Двуглавый орел: значение символа, история. Версии появления эмблемы двуглавого орла в России

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла - старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств - около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел - образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел - символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы - это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел - храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Появление символа в истории

Проследить значение символа двуглавого орла можно в течение тысячелетий в разных частях света. Одни из первых его следов были обнаружены на землях в долине Тигра и Евфрата, где располагалось одно из первых государств - Южная Месопотамия. Во время раскопок города Лагаш, в котором жили шумеры, было найдено изображение орла.

Также о значении и почитании этого символа свидетельствуют драгоценные талисманы, на которых изображена его фигура.

Хеттское царство

Одно из знаменитых и распространенных изображений символа датировано II тысячелетием до нашей эры. В Передней Азии (на сегодняшний день территория Турции) было найдено высеченное на скале изображение двуглавого орла. Археологи пришли к выводу, что этот знак относится к искусству древних хеттов. В их мифологии орел с двумя головами - это атрибут главного бога Тищуба, повелевавшего грозой.

В Хеттском царстве двуглавый орел смотрел в противоположные стороны, а в лапах у него добыча - зайцы. Археологии интерпретировали этот знак таким образом: орел - царь, который неустанно следит за всем, что его окружает, и побеждает врагов, а грызуны - прожорливые, трусливые вредители.

Древняя Греция

В мифологии древних греков существовал бог Солнца - Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами - черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел - царь птиц, а Солнце - «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на штата Карнатака.

Первые эмблемы в Европе

Распространение символа двуглавого орла на европейских землях началось в XI-XV веках во времена крестовых походов. В качестве герба изображение двуглавого орла выбирали себе первые рыцари, тамплиеры. Историки предполагают, что они позаимствовали этот рисунок во время их путешествий по Южной Азии, на территории Османской империи. После попыток рыцарей завоевать Гроб Господня в Святой земле, символ орла с двумя головами стал широко известен. В основном на византийских и балканских землях его использовали в качестве узора. Им украшали ткань, сосуды, стены. Некоторые территориальные князья брали его в качестве своих личных печатей. Версию, что орел мог быть символом императорской семьи в Византии, историки упорно отвергают.

Античная Римская Империя

В 330 году единовластный император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, сделав его тем самым «Вторым Римом», вводит на смену одноглавому орлу - двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.

Священная Римская Империя

В качестве государственного герба Священной (Германской) Римской Империи двухголовый орел принимается в 1434 году во время правления императора Сигизмунда. Птицу изображали черной на золотом щите. Над головами помещались нимбы. Однако этот символ, в отличие от похожего символа в античной Римской империи, не имел под собой христианские мотивы. Двуглавый орел на гербе священной Римской империи был скорее данью историческим традициям, восходящим к величественной Византии.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус - «Третий Рим», поскольку второй - Константинополь - пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи - династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором.

В 1721 году важным и последним изменением при Петре - становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Орел после распада Российской империи

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема - необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным.

В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству.

В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи - отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита.

Штандарт президента России

Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.

Мы говорим: двуглавый орел, подразумеваем Византия. Говорим: Византия подразумеваем двуглавого орла. На фасаде храма Святого Георгия на Фанаре - главного храма Вселенской патриархии, последнего символа Византии- высечен большой барельеф двуглавого орла как символа исторического наследия ромейской империи.

Двуглавый орел. Барельеф на стене храма Святого Георгия на Фанаре.

Но на самом деле, хотя это и может показаться странным на первый взгляд, символ двуглавого орла в Византийской империи появляется только на самом ее излете.

В литературе есть упоминания о том, что его древнейшее изображение найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре, основанном императрицей Пульхерией в середине V века. Однако исторической датой основания монастыря считается X век, а орел, вероятно, относится к еще более позднему времени.

Двуглавый орел из Ксиропотамского монастыря, на ранее X века.

К XI веку отсылает нас легенда, связывающая с символом двуглавого орла императора Исаака Комнина (1057-1059). Якобы он, будучи в Малой Азии, услышал рассказ о гигантской двухголовой птице - хага, которая могла спокойно унести в своих когтях целого быка. Для местных аборигенов эта птица означала власть и заступничество. Символика странной и хищной птицы столь понравилась императору, что он ввел ее в Византии. Однако, мне, к сожалению, так и не удалось обнаружить каких-либо ссылок на эту легенду в исторических источниках. К этому же времени относится и еще один любопытный артефакт, который на сайте коллекции Dumbarton Oaks обозначен как «Шелковый фрагмент с двуглавым орлом, Византия, XI век».

Шелковый фрагмент с двуглавым орлом из коллекции Dumbarton Oaks.

Проблема заключается в том, что этот орел сильно напоминает текстили, произведенные в мусульманской Испании в XI-XII веках. Некоторое время велись дискуссии вокруг другой шелковой ткани с двуглавыми орлами, обнаруженной в соборе Вича (Каталония) в могиле Святого Бернарда из Кальво (умер в 1243 году). Некоторое время считалось, что эта ткань византийского производства, однако сейчас возобладало мнение, что она создана в испанской мастерской и досталась каталонцам в качестве военного трофея.

Фрагмент текстиля с двуглавыми орлами из коллекции Метрополитан музея.

Для сравнения можно привести еще одну шелковую парчу из Musée des Tissus в Лионе, мавританского испанского производства.

Шелк из Musée des Tissus в Лионе.

С другой стороны мавританские шелка весьма и весьма напоминают византийские шелка с орлами, которые, вероятно, оказали на них влияние. Но орлы на византийских шелках сплошь одноглавые (?). Впрочем, все это достаточно дискуссионно.

Византийский шелк из Осера (Франция), X-XI век.

Два орла несут Александра Великого на небо. Византийский шелк X века. Mainfränkisches Museum, Würzburg .

Еще один пример одноглавого византийского орла в монастыре Космосотира в северо-восточной Греции. Монастырь был основан в 1152 году севастократором Иасааком Комниным .

Хронологически следующим изображением византийского двуглавого орла считается портрет никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Cod. Marcianus graecus 404 fol. VI. Кодекс хранится в государственной библиотеке в Мюнхене. Манускрипт содержит в себе «Историю» Георгия Пахимера, которая охватывает события с 1255 по 1308 годы. Его приблизительная датировка середина XIV века - время императора Иоанна Кантакузина. Феодор Ласкарис стоит на особом подножнике - суппендионе, на котором изображены двуглавые орлы.

Феодор II Ласкарис в Cod. Monacensis graecus fol. VI

Правда есть мнение, что двуглавые орлы появились здесь только в ΧVI веке, когда Антоний Эпарх с Корфу - торговец древними рукописями - реставрировал манускрипт и мог принять одноглавого орла за двуглавого. В качестве подтверждения приводится изображение Михаила VIII Палеолога, на суппендионе которого традиционный римский знак власти - одноглавый орел, а также миниатюры плохой сохранности из кодекса Marcianus graecus 404, представляющая собой копию Monacensis graecus, сделанную до того, как над рукописью поработал реставратор, где на суппендионах Феодора Ласкариса и Михаила Палеолога - одноглавые орлы, и только у Андроника ΙΙ - двуглавый. Но все это относится к области догадок и предположений. Подробнее об этом

Михаил VIII Палеолог Cod. Monacensis graecus 442 fol. 174 r

Так или иначе, рукопись XIV века вряд ли можно считать доказательством того, что двуглавые орлы использовались при никейском императорском дворе. Самые ранние свидетельства, не поддающиеся двойному толкованию, о византийских двуглавых орлах относятся к эпохе начало правления в Византии династии Палеологов. Об этом будет следующий пост.

Двуглавый орел не выдуман специально, а имеет свою историю. Из далекой древности до нас дошли парные изображения зверей и птиц: пары неравноправные - когда один из зверей терзает другого, и пары союзные - одинаковые звери и птицы, обращенные друг к другу.

Из века в век эти пары сближались так, что их шеи переплетались, и по закону уплотнения изображения и смысла, в символах сливаются в одно или их головы, или тела, а головы остаются две, то есть перед нами два существа, слитые в равноправном единстве. Самые распространенные пары - львы, кони и орлы. Но всегда ли это было так в случае с двуглавым орлом? Попробуем восстановить его историю.

Двуглавый орел - очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Этот символ был распространен в Шумерской культуре, древние хетты также хорошо его знали. Государство хеттов, древнего индоевропейского народа, возникло в Малой Азии на территории современной Турции, и к середине II тысячелетия до н.э. достигло своего расцвета. Столица Хеттского государства находилась неподалеку от современного турецкого села Богазкей, и там было обнаружено самое древнее (VIII век до н.э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Считается, что двуглавый орел был официальным символом хеттских царей.

В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла прослеживалось в Мидии, расположенной восточнее бывшего Хеттского царства. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов (I век н.э.), а затем и арабскими правителями, которые изображали этот символ на своих монетах. В Персии двуглавый орел был символом победы. В древности орел и лев были символом царственности. «Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах, как знак главенства над действующей армией... Позднее он... был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти», - пишется в Словаре международной символики и эмблематики.

В 330 году н.э. римский император Константин Великий переносит столицу Римской империи в Константинополь, так из Рима двуглавый орел попал в Византию, но он не стал официальным символом Византии, не был он и символом императорской семьи Палеологов, последних византийских императоров (хотя некоторые историки считают его государственным гербом Византии). Но как он попал в Рим? Византия располагалась на древней земле хеттов, так что и «завозить» этот символ туда было не нужно. Складывается впечатление, что этот символ был очень хорошо известен древним народам, хотя его мистический смысл утрачен.

Предполагается, что европейцы заново узнали этот символ во время крестовых походов, и он стал часто использоваться в европейской геральдике. Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век н.э.) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих во время крестового похода посещал Византию и видел этот символ во дворце Василевсов. До 1180 года на печатях, монетах и государственных регалиях, как и на личных вещах императора, не было двуглавого орла. Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Разграничение этих символов произошло в начале XV века, и император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной римской империи. С 1806 по 1919 год (после распада Римской империи) двуглавый орел становится гербом Австрии. И в настоящее время он помещен на гербы многих европейских государств, а также масонских лож.

Подлинный смысл этого символа до сих пор неясен, и ученые толкуют его по-разному. Орел - царь птиц, с древности он считался символом царей земных и небесных. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда. Существует множество изображений Бога Солнца Гелиоса, который путешествует по небу в колеснице, запряженной четверкой коней. Кони на Руси также были слугами Солнца, стремительно несущими его по небу, и найдено изображение коней с одним туловищем и двумя головами. Исследователи полагают, что конные пары - знак летнего солнцестояния (или равноденствия). Но есть очень редкие изображения Бога Солнца Гелиоса в колеснице, запряженной двумя двуглавыми орлами, причем они разного цвета, белый и черный. Что это? День и ночь? Свет и тьма? Возможно, это символы весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, и черный орел - осеннее равноденствие, когда одна голова смотрит на уходящее лето или жизнь, а вторая - на приближающуюся зиму, мрак и смерть, а белый орел - символ весеннего равноденствия, когда жизнь возрождается. Кто знает...

Тем не менее, существует одна малоизвестная версия. «В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречаются в декоративном искусстве балтийского субрегиона. Они представляют принесенную жертву, рассеченную вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Он заключался в том, что распластанная птица крепилась к столбу или стене. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины... Следует обратить внимание на... крест, расположенный между частями головы распластанной жертвы. Этот крест, не имеющий отношения к христианской символике, связан с культом Тора-Перуна и составлен из топориков, символов бога-громовника». «Не исключено, что этот образ был представлен на щитах варяжской дружины, из состава которой рекрутировались телохранители византийских императоров» (археолог В.И. Кулаков, журнал «Гербовед» за 1994 г. №5-6)

Возможно, первоначально тела птиц (воронов) прибивались на щиты непосредственно, но затем были заменены на их изображения, вырезанные из дерева. Считалось, что вертикально рассеченная птица-жертва охраняла воинов от враждебных действий потусторонних сил. Эта гипотеза объясняет в какой-то степени изображения вертикально рассеченных птиц хеттов и индусов, помещавшихся на зданиях. До 18 века изображения вертикально рассеченной птицы встречались над входной дверью и на зданиях в Пруссии.

С приходом христианства в католических странах символам изображений животных стали придавать отрицательное значение (новая религия всегда борется с символами старой религии), тогда как на Руси и в странах Востока эти символы сохранили позитивно-магическую функцию оберега. Так же и двуглавый орел, хотя и распространялся в странах, ставших опорой христианства, не получил христианской трактовки, а остался чисто царским или императорским символом.

Одиночный орел в качестве мистического символа-хранителя до сих пор используется бурятами-шаманистами острова Ольхон на Байкале. Места эти скрыты от посторонних глаз. В одном из таких мест на Ольхоне в глубине леса на вершине высокой сосны, очищенной от веток, был прибит орел с распластанными крыльями. Стволы и ветки огромных старых деревьев вокруг этого места были странно и неестественно изогнуты, как будто под действием необъяснимой силы. Впечатление было необыкновенно жуткое.

Итак, получается, что славяне с древности знали и использовали символ рассеченной птицы-жертвы, которая затем трансформировалась в двуглавого орла. Когда же этот символ стал гербом России? Мнения историков по этому поводу расходятся. Известный историк XVIII века В.Н. Татищев, ссылаясь на «Старую Гисторию Соловецкого манастыря», считал, что этот герб принял Иоанн Великий (III) после брака (в 1472 г.) с морейской принцессой Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса.
Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.

В подтверждение этой версии обнаружилась жалованная грамота Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона, а на обратной её стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое известное официальное использование двуглавого орла. Эту же версию поддержал и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», он один из первых, кто обратил внимание на эту печать. Эта версия так прочно закрепилась в умах людей, что даже празднование 500-летия герба России отмечалось в 1997 году.

Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.

Однако в настоящее время историки опровергают эту версию. Двуглавый орел не был символом Византии и императорской семьи Палеологов (хотя на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии Софьи Палеолог, и был выткан черным шелком двуглавый орел). Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.

На французской миниатюре XIV века изображен император Иоан VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе, подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла. Можно предположить, что, когда римляне завоевали земли, которые стали называться Византией, они переняли этот символ у побежденных народов, но, естественно, не стали делать его символом империи.

Выдвинута новая, более правдоподобная, версия: Иван III (или великие князья до него) принял этот символ, чтобы подчеркнуть свое равенство с европейскими монархами, имевшими в своих гербах орлов, а также быть равным первому монарху тогдашней Европы - германскому императору. В «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла, то есть он был известен в России еще до приезда византийской принцессы.

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович, положивший начало династии Романовых, при котором в 1625 году был принят герб - двуглавый орел с тремя коронами. При его сыне царе Алексее Михайловиче было принято первое изображение орла с распростертыми крыльями под тремя коронами и с символом власти - скипетром и державой в лапах. Орла в то время изображали золотым на красном поле.

С 1699 года Петр I учредил орден Святого Андрея Первозванного, и в герб были введены изображения ордена и орденской цепи. Императорские короны вместо царских появились на гербе России после присвоения в 1721 году ПетруI титула Императора Всея Руси и Отца Отечества, а на груди Орла стал изображаться всадник, которого с 1727 г. официально назвали Святым Георгием.

Цветовая гамма герба - черный орел на золотом фоне и серебряный всадник на красном поле - окончательно установилась при Екатерине Великой. При Николае I, Александре II и Александре III в герб были внесены некоторые изменения, и он просуществовал до 1917 года.

Значение двуглавого орла в российской геральдике до конца неясно. Считается, что этот символ олицетворяет верховную власть государя-самодержца и идею освобождения и объединения русских земель, но этот смысл ему придали позже, чем он появился на Руси.

В середине XIX столетия в книге «Русская геральдика» А.Б. Лакиера дано следующее, более новое объяснение символа: «Око государя было обращено на Восток и Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». И это объяснение до сих пор популярно.

На печатях и денежных купюрах изображение двуглавого орла просуществовало до 1918 года, правда, без державных атрибутов власти. На денежных купюрах Временного правительства достоинством в 250 рублей орел изображался на фоне свастики (рисунок художника И.Я. Билибина).

На долгие годы двуглавый орел исчез из Российской символики, пока Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1998 года не был утвержден Государственный герб РФ: золотой двуглавый орел на красном фоне.
Современный российский герб

Византийская символика

Знамена применялись у многих древних народов по всему миру – от древних китайцев до персов. Знамя служило в качестве военного значка, облегчающего управление войском. Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. В I в. н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, которое имело форму дракона. Этот знак укрепился, только другого цвета, в качестве одного из подразделений римского легиона – когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы.

Византия являлась наследницей . Древняя Русь много заимствовала у Византии. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне. Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору , который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисусу Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине.

У византийцев имелись и собственно военные знамена. Одна из их разновидностей называлась бандон. Оно состояло из легкого небольшого полотнища с вышитыми на нем знаками. В коннице применялись фламмулы. Это были флажки треугольной формы. Перед боем знамена освящались. После боя они помещались в специальные футляры для сохранности. Позднее (IX-X вв.) на византийских военных знаменах стали изображать и иконографические сюжеты: святых-воинов, покровителей ратников. Это могли быть святой Георгий, св. Фёдор Тирон, св. Дмитрий Солунский, св. Фёдор Стртилат. Таким образом возникают хоругви, получившие распространение и на Руси. Что касается геральдики, то символом Римской империи со времен Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера. После перене-сения столицы в

Константинополь в 330 г. император Константин ввел новую эмблему – черного двухглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком. Этот герб сохранился и как Византийской империи. В начале ее существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих других империй:

Священной Римской (одноглавый черный), Арабского халифата (одноглавый желтый), России (двухглавый черный). ОТ орла Священной Римской империи «отпочковались» австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки Габсбурги оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла, кроме российского, произошел албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Желтый орел халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти. В XIII веке он выступал и символом Бога-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, но головами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Оддер около Орхауса, построенной в 1225-1230 годах. В пределах Византийской империи двуглавый орел тоже выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы.

При последних Камницах, династия которых правила в Византии в 1801-1185 годах, двуглавый орел превратился в отличительный признак принадлежности к императорскому двору; одежда с двуглавым орлом стала свидетельством высшего положения в византийской иерархии. Однако гербом он не стал ни в камниновское, ни в палеологовское время (1261-1453). На печатях Византии двуглавый орел так никогда и не использовался. С 1327 года там утвердился иной герб - с четырьмя буквами «В» между концами креста. В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ним странах (Сербии, , Черногории, а также и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом. Двуглавый орел встречается здесь и на монетах, в частности на монетах болгарского царя Михаила Шишмана. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетах трапезундских императоров Алексея III и Мануила III.

В статье мы предлагаем подробное описание одного из главных государственных атрибутов - герба РФ: что он символизирует и означает для нас и всей России, и в чем значение двуглавого орла.

Изображения на знаменах и печатях подчеркивают независимость и индивидуальность народа, демонстрируют его историческую самобытность. Именно эта национальная эмблема изображена на денежных купюрах, документах и нашивках правительственных органов. Основная функция этого знака состоит в духовном объединении всех людей, проживающих на территории России. Каждое событие прошлых лет имеет определенный уровень влияния на потомков. Создание атрибутики - не исключение.

История России: описание и значение символов государственного герба

Первые упоминания о единых образах страны, их утверждении датируются десятым веком.Именно тогда начали использовать изображение на оттиске государственной печати. В то далекое время использование такого отличительного знака уже было большим новаторством, так как в основном для этих целей использовались церковные обозначения. Геральдика на тот момент ограничивалась образом Креста Спасителя или Пресвятой Богородицы. Орел стал одним из первых «нехристианских» символов России и положил начало использованию анималистических образов в державных эмблемах.

Издавна эта гордая птица была национальным атрибутом могущественной Византийской империи. Ее появление на наших просторах произошло благодаря Иоанну III. Многие эксперты утверждают, что причиной того стало заключение брачного союза с принцессой Софией. Она была византийских кровей. Обмен культурным наследием разных народов обусловил заимствование исторически важного объекта в геральдике нашего государства.

Многие исследователи рассуждали на тему, что обозначает герб Российской Федерации и в чем значение его символики. Для полноценного анализа необходимо получить информацию о происхождении знака и дать оценку авторитетности национальной атрибутики. До появления двуглавого орла наиболее распространенным олицетворением могущества страны был лев, убивающий змею. Его изображение было связано с Владимирским княжеством. Примерно в то же время большую популярность обрел образ всадника. Немного позже его преобразили в Георгия Победоносца.

Стоит отметить тот факт, что орнитологические мотивы в геральдических знаках находят свое отражение во многих государствах Старого Света. Историки говорят о том, что Иоанну III просто понравилось это отображение державной власти. Вероятнее всего он увидел его на каком-то иноземном приказе или договоре. После исследования тенденций тех времен монарх мог учредить эту символику в собственной стране - таким образом и произошло утверждение нового и оригинального герба.

У алхимиков орел о двух головах олицетворял мистический философский камень и процесс его создания. Большинство лекарей и иностранных аптекарей работали при дворе российского императора. Скорее всего они и подсказали идею поместить гордую птицу на герб московскому государю. Это еще одна гипотеза, откуда и с чьей помощью позаимствован будущий образ державной власти.

Исторический путь установления основных атрибутов

Первое использование печати с оттиском орла произошло при скреплении документов на землевладение. После этого этот знак применяли при украшении интерьера стен Кремля. Именно в этот период и начинается распространение анималистической фигуры. Этот символ был использован многими российскими правителями.
Во времена Бориса Годунова эмблема Российской Федерации получает в свой состав три короны. Под влиянием европейских нравов и традиций происходят изменения и в эмблеме. В результате мы можем наблюдать более агрессивное изображение самой птицы. Клюв раскрыт и из него высунут язык, что показывает ее готовность к нападению в любой момент. Изменились со временем и головные царские уборы. В самом начале на изображении была не одна геральдическая корона, а две. Вместо третьей иллюстрировали разные вариации креста.

После окончания Смуты, с правлением династии Романовых, орел на гербе расправил крылья. Стоит отметить, что все Лжедмитрии использовали печать имеющую оттиск герба.

В 17 веке изображение национального атрибута России дополняют не только скипетром, но и державой. Эти элементы царской власти царь птиц надежно удерживает в своих крепких лапах. Оба компонента стали отчетливым знаком самодержавного могущества. С тех далеких времен к нам дошли первые описания значения символов эмблемы. До сих пор все документы хранятся в архивах и тщательно изучаются научными работниками.

Серьезные изменения в гербе РФ происходят в момент правления великого императора - Павла I. В это время началась эпоха грандиозных войн с французами. Уже 1799 году британские войска захватили Мальту. А именно ее покровителем выступал наш правитель.

Непредусмотрительный поступок англичан привел монарха в состояние большой ярости. Внешнеполитический конфликт подтолкнул его к союзу с самим Наполеоном и привел к подписанию соглашения с французским императором, позже послужившего одной из причин гибели Павла. После этого в составе государственного знака появился образ креста - свидетельство претензий на территории Мальты.

При жизни Павла I был подготовлен величайший проект на изготовление Большого герба будущей Российской Федерации - в нем была информация и о том, что он символизирует, что означает каждая деталь. Его выполнили в полном соответствии геральдическим нормам и стандартам, характерным для тех времен. Вокруг изделия с точным изображением орла в центре были собраны все 43 символа, входящие в общий состав земель. Целостный щит со всеми эмблемами держали два главных архангела. Но грандиозной задумке не суждено было воплотиться в реальность. Императора убили заговорщики и план так и остался только на бумаге.

После описанных событий знак державы прошел долгий путь внешних изменений. Изображение двуглавой птицы появляется с начала 1497 года в качестве обновленной версии.

Значение символа на гербе России: что обозначает двуглавый орел

Теория, сравнивающая Москву с могущественным Римом, появилась на свет уже после кончины правителя Иоанна III. Есть много известных версий о происхождении образа величия страны, увековеченного на элементах атрибутики. Выбор данного образа мог стать причиной спора о праве владения изображением с сильнейшей империей Габсбургов. Ученые установили, что до появления данного знака на нашей территории он уже фигурировал на государственных печатях Фридриха III. Германская Священная империя также считала себя полноправной преемницей могущественного Рима.

У этих теорий есть много слабых мест.

  • Историки не могут объяснить, почему орел, как «приданое» от византийской принцессы, начал свое существование спустя 20 долгих лет после брачного союза.
  • У «габсбургского» происхождения птицы тоже нет логического объяснения. А именно - почему Москва позаимствовала символ у империи, с которой не было никаких дружеских отношений.

Если рассмотреть последнюю версию внимательнее, она окажется наиболее правдоподобной. Территориально близкий сосед РФ - Золотая Орда, которая некоторое время выпускала монеты с образом орла. Существует большая вероятность того, что Иоанн III видел эти деньги. После распада Улуса Джучи царь позаимствовал понравившиеся обозначения для нашей страны.

Ученые рассмотрели все теории геральдического происхождения и выяснили, что исторически означает государственная символика герба России и в чем основное значение изображенного на нем двуглавого орла.

Официально вид эмблемы был утвержден только в 1993 году. Соответствующий указ подписал первый правитель современной России - Борис Ельцин. Позже, в 2005 году, изображение было закреплено главным конституционном законом и стало главной эмблемой державы. Страна вошла в новую эпоху с исторически установленными традиционными знаками.

Краткое описание национального атрибута

Внешне он представлен в виде взаимосвязанной системы цветовых сочетаний и традиционных образов. При этом они неразрывно соединены с народной ментальностью. Это четырёхугольный геральдический щит, имеющий округлые края и слегка заостренный центр. Герб выполняется строго в красном цвете, на фоне которого изображен орел с двумя расправленными крыльями. Каждая из двух голов увенчана геральдической короной. Между ними также расположен царский убор, но уже большего размера. Все они соединены воедино при помощи золотой ленты. Правая когтистая лапа удерживает скипетр, а левая - державу.

На груди у этой гордой птицы размещено еще одно полотно. Оно также выполнено в красном цвете и внешне повторяет силуэт основного, но отличается меньшими размерами. На нем изображают одетого в синий плащ всадника, который поражает серебряным копьем страшного черного змея. Мы все знаем легенду о том, как Георгий Победоносец убил дракона. Существует много икон на эту тему.

Как образовались символы на гербе (орел, короны) и что они означают для России

Геральдика, наука о происхождении знаков, помогает расшифровать эмблемы и дополнить уже имеющуюся информацию новыми фактами. Учеными установлено значение каждого из элементов государственного атрибута.

  • Двуглавый орел. Он смотрит в две противоположные стороны. Можно предположить, что таким образом птица охватывает взглядом всю Азию и Европу, что демонстрирует единство этих могущественных начал. Его расположение указывает на объединение многонациональных российских земель.
  • Короны. Три монарших убора обозначают суверенитет РФ, соединение ранее завоеванных царств или же Пресвятую Троицу.
  • Предметы на гербе. Держава олицетворяет государственную власть и могущество. Стоит отметить, что скипетр имеет идентичного двуглавого орла с таким же символом в сильной лапе.
  • Георгий Победоносец. Значение этого образа - победа сил добра над злом. Воин стал олицетворением защитника Отечества.
  • Тройной ряд из перьев. В современном трактате - это отсылка к единству таких понятий, как доброта, истина и красота.
  • Щит. Еще один атрибут, говорящий о защите земли от врага.

Изначально герб имел в своем составе изображение единорога, но позже оно было заменено серебряным всадником. Воин на коне воспринимался как образ самого государя. При правлении Ивана Грозного была утверждена власть Москвы, а конника убрали с герба. Стоит отметить, что святого Георгия считают покровителем столицы. Сейчас можно утверждать, что образ на гербе несет в себе информацию и об основной вере для народа России - о православии. Автор современного знака, украшающего знамены, печати, монеты - Евгений Ильич Ухналев. Сам художник родом из Санкт-Петербурга.

При создании нового образа национальной эмблемы он оставил основные элементы. Целостный вариант включает детали из разных эпох и подчеркивает многолетнюю и неразрывную связь событий российской истории. Внешний вид современного герба строго регламентирован законодательством.

Символизм цвета герба России: что значит красный фон

Окрас - самый яркий и в то же время простой способ подчеркнуть величие общего образа государственности. Только в 2000 году решили вернуть двуглавому орлу золотое оперение, подчеркивающее могущество и богатство великой страны. В благородном тоне заложен и другой смысл - он свидетельствует о справедливости и милосердии православной церкви.

Серебряный всадник указывает на благородство и чистоту происхождения, изображает особое стремление к правым делам, показывает борьбу за истину, желание достичь ее любой ценой.

Красное поле говорит о пролитой крови. Народ, населяющий российские территории, не жалел ее при защите родной земли. Красный - еще и мужество, любовь к Родине, знак многонациональности государства, где мирно проживают разные братские народы.

Но изображенный дракон или, как его еще называют, змей выполнен в черном цвете. Большинство геральдических специалистов склоняются к единой версии. Этот образ обозначает постоянные испытания в судьбе державы, вечную память и скорбь о невинных погибших.

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, - знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

Что еще почитать