами храма во имя святого Афанасия Великого (Афанасьевский храм) на противоположном берегу реки Кубены в селе Чирково на Лысой горе.




с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)


Выход из реки Кубена в Кубенское озеро

В собственно устье реки Кубены при впадении её в Кубенское озеро на встречном курсе нам встретилось ещё одно интересное судно здешней акватории - "Сомик". Как рассказала нам экскурсовод Елена Николаевна, буквально за два дня до этого ей с предыдущей группой повстречался этот "Сомик", во время шторма на Кубенском озере возвращавшийся с владыкой архиепископом Вологодским и Великоустюгским Максимилианом с острова Спас-Каменный. Волны буквально перекатывались через низкую палубу "Сомика", а владыка смело стоял на верхней палубе-смотровой площадке - и это было весьма впечатляющее зрелище.




"Сомик" - еще одно судно на котором можно добраться до острова Спас-Каменный

Уже из устья реки Кубены можно вдалеке увидеть остров Спас-Каменный (а весь путь по воде до острова от села Устье у нас занял около 50 минут, расстояние по gps - 10 километров 700 метров), и этот крошечный островок всё увеличивается по мере приближения к нему.




Вдали показался остров Спас-Каменный


Спас-Каменный в прямой видимости


остров Спас-Каменный


остров Спас-Каменный

Высадка с судна (равно как и потом посадка) была довольно-таки экстремальной: по тонким качающимся деревянным сходням прямо с борта на каменистый берег острова.




Высадка на остров Спас-Каменный

На берегу нас встречает хранительница здешних мест, в настоящее время директор музея, Надежда Александровна Плигина, попавшая много лет назад на этот остров со своим мужем, подлинным энтузиастом и подвижником - Александром Николаевичем Плигиным, да так и задержавшаяся здесь на всю свою жизнь. Многие годы история и душа этого острова сохранялась только благодаря энергии и стараниям этих двух человек.



Надежда Александровна Плигина

А сам остров встретил нас каменными развалинами, памятником человеческому безрассудству и глупости, жадности и бездушия - руинами взорванного храма... А также рукописной табличкой "Ты привёз камень?". Еще Александр Плигин завёл традицию, что все прибывающие на остров привозят с собой камень, кирпич, землю.


Небольшая историческая справка (по материалам "Книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. сост. В.В.Дементьев, Н.А.Плигин, А.К.Сальников. Вологда, 2008г."):

Спасо-Каменный монастырь, расположенный на острове в Кубенском озере Вологодской области в XIII веке (1260 год, за 137 лет до Кириллово-Белозерского монастыря!) и в 2010 году ему исполняется 750 лет. В богоборческие годы обитель закрыли, а потом разрушили храмы, в том числе и жемчужину древнерусской архитектуры - Преображенский собор. Осталась лишь колокольня, она служила маяком и очень помогала рыбакам, плавающим по бурному озеру. В восьмидесятые - девяностые годы XX века началось возрождение прославленной обители. Сейчас здесь идут восстановительные работы.

Остров чутко бережёт свои тайны. Кто и когда первым ступил на его каменистую землю? Когда здесь возникла монашеская жизнь? На последний вопрос большинство местных жителей ответят: монастырь построил белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году. Такова монастырская легенда, записанная ещё в XV веке старцем Паисием Ярославовым, постриженником этой обители, бывшим игуменом Троице-Сергиева монастыря.

В 1446 году старец Паисий, постриженник Спасо-Каменной обители, мог познакомиться с великим князем Василием Тёмным (внуком Дмитрия Донского), когда осенью великий князь, недавно ослеплённый Шемякой, побывал на Каменном острове. Именно сюда Василий Тёмный прибыл после освобождения в свои Вологодские вотчины из Углического заточения для пострижения в монахи. И именно на Каменном острове состоялись переговоры "верных людей" со свергнутым великим князем, которые и привели к снятию кирилловским игуменом Трифоном с Василия Тёмного клятвы крестного целования, к которой его принудил Шемяка. Духовное очищение, прежитое им на Каменном острове, глубокий душевный перелом, случившийся в ту сентябрьскую ночь на Кубенском озере, благословоение Макария Желтоводского и Унжеского и напутствие Трифона, сказанные от лица Православной Церкви и, таким образом, снявшие с его исстрадавшейся души неимоверной тяжести грехи, даже преступные деяния, вдохнули в великого князя прилив жизненных сил, которые уже не покидали "берегов" его души до конца жизни. А дни великого княжения московского самозванца,галического князя Дмитрия Юрьевича Шемяки оказались сочтены...

Зимой 1528 года сын Ивана III Василий Иоаннович (Василий III) вместе со второй своей супругой Еленой Глинской предпринял богомольную поездку по северным монастырям, испрашивая Господа о даровании ему наследника после четырёх лет неплодия княгини. Они посетили Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Глушицкий, Корнилиево-Комельский, Павло-Обнорский и Кириллово-Белозерский монастыри, везде молясь о чадородии у мощей чудотворцев, основателей обителей, давая братии щедрые милостыни. Богомольная поездка в декабрьские холодные дни 1528 года сыграла свою благодатную роль и привела к тому, что 25 августа 1530 года у них родился долгожданный наследник - будущий царь Иоанн Грозный...

В мае-июне 1545 года Иван Грозный совершил, как и его отец, богомолье по кубенским и белозерским монастырям. Несколько дней он ждал в Устье Кубенском хорошей погоды, чтобы переплыть в обитель, которой столь многим обязаны его отец и прадед Василий Тёмный, но совершить паломничество так и не удалось...

...Петр I спрыгнул на берег, подивился про себя малости острова и древности церквей, которая была видна даже во внешнем их облике. У стен монастыря на берегу какие-то мужики жгли костёр и варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников. "...Не хочешь ли с нами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовётся нельмушкой." Пётр с превеликим удовольствием попробовал горячей ухи и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях...

...Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причём "дышит" в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников, до сих пор покоящихся под спудом, выходит на поверхность даже в крещенские морозы тёплый воздух: так, вода в кружке, поставленная в таких местах в развалинах собора, не замерзает даже в сильные морозы!...

Не могу не процитировать замечательное стихотворение-притчу выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова , опубликованное уже после его неожиданной кончины. Юрий Кузнецов рассказал с какой-то мистической удалью, свойственной только ему, легенду, связанную со Спас-Камнем, не будучи там никогда, более того, не зная ничего конкретного об этом монастыре. Притча и не предполагает в своей художественном обобщении фактологическую точность.

Юрий Кузнецов.

МОЛИТВА

На голом острове растёт
чертополох
Когда-то старцы жили там -
остался вздох.

Их много было на челне...
По воле волн
Прибило к берегу не всех -
разбился челн.

Спросил один чрез много лет:
- А сколько нас?
- А сколько б ни было, все тут, -
был общий глас.

Их было трое, видит Бог.
Всё видит Бог.
Но не умел из них никто
считать до трёх.

Молились Богу просто так
сквозь дождь и снег:

помилуй всех!

Но дни летели, годы шли,
и на тот свет
Сошли два сивых старика -
простыл и след.

Один остался дотлевать,
сухой, как трут:
- Они со мной. Они в земле.
Они все тут.

Себя забыл он самого.
Всё ох да ох.
Всё выдул ветер из него -
остался вздох.

Свой вздох он Богу возносил
сквозь дождь и снег:
- Ты в небесех - мы во гресех -
помилуй всех!

Мир во гресех послал корабль
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Насела буря на него -
не продохнуть.
И он дал течь, и он дал крен,
и стал тонуть.

Но увидала пара глаз
на корабле:
Не то костёр, не то звезда
зажглась во мгле.

Солёный волк взревел:
- Иду валить норд-ост!
Бывали знаки мудреней,
но этот прост.

Пройдя, как смерть,
водоворот меж тесных скал,
Прибился к берегу корабль
и в бухте стал.

И буря стихла.
Поутру шёл дождь и снег,
Морские ухари сошли
на голый брег.

Они на гору взобрались -
а там сидел
Один оборванный старик
и вдаль глядел.

- Ты что здесь делаешь, глупой? -
- Молюсь за всех. -
И произнёс трикрат свой стих
сквозь дождь и снег.

- Не знаешь ты святых молитв, -
сказали так.
- Молюсь, как ведаю, -
вздохнул глупой простак.

Они молитву "Отче наш"
прочли трикрат.
Старик запомнил наизусть.
Старик был рад.

Они пошли на корабле
в морскую даль.
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Но увидали все,
кто был на корабле:
Бежит отшельник по воде,
как по земле.

- Остановитесь! - им кричит, -
Помилуй Бог,
Молитву вашу я забыл.
Совсем стал плох.

- Святой! - вскричали все,
кто был на корабле. -
Ходить он может по воде,
как по земле.

Его молитва, как звезда,
в ту ночь зажглась...
- Молись, как прежде! -
был таков их общий глас.

Они ушли на корабле
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

На голом острове растёт
чертополох.
Когда-то старцы жили там -
остался вздох.

Как прежде молится сей вздох
сквозь дождь и снег:
- Ты в небесех - мы во гресех -
помилуй всех!

Радушный приём, обзорная экскурсия по острову и лекция в маленьком музее в бывшей монастырской гостинице, а ныне единственном жилом здании на острове, купание в озере, чаепитие и задушевная беседа на летней кухне с хозяйкой - и 2,5 часа пролетели как одно мгновение...



Мы уплываем, а Надежда Александровна остаётся на острове одна... Надо сказать, что живёт на острове Надежда Александровна практически круглогодично, но в последнее время надолго одну её не оставляют: есть и добровольные помощники, и работающие в рамках федеральной программы реставраторы и архитекторы. Вот и в этот раз мы увозили на большую землю несколько человек архитекторов и реставраторов, в их числе удивительная девушка - Анна (ниже фотографии Анны из интернет-форума ; очень советую почитать её заметки об острове на этом форуме):


Благодаря её стараниям все гости острова могут увезти с cобой на память кусочек Спаса-Каменного - миниатюры с изображением острова на камушках



А мы попрощались с островом, но кусочек сердца оставили здесь. Сейчас, по прошествии почти года после поездки, могу сказать, что тянуть на этот остров меня не перестаёт... Дорога проложена - теперь можно повторить, но уже несколько с другими мыслями, с другим отношением.




Надежда Александровна остается на острове совсем одна...


Спас-Каменный остров позади...

Фотографии из поездки

Поездка на остров Спас-Каменный 27 июня 2009 года

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 - +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея - владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына - Симеон, Феодор, Андрей - и одна дочь - София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею - он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: "Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани". Князь Андрей отвечал ему: "Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего". Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя - князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: "Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа". Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный Мой угодник". Преподобный в страхе спросил: "Какая причина явления Твоего, Господи?" - "Видишь ли всю эту пустыню? - сказал ему Господь. - Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!" И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник - отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября - мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.

Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом.

Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых - Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри.



Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги. Основан в половине XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре.

В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью.

Основные строения монастыря к началу XX в.:

  • Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских.
  • Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская?), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского.
  • Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.
  • Колокольня.
  • Настоятельско-братский корпус.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов».

В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена.

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев.

Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.



Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.

Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это - оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли "иже под колоколы". Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение - на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня.

В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь", настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. "В край белых ночей". Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.



Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь). Современное местоположение: остров Каменный на оз. Кубенском, Усть-Кубинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния.

Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского. Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов». В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена. 10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами, при сильном ветре, размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.

5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей.

http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10007



Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 кв. км, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо-Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию, Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались.

В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета, в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» https://kubena35.ru/dostoprimechatelnosti/spaso-kamennyij-monastyir.html

Спас-Каменный остров - находится практически в центре Кубенского озера (самого большого в Вологодской области) на небольшом клочке суши размером 120 на 70 метров.

Вся история этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня - в честь Преображения Господня.

По существу - это самый старый на севере России каменный монастырь.Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря - женщинам путь на остров был закрыт.

В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.

На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.

В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. С 1971 остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века

Новейшая история Спас-Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны, их детей Анны, Алексея, Ивана. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.

Десять лет почти безвыездно, и в зиму, и в лето, он провел на острове в трудах. Сумел найти средства, верных помощников, вложил в дело личные сбережения. Были восстановлены гостиничный корпус, на колокольне поставлены купол и крест.

Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.

Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его не стало. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.
В августе 2005 года 745-летие со дня основания монастыря на острове отметили открытием музея. Здесь представлены сохранившийся православный крест с колокольни и различная монашеская утварь, найденная при археологических раскопках.

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал.

Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

В настоящее время основными посетителями острова являются туристы и православные паломники со всей России, некоторые из которых жертвуют средства на его восстановление.

Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

При написании этого текста были использованы материалы сайтов: www.cultinfo.ru; www.ng.ru; www.geocaching.ru; www.rusvera.mezha.ru; www.eparhia.ru; www.powerclip.ru .

Основная фотография: www.temples.ru;

Что еще почитать