История заселения нынешнего ульяновского заволжья. История заселение ульяновской области

К началу строительства города в 1648 году Синбирская гора представляла малообжитое место с двумя маленькими (мордовской и татарской) деревушками. Под центральную его часть - кремль - был выбран "венец", вершина горы. Вместе с Богданом Хитрово прибыли сюда арзамасские, нижегородские и иные дворяне и боярские дети, татарские мурзы и другие служилые люди. Сам Хитрово, заложив город, отбыл в Москву на "другую государеву службу", а в Синбирск был назначен воеводою Иван Богданович Камынин, продолживший постройку города. Кроме Синбирска и Карсуна по черте были построены острожки - Сурский, Аргашский, Тальский, Сокольский, Малокарсунский, Карсунский, Уренский, Тагайский и Юшанский. Они представляли собой древо-земляные укрепления небольших размеров. В них размещался гарнизон в 10-50 стрельцов, которые служили, как бы мы сейчас сказали "вахтовым методом". Вокруг острожков образовывались пригороды, или посады. Каждый такой острожек со временем превращался в крупный по тем временам населенный пункт, от которого отпочковывались новые населенные пункты. 14 ноября 2000 г. в Ульяновске открылся музей - Симбирская засечная полоса Его главная достопримечательность - сторожевая башня со рвом, валом и тыном на нем Пограничную службу вдоль засечной черты и далеко впереди ее, в "диком поле", несла специальная охрана в виде разъездов, сторожевых застав и станиц. Вдоль черты, под ее защитой, стали основываться в первую очередь, поселения стрельцов и казаков (слободы Конно-Подгорная, Сельдинская, Тетюшская, Подлесная, и др.) Наиболее смелые селились южнее, осваивая "дикое поле" (Кадыковка, Абрамовка, Карлинское и др.) Новые населенные пункты получали наименование по-разному. Одни по наименованию мест, откуда прибыли переселенца (Карсун, Тамбы, Арская Слобода), другие - по названиям местных рек и урочищ (Ключищи, Белое Озеро, Сурский Острог), третьи по именам первых своих поселенцев (Богдашкинов, Матюшкино), четвертые - по именам и фамилиям бояр и помещиков (Аксаково, Софьино, Баратаевка), пятые по именам святых и христианских праздников, в честь которых в селе была освящена церковь (Никольское, Архангельское и др.), Селения, существовавшие до завоевания Казанского ханства, сохраняли свои - татарские, мордовские и чувашские - названия. Нередко к старому названию таких селений присоединялось новое, русское (Большая Кандала, Татарский Калмаюр, Руская Беденьга и др.), Синбирско-Карсунская черта обеспечила заселение всего Правобережного края. Затем наступила пора заняться колонизацией Левобережья. С этой целью в 1652-1656 гг. была построена Закамская черта, соединившая Волгу со средним течением Камы. На территории Симбирского Поволжья она начиналась городом- крепостью Белым Яром, затем шли отстрожки Ерыклинский, Тиинский, Новочеремшанский, далее черта продолжалась на северо-восток к Мензелинску.

Но даже засечные линии не всегда спасали оседлое население от набегов кочевников, Так, например, в 1682 году объединенные орды башкир и калмыков прорвались сквозь Закамскую черту и прошли огнем и мечем по левому берегу Волги до реки Майны и Утки, уничтожая все на своем пути. Перезимовав у озера Чердаклы, они беспрепятственно ушли в Приуральские степи, уводя пленных и увозя награбленное. Вот почему в 1669 году последовало указание правительства о превращении в своеобразный укрепленный район территории, прилегающей к рекам Майне и Утке, находящейся в тылу засечной линии. В связи с этим, были построены Майнский (Старомайнский) острог, довольно значительный - имевший в окружности 2200 сажен, с двенадцатью глухими и 6 проездными башнями, и небольшой Уткинский острог. Под защитой этих двух крепостей уже в к 90-м гг XVII века все земли по Утке и Майне были заселены. Колонизация Левобережья продвигалась все дальше на юг и юго-восток. Началось заселение по Большому и Малому Черемшану. А в конце XVII века населения здесь было уже столько, что появилась необходимость выделить особую Черемшанскую волость.

Симбирская губерния всегда была аграрным краем, и большинство людей жило в селах. Многие села сейчас, к сожалению, умирающие и составляют истинную, простую и не очень историю нашего края, которую стоит не только послушать, но и прочувствовать. Эти деревенские истории и есть, по сути, наш генетический код, который позволяет ощущать себя гражданином Великой Страны.

Село Коноплянка

54°04′27.2″N 46°27′45.1″E

Коноплянка сейчас - совсем небольшое село, находящееся практически на границах Инзенского и Карсунского районов. Но многие путешественники часто съезжают с трассы, чтобы внимательно рассмотреть древний храм корабельного типа, величаво возвышающийся над окрестностями. А история появления этой церкви, как и села, довольно занятная.

Началось всё совсем не здесь, а в нескольких десятках километров в 1647 году. В это время активно строилась Карсунская засечная черта (оборонительное сооружение, тянувшееся от Сурского острога и через Карсун до Синбирска). По военным надобностям был построен Тальский острог (крепость) с храмом В честь Архангела Михаила. Но место это на реке Тале оказалось очень неудобным: бедные, болотистые земли, море гнуса, вечное бездорожье. Кроме того, и посягать на эту крепость никто так и не собрался, и вскоре она полностью утратила свое и военное, и житейское значение, а поселенцы просто сбежали вниз по течению реки и образовали новое село - Коноплянка.

Так, уже в 1693 году в Тальском остроге людей не осталось, и жителям Коноплянки было разрешено «перенести» Архангельский храм на новое место. Нынешняя каменная церковь была построена уже в 1925 году взамен старой деревянной. Интересно, что до революции в ней хранился «древний колокол в 3 1/2 пуда с древней надписью, разобрать которую невозможно, иконы святых из Тальской церкви и книга "Чтение святых апостол", а также ружье, от коего ныне остался в целости один ствол». Была в храме и своя святыня - явленная на святом источнике икона великомученицы Параскевы Пятницы.

Сейчас церковь недействующая, и можно спокойно войти вовнутрь. Здесь еще местами остались росписи, да и стены по-прежнему крепкие.

Продолжаем свой путь по направлению к Инзе. Вскоре справа появляется крупнейшее село Инзенского района.

Село Труслейка

53°54′34.2″N 46°23′22.6″E

Село Труслейка, находящееся в семи километрах от районного центра г. Инза, основано 3 мая 1682 года 15 казаками для охраны границы русского государства. Труслейская слобода получила своё название из двух старомордовских слов: Турус - овраг и Лейка - ручеёк. Вскоре в Труслейской Слободе стали появляться деревянные дома, крытые соломой.

В те времена появилась и первая деревянная церковь, построенная «Андреем Петровым со товарищи». В 19-м веке эта церковь сгорела, и в 1879-1880 годах была построен новый деревянный храм. Церковь была возведена на средства прихожан, которых на тот момент в селе было более 2000 человек самого разного чина - от батраков и бедняков до купцов и помещиков. Церковь имела два престола: главный (холодный) - во имя Святителя и Чудотворца Николая и теплый - в честь воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При советской власти храм был закрыт, а в 1958 году разобран. Новое рождение храма состоялось уже в 2003 году, которы, по традиции села вновь был построен деревянным. Эта церковь получилась хоть и небольшая, но очень уютная.
Прославилось село и своим земляком - Флоресовым Михаилом Семеновичем, деятелем русской православной церкви, педагогом, духовником выдающегося мыслителя П.А. Флоренского. Флоресов М.С. окончил Симбирское духовное училище (1864), Симбирскую духовную семинарию (1870), Киевскую духовную академию (1874). В 1874-1887 годах служил в Симбирске, преподавал латинский язык и русскую словесность в духовной семинарии и Мариинской гимназии. В 1887 году в Симбирском Покровском мужском монастыре он был пострижен в монашество с наречением имени Антоний. В 1890 году был возведен в сан епископа, а в начале 20-го века при поддержке П.А. Флоренского возродил древний монастырь близ Симбирска - Симбирскую Соловецкую пустынь.

Село Пятино

54°06′46.3″N 46°08′44.3″E

Село Пятино привлекает внимание своим необычайно большим по сельским меркам храмом, который хорошо виден с дороги.

История, связанная с этим храмом, входит в десятку самых известных любовных историй мира. Произошло это благодаря роману Александра Дюма-отца «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» и по фильму «Звезда пленительного счастья». Это история любви и верности молодого русского дворянина и француженки. Именно в этих местах бравый кавалергард Иван Александрович Анненков и модистка мадемуазель Жаннетт Полина Гебль нашли свою любовь, которая длилась 50 лет.

За участие в восстании на Сенатской площади Анненков лишен дворянского звания и сослан в Сибирь. Его возлюбленная француженка несколько лет добивалась разрешения проследовать за любимым. Только после личной встречи ее с императором такое разрешение было получено, и Полина Гебль уехала в добровольную ссылку в Сибирь наравне с другими женами декабристов. Там Иван и Полина поженились, вместе пережили ссылку, вместе вернулись и даже умерли они почти одновременно. Они захоронены в одной могиле в Н.Новгороде. Их любовь началась на Симбирской земле, а в память об этой любви у нас остался величественный храм Живоначальной Троицы, построенный Анной Ивановной Анненковой с молитвой о «непутевом» сыне-декабристе.

Существует легенда о том, что проект этого храма Анна Ивановна Анненкова, будучи реально баснословно богатой, перекупила у Симбирска, и поэтому архитектор Коринфский создал для Соборной площади города новый проект, опять-таки Троицкого храма. Получается, что самый старинный храм Ульяновска, строившийся в честь победы над Наполеоном, волею судеб оказался на краю губернии, но при этом остался не уничтоженным. Сейчас храм восстанавливается.

Впрочем, это лишь малая часть истории этого села.

И вновь дорога ведет нас вперед. Поворачиваем в Тияпино направо и мчимся вдоль Суры, рассматривая просторы, старицы рек, леса и поля.

Село Чумакино

54°09′49.8″N 46°19′40.1″E

Это село подарило нашей области одного из истинно верующих и несгибаемых людей - священника Святого Александра Николаевича Телемакова. Происходил он из духовного сословия, родился и вырос в благочестивой семье чиновника. В 1890 году окончил Симбирскую духовную семинарию и был определён псаломщиком к Симбирскому кафедральному собору. В 1893 году Александр стал священником, а с 1908 года начал служить с. Чумакино.

Отец Александр с женой Анной растили девятерых детей. Чтобы содержать большое семейство, священник занимался крестьянским трудом, отчего особенно понимал нужды и беды прихожан. Богатств семья не имела, но жила в достатке, и при советской власти они подверглись репрессиям. В 1925 году о. Александр был лишён избирательных прав, в 1928 году семью священника "раскулачили", лишив практически всего имущества и обрекая на голодное существование. Жертвой страшного голода 1932 года стала матушка Анна. В том же году о. Александр был арестован по сфабрикованному обвинению и осуждён к 5-летнему заключению в лагерь.

В 1934 году о. Александра досрочно освободили. Он вернулся в ставшее ему родным село, где продолжил неофициально исполнять православные обряды: крестить новорожденных детей, по-христиански погребать умерших. В начале 1936 года жители добились почти невозможного - открытия для богослужений старой Никольской церкви, но всего через год храм был закрыт опять. Однако проповедовать отец Александр не бросил и стал ходить по окрестным сёлам, неся луч Веры. Это так раздражало власти, что 24 декабря 1937 года священника вновь арестовали и отправили в Ульяновск - и всего через четыре дня приговорили к расстрелу. Отец Александр был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей могиле в районе моторного завода.

Теперь в селе Чумакино два храма: один в честь Николая Чудотворца, разрушенный, старинный, где проповедовал Священномученик, а второй - новый, в честь самого Александра Телемакова.

Священномученик иерей Александр Телемаков, пресвитер Чумакинский, причислен к лику общецерковных святых постановлением Священного Синода от 17 августа 2004 года согласно решению Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви 2000 года.

От Чумакина дорога одна - до самого крупного села этого района Посурья - Коржевки.

Село Коржевка

54°10′54.6″N 46°22′39.9″E

Места близ Коржевки были обитаемы людьми с глубокой древности, о чем свидетельствует множество археологических находок. Но первое упоминание села относится к XVII веку. В фонде «Патриарший приказ» сообщается о строительстве в 1682 году церкви архангела Михаила в слободе Коржевка. Село находится вдоль реки Суры и имело 3 пристани, что и определило торговое его предназначение. В тот момент именно Сура была активной транспортной артерией, а здесь было удобно организовать «торгово-сервисный центр». Прежде всего здесь организовали поставку кулей (это мешковина, ткущаяся из мочал и рогожи, совершенно необходимая для упаковки товара при перевозке).

Лучшими кулями считались коржевские. Отсюда они расходились по всей губернии и за ее пределы, к сурским и волжским пристаням, для отгрузки лучших сортов муки. Так что Коржевка считалась главным рынком кулей, рогож, циновок. Здесь их изготавливали в большом количестве. Торговали здесь и рыбой, добываемой в Суре и окрестных озерах в великом множестве. Особенно ценилась стерлядь, которая по вкусу отличалась в лучшую сторону от волжской и стоила в полтора раза дороже. Кроме этого, из дубов, растущих по окрестностям, делалась надёжная судовая оснастка. Поставляла Коржевка и бурлаков (наёмный рабочий, который тянул при помощи бечевы речное судно против течения). Причем именно здесь были образованы первые женские бурлачьи артели. В общем, Коржевка была одним из самых значимых торговых сел на Суре.

Интересно, что местные жители, чтоб подчеркнуть свою состоятельность, украшали наличники, своды и ворота своих домов удивительно тонкой и красочной резьбой. Эти дома до сих пор украшают древнее село, создавая волшебный эффект прикосновения к далекому прошлому.

Село Новосурск

54°13′57.5″N 46°26′55.1″E

Ранее село называлось Кунеево. Вероятнее всего, название произошло от русского слова «Куна». Этим словом назывался дорогой мех куницы, кстати, обильно водившейся в местных лесах, Дату основания села относят либо к концу XVI, либо к самому началу XVII века.

Уже в 1780 году здесь была образована замшевая фабрика, «принадлежащая московскому 1-й гильдии купцу и фабриканту Ивану Пивоварову, при ней рабочих людей 130 человек. Сработанные вещи отвозят на продажу в Москву, материалы покупают в селениях губернии сей». Впрочем, главным промыслом, которым было занято почти всё местное население, была рыбалка. Основной вылавливаемой рыбой в дореволюционное время был судак. Впрочем, желаемыми рыболовными трофеями были стерлядь и белорыбица. К промысловым рыбам относились и налим, щука, сом, лещ. Весной велся активный вылов карасей, которые попадали в Суру после разлива реки и затопления множества пойменных озер.

Жители села применяли особый вид вылова рыбы из многочисленных заливных озер. Они прокапывали канаву до Суры и спускали воду, перегородив место слива сетями. Оставшуюся рыбу собирали из грязи. На следующий год озеро при разливе вновь заполнялось водой и рыбой в половодье. Рыбный промысел давал довольно большие доходы, поскольку большинство рыбы реализовывалось в Нижнем Новгороде. Со старинных времен сохранилась детская дразнилка: «чакушки-лягушки», поскольку все кунеевцы очень хорошо плавали и всегда были на воде. В любви к рыбалке можно отметить всех местных жителей: еще в начале нашего века можно было легко встретить бабушку с удочкой на берегу Суры.

Сейчас село практически опустело. Из достопримечательностей здесь только полуразрушенный храм В честь Николая Чудотворца и избы, украшенные красивой деревянной резьбой. Однако наибольший интерес представляет пара домов, крыша которых выложена деревянными липовыми дощечками, поскольку и технология изготовления такого рода крыш утрачена.

Сквозь село по оставшейся с царских времен брусчатке мы поднимаемся на горку. Чуть поворачиваем налево и добираемся до края.

Белая гора

54°14′23.1″N 46°27′04.4″E

Любая дорога подразумевает окончание. Мы совершили проезд от реки Тала и вдоль Суры на десятки километров, узнавая все новые истории нашего края. И вот это место идеально подходит для того, чтобы отдохнуть и осмыслить увиденное. Внешне Белую гору почти не видать, но стоит добраться до края, и вы ощутите весь простор и красоту суровой реки Суры. Прямо под горой быстрые воды стремительно уносятся вдаль. А какие здесь виды!!! Закат радует яркими красками уходящего солнышка, а рассвет - нежными отсветами сквозь густой туман. Волшебно и величественно.

Позапрошлым летом был два дня в Калмаюре. Мой двороюродный брат познакомил меня со своим родственником Амиром абый. Он преподавал историю в вузе, теперь на пенсии, летом живет в соседней деревне Кызылсу. Угощал нас выращенными вкуснейшими помидорами.
Позднее в поисках литературы по Калмаюре узнал, что есть книга Амира Ахметовича Ахметова - "Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII-XX веках" . Тираж у книги был всего 300 экземпляров. Найти ее в Казани было весьма проблематично.
А недавно в гости на пару дней приезжал двоюродный брат, и я попросил его выпросить на это время у автора книгу, для того, чтобы отсканировать интересующиеся меня страницы. В итоге за пару часов ночью я пересмотрел книгу, выписал нужные номера страниц, а за второй вечер их отсканировал.
Әмир абыйга бик зур рәхмәт әйтәсе килә!

Начну выкладывать некоторые отрывки из книги:

Первыми поселениями нынешнего Ульяновского Заволжья являются слободы и поселения или починки, возникшие около острогов и крепостей Закамской оборонительной линии. К ним впоследствии примыкали переселенцы и вольные, и вынужденные. Крестьяне шли в Заволжье, “кто от скудости своей, кто от хлебного недороду, а иногда от церковного раскола”.
В Левобережье, к югу от Закамской черты, князья Иван и Юрий Трубецкие в 40-х годах XVII в. захватили земли по реке Утке. Их крестьяне основали дд. Зеленовку, Волостниковку, служилые татары, выходцы из Казани основали село Верхнюю Майну и деревню Богатскую 5 .
В 1656 году крестьяне многих общин, сформировавшихся вокруг села Чалны, по царскому указу принудительно были переселены на Закамскую линию. Указ гласил: “... крестьян и бобылей, и стрелецких детей, и братию, и племянников, и захребетников переписать до одного человека, ... повести на Закамскую черту... на вечное житье.” 6 .
Одним из первых поселений Симбирского Заволжья является село Тургенево - наследственное имение дворянского рода, берущего свое начало от золотоордынского князя Турлея. Основателем рода русского служилого дворянства стал Петр Никитович Тургенев, который еще в 1606 году выступил с разоблачениями Лжедмитрия Первого и за то казненный. В 1659 году один из Тургеневых получил первую дачу в 150 четвертей у устья реки Калмаюр , за Волгой.
В 1661 году сын служилого татарина Симбирского уезда Янганайка Кадышев (в другом источнике его фамилия названа - Яртудин - прим. А А.) предоставляет "... братьям своим владеть на родине отцовскою поместною землею и нести государеву службу, а сам отправляется в Казань и выхлопатывает себе и будущим своим сотоварищам на берегу реки Уреня пахотной земли с сенными покосами около Волги, обязываясь за это нести государеву службу по Казанскому уезду”. Так возникло нынешнее село Енганаево .
В 1668 году возникает село Еремкино. В Писцовых книгах Казанского уезда (в книге 13 за № 15 дела) имеется такая запись: “Да за рекою ж Уренем на той же отписной земле, которая отписана во 176 году (1668 г.) по Михайловым книгам Баракова... поселилась Синбирского уезду деревня Наратколь, Еремкина тожь, а в ней живуть ясашные татара и чюваша. А у досмотру и у меру они Татара и Чюваша Еремка Бекбулатов подали выпись с отказных книг” 7 .
Прокомментировать этот документ можно следующим образом.
Очередная запись занятых и свободных земель с проживающими там крестьянами производилась в 1668 году, что зафиксировано в Михайловских книгах. Там обнаружили починок, в котором проживали и татары, и чуваши, скорее всего самым почтенным по возрасту был Еремка Бекбулатов. При проверке они подтвердились и выдали соответствующие документы.
В двадцати верстах от Симбирска, в трех - от Крестового Городища, и в одном - от кромки волжской воды расположилось село Кайбелы.
В 1603 году на месте села Кайбелы находилась деревня под названием Исенгили, а в ней жил татарин Кайбула, т.е. на месте русского поселения прежде было татарское, и само название села просто повторяет на русский лад татарское имя - Кайбулла как Кайбелы 8 .
Заселение новых земель осуществлялось путем насильственного изъятия поместий от представителей бывшей казанской знати. Земли, о которых идет речь, в период Казанского ханства принадлежали князю Момашу, затем они перешли к Кайбулле Карамышеву. Он потерял эти земли и “многожды бил челом в Казань о возвращении ему этой пустоши, но безрезультатно” 9 .
В 1670-1680-е годы были приняты указы, нацеленные на сужение пределов служилого землевладения, используя с этой целью мотивы веры как прикрытие. Так, были запрещены наследования владений служилых новокрещёнов некрещеными, нахождение русских крестьян в поместьях некрещеных, освобождение нерусских крестьян от зависимости от служилых людей в случае крещения первых, лишения нерусских некрещеных помещиков половины их поместий 10 .
Первый населенный пункт на территории нынешнего Новомалыклинского района возник в 1664 году на берегу Большого Черемшана, который получил название Бесовки, к 1699 году относится основание Елхового Куста.
Во многих селениях проживали представители нерусской национальности, неправославного вероисповедания. Особенно много было язычников среди чуваш. Людей, изъявивших принять христианство, приглашали к реке, озеру или другому водоему в летние месяцы, и их раздевали до гола, затем входили в воду под чтение молитвы священником, и сельский писарь записывал в церковных книгах христианские имена.
Например, в селе Средняя Якушка были такие записи:
Езуть Валькин 24 лет. По крещении Яков Логинов
Курмет Авдеев 53 лет. По крещении Кирилла Игнатьев.
Казарька 20 лет. По крещении Иван Федоров 11 .
Селение Бряндино Чердаклинского района возникло во второй половине XVII века. Здесь росли девственные, нетронутые рукой человека, леса, шумели вековые корабельные сосны и дубы, липы, доходившие толщиной в два- три охвата Обилие дичи, лесного зверя привлекали многих переселенцев.
Село стало быстро расти с началом прохождения в сторону Мелекесса Симбирского почтового тракта. В Бряндино сходилась и дорога, шедшая от Старой Майны через селения Малая и Большая Кандала и далее до селения Кошки и... в Сибирь.
Тогда по этому маршруту отправляли в Сибирь ссыльных. Их везли со всех сторон по Волге, до Старой Майны, и далее пешим ходом до очередной стоянки, где снимали большие кандалы с каторжников, в следующем пункте снимали малые, и в конечном пункте Симбирской земли снимали ручные кандалы – кошки. Теперь эти населенные пункты носят названия железных цепей которыми заковывали кандальников 12 .
Во времена Петра I сюда стали посылать большие партии крестьян со всей округи для заготовки корабельного леса, который сплавляли по весеннему половодью по реке Красной к Волге.
В низовьях Уреня не позднее 1666 года основывается село Кременки, Старая Майна - в 1670 году, в 1679 году мордовские переселенцы из Алатырского и Саранского уездов основывают поселения Матвеевку и Помряськино.
Выходцами из Ломовского и Нижегородского уездов осваиваются бассейны рек Кандала, Майна, Утка (название происходит от того, что речка в отдельных местах уходила в землю и появлялась вновь через несколько верст, или “ныряла”, как утка - прим. А.А). В 1688 го возникает селение Кандала, пленные поляки основывают Хмелевку и Малу Кандалу, в 70-80-е годы появляются селения Грязнуха, Кремёнки, Помряськино, Айбаши, Урайкино, Яркули.
Более смелые люди шли на “Ногайскую сторону”, на левый берег Черемшана и здесь возникают - Лебяжье озеро, Быкова поляна, а к 1710 году образуется новая волость - Черемшанская, в которой уже числилось 5 селений: Никольское-на-Черемшане, Рождественская - Сосновка, Богородская - Грязнуха, Архангельское - Городище, Золотаревка 13 .
В первой трети ХУШ века полукочевыми, полуоседлыми калмыками в Заволжье основываются селения: Благовещенский Сускан, Нижнее Санчелеево, Бирля, Кондаковка, Мусорка, Старая Бинарадка, Пискалы, Ерёмкино, Ташла, Узюково, Кармала, Бесовка, Сухие Овраги, Шентала, Оделяково 14 .
Во времена правления Алексея Михайловича с целью предотвращения массового бегства крепостных крестьян за Закамскую черту в штаты местных крепостей вводятся “заплечные мастера” с выдачей им “кормовых и винных денег”, на которых возлагалась обязанность, пойманных на черте людей, “бив кнутом и батогами”, спрашивать от кого и куда бежали, а, узнав, отсылать за караулом прежним владельцам.
В конце XVII века осваивается территория нынешнего Мелекесского района - долина речки Мелекесс, правого притока Черемшана. В верхнем течении возникает русское селение, а недалеко от устья - чувашское, давшее начало новому посаду и нынешнему го-роду Димитровграду. Селения Чувашский и Русский Мелекесс возникли в период между 1695 и 1700 годами 15 .
Примерно в 80-х годах XVII века возникают слобода Выходцево, Старое Рождественское, Лесное Никольское, Красный Яр, в начале следующего столетия около острога Ерыклинска (возникшего в 1654 году - прим. А. А.) появляются селения Никольское, Грязнуха, Архангельское Городище.
Во времена Петра I земли Симбирского Заволжья щедро раздавались русским и нерусским помещикам. Помещик Дурасов получил селение Аврали (Сабакаево), князь Дадион - Матюшкино, Старую Малыклу, Куликовку, Среднюю и Новую Бесовку.
В 1705 году сподвижник Петра I А.Д. Меньшиков превратил Никольское-на-Черемшане в свою вотчину, приписав к ней все близлежащие деревни: Грязнуху, Мулловку, Золотаревку, Красный Яр, Архангельское Городище. После отстранения от власти Меньшикова в 1727 году его владения перешли Антону Девиеру, верному сподвижнику Петра, который по доносу Меньшикова был необоснованно обвинен в государственной измене и сослан в Сибирь 16 .
Свободные земельные угодья от речки Урень до Белого Яра царскими грамотами от 1688 и 1697 годов были отданы в “вечное потомственное владение” служилым татарам и чувашам . На основе этих грамот начинается освоение земель по обеим сторонам речки Калмаюр .
Основание села Чувашский Калмаюр связано с именем служилого чуваша-язычника Яшнотки Енохтаева. С ним пришли и получили землю 40 человек. Среди них были и татары, и чуваши: Усман Ишеев, Сулейманка Богданов, Ирбулат Ирсаев, Степка Тутанов, Кондрашка Тимаев и т.д.
Чуваши поселяются на самом берегу речки Калмаюр, татары - в трех - четырех километрах севернее и основывают село Татарский Калмаюр .
В 1791 и 1792 годах калмаюрские татары по неизвестной причине покинули свои земли и переехали в селения Тюгальбуга и Вороний Куст Самарского уезда. Тогда же, в те же самые дома переселил своих крестьян числом 49 душ мужского пола из деревни Богдановка (Злобино тож) губернский секретарь Александр Васильевич Попов. С тех пор селение стало называться Поповкой 17 .
Служилые инородцы Алка и Кандорка Ураевы , выходцы из деревни Альмендер Свияжского уезда основывают деревню Урайкино и обязуются за полученные земли нести службу по Казанскому уезду. К 1692 году здесь насчитывалось уже тридцать служилых татар 18 .
В 80-е годы появляются первые переселенцы, образовавшие деревню Чердаклы. В Переписной книге семь, номер дела 152 Архива Министерства Юстиции Российской империи содержится такая запись: “В Синбирском уезде на степи подле озера Чердаклинского поселилась деревня Чердаклы, а в ней живуть служилые татары . Один из поселенцев показывал в 1699 году, что он на родине служил службу с 20 четвертей земли, ... на своей службе оставил брата. А сам 20 лет тому назад сошел в Чердаклы и по челобитью его в городе Симбирске дано ему на новом месте 20 четвертей в каждом поле для службы по Симбирску”. Так пишет в своей книге исследователь Г. Перетяткович.
Следует заметить, что им, вероятно, допущена ошибка. По нашему запросу Российский Государственный архив древних актов выдал нам документ следующего содержания: “Сообщаем, что “Отводные книги крестьян и земель в Казанском у.” М. С. Чалова 1698-1700 гг., использованные Г. Н. Перетятковичем в настоящее время имеют архивный шифр: ф.1209, оп. I, кн. 6446, лл. 960-1267. Как свидетельствует этот источник, д. Чердаклы была основана в 1688 г. служилым татарином Сулейманом Янгановым “с товарищи тритцати человеком” (л.1188, по старой нум. 229). В их владенной выписи, подписанной стольником князем И. О. Щербатовым, указано: “Отведено ис Синбирска по челобитью им, Сюлейманке с товарыщи тритцати человеком во 196 (1687/1688)-м году ис порозжие земли... подле озера Чердаклинского по дватцети четвертей человеку” (там же). Книга включает перепись дворов первых переселенцев д. Чердаклы, со сведениями о местах их прежнего проживания (там же, лл.1204-1210, по старой нум. 245-249). В 1699 г., после переселения основателей д. Чердаклы по их челобитной в дд. Уренбаш и Янтурдины, земли деревни были розданы в поместья служилым иноземцам, перепись которых также включена в рассматриваемую книгу (лл. 1227-1228, по старой нум. 268-270) 19 .
После переселения чердаклинских татар, освободившиеся места заселили 97 иноземцев, в основном польского, украинского, белорусского происхождения, которые до этого несли военную службу в г. Симбирске.
Следует предположить, что новые места понравились служилым татарам, и по их примеру и, скорее всего с их помощью, продолжалось переселение новых людей. Таким образом, выходцы из Темниковского и Симбирского уездов, в количестве 25 человек, в середине 80-х годов основали деревню Уренбаш. Как сказано в документе “в ободу чердаклинских татар”, то есть в обход места проживания чердаклинских татар, выше по течению реки Урень, на ее притоке - речке Уренбаш, и назвали Уренбаш . Что означает в переводе с татарского - начало, головная часть, исток Уреня.
Во второй половине XVII века беглыми крестьянами основаны селения Бесовка, Грязнуха, Малыкла, Архангельское Городище. Так пишет краевед П. А. Преображенский в своей книге “Колонизация Самарского края”, выпущенной в 1923 г. в Самаре 20 .
В 80-е - 90-е годы XVII века на территории Чердаклинского района появляются деревни Кременки, Войкино, Богдашкино, Помряськино. До конца столетия они были небольшими, до 20 дворов каждая 21 .
В конце XVII века в поселениях русские и инородцы всегда жили отдельно. Значительная часть деревень имела однотипный состав населения с единой верой и обычаями. Переселялись в основном из Нижегородского, Казанского, Симбирского уездов. Однако встречались и из Владимирского, Ярославского, Можайского, Вяземского, Уфимского, Самарского, Юрьева Польского, Муромского и так далее. Документы утверждают, что он (крестьянин) с котомкою легко решается на переселение и свободно направляется для колонизации в отдаленные края, если только при этом находится с ним его семья, соседи или сослуживцы.
О причинах переселения указывали, что они селились здесь “бить челом великому государю”, то есть нести государеву службу, иные инородцы несли на родине известные тяготы (служба, тягло, оброк), которые они передали своим родственникам, что там они служили без дач, то есть без земли, и она дана была им впервые в здешних местах. Третьи, сдав на родине свою землю или службу брату, пришел сюда, “снял полюбовно половину оброчной земли” у инородца здешней деревни, и поэтому проживает он здесь, то есть переселенцы на новом месте становились арендаторами-землепашцами по взаимной договоренности и согласию.
В первой половине XVII века в Левобережье к югу от Закамской черты, князья Иван и Юрий Трубецкие захватили земли по реке Утке. Их крестьяне основали деревни Зеленовку, Волостниковку. Служилые татары, выходцы из Казани, основали село Верхнюю Майну и деревню Богатскую.
В 1767 году “матушка” Екатерина II подарила братьям Орловым Самарскую Луку с 300 тыс. десятин земли, на которой располагались 36 сел и деревень с населением в 20 тыс. крепостных душ 22 .
К 1780 году уже существовали Старая, Малая, Новая Куликовки, Старый и Новый Салаван, Лабитово, Абдреево, Верхняя Якушка, все три Сантимира.
С начала XVIII века до 70-х - 80-х годов в Новомалыклинском районе возникают на арендованных землях Новый Письмирь, Новая Подбельская, Новая Боровка, Ивановка, Безымянный поселок госпожи Мосоловой 23 .
Бегство крестьян в Поволжье, начавшееся в XVII в., продолжалось и всё следующее столетие. Своеобразием освоения новых земель являлось то, что теперь, т.е. в XVIII в. основная масса переселенцев направлялась в глубь Заволжья, и по-прежнему, они оставались многонациональными. Русские крестьяне обустраивались на открытой местности, в низине, удобной для земледелия. Другие предпочитали своим занятиям охоту и рыболовство, пчеловодство и, соответственно, удобные для такого промысла места 24 .
В последней трети XVIII века по указу Правительствующего Сената от 21 июля 1764 года были измерены, описаны, положены на план земли в пригородах Тиинска и Ерыклинска, на каждый двор, полагая во дворе по четыре души, а на душу всех угодий по осьми, а на четыре по 32, да для размножающихся впредь по 28, итого по 60 десятин 25 .
О природе Заволжья в то далекое время можно судить по книге (1741-1811 гг.), немца по национальности, ставшего известным русским естествоиспытателем. Он писал, проезжая через Чердаклы из Симбирска в Мелекесс, 29 сентября 1768 года: “И так 29 числа сентября поехал я... промедлив напередь два дня по тому, что бурная погода препятствовала нам переправиться чрез Волгу.
От небольшой на ровном иловатом и мелким дубняком зарослом берегу, насупротив Симбирского построенной слободы Чердаклы (30 верст), Матюшкина (15 верст), Бряндино (15 верст), устремил я путь свой через плоскую дикими миндальными кустами и вишнями оброслую степь к реке Черемшану, к которой и приехал позади деревни Мелекесса. Сим именем называются две деревни Мелекесс мордовский (12 верст) и Мелекесс чувашский (10 верст)”.
Спустя почти сто лет после появления первых переселенцев вокруг озера Чердаклы, окружающая местность еще сохранила естественную нетронутую рукой человека красоту.
Во-вторых, от Симбирска до Чердаклов путешественник не указывает ни одного селения. Значит, все пространство от берега Волги до Чердаклов тогда еще было не заселено.
В-третьих, П. Паллас указывает дорогу из Симбирска до Мелекесса через вышеперечисленные деревни и просчитал расстояние между двумя точками, равное 82 верстам.
Далее П.С. Паллас пишет, во всей стране Черемшана находятся изрядные черноземные пашни, так же в ней довольно березняку на дрова, и вообще, она населена хорошо. Большую часть здешних жителей составляют татары, мордвинцы, а наипаче чувашане, кои здесь живут гораздо многолюднее, нежели на правом берегу Волги и по большей части обращены в христианскую веру 26 .
17 октября 1768 г. Паллас прибыл в Ставрополь. По дороге до самого Ставрополя много Российских, а еще больше мордовских деревень, большую часть Ставропольской провинции населяют калмыки, принявшие христианскую веру 27 .
Академик И. И. Лепёхин 26 августа 1768 года переправившись через Волгу проехал через Чердаклы, Бряндино, Мелекесс, Якушку, Малыклу и прибыл в Ставрополь. Он отмечал, что калмыки на зимовье избирают по большей части места в перелесках и тут для скота заготавливают свои калды. Сколько сии их калды пагубны для лесу, в котором хотя ещё и нет большого недостатка у живущих по берегам рек Черемшана и Сока; однако же, которые поселены близ Волги между сими реками, уже нарочитой недостаток чувствуют... Такой лесу вред они повторяют ежегодно: ибо при наступлении весны разлившаяся Волга понимает (так в тексте, а скорее всего “поднимает” - прим. А. А.) их зимовья и с собой уносит 28 .
Люди познавали землю веками. Изучая природу, приспосабливая ее к своим нуждам и потребностям, человек многое из своих знаний запечатлел в названиях местности своего обитания. Один из отечественных ученых утверждал, что название есть язык земли, а земля есть книга, где история человечества запечатлена в географических названиях.
Многие названия населенных мест носят имена своих первых поселенцев, например, Богдашка - Богдашкино, Помряська - Помряськино, Артюшка - Артюшкино и т.д.
Известный исследователь истории освоения Среднего Поволжья В.А. Никонов и топонимист нашей области В.Ф. Барашков утверждали, что многие переселенцы, приходя на новое место, часто приносили с собой названия родных сел, деревень, близлежащих речек 29 .
С конца XVII века в связи со строительством церквей деревни превращаются в села и населенные пункты параллельно с основными получают “вторые”, - религиозно-культовые, - названия по находящимся там церквям. От церкви Покрова Пресвятой богородицы село Чердаклы получило название Покровское. Многие населенные пункты в то время имели двойные названия. Например, с. Тургенево - Богоявленское, с. Коровино - Рождественское, с. Репьевка - Архангельское, с. Озерки - Архангельское.
Двойные названия сохранялись очень длительное время, вплоть до начала нашего столетия. Только в Советский период исчезли из названий населенных пунктов синонимы, олицетворяющие различные религиозные даты и события.
Таким образом, к концу XVIII века заканчивается второй период в освоении Заволжья. Увеличение численности населения, появление новых поселений в Поволжье и целом по стране обусловили необходимость нового административно-территориального устройства. Указом Екатерины II от 15 сентября 1780 года Симбирский уезд становится наместничеством (провинцией). После проведения административной реформы были утверждены 3 научные экспедиции для описания составных частей Российского государства. Симбирское наместничество вошло во вторую экспедицию, которую возглавил надворный советник Тимофей Масленицкий.
Его труд под своеобразным названием “Топографическое описание Симбирского наместничества вообще и порознь городов и уездов и обитающих в них инородцев...” завершается в 1785 году.
Симбирское Заволжье было тогда представлено двумя уездами: Ставропольским и Самарским. Первый образовался после завершения строительства Новой Закамской Засечной черты и объединял земли вокруг города-крепости. Первое упоминание о Самарском уезде относится к 1630-м годам 30 . В 1646-1647-х гг. была проведена первая перепись населения уезда. Однако из-за отсутствия значительного количества оседлого населения границы уезда были весьма условны 31 .
Симбирское Заволжье занимало территорию по восточному волжскому побережью протяженностью с запада на восток с учетом Самарской луки от 90 до 160 верст, с севера на юг - до 290 верст. Здесь имелись два города, как уездные центры: в Ставрополе было 494 деревянных дома, в которых проживало 2241 человек, в Самаре соответственно - 634 и 2774.
Сельское население, численностью 117237 человек сосредоточилось в 256 населенных пунктах, из них 84 являлись селами и центрами церковных приходов, в которых штатными священнослужителями работали 497, заштатными - 251 человек.
С образованием Симбирского наместничества заканчивается второй период освоения Заволжья.

5 Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, 1962 - С 43
6 Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном Ульяновск, 1992 - С. 20.
7 Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882. - С. 253-254;
8 Симбирский сборник. Симбирск, т. II, 1870. - С. 5-6.
9 Степанов Р. Н. Писцовые книги Казанского уезда 1602-1603 годов. Казань, 1978.-С. 9.
10 Нестеров В. А. Нерусские помещики и их крестьяне в Среднем Поволжье (Вторая половина XVI - XVII в.). В кн.: “Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья"* (XVII - начало XX). Саранск. 1979,- С. 25.
11 Газета Новомалыклинского района Ульяновской области "Звезда", 2000, 11 февраля
12 Газета Чердаклинского района Ульяновской области "Приволжская правда" , 1980, 10 апреля
13 Преображенский П. А. Колонизация Самарского края. Самара, 1923 - С. 24., Перетякович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882. - С./8Э.
14 Преображенский П. А. Колонизация Самарского края. Самара 1923,- С. 24.
15 Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном. Ульяновск, 1992 - с.21
16 Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном. Ульяновск, 1992 - с.33
17 Государственный архив Самарской области, далее сокращенно ГАСО, ф 43, оп. 11, д. 274, лл. 40-45.
18 Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882, с. 294
19 Государственный архив древних актов, ф. 1209, Оп.1, Д. 6446, лл. 960-961, л. 1188.
20 Преображенский П. А. Колонизация Самарского края. Самара, 1923. - С. 24; с. 32.
21 Претяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882, с. 287; с. 293; с. 295.
22 Наякшин К. Я. Очерки по истории Куйбышевской области Куйбышев, 1962 - С. 43
23 Газета Новомалыклинского района Ульяновской области “Звезда”, 1966, 13 февраля
24 История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XVI - первая половина XIX века. М. : Наука, 2000. - С. 94.
25 Полное собрание законов Российской империи, далее ПСЗ. 1830, т. ХУШ. - С. 417-418.
26 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб, 1809. Часть I - С. 146.
27 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб, 1809. Часть I -С. 175.
28 Лепехин И И Записки путешествия Часть I, т.111 Путешествие от Симбирска до Табынска. 1821. - С. 257.
29 Барашков В Ф Топонимия Ульяновской области. Ульяновск, 1974. - С. 14; С.19, Барашков В. Ф., Дубман Э, Л.., Смирнов Ю Н. Самарская топонимика. Изд. Самарского университета. 1996, - С.33-34
30 Смирнов Ю. Н., Дубман Э. Л. И др. Самарская Лука в XVI начале XX в. г.Самара, 1995 -С. 15.
31 Земля Самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Куйбышев. 1990. - С. 63.

А.А. Ахметов. Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII-XX веках .
УЛЬЯНОВСК. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕНЕЦ». 2004

Мордва - представители финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Финноязычные народы - первый этнический слой по времени формирования в Среднем Поволжье. Предки мордвы, древнемордовские племена, образовались в начале I века н.э. в междуречьи Оки и Волги на основе местного финоязычного населения. Одни из них на южных границах своего расселения долго контактировали с тюркоязычными племенами, другие, на северо-западе, с восточными славянами.

К середине XVI века у мордвы сложились этнические группы эрзи и мокши, каждая с особенностями в языке и культуре. В XVII - XVIII вв. в связи с русской колонизацией происходило постепенное движение мордвы в Заволжье на новые земли. С другой стороны, в юго-восточном направлении шло продвижение служилой мордвы, которые строила засечные линии и осваивала незаселённые земли.

К концу XIX века мордва расселилась на большой территории среди русских, чуваш и татар.

Наиболее компактно мордва проживает в Николаевском, Новомалыклинском, Павловском, Тереньгульском районах

История заселения края чувашами

Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Название народа - «чуваш», «чаваш» производят от булгарского племени сувар, суваз. Чувашский этнос формировался с конца 1-ого тысячелетия в лесостепных районах Правобережья и Волги. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали этническую группу чувашей - верьялов (верховые), живущих ныне в северо - западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). В материальной культуре имели сходство с культурой поволжских татар. Низовые чуваши занимали землю между рек Цивиль и Свияга, верховые - преимущественно лесистую местность междуречья Цивиль и Сура. На территории Ульяновской области живут преимущественно потомки низовых чувашей-анатри. Они являются потомками переселившихся с чувашского края, в XVI - XIX вв. крестьян.

В нашей области они преимущественно проживают в Цильнинском, Майнском, Новомалыклинском, Мелекесском, Ульяновском, Тереньгульском, Сенгилеевском районах

История заселения края татарами

Происхождение татар является сложным и спорным. Ряд учёных считает, что в этнической основе, в частности, поволжских татар имеются различные компоненты: древние тюркские, пришедшие из азиатских степей в 1 тыс. н.э., булгарские, кипчакские и другие. Непосредственными же предками татар являются булгары. Этноним «татары» впервые появилось в VI в. cреди монгольских племён, обитавших к юго-востоку от озера Байкал.

В XIII -XIV вв. после монголо-татарского нашествия это наименование было распространено на некоторые тюркские народы, входившие в состав Золотой Орды.

В XV - XVI вв., в период существования татарских феодальных княжеств, на территории Поволжья происходило формирование отдельных групп татар: казанских, татар-мишарей, астраханских. На территории Ульяновской области проживают преимущественно потомки татар-мишарей. Массовое расселение мишарей в Симбирском крае начинается с XVI в. В 1578г. Московское правительство строит засечную линию: Темников - Арзамас - Алатырь. Для ведения службы и на постоянное жительство вдоль этой линии переводятся мишари Темниковского уезда Нижегородской губернии.

В начале XVII в. Служилые татары получают земли в Курмышском уезде Симбирской губернии, а при строительстве Карсунско - Симбирской оборонительной черты часть татар Курмышского уезда переводится в г.Карсун. В середине XVII в. в исторических документах служилые татары упоминаются в Симбирском уезде. П.редполагается, что мишарские селения Большая Цильна, Старое Шаймурзино и другие были основаны во второй половине 17 столетия. (П.Мартынов. Селения Симбирского уезда. (Симбирск, 1903, с.121)

В начале XVIII в. татары заселяют земли по реке Терешка, в том числе и территории Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне южные районы Ульяновской области). Только в 1718-1786 гг. на землях Хвалынского уезда возникло 11 мишарских селений. Из правобережных районов Симбирского края татары переводились на вновь строящиеся засечные полосы Заволжья.

Таким образом, основная волна расселения татар в Симбирском крае шла из районов Темниковского уезда по линии: Темников - Арзамас - Алатырь - Курмыш - Симбирск - Карсун; вторая, более поздняя, была направлена на юг и юго-восток в сегодняшние южные и заволжские районы Ульяновского края.

Большая доля татар в настоящее время проживает в Старокулаткинском, Новомалыклинском, Николаевском, Базаросызганском, Чердаклинском, Павловском, Мелекесском, Цильнинском районах

История заселения края русскими

Русские - представители славянской группы индоевропейской семьи. Первые появления их на территории современной Ульяновской области относятся к X - XII вв. Не теряли русские связей с этим краем и в период господства золотоордынских ханов.

С присоединением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств к Русскому государству московское правительство начинает активное заселение Среднего Поволжья, в том числе и Симбирского. Заселение симбирской полосы Поволжья происходило не одновременно, причём переселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Первоначально продвижение осуществлялось правительством по Волге, Суре и проявлялось в строительстве укреплённых пунктов, оборонительных черт (Арзамасско-Алатырской, от Волги на городище Промзино, Карсунско - Симбирской, Закамской, Сызранско - Пензенской и др.) Массовое заселение края происходило «ступенчато», путём перемещения населения из смежных, только что освоенных районов.

Ранее всего (в первой половине XVII в.) оказались заселёнными крайние северо - западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие «служилые люди» московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

Проживают русские по всей территории области, но наиболее компактно - в Ульяновском, Тереньгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске и Димитровграде

К XVII в. территория Симбирской губернии была освоена мордвой, татарами, чувашами, русскими. В середине XIX - XX вв. на территорию области переселяются немцы, латыши, эстонцы, украинцы.

История заселения края немцами, латышами, эстонцами, украинцами

«Немцы»- название, дано русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен», а жителей Германии - «германцами». По отношению ко всем остальным народам России - они «немцы», а по отношению к немцам Германии «российские немцы». На территории Симбирского - Ульяновского Поволжья немцы появились в середине XIX в. (в XVI в. произошёл раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII -XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки, Европы, в том числе и в Россию). Это были в основном ремесленники, чиновники и другие служащие лица. На 1896 г. в Симбирской губернии немцев насчитывалось 1040 человек.

В 1941 году по указу И. Сталина немцы Поволжья и европейской части Советского Союза были депортированы в Сибирь, Казахстан и республики Средней Азии; на новом месте всё взрослое население было направлено в трудармию. В Ульяновской области согласно последней переписи населения проживало 2 963 немца. Это люди, возвращающиеся на места прежнего проживания. В 1990 году по инициативе областной организации «Видергебурт» облисполком принял решение об организации работы по расселению в нашей области немцев. В селе Богдашкино Чердаклинского района образован немецкий национальный совет. В трёх районах области - Вешкаймском, Карсунском и Чердаклинском созданы немецкие агрофирмы.

Латыши (латвеиши - само название восходит к имени латгалов) в Ульяновском Поволжье расселяются в 1870-1910 гг.: в 1870-х гг. из Ауцкого уезда Курляндской губернии, первоначально на земли Карсунского уезда, а затем, в 1880-х гг. основная часть переселяется на земли Сенгилеевского уезда. В 1875 г. у села Кивать Сенгилеевского уезда появился латышский хутор из 60 домов. Хутор получил название Чекалино-Латышский (с 1920 г.- посёлке Балтия, с 1945 г. - селе Красная Балтия). В 1909-1910 гг. из Курляндской губернии переселилось ещё несколько латышских семей на земли Никольской волости Сызранского уезда. На 2002 г. в Ульяновской области было зарегестрированно 233 латыша. Основная часть их сельского населения живёт сегодня в селе Красная Балтия Кузоватовского района

Первые эстонские поселения в нашей губернии появились сразу же после отмены крепостного права (70-80-е годы XIX в.) То были безземельные крестьяне, батраки. Своей земли в Эстонии мало. Дожди да ветры. Выращенного хлеба хватало месяца на три. Приехали они из Эстляндской провинции. Селились эстонцы маленькими деревнями, хуторами: Ломм (ныне Ломы), Широкий, Смородина, Светлое озеро, Гремячий Ключ, Никольский, Огибной, Лапшанка. Большинство хуторов располагалось неподалёку от Симбирска (ныне Ульяновский, Сенгилеевский, Теренгульский районы).

Больно ударила по маленькому народу коллективизация. Многих раскулачили, сослали в холодные края. А вскоре - репрессии. Потом - укрупнение. Маленькие процветающие эстонские колхозы вливались в огромные, но отстающие хозяйства. Труд обесценивался. И потянуло хуторян с насиженных мест. Сегодня о существовании многих хуторов говорят только названия. Основная часть эстонцев живёт в Ульяновском районе (посёлок Ломы, посёлок Широкий), а также компактные ареалы расселения в Ульяновском, Теренгульском, Вешкаймском районах. По статистическим данным на 2002 год здесь их 319 .

Украинские поселения на территории Ульяновского Поволжья возникают в конце XIX в. в верховьях реки Малая Терешка Сызранского уезда. Основателями их были переселенцы преимущественно из центральных и южных райнов Украины, что нашло отражение в названии населённых пунктов. Длительное проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего русских? повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени значительная часть украинцев обрусела, некоторые их поселения уже переписью 1979 года отмечены по преобладающей национальности как русские. Немало украинцев мигрировало в Самарскую область и на историческую родину. Однако, несмотря на большие изменения, происшедшие в жизни переселенцев, отдельные видоизменённые черты их традиционного быта прослеживаются ещё и сегодня. Расселены преимущественно в Ульяновском, Мелекесском, Новоспасском, Радищевском и других районах.

Что еще почитать