История святой матроны московской. Биография святой матроны московской



Главные дороги России – это не шестиполосные магистрали, где опознавательные знаки светятся неоновым светом. На главных дорогах России светятся совсем другие знаки – духовные, освещая ее путь из прошлого в будущее. Нет, ни случайно одна из самых почитаемых российских святых блаженная Матрона родилась близ Куликова поля, где 650 лет назад Дмитрий Донской прославился перед Богом и людьми, отвоевав у врага будущее России.

В Москве на Таганской улице, у стен Свято-Покровского женского монастыря всегда многолюдно. В жару и в снег, в дождь и в ненастье, выстаивая длинные очереди, люди идут поклониться святым мощам блаженной старицы Матроны, несут к ней свои беды, скорби и просьбы.

День 1 мая 1998 года был особенным. Честные останки праведницы были торжественно перенесены с Даниловского кладбища в Покровскую обитель. А через год случилось долгожданное: 2 мая, спустя 47 лет после своей кончины, Матрена Дмитриевна Никонова была прославлена в лики местночтимых святых. Москва обрела новую небесную покровительницу, а через 5 лет и вся Россия. В октябре 2004 года на Освященном Архиерейском Соборе святая блаженная Матрона Московская была причислена к лику общероссийских святых.

В Покровском соборе обители, перед ракой с мощами блаженной Матроны Московской согревает молящихся тихий свет неугасимой лампады. Свет, который проникая в самые потаенные уголки души человеческой, преображает ее, наполняя благодатными помыслами, укрепляя в вере, надежде, любви. И это, пожалуй, самое главное чудо, что совершается в каждой душе по молитвам святой праведницы, которая незримо обнимает всех и каждого, как самая любящая, самая заботливая мать. Даже в молчаливом обращении к ней, она нас слышит и видит, как видела своими святыми слепыми глазами при земной жизни.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 году в бедной христианской семье. Родилась в день памяти преподобной Матроны Константинопольской 22 ноября по новому стилю и при крещении была названа в ее честь. Родители девочки, Наталья и Дмитрий уже имели четверых детей – 2-х сыновей и 2 дочери, и пятый ребенок при тяжелой материальной нужде был большой обузой. Поэтому еще до рождения ребенка в семье, было принято решение отдать его в один из приютов, которые во множестве существовали в царской России за казенный счет или на средства благотворителей. Дети бедноты, которые там воспитывались, получали не только кров и пищу, но и научались грамоте и профессии. Но девочке была уготована другая судьба.

Перед родами ее матери приснился сон. Прилетела к ней белая птица с женским лицом и закрытыми глазами, и села на правую руку. Она была столь прекрасна и благоуханна, что женщина не хотела просыпаться, а открыв глаза, поняла, что суждено ей родить дитя не простое, а Богом избранное. И действительно, избранничество младенца было отмечено абсолютной слепотой. Под веками у нее совсем не было глаз. Мать отказалась от мысли о приюте. Свое дитя несчастное она решила растить сама в любви и жалости.

Изба Никоновых стояла недалеко от сельской церкви, в которой девочку крестили. Во время крещения священник опустили ее в купель. Над младенцем поднялся столб благоухающего дыма. «Чюдо!» - зашептали прихожане, а батюшка Василий сказал: «Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз. Она будет провидицей!».


В эту церковь на службы ее приносили родители, а потом она уже сама приходила, обретя здесь свой второй дом – духовный, где стяжала дар непрестанной молитвы. Потому-то и по сей день живет этот маленький храм, не стертый с лица земли, как тысячи других российских церквей, что святая вымолила его у Бога. И даже в самые жестокие богоборческие годы Матрона утешала односельчан, что храм ее никогда не разрушат.

Нам, живущим в век высоких технологий очень трудно представить быт бедной христианской семьи 19 века. В различных музеях мы видим лишь парадную сторону этого быта. А в избе Матроны многое было по-другому – холодный земляной пол; печь, которую топили соломой, а не дровами. На этой печи готовили скудный обед, в этой же печи мылись и на ней же спали. Пожалуй, только тряпичные куклы так похожи на те, в которые играли крестьянские дети. А Матрона в куклы не играла. Ночью, когда все уснут, она выползала из печи, снимала иконы, что висели в красном углу, гладила их, беседуя с ангелами и святыми.

И вот эта маленькая девочка, вступая в очень сложный и жесткий мир, а потом уже и жестокий, буквально с “младых ногтей” узнала, что такое людская злоба. Эту злобу выказали ее ровесники, дети, с которыми она так хотела играть и дружить как и все дети. Но они ее стегали крапивой, они над ней смеялись, заталкивали ее в яму и смотрели, как она слепая выбирается оттуда и как бредет домой. И конечно, она понимала, что она отвергнута, и конечно, она страдала. Когда другие дети играли и радовались, и смеялись, Матрона сидела дома или ходила в храм и разговарила с Богом.

Конечно ее считали просто калекой. Мать ее безумно жалела и говорила «несчастная ты моя», а Матрона восклицала: «Это я-то несчастная? Это вот братья мои несчастные». Она была поистине счастливым святым ребенком, на долю которого выпало уже тогда очень много испытаний.

Незрячая Матрона созерцала небесный духовный мир и духовное пространство России, и видела ее настоящее, прошлое и будущее. Ее детская, но уже окрепшая в молитвах душа безмерно страдала от неизбежности надвигающейся катастрофы. И девочка предсказывала, предупреждая, что будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях очень близко знавшая Матрону Зинаида Владимировна Жданова: «Матрешенька образно показывала, как будят делить землю, хватать с жадностью наделы. Лягут на землю, руки вперед, лишь бы захватить себе побольше. А потом все бросят и побегут кто куда. Земля никому не будет нужна».

Помещичья усадьба Яньковых, когда-то процветала в Себино. Матрона, которую в этой дворянской семье искренне полюбили за благонравие и благочестие, в канун революции пыталась спасти Яньковых, советуя все продать и уехать заграницу. Если бы помещик ее послушался, то спасся бы. В итоге он стал свидетелем разграбления своего имения, от чего преждевременно умер, а его дочь Лидию постигла участь скиталицы. Но это случится уже после революции.

Матрона часто бывала в гостеприимной усадьбе князей Борякинских. Молва о том, что слепая девочка обладает духовными дарами, что по ее молитвам люди исцеляются от недугов и получают утешение в скорбях, неизбежно должна была выйти за пределы христианского дома Никоновых и помещичьей усадьбы Яньковых. Так и случилось. К Матронушке стали ездить страждущие не только из окрестных сел и деревень, но и из других уездов и даже губерний. А сама Матрона покидала свой дом только чтобы пойти на церковную службу в храм или отправиться на богомолье по святым местам. В эти поломнические поездки всегда брала ее с собой добросердечная Лидия Янькова – дочь помещика.

В Троице-сергиевой лавре Матрона бывала часто. Слепая Матронушка не привлекала к себе внимания. Калеки и даже прокаженные стекались сюда со всей России. Но постепенно она здесь становилась своей и даже жила какое-то время в конце своих земных лет вблизи лавры у родственников, скрываясь от преследований НКВД. И именно Троицкие монахи провожали Матрону в последний путь, приехав из лавры в Москву в храм Ризоположения на ее отпевание.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» явилась Матроне во сне. Потом она точно указала, на какой странице старинной книги, что хранилась в церковной библиотеке, искать ее изображение, с которого следует написать чудотворный образ. Матроне открылось, что наступают времена, когда лишь только одной Божией матери будет под силу спасать погибающие и погибшие во тьме воин, революции и безбожия людские души. И наверняка она предчувствовала, что скоро понесет тяжкий крест молитвенной борьбы за каждого, за всех, за Россию. Матрона говорила: «Обдерут нашего царя-батюшку», а когда это случилось, горевала: «напрасно Николай отрекся от престола. Не надо было этого делать, пожалел народ, принудили».

И действительно, в начале века в стране началась смута. Изнурительная война предвещала еще более страшные события. В это время Матрона продолжала свою тихую молитвенную жизнь, возвращая из небытия пропавших без вести, исцеляя больных, соединяя любящих, даруя надежду на светлое будущее – рождение ребенка. Революционеры свое светлое будущее творили уже сейчас – убивали, грабили и разрушали. Революционеры покушались не только на частную собственность, как они утверждали, они покушались на души людей, вырывая из них память о прошлом, извращая нравственные понятия, уничтожая веру. Разорялись монастыри, взрывались храмы, расстреливалось духовенство. Заживо погребенные гибли в лагерях православные миряне. Красный террор поставил своей целью полностью уничтожить православие и верующих. Почти в каждом городе России был свой Бутовский полигон, где проходили массовые расстрелы священнослужителей. Все это видела своим духовным зрением Матрона и призывала: «Кайтесь и молитесь, и Бог не оставит вас». Против открытой своевольной бесовщины сама читала и других наставляла читать 90-й псалом Псалтири.

В родном селе Матроны ломался тысячелетний уклад. К этому времени она уже давно потеряла способность ходить. Но слепая и обезноженная молитвенница за людей только еще больше возрастала в своей духовной силе, приводила к покаянию, укрепляла в вере, совершала чудеса исцеления, и продолжает совершать их по сей день.

Безбожная идеология разделяла людей на два лагеря – в одном за колючей проволкой горела свеча веры, в другом утверждался циничный атеизм. Разделялись и семьи. Матрона и ее братья уже не могли делить родной кров. Братья Матроны были против того, чтобы к ней приезжали за помощью люди со всей России, а таких было немало. Партийные братья выгнали Матрону из села. В 1925 году началась скитальческая жизнь Матроны. Она перебралась в Москву, где почти 30 лет, до самой своей смерти, ютилась по разным углам и домам. И каждый раз туда, где она находила пристанище, стекались просящие помощи люди.


Если бы люди понимали, что ценность жизни состоит не в стяжании богатства, не в наживе, а в стяжании добродетелей, мир был бы иным. И наше будущее стало бы иным, о чем молилась Матрона Московская при жизни и молится после ухода от нас. 2 мая 1952 года закончился ее земной путь. Но она всегда рядом и все видит. Недаром на некоторых иконах святая изображена с открытыми глазами.

В России святая блаженная Матрона Московская — одна из самых чтимых святых нового времени. Очень много людей обращается за молитвенной помощью к святой, но далеко не все знают о ее земной жизни. А это очень важно — знать того святого, чьей помощи просишь и на чье покровительство надеешься.

Ниже, в кратком изложении, представлено житие (биография) Матроны Московской, а так же видео о ней. Приятного и полезного чтения!

Житие Матроны Московской в кратком изложении

Родилась будущая святая Матрона Московская, урожденная Матрона Димитриевна Никонова, в далеком ныне 1881 году, в селе Себино, что в Тульской области. Семья Матроны была бедной и благочестивой, зарабатывая на хлеб тяжелым крестьянским трудом. Детей в семье было четверо. Когда пришло время родится младшенькой — родители решили отдать ребенка в приют для необеспеченных детей (в то время богобоязненные люди и не помышляли об абортах). Но вот, ночью, роженица увидела вещий сон: белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами села на правую её руку. Приняв сон за вещий, женщина решила не отдавать ребенка, и после рождения Матроны (дитя родилась слепой) очень любила её.

Дом где родилась святая Матрона

Во время обряда крещения, когда священник опускал дитя в купель, все увидели и осязали столб благоухающего дыма над младенцем. Дитя было предъизбрано Господом для служения Ему. В Священном Писании говорится что такое бывает (и не раз было):

Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

Еще девочкой, Матрона проявляла свои дары от Бога. Однажды, она сказала родителям что умер священник который ее крестил, и это было так (о. Василий скончался тем вечером).

Матрона была не просто слепой — у нее совсем не было глаз. Глазницы же были плотно стянуты веками. Еще на теле Матроны (в районе грудной клетки) была выпуклость в форме креста. Будучи младенцем — Матронушка не брала материнского молока по средам и пятницам (спала много в такие дни). По ночам девочка, непостижимым образом снимая с полок иконы и ложа их на стол, играла с ними. С другими детьми у Матронушки отношения не складывались, они обижали ее. А с восьми лет у святой открылся дар предсказания и исцеления.

Девочка часто бывала с родителями в церкви, а как немного подросла — так ходила в храм на богослужения и одна. Когда родители не знали где их дочка Матронушка — они всегда шли в храм и находили ее там.

Святая блаженная Матрона Московская стала неожиданной кормилицей для всей семьи. К их дому постоянно шли люди — из родного села и из окрестных деревень. Девочка могла своей молитвой поднять лежачих и вымолить облегчение скорбящим. Люди, кому помогла святая, благодарили ее чем могли — привозили продукты и подарки ее родителям.

Был и еще один интересный случай. Матронушка с отцом остались в воскресный день молиться дома, а ее мать пошла в храм, и, во время Богослужения, все переживала о том, что муж ее не пошел с ней. А по возвращении она услышала от дочки такие слова: «Ты, мама, не была в храме, а отец мой был». А как же часто и мы с вами, братия и сестры, не бываем в храме стоя в нем?…

Благодаря одной благодетельнице — матушка Матрона немного путешествовала по святым местам России. Встречалась она и со святым праведным Иоанном Кронштадтским. По окончании богослужения Иоанн Кронштадтский попросил расступиться людей, проговорив:

Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России.

В семнадцать лет у святой отнялись ноги. Она знала о том что случится, но не избегала того, считая что так хочет Господь. Следующие пятьдесят лет своей жизни Матрона прожила «сидячей». Она сделала множество предсказаний о будущем страны, предсказывала судьбы и события в жизни очень многих людей. Очень многие могли бы спасти свои жизни и жизни родных во время смуты (послереволюционное время), если бы прислушались к советам провидицы.

Не имея зрения и даже глаз — святая блаженная Матрона многое знала. Она видела «внутренне» на расстоянии, она знала как выглядят дома и соборы далеко за границей, она знала как расположены иконы в разных храмах, в которых она никогда в своей жизни не бывала. Она даже знала названия улиц и номера домов в других странах, не имея возможности читать и будучи неграмотной.

Обо всех чудесах и историях не написать в этом кратком изложении жизни святой. Если я смог вас заинтересовать — вам стоит прочесть полное житие святой блаженной матушки Матроны Московской (его можно купить в любой свечной лавке или взять прочесть в библиотеке в нашей приходской школе). Ниже — предлагаю вам посмотреть документальный фильм о святой, из которого вы узнаете еще много всего интересного!

Видео фильм о Матроне Московской

Сень над ракой с мощями святой праведной блаженной Матроны Московской. Находится в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы города Москвы. 2003 г.

У святой Матроны люди часто просят помощи в исцелении болящих, в различных жилищных нуждах и семейных неурядицах, в самых различных скорбях. Перед смертью блаженная говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Небольшая история про Святую Матронушку...
Если выйти из Московского метро на станции «Марксистская» к торговому центру «Таганка», слева от вас будет немного странная, не типичная для суетливой Москвы картина: троллейбусная остановка, заполненная обладателями красивых букетов. Здесь почти каждый держит в руках цветы! Эти цветы - для Матронушки.

Так любовно называют православные св. Матрону Московскую. Две остановки на любом троллейбусе – и перед вами стены Покровского женского монастыря, где покоится прах столь почитаемой народом святой.
Она еще при жизни была любимицей народа, а сейчас, после прославления в лике святых в 1998г., монастырь едва справляется с человеческим потоком.
Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой. Перед смертью Матрона говорила:
«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

«Маленькая святая»

Так иногда называли ее у себя на родине, в селе Себино Тульской губернии. Маленькая – потому, что ростом она была очень мала, а святая – потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать события, видеть грехи человека «духовным зрением».
Обычного зрения у Матроны не было – с самого рождения она была слепой. А в возрасте семнадцати лет перестала ходить – отказали ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но никогда ни на что не жаловалась.
Родившись в 1881 году в большой крестьянской семье, в 1925 году Матрона навсегда переехала в Москву – чтобы не быть обузой для престарелых родителей - ведь прокормиться в те годы в деревне было очень сложно.
В Москве она не имела не только своего жилья, но даже прописки – кочевала от одних «добрых людей» к другим. И так – всю жизнь, до самой смерти в 1952 г.

«Москва – это святой город»

Говорила Матрона и очень любила Москву. Правда, ей приходилось очень часто переезжать, менять адреса – в те годы можно было легко получить уголовную статью за религиозность, за распространение «опиума для народа».
Несколько раз Матрона чудом избегала ареста: она всегда предчувствовала, что будет обыск или визит милиции и спешно перебиралась в другое место. Жила там, куда ее приглашали – сама ни к кому не навязывалась, не напрашивалась.
Дольше всего Матронушка прожила в Староконюшенном переулке, в семье своей односельчанки Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды – целых семь лет.
В старинном особняке (до революции муж Е. М. Ждановой был очень богат) она занимала комнату, в которой три угла сверху донизу были заняты иконами и лампадами - здесь она принимала людей, сидя на старом сундуке.

«С чем приходили к матушке люди?

Пишет в своих воспоминаниях З. Жданова. - С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства…
С житейскими нуждами и вопросами. Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации…
Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла.
Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания.
Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы.
Она учила не осуждать ближних. Говорила: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

Какой она запомнилась очевидцам?

«С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос»
(Из книги «Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской»). Она читала молитвы громко, внятно, и всегда подчеркивала, что помогает не она – помогает Бог.
Трудно представить, как жилось практически недвижимой женщине, не имеющей ни пенсии, ни другого дохода. Не имеющей своего угла, своих вещей. Однако Матронушка при этом еще и другим помогала…

Помощь Матронушки

Получили очень многие люди. Каждый день она принимала около сорока человек, среди которых были и тяжелобольные, и те, от кого отказывалась официальная медицина.
Сотни случаев исцелений описаны в житии матушки. Она помогала найти работу, помириться с близкими, забеременеть, выйти замуж. Люди не только исцелялись по ее молитвам, но и получали духовную поддержку.
В этом было предназначение святой. Маленькая, слепая, убогая женщина, которая не могла самостоятельно даже передвигаться, была очень сильна духом. Многих людей она привела к Православию, помогла обрести душевный покой.
Описан такой случай: в 1946 году к Матронушке пришла женщина, которая занимала очень высокое положение и была атеисткой. Муж ее погиб на фронте, единственный сын сошел с ума. Она возила сына в Европу, у нее был доступ к лучшим врачам, но результата не было – сын продолжал находиться в полном душевном расстройстве.
«Я пришла к вам от отчаяния, - сказала она, - мне идти некуда». Матушка помолилась, дала несчастной матери пузыречек святой воды и велела ехать «в Кащенко» и сбрызнуть сына этой водой.
«Через некоторое время, - вспоминает З. Жданова, - мы с братом стали свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях благодарила матушку и сообщила, что ее сын теперь здоров».

Подобные истории

Вы можете услышать сами, если захотите побывать «у Матронушки». В огромной очереди, которая ведет к ее святым мощам, обязательно есть те, которым она уже помогла.
До официального прославления и перенесения мощей в Покровский монастырь желающие приходили на могилку матушки на Даниловском кладбище – с теми же просьбами, мольбами…
Сама она предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет людей ходить, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет…
Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Полное имя святой — Матрона Димитриевна Никонова. Село Себино расположено в 20 км от знаменитого Куликова поля. Родители святой - крестьяне Димитрий и Наталия. Они были простыми крестьянами, жили бедно, имели четверых детей. Блаженная Матрона была самой младшей. Родители были уже немолоды и учитывая ту нужду, в которой они находились, еще до рождения последнего ребенка, родители решили отдать ее в приют, где необеспеченные дети воспитывались за казенный счет.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Матрона явилась Наталии в образе белой птицы, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Женщина приняла сон за знамение и отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Матрона родилась блаженной, у нее не было глаз. Однако, как вспоминают очевидцы, мать любила свое несчастное дите от этого не меньше.

Блаженная Матроны была названа в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 ноября. Во время крещения, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма, что было принято как знак богоизбранности ребенка. Вот то рассказывает сам священник, отец Василий: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Так же он добавил что праведная Матрона потом встанет на его место и даже предскажет его кончину. Впоследствии так и получилось: однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Перепуганные родители побежали к дому священника. Оказалось что он, действительно, только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности Матроны – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Подруга матери святой Матроны позже рассказывала, что, когда девочка была еще младенцем, Наталия жаловалась что девочка не берет грудь в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, и разбудить ее невозможно.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Будучи маленькой, Матрона каким-то непостижимым образом по ночам, пока родители спали, находила иконы, снимала их с полки и в тишине играла с ними.

Жизнь блаженной Матронушки не была легкой. Над ней часто издевалась детвора: они стегали ее крапивой, понимая что она их не увидит и не узнает кто ее обижал. Неоднократно сажали ее в яму, наблюдая как она будет выбираться оттуда. Поэтому Матрона перестала общаться с детьми и все чаще ее можно было застать в храме. У нее было любимое место – слева за входной дверью, где она неподвижно стояла во время службы. Она знала все песнопения наизусть и подпевала певчим.
В 7-8 лет у праведной Матронушки открылся дар предсказаний и исцеления больных. Жизнь Матроны начала меняться. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Своей молитвой Матронушка могла исцелять от болезней и утешать пребывающих в скорби. В дом к блаженной Матронушке стали ходить и ездить посетители. Сюда везли больных из окрестных сел и даже губерний. В знак благодарности люди оставляли праведной Матронушке продукты и подарки. Так, вместо того чтобы стать обузой для семьи, Матрона стала главной кормилицей.

Был в житие Матроны случай, когда ее мать увидела как дочь сидит на завалинке, несмотря на холод. Мать ее позвала в избу, чтобы ты не мерзла. На что Матрона ответила: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевала: «Там нет никого». А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»
Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел.

Жизнь Матроны была наполнена и путешествиями. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече святой Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение праведной Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

В 17 лет жизнь Матроны усложнилась, у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину своей болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого - такова была воля Божия», — говорила Матрона.
С тех пор до конца своей жизни матушка была «сидячей». И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла по жизни этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте святая Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его - скитаний.
Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню».
«Что ты задумала делать, то не сбудется», - отвечает матушка. Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда все у меня есть - и деньги, и материалы?» Так ничего с постройкой колокольни и не вышло.

Удивляло людей и то, что святая имела обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» - она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Но есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект “Министерство военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была - защититься и работать. Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь проект получился, отлично выглядит - защищайтесь!”»

Были поистине удивительные случае в житие Матроны. Праведной передали что в ее помощи нуждается мужчина, живший в 4 км от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти 4 км, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.
Однажды к матушке на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой - воду, третьей - красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там - мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть?» - «Матронушка, ну как же есть-то его?» - «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям». Женщина говорит: «Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда». - «А Бог то знает, что ты молоко от мыша продавала!»

Помощь, которую подавала святая Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

Матрона читала молитвы над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной в своей земной жизни праведная Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» «Боюсь».


2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? - взволнованно спросил он.- Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.) Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.

Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Люди так и поступают сегодня, обращаясь к блаженной Матроне с просьбами об исцелении от болезней, встрече с суженым, материнстве, избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, помощи в решении материальных проблем, в учебе или работе, избавлении от страданий.

Призывая в помощники святую Матрону, помните, что прежде всего нужно обращаться в молитвах к Спасителю и Пресвятой Богородице. Просите Матронушку помолиться за вас перед Господом и помочь вам.

К святой Матроне можно обратиться в храме, в который вы обычно ходите, или дома, или в любом другом месте: важна не обстановка, а твердая вера в Бога и молитва, совершенная с открытым сердцем. Обычно православные просят святых угодников о помощи, осеняя себя крестным знамением и прикладываясь губами к иконе. Но если перед вами нет образа Матроны Московской, мысленно представьте его себе, закрыв глаза, и почувствуйте связь с ней.

В православных молитвословах вы найдете акафист и молитву святой Матроне, с которой к ней обращаются с просьбой о помощи или благодарностью. Ее можно выучить наизусть или читать по книге. Если вы не знаете или не помните молитв, можно говорить от себя теми словами, которые идут из глубины души и сердца.
Более того, если вам требуется помощь святой Матроны и ее заступничество перед Господом, вы можете обратится к ней посредством письма. Отправьте его на почтовый адрес монастыря: 109147, г.Москва, ул. Таганская, 58, Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г.Москвы, настоятельнице игумении Феофании (Мискиной). Можно также обратиться к Матроне с помощью электронной почты на адрес: [email protected]. Служители монастыря возложат ваши просьбы к мощам святой блаженной старицы.

Верьте, просите святую Матрону всем сердцем, но обязательно добавляйте: «Если на то воля Божья», поскольку только ему ведомо, что каждому из нас нужно для счастья.

Елицы

Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами?

«Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году.

Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны?

Нежеланный ребенок

В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

Матрона родилась в 1885 (по другим данным — в 1881) году. Незадолго до появления дочери на свет Наталье Никоновой приснился сон: ей на плечо садится белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина, вспомнив этот сон, сочла его за знак и передумала отдавать дитя. И тем больше утвердилась во мнении, что сон не пустой, когда увидела новорожденную дочь: девочка появилась на свет с пороком развития, анофтальмией: глазные яблоки отсутствовали или были крайне недоразвиты, веки — сомкнуты.

В жизни многое причудливо переплетено, и стоит упомянуть о приюте, который чуть не стал будущей блаженной домом. Этот приют организовали граф Юрий Александрович Олсуфьев и его жена, Софья Владимировна. Богобоязненный и деятельный человек, чьим духовником был оптинский старец Анатолий (Потапов), Юрий Александрович руководил и строительством храма-памятника в честь Сергия Радонежского тут же, на Куликовом поле, а в годы советской власти спасал от разграбления Троице-Сергиеву лавру. В 1938 году его жизнь оборвалась на расстрельном Бутовском полигоне, а жена Юрия Александровича, Софья Владимировна, скончалась пятью годами позднее в заключении, в Свияжском монастыре…

Первые чудеса

В Москве есть несколько мест, связанных с блаженной Матроной. Самое известное - Покровский монастырь, где находятся мощи святой, но есть и другие места, связанные с ее именем - где жила Матрона Московская, где ее отпевали.

С ужасами советской власти Матрона столк-нется позже, а сейчас она простая маленькая слепая девочка. Только во время совершения над ней таинства Крещения стало ясно, что все-таки — не простая. Вот как это вспоминал староста церкви Успения, где крестили будущую блаженную, Павел Иванович Прохоров: «За два дня до крестин в церковную сторожку заходил священник о. Василий из деревни Борятино, что в 5 км от села Себино. Это было накануне какого-то праздника. Этот-то священник и крестил Матрюшеньку. Когда во время крещения священник окунул ее в купель, из купели до потолка поднялся столб или пара, или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Священник был крайне удивлен, сказав при этом: “Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят“».

Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная! Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь.

Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей.

Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками».

Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым. Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь.

Родственница Никоновых рассказала и такой случай: «Однажды Матрюшенька говорит: “Мама, сходи к батюшке, у него в архиве на таком-то ряду, от низу четвертый, лежит книга, а в ней изображена икона Царицы Небесной «Взыскание погибших». У нас в храме нет такой иконы. Сходи и скажи батюшке, чтобы он ее принес”. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания.

Был и такой случай. Однажды отец Матроны, Дмитрий Никонов, не захотел идти в храм вмес-те с женой, и она пошла одна. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Когда она вернулась, Матрюша сказала: “Отец был в храме, а тебя там не было”. — “Как это? Откуда же я только сейчас вернулась?” А девочка говорила о внимательной молитве, а не о фактичес-ком присутствии в стенах церкви».

Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить.

Первое путешествие и переезд в Москву

В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…».

А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами.

Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей.
Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать.

Как ребенок…

Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь?

Есть один рассказ, который может это передать.

Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Удавлюсь!» — «Эх, дурак ты, дурак! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. «Да как поможет, если сама сидит на койке где-то в Москве, слепая от рождения?»

Но все-таки попросили…

До Москвы добирались 10 дней и везде находили ночлег, хотя кому интересно в лихое время пускать домой чужих, да еще без документов, да еще с коровой на привязи. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется. Пришедшие и рта не успели открыть, а она им:

— Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят.
А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает.
— Как так вышло, Ваня, что сестра, которая тебя моложе, обозвала тебя дураком? Ай-яй-яй! — И продолжала, пока бедный Ваня замер с открытым от удивления ртом: — Паспорт можно выправить за десять рублей… «Удавлюсь! Удавлюсь!» — уже по-доброму передразнивает парня. — Больше таких глупостей не говори! — И погрозила маленьким пальчиком.

Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась.

Страшные годы

Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году.

Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. «Надо владеть собой, терпеть»; «Господь сам все управит!»; «Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».

И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал.
Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах. По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами.

Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь», — бесхитростно ответила блаженная. И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Отпевал ее в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице священник Николай Голубцов. 4 мая, на день Жен Мироносиц, при большом стечении народа блаженная была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из не-многих действовавших тогда храмов.

1 мая 1998 года, по благословению Патриарха Алексия II, честные останки старицы были перенесены в Покровский ставропигиальный женский монастырь на Таганской улице, где они находятся и по сей день. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный (помимо 2 мая) день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта (по н. ст.).

«Бабьи басни»

К сожалению, в сложившемся почитании блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью противоречащие православному мировоззрению.

Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.

«Книга Ждановой содержит слишком много оскорбительных для христианского слуха высказываний, которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги?

Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею…

Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». И в частности, в этом тексте можно найти следующие слова: «Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель“ входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты (об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни). Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много таких примеров <…> Матрона читала молитву над водой <…> Содержание этих молитв мы не знаем, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает <…> вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей».

Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска, перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей ведовской «дар» не приняли ни дочь, ни внучка — а, не передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу и совершали другие действия, чтобы душа несчастной старухи могла освободиться от тела. Такие истории — казалось бы, в атеистическое время — были почти обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали в советские города. В сознании непросвещенных людей до сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник Рождества Христова, «Битва экстрасенсов» и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы и гороскопы — все это так!

Поэтому некоторые почти оккультные моменты, которые можно найти в первом «житии» Матроны, до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей.

Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Даже если священник случайно прольет Причастие на пол, богослужение останавливается, и это место в полу выжигается огнем или вырубается — настолько серьезно Церковь относится к пре-творенным в Тело и Кровь Господни хлебу и вину. Когда оптинского старца Иосифа (Литовкина) спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Ждановой.

Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери».
Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Оптинский старец Макарий писал о подобном: «Из одного этого, что странник говорит вам <…>, что “весь град его молитвами держится”, нельзя поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы святые или праведные сами о себе так проповедовали, а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными, а благодать Божия действовала чрез них».

Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Будто накануне блокады Ленинграда солдаты пытались вскрыть гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, за что он, восстав, грозил «утопить в крови и уморить голодом» Петербург… «Рассказ об “утоплении в крови”, — пишет церковный историк Андрей Зайцев, — полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в новозаветный канон). Например, в “Евангелии детства Христа” есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним». Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». Если такова осторожность даже к словам самих святых, то тем более — к словам о них других людей…

Очередь

Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал некоторых верующих (или называющих себя таковыми) в том, что они стремятся больше к чудесам, колдунам и исцелениям с помощью «водички», «землички», чем к Причастию и молитве… И современные священники с болью говорят: «На Крещение, на “медовый“ Спас, в Вербное воскресенье — храм битком, яблоку негде упасть. Люди толкаются, спешат освятить мёд, яблоки, вербы, набрать побольше святой воды <…>, тогда как Христос предлагает каждый день на литургии нечто несоизмеримо большее — Самого Себя. А нам подавай мёд и водичку!…»

Потому бывает, что человеку, подкованному в вопросах церковного учения, и нелегко дается очередь в Покровском монастыре, где столько разговоров можно услышать и о том, с какой ноги правильно к мощам блаженной подступать, и о снятии сглаза при помощи иконы, и еще много «удивительных» вещей.
Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?

«Ледяной дождь, пронизывающий ветер, очередь людей огибает храм… Я одета в легкие демисезонные туфли, на плечах плащик. И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут я понимаю, все… больше не могу. “Господи, смилостивись, дай сил!“ Еще час прошел, холод сковал диафрагму, чувство, что легкие перестают дышать. Звоню родной сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но молчит. Она понимает, это ради мамы… ради мамочки…» Это рассказ Елены Александровой (Елена Александрова. Мама и матушка. — Сайт ), одной из женщин в очереди, одной из тысяч. И здоровье мамы, кстати, пошло на поправку…

Какими словами можно было бы описать трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может, этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28)

Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет?

Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки.

Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала игумена Дамаскина (Орловского), а также священников, лично знавших З. В. Жданову

Что еще почитать