Исторические эпохи и их хронологические границы. Основные периоды развития мирового искусства

В зависимости от точки зрения на объект исследования и происходящие процессы, исторические эпохи по порядку могут располагаться совсем не в той последовательности, к которой привыкли обыватели. Мало того, даже нулевую точку отсчёта, можно поставить в совсем необычном месте.

Начало отсчёта

Что такое «История»? История, это то, что записано. Если какое-либо событие не записано, а передаётся устно, то это предание. Соответственно, разумно будет предположить, что исторические эпохи, касаются только того периода существования человеческой цивилизации, когда уже была изобретена письменность. Это один из важных факторов, которые отделяют исторические эпохи, от геологических.

Следуя этим рассуждениям, начало отсчёта исторических эпох, будет стартовать от момента изобретения письменности. Но при этом традиция письменности не должна прерываться.

В частности, есть образцы письменности, которые датируются возрастом 8 и 7,5 тысяч лет. Но они не получили продолжения, а были всего лишь локальными проявлениями мощи человеческого интеллекта. И эти письмена до сих пор не расшифрованы.

Первые записи расшифрованные к настоящему времени, появились в Египте, приблизительно 5,5 тысяч лет назад. Это глиняные таблички, которые находились в захоронениях. На них были записаны имена умерших.

Эта письменность уже не прерывалась во времени.

Вот с этого момента, и начинается порядок отсчёта исторических эпох.

Исторические эпохи в хронологическом порядке

В каждом обособленном регионе Земли, письменность появлялась в свой исторический период. Мы будет анализировать наиболее близкую к нам культуру – европейскую. А её истоки, через Критскую цивилизацию, восходят к Древнему Египту.

Обратите внимание, что рассматривая Древний Египет как прародину европейской культуры, мы обособляемся от географических ориентиров. Согласно «Теории Цивилизаций» проф. А. Д. Тойнби, эти структуры обладают способностью развиваться, давать жизнь другим цивилизациям, в некоторых случаях угасать или перерождаться в иные культуры.

А значит, началом хронологии исторических эпох будет середина энеолита.

1. Древний мир, общей продолжительностью приблизительно 3000 лет, в том числе:

· Медный век, закончившийся приблизительно 3700 лет назад.

· Бронзовый век. Закончился 3100 лет назад.

· Железный век. Длился до 340 г. до нашей эры.

· Античность. С падением Рима в 476 году, завершилась эпоха Древнего мира.

2. Средневековье. Продолжалось приблизительно до 1500 года (длительность ≈1000 лет). Начало конца эпохи Средневековья было ознаменовано:

· Массовым переселением образованной части населения из Византии в Европу.

· Падение Царьграда в 1453 году.

· Возникновение Ренессанса. Пожалуй именно этот фактор, явился фундаментом, на котором сформировалась современная капиталистическая цивилизация, с её пороками.

3. Новое время. Эта эпоха продолжалась около 400 лет, и окончилась в конце 1917 года Октябрьской Социалистической революцией. За это время, культурно-нравственное состояние общества претерпело невероятные метаморфозы.

Если в начале Нового времени в центре мировоззрения обычного человека был Бог, который сотворил человека, весь мир, и вообще, являлся мерилом всех вещей. То пройдя эпоху

· Возрождения, трудами Фомы Аквинского, богословие стали воспринимать как обычную научную дисциплину, не привязанную к Богу. Затем, поборник Рационализма Декарт, провозгласил постулат: «Мыслю – следовательно существую». И в финале Г. Чербери сделал вывод, что христианство, это обычное философское учение. Тем самым было положено начало Деизму. Затем последовала

Каплю масла в огонь переформатирования сознания добавил Вольтер, который утверждал, что не Бог создал человека, а человек придумал бога. Это положило начало шизоидному расколу в умах целой цивилизации. Ведь по воскресеньям все ходили в церковь, и там признавались, что они грешные и недостойные. Но в остальные дни, они были равны богу.

И хотя теперь мерилом всех вещей стали считать человека, но люди стали ощущать нехватку духовно-мистической компоненты в своей жизни. И на пороге появилась

· Эпоха Романтизма. Разум был подвинут на обочину, а главенствовать стали чувства и эмоции, которые подменили духовность. Отсюда неудержимость, стремление к риску. Почти легализовались дуэли. Сформировался образ «благородного дикаря».

Окончил этот период Феербах, с постулатом: «Чувства ничто, главное вкусно и сытно кушать». А затем настал черёд раскрепощения женщин. А они меж тем, онтологически являются хранителями традиционных ценностей.

4. Новейшее время. Этот период продолжается до сих пор, без малого сто лет.

Любопытные закономерности

Согласно расчётам видных учёных, за время каждой из вышеописанных эпох, на планете успело прожить ≈ 10 млрд. человек. Но феномен сжатия исторического времени, с каждой эпохой уменьшал её продолжительность в 2,5-3 раза.

Есть предположения, что для перехода человечества в новую формацию, должен накопиться определённый багаж знаний и технологических инноваций, которые в свою очередь приводят к качественному скачку.

Проф. С. Капица, вывел формулу роста населения для всей планеты: N(t)=200 млрд /(2025-t). Где N– количество населения в данный момент времени, а t– данное время. Две константы: 2025 год и 200 млрд. человек, были получены несколькими учёными независимо друг от друга.

Эта формула, позволяет построить такой график прироста населения на Земле:

И он совпадает со сведениями о численности населения, которые с той или иной точность предоставляют историки.

Согласно данной концепции, С. Капица утверждал, что приблизительно в 2025 году, должен наступить некий фазовый переход в развитии человеческой цивилизации, который будет сопровождаться глобальными изменениями во всех сферах жизни.

Краткие сведения о направлениях и эпохах в живописи

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

МАНЬЕРИЗМ

Направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

БАРОККО

Cтиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

КЛАССИЦИЗМ

Стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

РОКОКО

Cтилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

НЕОКЛАССИЦИЗМ

Общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд - противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека.

РОМАНТИЗМ

Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

ПЕРЕДВИЖНИКИ

Художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой).

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Общее название течений в живописи кон. 19 - нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».

РЕАЛИЗМ

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

МОДЕРНИЗМ

Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически - порой сквозь апокалиптические видения - моделирующего завтрашний день.Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые - пересекают ее.

СИМВОЛИЗМ

Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.

АВАНГАРДИЗМ

Cовокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, - при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники - из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

КУБИЗМ

Авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

ДАДАИЗМ

Авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Выразился в отдельных скандальных выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).

СЮРРЕАЛИЗМ

Направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

ФУТУРИЗМ

Фyтypизм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Название (от латинского "футурум" - "будущее") особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя. Футуризм зародился в Италии.

ФОВИЗМ

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Её участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность ("краски буквально взрывались от света", - писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета - характерные черты фовизма.

ВОРТИЦИЗМ

Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь - vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)

КОНСТРУКТИВИЗМ

Направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Порывая с традиционными формами искусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. Среди родоначальников абстрактного искусства - русские художники В. В. Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг. В 1930-е годы во Франции появились группы, объединяющие художников-абстракционистов, «Конкретное искусство», «Круг и квадрат», «Абстракция и творчество». В годы Второй мировой войны в США получила известность школа абстрактного экспрессионизма (Дж. Поллок, М. Тоби). Позднее в 1950-е годы в Европе оформился ташизм («бесформенное искусство»), ратующий за «чистый психический автоматизм» (П. Сулаж, Ж. Базен).

СУПРЕМАТИЗМ

Супрематизм (от лат. supremus - высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja - превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич.

АРТ ДЕКО

Арт деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. для которого характерно: сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм "технического дизайна" (в основном материалы и стилистика модных "обтекаемых форм", заимствованная у новейших моделей автомобилей и локомотивов). Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Экзотический и яркий, стиль Арт деко - самый загадочный стиль XX столетия. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях арт деко.

КУБОФУТУРИЗМ

Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Ф. Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Кубофутуристы выдвинули "новые принципы творчества", среди которых главными стали: утверждение права поэта на расширение поэтического лексикона за счет "произвольных и производных слов"; усмотрение содержания слова в его "начертательной и фонетической характеристике"; акцентация внимания на семантике приставок и суффиксов, на значимости авторского письма: почерка, помарок и виньеток в рукописи, как знаков "творческого ожидания" и т.п.; отрицание правописания во имя свободы личностного выражения и знаков препинания для усиления семантики "словесной массы"; повышенное внимание к гласным как знакам времени и пространства и к согласным как символам цвета, звука, запаха; слово провозглашается творцом мифа; в качестве новых и значимых тем поэзии осмысливаются "ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности".

ПУРИЗМ

Течение во французской живописи конца 1910-20-х гг. Основные представители - художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы "очищенных" от деталей, к изображению "первичных" элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье. Пуризм - это искусство интеллектуальное исключающее случайность и использующее четкие геометрические формы. Озанфан и Жаннере вдохновляются конструктивными методами конечными целями и эстетикой промышленных машин и утверждают "общую грамматику чувствительности". Формы и цвета упрощены а структуры основаны на прямоугольниках и "правильных планах". В темах преобладают натюрморты составленные из повседневных предметов: тарелки стаканы графины курительные трубки бутылки - которые имеют функциональное значение и трактованы экономично. Их простые и стандартизированные формы могут легко соединяться оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами взятыми из промышленного рисунка с использованием плана общего вида и тени спроецированной по правилам перспективы. Их органичное расположение производит регенерацию форм.

НЕОПЛАСТИЦИЗМ

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.

СОЦРЕАЛИЗМ

В 1934 состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей, который был призван упорядочить работу «инженеров человеческих душ». В качестве единственного художественного метода признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были сформулированы в «Уставе Союза писателей СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность. Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено с политическим определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства.Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре.

ТРАНСАВАНГАРД

Термин «transavanguardia» (в дословном переводе с итальянского «выходящее за пределы авангарда», «поставангард») был впервые использован в текстах известного итальянского художественного критика Бонито Олива (Bonito Oliva). Запущенное в искусствоведческий оборот в 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно быстро обогатилось новыми смыслами и приобрело расширительное толкование, став синонимом «постмодернизма». Нередко этими категориями описываются все произведения актуального искусства, в которых присутствует элемент игры с художественной традицией. Этого расширительного толкования термина придерживался и сам его создатель.

Основные периоды развития мирового искусства.

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира – это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).



Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенности … Энциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

Исторический период с 1 по 21 век назван научным термином – Наша эра (часто употребляется новая эра). В этот исторический период человечество перешло на новое летоисчисление – от Рождества Христова. Использование Юлианского и Григорианского календарей отошло на второй план. Период новой эры ознаменован переходом от феодальной эпохи к эпохе промышленного капитализма. Всё человечество преобразилось именно в этот исторический период. Все основные научные, культурные открытия и революционные изменения общества приходятся на вторую половину истории новой эры. В конце этого исторического периода цивилизация населения земли достигла высокого уровня.

История 1 века

Первый век нашей эры – это начало нового летоисчисления. Поворотной вехой истории стало Рождество Иисуса Христа, начало нового вероисповедания – Христианство. До этого периода все культурные народы пользовались юлианским календарём. Доминирующим государством этого периода была Римская Империя. Своё господство она установила от Азии и до британских островов. В этот период отмечены два самых знаменитых правителя Рима – императоры Август и Нерон. Господство римлян принесло не только отрицательное влияние, но и положительное. Они построили огромное количество дорог, мощённых камнем и внедрили латинскую письменность. Всё это благотворно повлияло на культуру порабощённых народов. На территории современной Италии произошло извержение вулкана Везувия. Это самая масштабная катастрофа тех времён. В результате извержения погиб целый город — Помпеи. В этот период истории появилось большое количество небольших азиатских государств: Чола, Фунань (современная территория Камбоджи), Тьямпа (современный Вьетнам). В Китае произошло сильное восстание, разделившее территорию на два основных правления – коренных китайцев и Хунну.

История 2 века

Начало века знаменуется расширением территорий и влияния Римской империи. Это произошло при правлении императора Траяна. Принято считать, что в этот период времени греко – римская культура начала внедряться в культуры всех народов Европы. Второй век отмечается в истории началом периода правления пяти благородных римских императоров, при которых Римская империя достигла самого высокого культурного развития. В это время произошло легендарное восстание евреев, под предводительством Бар – Кохбы. Римляне жестоко подавили восстание и изгнали евреев из Иерусалима. В конце второго века на территории современной Европы вспыхнула сильнейшая эпидемия чумы, которая унесла огромное количество человеческих жизней. Город Рим был эпицентром. В результате, погибло третья часть жителей города. В этот период китайская империя распространила своё влияние на всю центральную Азию, укрепляя правление династии Хань.

История 3 века

Начало третьего века знаменуется кризисом и политической дестабилизацией Римской империи. Кризис усугубился из-за одновременного ведения гражданской войны внутри империи и войны с Алланами. На самом краю римской империи (на территории современной Великобритании) развязалась захватническая война ирландских повстанцев, под предводительством легендарного народного героя – Кормака. На этот период истории приходится резкое развитие кузнечного дела по изготовлению орудий труда и военного оружия из железа. История называет этот период – железный век. На территории современного Крыма произошёл упадок царствования, некогда сильных скифских племён – Сарматов. Со временем эти племена полностью исчезли. В третьем веке произошла самая сильная засуха во всех регионах евразийской степи. Это губительно повлияло на все народы, заселяющие эти земли. Китайские династии ведут внутри страны постоянную борьбу за власть. Этот период, для Китая, ознаменовался правлением шести династий.

История 4 века

На евразийском материке установилось правление римского императора – Диоклетиана. Этот период истории развития римской государственности, называется поздней античностью, или доминатом. Это новая форма правления была установлена императором Диоклетианом, как современная альтернатива всем видам государственного правления того времени. В четвёртом веке началась первое, продолжительное и тяжёлое гонение на христиан. Все, кто отказался признать божественность римского императора, подвергались жестоким пыткам и экзекуциям. В середине четвёртого века, император Константин прекратил всякие гонения, запретил казнь и распятие и освободил церковь от всяких налогов. В Китае закончилось противостояние восьми князей, но страна ослабленная войной, подверглась вторжению северных варварских племён. Этот период истории Китая назывался «конгломератом шестнадцати варварских правлений». Северное варварское племя Хунну взяло под контроль все основные административные центры во главе со столицей.

История 5 века

Пятый век стал переломным моментом для народов, населяющих европейскую территорию. Начиная с северных земель череда войн, дошла до самой Азии. На северо-западе готы одержали победу над антами. Ближе к середине века началась массовая оккупация британских островов северными воинственными племенами варваров – англами и саксами. Это самое смутное время для островов современной Англии. Остров Бретань стал колонией северного народа – Кельтов. Территория современной Испании полностью подчинена вандалам. В середине века проходит серия битв Римской империи с вандалами. В это же время собрание всех епископов Европы и Азии проводят четвёртый вселенский собор, принявший основные догматы Церкви, сохранившиеся до сего дня. Во второй половине пятого века вандалы захватили столицу римской империи. Рим был полностью разграблен.

История 6 века

Римский правитель Дионисий принял на государственном уровне летоисчисление от рождества Иисуса Христа. С того времени и до сего дня все государства мира пользуются этим календарём. В начале пятого века произошло самое крупное восстание эпохи Византийской империи. В это же время произошло три крупных извержения вулканов подряд, повлиявших на климат того времени. В середине пятого века была зафиксирована эпидемия чумы мировых масштабов. Это произошло, на территории Византийской империи и распространилась, по всей Европе и Азии. Эпидемия была названа по имени правителя Византии – Юстиниана. Ближе ко второй половине пятого века образовалось два крупнейших объединения государств, которые фактически разделили правление на Европу и Азию. Европейское объединение называлось Тюркский каганат. Управители происходили из тюркских племён. Азиатское объединение называлось Аварский каганат. Во второй половине шестого века образовалось первое католическое аббатство.

История 7 века

В начале шестого века, славянские племена сильно распространились на территориях от Дуная до Балтийского моря. В это время образовалось первое славянское государство – Само. Многие славянские племена того времени объединились в Союз, семи славянских народов. Ближе к середине седьмого века происходит упадок христианизации Европы. Это произошло по причине массовой миграции азиатских и варварских племён на территорию Европы. Эти племена принесли языческое влияние на все сферы жизни и быта, в том числе на вероисповедание. Седьмой век – период зарождения Ислама. Создаётся первый халифат, под названием Праведный. Самое большое развитие в то время получили государства, на островах Новой Зеландии и Таиланда. На севере азиатских территорий постоянно идут войны за независимость, между тюркским каганом и Китайскими императорами. Лишь в конце седьмого века, тюркские племена отвоевали свою независимость от Китая. На Американском материке была зафиксирована высокая цивилизация индейцев, живущих вдоль озера Титикака.

История 8 века

В начальный период восьмого века, сильно активизировались племена средне азиатских арабов. С запада к ним приступили тюркские племена, на юге арабы воевали с Византией. Арабы осуществили два крупных осаждения столицы Византии – Константинополя. Однако ни одно не было успешным. Арабы дошли до территории современной Франции, однако завоевать всю территорию не смогли и отступили. С севера, в районе британских островов, начались сильные нашествия викингов. Этот период истории можно назвать началом эпохи влияния викингов. Для малой Азии, эти времена знаменовались сильным распространением влияния Тибета. Эти горные народы распространились до Каспийского моря и восточного халифата – Туркестана. Восьмой век стал поворотным для развития поэзии Китайских народностей. Своё влияние китайская поэзия распространила на весь мир, с того времени, она стала неотъемлемой частью мировой культуры. В конце восьмого века начала развиваться индийская философия – шиваизм.

История 9 века

Девятый век принято называть эпохой раннего средневековья. Многие историки называют его периодом потепления, так как в начале девятого века произошло много мирных объединений. В западной Европе викинги укрепили своё влияние. По верденскому договору было разделено на части государство Франков. Сильное некогда Албанское государство распадается на мелкие феодальные уделы, а датчане захватили весь северо – восток Британии. Начало правления Анжуйской династии. Славянские племена начали строить большие города, закрепляя позиции своего влияния. Именно в этот период истории построены самые древние города России – Ростов, Муром и Великий Новгород. Славянская культура начала распространятся до территории Европы. Начало правления Династии Рюриковичей. В девятом веке был открыт водный путь от варяжского побережья Балтийского моря, до берегов Константинополя. Этот период времени ознаменован мирной торговлей между севером и югом, между Европой и Азией. В девятом веке появились первые ветряные мельницы.

История 10 века

Десятый век – это переходный период от первого тысячелетия ко второму. На западе Европы скандинавы утвердили своё господство. Они заселили весь север Франции. Король Дании стал полновластным наместником Нормандии. В середине десятого века возрождается священная Римская империя. Своё влияние римский протекторат распространял с помощью католицизма. Десятый век для Киевской Руси стал поворотным. Киевский князь Святослав освободил Русь от хазарского ига. Князь Владимир и княгиня Ольга принимают христианство. С этого времени принято считать Киевскую Русь христианской державой. Именно в десятом веке произошло знаменитое крещение Руси. Государство малой Азии находятся в постоянном противостоянии. В Китае отмечается период правления пяти династий. За период около шестидесяти лет в Китае образовалось около десяти царств. В десятом веке произошла так званая «вековая засуха», по различным историческим данным, её продолжительность была около двухсот пятидесяти дней. Засуха протянулась от Карпат до Тихого океана.

История 11 века

Начало одиннадцатого века ознаменовано первым в истории расколом христианской церкви. Это свидетельствовало о том, что церковь слилась с государством. Католический Рим утверждает совет кардиналов, который является единственным органом избирающим папу – главу римской церкви. В этот период времени христианство заняло доминирующее положение на территории Дании. С этого времени христианство начало влиять на скандинавские народы. В середине одиннадцатого века северные народы – Норманы, завоёвывают большую часть территории Англии, небольшую часть Италии и остров Сицилия. В конце одиннадцатого века произошло историческое сражение между турками и Византийским императором. Эта битва произошла недалеко от города Манцикерт (территория Византийской империи). В этой битве турки одержали абсолютную победу. Император был захвачен в плен, однако откупился половиной земель Византийского государства. После этого величие и мощь государства Византия завершилось.

История 12 века

В начале двенадцатого века идёт постоянная борьба между Римскими папой и императором. Это противостояние названо в истории, как борьба за инвеституру. По своей сути это была борьба за распространение влияния в политической жизни Римской империи. Тогдашний император Генрих пятый подписал Вормсский договор, по которому Папа имел больше полномочий, нежели император. В начальный период двенадцатого века произошла битва между польскими и германскими войсками. В истории эту битву назвали – битва на собачьем поле. Поляки в этом сражении одержали победу. На территории Англии развязалась гражданская война. В истории французского государства происходит ряд значительных событий. Король Людовик женится на герцогине Аквитанской, наследницей юго-западных земель современной Франции. Благодаря этому браку к королевству Франции присоединилось шесть областей. Следующий король Филипп второй в период своего правления провёл ряд прогрессивных реформ: концентрирование королевской власти как доминирующего правления, ограничение полномочий феодальной знати. Он, в буквальном смысле отвоевал земли – Нормандию и другие северные территории Франции у Иоанна Безземельного. Этот период истории отмечается как период лидерства Франции среди всех европейских государств. На Руси был период правления легендарного Владимира Мономаха, который провёл ряд прогрессивных реформ.

История 13 века

В тринадцатом веке сильное развитие получило монголо-татарское объединение. Монголы захватили север Китая, большую часть русских земель, полностью Иран. В самой Монголии идёт длительная гражданская война за власть. В результате образовалось три независимых государства, из которых Золотая орда стала доминирующей. История монголо – татарского ига тесно связана с русичами. В этот период истории произошли основные сражения русских князей за независимость: ледовое побоище, битва при реке Калке, битва на Неве. Этот период приходится на правление хана Батыя, который больше всех опустошал Русь. На тринадцатый век приходятся все знаменательные крестовые походы. Четвёртый крестовый поход закончился полным захватом Константинополя и созданием латинской империи. Из остатков былого великого государства Византии, образовалось три империи, которые просуществовали недолго. При шестом крестовом походе, Иерусалим полностью передан христианским правителям. При седьмом — французский король Людовик святой был разбит и захвачен в плен.В тринадцатом веке произошло кругосветное путешествие Марко Поло.

История 14 века

В начале четырнадцатого века, молодое Московское княжество объединяет северные области под своё влияние. Разбросанные княжества Киевской Руси начали объединяться под правление Великого Новгорода, Московского княжества и стольного Киева. Правление легендарного великого князя Московского – Ивана Калиты. Во Франции происходит знаменитый арест всех рыцарей ордена Тамплиеров. Римский папский совет переносит свою резиденцию из Рима в Авиньон. Постоянная борьба за власть, между римской знатью, не давала возможности нормальному правлению пап. В это время произошёл знаменитый Вселенский собор в Вьенне. В начальный период четырнадцатого века, Шотландия отвоёвывает полную независимость, полностью разбив армию английского короля. В середине века английская армия полностью разгромила шотландские войска, вместе с Ирландским ополчением. Король Шотландии погиб в этом сражении. Последним актом в подписании независимости, было подписание Арбротской декларации. Это знаменитый документ, утверждавший власть всего народа. Такой подход был более чем прогрессивным, поэтому декларация считается уникальным документом того времени. В 14 веке произошёл великий голод, который унёс жизни нескольких миллионов человек. Но самым жестоким событием была эпидемия чумы, приблизительно в середине века. Это самая многочисленная трагедия по человеческим жертвам. Её масштабы поражают воображение, чёрная смерть раскинулись по всей территории Европы, Азии и Африки. По некоторым подсчётам трагедия унесла около 60 млн. человек. В некоторых регионах погибла почти половина населения.

История 15 века

В этот период начинает подниматься знаменитая Османская империя. Однако при столкновении с тюркским предводителем Тимуром (тамерланом) хан Баязид потерпел поражение. Это событие откинуло османскую империю на десяток лет, прежде чем оно стало доминирующим в странах средней Азии. В Европе происходит сильное противостояние между рыцарями тевтонского ордена и Польско – Литовским объединением армий. Битва при Грюнвальде, стала поворотной вехой для рыцарей Тевтона. Большинство были убиты в этом сражении, а остальные пленены и лишены всех почестей. Эта битва стала знаменательной, так как польско – литовское государство приобрело сильное влияние в Европе и стало доминирующим. В пятнадцатом веке своего апогея достигла столетняя война. Это длительное противостояние Английского и Французского королей. Но для французского народа она была освободительной, так как англичане пытались захватить приграничные земли. В этой битве погибла знаменитая Жанна Дарк. Её взяли в плен и сожгли на костре. В середине века произошёл раскол католической церкви. Действующий Папа отрёкся от власти. Другой был низложен и отлучён от церкви. На этом соборе была принята резолюция о том, что высшим органом власти является собор, все, в том числе и Папа, подчиняются собору. Собор, по общему убеждению, подчиняется власти Христа.

История 16 века

16 век – это череда великих географических открытий. Америка завоёвывается Испанией, Англией и Португалией. Испанцы завоевали империи легендарных ацтеков и инков. Индейцы Америки стремительно начали исчезать. Для испанцев это период полного преобладания, среди всех стран мира. Испания построила знаменитый «Серебряный флот». Испания пережила, как пишут историки, золотой век. В этот период происходит череда итальянских войн, в которые были втянуты большинство европейских государств и даже османская империя. Конфликт получил своё развитие из-за притязаний на наследство римской империи. В результате территория Италии отошла к Испании. Между Россией и Литовскими князьями, произошла серия войн (пять войн подряд). Россия присоединила основные земли к своей территории. В середине века произошла знаменитая реформация церкви. Начало этому периоду положил знаменитый Мартин Лютер. С этого времени появился протестантизм – обновлённое христианство. Одновременно считается что именно в этот период началась эпоха революционных открытий в науке. Эти события доли толчок развитию культурного движения, которое названо эпохой возрождения. Во второй половине 16 века правит знаменитый русский царь Иван Грозный. Россия в этот период провела две войны со Шведами. Между Шведским государством и польско – литовскими народами происходила семилетняя война, которая закончилась полным истощением всех армий и подписанием мирного договора. В конце 16 века Англия одержала победу над Испанским флотом.

История 17 века

Начало 17 века стало поворотным для истории Нидерландов. В стране произошла революция, которая помогла обрести свободу всем провинциям нидерландов. Была одержана победа над Испанским флотом. Господство Испании сменилось господством Нидерландов. Для России период 17 века назван смутным временем, из-за череды стихийных бедствий, войн со Швецией и Польшей, голода и болезней. Страна была сильно измотана. Голод при царе Борисе Годунове привёл к бунту и был жестоко подавлен. Эпоха 17 века – это период многочисленных войн и постоянных делений территорий. Весь материк Евразия был втянут в цепочку военных событий. Войны вели Швеция, Речь Посполитая, Россия, Англия, Голландия, Франция, Португалия. Тридцати летняя война за господство в Римской империи и Европе, втянула практически все государства Европы. Одновременно происходит колонизация земель в Америке, там велись войны с индейскими племенами. В Китае свергнуто правление знаменитой династии Мин. Установлено правление нового поколения – Цин. Российская история пестрит серией войн и бунтов. Из-за постоянного голода и изматывающей войны с Польшей, в Москве произошёл медный бунт, восстание жестоко подавлено. Потом соловецкий бунт и восстание Степана Разина. Знаменитые реформы Петра I привели к стрелецкому бунту. На Украине происходит восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В этот период произошло знаменитое воссоединение.

История 18 века

Начало 18 века ознаменовалось Северной войной. Эту войну развязала Швеция, во главе с королём Карлом двенадцатым. Развязка войны произошла под Полтавой. Это знаменитое сражение полностью выиграл русский царь – Пётр I. Шведы были разбиты. С этого времени закончилось Шведское преобладание в Европе. Пётр сделал столицей Санкт-Петербург. Россия приобретает новый статус – Российская империя. В Европе ведутся войны за испанское наследство. Англия и Франция воюют за господство в Америке. Потом происходит череда войн Османского султана с Российским императором. На дальнем востоке происходит две войны за маньчжурские территории. Следом произошли:Англо – Испанская война, война за Польский престол, война за Австрийский престол и две войны подряд между Швецией и Россией. К культурным и географическим событиям можно отнести: экспедиции к серным территориям России, Северной Америки и Японии. Период 18 века назван эпохой Великого Просвещения. Начато четыре знаменитых направления в архитектуре и строительстве: рококо, барокко, классицизм и академизм. Сильное развитие получила торговля между всеми континентами: Америкой, Африкой и Европой. Впоследствии её назвали – треугольной. В конце 18 века произошла знаменитая буржуазная революция, которая повлияла на дальнейшее развитие промышленных отношений во всем мире.

История 19 века

Великая буржуазная революция подтолкнула к развитию новых отношений международной торговли. Начали сильно развиваться промышленные города, происходит постепенный рост занятости населения. Великобритания признала независимость Ирландии, теперь государство именуется как – Соединённые королевства Великобритании и Ирландии. Своего расцвета достигла австрийская империя. Полностью распалась легендарная Римская империя. Россия переживает несколько войн за торговые морские пути в средиземноморье, войну с Финляндией, внутреннюю Кавказскую войну. В нескольких странах происходят восстания против колониального гнёта: в Африке(территория Либерии), в Америке – индейские восстания и захват Мексиканских земель. В начале 18 века к власти во Франции приходит одиозный император Наполеон. В период его правления ведутся захватнические войны по всей Европе. После захвата Испании, в южной Америке происходит череда освободительных войн за независимость. Франция получила полное господство над Европой. Однако военная компания против России закончилась полным фиаско для императора Наполеона. В первой половине девятнадцатого века произошла русско-турецкая война, под эгидой этой войны в Греции поднимается восстание за независимость. Это длительная война закончилась для греков мирным договором, по которому Греция получила полную независимость. Во второй половине 19 века Россия начала военную кампанию против Великобритании, Франции и Османской империи. Эта война имела название – Крымская, так как военные действия происходили именно там. В Америке происходит гражданская война между севером и югом. В Европе происходит образование Германской империи. Во многих регионах Азии происходят военные конфликты.

История 20 века

Пожалуй, самый насыщенный период истории – это двадцатый век. В начале века происходит массовая индустриализация, дающая новые возможности правления. Так произошла первая мировая война, которая стала заключительным этапом для всех империй. В Европе бушевали сильные эпидемии чёрной оспы, брюшного тифа и испанской лихорадки. В России произошла революция, которая стала ознаменованием эпохи тоталитарного правления советского коммунистического строя. В период советской власти появились такие легендарные личности: Ленин и Сталин. В довоенный период изобретены революционные медикаменты: пенициллин, анальгин и ряд других антибиотиков. Советский союз пережил вторую мировую войну. После победы над фашистской Германией происходит передел границ и территорий Европы. Однако с этого момента мир делится на два противоборствующих лагеря: капиталистический и социалистический. В послевоенный период созданы два военных блока: НАТО и Варшавский договор. Создана организация ООН. Появилась атомная энергия. 20 век ознаменован высоким прогрессом во всех сферах производства. Изобретены: автомобиль, самолёт, электроэнергия, радио. Человек побывал в космосе. Во второй половине двадцатого века, образовался Евросоюз и распался СССР. Сильное развитие компьютерных технологий.

История 21 века

Двадцать первый век – начало третьего тысячелетия. Начало 21 века ознаменовано рядом государственных переворотов в Грузии, Украине, Киргизии, Сирии, Египте, Алжире и Ливане. В США произошёл самый крупный террористический акт – подрыв всемирного Торгового Центра и здания Пентагона. Общее количество жертв трагедии достигло трёх тысяч. В Индийском океане произошло самое крупное цунами – число жертв достигла 400 тыс. человек. Без жилья осталось около 5 млн. человек. Крупное землетрясение в Японии унесло около 16 тыс. жизней. Спровоцировало атомную катастрофу на станции Фукусима. В России закончилась вторая чеченская война. На территории Смоленской области разбился пассажирский самолёт с ведущими членами польского правительства, во главе с президентом. Близ города Ярославля погибла в авиакатастрофе хоккейная команда «Локомотив». На севере Африки развязалась гражданская война. В этот период убит самый знаменитый террорист мира – Усама бен Ладан. В Египте убит президент Муамар Каддафи. На территории Украины произошёл государственный переворот, ставший началом войны на восточной границе с Россией. Полуостров Крым присоединился к Российской Федерации. В Сочи прошли 22 Олимпийские игры. Население земли 7 миллиардов.

Что еще почитать