Как делают посуду из дерева. Производство деревянной посуды наталья меркулова

Кухонная утварь является обязательным атрибутом в хозяйстве любого дома. В обслуживании гастрономических потребностей задействуется множество элементов и приспособлений, но главное место среди них занимает посуда. Как правило, она изготавливается из фарфора, стекла, фаянса, керамики и различных металлов. Однако ценителей изящных искусств и приверженцев экологической безопасности все чаще привлекает деревянная посуда для бытовых нужд. Казалось бы, от натурального материала давно отказались ввиду его непрактичности в использовании. Но это не совсем так, поскольку многое в эксплуатационных свойствах зависит от технологии изготовления. Древесина - один из самых гибких в обработке материалов, поэтому из нее можно сделать красивую и прочную посуду даже своими руками.

Какую древесину использовать?

Характеристики дерева не позволяют его применять во многих областях строительства и промышленности. Требования для кухонной утвари не столь высоки, но и здесь лучше заранее использовать материал с наиболее высокой стойкостью к температурным и физическим воздействиям. И выбор предоставляется немалый: липа, клен, бамбук, рябина, кедр и т. д. Кроме технико-эксплуатационных качеств, рекомендуется оценивать и лечебные свойства, которыми может обладать деревянная посуда из конкретной породы. Например, дуб оказывает восстановительное и укрепляющее воздействие на зубы, а рябина обеспечивает слабительный и кровоостанавливающий эффект. Разумеется, для наиболее полного действия в медицине используются особые технологии обработки деревьев, коры и листвы, но и ежедневный контакт с такой посудой, несомненно, даст определенный результат.

Оборудование для изготовления посуды

В решении этого вопроса многое зависит от планируемых объемов выпуска. Это может быть и единичное изготовление нескольких экземпляров для собственного дома, мелкосерийный выпуск для родственников и друзей или же полноценное производство деревянной посуды, рассчитанное как бизнес-проект. В первых двух случаях можно ограничиться минимальным набором для обработки древесины, который будет состоять из рубанка, стамески, резцов, различных лобзиков и пил. Но если предполагается серийное изготовление посуды, обойтись без токарного и шлифовального станков не получится. Впрочем, производство изделий домашней утвари на продажу не всегда подразумевает необходимость использования специализированного оборудования. В России немало ремесленников, которые применяют лишь несколько плотницких инструментов, и это не мешает им создавать настоящие шедевры. В таких случаях ценится именно ручная работа, но зато о крупных объемах производства говорить не приходится.

Технология изготовления

Стандартная техника создания посуды из дерева предполагает изначальное формирование заготовки из массива. Далее начинается разметка на поверхности дерева, в соответствии с которой в дальнейшем будут образованы углубления. Опять же многое зависит от того, каким инструментом выполняется изготовление деревянной посуды, поскольку для удобства возможно и применение обратной последовательности. В этом случае первоначально создается углубление, а затем производится обрезка заготовки с наделением ее максимально приближенной к конечному изделию формой. Специалисты обычно применяют хорошо заточенные резцы, с помощью которых формируются углубления любого вида. Но можно ограничиться и применением обычной полукруглой стамески. По мере работы углубление будет увеличиваться. Для начинающих рекомендуется зафиксировать заготовку в тисках. Профессионалы отказываются от такого решения ввиду его непрактичности - опытный мастер в ходе работы всячески вертит изделие в руках, быстро обрабатывая с разных сторон. Это важно для скорости рабочего процесса, за которой ученику на первом этапе лучше не гнаться.

Создание резьбы

В традиционном представлении русская посуда, выполненная из дерева, обязательно имеет на поверхности изящное покрытие с резьбой. Такую обработку лучше выполнять на заготовках, которые были завершены осенью, то есть в период, когда влага выходит из дерева. В рабочем процессе участвуют резцы, стамески, рашпиль, наждачная бумага. За счет стамески будущая деревянная посуда корректируется в целом по форме и краям. Основная часть работы выполняется резцом, с помощью которого образуются рисунки и орнаменты. В готовом виде такая посуда выглядит маловыразительной, поэтому ее обрабатывают наждачной бумагой для гладкости и выделения текстуры. Рашпиль, в свою очередь, используется в обработке торцов будущих изделий.

Защитное покрытие

Недостаточная стойкость к химическим и температурным воздействиям является слабым местом дерева и фактором, из-за которого его крайне редко используют крупные производители кухонных принадлежностей. По этой причине деревянная посуда сразу после изготовления должна обрабатываться и покрываться защитными слоями. Кроме непосредственного придания прочности и создания стойкого покрытия, специальные составы обеспечивают изделию и антисептические свойства. Это могут быть лаки, масла, пропитки, жиры и специализированные препараты. Но важно учесть, что большинство фирменных средств обеспечения защиты древесины химически вредны, поэтому для посуды их использовать не рекомендуется. Одним из самых доступных и безвредных вариантов такой обработки является льняное масло. Заготовку необходимо погрузить в кипящую жидкость и спустя 1-2 минуты вынуть, оставив до полного высыхания.

Роспись посуды

Деревянные изделия, прошедшие обработку на станке или выполненные путем обычной резки, называют бельем. Такая посуда являет собой чистую заготовку, но при этом имеет форму готовой к использованию утвари. В качестве последующей декорации можно выполнить и роспись деревянной посуды одним из существующих методов. К самым простым технологиям относится оформление гуашью или акриловой краской. Первоначально заготовка проходит обработку мелкозернистой шкуркой, после чего на ее поверхность наносят рисунок с помощью карандаша. Далее по этому наброску формируется уже красочное покрытие. Но есть и другая, более сложная технология декорирования - с помощью хохломы.

Роспись хохломой

Данная методика требует тщательной грунтовки посуды. Она производится в два этапа с промежутками в 6-7 часов. Вначале деревянная заготовка грунтуется вапой, а затем покрывается льняным маслом. Следующий этап предполагает втирание алюминиевого порошка. Это процедура так называемого лужения, после которой приступают к непосредственному нанесению узоров масляными красками. В готовом виде расписная деревянная посуда отличается необычными орнаментами и своеобразным сочетанием оттенков. В обработке хохломой преимущественно используются красный и черный цвета, но для разнообразия нередко включают зеленоватые и желтые тона.

Заключение

Предметы домашнего хозяйства в современных домах по большей части представлены заводскими изделиями, что вполне оправдано с точки зрения практичности и надежности. Но есть ниши, которые вполне может заполнить утварь, созданная в домашних условиях. Для подобных целей является просто идеальной деревянная посуда. Своими руками ее изготовить несложно, зато конечный результат оправдает все ожидания. Кроме экологической чистоты, пользователь сможет рассчитывать на оригинальный предмет кухонного убранства, украшенный эффектными узорами и резьбой. При условии качественной обработки защитными составами такая посуда не проиграет заводским аналогам и по критериям долговечности.

Деревянная посуда на наших кухнях незаслуженно забыта, если не считать лопаток и разделочных досок, да и те активно вытесняются тефлоном и пластиком. И совершенно зря, потому что в некоторых случаях дерево по всем параметрам превосходит современные материалы.

Дуб. Король прочности. Устойчив к влаге и дружит даже с самыми острыми ножами. Дубу нипочем многолетнее использование.

Акация. Эта дама родом из южных широт. Изысканное дерево с теплым окрасом и тонким ароматом, который долго не выветривается. Подходит для изготовления мисок, салатников.

Бамбук. Еще один прочный материал для изготовления досок. Легкий, не впитывает запахи, обладает противомикробными свойствами.

Ясень. Отличный материал для сервировочных столиков, досок, подносов и тарелок. Имеет глубокий темный цвет и необычную текстуру.

Деревянная посуда придает кухне и застольям особый колорит. Сырные нарезки, фрукты, десерты, соленья, листовые салаты, рыба, овощное ассорти, специи — эти продукты от соседства с деревом только выигрывают.

Уже решили приобрести парочку-другую досок из экзотической гевеи или акациевую тарелочку? Загляните в раздел деревянной посуды на нашем сайте — там много интересного.

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

* В расчетах используются средние данные по России

История деревянной посуды началась много веков назад. Люди на разных концах земного шара принимали пищу из деревянных тарелок, используя деревянные ложки. Прошло время, и на посудных полках обосновались керамика, стекло, пластик, металл, но осталось место и для материалов растительного происхождения. И сейчас, в XXI веке, хозяйки с большим удовольствием приобретают посуду из дерева, на что есть несколько причин. Во-первых, древесина абсолютно экологична, обладает бактерицидными и тонизирующими свойствами и даже улучшает вкус пищи, обогащает ее тонким ароматом, а также сохраняет пищу горячей, но не дает при этом человеку обжечься. Деревянная посуда не бьется, об нее невозможно порезаться, она прочна и долговечна и стоит совсем недорого. Посуда из дерева может быть украшена резьбой или росписью, но наиболее популярны предметы самого простого дизайна, их внешний вид ценится за простоту и естественность.

Из древесины делают разделочные доски, скалки, лопатки, молотки для отбивания мяса, ложки, банки и контейнеры, кружки, хлебницы, миски, солонки, тарелки, посуду для суши.

Одно и то же блюдо обретает другой вкус в посуде из разных пород древесины. Для изготовления посуды используют осину, березу, можжевельник, лиственницу, липу, кедр, бамбук, гевею. Лучше всего подходит нижняя часть ствола, корневище или кап свежесрубленного дерева, так как лежалое дерево приобретает затхлый запах и портит вкус продуктов. Структура древесины должна быть прямослойной, без раковин.

Очень важно найти хорошего поставщика дерева, который будет знать, что вам нужно и откладывать для вас подходящие части древесины. Стоимость древесины зависит от породы. Брус лиственницы стоит от 14 тысяч рублей за квадратный метр, брус сосны – от 12 тысяч рублей, брус ели – 6 тысяч рублей, брус березы от 5 тысяч рублей, брус кедра – 13 тысяч рублей.

Для самостоятельной заготовки древесины требуется оформление разрешительных документов и уплата пошлины. Порядок получения разрешения и сумму оплаты нужно уточнять непосредственно в лесничестве.

Производственное помещение для изготовления посуды может быть небольшим, достаточно просторной комнаты или свободного гаража. Производство деревянной посуды вполне может стать домашним бизнесом, но приличный доход будет давать только в случае привлечения наемных работников, так придется заботиться и о приобретении подходящего материала, и о сбыте товара, и собственно об изготовлении достаточного количества продукции, а одному человеку успеть все крайне сложно.

Из инструмента понадобится токарный станок, резцы, рубанок, стамеска, ножовка, лобзик, пила, шлифовальные шкурки. Общая стоимость оборудования составит около 40 тысяч рублей.

Готовые изделия иногда покрывают лаком, но это совершенно необязательно. Для посуды необходимо использование пищевого лака, который будет безвреден для организма и не испортит качество пищи. У всех мастеров в этом отношении свои предпочтения. Хохломская посуда, например, покрывается лаком ПФ-283 б/с. Некоторые производители используют воск или растительное масло (лучше всего брать отбеленное художественное льняное), но эти средства дают изделию нежелательный посторонний запах. В Интернете можно купить специальное масло для древесины, соприкасающейся с пищей. Банка объемом 0,5 литра стоит 280 рублей. Масло наносится с помощью ткани или кисточки и полностью высыхает в течение семи дней.

Рентабельность производства деревянной миски составляет примерно 200 процентов. Величина заработка упирается в производительные возможности мастера и наличие каналов сбыта продукции.

Реализовывать продукцию можно через Интернет-магазин, но обращаем ваше внимание, что на создание сайта нужно потратить не менее 20-25 тысяч рублей, а на обработку заказов, упаковку и пересылку или доставку товаров уйдет большое количество времени, так что мастер едва ли сможет заниматься и изготовлением посуды, и ее продажей. Проще предложить продукцию магазинам посуды, магазинам товаров для дома, магазинам ремесленных товаров, сувенирным лавкам и т.д.

256 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 80845 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Общая стоимость всего необходимого для изготовления украшений с искусственными цветами, включая и материалы, и инструменты, составляет около 10 тысяч рублей. Сроки окупаемости зависят от того, какой о...

Минимальный стартовый капитал, который потребуется для открытия собственного интернет-магазина открыток, составляет 150 тысяч рублей. Сроки окупаемости такого бизнеса и планируемая им прибыль зависят,...

Для открытия завода по производству спанбонда понадобится не менее 100 млн. рублей. Срок окупаемости проекта при средних объемах производства и наличии рынков сбыта составляет окол...

Открытие своего собственного производства потребует очень больших инвестиций, однако сумма может быть разной, ведь всё зависит от предполагаемых объёмов выпуска продукции, от номенклатуры и многих дру...

Для небольшого магазина посуды сумма закупки первой партии редко превышает полмиллиона рублей, но если открывать магазин с большим ассортиментом и в ассортименте которого представлено большое количест...

На закупку материала, фурнитуры и инструментов для изготовления аксессуаров из натуральной кожи, а также на обучение потребуется около 30-50 тысяч рублей. Но можно обойтись и меньшими вложениями на пе...

Стоимость оборудования для производства ковролина составляет от 15 млн. рублей. На первую партию сырья потребуется около 1,5 млн. рублей. Рентабельность бизнеса составляет 18 %, а сроки окупаемости пр...

Для изготовления циновок используют различные материалы: камыш, тростник, сизаль, дут, солома и т.д. Технология изготовления зависит от выбранного материала. Как правило, материал стоит недорого, но и...

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

Все, что вам нужно для того, чтобы заниматься домашним бизнесом по производству изделий из полимерной глины, - это определенные навыки работы, усидчивость, внимательность и, главное, безгранична...

Как утверждают владельцы берестяного производства, это выгодный бизнес. Компания с восьмью работниками при налаженном сбыте может да...

Производство подушек, матрасов, одеял с натуральными наполнителями не требует дорогостоящего оборудования, больших производственных помещений, высококвалифицированного персонала. Как правило, достаточ...

Что еще почитать